Откуда: Москва Когда: 08/2011

По маршруту: Ржев, Наумово (Музей-усадьба Мусоргского), Остров, Эстония (Вана-Вартселина, Пиуза, Тарту, Пярну, Лавассааре, Йыгевесте (Мавзолей Барклая-де-Толли)), Латвия (Дунте (Музей Мюнхгаузена), Сигулда), Изборск, Москва

Наше четвертое путешествие на автомобиле в Европу изначально планировалось на короткий срок и на один из прибалтийских курортов. В итоге выбор остановили на Пярну в Эстонии.
Поездке предшествовала основательная подготовка, ибо буквально накануне неё в Эстонии была введена электронная очередь по пересечению границы. Сайты заработали лишь в последний момент, потом долго не проходила оплата с карточки, но в итоге мы смогли записаться. На электронной очереди и пересечении эстонско-российской границы необходимо остановиться подробнее. Сначала про пересечение российско-эстонской границы из России в Эстонию. Перед границей традиционная очередь из фур по обочине и легковых «бензовозов» по правой полосе. Подъехав к очереди мы выяснили, что машины с номерами стран-участниц Таможенного союза (Беларусь-Казахстан-Россия) пропускаются без очереди. Гражданство пассажиров и водителя не важно! Пропускают по номерам! Выезжаем на «встречку» и первыми останавливаемся у шлагбаума, который тут же поднимается. Далее для нас отдельная полоса. Проходим контроль на российской стороне, посещаем DUTY FREE и проходим контроль уже на эстонской стороне. Вся процедура проходит быстро и занимает не более 1 часа. Иная ситуация в обратную сторону. Как я уже сказал, пограничная служба Эстонии с 01 августа ввела так называемую электронную очередь. Для простоты заполнения всех данных я рекомендую предварительно зарегистрироваться на сайте (при возможной ошибке или если не прошла оплата с карточки, не придется вбивать данные по новой). Важный момент: достаточно внести паспортные данные лишь водителя, пассажиров не обязательно! Итак сначала регистрируемся на сайте, вводим данные паспорта, номер машины и потом пытаемся зарегистрироваться. Свободного времени за 2 недели до даты пересечения было много и мы выбрали вечер субботы в 19-00. Оплата не с первого раза, но прошла и на электронную почту пришло письмо с датой и номером очереди, которое я распечатал. В распечатанном документе имелась информация о необходимости прибыть к 19-00 в зону ожидания и в 19-00 на границу. Подъехав к границе мы увидели очередь из легковых машин. Большинство из них ехало без записи. Некоторые записывались непосредственно в зоне ожидания. С их слов время ожидания составляло примерно 3-4 часа. На территорию перехода запускают примерно один раз в полчаса. Причем это не обязательно ровно в 19-00. Мы отошли поесть, приехав в 18-30, и пропустили первый «заход» в 18-50. Пришлось ждать полчаса. Настоятельно рекомендую всем подъехать сразу к шлагбауму, лучше даже встать так, чтобы полностью заблокировать проезд. В этом случае на вас возможно обратят внимание раньше. Наконец к нам подходит пограничник, смотрит на листок с номером и запускает на территорию пункта пропуска. Там мы становимся на отдельную полосу, нас сразу оформляют, отмечаем на таможне TAX FREE и тут же получаем деньги в обменном пункте, едем на российскую сторону и не более чем через час оказываемся на Родине. Итог: электронная очередь полезна и удобна прежде всего с точки планирования и оптимизации маршрута, однако возможна потеря времени из-за ожидания перед шлагбаумом.
Ну а теперь собственно про поездку.
Первый день планировался по России до границы. Выехав между 7 и 8 часами утра по Новой Риге примерно через 2,5 часа мы оказались во Ржеве. Здесь мы планировали посетить Краеведческий музей с диорамой. Приехали мы рано (музей открывается в 11-00) и до открытия музея посетили кафетерий «Советский», находящийся неподалеку и расположенный в одноименном гастрономе. В целом понравилось, 4 чашки чая-кофе и пирожки на семью обошлись примерно в 200 руб. Из-за свежей выпечки кафетерий пользуется большой популярностью. «Приколола» надпись на стене о бесплатном Wi-Fi. Студентов с ноутбуками мы правда за столиками не заметили. В 11-00 мы посетили оба отдела музея, расположенные напротив друг друга через улицу. Один из них целиком посвящен событиям ВОВ, причем наиболее интересной частью экспозиции является диорама, посвященная боям за Ржев (операция «Марс»).
Следующим пунктом нашего маршрута была музей-усадьба Мусоргского. Примерно через 200 км после Ржева на трассе стоит указатель, следуя ему и ещё нескольким указателям примерно через 10 км мы оказались возле ворот музея. Информация на сайте www.museum.ru о том, что он работает только по предварительной договоренности, не соответствует действительности. Нас сразу приняли сотрудники музея, провели экскурсию по экспозициям (в комплексе заплатили около 500 руб за билеты, экскурсию и фотографирование), после погуляли по парку, полюбовались живописными видами.
Пообедав на природе, поехали дальше и остановились в Острове в мотеле «Островок». Комната обошлась в 1350 руб., удобства в коридоре, причем доплата за душ ещё 100 р с человека (типично для отеля, ориентирующегося на дальнобойщиков), можно воспользоваться платной парковкой, но мы оставили машину под окнами. Минусом мотеля является отсутствие асфальта вокруг - машина быстро покрылась пылью. Разместившись мы пошли гулять по центру города и осмотрели главную достопримечательность – цепные мосты. Мосты потрясающие, такие не часто где встретишь. Все три места, которые мы посетили в этот день, настоятельно рекомендую для посещения.
Ранним утром мы выехали к границе через Палкино-Изборск. Путь занял около часа, ещё час на переход и мы вновь на просторах Евросоюза. К посещению в этот день планировались песчаные пещеры Пиуза и город Тарту, однако повернув на Пиузу мы практически сразу увидели живописные руины старинного замка Нейгаузен в поселке Вана-Вартселина. Замок расположен в живописном месте, сохранился участок стены и три башни, на одну из которых можно подняться и осмотреть окрестности. В расположенном рядом здании старинного постоялого двора находится музейная экспозиция (посещать не стали).
Ещё полчаса и мы подъехали к песчаным пещерам возле станции Пиуза. Прогулялись по лесу, посетили музейную экспозицию и пещеры с гидом. Семейный билет стоит около 8 Евро. Все сотрудники музея неплохо говорят по-русски. После музея мы выпили кофе с булочками в кафетерии музея (5 Евро на семью за 2 чашки кофе, чайник зеленого чая и целый поднос с булочками). Там же можно и пообедать, судя по меню, цена блюд 3-4 Евро. Прекрасная погода и живописная природа этих мест оставили неизгладимое впечатление.
Примерно через час пути мы прибыли в Тарту. Бесплатно припарковались за рекой так, что на ратушную площадь просто перешли по мосту около 200м. Прогулка по историческому центру заняла около 4 часов. Мы посетили Яановскую церковь, дом-музей тартусского горожанина XIX века, Национальный музей Эстонии и Художественный музей, расположенный в «падающем» здании на ратушной площади, посмотрели памятники Барклаю-де-Толли, Бэру и др. Церковь и первые два музея настоятельно рекомендую для посещения. Стоимость семейных билетов около 2 Евро в каждом. В художественном представлено только современное искусство, нам не очень понравилось. Посещение Тарту мы закончили поздним обедом или ранним ужином в ресторане на ратушной площади (около 40 Евро за семью). Поздним вечером мы прибыли в забронированный через www.booking.com Konse Motel.
С погодой в Пярну нам не повезло. Все 5 дней было пасмурно и прохладно. Покупались лишь в первый день. Вода оказалась на удивление теплой. Впрочем отсутствие тепла и солнца нас не слишком смутило. Мы гуляли по городу, посетили основные достопримечательности, дошли до оконечности мола, сделали много покупок в торговых центрах. Исторический центр Пярну сейчас выглядит как картинка – все отреставрировано, сувенирные магазинчики, рестораны. Мы посетили ресторан расположенный в отреставрированном здании бывшей почтовой станции. Все оформлено в русском стиле, на стенах портреты царя и царицы. Ужин обошелся в 50 Евро за всю семью и очень понравился. Мы посетили также аквапарк TERVISA (семейный билет 27 Евро на 3 часа, обед в кафе рядом с аквапарком около 20 Евро на семью). Аквапарк понравился обилием невысоких и не опасных горок, однозначно рекомендуем для посещения с детьми.
В один из дней мы совершили поездку в Латвию. Главной целью был дом-музей барона Мюнхгаузена. Мало кто знает, что герой удивительных рассказов в действительности находился на русской службе, проходил её в Риге, там же женился и довольно долго жил в усадьбе Дунте, где сейчас и расположен его дом-музей. Посещение музея вместе с экскурсией стоило около 8 Латов. Экскурсия проходит очень живо и весело, все мы были в восторге. После обзора экспозиции, посвященной Мюнхгаузену, можно подняться на 2 этаж и осмотреть огромную коллекцию пивных кружек и восковые фигуры выдающихся деятелей Латвии. Мы совершили также прогулку до моря по специальной тропе (4 Лата за семью), дети побывали на корабле с аттракционами (1 Лат с ребенка). Прогулка по тропе Мюнхгаузена занимает около 2 часов. Вдоль тропинки из осиновых досок установлены деревянные фигуры из его рассказов. Тропа выходит к морю, в хорошую погоду там можно покупаться и позагорать. Рядом с музеем расположено кафе, в котором нас вкусно накормили за 8 Латов. После Дунте мы отправились в Сигулду, где посетили Турайдский замок (8 Латов семейный билет, 1 Лат парковка) и пещеру Гутманя (днем парковка 1 Лат). Прокатиться на канатной дороге не удалось – с четверга по воскресенье все рейсы после 18-00 используются любителями прыгнуть с «тарзанкой» из вагончика. Вообще на Сигулду можно планировать не один день – так много там сейчас всего в городе и окрестностях. Думаю, что будем планировать туда отдельное путешествие. На обратном пути в Пярну попытались поесть в таверне «У боцмана», которая также относится к музею Мюнхгаузена, однако там уже не было горячих блюд. В итоге поели в кафе на бывшем пограничном переходе (16 Евро, но не очень понравилось). При подъезде к Пярну нас остановила полиция для проверки документов. Позже мы узнали, что именно в этот день террорист захватил заложников в здании Министерства обороны Эстонии. Лишний раз убедились, что зарубежную полицию устраивает наше водительское удостоверение и международные права не нужны.
По пути из Пярну к границе к посещению планировались Музей узкоколейной железной дороги в Лавассааре и Мавзолей Барклая-де-Толли в Йыгевесте. ЖД музей находится примерно в 20 км от Пярну, повсюду указатели, последние 2 км грунтовая дорога. По субботам и воскресеньям там можно покататься на туристическом поезде, который иногда ведет настоящий паровоз (отправление каждый час, время в пути туда-обратно 20 мин, семейный билет в музей и на поезд 15 Евро). Как и Музей узкоколейки в Переяславле-Залесском, музей в Лавассааре расположен в депо бывшей узкоколейки, в расположенном рядом здании находится музейная экспозиция, на путях представлен подвижной состав, локомотивы, которые на ходу, выводят из депо для посетителей.
Посетив музей и прокатившись на поезде мы выехали в сторону границы. Примерно через 100 км в сторону Валги-Валки на шоссе указатель в сторону мавзолея Барклая. Проехав около 7 км мы оказались на парковке возле Мавзолея, к которому ведет аллея молодых дубов. Посещение мавзолея и расположенной рядом музейной экспозиции в бывшей сторожке платное, 5 Евро на семью. Дама - смотритель музея, сторож и гид в одном лице хорошо говорит по-русски и провела нам очень интересную экскурсию. Оба музея нам очень понравились.
Миновав Валгу-Валку мы двинулись к границе по территории Латвии. Здесь выяснилось две не очень приятных вещи: что дорога Р23 от Валки через Гауйену к трассе Рига-Псков грунтовая на значительном протяжении и что во всей северо-восточной Латвии есть лишь одна заправка в городе Алуксне в стороне от трассы. Даже обозначенные на картах заправки давно закрыты. Видимо их существование там экономически бессмысленно, т.к. местные едут заправляться в Россию. В итоге подъехали к пограничному переходу в Лухамаа практически на сухом баке.
После перехода границы и заправки российским топливом мы остановились в Изборске в новеньком отеле «Изборск» со стильным дизайном, хорошим шведским столом на завтрак и бесплатной парковкой (стоимость номера 3100 руб на семью, все остальные услуги включены в стоимость). Утром мы отправились осматривать достопримечательности Изборска: крепость, музей, Труворово городище, Словенские ключи и т.д. В настоящий момент в крепости и поселке ведутся активные строительные работы в связи с предстоящим в следующем году празднованием 1150 лет Изборска. Но даже несмотря на них Изборск произвел на нас неизгладимое впечатление. Захотелось вновь приехать туда через пару лет.
Из Изборска мы выехали к трассе Петербург-Одесса через Палкино-Остров. По дороге остановились возле одного из дотов «Линии Сталина». В настоящий момент возле Острова планируется создание музейного комплекса бывших укреплений, аналогичного ранее созданному в Беларуси. В Пустошке мы повернули на трассу Рига-Москва и в полночь были дома. Так закончилось наше четвертое заграничное путешествие на машине.