Откуда: Мытищи -Таллинн Когда: 05/2011

По маршруту: Ивангород, Нарва, Таллинн

Нежелание ходить строем под руководством гида всегда вдохновляет нас на самостоятельные путешествия.
А тут еще случилась знаменательная дата - серебряная свадьба. Решили отметить это событие так, чтобы запомнилось надолго - впервые в жизни(!) выбраться за рубежи России.
Чтобы упорядочить отчет и избежать излишних эмоций, постараюсь объединить основные этапы путешествия в подразделы.
1. Бронирование гостиницы.
Гостиница St.Barbara была забронирована через booking.com уже 18 января 2011г. Номер на троих на 2 ночи стоил 165 евро, включен завтрак (шведский стол), бесплатная парковка во дворе. Преимущества гостиницы: бесплатная парковка во дворе и близость к старому городу (через площадь), бесплатная отмена бронирования, отсутствие предоплаты.
Гостиница расположена очень удачно, через подземный переход от нее располагается древний холм Toompeа, Площадь Свободы и церковь-музей Нигулисте. И сейчас, вернувшись, я иногда набираю в поисковике «веб-камеры Таллинна» и любуюсь видом на площадь и башню Кик-ин-де-Кек в режиме on-line.

Гостиница оправдала наши ожидания – большой номер с двумя большими кроватями, телевизором, большой совмещенной ванной комнатой. О том, что это все же 3 звезды, говорило отсутствие тапочек, зубных щеток и пасты, дешевая сантехника и платный мини-бар в номере. В остальном – все замечательно! Также замечательным оказался ресторан немецкой кухни в подвале гостиницы – «Подвал Байер». Мы так и не поняли, паб это или ресторан, но заведение имеет местный знак отличия за качество пищи – «серебряная ложка». Это я тоже выяснила в Интернете. Персонал нам любезно показал статуэтку и был приятно удивлен, что мы об этом знаем. Обед из первого, второго, десерта и кофе обходился нам примерно в 10 евро на человека в разных комбинациях – у кого-то не было первого, но был десерт, у кого-то была другая комбинация, но вставали из-за стола с ощущением, что покушали очень плотно. Ужин со знаменитой свиной рулькой, бочковым мюнхенским пивом (а у дочери – с сидром и десертом) обошелся нам на троих в 55 евро!
Стоянка для автомобиля была видна из окна – места действительно много.

2. Самостоятельное получение эстонской (шенгенской) визы.
В начале марта заполнила на сайте посольства Эстонии www.estemb.ru электронную форму, после 8 марта позвонила в посольство. Записали на подачу документов на 21 марта, я выбрала время с 9.00 до 11.00 утра. Перечень документов, необходимых для визы, указан на сайте посольства, в том числе документы, необходимые для поездки на автомобиле. Немного неприятностей доставил Сбербанк в г. Мытищи, который никак не мог выдать мужу справку о наличии денег на карточке. Позвонила в посольство, мне сказали, что достаточно письма с работы о том, где кто работает, в какой должности и с каким окладом. Также не понадобилась нотариально заверенная доверенность на подачу документов от мужа и дочери (подавала все документы я). Напечатали доверенности на компьютере, подписали, приложили копию свидетельства о браке и копию свидетельства о рождении. Заполнение анкеты на сайте и ее распечатка не вызвали абсолютно никаких сложностей, внимательно читала все подсказки на сайте посольства.
21 марта в 8.30 я стою у дверей посольства. Очередь не большая, но желающие попасть без очереди все же есть. Мотивируют тем, что записались по телефону. Но ведь все записаны по телефону с 9 до 11 и точное время никому не назначено! В посольстве документы приняли быстро, Бронь гостиницы была распечатана из интернета. Оригиналы документов на машину, оригиналы других документов не спросили. Да, нужна мед.страховка в бумажном виде, 1 экз. полиса забирают в посольстве. Плачу по 35 евро за человека (можно наличными, можно с карты), получаю квитанцию с указанием примерной даты готовности визы – 28 марта. То есть, неделя. В 9.30 я уже вышла из посольства. 28 марта забрала документы. Просили визу на 3 дня – с 30.04 по 02.05. Нам открыли визовый коридор – любые 3 дня с 30.04. по 18.05. Спрашивается – зачем, если мед.страховка уже оформлена на определенные дни? Ну да ладно. Работой посольства я осталась довольна. Все вежливо, корректно, быстро, без ненужной волокиты и лишних бумаг.
3.Выбор маршрута поездки.
Где-то за месяц до поездки я начала осознавать, что 2 мая желающих возвратиться через таможню на автомобиле будет более чем достаточно. Планировали мы ехать через таможню «Куничина гора» (Псков). Начинаю заново рыть интернет в поисках свежих отзывов, и понимаю, что попадем мы в очередь и можем простоять в ней от 5 до 10 часов. Начинается тихая паника – боюсь просрочить визы, жалко мужа, который будет нервничать за рулем в очереди, да и свою нервную систему тоже жалко. Но! Кто ищет, тот всегда найдет. В недрах всемирной сети наткнулась на информацию, что таможню Ивангород-Нарва многие проходят пешком и дальше едут на рейсовом автобусе. На сайте нашла отзывы о гостиницах в Ивангороде. Вариантов нет – остановимся в «Тихом дворике». Позвонила. Очень милая женщина приняла заявку на номер «люкс» стоимостью 2900 руб. на 3х человек. Без предоплаты, с завтраком. Поговорили про прохождение таможни. В гостинице подтвердили, что бывают очереди и что легче идти пешком. Ну что ж, нас это не пугает. Также нам сказали, что машинку можно без проблем оставить на платной стоянке.
При возвращении назад мы действительно наблюдали очередь из легковых машин. Машины были рассредоточены по городу, поэтому оценить размер очереди не представлялось возможным.
4. Неожиданные неприятности.
Долгожданный момент старта испортили какие-то подонки, которые ночью во дворе слегка постучали по крыше машины монтировочкой и порезали резинку на водительской двери. И началось - милиция, страховая компания. Никто ничего толком не говорит, у милиции свои интересы, у страховой – свои, информацию приходилось выуживать все в той же сети (но это уже отдельная история). Настроение падает до минус 10 (уже не до нуля!) – машинке-то еще и годика не исполнилось…. Но, слава Богу, повреждения на машине не критичны, вмятинки почти не заметны, все заявления поданы куда надо - и все же мы едем!
5. Дорога туда и обратно.
Взяли 2 дня в счет отпуска – 1 день, чтобы выехать пораньше и 1 день, чтобы вернуться попозже - и выехали 28 апреля в ночь, в 22.30, дождавшись, когда Ленинградка немного освободится. Как и в большинстве наших выездов – шел дождь. Пролетели и Солнечногорск, и Клин и Вышний Волочек. За Волочком остановились, немного поспали в машине, и поехали дальше.
Дорога в Ивангород через Лугу. Когда мы планировали дорогу, сайт avtodispetcher.ru нарисовал нам дорогу через Великий Новгород и Лугу. По ней мы и поехали. Если кто-то задумает повторить наш путь, учтите – МЕЖДУ НОВГОРОДОМ И ЛУГОЙ ДОРОГИ НЕТ! Есть направление. Километров 10-15 наш Сeed ехал по обочине, так как по тому месту, которое принято называть дорогой, проехать невозможно без повреждения ходовой. Но легковые машины с местными номерами все же встречались на нашем пути, и не только внедорожники!

А вообще, качество дорог в Новгородской области отвратительное. Федеральная трасса М10 «Москва-Петербург» в Новгородской области просто ужасна! И с каждым годом становится все хуже. Наконец появился указатель «Ленинградская область» и вместе с указателем появилась дорога. Далее до Ивангорода мы доехали спокойно, ориентируясь только по автомобильному атласу. Любовались аистами и полями с валунами. Вблизи Кингисеппа и до Ивангорода дорога тоже мало напоминает федеральную трассу по качеству и ширине дорожного покрытия. Пробег – 703 км., время в пути – 15 часов, включая 2 часа на сон.
Дорога обратно.
Решили, что бездорожья с нас достаточно и поехали назад через Гатчину. Не доезжая до Гатчины, свернули по указателю на Тосно и Москву. Дорога неплохая и была не загруженная, дорожное покрытие только в 1 месте плохое. Но пришлось ехать через множество железнодорожных переездов, правда, ни на одном из них мы не стояли. Дорога назад заняла 16 часов, расстояние - 825 км., но спали мы уже 4 часа. Спали тоже в машине, на одной из заправок «
Газпромнефть» в районе Твери. Так долго спать не планировалось, но так получилось – М9 в Новгородской области ночью вымотала очень сильно. Заправки Газпромнефти понравились чистотой (в том числе в туалетах), качеством обслуживания, наличием натурального кофе. В Москву вкатились 3 мая по Ленинградке, также чудесным образом не застряв ни в одном из «пробочных» мест. Выехали из Ивангорода в 19 часов 2 мая. Дома были около 11 часов 3 мая.
По километражу и продолжительности пути можно судить о качестве дорог:
- дорога в Ивангород заняла чистого времени 13 часов при пробеге 703 км = средняя скорость 54 км/ч ;
- дорога из Ивангорода: 12 часов при пробеге 825 км. средняя скорость почти 69 км/ч.
6. Ивангород – гостиница, крепость, стоянка.
Подъезжаем к Ивангороду. Сначала началась очередь из фур, затем появился «Длинный Герман» нарвской крепости. Вот и будочка контроля. Около нее несколько военных. Никто документов с нас не спросил, и мы спокойно вкатились на главную улицу городка в 13.30 29 апреля. Гостиницу нашли быстро, заселились в заказанный номер. Чистенько, просторно. В номере двухспальная кровать и диван, на котором расположилась дочь. Также есть телевизор, телефон, фен. Большая совмещенная с туалетом ванная. Комнаты не изолированные. Скорее, это 1 комната, поделенная на 2 зоны. Тапочки и зубные щетки отсутствуют. Кафе при гостинице нам очень понравилось. Обед из салата, супа и натурального кофе на троих плюс десерт для дочери обошелся рублей в 600 на всех! При этом все очень вкусное, только приготовленное – красота. Вымылись с дороги, покушали и побежали осматривать Ивангородскую крепость. Как подъехать к ней на машине, искать не стали – пошли пешком. Идти пешком максимум 10 минут, дорогу любезно подсказали полицейские.
И вот перед нами громада крепости. Поднимаемся по лестнице, заходим внутрь. Покупаем билетики по 50 руб, фотосъемку нам разрешают не оплачивать – наверное, помогли наши восторженные физиономии. Так как уже было 4 часа вечера, а крепость открыта до 6 часов, мы спросили, когда нам надо уходить. Пожилой мужчина-охранник сказал, что можно гулять до тех пор, пока не нагуляемся. Вдохновленные таким радушным приемом, мы отправились гулять по крепостным стенам. Повидали мы крепостей в России много и были они самыми разными. Помню, какое неизгладимое впечатление произвел на меня в детстве Нижегородский кремль. Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Кириллово-Белозерский монастырь, Ростов Великий, Борисоглебск, Петербург, Макарьев, Сергиев Посад, Казань – везде крепости красивые и разные, но Ивангород – это действительно что-то особенное. Основанная в 15 веке, крепость много раз перестраивалась, была разрушена во время Великой Отечественной войны, затем восстановлена тщательно и с любовью – и сейчас она поражает своей мощью, простотой и тем, что здесь как нигде чувствуется дыхание веков и величие наших предков. А противостояние с крепостью в Нарве и граница по реке Неман добавляет крепости величия. Действительно понимаешь, что здесь граница земли русской, политая кровью наших предков. Мы пролазили все стены, спустились во все башни (понадобился фонарик, которые мы взяли, прочитав отзывы в сети), прошли везде, куда было можно. Вышли мы из крепости только часов в 7 вечера. Могли бы ходить еще и еще, но сказалась ночная дорога. На следующий день предстояло перейти границу, добраться до Таллинна и погулять там – поэтому мы с просветленными лицами побрели в гостиницу. Несколько фото крепости:

Все тот же охранник, который любезно разрешил нам гулять (и не нам одним), рассказал много полезной информации: где находится стоянка, на которой можно оставить машину, что очереди 2 мая на таможне действительно будут, по какой дороге лучше возвращаться в Москву. Кроме того, рассказал немного об истории крепости и как ее восстанавливали после войны. Спасибо ему огромное за гостеприимство! Со стены крепости и по дороге к гостинице мы посмотрели, как проходят границу автомобили и пешеходы. Все чинно, медленно едут машинки, люди ходят туда-сюда. Граница в Абхазии нам показалась более страшной, когда мы ездили на экскурсию туда впервые в 2004 году. Машину можно оставить на одной из двух стоянок – нижняя стоянка, прямо у перехода, бывает забита. А на верхней стоянке (на горе, как говорят местные жители) места были. Верхняя стоянка тоже находится очень близко – надо только спуститься с горки и сразу начинается переход. Вернулись к гостинице, забрали машину, отогнали на стоянку. Цена вопроса – 270 руб. за 3 суток! Охранник тоже очень милый человек. Пока брели назад к гостинице, любовались Ивангородом – сталинские домики, аккуратные и ухоженные, повсюду много детей и неисчислимое множество кошек. В местном доме культуры проходил какой-то детский фестиваль, дети ходили нарядные и совершенно без взрослых. Нам это уже показалось странным, хотя в своем детстве и мы ходили «без присмотра». В гостинице мы поужинали, Заказав в номер пиццу и пиво. Кстати, пиццу готовят в кафе на профессиональном оборудовании и она очень вкусная. Поели, и уснули крепким сном.
7. Переход границы.
Утром после завтрака вызвали такси (50 руб.), забросили часть вещей на стоянку в машину и пошли на границу. Переход границы занял минут 20 в общей сложности. Российская таможня сверила наши мордочки с фото в паспорте, просветила паспорта, поставила штамп – и мы на «ничейной земле» - вернее, на мосту. Пробежка по мосту – и мы на эстонской таможне. Старались – соблюдали норму по сигаретам (не более 20 сигарет на человека) и не более 5 упаковок лекарств в оригинальной упаковке). Никто ничего не проверял у нас. Эстонский таможенник только спросил у меня, куда идем. Я ответила, что в Таллинн. «Пешком?» - изволила пошутить таможня. «На рейсовом автобусе!» - ответила я.

При возвращении переход занял около часа, так как была очередь на переход из Эстонии в Россию. Никто ничего не проверял, саму таможню прошли очень быстро.

8. Нарва-Таллинн.
Утро. Чужой город чужой страны. Спрашиваем у людей, стоящих у таможни, где находится вокзал. Нам подробно объяснили. Идти не особо далеко, минут 15 неспешным шагом. Шли мимо Нарвской крепости. Хорошо, все же, что сумка на колесиках. Вчера из программы «Кто хочет стать миллионером» узнала, что чемодан на колесиках изобрели только в 1972 году! Немного подождали, подъехал рейсовый автобус. Расписание автобусов я тоже нашла где-то в Интернете по запросу «автобусы из Нарвы в Таллинн». Подошедший автобус шел до Таллинна 4 часа, с заходом в городки. Но мы никуда не спешили, да и на улице было прохладно, поэтому поехали сразу. А вообще есть автобусы, которые идут всего 3 часа – на таком мы возвращались назад. Водитель-эстонец говорил по-русски (как и большинство встреченных нами людей). Он объяснил, что билеты стоят по 10,20 евро. А для «молодым» по выходным большая скидка – по 26 лет и после 60-ти стоимость билета 4,5 евро. Поэтому наша 24-летняя дочь поехала со скидкой. Автобус комфортабельный, идет со скоростью не более 60 км. в час, был полупустой. Мы любовались соснами, заливом Балтийского моря подо льдом, хуторами, городками, дикими гусями-лебедями (которых было множество), ветряными электростанциями. В общем, 4 часа пролетели незаметно.

Дорога узкая, по 1 полосе в каждую сторону. Все едут чинно-аккуратно, не обгоняют. Дорога не загружена. Бензин на заправках от 95-го, 92-го нет, стоимость 1,224 (!) евро.
И вот мы в Таллинне! Небольшой вокзал. Сдаем сумки в камеру хранения, так как заселение в гостиницу только в 14.00. Тут мы обнаруживаем, что не распечатали карту Таллинна. Хотя мы и нашли все в том же Интернете, на каком маршруте нам ехать, все равно растерялись. Муж спросил в киоске карту на русском языке, ему сказали, что таких нет. А вообще-то можно было и эстонскую – все понятно. Спросили у женщины в камере хранения, она объяснила и добавила: «Если не разберетесь, у ЛЮБОГО РУССКОГО СПРОСИТЕ!» Так же не нашла я R-Kiosk, где продаются талончики на общественный транспорт. Думала, что они находятся на остановках, как у нас. А на остановке ничего не было. Ну да ладно, купим билетики в 2 раза дороже у вагоновожатого. Подъехал наш трамвай № 4, мы загрузились и поехали. Не сразу получилось купить билетики. В трамвае при покупке у водителя они стоят 1,6 евро. А если покупать в R-Kiosk, то 10 талонов стоят 0,69 евро. В результате талоны я купила, правда, водитель на меня нашипела по-эстонски. Ну не пользуюсь я в Москве трамваями и плохо представляю технологию покупки талончиков у водителя!
И вот перед нами Vana Tallinn! Свежий холодный воздух, ослепительно синее небо, старинные домики. В общем, полученные впечатления превысили все наши ожидания. Погуляли 2 часа, выяснили, что R-kiosk находится в подземном переходе рядом с гостиницей, купили талончики, нашли гостиницу. В общем, гуляли мы по старому Таллинну, любовались прекрасными видами, дышали воздухом истории и были просто счастливы и очарованы стариной! Ночью после ужина в ресторане поняли, что невозможно уснуть с таким полным желудком и опять пошли гулять по городу. Количество туристов поубавилось, но все равно было много народу, особенно молодежи. Древние улочки патрулировала полиция на мотоциклах. Нам было совсем не страшно гулять по пустым ночным улочкам, даже учитывая тот факт, что у мужа с собой была зеркальная фотокамера приличного размера и не менее приличной стоимости. На это муж философски заметил, что это уж как кому повезет…
Немного фото этого дня:

Второй день в Таллинне был посвящен также прогулкам. Было довольно холодно – мы предусмотрительно изучили прогноз погоды и надели пальто (в Москве было около 20 градусов тепла). Дул холодный ветер с моря, так что под пальто пришлось надеть теплые джемперы, на голову – шапки, на руки – перчатки. В этот день мы забрались на башню Св. Олафа. Высота подъема до смотровой площадки составила 60 метров! На сегодняшний день это самая высокая из посещенных нашим семейством башен. Подъем без лифта, естественно )). Площадка для отдыха всего одна, очень высоко. Лестница винтовая, очень крутая. Спуск по той же лестнице, одновременно идут люди и вверх и вниз, достаточно тесно. Нам, конечно же, все это понравилось: и подъем, и спуск, и вид с высоты. Спустились с башни, зашли в храм. В храме заканчивалась служба, пели под гитару на сцене проповедники, была очень свободная и приятная атмосфера. Совершенно не похоже на православные храмы. В общем, мы так и не поняли, по какому же обряду шла служба – полюбовались на храм изнутри, отдохнули на скамеечках и вышли снова на старые улочки.

Из всего того, что хотелось посмотреть, мы не посетили зоопарк, ботанический сад и зону отдыха Пирита с дворцом Квадриорг. Было холодно для осмотра этих мест. Ну что же, будет повод вернуться еще!
Вечером пошли в магазин в торговом центре Виру за ликером Vana Tallinn. Купили 6 бутылок по 0,5 сливочного ликера 17 градусного, стоимостью около 7 евро каждая. Купили местный йогурт, сок, выпечку, так как поняли, что ужинать в ресторане мы физически не способны – организм отказывался принимать какую-то пищу, кроме кефирчика. Продукты оказались очень вкусными. Если бы мы были на машине, я бы затарилась продуктами, как в Ашане. Даже персиковый сок местного производства был очень вкусным и не приторным. Я вообще не пью сладкие напитки – даже чай и кофе пью без сахара и по этой причине не пью соки из пакетов. Этот сок был вкусным даже для меня. Кстати, из всего ряда соков мы нашли только клюквенный морс «Чудо-ягода» российского производства. О чем-то это все же говорит. Цены на продукты нам показались близкими к московским, где-то даже и выше. Но это центр города. Еще купили шоколад и конфеты Калев на сувениры - тоже очень вкусно.
9. Возвращение.
Доехали до Нарвы на рейсовом автобусе. Похолодало, шел снег. На таможне стояла очередь на улице, довольно длинная.

Поэтому мы с дочерью рысью рванули в крепость, оставив главу семейства с чемоданами в очереди. Нарвская крепость не произвела такого сильного впечатления, как Ивангородская. Интересно было только поснимать нашу сторону «из-за бугра».

Зашли в «длинного Германа» купить магнитик. Оказывается, на башню можно подняться. Но время поджимало, и мы также на рысях побежали к таможне. Оказалось – очередь уже подходит. Переход границы – и вот – родная земля! Погрузили сумочки в родную машинку, покушали в «Тихом дворике» - и в дорогу.
Все затраты на поездку составили не более 40 тыс.руб.
Нам всем очень-очень понравилась поездка.
На следующее лето мечтаем уже же на машине поехать через Таллинн на острова (Сааремаа), в Ригу и на рижское взморье. Будет о чем помечтать все это время!