Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Видное Когда: 08/2011

По маршруту: Москва, Петрозаводск, Беломорск,Ревда, полуострова Рыбачий и Средний, Кировск, Октябрьский, Умба, Терский берег, Варзуга, Кузомень, Мыс Кораблик,Москва.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Время – с 12 по 28 августа 2011г.
Автомобиль: Ниссан Патрол
Участники: Андрей Бердоносов (ВАS), Владимир Попов (Странник Мos)
Маршрут: Москва-Петрозаводск - Беломорск-Ревда, полуострова Рыбачий и Средний - Кировск- Октябрьский – Умба-Терский берег- Варзуга-Кузомень- Мыс Кораблик- Москва.

Погода по маршруту: пасмурно 12-13 августа (с ливнем в Петрозаводске). Далее ясная солнечная погода. Мошки и комары практически не было.
Состояние дороги: М 10 «Балтия» - тяжело. Кола до Петрозаводска идеальное покрытие. После Петрозаводска имеется несколько участков с капитальным ремонтом. В остальном идеально.
Куда направить колеса Патроля и совершить подвиг во время отпуска? Вопрос встал очень остро:
• На востоке гордо развивались знамена экспедиции Светланы SW смело утверждающей, что нет края у нашей Родины, что велика она и беспредельна
• После смелой экспедиции на юг группы наших товарищей смешно было, и смотреть в ту сторону. Ну, какой может быть теперь подвиг в тех краях – даже совсем малые дети и те выдержали трудности пути.
• В сторону западных границ взнуздывал нового конягу Александр Т, тоже не сподручно, да и был я там по весне.
Оставалось свободным северное направление - южный берег Северного Ледовитого океана, будем искать сказочную страну Беловодье. Ознаменуем отпуск погружением в морской, а лучше в океанский простор.
Пиком и писком сезона в этом году стала Карелия и Заполярье. Вереница экстремалов - вездеходчиков и примыкающих к ним грибников, ягодников и рыбаков устремились в эти теплые августовские дни в суровые края за Полярным кругом.
12-13 августа М10 Москва – Волхов - Старая Ладога - Петрозаводск
Выехав 12 августа вечером, мы уверенно вписались в поток дачников. Движение без остановок по трассе М 10 заняло ночь и утро. Трасса веками не меняется, тот же серпантин с карманами и засадами. Скучно на ней.
Первый перекус на берегу Волхова около Старой Ладоги. Место укромное с высоким берегом, видом на Волховскую ГЭС и проплывающим мимо 100 тонным плавучим краном, парящими коршунами, рыбаками на противоположном берегу.



Проехав после раннего завтрака совсем немного, оказались у Староладожской крепости. Первые утренние часы мы посвятили общению с Всевышнем в Никольском монастыре (в Х – ХII веках Новгородский острог).

Священники сделали очень правильный маркетинговый ход - объявили площадку около крепости исторически значимой землей. Стоянку для прибывающего транспорта организовали в километре от нее, напротив входа в монастырь. В настоящий момент в монастыре, в отличие от крепости, идет повсеместное восстановление загубленных советской властью построек, в которых правда не сильно видна жизнь, как и в самом поселке. Мы оценили интересные раскопы вдоль стен.

Мощные валуны в фундаменте говорят о явно фортификационном назначении возведенного строения, не понятно от кого возведенные. Но скорее всего, великих археологических открытий здесь не предвидятся. Что можно было, уже открыли или разрушили при прокладке вдоль стен магистралей коммуникаций. Студенты - археологи работают у стен крепости. Под моросящим дождем с лопатами, ведрами и кисточками мужественно отвоёвывают у истории ее загадки.

Крепость ненамного воскресла от предыдущих моих посещений. С благодарностью приняв помощь Премьера, которая частично ушла на возведение шатра над входной башней и частично на возведения прекрасного причала у ее подножья, продолжает выполнять функции оплота Русского духа, олицетворяя его развал. Шатер на угловой башне совсем сгнил и дождь подтопляет основы то-ли башни, то-ли государства.
Погода с утра пасмурная. Короткая остановка около кургана Вещего Олега. Помнишь путник: «Как нынче взбирается Вещий Олег отомстить неразумным хазарам …, примешь ты смерть от коня своего…» это было здесь.


Не останавливаясь больше нигде, мы устремились к трассе Кола. И здесь нас ожидало чудо – впервые с конца прошлого века завершена укладка нового асфальта на мосту через Свирь в Ладейном Поле. Дорога стала автобаном, лишая нас малейших трудностей.
Перед Петрозаводском вдохнули кислорода деревенской глубинки. Поселок на берегу одноименного озера Святозеро, милое село с интересными рублеными избами.
Петрозаводск встретил нас ливнем. Встали на запланированную ночевку.
С утра осмотрели город, почти вымерший от непогоды. Провели фото сессию и цикл магических мероприятий около хорошо известного памятника - Петру I (если встать в позу памятника с особой точностью, то пятьсот рублевые бумажки никогда не исчезнут из вашего кармана).

Следует отметить - заклинание действовало на протяжении всего пути и сейчас преследует нас. Пережидая ливень в приюте для ожидающих корабль из Кижей, провели фото зарисовку.


21-15 85км Шереметьево
6-00 671км перекресток м10 – на Колу
7-00 Старая Ладога
9-30 741км Трасса Кола у Новой Ладоги
13-30 1032км Петрозаводск
день = 1032
14 августа Петрозаводск - Беломорские петроглифы - оз. Шириярви
На этот день мы, как знатоки истории развития мировой цивилизации, запланировали посещение Беломорских петроглифов. Прибыли к петроглифам около 12 часов. Подъезд простой: с Колы свернуть на Беломорск, проехать 34 км. Повернуть влево у самодельного указателя «Беломорские петроглифы» (через 3км после д. Выгостров) на грунтовую дорогу, проехать по ней до реки 1км. Оставить машину и пройти пешком по лесной дороге 1 км 200 м, свернуть к речке и перейти через разрушенный мост.

Увидев творение рук человеческих, сделанных задолго до египетских пирамид, понимаешь, почему древнегреческие философы отправляли всех к первоисточнику цивилизации сюда, на Север, откуда вышли наши далекие предки гипербореи.
«Всего на Залавруге около 100 композиций, чаще всего они изображают морской промысел, охоту на лесных зверей и птиц. Примерно в 10 из них показаны какие-то трудно читаемые действия, трактовки которых очень разнообразны. Важная черта большинства сцен и композиций - действия людей показаны в наиболее кульминационные и важные моменты охоты: звери поражены человеком: стрелой, копьём, гарпуном и только что - именно этот момент чаще всего передан.



Хорошо заметно, что места для выбивания наиболее значимых фигур умело подобранны с учётом таких естественных природных факторов, как наклон скалы, её цвет, структура, местоположение. Немало встречается вспомогательных художественных приёмов помогающих лучше понять смысл событий в сюжете выбивки: звериные и лыжные следы, стрелы в полёте, развевающиеся хохолки волос на головах людей и т.д.
В этих суровых краях, окончивших последним на нашей территории борьбу с языческими предрассудками, остались эти послания прошлых цивилизаций.»
Удивительно, что направленность почти всех находящихся в движении вырубленных фигур -строго слева на право . Это говорит о высоком уровне развития наших предков – они понимали направленность движения звезд на небосклоне и с ним сверяли свои творения.
Сюжеты каменных полотен различны и представлены в основном правдивыми сценами о жизни животных, быте связанным с борьбой за выживание. Есть и фривольные (кама-сутра отдыхает), сюжеты, одним словом, разнообразные. Историческая культура местности получила свое развитие только при безбожной советской власти. Смешно и подумать о серьезных изысканиях в направлении развития славянской цивилизации при царизме, с его оплотом на дремучую церковную невежественность.
Естественно, у каждого такого исторического Копища есть и свой оберег. Основную ношу по сохранению заказника несет Вербов Алексей - хранитель и исследователь места. Мы с благодарностью приняли от него книгу с дарственной надписью.

На 941 км обгоняем караван Андрея Борода – людей знакомых только переписке на сайте. Обнимания, выверка маршрутов и дальше в путь.
Дальнейший путь наш прошел без лишних приключений. Ночевку решили делать в районе 22 часов, на берегу оз. Шириярви. На развилке с указателем - Полярный Круг, Нольозеро повернуть на Нольозеро и ехать 7 км. Собрали грибы, растущие около бивака и поужинав, мы легли спать.
]



Погода изумительная: мошкары нет, днем+ 20 вечером до +3 градусов.
общ = 1666
день =633
15 августа озеро Шириярви - г. Ревда
Утром освежающие купание. В 11 часов пересекаем знак Полярный круг. Фото сессия на память. Осмотр города горняков Оленегорска. В магазинах есть все.

Сворачиваем на Ревду. По пути посещаем рукотворное чудо советской эпохи. Классифицируем обнаруженный объект как «Olenegorsk HEN HOUSE system and support structures» в НАТОвской классификации и нашей родной: Узел Ракетной обороны предупреждения о ракетном нападении на основе РЛС типа "Днепр". Узел РО-1 (г. Оленегорск) был усилен вводом в его состав принципиально новой приемной РЛС типа "Даугава" с крупноапертурной ФАР метрового диапазона, в результате чего был создан активно-пассивный РЛК, работающий на основе зондирующих сигналов РЛС "Днепр". Это значительно повысило возможности РО-1 по работе в сложной ракетно-космической и помеховой обстановке.
Радиолокационные узлы (РЛУ) и комплексы (РЛК) на основе РЛС типа "Днестр", "Днепр", "Даугава", "Дарьял" и "Дон-2Н" являются основой ракетно-комической обороны (РКО) страны и функционируют в составе систем контроля космического пространства (СККП), предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противокосмической (ПКО) и противоракетной (ПРО) обороны. РЛУ обнаружения спутников (ОС) и раннего обнаружения (РО) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) решают задачи их своевременного обнаружения и последующей выдачи информации о них для наведения средств поражения. Узлы ОС систем ПКО и ККП в составе нескольких РЛС типа "Днестр" с высокопроизводительными вычислительными комплексами были созданы в Иркутске (ОС-1) и на Балхаше (ОС-2) и связаны с Центральным командным пунктом (ЦКП) систем ПКО и ККП.
Прибываем в Ревду в районе 18-00
В Ревде вечером провели ознакомительную экскурсию по городу, открыв для себя единственный в мире памятник боевому самолету времен ВОВ. На высоком постаменте развернул свои крылья английский истребитель Хаукер – Харрикейн (производства Великобритании), на котором воевал советский летчик, погибший в районе Ловозерских тундр.



общ = 2027
день =361

16 августа Восхождение. Ловозерские тундры
Дорога к вершине начинается перед восточным горно-обогатительным комбинатом сразу за местной достопримечательностью – тюрьмой. Наезженная дорога справа от трассы крутым серпантином подымается к вершине. По пути открываются красивые виды двух цирков Рослака: 1-го - упирающегося одним концом в ГОК, и 2-го - спускающегося другим концом к Умбозеру. Между Цирками и лежит тот злополучный для авто восходителей перевал Геологов,

отметка 998,4. Расчищая дорогу голыми руками, мы преодолели метров триста каменного серпантина и взобрались на очень крутой подъем с вершиной Кедыквырпахк отметка 1118,7м. Не удовлетворившись достигнутым, мы решили добраться до следующей вершины - Паргуайв 1049,3 и 1022. прибавив к собственному рекорду авто восхождений, еще 850 метров, доведя высоту покоренных вершин до заоблачных высот. На пути можно встретить тур с посланием потомкам в тайнике.

Вспоминается старое правило, как тяжело ориентироваться в горах даже при прекрасной погоде - стоя от вершины в двадцати метрах можешь ее не видеть, хотя до этого видел ее чуть ли не за километр. Каждый метр восхождения давался с трудом – триал правил балом в полную силу. Но против мастерства и мощи японской техники вершины не устояли – мы покорили их. Правда, частично пешком.





Дальше нас заманил двугорбый Ангвундасчорр (отметки 1120,6 и 1116,7). Патрол гудел, кряхтел, но довёз почти до вершин. Остаток метров пришлось топать ногами. Красоты на вершинах неописуемы: расстилающий на 50 км простор, озаренный ярким солнцем; тундра на востоке; глубокое и большое Умбозеро, за ним сумрачные склоны Хибин - на западе, на севере - блюдца озер Сайдозера, Ловозера, на юге - тундра с видом точки нашего следующего старта - пос. Октябрьский. Все видно не вооруженным взглядом, а через мощную оптику - мельчайшие детали. Прямо под ногами в глубокой расщелине блестело зеркало Сейдозера.

А вот и стенка, на которой контуры Великого и загадочного Куйвы, но он не виден за выступом скалы. Понятно, что такое манит любого исследователя. Да и наезженная колея геологических партий уходит в направлении Пунчи. Всего- то было километров пятнадцать пути. Реально такое расстояние можно пройти за полтора дня. Но отсутствие чего-либо двигающегося, кроме парящих в высоте орлов, нас остановило от рывка. Этот путь мы оставили для следующих восходителей. Понятно, что такое пренебрежительное решение не могло остаться со стороны Старика Куйвы безнаказанным. Мирно лежащий до этого острый камень, в коварном броске режет нам шину в самом не защищенном месте - сбоку.

Вот он первый подвиг – замена шины на мастодонте Патроле на высоте 1089,3 метров. Это будоражит кровь, подымает адреналин и забирает последние силы. Спустившись к перевалу, делаем дежурное восхождение на такую простую теперь для нас Аллулайве (отметка 1051м).

Восхождение завершено. Спасибо тебе вторая запаска и действующий ручной тормоз, вы придавали решимости. Богатейший опыт прочно осел в колесах Патроля и наших мозгах: специфика размещения авто на узкой тропе, скалолазание на почти отвесных стенах, нехватка кислорода, слалом по булыжникам и проведение высотных сервисных шиномонтажных работ.
Вечер посвятили отдыху в гостинице учебного техникума там же, откуда и отправлялись на восхождение.
общ = 2070
день = 47
17 августа Ревда - Мурманск - Перешеек
Утром стартовали из Ревды по короткой дороге в Мурманск, закончив по пути обследование РЛС с другой стороны. В районе 12=00 прибыли в город-герой Мурманск.

Решили посетить гордость советского кораблестроения – первый атомный ледокол «Ленин».

Он скромно пришвартован у причала Мурманского порта. При посещении следует учесть возможные трудности с экскурсионным обслуживанием. С трудом нам удалось попасть на атомоход в промежутках между официальными делегациями. Помогло прямое общение с капитаном и желание профессионала выяснить несколько чисто технических аспектов работы заглушенного реактора. Кубрики, трапы и гальюны описывать не буду.


Особый интерес для нас представляло машинное отделение и капитанская рубка.



Выслушав содержательное повествование помощника капитана о заглушенном реакторе проекта Нижегородского АЭПа. В конце 60-ых на корабле меняли реактор. Агрегат безжалостно утопили в Карском море по оригинальной технологии. Было применено интересное решение: корабль вышел в Карское море, в заданной точке под него завели понтоны, обложили место установки реактора пиропатронами, направленным взрывом разорвали прочный корпус и утопили на глубине 2000 м. После я уточнил подлинность данной информации у специалистов. Они сказали, что такие точки сброса в Карском море имеют место быть и посоветовали не купаться без плавок, во избежание осложнений. Вот так решаются сложнейшие технические вопросы, а зеленые и голубые по сей день молчат, по всей видимости не знают или.… Именно такие сложные технические решения позволили нашей стране в недалеком прошлом доминировать на всем побережье Ледовитого океана.
В рулевой рубке получили информацию о прочном корпусе, методе ломки паевого льда при помощи наезда, системе защиты винта и много др. полезной нам в путешествиях информации.



После атомохода мы заехали в областной краеведческий музей, с богатой исторической экспозицией, почти без налетов переписывания истории. Ярко на документах и фото показан подвиг народа после революции, подымавшего своим трудом эти суровые края. Освоение края неразрывно связано с именем Ферсман А.Е.



Именно его изыскания поставили на службу стране богатства края, сделали его обитаемым. Хорошо представлены главные кладовые края – его полезные ископаемые – выставка всевозможных минералов. Большая часть экспозиции связана с морем, рыбой, тогда, в далекие времена, еще не «норвежской». Мурманск - главные морские ворота страны в годы войны. Через него шла столь необходимая помощь по ленд – лизу из союзнических США и Великобритании и другого не активно воевавшего мира. Сражались союзники здесь плечом к плечу с Красной Армией. Затем ярко освещен подвиг воинов Полярной дивизии в годы войны. Фашисты бросили на этот участок горно – штурмовые подразделения, сформированные из австрийцев – признанных альпинистов. Вот только одевать, обувать их не стали – рассчитывали управиться блиц- кригом за две недели, по старой европейской традиции. Этим головорезам и противостояли вчера еще мирные моряки-рыболовы, охотники – промысловики, оленеводы, горняки.

Обязательное для города посещение – памятник погибшим в ВОВ - «Алеша». После недолгих поисков посетили рядом находящийся памятник – рубку Атомохода «Курск». Служение Родине всегда было смертельным занятием.

Выполнив запланированную экскурсионную программу, мы рванули на просторы Заполярья – туда, где обрывается земля.
Дорога по указателям через поселок Кола в сторону Печенги. Последняя заправка, она же самая дешёвая в Мурманской области, перед въездом в посёлок Кола. Заправили полный бак и канистру. В поселке Титовка погранпост проверяет наличие паспортов (для российских граждан въезд свободный) и желает счастливого пути. За постом сразу поворот на право, асфальт кончается через 300 метров, дальше начинается «сказка» под названием каменный проселок. Дорога довольно гладкая идет по различным подъемам и склонам – петляет по горам и ущельем. Но все преодолимо – местные ездят без опаски оставить подвеску. Навстречу стали попадаться израненные и потому тащившиеся на привязи экипажи – впереди были явно труднопреодолимые опасности. Народ ломало по-крепкому. В одном месте сделали неправильную своротку, но сожженный браконьерами при бегстве от рыбнадзора мост через р. Титовку, вернул нас в свою колею.
Преодолев « пьяный» перевал вырывались на берег Китовой губы. Остановились у памятника «Мальчик и Солдат ».

Проскочив перешеек по хорошо укатанной дороге, рванули вдоль берега на Средний. В низине заметили приметные Ниву и УАЗ экспедиции Андрея Бороды. Решили повернуть и раскинуть лагерь рядом. Место интересно тем, что именно здесь проходят ежегодные военные учения частей морской пехоты и кораблей Северного флота. Все побережье забито полевыми лагерями, воды губы бороздят большие десантные корабли. Десантники «стреляют» закурить и предлагают в аренду для поднятия адреналина транспортные средства.


общ = 2395
день =324
18 августа п-ов Рыбачий - восточная окраина Большого озерка
14-00 Большие озерки

15=00 погранзастава высота. Мыс Коровий. От него можно подняться к зданиям заброшенной погранзаставы. Она определяется по столбу «Пограничный знак», около которого проходил развод в наряды. Ох, и тяжка была здесь служба на продуваемом ежеминутно ветрами пригорке.



16=00 брод речка р. Червяная и доты перед ней.


На краю пляжа в соответствии с фортификационной наукой нас встречают два дота – они держат под кинжальным фланговом прицелом все пространство. Говорят, что фашисты пытались пару раз высадить десант на побережье, но не одна сволочь не вернулась обратно. На картах оба дота обозначаются как землянки.

Между мысами большая подкова пляжа – хорошее место для ловли краба и отдыха. Дорога идет прямо по пляжу, около 1,5 км и практически непроходима во время прилива. Здесь часто оставляют авто с подмокшей репутацией – электропроводкой.
В океане напротив два острова: Большой и Малый Кий – хорошая примета как их увидишь, значит, скоро увидишь и маяк на мысу.
16=40 гараж. По пути обследуем еще одни руины – бывший гараж. Техника стоит чуток тронутая мародерами. Это не армия это стадо человек, коль дали довести себя до такого состояния (см. фото).


За гаражом всплывают три защитные сферы антенн локаторов – круглые, белого цвета для демаскировки.
17=00 мыс немецкий 2445км от Москвы 50км от перешейка
Мыс Немецкий - три белых шара защитных сфер РЛС у подножья жилой военный городок с постройками как гражданского, так и военного назначения от поселка к точке идут железные столбы с натянутой тросом – в непогоду зимой в пургу пройти эти 500м отвязавшись от троса невозможно.
Самая крайняя точка находиться у маяка - на вдающимся в океан мысу с триангулятором.
Огибаем справа радиолокационный пост, спускаемся к берегу, проехав по нему, упираемся в маяк. Под ним вдающийся в океан мыс. Всё, край земли -мыс Немецкий. Маячники, видимо, отвыкли от людей, слегка не разговорчивы или просто им надоели ломящие сквозь все преграды смелые джиперы.
Озарив взором бескрайний простор океана, запечатлев в памяти такой близкий и заманчивый норвежский берег, посылаем известия миру об успешном достижении края земли. До м. Немецкий по непроверенным данным, можно доехать на неполном приводе, только 1,5 км пляж надо пересекать по отливу.



Обратная дорога идет по северному берегу Рыбачего в сторону Цыпнаволока.
Мирно поздоровавшись с вооруженной охраной радиолокационного поста, мы огибаем Вайд Губу. В 18=00 приступаем к форсированию препятствия - двадцатиметрового брода и 30о подъема за ним. Успешно. Сразу за подъемом коротенько перекусываем. Рядом расположен памятник защитникам заполярья – два ряда фамилий бойцов, в конце скорбная приписка – два английских неизвестных летчика.


19=30 мыс Кекурский
Очень живописные скальная стенка вдоль берега. В ней метров пять щель, в которую устремляются все северные ветра, методично тысячелетиями борющиеся с сушей. На правом склоне большое орлиное гнездо.



20=00. От мыса Кекурский едем к мысу Большой Скорбеевский. Вот они немые и брошенные реликвии прошедшей войны – три дота с обвалившимися ходами сообщения между ними. Сооружения довольно внушительные. Двери сохранились, из амбразур прекрасный обзор зоны поражения.



Все по уму, русские всегда умели воевать с врагом. По описаниям в старые времена здесь вдоль берега шли непрерывные рыбные фактории.
20=30 поселок мыс Большой Скорбеевский
Брошенный военный поселок, принадлежавший к войскам ПВО. Мы облазили укрытия и стартовые позиции ракетных комплексов. Городок расположен около высоты с отметкой 115,8 м.





Сразу за ним двух километровая долина устья р. Скорбеевки. Устье реки имеет большой песчаный пляж. На правом берегу под прикрытием скал удобное место для стоянки. В настоящее время облюбованное представителями крабовой артели.
Далее дорога представляет сплошную каменную гребенку с периодическими бродами разной сложности. Определение местоположения просто, если четко следить за высотами, конфигурацией озер и их расположением вдоль дороги. Развилок на всем пути не больше пяти. Надо придерживаться правых дорог. Держитесь большака, который идёт вдоль р. Скорбеевки с водопадиками и порогами, периодически её пересекая. Большак доходит до истока р. Скорбеевки - болота, расположенного на гребне в маленьком цирке слева от дороги. От этой точки до ближайшего ориентира – развилки с памятником «Мать и солдат» порядка 10 км и 2 часа пути с непригодной для ночлега местностью.

На пути есть знаменательное место – брод – переправа под условным названием «две утопленных ГТС» - их действительно перевернули днищем вверх и создали условия для переправы через р. Пяйва. Влево уходит своротка в сторону Малого Скорбеевского и Цыпнаволока.

22=45 Гребень в 8 км от мыса Малый Скорбеевский. На М. Скорбеевском расположен объекта «Ромашка». Погода настолько была хороша, что в телеобъектив можно рассмотреть детали, поражающей своим одиночеством и 75-метровым размером мачты веерного радиомаяка и лепестки направленного слежения антенн.
23=30. Развилка - памятник «Мать и солдат». Не смотря на измотанное состояние, выходим отдать долг памятники людям своей жизнью защитивших этот край. Если бы не их подвиг, фашисты могли внезапно атаковать идущие в Мурманск конвои за счет аэродрома подскока расположенного в Цыпнаволоке. Около памятника очень заинтересовал стоящий метрах в 100 от дороги джип. В абсолютном безлюдье ребята забрались на холм и уединившись спокойно смотрели, судя по свечению экрана, телевизор. От развилки налево, до Ципнаволока 30 км. Через сто метров в этом направлении двадцати метровая заболоченная лужа с трамплином в конце. Направо уходит дорога в Большие Озерки. После недолгих мучений перед лужей разворачиваем свое авто в сторону Большого озерко. У высоты 215,8 дорога разветвляется. Правая начинает круто подыматься вверх, при этом она обозначена как основная. Это – старый большак. Он проезжаем, но с большими сложностями из-за луж и больших камней. Налево по склону идет скоростное авеню в обход хребта. Мы сначала сунулись на большак, но через 500 метров развернулись на объездную дорогу. По ней за 20 минут мы попали на восточную окраину разгромленного врагами (отечественными) военного городка Большое Озерко. Коротки ужин с традиционным тостом - «Мы это сделали…» и сон а палатках. Рядом журчит р. Морозова.
общ = 2499
день =104
19 августа – п-ов Средний мыс Земляной – турбаза Бол. Озерки.
Утро встретили бодро. Штормовой ветер пытался сдуть нас вместе со всем лагерем, но палатки устояли. Пришлось срочно снимать лагерь и искать спокойное место. Таким местом нам показался гарнизонный клуб. Плотно позавтракали на полу гарнизонного клуба, как раз напротив сцены. Легко представить себе какие грандиозные сцены на ней разыгрывались! Обстановка места пребывания обязывает к искренности. Со слабыми нервами, без тепла в таких условиях играть трудно. Осмотрели окружающую нас разруху и опять поразились несоответствию нашей жизни – огромные пятиэтажки и каменные дома стоят все выпотрошенные и брошенные, а в километре поселок вахтовиков ютится в Бочках Диогена. Парадоксы. Отучают народ жить красиво.
От Бол. Озерка устремляемся ко второму полуострову гряды – полностью оправдывающему свое название – Среднему.
Сначала на перешейке с местными ребятами погоняли на ГТС по бездорожью, далеко уехать не получилось – соляра на вес золота.

От дороги направо идет своротка, обозначенная игрушечным зайцем. Путь идет вдоль берега Большой Воловье Губы. Подъезжаем к Пумманки – Памятный знак.


Именно здесь в годы Великой Отечественной накануне нашего наступления сконцентрировались войска. Дорога почти прекрасна - броды чередуются с легкий слалом хорошо, виден приливной пляж с колонией чаек, природа молчалива. Скорость движения 10-15 км/ч
15-00. Двигаясь вдоль берега по обрезу воды, часа за полтора добираемся до крайней западной точки среднего – мыса Земляной. Рядом первая интересная высота 198,6 - Земляная. Здесь обследованию подлежит воинская часть. На высоте руины военного городка с присутствием столбов с колючей проволокой, окопами, капонирами. На мысу сохранились артиллеристские позиции времён войны. Пройдясь и посмотрев на былую мощь государства, уходим вниз к берегу.


17=00. Два брата. Над берегом нависает скала, на которой виднеется действующий пост радиолокационного слежения – воинской части. Строго под ней стоят два загадочных и культовых гольца, названные то-ли Два брата, то-ли Две сестры – в зависимости от ориентации лицезрящего.




Второй ориентир – стоящие недалеко от берега два острова бол. и мал. Айновые. Получив от гольцов удивительный заряд бодрости, сразу приступили к штурму вертикальной стенки – той крутой скалы, на которой стоит воинская часть (два вертикальных подъема с короткой полкой между ними). Первый подъём крутизной 35о длиной 12 метров, дорога упирается в него. Сразу за ним полка около 20 метров, заканчивается поворотом налево на 90о и сразу второй 10 метровый подъём с крутизной 48о (предел проходимости для авто). Если поедите после дождя, надо обязательно страховаться на втором подъёме лебёдкой, т.к. если машина начнёт скользить вниз, она обязательно улетит со скалы. Мы поднялись и почему-то вместо ожидаемого простора обнаружили склад ГСМ воинской части. Вышедший навстречу, через 5-минут строгий часовой – моторист хотел нас сначала расстрелять как проникших на секретную территорию, но затем, стрельнув три папиросы помиловал. Тем более угостили мы его продуктом отечественного табачного производств марки «Беломор», а его, как известно шпионы не курят. Осталось непонятным, как он будет курить в одежде пропитанной бензином, соляркой и моторным маслом. Дожидаться этого не стали. Проведя нашу идентификацию, рукой показал путь эвакуации с военного объекта и строго наказал закрутить ворота после проезда на проволоку. Когда заворачивали проволоку, увидели идущего к нам ВОХРовца. Но идти ему было метров 300 и ждать его мы не стали, да и он не торопился. Как в таких условиях живут служивые люди и как их работа соотносится с работой системы Днепр не понятно – военная тайна. Выехав из ворот, поворачиваем вправо и по пути маркированным бочками с камнями и воткнутыми в них трубами направляемся, уже вдоль южного берега Малой Воловьей губы. Дорога, отмеченная на карте, лежит от него на 1500-1000 метров привязка по мысам и триангуляторам на них.
18-30 Батарея
Наряду с краем Земли в этих местах есть еще одно сногсшибательное место имеющие всемирно исторического значение - позиции трехорудийной батарей береговой обороны калибра 152 мм. Позиции батареи расположены в семи км от мыса Земляной по дороге между двумя мысами с триангуляторами, на отступе от берега порядка 1-1,5 км, около озера в посёлке с названием – Поселок. Напротив объект, вынесенный на кромку воды - наблюдательный пункт. Его не обследовали. Развалины батарейного поселка хорошо просматриваются с магистральной дороги, которая сворачивает в болотину перед ним. Лучше заезжать в посёлок. Вы найдёте его по озеру, разрушенным домикам, жителям батареи. На окраине обнаружите первый капонир с вздернутым орудийным стволом, слева и справа расположены другие орудийные позиции.



Калибр орудий 152мм, производство Мотовилова,1946 года, как вся артиллерия Советского Союза, Установка в основе имеет корабельную башню вращается вокруг своей оси, механизмы покрыты солидолом с целью длительного хранения.
Дальность стрельбы до 20 км , поэтому простреливает противоположный материковый берег и естественно всю гладь бухты. Шансов прорваться к перешейку, у предполагаемого противника мало.


Сейчас орудия незащищены от воздушного налета - шатёр представляет деревянный настил с маскировочной сеткой, хотя в музее нам сказали, что во время войны были бронеколпаки.
Закончив обследования боевых позиций орудий, и проведя фотосессию, мы приступили к раскрытию всей системы организации управления обороны. С этой целью провели дополнительные исследования местности, выявили, что вся система обороны должна иметь командный пункт – он просматривается сзади. Догадаться о его наличии можно по демаскирующей дымовой трубе. Бункер и ходы неглубокого залегания, рядом расположения склады арт. вооружения. Места наполнены аурой техногена и тяжелой воинской службы.

Венцом комплекса является именной памятник батарейцам «120 батареи», который возвели пионеры и комсомольцы 60 московской спецшколы в далеком 1970г. Прошёл 41 год, а веха памяти стоит непоколебимо. То были достойные потомки – «не то что нынешнее племя». В 2010 году какие-то уроды с памятника в Посёлке украли цепи и пушку, пытались газорезкой порезать и сдать в металлолом ствол орудия с памятника, стоящую на консервации. Их поймали и присудили по 7-8 лет, а надо было на кол мудаков или повесить за яйца и подождать пока сдохнут, и не давать снимать, пока чайки не съедят, чтоб получили всю полноту чувств.


Как не тяжело покидать столь интересное место, но надо продолжать путь – солнце клонится к кромке океана.
Между мысами Маталаниеми и Волоковым стоит кладбище-памятник погибшим воинам береговых батарей. Выполнен в виде мирно отдыхающего лежащего ствола 152 мм орудия с 38 звездочками, обозначающими число потопленных кораблей противника.



По дороге наметили варианты завтрашних исследований – мемориальный комплекс на склоне хребта Муста-Тунтури отметка 115,6.
Подъехали к бочкам, там всегда ждут путников заблудших в эти места.
Ночевка в кемпинге «Большое Озерко», оно же вахтовый городок геологов и выброшенных судьбой с материка жителей ( 500 руб. койкоместо с завтраком). Удобства – на улице, фляга с чистейшей родниковой водой тоже на улице, в номерах только умывальник. Зато питание на все запросы – отдельно столовая бочка и совместное буфетное заведение, где вас вкусно накормят все равно кто вы геолог, вахтовик или проезжающий скиталец.

общ = 2579
день =79
20 августа – Большое Озерко – музей Муста-Тунтури – Оленегорск.
С утра провели беседу с местным руководством геологической парии, почерпнули много полезного о геологической основе острова.
Разговаривали о поиске полезных ископаемых в здешних, государством заброшенных местах; о дышащих радоном скважинах, пробуренных на гранитном шельфе, и теперь по требованию начальника техники безопасности региона очень суровой и симпатичной женщины, подлежащих бетонированию; о состоянии дороги по южной склону Муста-Тунтури. Со времени, когда дорогу проложили немцы, её никто не поддерживал. Следует отметить что фашистов, уничтожили при наступлении 1944 года всех поголовно (здесь действовал очень гуманный по отношению к будущим поколениям приказ - не брать пленных).
Нам рассказали, что рядом расположен Адмиральский командный пункт – место, откуда руководили обороной Рыбачьего и Среднего. Его ориентир - одинокая мачта. Дорога идет вдоль столбов линии электропередач, затем, поднявшись на плато, надо уходить налево к господствующему на западе холму метров 300, с вертикальным гольцом. Данный совет мы моментально осуществили.
13=30 Адмиральский бункер

Езды минут пятнадцать по крутому 20* подъему. Вокруг бункера хорошо сохранились позиции зенитчиков, линии окопов охранения. Вооружившись фонарями, приступаем к обследованию достопримечательности. Сам бункер вырублен в гранитной скале длиной порядка пятнадцати метров. Стены и потолок укреплены деревянными стойками на пример стен. К сожалению все это приходит в запустение обваливается, но непоколебимый дух защитников полуострова остался здесь в этих суровых казематах.





16=00 – 20=00 Музейный комплекс Муста-Тунтури
Завершив осмотр командного пункта, мы приступили к выполнению основной задачи – исследованию места сражений на хребте Муста-Тунтури. В горах не было сплошной линии фронта, она проходила по высоткам. Две высотки были нашими, одна – австрийской. Так описывали фронт в местном музее Боевой Славы, расположенным у подножья горы. Описывать не имеет смысла, надо приехать и самим увидеть собранные в горах кучи оружия. Добраться просто: на местах свороток стоит доморощенный указатель «отряд Боец». Ребята обитают в бочках, рады всегда и всем.



После посещения экспозиции мы пошли на хребет в лоб – как ходили в 1941 - 1944г. Тропа сохранилась с тех времён. Начинается она от часовенки, которой облагодетельствовал мемориал местный отряд ОМОНа. Налегке мы прошли путь, на который в далеких 41 – 44 г наши бойцы тратили ночь, а то и жизнь. На хребте остались наши позиции с 23 июня 1941г. Передовая полностью снабжалась из тыла – второй линии обороны, расположенной на перешейке. Тыл от передовой ничем не отличался. От музея до хребта мы добрались минут за 30. А там все сохранилось так, как было отбито у фашистов в октябре 1944г. С территории убраны только неразорвавшиеся боеприпасы – все остальное спокойно лежит не тронутое тленом. В здешних погодных условиях дерево и металл практически не гниют.


По хребту расположены наши позиции. Чуть ниже в 40-80 метрах сидели австрийцы.


На верхнем снимке, вырубленная в граните, австрийская траншея.
С наших позиций им кидали гранаты, австрийцы отвечали из миномётов. хребет покрыт слоем гильз, пулями, осколками мин, пробитыми и целыми броне щитками.

Сохранилась даже колючая проволока, которая была поставлена вдоль границы до войны. Целыми остались блиндажи с нашей стороны. В этом месте немцам и австрийцам за три года так и не удалось перейти границу.


Завершив восхождение, мы спустились к часовне, отсалютовали колокольным боем погибшим героям и покинули эти необычные места.
22-00 Прошли водопад расположенный на притоке р. Титовки – очень мощный, самый сильный из виденных нами в этих краях.

Вырвавшись из объятий гор мы устремились по холмам к Мурманску, обогнув его рванули к Хибинам. Остановились в г. Оленегорске. Ночевали в отеле «Горняк» 2-х местный номер за 2000р, всё просто и без завтрака.
общ = 2827
день =248
21 августа – Оленегорск - оз. Гольцовое
Проснулись около 10 утра и в полдень поехали в Кировск.
В городе быстро нашли дорогу мимо Ботанического сада Академии Наук. Как сказал великий исследователь края - Ферсман: «На окошке у каждого горняка должен стоять цветок». Говорят, что в саду много чего выращивают, да и научная конференция до отказа забила местную гостиницу.
Дорога идёт вдоль ручья Вудьявриок. До базы КСС около 1,5 ч езды от ботанического сада.

Перед базой Указатель «водопад Красивый». Водопад действительно - красивый, перепад в ущелье метров двадцать.


Проехали за базу 7 км, собирая растущие везде грибы и ягоды. Палатки разбили на берегу озера Гольцовое. Само озеро мелкое, даже до пояса недоставало. Вокруг тишина и спокойствие. Место курортное излюбленное многими местными жителями и туристами. Ночевали в палатке на берегу.


общ = 2974
день =147
22 августа Озеро Гольцовое – Кировск.
Отдохнув в абсолютно экологически и психологически чистом месте, возвращаемся назад к цивилизации. Ищем шахты. Сворачиваете к озеру Малое Вудьявриок, вброд преодолеваем вытекающую из него речку, начинаем авто восхождение до отметки примерно 392,0 м, здесь бросаем машину. По старой дороге, идущей к отрогу цирка поднимаемся до большого камня. На нем стоит сложенный тур. Здесь прощаемся с хоженой тропой и начинаем подъем по козьей тропе. Около этого места мы встретили местного краеведа. Он сам лазил в шахты пятнадцатилетним парнишкой, а сейчас, выйдя на пенсию и перенеся инфаркт, решил снова тряхнуть стариной. С большим желанием присоединился к нашей группе. Совместно выбирая оптимальный маршрут, который слегка угадывается все по той же тропинке, начинаем восхождение.
В шахте добывали молибденовую руду до 1934 г. Находится на стыке двух цирков – левый ближайший первый цирк имеет обозначение вершин 1058,3 и 1077,3; второй правый дальний 1143,5; 1093,8. Стык цирков проходит напротив отметки 1077,3. Нужно идти по тропе, которая ведет к острию стыка. Поднявшись метров на двести, попадаем на площадку. На ней стоит компрессор, производства французской фирмы.

На литой шине дата выпуска 1896г. Когда-то компрессор подавал сжатый воздух для отбойных молотков (на стенках шахты видны их следы). Вверх еще порядка 100 м, не доходя 150м до вершины, открываются взору три входа в шахту. Два входа смотрят на нас, как два черных глаза, на противоположной стенке метров в двадцати, третий – метров на 150 вправо и ниже метров на 15.





Две зияющих дырки, перед ними полка в метр шириной вниз обрыв метров на 100. Подымаемся чуть выше входов и по тропе сползаем к ним. Все, кладовые Али Бабы предоставлены нашему вниманию. Остатки молибденовой жилы представляют собой узкую полоску в скале толщиной до 3 см. Вот ради нее и вырубалась шахта, состоящая из одного ствола с двумя дополнительными боковыми выходами. Два служили для входа, третий выходит к вертикальной стенке и служил для сброса породы к подножью шахты. Дальше руду везли на обогатительную фабрику. Шахта вырубалась без всяких стоек от обвалов породы, есть несколько боковых штреков, но они короткие.
16=00 начало восхождения
18=45 входы
20=15 конец

Силы восстанавливали за спиной памятника Сергею Мироновичу Кирову в гостинице Экос. Очень прилично. Остальные гостиницы в городе думают, что горнолыжный сезон продолжается.
общ = 3014
день =39
23 августа. Посёлок Октябрьский – Восточное Мунозеро
12-00. Выехали из Кировска. На этом участке у всех возникают сложности с ориентировкой. У нас они возникли сразу. Поворот на Октябрьский нашли с третьего раза. Заехали в посёлок, чтоб уточнить дорогу у местных жителей.

13-00 Октябрьский +35км. Выехали из посёлка. Поворот на Умбу находится не доезжая метров 300 до Октябрьского со стороны Апатитов. Сразу начинается грунтовка, проходимая для любых машин. Идёт она до брошенного аэродрома Капустное. По дороге встретили пикап с семьёй из Краснодара. Ребята приехали пособирать грибы и половить рыбу.



14-30 Взлетные полосы аэродрома Капустное. От аэродрома остались две взлётно-посадочных полосы, башня и места стоянок самолётов. Погонялись по полосам и поехали дальше. Сразу за аэродромом дорога резко ухудшается, постоянно приходится объезжать большие камни. Километров за 6 до Ингозера свернули с основной дороги на объездную, идущую слева. Нам показалось, что она ровнее. Первые 2 км так оно и было, потом 4 км триала между валунами. Перед самым посёлком встретили местных грибников, приехавших на «Волге». Скорее всего основная дорога намного проще.
16-00 Ингозеро нежилой +22 км. От посёлка осталось одно зимовье, и то заброшено. Почему-то в нём очень много грибов, они растут рядом с дорогой и видны из машины. Пришлось остановиться, собрать грибы.




Дорога, которая отмеченная на карте - это разбитый зимник, идущий через болото. За Ингозером надо свернуть к мосту налево (этот участок дороги на картах не отмечен, но он хорошо прослеживается на местности).

Дорога, которая отмеченная на карте - это разбитый зимник, идущий через болото. За мостом ехать по накатанной дороге до посёлка Инга. Сложность этого участка определяется большими торчащими камнями. От Октябрьского до Инги 4 часа (50) км. Перед посёлком встретили УАЗ, идущий из Умбы. Трое туристов наняли местную машину, чтоб прокатиться из Умбы в Октябрьский лесами и обратно по асфальту, через Апатиты и Кандалакшу. Почему-то все водители УАЗов считают свою машину самой проходимой. Нам они сказали, что мы не проедем, т.к. впереди большие лужи и грязь. При этом их машина была чистой.
19=00 Посёлок Инга жилой, но живут в нём только летом, дома используются как дачи. +14км. В посёлке отмечался чей-то день рождения, поэтому толком поговорить ни с кем не удалось. От более-менее трезвой семьи узнали, что дорога до Муны проходима и дальше надо ехать по самым накатанным дорогам. Проехали через посёлок на юг в сторону Муны. Инга - Муна - 7,5 км. Мы прошли за 40 мин.

На этом участке через 1 км после Инги начинается лежнёвка протяжённостью около 2 км, есть один небольшой брод и пара луж. Но т.к. мы шли в сухую погоду, особых сложностей не было. Перед Муной накатанная дорога уходит к броду и дальше расходится веером на лежнёвки.
20- 00 поселок Муна перед бродом

Муна это просто колдовской беспредел. Посмотрите все предыдущие отчеты, посмотрите на следы на перекрестке, они в один голос говорят – закруживают лешайники. Итак, по порядку – если он может быть в таком месте. Все записи есть, подъезжаем к перекрестку на северной околице села состоящего из двадцати нежилых полуразрушенных домов. Посредине перекрестка треугольный! островок ельника метра 3х3х3 в его центре нечистая сила набросала искореженных природой корней елей в огромном количестве.

Типа «здравствуйте дорогие гости». Вот вокруг него и начинает нас кружить. Остановились для осмотра местных достопримечательностей и выбора правильного направления. Андрей пошел налево по центральной улице поселка, которая на другом конце села заканчивается подходом к разрушенному мосту через р. Муна. - возвращается заколдованный – дорога ведет в никуда, но направление верное на восток. Я двигаюсь направо строго на юг, дорога спускается к той же Муна широкий пятнадцати метровый брод глубиной пол метра со свежими следами УАЗика - лешего. Сверяемся с подробной картой местности и рассказами очевидцев и принимаем под воздействием нечистой силы не выверенное решение – переправа через брод. Решаемся двигаться в этом направлении – на том берегу после подъема пути расходятся веером. Едем крайней левой вдоль берега, через полкилометра она выводит нас к разрушенному мосту на другом краю поселка. Своротка заводит в тупик, возвращаемся назад. От берега едем прямо – по картам обозначение как основная, но и это обманка – заброшенный зимник. Поняв, что напал благотворный материал, который клюнул два первых полугиблых варианта, леший наносит свой последний удар.
Предыстория причин.
Должен сказать, что закрутки лешего родились на предварительно подготовленной почве.
Анализируя варианты маршрута экспедиции, в качестве не совсем безнадежного варианта, рассматривался вариант свортки от Муны в сторону Канозера, к нему угадывалась самая короткая тропа. Посредине озера находится остров с петроглифами, но доплыть до него трудно – расстояние в полкилометра. Ясно, что нам как знатокам провести исследования этого таинственного места было крайне необходимо. Именно здесь кроется ступенька к раскрытию тайн движения цивилизаций – их следует рассматривать как следы Гиперборейской цивилизации. Прототипа одной из слагаемых ветвей (с северного направления) повлиявших на создания славянского этноса на земле.
Вариант был, но реально его реализовать в нашей экспедиции не сложилось. Во-первых, дорога как мы поняли в дальнейшем в основном пешеходная, во вторых плыть одному на остров жутковато, нужны подручные средства или такие же увлеченные историей возникновения сотоварищи – пловцы. Ничего этого у меня не была – только желание.
Вот воспользовавшись этим интересом Леший и закрутил нас совсем – погнал в противоположную от людей сторону - строго на северо - запад к Канозеру. Упорно едим, подспудно осознавая неправильность выбора, а он проклятый все тащит и тащит вперед не давая возможности развернуться и как бы указывает направление шинами квадрацикла. Тут собрался я силушкой и разумом да и шуганул нечистого крестным знаменем. Сразу отступил. Дал возможность развернуться и поехать назад. Солнце уже на исходе, опять страшный брод мимо колдовского перекрестка, я и его крестным знаменем шуганул. Только после этого сбросили пелену наваждения и посмотрел внимательно на карту. И тут меня осенило – дорога не пересекает реку Муну, переезжать реку не надо. Открылся нам светлый и однозначно правильный путь. Выехали на край села куда прибыли изначально и обнаружили дорогу свернувшею по его огородам. Не надо было слушать местных в Инге. Ну и тут место сатанинское.

На месте бывшей кузницы - по деревьям столбы развесили, сплошная жуть из серии фильмы ужасов и сейчас как вспомню мурашки по телу. Я и это сатанинское отродье крестным знаменем накрыл. Чуток отпустило, но только касательно выбора направления – дорога пошла строго по карте и компасу, но зато по состоянию дорожного полотна начался сплошной беспрерывный триал. Все превратилась в сплошное ухабно – болотистое месиво. Слава богу, две недели не было дождей, иначе сели бы в трясину по крышу.


За 2 часа пробрались 9 км до большака на Умбу и по нему доехали до посёлка Восточное Мунозеро.
24 - 00 восточное Мунозеро

Ночевали в палатках на берегу Мунозера в поселке Восточное Мунозеро
общ = 3150
день =136,5
24 августа –– Восточное Мунозеро – Умба – Варзуга
Намотавшись за предыдущий день утром отдыхали. В деревне жилых несколько летних дачных домов. В Центре живет Николай. У нас интерес вызвал камин, стоящий недалеко от нашего лагеря, оставшейся от сожженной недоброжелателями избы. Известно, что в отличие от русской печки, камин не приспособлен для обогрева помещения – так воздух подсушить в помещении. В суровом краю лесорубов на центральной улице высится прямо нацеленная в небо каминная труба. Без дымоходного изгиба, без дымоходного лабиринта – очень пожароопасно. Но стоит крепко – кладку муфельным кирпичом обрамляли – на века строил мастер.

Около 14 выехали. Дорога не представляет сложностей, и через 2 часа (17-30) мы приехали в Умбу. Пополнили запас продуктов и дальше – в Варзугу.
В районе 19-00 прибыли в Варзугу.

Село знаменито тем, что это место прохода на нерест семги. Село расположено очень красиво. В этом месте река упирается в высокий правый берег, заворачивает под 90 градусов, открывая долину. Здесь стоит чудо плотницкого искусства – деревянная шатровая Успенская церковь рядом Афанасьевская . В комплексе есть старая Никольская колокольня 1879г. на которую хорошо залезть и обозреть округу.


Обязанности звонаря выполняет богобоязненная женщина, имевшая сложные житейские взаимоотношения с бывшим председателем рыболовецкого завода, трагически погибшим в прошлом году, почти сразу после восстановления церковного комплекса. У матушки, когда возложила на себя сею епитимью, абсолютно отсутствовал слух, но вот потребовалась замена бывшему звонарю и она взошла на перекрытия. Бог даровал чувство ритма – льется снова колокольный звон по реке, но многие его не слышат, но об этом дальше. Проехались по селу до порогов через которые прыгает сёмга, идя на нерест.
С целью выбрать лучшую точку для встречи утренней зари мы вернулись назад по направлению к Вышке и поставили палатки у забора учебного комплекса, на самой высокой точке села.
общ = 3351
день =201
25 августа – Варзуга Кузомень ( 3379 км 18-45) – Мыс Корабль
Если вы будите руководствоваться в поездке данными советами, то кроме всех ранее достигнутых целей вы сможете увидеть и рождение дня. Солнце, растолкав волны океана, выплывает чистое и свежее. Восход дарит игру света на макушках деревьев бескрайней тайги и наполняет своими лучами глубины реки с серебристой семгой, повисает блином на крестах церковного комплекса.
Так как «квартировали» ночью под забором школьно – детсадовского комплекса, то с вечера поговорили со сторожем, попросившим поправить здоровье, а затем с сельскими учителями. Сейчас в Варзуге всего 74 ребенка. Интерес у ребят к учебе огромный. Успешных старшеклассников направляют в интернат в Умбу. Деревенские ребята очень доброжелательны, воспитаны, с радостью показали дорогу к Поклонному кресту.

Крест находится на противоположном берегу. Стоит только выйти на берег, махнуть рукой и речное такси за двадцатник доставит на противоположный берег.



На левом берегу две древнейшие церкви: Святителя Николая Чудотворца (самое старое здание на Кольском, датируется 1705 годом), при нас ее начали раскатывать по бревнам; и Петропавловская церковь 1864года.
Весь исторический комплекс вызывает двоякое чувство. Поселок поморов в далеком 1419 году подвергся истреблению бродячими бандитами - варягами из еще не цивилизованной тогда Европы. В память об этом печальном событии и был воздвигнут памятный знак. Время разрушает всё. Возникла необходимость реставрировать крест, что бы напоминал историю потомкам. Деньги выделили именно церковникам, ну а дальше, они в своей манере каждому роднику приделали прозвище святой, сочинили эпитафию, что погибли здесь за веру непонятно откуда взявшийся монахи (грамотный маркетинговый ход служителей церкви по «обработке» паствы). Всем известно, что современные церковники продвигая свой продукт, не брезгуют ни какими средствами. В данном конкретном месте на восстановление храма «отстегнул из общака» сам Чубайс (фото и документальные заверения выставлены на всеобщее обозрение). Естественно, у поморов это вызвало законное отторжение к проповедникам – в оскверненную церковь перестали ходить.
Возвращаясь назад, мы в соответствии с ранней договоренностью заглянули в гости к Заборщикову Петру Прокопьевичу (красный дом как идти к Кресту). Он с удовольствием познакомил с сокровищами музея - «Центр по сохранению поморского культурного наследия».



На голом энтузиазме человек по крупицам собрал знания о героических боевых и трудовых традициях края. Здесь молодежь наглядно видит как предки с примитивными орудиями быта и труда сумели противостоять суровой северной природе. Дом, в котором сейчас располагается музей, в советское время был школой. А до революции, принадлежал местному крестьянину. Он построил его на свои деньги и передал в дар земству для устройства школы, переехав из него в Кузомень.
Экосистема реки Варзуга представляет, как все в природе, очень отлаженный механизм. В реке живут раковины жемчужницы, которые размножаются и развиваются только в жабрах сёмги. Попадая на дно, начинают фильтровать проточную воду до степени ее пригодности для нереста их «няньки» семги – так рождается взаимосвязь, которую невозможно восстановить искусственно. Питьевую воду жители берут прямо из реки.
После села решили заглянуть на крайний край цивилизации поселок Кузомень, где река Варзуга впадает в Белое море.



Здесь находится очередное рукотворное чудо - песчаные дюны Заполярья. Ощущение такое, что вы где то на Балтийском взморье природа один в один. Протяженность дюн километров семь. Образовались дюны как следствие варварской вырубки леса в 20 годы.


Через Варзугу действует переправа – масса народу двигается к горловине Белого моря. Удивительное создание человек, стремится все дальше и дальше, зачем? Дальше дороги только для вездеходов, зимой автомобильная переправа по льду.
Дальше мы поехали искать полудрагоценные камни у Мыса Кораблик. Для этого по трассе проехали в сторону Умбы до ручья Лодочный, свернули к берегу моря, далее через ручей на запад примерно 2 км до мыса в сторону. Мыс находится в прямой видимости маяка в селе Оленица. В десяти метрах от берега торчит зуб из полудрагоценных камней, да и на земле их валяется тьма. Затарились под завязку, отужинали и провели ночь под шум волн мыс Кораблик.

общ = 3421
день =70
26 августа Кораблик – Трасса Кола – Спасская Губа
выезд 12=30 мыс Кораблик
13-40 Умба
16-00 трасса Кола у северной своротки через Кандалакшу и Полярные зори. Интересно было посмотреть жизнь энергетиков, обеспечивающих энергией и теплом этот суровый край.
общ = 4327
день =905
27 августа – 28 августа Спасская Губа - Москва
11-00 выезд
По дороге заехали поправить «расшатанное дорогой здоровье» в Марциальные Воды, еле отпоились.


старая Ладога 334
трасс Балтия 443
Москва 1055
общ = 5382
день =1055
Автор: Владимир Попов (Странник Мos); редактор: Андрей Бердоносов (ВАS),
http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4819 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4763 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4538 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4432 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4383 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4415 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4449 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4630 http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/4785

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru