Россия: города, достопримечательности Россия: города, достопримечательности Автопутешествия: зарубежные страны
Города Достопримечательности Где остановиться Где поесть Трассы
Поиск
Маршруты
Отчёты о поездках
Написать отчет
Фотографии
ЧаВо
Войти на сайт
Форум
Календарь поездок
<< Дек 2014 >>
ПнВт СрЧт ПтСб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Вход для партнеров
Rambler's Top100
За выдающийся вклад в развите туризма в городе Москве За активное продвижение туристских ресурсов регионов России
♦Где бывали:
Больше всех оставили отзывов:
   oyster (1707)
   Climat (1650)
   Istdus (1233)
   Бывший (1131)
   One of us (1119)
   nut50 (1065)
   Vorchun (1046)
   vadim (1011)
   DS.Molotkov (999)
   Natalja (997)

Крепость Высоцк

Высоцк (Ленинградская область)

N060 38.111, E028 34.364

Развалины крепости XIX века.
Адрес: г. Высоцк (10 км от Приморского шоссе)

Участник форума IPAAT:
Находится в городе Высоцк, на мысу Отрадный. Что бы попасть в Высоцк, надо выехать из Выборга по Приморскому шоссе, проехать километров тринадцать, свернуть направо перед Попово, пересечь две небольшие дамбы, связывающие остров Майский и далее остров Высоцкий с материком и проехать еще около семи километров. После въезда в город продвигаться прямо (не в смысле – по прямой, а в смысле – никуда не сворачивая с петляющей дороги), на развилке у памятника погибшим при штурме города в 1944 году морским десантникам свернуть правее и по проселочной дороге доехать до северной оконечности мыса Отрадный. Крепость будет вокруг Вас.
Эта крепость – то не многое, что уцелело от грандиозных морских укреплений Выборгского залива, начавших сооружаться еще при Петре I.
Хотя конкретно крепость Транзунд (или более правильно – фортификационный комплекс Транзундский редут) – одно из самых поздних оборонительных сооружений – возведено в лишь конце XIX века.
Если начать по порядку, то следует отметить, что город Высоцк был основан в начале XVIII века Петром I на самом крупном острове нынешнего Высоцкого архипелага как крепость, прикрывавшая Выборг с моря (первое же письменное упоминание о поселении в этих местах относится к 1532 году). Петр I назвал крепость по шведскому названию охраняемого ее пролива, по которому проходит центральный, самый главный и удобный из трех фарватеров, ведущих к Выборгу - Тронгзунд (Транзунд) («trang» - «узкий», «sund» – «пролив» - в самом узком месте полива его ширина составляет всего около 180 метров).
В 1918-1940 годах Тронгзунд, также, как и Выборг, входил в состав независимой Финляндии (в финляндскую автономию при Российской империи он входил с момента ее образования Александром I – в 1811 году), только под названием Уурас (от финского слова «uuras» – «старательный, трудолюбивый», Уурансаари - так тогда называли остров Высоцкий). И так же, как и Выборг, после победы СССР в Зимней войне, отошел к Советскому Союзу, вернув себе ненадолго историческое имя.
В августе 1941 года он был оккупирован финскими и немецко-фашистскими войсками, а освобожден в июне 1944 войсками Ленинградского фронта в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. В 1948 году, в честь Героя Советского Союза пулеметчика Кузьмы Высоцкого, погибшего здесь в 1940 году, архипелаг и остров переименовали в Высоцкий, а сам город - в Высоцк. Тогда же начали восстанавливать так называемый «внешний порт Выборга» – порт на острове Высоцкий (а уж после того, как недавно здесь построили суперсовременный нефтяной терминал, отбоя от судов нет).
Интересный факт, что перед восстановлением Сайменского канала, связывающего внутренние озера Финляндии с Балтийским морем, сам канал и небольшой островок Малый Высоцкий (Равансаари) аккурат напротив Транзундской крепости у России арендовала Финляндия (с 1962 года сроком на 50 лет). Очевидно в шпионско-оборонительно-навигационных целях. Может быть поэтому суда под финским флагом увидеть в проливе можно гораздо чаще, чем под российским.
Теперь о самой крепости. На отрезке пролива между современными мысом Южный острова Высоцкий и мысом Северный острова Крепыш в 1710 году русскими войсками были возведены первые береговые батареи против возможного подхода шведского флота на помощь осажденному Выборгу – именно о них говорится в донесении Ф.М. Апраксина Петру I от 21 марта 1710 года: «Место, где быть шанцам для неприятельского приходу морем, нашли зело крепкое и узкое». 8 марта обе батареи салютовали русскому флоту ведомому Петром I из Кронштадта, а 16 мая преградили путь шведскому флоту. К сожалению, от тех первых батарей в наше время и следа в буквальном смысле слова не осталось – можно только предполагать, где конкретно они размещались.
В связи с началом очередной шведско-русской войны в середине XVII века в районе Транзунда планировалось «построить сильную крепостцу», однако проект не был реализован – основные строительные работы переместились на Пильский и Ниемильский проливы.
И во время Крымской войны Транзундский пролив оборонялся полевыми батареями, установленными не на острове Уурансаари (Высоцкий), а на его северном берегу - на острове Равансаари (Малый Высоцкий), поскольку Уурансаари считался неподходящим местом для возведения укреплений из-за их уязвимости при атаке с суши и, кроме того, тамошняя батарея «по свойству местности не могла бы продольно обстреливать Транзунд».
При очередном пересмотре тактики обороны Выборга и перепланировки морских позиций Выборгской крепости, про мыс на острове Уурансаари вновь вспомнили - в начале 1860-х годов здесь и был организован один из важных узлов обороны пролива, получивший название Транзундский редут.
Строительные работы начались в 1864 году на высоком скальном холме, где вдоль берега вытянулись складские строения лесной биржи, которые было решено перенести.
Схема укрепления в плане представляла неправильный пятиугольник с земляными валами и рвами, облицованными гранитными блоками, по четырем его сторонам и открытой тыльной частью. Основой вооружений редута стали три артиллерийские батареи, расположенные по четырем сторонам пятиугольника – Верхняя, Нижняя – для защиты с воды, и Уступчатый фас – для защиты с суши. Кроме этого в крепости (прямо в скале) были сооружены и вспомогательные помещения – казармы, сводчатые пороховые погреба, провиантские склады, ворота, а также и ряд деревянных строений вне ее стен (у пристани) - артиллерийские склады, караульный, офицерский и телеграфный дома. Основное строительство завершилось в 1867 году, а в 1868 году Транзундский редут был вооружен тридцатью самыми современными на тот момент орудиями – дальнобойными нарезными, береговыми, морскими, бомбовыми и пр.
В 1870 году были проведены работы по устройству внутренней дороги, начинавшейся от пристани на самой оконечности мыса и соединявшей все части укрепления, а сам редут подвергался перестройке/достройке вплоть до конца 1870-х годов. Тогда же огневую мощь крепости усилили новыми изобретениями – дальнобойными орудиями образца 1877 года и двухорудийными мортирными батареями. Кроме этого выход из пролива рядом с редутом частично был перегорожен ряжевыми заграждениями, а в военное время перекрывался полностью металлическими цепями.
В 1880-х годах в ходе выработки новой концепции обороны Балтийского побережья, Транзудские укрепления (имеются ввиду все крепости и редуты, защищавшие Транзундский пролив) вновь оценивались как малоэффективные ввиду их большой растянутости и плохой тыловой защиты. В результате было принято решение об их упразднении и разоружении.
Однако Транзундский редут сохранял свое боевое значение в 1900-1910-х годах, в том числе и в ходе Первой мировой войны, но в боевых сражениях за всю историю своего существования так и не участвовал…
Может быть поэтому, а скорее потому, что не всяк турист сюда доберется (а в советское время прилегающая акватория вообще имела особый приграничный статус), а местные жители уже давно все излазили и им теперь не очень интересно, крепость эта сохранилась весьма неплохо и, к тому же, не изгажена. Пушки и порох, разумеется, убрали, зато все кирпичные казематы и гранитные валы-рвы по-прежнему стоят себе преспокойненько. Можно даже забраться внутрь этих самых казематов, что бы убедиться, что их кирпичная кладка 150 лет простояла и еще запросто столько же простоит – так прекрасно она сохранилась (только смотрите под ноги – деревянные настилы полов тем не менее сгнили, образовав ямы, кое-где присыпанные мусором). Если же Вы вооружитесь фонариком, то бродить Вам под скалой по кирпичным коридорам крепости – не перебродить…
В настоящее время часть редута со стороны города неплохо обжита (например, в одном из бывших погребов устроили гараж), а укрепления со стороны Транзундского пролива (как и сам пролив с видом на противоположный «финский» остров) часто используются в качестве натуры стайками начинающих художников.
P.S. Транзундский (Высоцкий) архипелаг знаменит еще и тем, что в 1897-1898 и 1902 годах он служил полигоном для испытаний Александром Поповым его аппарата-грозоотметчика (он же беспроволочный телеграф) – к тому времени уже практически готовой радиостанции.
Крепость Высоцк (Высоцк (Ленинградская область)) Крепость Высоцк (Высоцк (Ленинградская область)) Крепость Высоцк (Высоцк (Ленинградская область))

Посмотреть фотоархив (3 фотографий) в разделе Крепость Высоцк: фотографии

Трассы, проходящие рядом с объектом Крепость Высоцк:

  А123 Приморское шоссе

Отзывы посетителей

Анастасия
Участник форума Анастасия
оценка: 4 (4-08-2011)
Спасибо Чернушке за описание проезда. Иначе-бы, поздно вечером, просто не нашли бы.. Отдельные остатки крепости, все, что изображено на фото - помотрели. А место очень красивое, если смотреть в сторону залива!!Простор....
Валерий
gawr72 @yandex.ru
оценка: 5 (24-07-2011)
С 1982 года отдыхаю в Щербаках и Пихтовом. Раз в год обязательно посещаю Высоцк.Считаю этот городок одним из самых уютных и тихих. Очень люблю это место!
Михаил
glazunov.michael@mail.ru
оценка: 5 (23-02-2011)
Планируя вторую поездку в Выборг к 300 летию взятия Выборга войсками Петра Первого очень хотелось взгянуть на Тронзундский пролив. Место очень живописное. Точка расположения крепости, как и подобает, находится на господствующей высоте. Стоя на этом месте "видятся" корабли швеской эскадры, тщетно пытающиеся прорваться к осажденной крепости Выборг. Жаль что в этих местах негде перекусить и остановиться на ночлег. Рекомендую к осмотру любителям истории и ценителям красоты карельского перешейка.
Юля

оценка: 4 (21-08-2008)
А я там жила!
Очень-очень красиво тихо и спокойно!
Если будете в наших краях, обязательно заезжайте!
Было очень интересно прочитать страничку истории!
Спасибо!
Андрей
2340076@rambler.ru
оценка: 4 (5-07-2008)
Думаю, что укрепления можно назвать неплохо сохранившимися. Просто по своей структуре они малоприметны, нету высоких стен и всего такого. ТЫ поднимаешся на холмик, спускаешся с него и только тогда соображаешь, что это обсыпка казематов.
Boris
Участник форума Boris
оценка: 4 (27-09-2007)
Были летом 2007.
Бесформенные земляные насыпи, несколько гранитных стенок, несколько дверей и сводов, которые уже закрыты решётками с замками.
Может быть, любителям военной тематики будет интереснее.
Зато природа ну очень красивая - проливы, острова, всё цветёт и пахнет. Народу мизер.
В общем, разок точно надо заехать.
IPAAT
Участник форума IPAAT
оценка: 3 (24-08-2006)
Эта крепость – то немногое, что уцелело от грандиозных морских укреплений Выборгского залива, начавших сооружаться еще при Петре I.
Сонный мыш
dimaonline@yandex.ru
оценка: 4 (14-05-2006)
Сегодня вот туда съездили. Размеры очень впечатлили. Да и природа сама тоже. Уточняю немного маршрут, после памятника направо, потом в своеобразные ворота (голубого цвета), а за ними можно прямо (к маяку), а можно по грунтовке направо к заливу, хотя по сути там залив кругом.
Чернушка
Участник форума Blacky
оценка: 4 (3-02-2006)
Чтобы найти крепость, пришлось поплутать, спросить местных жителей. Даю правильный маршрут – въехать в город и никуда не сворачивать, даже после знака «Конец главной дороги», свернуть направо только у памятника погибшим (десанту). Грунтовка пойдет вниз к заливу. Справа сможете разглядеть стены. Выходите, бродите, наслаждайтесь. Вот уж не знаю, кто назвал эту крепость хорошо сохранившейся. Но надо отдать должное – размеры впечатляют. Есть где побродить, полазать.

 Оставить свое мнение:
Просим оставлять только личное мнение о посещении или исправление информации.
Вопросы, комментарии к отзывам других посетителей - пожалуйста, на форуме.
Имя: 
 Если Вы хотите, чтобы отзыв был подписан "участником форума",
надо войти на сайт.
Эл. адрес: 
Оставить отзыв: 
Оценка:
Никогда больше сюда не поеду! (1)
Если уж совсем делать нечего (2)
Могло бы быть и лучше (3)
Неплохо, очень неплохо (4)
Обязательно надо посетить! (5)

Автопутешествия по России
Города Достопримечательности Где остановиться Где поесть Дороги
Зарубежные страны

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru