Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 08/2010

По маршруту: Волхов, Старая Ладога, Петрозаводск, Кондопога, Кемь, Соловки, Беломорск, Гирвас, Марциальные воды, Санкт-Петербург, Пушкин

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Стать севера

Где по земле, белым саваном стелется небо,
Где до огня, километры нехоженых троп,
Я проходил, оставляя апокрифам небыль,
Боль рваных струн да сумятицу брошенных строф.

Как взнуздала Русь
Рукавами рек
Кочевой восток
В седлах запада.
В поводу вела
По распадам снег
Смуту остужать
Солнцем за полночь.

В синь Онеги да Ладоги,
В мед брусники да клевера,
В радость ливня и радуги
Крестит мир стать Севера

Константин Кинчев


Идея этой поездки задумывалась еще давно - со времен очень удачного перехода через карельский перешеек по А129 Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала в августе 2009г. Тогда сразу стало понятно – что если сказал “А” (были осмотрены Рускеала, порог-плотина Рюмякоски, Валаам, Корела и т.д.) – то нужно сказать и «Б» (посетить Петрозаводск, Кижи, Кивач, плотину в Гирвасе, Марциальные воды, беломорские петроглифы, Соловки, а также ДЕТАЛЬНО(!) осмотреть Екатерининский парк в Пушкине). «Говори, да не заговаривайся»- была определенная вероятность, что наш поход на Соловки может вовсе не состояться, тем не менее, мы решили забронировать заранее места во всех гостиницах на пути следования за 2 месяца до начала движения, и наметить дату выезда- 31.07.10. Была также вероятность, что в колонне появится вторая тачка с не очень опытным водителем и пассажирами, что, с одной стороны, не очень радовало. Но события сложились так, что покорять Соловки остался один неизменный и надежный( да, именно так!) пожиратель автострад – ТАЗик 2113 2006г.в., проверенный на различных маршрутах. Тачка более чем подходящая для дальних путешествий - широкие «ворота», простор спереди, глухая тонировка, особо актуальная этим аномально жарким летом, и если уж что-нибудь с ней произойдет в дороге – разберем и соберем быстро с закрытыми глазами, как автомат Калашникова. В кабине два «романтика с большой дороги» за рулем - я и жена - штурман со стажем. Типичная предвыездная суета - заменено масло, тормозуха, свечи, протянуты все хомуты, проверены натяги ремней, обута свежая резина Continental на литье, финишная балансировка, завалили кастор, избавились от штатных седел -стоят ортопедические удобные, но жесткие спортивные ковши, взяли в дорогу побольше инструмента, диагностическое оборудование и много запчастей. Вещи, карты, описания с www.autotravel.ru собраны за день до выезда согласно штатному списку автотрэвэльщика.

30.07.10 вечер 23-30 выезд из Москвы. Едем сегодня до п. Березки (Солнечногорский р-н).- ночуем на даче. Выезжали по Пятницкому ш. т.к. в районе Шереметьево по М10, как известно, идет ремонт путепровода. Первая поломка – на МКАД на заправке BP заела крышка бензобака - пара приемов монтировкой спасла «отца русской демократии» - крышка отправилась в мусорный бак, а из багажника была поставлена запасная, в запасе осталась еще одна. Хорошее начало. Доехали до дачи в 2-00. легли спать.

31.07.10- 12-00 старт из Березок. Потолкались в пробках в Солнечногорске. Едем до д. Ильятино(Граница Тверской области) т.е. до второй дачи - это порядка 350 км по М10. Ленинградка стала хуже после весны и жары- появились огромные колеи и волны- особенно на медненской объездной и в районе моста через Волгу. Расширение трассы в районе Торжка идет полным ходом - вырубают лес - жалко… был хороший живописный, но напряженный участок дороги с посредственным покрытием- не давал заснуть за рулем

В остальном – ничего нового.. Летим, в динамиках гремит музыка, особенно часто попадаются песни группы Алиса. Заправляемся на Лукойле в районе Куженкино и примерно в 17-30 приезжаем «на базу №2» - жара… надо было бы проехать до Питера- т.к. завтра будет не равномерно больший перегон до Петрозаводска- порядка 800км… но сил нет- идем на чистейшее озеро купаться, гулять. Побрызгались до вечера. Легли спать.

1.08.10- встаем в 7-00, выезжаем дальше. М10 пустынна- грузовых почти нет, водилы спят. Едем быстренько – 120-130 км вне населенки, 90-100 по «белому фону». В Крестецком районе дорога по прежнему бодрит буграми и волнами, а на объездной Новгорода мешает коврик под педалью газа - летим в левом ряду. Съезжаем с объездной, заливаемся до полного бака на АЗС-28 "Сургутнефтегаз", 537 км. тр.М10, д.Тютицы, то что не влезло- заливаю в 10 литровую канистру про запас для участка Петрозаводск-Кемь.
Съезжаем в с.Зуево на А-115. Едем до Киришей с ветерком. Штурман щелкает…. Не только фотиком и мы уходим в неверном направлении - отклоняемся от маршрута и оказываемся в д. Будогощь. Опрашиваем местных, понимаем что ошиблись, возвращаемся назад в Кириши, перед постом ГАИ уходим параллельно Волхову. Перепробег = 50км. Едем. Дорога портится - волны, дыры, ж/д переезды. Трафик приличный.Ползем. Въезжаем в Волхов. Едем по мосту через ГЭС- первую ГЭС в стране.Вышли на мосту, сделали пару снимков и вперед.

Курс на Старую Ладогу и М18. Хочется есть. Въезжаем в Ладогу. Идем в кафе Ладожское подворье. 2 балла. Принесли холодный рыбный суп, салат с переизбытком острейшего соуса, приборы не меняют, руки помыть нечем, чайники с отбитыми носиками. Вообщем, как транзитная забегаловка – но сойдет.

Поели и поехали, т.к. в Старой Ладоге нагулялись уже в прошлом году.

Выскочили на М18 в районе Иссад. Дорога хорошего качества- идем 120-130 км/ч, 110 на белом фоне. Без проблем доезжаем до моста через Свирь. Фоткаем на ходу, мост ремонтируется, организовано реверсивное движение.

Дальше почти до границы Ленобласти идет убитый участок дороги.

И вот щиток- Республика Карелия. Машину не вталкиваем- едем так… тачка и так не должна подвести. Далее до Петрозаводска- дорога хороша- прям финское шоссе и красивые виды- просторы лесов, сосны, барханы песка.

Доезжаем до Петрозаводска примерно в 19 часов. Поплутав по городу, находим Прионежский клубный отель. Вселяемся в номер, ставим авто на стоянку. В отеле хорошие номера с кондеем, отделка - не подкопаешься, сантехника- отлично, на этажах wi -fi, кондеи, холодильники, плазма в номерах. Цена нормальная. 2-х местный номер 2600 руб. Довольны. Рядом набережная через 50 метров. Малый рейтинг на сайте не соответствует реальности. Идем гулять по набережной.
Набережная понравилась - скульптуры вносят определенное разнообразие.

Особенно понравилась скульптура рыбаки

. Очень понравился памятник Петру – я бы сказал что он наверное самый лучший из увиденных вариаций.

С инициативой установки памятника выступил начальник Олонецкой губернии Г.Г.Григорьев в 1871 году. Первоначально памятник был установлен на Круглой площади ( ныне площадь Ленина).
В послереволюционные годы ( до 1933 г. ) памятник был снят с площади, а в 1940 году вновь установлен на Заводской площади ( у бывшего Государственного краеведческого музея, ныне собора Александра Невского). В 1978 году памятник перенесен на Онежскую набережную, в район речного вокзала. Подошли к кассам «Турхолдинг Карелия», посмотрели расписание до Кижей (билеты бронировали заранее в пути на Петрозаводск) и пошли искать пищу. Местные жители на вопрос «Какой у Вас самый вкусный ресторан?” – ответили Кивач
Хорошее место. Цена соответствует качеству. Блюда нормальные. Обстановка приятная. Жители города советовали это место как весьма неплохое. Работает круглосуточно- что очень важно, т.к. мы пришли уже почти в 23-00.
Поели, прошли через набережную до отеля и легли спать.

2.08.10
Встали в 8-00, пошли на причал, брать билеты на комету на о.Кижи.

Заплатили по 1950р за человека и пошли завтракать в «Кивач».
Выплыли из Петрозаводска в 11-30. Онежское озеро очень напомнило поездку прошлого года на Валаам по Ладоге. Сверкающая гладь, редкие островки на горизонте.
Если я не ошибаюсь – комета идет до Кижей около часа. Плывем, щелкаем фотиками выходя на открытую площадку кометы. Причаливаем, сходим на берег и идем к церкви с экскурсией. 22-главая церковь нуждается в ремонте - сейчас она законсервирована, стоит в аварийном состоянии, стянутая железными швейлерами и распорками.

Но все равно очень интересно. Зашли внутрь других строений на острове - осмотрели обстановку того времени.

Послушали про систему пожаротушения - в церкви стоят датчики дыма, а по периметру погоста автоматы для подачи воды. Церковь уникальна - построена без единого гвоздя. Хотя это утверждение на самом деле ошибочно - чешуйки на куполах прибиты гвоздями. Вообще нам повезло с экскурсоводом- рассказывала очень интересно, и именно поэтому поездка на о.Кижи оставила много приятных воспоминаний. Если приплывать на остров без экскурсии - было бы не так интересно. Комета отходит через пару часов - мы сами погуляли немного по острову и пошли к причалу. Вернулись в Петрозаводск примерно в 17 часов. На набережной купили сувенир – картину из карельской березы. Отнесли в номер вещи, передохнули и пошли обедать (или уже ужинать). Решили заглянуть в Карельскую Горницу. Красиво оформленные залы, стилизованные под карельские темы - то стены с петроглифами, то комната купеческого дома. Разрекламированный ресторан, чрезмерно вежливый персонал.
Еда хорошая, вкусная. Местная кухня- уха, рыба, настойки и т.д. Но ценник тоже будь здоров! На двоих за пару блюд отдали 1700р. Если бы не остановились и поели сытно - счет бы легко перевалил за 4000-5000р. Порции не я сказал чтобы слишком большие. Вообщем - есть можно- только осторожно:)- Как красную икру. Поели и уже к вечеру пошли в номер.
3.08.10
Встаем примерно в 7. Собираемся и выезжаем. По пути завтракаем в «Киваче», Заливаем полный бак и канистру на 10л на Лукойле и выходим на М18 в направлении Мурманска.
Дорога ремонтируется, кладут свежий асфальт. Уходим под мост по указателю на Кондопогу. Проехав город насквозь, спрашиваем, как проехать к Успенской церкви. Нам объяснили, и мы двинулись в нужном направлении.

Деревянная церковь XVIII в. высотой 45 метров находится на отшибе на берегу озера - вход платный - порядка 80 рублей.

Успенская церковь является одной из самых высоких деревянных церквей не Русском Севере. Внутри очень красиво. Несомненный интерес представляют сохранившиеся интерьеры церкви. Выразительным архитектурно-конструктивным элементом трапезной являются два массивных столба-опоры с фигурными полукруглыми кронштейнами, поддерживающие продольные брусья потолка. Эти резные, окрашенные в яркие цвета столбы, задают тон всему интерьеру трапезной. Особый трогательный облик убранству трапезной придают висячие лавки, декорированные резными подзорами и маленькие оконца, сохранившие свой первоначальный облик.
В художественном оформлении храма главную роль играет огромный пятиярусный иконостас с иконами конца ХVШ - начала ХIХ вв. В центре – ведущие в алтарь царские врата. По сторонам у стен отдельно стоят клиросы с резными рамами для икон.Потолок в храме выполнен в виде 16-ти частного «неба», в центре которого изображена фигура Христа перед престолом в облачении священника, а на боковых фрагментах - ангелы.
В целом от этого места прямо веет стариной и святостью. Однозначно надо заезжать. Вообще в путешествиях я не сильно люблю посещать церкви, но эта произвела на меня сильнейшее впечатление.
Сделали пару фото на берегу и поехали назад на трассу.
Следующий пункт остановки – Кивач. Сворачиваем по указателю с трассы. Едем по дороге через лес. На въезде шлагбаум. Платим за проезд с машины. Паркуемся, идем смотреть. Ну что тут сказать – туристов море. Но и виды хороши. 2 порога, достаточно мощный водосброс. Водопад надо видеть своими глазами. Этакий маст хэв туриста!

Хотя впечатления от посещения были несколько сглаженные, так как до этого были на пороге Рюмякоски на реке Тохма в окрестностях Сортавалы. Но все равно очень красиво.

После просмотра купили сувениры в лавке на парковке, посмотрели музей природы рядом и поехали к трассе. Движемся в сторону Кеми, т.к. в Рабочеостровске в «Причале» забито место на ночь и билеты на судно Василий Косяков до Соловков.
Не знаю что хорошего нашли автопутешественники в трассе М18 после Петрозаводска - сплошные волны- больше 120 особо не пойдешь- машина летает, кругом однообразный лес да топи- можно заснуть разморенным солнцем.
Только в районе Медвежъегорска дорога идет через скалы - красиво- все останавливаются сфотографироваться.

АЗС не много – поэтому и взял канистру. В основном ТНК. Получился большой расход АИ 92 на перегоне до Кеми - полный бак ушел быстро- обычно его хватает, что долететь из Москвы до Спб. Сделали перекур около поворота на Сегежу и помчали дальше. И вот поворот на Кемь- справа Подужемская ГЭС на реке Кемь. Едем в сторону города. Проезжаем город насквозь и все время держимся главной дороги. Появляются очертания моря- лодки, плавающие бревна, обшарпанные дома барачного типа - мы въехали в Рабочеостровск. Еще пару минут пути, и мы упираемся в шлагбаум на парковке гостиницы «Причал». Идем оформляться – парковка и гостиница забита битком- всех не «бронированных» отшивают.

Оформляем номер и билеты на завтра на Соловки и обратно и заходим в гостиницу. Номер дачно-совкового типа - на полу обшарпанный линолеум, краны текущие, дверь в уборную не закрывается – вообщем, порт перевалки, не более. Сойдет.
Кинули вещи, убрали лишнее в машину, пошли ужинать в кафе при гостинице. Брали рыбные блюда- палтус, уху. Поели и пошли смотреть причал и декорации фильма «Остров».

Церквушка не работает - закрыта на замок.

Походили вокруг, и пошли в номер.

4.08.10.
День отъезда на Соловки. Просыпаемся утром в 6-00. Быстро завтракаем в кафе при гостинице и идем на причал.
Оделись тепло- защитные куртки и штаны.
Сначала на Косякова запускают организованные туристические группы, затем людей с билетами, а в последнюю очередь – остальных( покупают проезд на месте).

Отплыли. Пейзажи великолепные. Море действительно белое - плыли в утренней туманной дымке.

Чайки летают прямо над головой на расстоянии метра.

Расстояние до Соловков судно преодолевает за 2,5 ч (отплытие в 8-00, посадка в 7-30). И вот в туманной дымке появляются очертания Соловецкого кремля. Красивое зрелище!

«Звоны над синей водой
в лучах
живут.
Брызгами солнца летят,
поют...»

Причаливаем, на причале нас ждет сотрудник конторы «Помор-Турс». Садимся в УАЗ-буханку и едем в гостиницу. Номер был забронирован в «туркомплексе Соловки». Забронировали самый дешевый номер в коттедже №3 с 4 по 7.08.10 с продлением проживание после расчетного часа. Коттедж №3 - самый аскетичный из всех и в нем в основном останавливаются паломники. Зато сэкономили- за четверо суток получилось 3820р. Как оказалось- правильно сделали- т.к. номер использовался только для хранения сумок и ночевки.

Скинули вещи, и пошли в поселок. ТК Соловки распложен примерно в 2-х километров от кремля- шли полчаса. Пришли в поселок, поели в Кафе "Кают-компания". Кафе- типа столовой. Ели там все время. Обед на двоих обходится примерно в 650 рублей.
Блюда брали в основном рыбные. После обеда пошли к переговорному камню.Дорога к нему очень живописна- она идет через лес, периодически открываются изумительные виды на бухточки Белого моря.
Переговорный камень находится в 2-х км от поселка на берегу моря по дороге на мыс Печак. Этот памятный знак — каменная плита с надписью — была установлена в 1856 г. на месте переговоров архимандрита Александра с парламентерами англо-французской эскадры, осаждавшей монастырь в 1855 г. Надпись на гладкой поверхности гласит: «<…> Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н. <…> по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков <…> После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь <…> служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны <…>. В ту неделю 3 дня пост строгий был в обители и скитах и господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А. А.».
Дело в том, что английская эскадра, нуждавшаяся в свежем провианте, требовала выдать в ее распоряжение монастырский скот. Переговоры завершились твердым отказом архимандрита Александра, и военные суда покинули Соловецкий берег.
Следует заметить, что надпись на камне в солнечную погоду почти не читабельна. Я помочил ноги в море, посидели, отдохнули и двинулись обратно в поселок.
На 16-30 была намечена экскурсия по Кремлю.

Сбор около экскурсионного бюро. Около 5 га составляет площадь Соловецкого Кремля. Она ограждена стенами, имеющими вид пятиугольника, вытянутого с севера на юг. К западной стене подступает море, к восточной — озеро. Лишь северная и южная стены оказываются открытыми с суши. Соловецкий Кремль — редкое по красоте и совершенное в инженерном отношении сооружение по праву считается чудом строительного искусства. Редкий путешественник не задаст себе вопроса: как на огромную высоту были подняты валуны-великаны, какая сила помогла монахам воздвигнуть вокруг обители мощные стены монастыря-крепости? Ведь это была самая могучая и надежная крепость на всем русском Севере. О богатстве соловецкой Оружейной палаты сохранились подробные сведения. Архитектурную законченность и удивительную силуэтную выразительность всему облику Соловецкого Кремля придают его башни.
На территории Кремля находится ряд архитектурных памятников первостепенного историко — художественного значения.

На территории Соловецкого Кремля различаются 4 планировочных комплекса: центральный соборный, окружающие его прямоугольник жилых и хозяйственных построек, южный двор с мельницей и расположенный в северной части Кремля бывший монастырский тюремный острог. Комплексы различны по своему внешнему облику и назначению, по времени своего создания и своей историко — архитектурной ценности. Главным ядром застройки Соловецкого Кремля является соборный комплекс. Он вместе с башнями определяет его силуэт, в его состав входят такие великолепные сооружения, как Спасо — Преображенский собор и Успенская церковь с трапезной и келарской. Они производят поразительное, неизгладимое впечатление. Жемчужина Соловецкого Кремля — трапезная палата. Нет ничего удивительного, что она затмевает примыкающие к ней помещения не мерами своими, а удивительной пластичностью, художественной законченностью. Трапезная — архитектурный шедевр высшего ранга. Сооружение Успенской церкви и трапезной палаты еще только подходило к окончанию, а игумен Филипп Колычев уже был захвачен новым замыслом — строительством главного храма монастыря. Необходимо было предпринять строительство нового собора, который бы по грандиозности и великолепию отвечал значению монастыря и его далеко распространившейся по Руси славе. И этот замысел удался. Преображенский собор Соловецкого монастыря принадлежит к числу самых выдающихся шедевров русской архитектуры ХV1 века, является сооружением уникальным, не имеющем аналогов в отечественном искусстве.
Построенная позже галерея объединила в общий ансамбль с главными постройками монастыря и другие части соборного комплекса: колокольню, Никольскую церковь с помещениями ризницы и монастырской библиотекой и Троицкий собор.
В южном дворике располагались важнейшие хозяйственные службы, среди которых мельница, сушило и зернохранилище занимали особо важное место.

Первый ярус сушила, помещения, находящиеся ниже уровня земли, выполняли зловещую функцию: здесь находились страшные казематы, настоящие каменные мешки, в которых содержались узники монастырской тюрьмы.
С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. В приговорах писалось: «Посадить его (то есть заключённого) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным».
В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. для узников построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.
В 1920-30 годы здесь распологался СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения.
В 1923 году на Соловецкой колокольне произошёл большой пожар, причём такой силы, что некоторые колокола даже оплавились. Одно из стекол оплавилось, в результате чего получилась фигурка в форме слона. Говорят это был знак того, что ожидает кремль в будущем.
Сгорел длинный шпиль колокольни. Администрация лагерей не стала проводить реставрацию и вместо сброшенного креста над куполом колокольни решила установить сваренную из металлических конструкций звезду. В 1985 году звезда была снята и теперь хранится в Соловецком музее. В 2003 году началась полномасштабная реконструкция шпиля колокольни. В 2006 году реставрация верхней части колокольни была звершена. С полностью восстановленного шпиля были сняты леса и водружён новый 4-метровый титановый крест.
Экскурсия довольно длинная, длится почти 3 часа. Половина рассказа про монастырь – немного утомительно. Но когда проводят через башни, трапезную, казематы, некрополь- становиться крайне интересно.

Теперь могу с уверенностью сказать - Соловецкий кремль- самый красивый из увиденных мною.

После экскурсии решили зайти в ресторан гостиницы "Зеленая деревня - Соловки". Местный аналог петрозаводской Карельской Горницы. В плане цен! Легчайший (в плане количества еды) ужин на двоих обошелся в 1700р. Персонал с напускной чрезмерной услужливостью – аж противно. Элементарных блюд (картошка, салат) ждали час. Вообще надо сказать, что впервые попав на Соловки мы еще не знали повадок здешних «авантюристов» туристического а также гостиничного бизнеса, и питали по отношению к ним определенные иллюзии. Однако некоторые последующие моменты грубо их развеяли.
Полуголодные после посещения Зеленой деревни мы пошли к кремлю и далее на Филипповские садки.

На садки шли по карте- по дороге на Секирную гору, на развилке свернули. От кремля где-то около 3 км.
Этот искусственный водоем назван в честь его устроителя – игумена Филиппа Колычева. Садки представляют собой несколько прудов, где содержали и разводили выловленную в море рыбу. Из-за капризов погоды монахам не всегда удавалось рыбачить успешно, а садки позволяли при необходимости быстро доставить свежую рыбу в монастырь к столу. Садки располагались вдоль берега моря и отделялись от него дамбами, которые фильтровали морскую воду. Сегодня хорошо заметны дамбы большого пруда, состоящие из нешироких (1–2 м), но длинных валунных перемычек. Самая крупная дамба (150 м в длину и 2,5 м в высоту) отделяет пруд от моря. Другая, значительно ниже, перегораживает пруд посередине, отделяя его глубокую часть от мелкой. Однако дамбы полуразрушены, а пруды из-за поднятия суши, происходившего на протяжении 400 лет, сильно обмелели.
На закате посмотрели красивейшие пейзажи берега Белого Моря! Уставшие- пешком пошли в гостиницу. Несмотря на поздний час - было около 11-30. было очень светло- только сумерки спускались, хотя в Москве в такое время обычно уже темно.
Зашли в бар при гостинице часов в 12-00 попили чая и минералки. Бутылка 0,5 л аква-минерале стоила 90 (!) рублей. Я считаю, что это наглое паразитирование на том, что уставший человек не пойдет до поселка и обратно 4 км. Это беспредел, здесь туристов обдирают как липку! Хочу заметить, что я не скряга, мне просто «за державу обидно». Ладно.. проехали.

5.08.10
Проснулись в 8-00. Пошли на завтрак, включенный в стоимость номера.
Получили по шлепку непонятной жижи-каши, яичко, бутерброд, чай.
Поели, пошли к экскурсионному бюро. Сегодня запланированы экскурсии по озёрам и каналам Бол.Соловецкого острова, в Ботанический сад и Остров Большой Заяцкий. Сначала едем на автобусе до лодочной станции, далее по малому кругу по озерам и каналам на лодках 4,5 км, затем пешком до Ботанического сада и возвращяемся в поселок. По каналам и озерам плыли примерно час.

4 человека в лодке, попадем из одного озера в другое, встречаются разбитые и затопленные пристани.

На одной из них мы сели на мель, снимались минут 10. Чтобы не заблудиться, на маршруте установлены указатели. По прибытию на конечный причал искупались. Ботанический сад понравился жене- я же отнесся нему спокойно.

Он мне немного напомнил сад при монастыре на Валааме. Понравилась аллея друзей Соловков. Там видно кто из известных людей посещал Соловки. Например - в Ботаническом саду Принц Уэльский посадил саженец пихты Сибирской на аллее Друзей Соловков и оставил запись в книге почетных посетителей.

После экскурсии поехали в поселок.
Поели, и отправились с экскурсией на катере на Остров Большой Заяцкий.
На острове смотрели "лабиринты", церковь Андрея Первозванного, монастырскую гавань времён игумена Филиппа и амбар.

В августе 1702 г. произошло одно из самых ярких событий в истории Большого Заяцкого острова: его посетил Петр I, распорядившийся о строительстве деревянной церкви в честь своего небесного покровителя – Андрея Первозванного. Эта церковь стоит и поныне. Потом он отпустил корабли в Архангельск, а сам на двух яхтах - "Святой дух" и "Курьер" поплыл в юго-западном направлении и встал у большой поморской деревни Нюхча. Отсюда в глубокой тайне он начал строить "государеву дорогу".

Ее вели согнанные из приморских сел крестьяне и солдаты. Шла она через леса, реки, холмы и болота. Просеки устилались гатями. По ним от Белого моря к Онежскому озеру волоком протащили корабли, спустили на воду. Суда прошли до Ладоги и нанесли удар по крепости Нотебург, позднее переименованной в Шлиссельбург. После падения крепости русские освободили от шведов весь бассейн Невы, и Петр обосновал на ней новую столицу России.
Остров понравился. Кругом бескрайнее море, лабиринты древних саамов, природа очень необычная – карликовые березки, изумительные виды на горизонт.



Недалеко от церкви установлен крест участниками Соловецкой регаты.
После возвращения с острова пошли в сторону гостиницы и зашли на Филипповскую пустынь.
Пустынь названа в честь святителя Филиппа (Колычева), игумена Соловецкого монастыря с 1548-го по 1566-й год, который удалялся сюда из обители для уединенной молитвы, будучи еще простым иноком. Пустынь находится в двух верстах к востоку от монастыря.
Во времена Соловецкого лагеря в Филипповской пустыни был организован заповедник для разведения пушных зверей, затем – Химическая лаборатория. В 1928 году здесь работал узник Соловецкого лагеря священномученик Иларион (Троицкий), в 1934-1936 годах – священник о.Павел (Флоренский).
В настоящее время в Филипповской пустыни монашествующие не проживают. На месте утраченного храма установлен Поклонный крест. Недалеко от него находится Святой источник.
Усталые и довольные добрались до койки в номере.

6.08.10
После завтрака (как потом выяснилось, что он не был включен с стоимость номера- знали бы- не ели) отправились с экскурсией на Секирную гору.

Информации по ней на сайте прилично, поэтому не буду повторяться- прошло все нормально, экскурсия понравилась.

После этого мы взяли велосипеды (80р/час) и поехали на дамбу на о.Муксалма. По пути было 4 места, где пришлось тащить велосипеды на себе через гати на болоте. Болота были подсохшими благодаря жаркой погоде.

Дамба оставила очень яркое впечатление. Поражает объем проделанной работы!!

Вокруг красивые виды на море. Дамба была сооружена для того, чтобы обеспечить постоянные, не зависящие от погоды и прочих обстоятельств коммуникации между островом Муксалмой, где издавна находилось монастырское стадо, и Большим Соловецким островом.

Начало этой работы относится к 1827 году, современный же вид дамба получила в 1865 году, когда она была достроена.
Ее кладка, имеющая в основании 7—8 метров ширины (средняя ширина проезжей части составляет 5—6 метров), состоит из огромных валунных блоков, засыпанных песком. Трасса дамбы имеет пять изгибов, среди которых есть весьма крутые. Но извилистость, «змеевидность» трассы связана не только с этим: ее углы служат узлами прочности всего сооружения, выполняют роль ледорезов и волнорезов. Кроме того, центральная часть дамбы ограждена с обеих сторон (и с севера, и с юга) далеко выступающими в море мощными нагромождениями камней. Один из участков дамбы представляет собою мост: сквозь кладку проделаны ворота, через которые и происходит обмен -вод обеих частей морского пролива, разделенных стеною дамбы. Выйдя на берег Муксалмы , мы попадаем на дорогу, тянущуюся через мелколесье к поселку, расположенному приблизительно в километре от дамбы. Пройдя по дороге через небольшой березовый перелесок, попадем в расположение бывшего монастырского скотного двора.

В первой трети ХIX века двор неоднократно переустраивается, за счет осушения болот и вырубки леса увеличивается территория пастбища. В 1829 году от монастыря сюда переносится старая деревянная Онуфриевская церковь, получившая название часовни Власия. В середине столетия она была переименована в Рождественскую, а после строительства в 1876 году каменной церкви Сергия Радонежского перенесена на остров Малая Муксалма . Каменная церковь (сейчас не сохранилась) была построена по проекту архангельского архитектора Кармина и представляла собой скромное сооружение, состоявшее из прямоугольного в плане объема, полукруглого алтаря и паперти, над которой возвышалась небольшая колокольня. По своему облику она была близка савватиевской церкви. Сейчас на этом месте стоит крест
Из существующих ныне сооружений старшими по возрасту являются сохранившие лишь стены каменные скотобойня с баней. Расположены они в северной части комплекса. Это единое невысокое, выложенное из кирпича и валуна здание было построено в 1839 году и имело два помещения: в одном располагалась скотопойня «с теплой кладовой», в другом - баня для рабочих. Вода в помещения поступала по каналу из расположенных в глубине острова трех озер. Для ее сбора неподалеку от постройки был вырыт небольшой квадратный пруд с булыжными стенами и подземной трубой, через которую вода и подавалась в помещение для подогрева. Все эти постройки интересны как пример традиционности в технике возведения монастырских зданий, изобретательности в использовании природных ресурсов.
Недалеко от двора разрушенный причал.

Так как мы хотели успеть в 16-30 на экскурсию "История Соловецких лагерей и тюрьмы (1920—1939)"мы сели на велосипеды и поехали назад в поселок. По пути искупался в Торфяном озере.
Экскурсия была очень познавательна, проходит по поселку и экспозиции, экскурсовод из бюро (Максим) очень хорошо рассказывает и владеет информацией об этом периоде истории. Узнал много интересных фактов. После экскурсии перекусили и вернулись в гостиницу к вечеру, искупался в озере напротив коттеджей.
7.08.10
День отплытия с Соловков. Посмотрели и походили по лабиринтам (недалеко от коттеджей гостиницы "Соловки-Отель" в сторону моря).

Были в Соловецком морском музее- очень понравилось- видели много интересных старинных вещей – компасов, гарпунов снастей и т.д.

Отправили оттуда открытки в Москву по почте, потом купили около причала сувениры.
Пошли в гостиницу за вещами. И тут нас огорошили- сказали что мы должны заплатить за все завтраки которые, как мы думали, были включены в стоимость номера. Что это не так –нас не предупредили, т.е. кормили в кредит. Если бы мы это знали – мы бы даже не ели эту жижу неясного происхождения, а пошли бы в ресторан за нормальной едой. Ругаться не было сил, желания и времени–отдали деньги и пошли к причалу.
В 17-30 отплыли на Косякове в Рабочеостровск. Высадились на берег. Толпа голодных туристов вывалила с Косякова и понеслась в ресторан. Мы тоже – все –таки голодные после Соловков. Ждали салат час- потом еще час- надоело, попросили счет- ждали опять. В итоге голодные уехали в Кемь. Что тут поделаешь – «Причал» почти монополисты в области отправки на Соловки. Были бы достойные конкуренты - качество номеров и обслуживания поднялось бы на должный уровень...

В Кеми заночевали в гостинице «Кузова». Голодные, т.к. все магазины продуктов были закрыты.
Номер – конура для ночевки, санузел с ржавыми кранами, отваливающиеся, искрящие опасные для жизни розетки(не смогли зарядить фотоаппарат)



8.08.10
В 9-00 выезжаем. Заливаем полный бак на ТНК в Кеми, едем в Беломорск.
По пути оставляем машину около дороги и идем по табличке через поляны и лес смотреть Беломорские петроглифы.

Весьма не дурно. Но лучше с экскурсией, т.к. многое не понятно. Пофотографировали, пофантазировали. Понравились олени, лыжники и кентавр .

Поехали в Беломорск. Спросили где можно поесть- нам подсказали. Кафе "Речное" (г. Беломорск, ул. Первомайская, д. 3) около моста через реку. Кафе спасло после голодного выезда из Кеми. Поели горячей дешевой пищи. Немного совковое, но, похоже, единственное место где можно заморить червяка в этом городе.
Едем дальше. Останавливаемся около ущелья под Медвежъегорском. Много московских машин.
Следующий пункт остановки – Гирвас. Сворачиваем с М18 по указателю. Едем до плотины.

Красиво. Сециально ехать – не стоит. Походили по окаменевшему руслу. Плотина была закрыта. Фотографируемся. Едем на Марциальные воды.
Дорога резко портится- появляются ямы и волны. Скорость падает, ползем. Бензин почти на 0, заправок нет. Добираемся до источников. Становимся на стоянку перед церковью апостола Петра XVIII века.



Идем к источникам. Вода по вкусу, конечно, полный трэш - но, видимо, жутко полезная. Нашли 3 источника- для людей с железодефецитной анимией, для сердечников, для тех у кого проблемы с жкт, желчным пузырем и т.п. попробовали все виды- первая - как трубу облизал :) последня- подходящяя. Набрали пару бутылочек на вечер.
Долго хранить воду нельзя - т.к. она быстро портится - коричнивеет. На стоянке заливаю канистру 10л в бак.- хватает чтобы доехать до Петрозаводска и заправиться. Останавливаемся в том же Прионежском клубном отеле. Идем в «Кивач», затем спать.

9.08.10
Перегон Петрозаводск –Спб. Выезжаем из города в 12-00, едем. Фотографируемся на барханах песка на обочинах. Едем. Дорога после Старой Ладоги ремонтируется- идет реверс. Стояли очень долго.
Въезжаем в город примерно в 17 часов. Кидаем вещи в номер (Гостиница «У Фонтана»), машину ставим на стоянку. Забавно получилось- нам выделили то же место на парковке, на котором мы стояли при заезде в Питер в 2008 году. Приятно! Идем в город. Перекусываем в Сабвэе на Невском, попили кофе в Штолле (Конюшенный пер. 1/6) пошли на набережную. Покрутились вокруг памятника Петру I на Адмиралтейской набережной "Царь-плотник", прошлись вдоль Исакиевкого собора, вышли на Невский, походили, поехали в гостиницу.

10.08.10
Утром собрались и поехали в Царское Село. Конечно же мы уже были там давно с экскурсией туроператора «Орфей» - все бегом в темпе марш-броска. Посмотрели только Екатерининский дворец и часть парка. В этот день мы исправляли эту досадную оплошность- протусовались в парке до 18 часов. В этом году к грядущему 24 июня 2010 года - 300-летию Царского Села одноименный государственный музей-заповедник заготовил целый ряд открытий- открыта выставка в Камероновой галерее.

Очень понравилось, экспонаты от царских времен до первой мировой, Великой отечественной и до наших дней- посуда, личные вещи императора, форма, обмундирование и многое другое.


В парке же все отреставрировано и находится в отличном состоянии- Адмиралтейство, Турецкие бани, Грот- все просто блестит.
Организована бесплатная выставка царских экипажей- кареты, повозки, фаэтоны – все очень интересно.

Потом зашли в Александровский парк. А тут - как обычно в России... То густо, то пусто. Если Екатерининский парк надраен до блеска, как палуба линкора, то здесь- все в запустении и предстоит работы не початый край.. Но все равно можно погулять.

Сели в машину и поехали в сторону Москвы. Заехали на азс Тат-нефть на 595 км. Там же зашли в кафе «Людмила», в котором мы уже ели в предыдущих поездках. Сегодня дорога был перегружена фурами и контейнеровозми- тошнили сплошной колонной. В крестецком районе на перегоне Вины- Невская- Крестцы- Стуковья – Литвиново скорость порой достигала 30-40 км/ч. В 23-30 в темноте финишировали на даче в д. Ильятино.

11.08.10
Просто перегон между дачами из Ильятино (Тверская область)-Березки (Солнечногорский р-н)Несколько веселых и грустных кадров:

Отдых. Поездка завершилась, пробег от двери до двери составил 3100 км. Уставшие, но полные впечатлений вернулись в родные края. Заезд удался, готовимся к новым.
А вот и главный трофей поездки - воспоминание о Карелии - перед посадкой на дачном участке:




Карта маршрута

http://maps.yandex.ru/?um=nA__JuiMx2AyLL7Hv2Qbt9nP1c3zkyH3&l=map

PS:Если все будет хорошо –хотелось бы сгонять в парк Паанаярви следующим летом.
PPS:При подготовке рассказа использовались следующие источники:

http://monuments.karelia.ru/objects/catalogues/usp.htm

http://www.severtravel.ru/solovki/sights/kamen/

http://www.euro-rest.ru/59/556/996/5945.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_кремль

http://www.solovki-monastyr.ru/

http://www.solovki.ca

http://www.allross.ru/arh/solovky/muksalma.htm

http://www.alisa.net

Путеводитель "Карелия", издательский дом "Вокруг Света", 2005
И конечно же http://www.autotravel.ru

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru