Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Красногорск Когда: 10/2010

По маршруту: Чебоксары, Казань, Елабуга, Набережные Челны, Уфа, Аша, Златоуст, Миасс, Карабаш, Кыштым, Касли, Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил, Алапаевск, Ирбит, Тюмень, Ялуторовск, Тюкалинск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Мариинск, Ачинск, Красноярск, Абакан, Минусинск, Кызыл, Абаза, Тобольск, Кушва, Верхотурье, Чусовой, Березняки, Соликамск, Усолье, Кудымкар, Киров, Кострома.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Идея поездки в республики Хакасия и Тыва зародилась давно. В сети очень мало информации, и она очень разрознена. Недостаток материала восполнили путеводителем по Хакасии, скаченного с торрентов. Путеводитель рассказывал о достопримечательностях, но о гостиницах информации не было, тем более туристический сезон в октябре уже был закрыт. Отсутствие информации – это не повод отказываться от поездки, а наоборот порождает больше интереса.
2.10. Итак, решили ехать не спеша, и в первый день доехать до Чебоксар. Из Красногорска выехав, поехали по Щелковскому шоссе (А-103), не по М7. Особых затруднений не было, лишь традиционная пробка перед Чкаловским переездом и перед Кольчугино из-за ремонта моста. Владимир прошли по объездной, в НН свернули на новую объездную, которая сокращает время проезда. Сейчас дорога частично не достроена, но это все равно лучше, чем ехать через город. Вечером в Чебоксарах планировали посетить музей пива, но попали в пробку около Воротынца из-за ремонта дороги.



Потеряли около 2-х часов. Фуры пережимают обочину, и приходится либо стоять, либо ехать по встречной. В Чебоксарах поселились в гостиницу «Мир». Часть здания занимает общежитие, часть гостиница. Для стоянки небольшая площадка перед входом. По цене/качеству у гостиницы отличное соотношение.
3.10. С утра заехав в фирменный магазин «Акконд», прикупили конфет местного производства. После посетили музей пива; довольно забавный музей, рассказывающий в основном о пивоварении и культуре пития сего напитка в Египте, но отсутствует история пивоварения славян, да и экскурсовод явно ничего про славян не слышал.



После музея прогулялись по набережной, на которой установлена плита с расшифровкой национальных Чувашских символов. Всегда приятно видеть, что люди стараются сохранить свою историю, не только в музеях, но и в повседневной жизни украшая национальными орнаментами город.
Для ознакомления проехали через Новочебоксарск, советский город стандартной планировки, и после, через Марпосадское шоссе выехали на трассу. Далее путь наш лежал на Казань, по дороге заехали на остров-град Свияжск. При подъезде к острову воды не было видно - сказалось засушливое лето. В Свияжске грандиозная реконструкция, так что делать сейчас там нечего. Храмы в лесах, под ногами песок и грязь. Ещё там и стоянка платная, многие ставят машины на обочину, не заезжая на стоянку обозначенную знаком.
В Казань приехали и успели прогуляться по ул. Баумана.



В октябре дни уже короткие, а времени было мало, и мы продолжили свой путь до Елабуги. Казалось, должна быть нормальная магистраль, а нет: 1+1, местами 2+2. В Елабуге поселились в гостинице Тойма на 4-м этаже. Гостиница адекватная по цене/качеству.
4.10. Прогулявшись по Елабужской набережной, поехали на чертово городище, откуда открылась нам великолепная панорама Елабуги и огромные пересохшие пространства русла рек.



После отправились в Набержные Челны, в старый город. Посетив памятник В. Высоцкому, продолжили путь до Уфы.



В столице Башкирии ранее бывали, и потому поехали специально посмотреть мечеть Ляля-Тюльпан, памятник дворнику и куницу.







В городе недемократичные цены на гостиничные услуги, поэтому поехали дальше по М5. Ночью несколько тяжело ехать по данной трассе: сильный рельеф и дорога в одну колею. Решили заехать на ночёвку в город Аша Челябинской области, о чем не пожалели. Поселились в гостинице Аша, ремонт в номерах сделан бюджетно, вместо обоев масляная краска, но, главное, чисто.
5.10. Как оказалось, город славен своими изделиями из нержавеющей стали. Посуда, термосы продаются в фирменных магазинах Амет. Городок небольшой, но довольно ухоженный.



Преодолев несколько перевалов и затяжной спуск по М5, оказались в городе Златоуст. Посетили колокольню, с которой открывается интересный вид на город.



Город известен гравюрой на ножах, и мы приобрели на память златоустовский сувенир.
Город имеет сильный рельеф, особенно стильно выглядит трамвай, карабкающийся в гору. На трассу М5 решили не возвращаться, и по местной дороге поехали на Тургояк, как еще называют его местные, Байкал в миниатюре. Тургояк оказался небольшим озером с чистой водой, зажатым горами. Нам повезло, и туристов не было вообще; обширная водная гладь и тишина, нарушаемая плеском волн.



В Миассе заехали в парк скульптур «Бюрократ». Там представлены канцелярские товары огромных размеров.



Остановились в гостинице Нептун, цены там задраны, видимо, из-за близкого расположения озера Тургояк.
6.10 Утром поехали в Ильменский заповедник, точнее в его музей. Естественно-научный музей Ильменского заповедника очень большой, экспозиции расположены на 3-х этажах. Два этажа – это обширная коллекция минералов, на третьем этаже представлена флора и фауна заповедника.
При входе в музей расположились ларьки с сувенирами, естественно, выполненными из камня. Правда, нам ничего не понравилось - уж очень топорная работа.
Посвятив осмотру и ознакомлению с экспонатами музея некоторое количество времени, мы выдвинулись на Екатеринбург через Карабаш, Касли, Сысерть. Красива природа Челябинской области: озера, горы, покрытые бархатом желтеющих осенних деревьев. Вверху синее небо и солнце, подсвечивающее золото осени. В низинах гор расположились редкие деревеньки, из труб домов которых идет дымок, оживляющий застывшую осеннюю картину.
Но все было бы прекрасно, если бы не было такого обилия заводов, которыми славится Урал и в производственном плане и в экологическим, к сожалению, тоже. Тому может послужить яркий пример – город Карабаш, на территории которого живет медеплавильный завод, как паразит высасывающий жизненные силы природы края.



Кыштым. Тоже подвергся техногенному воздействию ПО «Маяк», расположенному в ЗАТО Озерск. Но не этим интересен город Кыштым. Оставил свой след в архитектуре города Никита Демидов, благодаря которому была построена усадьба, расположенная в центральной части города на берегу пруда. «Белый дом» Демидовых в настоящее время является символом города и запечатлен на гербе на фоне гор.
Город Касли… Специально ехали посмотреть на знаменитый город, а также посетить музей каслинского литья. Но сам музей разочаровал: уж очень мало там представлено изделий. Специально ехать в этот город не стоит, уж лучше побывать в областном центре Свердловской области, посетить музей изобразительных искусств, где и ознакомиться со многими произведениями каслинского литья, а, главное, увидеть знаменитый павильон, побывавший на выставке во Франции в 1900 году.



Не могли не заехать в город Сысерть, свернув немного с трассы М5, не доезжая Екатеринбурга. Город не впечатлил. Обычный серый городишко, есть пруд, на берегу которого расположен краеведческий музей.
Ну а дальше у нас Екатеринбург. Подъехали к городу в самый час пик. Часа два пробирались по пробкам в гостиницу, которую наметили для себя заранее. Остановились в гостинице «AVS Отель». Сия гостиница расположена рядом с парком Победы, в тихом месте в районе Уралмаш.
07.10 Утро мы посвятили Екатеринбургу, посетив музей изобразительных искусств, Уральский минералогический музей, а также Музей истории Уралмашзавода. Все музеи интересны и достойны внимания, но особое внимание хочется уделить музею Уралмаша. Хорошо, что есть подобные музеи, рассказывающие об истории наших заводов-гигантов, известных всему миру.



В этом музее можно ознакомиться с тем, как строился и развивался завод и район завода, каких мощностей он достиг, увидеть на фотографиях жизнь заводского района в те времена, а, выйдя из музея сравнить с тем, что есть сейчас.



После променада по Екатеринбургу мы запланировали посещение Невьянска, куда и выехали в районе обеда. Прибыв в город, незамедлительно пошли в музей, где и заказали экскурсию на башню. И сама башня, и рассказ о ней очень понравились.



К сожалению, дом купца Дождева на данный момент пребывает в ветхом состоянии, но, возможно, что когда-нибудь его отреконструируют, и мы сможем наблюдать еще одну красоту города. Интересен Свято-Николаевский храм, что находится в с. Быньги в 7 км от Невьянска. Сейчас он неспешно реставрируется, но заехать посмотреть на него стоит хотя бы потому, что расположен недалеко.



После Невьянска хотели было поехать дальше на север, в Нижний Тагил, но не сложилось: при выезде на трассу тормознули гайцы за превышение. Пока выписывали штраф, начало смеркаться. В итоге, спросив у доблестных, есть ли кафе на трассе, развернулись обратно на Невьянск, зашли на обед в кафе по их совету, и, поев, решили остаться на ночь в городе. Покружив по городу в поисках гостиницы, решили провести опрос в магазине разливного пива. Продавщица пенного напитка предложила нам свою однокомнатную квартиру за 500 рублей. Ну мы и согласились.
08.10 Утром выехали в Нижний Тагил. Вся дорога от Екатеринбурга до Нижнего Тагила – практически магистраль: по две полосы в каждую сторону. Только около Тагила сейчас делают реконструкцию дороги, потому пришлось ехать немного в объезд, по указателям.
В Нижнем Тагиле посетили краеведческий музей и музей Уралвагонзавода.





Затем немного прогулялись по городу. После сытного обеда в столовой производственного объединения пассажирского автотранспорта весело покатили в Нижнюю Синячиху вначале по асфальту через Верхнюю и Нижнюю Салду, а затем по гравиечке до Синячихи. Хороша деревня, но особенно хороша летом. Мы хоть и были в октябре, но нам улыбалось солнце. Погуляли по деревне. Все экспонаты музея под открытым небом произвели положительные впечатления.



Пока совсем не стемнело, выехали на Тюмень. Дорога такая: Нижняя Синячиха – Ирбит – Черновское – Краснослободское. Есть еще дорога через Байкалово, но она длиннее. Дорога 1+1, везде асфальт. Затем Тюмень по окружной, и так до Ялуторовска, где остановились в центре города, в гостинице «Сибирь».
09.10 Утром хотели прорваться на территорию острога, но он был закрыт, а часы работы нигде не были написаны. Просто прогулялись по городу.



Укутанный в бархат инея, весь город блестел и переливался на ярком солнышке. Прекрасно!





Ну а дальше выезд на трассу Р402, и по дороге 1+1 покатили на Омск. Так как приехали в город до захода солнца, успели прогуляться немного по центру и зафотать несколько скульптур.





Ночевать остановились в гостинице РОСТО, где уже останавливались в прошлом году.
10.10. С утра выезд на скучную М51 и до Новосибирска.
Ночью холодно, днем теплеет, солнышко, над полями клубится пар. Вдоль дороги березовые рощи, кое-где выжженные до тла – последствия летней жары и пожаров.
Обедать остановились как всегда в харчевно-мотельном комплексе, что расположен на повороте на Чаны.
Вечером нас ждал Новосибирск и встреча с родственниками.
11.10. День отдыха. Прогулялись по центру, посмотрели на скульптуры новые, на иссохшую Обь.









12.10. До Кемерово ведет трасса М53: 1+1, нормально. Но пора трассу уширять, учитывая плотность населения в том районе и, соответственно, трафик. Бешенные праворули немного напрягают (не все, конечно), часто обгоняя вслепую. Иногда на обочину приходится съезжать.
В Кемерово были, но самое известное место Кузбасса так и не посетили до сего момента. Музей «Красная горка». Сам музей ничего интересного не представляет, за что там деньги берут – неясно. Если не знать историю развития АИК, будет непонятно. Перед посещением музея можно заранее ознакомиться с историей города по старым фотографиям http://kemerovo.tochka42.ru/ Понравилась экспозиция «шахта», пусть небольшая, но дающая хоть какое-то представление о шахте.



Сама территория ухожена и сделана интересно. Вот там можно прогуляться, пощупать Белазы, залезть в ковш горнодобывающей техники.



А также открывается прекрасный вид на Кемерово, реку Томь и грандиозное предприятие по коксованию угля, с горящим факелом.



Далее из Кемерово все та же трасса М53 привела нас в Мариинск. Город приветствовал нас деревянным строением в виде башни и стены, на которой смонтированы большие буквы, обозначающие название города.



Также при въезде в город расположен мемориал, посвященный жертвам Сиблага. Стоит заехать туда и прогуляться по парку, вспомнить историю. На территории находится часовня великомученицы Анастасии Узорешительницы.



По дороге в Мариинск приветствовали нас большие плакаты, утверждающие, что Мариинск – город музеев. Ну, раз город музеев, то и гостиницы должны быть предусмотрены по логике вещей.
Объехали две гостиницы из четырех, имеющихся в городе. Везде нам предлагали места в берлогах на несколько человек, да еще с подселением. Выехали на трассу и остановились в гостинице «Фараон». Гостиница это громко сказано: 5 номеров, и только один с удобствами. После трудового дня хотелось бы принять душ, но, как нам сказали, пока автомойка, расположенная там же, не прекратит работать сегодня, воды можно не ждать. Но, если вечером хоть тонкой струйкой, но текла, то утром мы ее не обнаружили вообще. Вот такая антисанитария в гостинице, ну а в городе гостеприимный сервис. Вот такой вопрос: зачем рекламировать город, если он не приспособлен к туризму?
13.10 Утром прошлись по основной улице, посмотрели архитектуру старого города Мариинска, когда-то бывшего села Кийского, хотели было посетить музеи, но... работают они с 11 часов утра. Дожидаться открытия мы не стали.





Ведь дальше нас ждало самое интересное – Республика Хакасия и Тыва.
Ехали в Хакасию через Ачинск, Назарово, Ужур. Хотя можно было сократить путь и ехать из Мариинска на Шарыпово. Правда, какое качество той дороги, для нас осталось неизвестным.
Так вот, ехали мы, ехали, и все ближе и ближе становились горы. Очень красивый пейзаж открывается на озеро Учум, находящее в Красноярском крае, почти на границе с Хакасией.



Согласно распечатанному заранее путеводителю по Хакасии, все интересности начинались уже при въезде в Республику. Первый большой поселок – Копьево – представляет ну очень живописнейший пейзаж. Приходилось постоянно останавливаться, чтобы запечатлеть на фотик увиденное со всех ракурсов.



Далее мы поехали осматривать Сулекскую писаницу, но увидев поле с курганами, мы не смогли проехать мимо. Осмотрели почти все курганы. На некоторых камнях даже остались древние рисунки. Прикосновение к древностям…





Как же красиво! Горы, озера, небо, солнце!!!!!
Но солнце понемногу уходило за горы, световой день заканчивался, и мы направили своего коня в сторону Сундуков, наверное, самой известной достопримечательности Хакасии. Дорога проходит по долине Белого Июса. С вершины небольшой горы открывается потрясающий вид. Петляющая река Июс меж небольших пологих гор уносит осознание реальности и будних проблем, оставляя положительные эмоции, восхищение, радость. Хочется дышать полной грудью, чтоб втянуть в себя весь этот воздух, окружающий тебя; хочется открыть глаза еще шире, чтоб охватить весь простор; хочется просто слиться с природой.



Доехав до деревни Июс, и поплутав по ней, мы так и не нашли правильного подъезда к горам-сундукам. Возможно путь проходил через броды, но времени оставалось мало до захода солнца, и мы запечатлели Сундуки только издалека.
Ну, а дальше надо было искать место ночевки. В поселок Шира мы въезжали, когда уже стемнело. Прокатившись по поселку, нашли только одну гостиницу – «Евгения». Взяли трехместный номер без удобств, заплатив за два койко-места; других вариантов у нас не было.
14.10 .Утром поехали осматривать другие популярные среди туристов места: Туим-кольцо и Туимский провал. Кольцо не впечатлило. Для туристов-матрасников-курортников может и нормальный вариант для ознакомления с Хакасией, но ведь есть же другие места, не тронутые никем, где сохранилось еще в первозданном виде. Данный же курган является восстановленным, так как переносился в связи со строительством дороги.



А вот провал интересен, особенно, когда кругом ни души, в отличие от туристического сезона. За проход на территорию берут небольшую плату – надо же гималайских мишек чем-то кормить, которые живут там, да и саму смотровую площадку поддержать в ухоженном виде. Вокруг провала есть ограждение, чтоб случайно не упасть, засмотревшись.



Далее поехали в курортный поселок Жемчужный, на озеро Шира. Прогулялись по безлюдной территории санатория, вышли на пустынный пляж. Тишина… Только волны озера нехотя плещутся о песчаный берег.



Пообедав в местной столовой, выехали через Боград в сторону Абакана. По дороге проезжали озеро Власьево, что в поселке Борец. Это небольшое чистое озеро, окруженное цепью холмов.



На трассе М54 в сторону Абакана весит большой плакат с указателем на Большой Салбыкский курган. Дорога на курган проходит по степям. До самого кургана ведут указатели, так что заблудиться невозможно. Но, надо сказать, что это не один курган, а целая долина царских курганов, один другого больше. Основу Большого Салбыкского кургана представляют огромные менгиры, расставленные по периметру прямоугольника.



Затем мы выехали обратно до трассы М54, свернули на поселок Мохов, к Енисею. Погуляли по пляжу и… в столицу республики.



Первым делом заехали в национальный краеведческий музей. Очень понравился зал древнего искусства, где можно увидеть древние стелы и плиты с рисунками. Хорошо выполнена подсветка зала, ощущается таинственность.



Остановившись в гостинице «Сибирь», вышли прогуляться по вечернему Абакану. Пошли на улица Ленина, на которой находится скульптура фотографа. У железного фотографа кто-то отобрал камеру, и он застыл в непонятной позе.



15.10 Утро приветствовало нас солнцем. Прогулялись по Преображенскому парку, запечатлев храм и скульптуры.



Следующим пунктом остановки стало место на трассе в районе села Камышта. В этом месте нас привлекла стела, обвязанная местными жителями цветными ленточками.



Оставив машину на парковочной зоне, решили забраться на рядом расположенный холм. Кажется, что вот рядом вершина его, а на самом деле шли дольше, чем полагали. Но это стоит того, ведь открывается потрясающие виды на округу. Интерес также представляет геологическое строение холма. Ощущение, что это не природа так сделала, а какие-то люди-великаны строили здесь великую стену – так ровно расположены каменные плиты, выступающие из земли.



Следующим намеченным нами пунктом стал музей под открытым небом Казановка. Так как туристический сезон окончен, на территории музея никого не было. Пришлось довольствоваться лишь тем, что увидели недалеко от юрточного комплекса. На огромной территории заповедника сохранено много каменных изваяний, курганов. Сюда лучше приезжать с экскурсией, чтоб осмотреть древние ценности и услышать рассказ.



Следующая цель была Святыня хакасского народа - Улуг Хуртуях-Тас, которая находится в стеклянном шатре музея под открытым небом в поселке Бельтырский. Подъехав к музею, мы не смогли попасть к ней, потому как снимали отпечаток с изваяния, а это требовало некоего времени. В это время работники музея снабдили нас полезной информацией, касающейся что еще можно посетить, кого и где спросить и написали телефоны необходимых людей. Также с экскурсоводом из Полтаковского музея съездили в поселок Полтаков, где узнали об истории создания музея, рассмотрели каждые рисунки на всех экспонатах. Некоторые рисунки просто уникальны. На память о музее нам предложили снять копии с помощью копирки, бумаги и флизелина, выданными работниками музея. Спасибо Давлатовой Айгуль Кыдыкбаевне, нашему экскурсоводу за душевность и желание сохранить культуру и историю земли хакасской.



Ну а после Полтакова мы все-таки вернулись к Улуг Хуртуях-Тас, чтобы ощутить энергию, исходящую от Каменной Бабы и пройти три раза вокруг нее, загадав желание.
Близился вечер, доехали до Абазы, где остановились в гостинице «Кедр». Особых альтернатив по проживанию мы не нашли. В номере время застыло в 80-х. И это был полулюкс.
16.10 Сегодня нас ждал Саянский перевал и Республика Тыва. Утро в Абазе начиналось с солнечных лучей, нерешительно выглядывающих из-за гор.



Но чем выше в горы взбирались мы, повинуясь дороге, ведущей в Тыву, тем менее солнечного света поступало и становилось холоднее. Но как же там красиво! Чистые и холодные горные ручьи, вытекающие с ледников вершин; петляющая меж отвесных скал дорога…
Вскоре гладкий асфальт трассы превратился в гравийку для лучшего сцепления колес с дорогой в любое время года. Чем выше, тем больше снега. Вначале небольшие участки белого покрова зимы, потом все больше. И вот он, перевал Саянский, а также Республика Тыва. Отметка 2206 м.





С этой стороны гор природа уже несколько другая: больше камней стало, меньше растительности. Зато мы могли наблюдать настоящие юрты кочевников. Каждый мало-мальский перевал отмечался местными жителями цветными лентами. Почетают свой край, природу, дух предков.





Так, неспешно катя по тувинским степям, доехали до Кызыла. По дороге проехали пост ДПС, на котором записывают, кто и зачем въезжает в республику. По приезду в столицу первым делом приехали к национальному музею. Прибыли туда в 17 часов, а музей работает до 18. Купили билеты, пошли осматривать. Успели только ознакомиться с залом скифского золота, потом музейные работники намекнули, что рабочий день у них уже близок к завершению и предложили придти на следующий день, ничего не доплачивая за второй день осмотра.



Поехали заселяться в гостиницу. Выбор пал на «Монгулек». Дороговаты, конечно, гостиницы в Кызыле.
17.10 К открытию музея мы прибыли на дальнейшее знакомство с историей края. Музей трехэтажный, экспозиции обширны и очень познавательны.



Пообедали в столовой музея. Прогулялись по набережной Енисея, посетили Буддийский храм.





И дальше, в путь, на Красноярск.
М54 Кызыл – Абакан проходит, петляя меж Западно-Саянских гор.



Поднимаясь по трассе в районе Ергаков, мы попали в сильную метель. Практически переход из осени в зиму.
Часам к 4 вечера приехали в село Шушенское в целях знакомства с этнографическим музеем. Но музей был уже закрыт. Нам порекомендовали придти завтра, но, честно говоря, тратить целые сутки на Шушенское было бы очень жалко. Лучше оставить для следующего раза.
Саяно-Шушенская ГЭС… Самая большая ГЭС Советского Союза. Остановились на смотровой площадке, пофотографировались и поехали дальше, на Абакан.





Вечерело, решили остановиться в Минусинке – цены на гостиницы там ниже, а от Абакана только через Братский мост переехать. Ночевали в гостинице «Северное сияние». Хорошее соотношение цена/качество.
18.10 По дороге осмотрели Красноярскую ГЭС,



остановились на смотровой площадке с видом на Енисей,



а дальше, перед въездом в Красноярск, заповедник «Столбы». Для того, чтобы осмотреть все столбы, нужен не один день. Масштабы заповедника впечатляют. Карту столбов смотрели, показалось, что все недалеко, но на самом деле там ходить и ходить. В общем, что успели рассмотреть до темноты, то успели, остальное – в следующий раз.



Гостиницу выбрали «Турист» - удачное месторасположение и цены нормальные.
19.10 – 20.10 В Красноярске много скульптур и фонтанов. Фонтаны не работали – не сезон, а вот скульптуры увидели почти все.







Конечно, будучи в административном центре второго по величине региона России, включающего в себя Таймырский и Эвенкийский округа, с энтузиазмом пошли в краеведческий музей.
Ожидали от музея гораздо большего. Экспонатов в музее огромное количество, и все они представляют большой интерес особенно для тех, кто увлекается историей и культурой народов, населяющих Россию, особенно малых народов Севера. Но то, как сделаны экспозиции, вызвало огорчение и непонимание, для кого ж сделаны экспозиции. Освещение в залах как пещере; при большом желании прочитать описание, вывешенное на витринах, этого сделать довольно-таки затруднительно потому как отпечатанные на прозрачном пластике таблички с информацией находятся на уровне ног да еще в темном углу. Пришлось довольствоваться только осмотром экспонатов. В зале, посвященном освоению Сибири, выставлен большой макет корабля первопроходцев. В этом же зале над кораблем летают спутник и самолеты, а также вывешены современные фотографии лиц политической направленности. Само здание музея тоже поразило своим стилем «не в тему» - фасад выполнен с египетским уклоном в розовых тонах.





Зато понравился музей геологии Центральной Сибири и порадовал душевным отношением работников музея. Экскурсии проводятся по предварительным заявкам, мы же пришли наобум. Но, оказывается, в тот день намечалась экскурсия для школьников, с этой группой мы и пошли. Экскурсовод рассказывала вещи, интересные не только школьникам, но и нам.



На берегу Енисея стоит прикованный навеки пароход "Святитель Николай", являющийся на данный момент музеем. Мало что осталось с той эпохи, когда пароход еще ходил. Восстановлено все, при этом экспозиции выполнены достаточно интересно. Здесь мы можем узнать и об этапах Сибири, и о железных дорогах того времени, а также увидеть каюту Ленина.





Вечером 20-го выехали до Ачинска, где заночевали в гостинице «Надежда-Т», которая находится рядом с объездной дорогой, объехав при этом почти все гостиницы города. В «Крепости» просили 4500р за номер, т.к. все заняты, минимальная цена - 2800р., В «Аркаде» предложили 5100р., без комментариев. А «Нефелин» - двухэтажное деревянное здание, в котором дежурная довольно в категоричной форме сказала, что мест нет, ну не очень-то и хотелось туда селиться.
21-23.10 Утром 21-го из Ачинска выдвинулись до Новосибирска. Три дня провели опять же у родственников. Из посещенного: краеведческий музей на Красном проспекте и музей истории железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги. Понравились оба музея.
В краеведческом музее, а именно в отделе истории, где мы побывали на Красном проспекте, первый зал был посвящен археологии и там же был выставлен самый главный экспонат – скелет мамонтихи Матильды. Также была устроена песочница, в которой с помощью инструментов археолога можно было откопать какие-то части скелета настоящего мамонта. В общем, интересно не только детям, но и всем. Другие залы тоже весьма интересны и повествуют об истории города Новониколаевска, народах Новосибирской области.
Для посещения музея истории железнодорожной техники необходимо несколько часов для того, чтобы обойти и потрогать все, что выставлено. Некоторые выгоны и тепловозы открыты для посетителей.



Вечером 23-го выехали до Омска, где заночевали все в той же гостинице РОСТО (ДОСААФ).
24.10 Утром из Омска выехали до Тобольска. Омск – Тюкалинск – Ишим – Голышманово – Аромашево – Вагай – Тобольск. По дороге заехали в город Тюкалинск, где прогулялись по центру города и посетили краеведческий музей. Музей состоит из двух залов, где собраны экспонаты от основания города до текстов митингующих нынешнего периода. Также представлена флора и фауна района.





В Тобольске остановились в гостинице «Тобол» - не понравилось совсем. В здании шел ремонт, везде пыль и грязь, но, самое ужасное, запахи дизеля в номере и запах канализации в санузле. Там, где ремонт уже выполнен, наблюдается парадокс – уже все отваливается. Конечно, применен дешевый материал, да и труд явно неквалифицированных рабочих. Кстати, то же самое можно сказать и о самом городе Тобольске и Тобольском Кремле. Повсюду чувствуется экономия. Купола свежеотреставрированных кремлевских храмов покрыты металлическими листами, имеющими волны по всей длине, грани листов подогнаны нечетко.



25.10 Утром совершили променад по центральным улицам Тобольска. В городе много забавных скульптур.



Ну, а после отправились в раскрученный Абалак, где расположен действующий мужской монастырь. Виды от монастыря открываются просто великолепные.



Была у нас мысль посетить еще Ханты-Мансийский округ, а от Тобольска это недалеко. Но решили оставить эту поездку на другой раз, заодно посмотреть информацию по Ямало-Ненецкому, чтоб в одной поездке охватить как можно больше.
Так и порешив, выдвинулись в обратную сторону, до Тюмени. Пока светило солнце, заехали в город и немного прогулялись по центру и по набережной, которая сейчас уже довольно преобразилась.



А дальше по уже проторенному нами пути, выдвинулись на Ирбит, где остановились в гостинице «Поворот», прилично поплутав по неосвещенному городу.
26.10 Утром посетили музей мотоциклов, с которым у нас не сложилось в прошлый раз. Музей хорош, интересно посмотреть развитие мотоциклетного производства у нас в России и сравнить его с производством других стран. Как ни старались в Советском Союзе опередить всех и во всем, но по данной экспозиции можно сделать вывод, что у нас мотоциклетное производство очень сильно отставало всегда. С некоторыми мотоциклами можно сфотографироваться, находясь непосредственно в кресле технического средства.



Далее по дороге Ирбит – Верхняя Синячиха – Алапаевск – Асбестовский - Нижний Тагил выехали на трассу Р352 и поехали до Верхотурья.
Между Алапаевском и Нижним Тагилом находится село Мурзинка с музеем им. Ферсмана. Музей работает с 10:00 до 17:00, в субботу с 10:00 до 16:00. Выходные дни – воскресенье, понедельник. Летний режим работы музея: выходные –понедельник, вторник, в воскресенье музей работает с 10:00 до 16:00. Но мы попали в нерабочее время и на входе в музей красовалась табличка посещение 1000р вне время работы музея.
Попутно заехали в город Кушва, по которому погуляли и осмотрели гору Благодать и старую канатную дорогу.



В городах Урала довольно много чёрного литья, посвящённого красноармейской тематике. В Кушве тоже стоит огромный красноармеец с саблей.
В Верхотурье остановились в центральной гостинице города - «Соболь». Хорошая гостиница по хорошей цене.
27.10 Старый уездный город Верхотурье, имеющий большое количество архитектурных памятников, также является центром православия на Урале. Посетили кремль с Троицким собором и Николаевский монастырь с Крестовоздвиженским собором, третьим по величине в России.





Неспешно гуляя по улицам и осматривая архитектуру некогда богатого города, были остановлены доблестными сотрудниками ДПС за прогулку вдоль проезжей части. Конечно, эти три наглых лица пытались втереть, что мы не правы, не обращая внимания на проходящих мимо нас местных жителей, также использующих проезжую часть дороги. С законом не поспоришь, да и штраф предусмотрен для этого. В итоге были отпущены со штрафными квитанциями по 200р. Честно говоря, настроение от такой «гостеприимности» немного упало. Да и обидно, обычно соблюдая ПДД, получить штраф за прогулку по маленькому городку, где и трафика-то нет.
Но на этом мы окончательно не попрощались с ними. После посещения Верхотурской ГЭС при выезде на трассу, ведущую в сторону Р352, опять же были остановлены этими же жадными лицами. На этот раз им не понравились наши номера…
Далее путь наш лежал в Пермский край. Дорога такая: С Р352 (Нижний Тагил – Екатеринбург) поворот на Качканар и дальше до Горнозаводска. На некоторых картах эта дорога не обозначена, но она есть, причём асфальтированная. Первоначально решили проехать через пос. Лесной, дорога на карте нарисована. Но Лесной это ЗАТО, и проезд запрещён.
В данной поездке мы хотели посетить музей «Пермь-36», для чего от Чусового повернули по указателям на Пермь.





После прогулки по территории музея и краткого ознакомления с историей Пермских лагерей (краткого, потому что без экскурсии), выехали на Чусовой, а далее до Соликамска по Р343. Дороги Пермского края – это песня… песня радостного автослесаря. На Р343 велся ремонт дороги, но никаких дорожных знаков, обозначающих копательные работы, не было нигде. А так как уже темнело, перепады высоты дорожного полотна приходилось угадывать ударом в подвеску машины. На одном из участков итогом такого отношения дорожных служб стала легковая машина - двенашка, оказавшаяся в яме, скрывшей её по крышу, на встречной полосе. А все из-за банального отсутствия дорожных знаков. Необходимо отметить, что скорость участников движения на трассе не превышала разрешённой из-за темноты, ям, местами грязи и дождя.
Пожалуй, единственный нормальный участок дороги – это объездная Березников, видимо, помнят еще родину первого президента РФ.
Остановились в гостинице «Соликамск», которая находится на центральной площади города Соликамск.
28.10 Соль Камская, как некогда назывался город Соликамск, когда-то была крупным торговым центром, а также перевалочным пунктом на пути в Сибирь. Город интересен ансамблем церквей 17-18 вв. Некогда богатый город в нынешние времена выглядит в запущенном виде. Отреконструирована только центральная площадь и фасады, выходящие на нее.



Не удалось посмотреть восстановленный соль-завод, так как это филиал Соликамского музея, и посещение возможно только с экскурсией по предварительной договорённости.
Решили посмотреть город Березняки, и посетить музей предприятия «Уралкалий». Заехав на предприятие у охраны уточнили где музей, но там и не слышали что такой есть. Видимо, в этот раз не судьба, и далее через Усолье наш путь лежал в Коми-Пермяцкий округ.
Из Березников в Усолье ведет дамба и мост с ограничением скоростного режима до 20 км/ч, и не случайно: на другой стороне вас уже ждут доблестные сотрудники постовой службы.
Усолье – столица Строгановых, монополистов солеваренной промышленности. Оставшийся Строгановский ансамбль ныне представляет заброшенный город на островах. Все здания бывшей столицы огромной империи находятся в плачевном состоянии. Жаль, что подобные архитектурные ценности не восстанавливаются.



После Усолья нас ждали родственники в селе Коча Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Думали, что прибудем туда раньше. По дороге Усолье – Березовка – Басим – Войвыл – Коса – Митино – Кочево, меся толстый слой жижи из красной глины и снега, к вечеру добрались до нужного места. Хотя можно было после Войвыла уйти на Мараты. Говорят, там дорога лучше. Мы побоялись, потому что не знали состояния этой дороги, и поехали по известному пути. Конечно, осенью гравийные дороги Пермского края оставляют желать лучшего.
30.10 И вот нас ждала дорога домой: Кочево – Кудымкар (Р344) – не доезжая Нытвы, поворот направо около поворота на Шандыши через Кизьву – гравийка по деревням и выезд на Р166 – Киров. Трассу Р166 отреконструировали, так что теперь можно спокойно пользоваться этой дорогой. В Кирове остановились в гостинице «Евро», но находится она далеко от центра.
31.10 Далее наш путь лежал домой. Дорога Киров – Красногорск, через Шарью, Мантурово, Кострому, далее М8. По данной дороге приятно ехать, трафик относительно небольшой, единственный напряжный участок около Переславля-Залесского. В Костроме специально заехали посмотреть памятник собаке с копилкой, расположенный на центральной площади.
Общий пробег составил 13140км.
Все фотографии можно посмотреть здесь:
часть 1: http://photofile.ru/users/nut50/115858463/
часть 2: http://photofile.ru/users/nut50/115858620/
часть 3: http://photofile.ru/users/nut50/115859714/

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru