Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 08/2010

По маршруту: Мир, Несвиж, Брест, Варшава, Краков, Освенцим, Лодзь, Торунь, Гданьск

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Немного Белоруссии и Польша

Это отпускное двухнедельное путешествие задумывалось давно, менялся его формат и состав участников. В результате удалось поехать только нам вдвоем с супругой.
Прибалтику решили пропустить (бывали неоднократно) и прямиком направиться через Белоруссию в Польшу. С визами тоже предпочли не заморачиваться – купили через агентство. Дороговато – но, с другой стороны – свобода, нет необходимости заранее бронировать и тем более оплачивать проживание. Ну и плюс к тому "легальный" порядок получения шенгенской визы заставляет почувствовать некоторое унижение, честно говоря. Есть надежда, что начнем ездить в Европу без виз - но произойдет это в лучшем случае лет через 10.

Выехали рано, проскочили ремонт на Минке без особых затруднений. Заехали пообедать в Смоленск, затем посетили уже не в первый раз Катынь – скорбное место, вдвойне скорбное теперь, после авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибло почти все руководство Польши.
Отужинав в минском качественном фастфуде латвийского происхождения "Лидо", приехали к вечеру в Мир, где остановились в чУдной маленькой одноименной гостинице, рекомендованной участниками форума. Всего около 800 рублей на российские деньги за приятный номер со всеми удобствами.
В Минске задерживаться на этот раз не имели возможности. Однако отмечу, что за последние 5 лет, что я там не был, видны перемены – город масштабно строится, модернизируется, появляются на окраинах гипермаркеты (с очень хорошим даже по московским меркам ассортиментом). В общем, советского налета становится здесь все меньше и меньше.

Мир - городок приятный, но какой-то не совсем натуральный, трудно ощутить дух реальной истории. Видно, что практически все здесь восстановлено с нуля, для туристов. Ну, не зря же ЮНЕСКО денег подкинуло и в список Всемирного наследия включило:







Реставрация замка Ильиничей почти закончена:





Рекомендую обязательно посещать замок с экскурсией, что мы и сделали. Объект впечатляющий, не похож на большинство других - хотя, конечно, по большей части новодел. Много любопытных историй с ним связано – скорее всего, вымышленных. Почитайте, поройтесь в сети, кому интересно.

После осмотра Мира отправились на следующее утро в Несвиж – одно из многочисленных (и одно из главных) владений вездесущих польско-литовских магнатов Радзивиллов. Дворцово-парковый ансамбль - шедевр, жемчужина барокко. Только окончательного обрамления недостает - то есть, реставрация хотя и близится к завершению, но еще потребует какого-то времени:





Сам Несвиж – городок достаточно приятный, хотя и несколько безалаберный. Есть еще ряд интересных памятников архитектуры:





Однако пообедать в Несвиже оказалось невозможно – все немногочисленные кафе были закрыты на спецобслуживание туристических групп. Вот здесь как раз повеяло "совком".

Снова выехали на трассу. И обнаружили там неплохой дорожный сервис и еду, вкусно и недорого отобедали в кафе на опушке леса.
О дорогах в Белоруссии. В России М1 стала сравнительно приличной – но здесь – настоящий автобан. Платный, однако дешевый – от восточной до западной границы – 5 раз по 20 российских рублей. Вокруг трассы – чистота, отлично оборудованные площадки для отдыха, неплохие кафе. Не сравнить с нашими засранными обочинами и вонючими придорожными забегаловками – имхо.
Кстати, в целом дороги в Белоруссии оказались лучше даже чем в Польше – там хороши только отдельные участки магистралей, а остальное – загруженные, узкие, зачастую латанные – перелатанные дороги, в подавляющем большинстве случаев – без объездов многочисленных населенных пунктов.
Конечно, сказывается в Белоруссии и плата за проезд по М1 (с нас причем берут только в российских рублях!), и плата за транзит (5-15 долларов, в зависимости от времени пребывания, берут только в долларах или евро). В общем, выкачивают денежку в разных валютах из проезжающих и туристов. Но похоже – на дело идут эти поборы, судя по результатам, а не на откаты.

Приехав в Брест, остановились в отличной гостинице "Веста". Двухместный номер - 1100 рублей. Просторный, в отличном тихом месте в центре, близко к крепости. В общем, в России таких гостиниц за такую цену нет как класса – что-то аналогичное может стоить и 2, и 3 тысячи, и даже больше, в зависимости от региона. Ценообразование на отели в Белоруссии я так до конца и не понял. То ли дотируются, то ли все-таки платежеспособный спрос невысок. Кстати, что касается еды, то с ней ситуация не такая – цены достаточно близки к уровню российской провинции.

Вечером осмотрели Брестскую крепость. На мой взгляд, это место можно и нужно посещать в любое время - надо знать и помнить об этой героической и трагической странице истории великой войны нашего народа. Мемориал сам по себе впечатляет, но главное, конечно, даже не в этом:







Увы, на остальное ни в Бресте, ни в Белоруссии в целом времени не было. Подумали, что еще вернемся специально неспешно поездить по этой весьма приятной стране. Несмотря на то, что бывали здесь и раньше.
Сейчас наша государственная пропаганда откровенно "мочит" белорусского президента, достается и стране. Не буду здесь вдаваться в дискуссию, возможно, Лукашенко действительно во многом "зарвался". Но облик страны - сугубо положителен. И кое в чем, на мой взгляд, она ближе к Европе, чем Россия.

В частности, и в плане перехода границы.
На следующее утро мы отправились на погранпереход "Варшавский мост". Увидели очередь, выяснили у местных, что часа на 2-3. Стоять не было настроения, и потому поехали в расположенное в 40 км Домачево, где процедура перехода границы заняла 40 минут.

Немного о самой процедуре. Вначале оплачивается сбор за экологию и транзит – здесь нас слегка "развели" работники Комитета дорожного хозяйства РБ, взяв повторно за экологию (оказалось, мы напрасно оплатили этот небольшой, не помню точно сколько, сбор в Бресте) и выдав какие-то "левые" квитанции за транзит, которые нельзя было использовать на обратном пути (на обратном же пути на другом переходе все оформили чин – чинарем, по закону).
А вот сам переход оставил положительные впечатления – как с белорусской, так и с польской стороны. Теперь белорусские пограничники – не чета российским – подходят сами к машине, все оформляют быстро. С таможней вообще никаких проблем. Польские – сами не подходят, но тоже все достаточно быстро и доброжелательно.

Въехали в Польшу.
Дальше мой рассказ не будет строго хронологичным. Поэтому предлагаю читателям некоторые общие впечатления о стране, в которой мы провели 10 дней.

Облик страны. Пафос и депрессивность.
Большая, густонаселенная, очень разная. Где-то буржуазно красивая и ухоженная (центр Варшавы, Краков, Торунь), где-то (там, где текстильная промышленность рухнула при вступлении в Евросоюз – Лодзь, например) – грязноватая, небогатая и пьяная. Удивило, что крепкий алкоголь (в том числе в расфасовках по 0,1 и 0,2) продается до 3-х ночи. В Лодзи пьяная молодежь шляется по центру до утра. Используют многочисленные городские скульптуры как места для распития. На этой - в центре Лодзи - изображены три местных текстильных "олигарха" позапрошлого века за деловым разговором. Удобно на троих здесь соображать, не правда ли? В воскресное утро для того, чтобы сделать это фото, мне пришлось очистить "поляну" от оставшихся с ночи бутылок и бычков (или если кому нравится - хабариков):



Видно, что страна достаточно развитая. Промышленность – в основном нефтехимия, производство мебели, стройматериалов. Разнообразное сельское хозяйство – фермерское (коллективизации в Польше не было, попытка встретила ожесточенное сопротивление и не была реализована). Вдоль дорог активно торгуют овощами, фруктами, грибами. С удивлением обнаружили, что в 150 км к югу от Варшавы растут персики – некрупные, но очень даже неплохие на вкус.
В городах много советской застройки, частично реконструированной, частично – нет. Во многих местах облик некоторой ну не разрухи, но неухоженности. В общем – типичный пример неоднозначных результатов реформ в Восточной Европе.

Забытый русский язык.
Почти полностью. Только старшее поколение понимает и немного говорит. Молодежь в своей значительной части прилично понимает английский. Польский язык, если слушать внимательно, понять отчасти можно, и мне удавалось местами:)

Дороги и водители.
Дороги, как было сказано, в основном узкие, проложены через населенные пункты. Средняя скорость движения по таким – не более 50-60 км/ч. В населенных пунктах – предупреждения о камерах видеофиксации нарушений, которые реально присутствуют в обозначенных местах. Перед ними снижают скорость до положенной – 50 км/ч. Очень исправно предупреждают фарами о камерах и полицейских, измеряющих скорость (этих немного, но в кустах прячутся). Там, где знают, что угроз нет, превышают скорость сильно, в том числе и в городах. Ездят быстро, но в большинстве не нагло, хотя обгоняют на загруженных дорогах слишком уж самоуверенно. Манера езды более жесткая, чем в Белоруссии или тем более Латвии.
Есть и 4-полосные автомагистрали, где разрешенная скорость 120 км/ч – на нашем пути их оказалось немного. И даже построенный под Гданьском участок автобана - 100 км за 175 руб. – дороговато, если с Белоруссией сравнивать.
Автопарк – самый разнообразный, в целом неплохой. Однако в сельской местности можно встретить и древние "Жигули", и гужевые повозки.

Отели и питание.
Отели по ценам довольно близки к российским в провинции, в столицах - Варшаве и Кракове - подешевле. Так, в Варшаве – не в центре, но в хорошем районе около дворца Виланув мы жили в современном отеле "Дипсервис". Огромный номер, лоджия, сверкающий санузел – за 2500 руб. на наши деньги (с завтраком). Особенность польских гостиниц – отсутствие холодильников в номерах (было одно исключение, в Лодзи). Самый дешевый номер за 1300 руб. был в маленьком городке Понятово. Совсем новый отель "Словик" ("Соловей"), только раскручивается, все шикарно, на берегу красивого озера. К сожалению, озеро в кадр не попало, но я искупался в нем уже в темноте:



Завтраки в Польше – везде шведский стол, совершенно однотипный, среднего, я бы сказал, качества.
Питание в целом – так себе и дорого, даже по российским меркам, особенно в туристских местах. Рестораторы не сильно стараются, видимо полагая, что и так сойдет для массового туриста (замечу, что в Литве, например, дешевле и значительно лучше). Конечно, есть и хорошие рестораны, но это уже весьма ощутимо бьет по карману.
В общем, какая-то не очень повернутая лицом к туристу страна.

Иностранные туристы.
Тем не менее, иностранных туристов (западных, причем всех национальностей) – очень много. Много в Варшаве, еще больше в Кракове и Гданьске (в последнем вообще не протолкнуться было). Поразило количество туристов в бывшем концлагере Освенцим – поляки называют его, как и во всем мире кроме России, по-немецки, Аушвиц–Биркенау. Освенцим – расположенный рядом с лагерем польский город, и они не хотят, чтобы возникали всякие ненужные, по их мнению, ассоциации.
Российских туристов в Польше очень мало, русская речь практически не слышна – возможно, сказались хреновые отношения наших стран в последние годы, а может, просто не знают многие, что здесь немало разного и интересного. Точно не скажу. Но никакого негативного отношения я не ощутил. Хотя, конечно, внутри, надо полагать, все не так просто – не может не сказываться сложная история отношений наших стран на протяжении нескольких столетий.

А теперь пробежимся кратко по нашему маршруту, и продемонстрируем некоторые фото.

Два дня в Варшаве.
Центр города был полностью разрушен во Вторую мировую войну. То, что можно увидеть сейчас - реконструкция 1960-1970-х годов. Настолько искусная, что неотличима от подлинной старинной застройки и удостоена внесения в список ЮНЕСКО.

Староместская площадь:



У королевского дворца:



Дворец Виланув:



и в дворцовом парке:



Мемориал Варшавского восстания 1944 года:



Оно не получило помощи советских войск, было подавлено нацистами, погибло около 200 тысяч жителей города.
Варшавское восстание – вообще отдельная, больная для поляков тема. Они, конечно, винят во всем Сталина, распространяя свое отношение и на Советский Союз, и нередко на современную Россию. Хотя на самом деле в этой трагедии до сих пор не все очевидно. По мнению ряда историков, здесь есть и наша неблаговидная роль, и возможно не меньшая – польского правительства в изгнании (в Лондоне), инициировавшего восстание, хотя ему было уже известно о том, что помощь не придет.

Восстанию в польской столице до удивления много еще и разных других, кроме главного, мемориалов и мемориальчиков посвящено.

Вот этот – детям, участвовавшим в восстании:



Политическая жизнь в Варшаве бьет ключом - сцена у президентского дворца:



По дороге из Варшавы в Краков.

Аисты:



В другом месте было 5 на гнезде, жаль, мы не успели остановиться.

Площадь в маленьком старинном городке Казимеж-Дольны, где в это время проходил какой-то кинофестиваль:



Разлив Вислы в августе, результат ливней в горах у ее истока:



Два дня в Кракове.
В отличие от Варшавы, исторический центр в значительной мере сохранился, памятники архитектуры подлинные.

Старый город:



Королевский замок Вавель (плакат справа посвящен 600-летию Грюнвальской битвы, отмечавшейся этим летом, до нашей поездки):



На Вавельском холме начался массовый крестный ход или скорее поход - если мы правильно поняли, какое-то протяженное во времени и пространстве мероприятие:



Могила Леха Качиньского и его супруги, погибших в авиакатастрофе под Смоленском, в кафедральном соборе. Фотографировать запрещено, но все это делают, я тоже не удержался в погоне за эксклюзивом:)



Еврейский квартал Казимеж:



Здесь все восстановлено для туристов, самих краковских евреев почти не осталось - многие погибли во Вторую мировую, уцелевшие в массе своей уехали.

Соляная шахта в Величке рядом с Краковом – очень раскрученный и коммерциализированный объект.
Экскурсии на русском проводятся один раз в день – мы не дождались. На английском – каждые полчаса, пришлось присоединиться. Дорого, между прочим - за двухчасовую экскурсию чуть ли не по тысяче (рублей) с человека.
Это месторождение каменной соли, которое разрабатывалось с 13 по 20 века. Действующее производство закрылось всего несколько лет назад, в связи с исчерпанием запасов (на соседней шахте добыча в небольших объемах ведется до сих пор). Музей здесь начал создаваться еще в 15 веке, когда шахту показывали привилегированным особам. А с 18 века начинается общедоступный туризм, сначала, конечно, не массовый.
Сегодня музей отражает развитие методов и технологий добычи соли на протяжении семи столетий. Сама шахта представляет собой коридоры и галереи на семи подземных уровнях на глубине от 57 до 198 м общей протяженностью более 200 км. Посетители в составе экскурсионных групп спускаются на уровень 130 метров по лестнице (!), обратно - на лифте:)
Впечатлило – это действительно один из лучших технических музеев мира, не зря он включен в список ЮНЕСКО.

Знак Всемирного наследия тоже сделан из соли:



Соляные скульптуры:





Фрагмент "интерьера" шахты:



Большая часть скульптур создана не профессионалами, а народными умельцами из числа шахтеров в разные времена.
Кроме скульптур, в шахте еще намало интересных реконструкций, относящихся к технологии добычи соли.

А вот монастырь кармелитов на окраине Кракова на горе:



Наташу оттуда выгнали, оказывается у этого ордена правила строгие - женщин в свои обители не пускают вообще! А для меня пожилой монах (всего их там 11 человек), узнав, что я русский, заинтересованно и доброжелательно провел экскурсию. На польском языке:), поскольку никакими иными не владеет.

Неподалеку - монастырь бенедиктинцев – сюда пускают всех, все коммерциализировано, сплошная торговля освященными продуктами. И открываются такие вот виды на неширокую еще в этих краях Вислу:



Освенцим – Аушвиц.

Один из общих видов:



Здесь, рядом с одним из крематориев и в полукилометре (!) от особняка, где он жил, в 1947 году повесили Рудольфа Гесса, коменданта лагеря Аушвиц-Биркенау (виселица - реконструкция, разумеется):



Этого Рудольфа Гесса не следует путать с его тезкой и однофамильцем – нацистским деятелем, получившим пожизненный срок и повесившимся в тюрьме Шпандау в 1987 году.

Внутри лагерных зданий фотографировать запрещено. Да я и не стал бы. Впечатления – тяжелые.
Еще такой любопытный момент. На входе в музей находится столовая, в которой мы после экскурсии пообедали. Мысли всякие при этом возникали, конечно.
Так вот, 1980-х годах, когда моя теща, преподаватель ленинградского вуза, была здесь со своими студентами, эта столовая уже существовала. И студенты отказались там обедать, сказав, что это кощунственно и невозможно.
И если в советское время здесь была масса советских же и иных восточноевропейских туристов, то теперь даже экскурсии на русском языке не проводятся. Не для кого. Одни "западники", в немыслимых количествах.
Такие разные времена…

Лодзь – польский Манчестер.
Центр текстильной промышленности страны с середины 19 века до конца 1990-х годов.
Теперь главная текстильная мануфактура превращена с помощью французского инвестора в торгово-развлекательный центр:





Есть и музей мануфактуры – весьма познавательный. Экспозиция обстоятельно отражает период 19 века, когда текстильная промышленность создавалась здешними (в основном еврейскими) коммерсантами. А вот то, как в конце 1990-х все рухнуло под конкурентным давлением со стороны других стран Евросоюза и особенно Китая – очень лаконично и довольно смутно, видимо, больной вопрос.
В торговом комплексе – типа "Меги" - все те же бренды, только значительно дешевле, чем в России. А польских товаров нет. Как потом оказалось, одежда польского производства все же есть – но искать ее надо в мелких лавках где-то на задворках – в моллы не пускают, такие вот дела.

Дворец основателя мануфактуры Израиля Калмановича Познанского – не отходя от производства, как говорится. Теперь здесь краеведческий музей:



Дом владельца другой мануфактуры, то ли немца, то ли шведа – почувствуйте разницу:



Большая часть зданий других мануфактур (а их число в середине 19 веке превышало 800 (!), затем произошло укрупнение) стоит с выбитыми стеклами, на многих объявления о продаже или сдаче в аренду. Некоторые наиболее крупные, как и мануфактура Познанского, преобразованы в культурно-развлекательные объекты или находятся в процессе такого преобразования.

Древний Торунь – родина Коперника.
Наилучшим образом сохранившийся средневековый польский город. Ну, не совсем польский - многое из того, что здесь было построено, относится ко времени до 15 века, когда город носил имя Торн и принадлежал Германии.

Старый город:



В историческом центре города - действующий следственный изолятор - ну прям как замковая башня:



Вид из окна нашего отеля:



И вот еще такой вид:



Перники – это пряники. Купили мы их, постояв в очереди. Свежие и довольно вкусные оказались, но имбиря слишком много. Традиционный здешний продукт:



Фамилия Коперник, правда, к перникам – пряникам отношения не имеет. Она происходит от немецкого kopper – медь.

Его дом-музей, кстати:



Гданьск и море.

Гданьск – ганзейский Данциг. Средневековый купеческий интернационал. Современный туристический интернационал. Пафосно, впечатляюще, многолюдно:





Балтийское море – как в Литве и Калининграде, вода была 19-20 градусов. На пляжах Сопота - не протолкнуться. Но самое поразительное, что в Сопот добрались китайцы, настроили своих отелей, ресторанов и торговых комплексов:(
А в рыбацкой деревушке в 30 км от исторического центра Гданьска хорошо и относительно немноголюдно.
Побывали мы и на Собешовском острове - части Балтийской косы, напоминающей Куршскую косу в Литве. Однако здесь все какое-то не очень презентабельное, прибрежная полоса замусоренная, по сравнению с Прибалтикой. Поэтому Куршская коса, которую я открыл для себя 30 лет назад и куда возвращался неоднократно, так и останется одним из любимых мест, где мне довелось побывать.

На фото вдали - не я:



Наш отель в рыбацкой деревушке:



Вид из окна в сторону моря:



Обратный путь в 1500 км оказался довольно напряженным.
Вот пара картинок с Мазурских озер – а дальше не снимали, драйв как-то иссяк:





Переход белорусской границы под Белостоком занял 2 часа. Не так много, на мой взгляд – российские пограничники такое количество машин пропускали бы сутки, наверное.

Ну, вот еще последняя зарисовка – покидаем Брестскую область, въезжаем в Минскую. Зубр, герб Брестской области – вид с оборотной стороны:



С лицевой - точно такой же:)

По мере приближения к Москве становилось все жарче и жарче. Въезжаем в Смоленскую область – видим первый пожар. А мы убежали на 2 недели от аномальной жары лета 2010 года – в Польше было от 22 до 28 градусов, местами шли сильные, но короткие ливни. Проехали в общей сложности 4900 км, получили массу впечатлений – позитивных и разных.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru