Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва, Мурманск (Тириберка) Когда: 07/2010

По маршруту: Москва, Петрозаводск, Беломорск, Тириберка, Мурманск, Ловозеро,Ревда, Апатиты.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Москва- Баренцево море- Москва и все, что было по пути.

Великая вера в большие возможности японского внедорожника Патруля подсказала нам направление путешествия- Кольский полуостров и непременно берег Баренцево моря! Нитка маршрута предварительно выстроилась такая: Петрозаводск- Беломорск- Тириберка- Мурманск- Ревда- озеро Сейдозеро- озеро Умбозеро- Апатиты- Москва. Уложить этот маршрут необходимо было в 14 суток.
25 июля
Москва- Петрозаводск
Долгие сборы, стартовали около 17 часов. Москва, как и полагается заботливой маме отпускала нас с большим нежеланием ( много километровая пробка на Ленинградском шоссе), но наш Патруль, как упрямый ребенок стремился вырваться из под опеки. В Петрозаводск прибыли около 15 часов следующего дня.
26 июня
Петрозаводск
В Петрозаводске нас встретили родственники Паша, Анжела и их дети Матвей, и Вика. Наличие родственников трудно переоценить, особенно когда они живут в дальних краях. Путешествие в этом случае наполняется дополнительными теплыми воспоминаниями, долгими душевными разговорами за столом.
27 июня
Петрозаводск- Кончезеро-Молоотвал
В Кончезеро сохранились цеха Петровского завода по переработке медной руды и изготовлению пушек для флота. «Первоначальные постройки завода сгорели в 1793 году. Тогда же был сооружен новый каменный корпус доменного цеха с двумя домнами, в начале 19 века к нему сделали две кирпичные пристройки для формовых отделений. В 60-х годах 19 века вошел в строй второй доменный корпус, после чего производство чугуна достигло 60 тыс. пудов. Продукция в виде болванок отправлялась на Александровский завод. Только в 1905 году в условиях экономического кризиса Кончезерский завод был закрыт». Теперь на территории завода располагается гараж какого-то предприятия. На территорию нас не пустили, пришлось довольствоваться видом крыши и видом верхней части кирпичных цехов.

Недалеко от завода на пригорке стоит реставрируемая Троицкая церковь. « Ее построили специально для рабочих и жителей прилегающих поселков в 1865-1866 годах. Церковь отличалась своеобразной архитектурой, не совсем характерной для традиционных православных храмов, и художественным письмом икон. В храме находились несколько старых риз из марциальноводской церкви, сшитых императрицею Екатериной 1. Длительное время в церкви хранилось свыше 10 икон, написанных знаменитым русским художником Ильей Репиным, а также другими художниками-передвижниками: Иваном Крамским, Фирсом Журавлевым, Александром Морозовым.» Но теперь об этом можно узнать лишь из исторических документов или как мы, из великого Интернета. Церковь сейчас- это развалины. Со строительных лесов на уровне купола посмотрели на окрестности, сделали насколько снимков на память

Руду привозили на завод из рудников и мы приняли решение их поискать, приобщиться, так сказать, к истории. Посещая такие места, интересно размышлять, как же организованна была работа, ведь многие технические достижения человечеству еще предстояло сделать. Руду привозили с рудников по озеру, можно было предположить, что рудники находились около поселка Молоотвал. Сейчас в этом поселке живут и строятся дачники. Но помочь в розыске они нам не смогли, т.к. смутно представляли где находятся рудники и наша попытка самостоятельно отыскать достопримечательность успешно провалилась. Язык, как известно до Киева доведет. Нас он довел до дачного поселка Молоотвал к бывшей председательнице Ражиевой Инессе. Инесса Михайловна оказалась очень гостеприимной хозяйкой и интересной собеседницей. Зная все или почти все о своих дачниках, она нам порекомендовала проводника Федора для завтрашней экскурсии в Петровские шахты. Гостиниц в дачном поселке днем с огнем не сыщешь, и мы попросили у нее разрешения поставить палатку на ее участке, но получили приглашение не только переночевать в доме, но и попариться баньке, с настоящим березовым веничком. День клонился к завершению. Уже на этой широте ночью можно читать без дополнительного освещения.

28 июня
Молоотвал- Кивач - Беломорск
Федор, наш проводник с утречка провел нас по тропам, которые похоже, были известны только ему, дачникам не досуг бродить по лесу. Федор очень любит гулять по лесу, зоркий глаз и природная любознательность нашего экскурсовода позволили ему разглядеть расщепленное молнией дерево, заметить гнездо крупной хищной птицы, найти провалы, завалившиеся входы старинных шахт, отвалы пустой горной породы, водопад…





Было видно, что Федор с удовольствием делится с нами своими наблюдениями.
Ну вот и вход в шахту. Несмотря на то, что Федор несколько раз провожал любителей полазить под землей до шахты, сам никогда под землю не спускался. Желая отблагодарить за интересную экскурсию по лесу, мы уговорили его спуститься с нами в шахту, заверив его в том, что стоит посмотреть матушку землю с внутренней стороны, и что там не менее интересно, чем на верху. Шахта оказалась небольшой, состоящая из двух штреков с боковыми забоями, общей протяженностью около 250 метров. В одном зале еще остались деревянные подпорки.









В общем посмотреть шахту один раз стоит.
Далее по плану раскрученный водопад Кивач. Место, безусловно, красивое, ухоженное. Заехать постоять на ступенях водопада и прогуляться вдоль, сделать фото «я на фоне» наверно стоит.




Можно посмотреть искусственно высаженный лес из экзотических хвойных деревьев, березы в том числе карельской и кустарников. По правде сказать, различны виды сосен, которые там высажены, для меня оказались неразличимы.. Здесь впервые мы увидели рощицу из карельской березы. Но настоящая карельская береза нас поразила на Кольском полуострове. Следующим пунктом поездки были Беломорские петроглифы. Путь к ним лежал через Беломорск.

29 июня Беломорск
Со скоростью 100 км в час, по хорошей трассе в Беломорск прибыли в час ночи. До полярного круга осталось примерно 250 км , но полярный день уже был в полной силе. Если не смотреть на часы, определить день или ночь не возможно. Солнце незаходящее за горизонт срабатывает как батарейка энерджайзер, заставляет работать мозги и тело как вечный двигатель, но следовать этой иллюзии не следует, отдыхать все же надо. Беломорск нам показался нестандартным городом. Для того чтобы найти гостиницу нам пришлось колесить целый час по хитроумным, кривым улочкам и улицам, спрашивать дорогу у прохожих, гаишников, коих на улицах было достаточно, не смотря на полуночный час. Поиски привели нас в гостиницу, с интригующим названием Горем 16. От фривольного толкования спасает буква «о»  Стоила ночевка в комнате 1000 рублей, но все необходимое было- чистая постель, душ, чайник, холодильник.


30 июня
Петроглиф – с древнегреческого значит резьба на скале Найти указатель к петроглифам не проблема, а вот сами петроглифы мы нашли с помощью молодых людей. Тропинок в лесу много, а толковых указателей как-то не наблюдалось. Городской житель не в состоянии найти что либо без карты, увы :(
Первый же указатель с причудливой надписью «Пудас» находится в самом начале тропинки. Мы усердно исследовали валун за валуном, но следов древних рисунков не нашли. Несколько озадаченные мы углублялись в лес.




Виды русла реки с огромными гранитными площадками, с малыми и большими озерцами, образованными в углублениях в тех же гранитных площадках очень впечатляют. Такого размера гранитные валуны размером 20 30 кв метров, отшлифованные ветром и водой встречаются не часто.
Наверно это самое замечательное место для игры в прятки и принятия солнечных ванн.
Петроглифы мы все же нашли, но не без посторонней помощи. Надо отдать должное древним художникам или летописцам.
Нам они оставили на граните рисунки, которые озадачивают. Рисунок под ногами, а вопросы в голове роем носятся. Попробуйте найти ответы сами. Вот цепочка оленей в натуральную величину куда то бредут ровным строем, вот длинная лодка с гребцами явно куда-то целенаправленно гребут, а тут выбит в граните целый сюжет какого-то наказания, смысл которого скрыт временем. Масштабы изображений разнообразные, олень и рыба могут быть как в натуральную величину, так и маленькими, а человек идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке, сражается, охотится, танцует, изображен маленьким, почему?









Петроглифы в Беломорске, хоть и раскрученное место, но побывать здесь стоит- прогулка действует умиротворяющее.
Остаток дня и ночь мы потратили на дорогу до берега Баренцева моря к Тириберке.

«Чем дальше в лес, тем больше дров» Чем дальше от Москвы, тем больше разрухи. Край Родины вызывает не однозначные впечатления и эмоции. Много заброшенных разрушающихся построек, промышленных, жилых в прошлом домов, но есть и отремонтированные здания администрации и школы. В здании, напоминающем больше старый сарай, чем магазин, судя по вывескам, находилось одновременно магазин молочных продуктов, почта и сберкасса. Зато магазин-сарай с вывеской «Женская обувь» занимает отдельное здание. Сколько здесь проживает женщин и какая обувь для них продается для нас осталось загадкой, было раннее, раннее утро и поселок спал.


Проехав бедную Тириберку, мы оказались на берегу. Край земли русской оформлен гранитными берегами. Шторма очень оригинально обработали береговую линию.

На берегу Териберки она представлена двумя видами: большие площади гранитных горизонтальных скал и галечный пляж совсем не пригодный для отдыха. Галька имеет диаметр от 50 до 70 см. Во время шторма, когда могучие волны катают по берегу гигантские круглые шары (пляжный песок) здесь наверняка стоит оглушительный грохот. Гранитные скалы тоже подвергаются обработке. Под воздействием волн, ручьев, льда и ветра образовались ванны причудливых форм.

Сильный ветер и почти нулевая температура вынудили нас ехать дальше. Место очень красивое, но суровое.





В дороге мы уже почти сутки. Солнце не заходит за горизонт, наши мозги обманываются, а мышцы все работают и работают. Пора бы и спать, но глаза не закрываются, так действует полярный день. Все же вздремнув прямо в машине часа два, продолжили путь до Мурманска.
1 июля Мурманск - Ловозеро
Суровые виды Баренцева моря подействовали на нас так, что захотелось уюта и тепла за любые деньги. Гостиница « Полярные зори» в центре города нам показалась подходящим местом. Счастье- то какое! Горячий душ и махровые полотенца, горизонтальное положение тела во время сна, подогреваемые полы, завтрак - шведский стол с овсяной кашей, бесплатный интернет. Погода нас не баловала. Что бы спрятаться от дождя и тумана зашли в Полярный научно-исследовательский институт морского хозяйства и океанографии им. Книповича. Посмотреть экспозицию музея при институте можно только, выписав специальный пропуск. Это оказалось несложно. Охранник позвонил заведующей и сообщил, что есть желающие осмотреть музей. Пашкова Татьяна Ефимовна- заведующая, заполнив пропуск с наших слов, провела индивидуальную интересную экскурсию.







В городе несомненно есть интересные места и музеи, но скверная погода помешала осмотреть город с удовольствием. Напоследок заехали на смотровую площадку с монументом «Алеша», по фотографировали и взяли курс на Ловозеро.
В этом поселке планировали посмотреть музей истории соамов- народности, населявшей Кольский полуостров. Дорога пока везде приличная, позволяет держать скорость 80-100 км/час, а вот природа значительно изменилась. Хвойные деревья практически исчезли, остались карликовые березы да какие-то кустарники и бесконечные болота с обеих сторон дороги. Туман и мошка стали теперь постоянными нашими спутниками.

Плану не суждено было сбыться. В Ловозеро приехали ближе к полуночи, а музей работает до 17 часов. Поселок небольшой, панельные дома второй половины 20 века. Несмотря на полночь, один продуктовый магазин обслуживает заблудших путешественников и тусующуюся молодежь. Нашлась и закрытая гостиница, на дверях которой был листок с номером телефона. В течении часа мы пытались дозвониться, но тщетно. Усталость была такой, что хотелось поскорее принять горизонтальное положение. Была мысль поставить палатку прямо во дворе гостиницы, но комары и мошка столь надоедливы, что расхотелось ставить палатку. Пришлось отказаться от посещения музея и ехать в Ревду за 40 км. Ревда оказалась более гостеприимной. По первому стуку в дверь гостиницы нас пригласили и оформили. Как оказалось, здесь всегда есть постояльцы — студенты местного техникума, командировочные и рабочие.
2 июля Ревда — Сейдозеро
Утро, которое для нас началось с 11 часов, встретило дождем, туманом и холодом +8º С. Облака висели так низко, что вокруг поселка ничего не было видно. Дожидаясь хотя бы прекращения моросящего дождя, смотрели телевизор, руки и ноги Андрея отдыхали от руля и педалей. Местное население так нас запугало опасными тропами до Сейдозера, что мы стали сомневаться о возможности нашей прогулки. Но проехать около 2000 км и не увидеть Куйву- местное наскальное божество было бы не спортивно! В 16 часов мы все же доехали до горно-обогатительного комбината, от которого начинается тропа на Сейдозеро. Перед проходной есть бесплатная охраняемая стоянка, где оставили машину. Видимость из-за густого тумана была около 10-30 метров.


Поэтому тропинку на перевал к озеру мы искали около часа, хотя в хорошую погоду ее видно издалека, от проходной до нее 300 метров. По рассказам тропинка представляет из себя опасные обрывы, с которых шаг в сторону и путешественнику конец :) Видимо раскрасчик ни разу не был на перевале, а зачем рассказывал нам такие небылицы- не знаю. Все оказалось значительно проще и интереснее. Мультик «Ёжик в тумане» видели? Так вот, в этот день мы были такими ёжиками. Тропа то исчезала, то появлялась, приходилось ходить зигзагом, кружить, возвращаться, вглядываться в туман и одновременно отмахиваться от атакующих комаров.






Народ ходит на озеро и в такую погоду, ориентируясь по сложенным турам, буквально через 20-50 метров. Если «локтем по карте», то до озера 9 км, но фактически 15 км.






Миновали перевал, спустились в долину реки Эльморайст, видимость улучшилась, туман теперь был выше. Вот здесь и растет настоящий лес из карельской березы. В ночной час, когда туман заслоняет солнце, сидящее низко у горизонта, кривые, уродливые, низкие березы наводят сказочную жуть!






Сказка о потерянном времени снималась точно в этих краях:). Озираясь по сторонам, боясь встретить злых волшебников, мы дошли до скалы с изображением Куйвы- шамана :) И странно, этих изображений два- одно выбитое (естественные сколы породы), а второе образовалось в результате смешения пород разных цветов. Какое из них истинное мы не знаем.





Раннее утро, на берегу озера две палатки, естественно люди спят. На наш разговор вышел молодой человек Филипп, как ни странно он оказался соседом по двору в Москве. В лагере он был один, остальные его друзья должны были встретиться нам на пути, т.к. пошли в Ревду за продуктами, но встречи не случилось.
Погода ухудшилась, перевал совсем закрылся и учитывая свою усталость и совсем низкую облачность мы попросились переночевать у ребят в палатке, свою ведь мы не взяли, т.к. надеялись «сбегать туда и обратно на одной ноге».
3 июля. Сейдозеро — Ревда.
С утра ветер разогнал облака, появилось солнце и тучи комаров. За ночевку мы расплатились завтраком и в 10 часов пошли обратно. Открылись красивые виды на Ловозёрские тундры.












В Ревду вернулись около 15 часов.

4 июля. Ревда — Октябрьский — Апатиты.

Согласно карте в поселок Октябрьский ведут две дороги. Одна асфальтированная длинной 200 км, огибает Умбозеро с западной стороны. Андрей решил -по асфальту ехать не спортивно. Вторая всего 80 км «Сто ручьёв», заброшенная, идущая вдоль бывшей ж/д дороги с восточной стороны озера, по которой ходили составы с рудой.. Из местных толком о ней никто не знает, сказали лишь, что здесь проходит трасса Арктиктрофи. Захотелось разведать заброшенную дорогу и хапнуть, если повезет, на халяву адреналина. Кто ищет, тот всегда найдет, и мы нашли приключения по полной программе.



Дорога на Октябрьский начинается из посёлка в сторону брошенного рудника, не доезжая 1 км до рудника, надо свернуть к озеру, и на карте нарисована красивой жирной линией. Реально же в большей своей части не пригодна для легковой автомашины, да и для внедорожника создает проблемы в виде глубокой колеи с водой, валунов, заболоченных участков, разрушенных мостов… Большую часть пришлось ехать по железнодорожной насыпи.




Спасибо заготовителям металлолома, рельсы сдали, но шпалы оставили. Пришлось со скоростью 5 км/час колесить по шпалам.

С такой скоростью можно любоваться Умбозером и Хибинами, которые ненавязчиво сопровождают вас справой стороны, фотографировать пейзажи, размышлять о том, почему колеса вдруг стали квадратными, почему железные дороги строят качественнее чем автомобильные, сожалеть о том, что большинство рудников закрыто и стране не нужны цветные металлы и т.д. На 80 км между Октябрьским и Ревдой мы потратили 9,5 часов!






Посёлков с восточной стороны Умбозера практически не осталось. С горем пополам, но гордые за своего четырехколесного друга доехали до посёлка Пунча это- несколько полуразрушенных бараков и охотничьих домиков.



Из жителей увидели только одного, уже выпившего сторожа. Патруль вытерпел приключение, правда разбил всю защиту днища и горько плакал об этом.





Андрей пообещал ему восстановить защиту из стали! Патруль успокоился и без приключений довез нас до асфальта в поселке Октябрьский и от него до Апатитов за 40 минут.». Город оставляет впечатление трудяги. Живет по расписанию рабочих смен. Много производственных площадей, которые к счастью кормят народ. Разрухи и нищеты мы не увидели. Остановились в одноименной гостинице «Апатиты» Гостиница, как гостиница. Цена номера- 1400 руб.


5 июля. Апатиты — Кондопога.

Дорога домой, как всегда кажется короче. Климатические зоны вновь мелькали за окном, удивляя контрастами. По дороге остановились в двух интересных местах- около стелы -Полярный круг и полосы странно изогнутых мощных сосен.



Какая природная сила так изогнула сосны- ветер, снег? Когда это случилось с ними- в молодом возрасте или ???


Каждое путешествие оставляет в голове вопросы. Дома будем искать всё в том же великом Интернете ответы 

6 июня Кондопога- Москва.

Путешествие закончилось, жаль. Эх, если бы можно было бы так кататься долго, долго как бы было здорово!
http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3804/http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3969 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3865/ http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3892/ http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3804/ http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3997/ http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/3960/ http://foto.mail.ru/mail/luchshevagv/751 http://foto.mail.ru/mail/luchshevagv/854/ Здесь наши фотки и видео


Июль 2010
Лучшева Галина

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru