Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Нижний Новгород Когда: 08/2011

По маршруту: Кемерово, Ачинск, Красноярск, Листвянка, Малое Море, Иркутск, Жемчуг, Аршан, Слюдянка, порт Байкал

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Байкал за две недели. Реально?



Байкал для живущих в европейской части России штука мифическая и непонятная, к тому же слабодоступная. В сети можно встретить и толстый слой легенд и восторгов и немалое количество разочарованных Байкалом. Кто-то пишет об удивительных красотах, кто-то о том, что на автомобиле к красивым местам не подъехать, вода холодная, цены дикие, берег поделен, замусорен и застроен. Где правда? Чему верить? Стоит или не стоит ехать на Байкал на машине? Как семейный отдых – наверное, нет. А вот как настоящее мужское приключение, как экстрим тур – идея стоящая. Раз в жизни надо побывать и составить собственное мнение. Решили мы и поехали. Байкал зовет.
На сей раз я был в непривычной для себя роли третьего пилота. Зато первого штурмана. О маршруте, впечатлениях и достопримечательностях, что стоит посмотреть по пути и на самом озере, этот отчет.

Дорога на Байкал

Отрезок пути до Урала запомнился огромным количеством камер видеофиксации в Татарии. Там они как грибы, стоят прямо на обочинах через каждые 10 км, странно, что их не разломают «благодарные» водители. Дорогой Уфа-Челябинск через Уральские горы часто пугают детей. Действительно, загруженный участок, напряженный. Видели много фур в кюветах. Не хотел бы я быть дальнобоем и ездить здесь зимой. Дорога жизни… Летом ничего, сносно.
Наш путь был спланирован следующим образом. До Новосибирска была задача добраться как можно быстрее, не отвлекаясь на осмотр достопримечательностей. Этот отрезок пути вполне можно оставить на будущее, надеюсь, удастся еще съездить отдельно на Алтай. Вот Кемерово, Красноярск, Иркутск стоит осматривать по пути, когда еще там окажешься, да и города интересные.
За световой день мы старались проезжать 1200 км, на ночь обязательно останавливались в мотелях поспать 5-6 часов, остальное досыпали в машине. Питание по дороге – в кафешках.
Пейзажи за окном от Челябинска до самого Новосибирска не радуют. Везде плоская равнина, заболоченная, с чахлыми березками. Но сами дороги хорошие, особенно Омск-Новосибирск. Психологическая граница между Европой и Азией показалось, что проходит именно здесь, хотя обелиск Европа-Азия мы смотрели еще в Уральских горах. Между Омском и Новосибом движение минимальное, запад и восток страны практически не сообщаются. Если Омск еще смотрится по европейски, то начиная с Новосибирска начинают преобладать праворульки. Они все старенькие потрепанные, с пожелтевшими фарами. Дорожное движение становится хаотичным. Почему то водители там не считают нужным включать поворотники при перестроениях. При этом часто высовываются из своей полосы, чтобы посмотреть что впереди, плохо чувствуют левый габарит. На дорогах нет разметки, но очень много пестрой рекламы. В целом получается ощущение какого-то шанхая, востока, натуральной Азии, а не столицы Сибири.
Город Кемерово поразил привыкший к компьютерам бумажкам и офисам взгляд. Есть там такое место Красная Горка. Музей с имитацией шахты, выставленная карьерная техника, шедевральный монумент погибшим шахтерам Кузбасса работы Эрнста Неизвестного. Все это создает впечатление второго Мамаева Кургана. А внизу, под Красной Горкой, преисподняя. Сам город, весь в трубах, смраде, огнях дожига попутного газа. Как люди живут… действительно, в каждой электрической лампочке есть капля крови шахтера. Апокалиптические пейзажи встречаются и дальше, например в Ачинске, где второй по величине в России глиноземный комбинат. Но в целом путь-дорожка становится веселее. Самый красивый участок пути – как раз между Кемерово и Красноярском. Горки, леса, поля, красивые пейзажи, асфальт из хорошего становится идеальным.
Красноярск – хороший город, сильный. С удовольствием погуляли по нему. В нем множество фонтанов и есть что посмотреть. Очень понравился фонтан «Реки Сибири», где каждая сибирская река изображена в женском образе, и только Енисей –единственный мужчина. А вот широкоизвестный заповедник Красноярские Столбы ожидаемого впечатления не произвел. Столбы не так высоки и прячутся в лесу. Эффектного пейзажа не получается.
Между Красноярском и Иркутском наконец, начинается отрезок фронтовых дорог, которым часто пугают. Действительно, между поселком Нижний Ингаш Красноярского края и городом Тулун Иркутской области 400 км подразбитой дороги, в том числе около 70 км гравийки. Гравийка не сплошным куском, а участками. Апофигея ситуация достигает в городе Нижнеудинске. Это немаленький (40000 человек) город, где местные власти не могут не то что заасфальтировать федеральную трассу, даже подсыпать мелкой гальки в огромные ямы ленятся. Но в целом все участки гравийки сносные, ехать можно в любую погоду и на любой машине, экстрима нет, так, немножко пыли и разбивания подвески.

Байкал и вокруг него

И вот мы на Байкале! Всего к концу пятых суток цель достигнута. Что же здесь посмотреть, это было чуть ли не главным вопросом перед поездкой. Как познакомиться с природой озера-моря в сжатые сроки и не пропустить наиболее интересного? Первым на ум при упоминании Байкала приходит остров Ольхон. Туда все стремятся, вот только много времени надо на паром и не совсем понятно, что там долго делать, особенно в случае если погода испортится. Вторым на ум приходит Иволгинский дацан, но это надо пилить на восток еще изрядно. Напряжением извилин яндекса и советами бывалых пришло понимание, что по природе вместо Ольхона можно посмотреть Малое Море, а буддийские дацаны есть в Тункинской долине, которая идет от Слюдянки до Монголии. Далее наши перемещения около Байкала.
1 день – Листвянка. Очень красивая природа, место истечения Ангары из Байкала. В поселке много пансионатов, гостиниц, частного жилья. Есть замечательный байкальский музей с имитацией погружения в батискафе на дно, есть канатная дорога с отличным видом со смотровой площадки, есть наконец рыбный рынок с пресловутым омулем. Что бы там ни говорили, что в Листвянке делать нечего, это не так. Именно Листвянка – столица Байкала и по природе и по достопримечательностям и по организации отдыха.
2-3 день – Малое море (250 км к северу от Иркутска). Здесь мы отдыхали на заливе Мухор. Это самый мелководный и теплый залив Байкала, вода здесь прогревается до 20 градусов, это одно из немногих мест на Байкале где можно купаться. Соответственно, здесь сосредоточено множество турбаз, а еще больше народа приезжают просто с палатками. Впечатляет и природа по дороге. Она в районе Малого Моря совсем другая, не похожая на Листвянку. Местность называется Тажеранская степь, в моем представлении так же выглядит Монголия.
4 день – переезд с Малого Моря на самый юг Байкала в Тункинскую долину, по пути осмотр Иркутска.
5 день – Тункинская долина – интереснейшее место. Это уже Бурятия, отроги Саян, зеленые луга, облака прямо на расстоянии вытянутой руки, огромное количество пасущихся коров, дацаны, курорты, товары из Монголии. Здесь купались в горячих водах Жемчуга и пили минералку в Аршане.
6 день – Слюдянка и катание по Кругбайкальской железной дороге. Это было незабываемо! За умеренную денежку машинисты пускают на тепловоз. И мы катили вчетвером, включая случайно прибившегося к нам англичанина Грега, стоя на поручнях перед тепловозом, немного замерзая, но ошарашенные всем этим действом и зрелищем. Кстати, по КБЖД предлагают прокатиться на специальном экскурсионном поезде задорого из Иркутска. Или вот так, диким образом, можно покататься на местном поезде "Матаня" из Слюдянки, билет на который стоит всего 55 р.

Подводя итог

Самой главной достопримечательностью озера-моря оказался цвет байкальской воды. 1.6 километра самой чистой в мире и очень холодной воды дают необыкновенный яркий сине-голубой цвет, какого я не видел даже в тропических морях. На втором месте – КБЖД и вся эта транссибирская железнодорожная тематика. На третьем - монгольские пейзажи и экзотика.
Байкал оказался вовсе не загаженным туристами и не истоптанным. Напротив, было ощущение безлюдности. Даже в Листвянке, в самом популярном месте народа немного и вечером набережная вымирает. Отдыхают на Байкале в основном иркутяне, причем в основном на выходные или прячутся по уединенным пансионатам. Есть немного машин с красноярскими и бурятскими номерами и все. А я то думал, что летом Байкал такое же популярное место отдыха, как Черное море и сюда съезжается вся Сибирь.
Байкал сполна оправдал ожидания по разнообразию природы. Здесь и горы, и леса, и степи, горячие и минеральные источники, соленые озера. Пусть даже я не побывал на восточной части озера. Теперь я понимаю причину легендарности Байкала – на фоне плоской и скучноватой природы основной части Сибири Байкал выглядит действительно красавчиком. Было бы еще здесь потеплее.

Итак, Байкал вполне достижим из Европейской части России за двухнедельный отпуск. Сама дорога в невыматывающем режиме, с ночевками и осмотром городов по пути занимает 5 дней. 6 дней вполне достаточно для знакомства с главным на самом озере. Дороги везде по большей части очень хорошие, пустые и быстрые. Места везде цивилизованные. Бюджет поездки небольшой, цены умеренные, если не замахиваться на высокий сервис. Как отдых-покатушки – самое то.

Фотки


Качалки Башкирии - уже повеяло Сибирью


Слишком скользкой оказалась обочина...


Нудные пейзажи Западной Сибири


Суровый шахтерский город Кемерово


Техноген в Ачинске


Красноярские столбы


Единственный участок плохих дорог на всем пути - 70 км гравийки. Рядом то и дело виднеется Транссиб. Это все, что связывает Запад и Восток страны, на север от этих двух "магистральных" дорог тысячи километров пустоты.


Вечер пятого дня. Мы приехали!


Изумительный цвет воды - главная достопримечательность. На фото место где из Байкала вытекает Ангара.


Шаманский камень посреди Ангары.


Байкальская вода вблизи.


Тажеранская степь


Природа прибайкалья разнообразна и не похожа на скучную Западную Сибирь


Мелкое Малое Море. Здесь можно купаться.


Пресловутый копченый омуль стоит 60-100 р. Рыбка вкусная, размером с крупную селедку.


Туманные Саяны в Тункинской долине


Бурятия - это буддизм и товары из Монголии


Кругбайкальская железная дорога


Внутри одного из бесчисленных тоннелей


Прощай, Байкал и горы Хамар-Дабана на горизонте!


Заметки по пути

**Самой большой проблемой стала погода, никак не желающая соответствовать школьному учебнику. Я то считал, что в Сибири обязательно должно быть пусть короткое, но обязательно жаркое и сухое лето. На деле погода все время была очень неустойчивой. День дождь, день солнце. Климат заметно прохладнее, чем даже в средней полосе России, несмотря на то, что дорога и сам Байкал это широта Украины. Но покупаться и загореть все же удалось.
**Ни с мотелями, ни с кафе по всей трассе до Байкала проблем никаких нет. Их огромное множество. Единственно, уровень мотелей уж очень непритязательный. Это как экскурсия в 90е, тогда и в европейской части страны приспосабливали под мотели все что угодно от железнодорожных вагонов до курятников. Стоимость ночевки в совсем непритязательных условиях – 300 р с человека, в более менее приличных местах – 500 р с человека. Есть небольшое количество и вновь построенных современных гостиниц, но цены в них не радуют, особенно когда кровать нужна всего на несколько часов. В целом нужно быть готовым к тому, что ночь застанет как всегда неизвестно где и ночевать придется в спартанских условиях. Еда в кафе дешевая. Дешевле чем в европейской части страны и бензин.
**На больших пустынных расстояниях Сибири и в отсутствие населенных пунктов сама собой набирается скорость. Мы ехали всю дорогу в диапазоне 120-140, проверьте свою машину, чтобы не было никаких вибраций и амортизаторы были исправны. Впрочем, средняя скорость движения от этого растет не на много. У нас получалось 83 км/ч против 75 км/ч до Урала. На трассах практически нет гаишников и местные водители не слишком соблюдают правила, легко обгоняя через сплошную. Видимо, договориться стоит не так дорого.
**Машины с номерами из европейской части по дороге большая редкость, немногие решаются вот так съездить. Зато очень много едет машин с транзитными московскими номерами. Очевидно, сибиряки покупают машины в Москве и перегоняют их к себе, заодно путешествуя по стране.
**Цены на Байкале в магазинах мало отличаются от привычных. Что стоит дорого, так это домашние овощи, ягоды и фрукты. Иркутские бабушки на рынках без зазрения совести предлагают в разгар сезона огурцы, помидоры и картошку по 100 р за килограмм, когда в магазинах все это стоит 35 р.
**Бурятская кухня впечатления не произвела. В основном просто отварное мясо в бульоне. Позы – это те же манты/хинкали. Из сувениров из поездки можно привезти монгольский чай с молоком и солью, монгольские же шерстяные, войлочные и кожаные вещи, сувениры. Естественно есть поделки разные местные байкальские из камней и дерева – это больше по женской части. Водка «Байкал» не понравилась, оригинальные настойки и наливки в магазинах не обнаружены, только бальзамы. Кедровые шишки лучше привозить осенью, летом они еще недозрелые и их продают вареными.
**В заключение предостережение. Если вы прочитали и решили немедленно ехать, знайте, все-таки лучше сначала на запад и юг, ну а потом уже на Байкал. Таков мой совет. На Байкал хорошо ехать, будучи уже немного пресыщенным югами и европами. Тогда он ляжет идеально.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru