Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва,Мурманск Когда: 08/2011

По маршруту: Москва, Петрозаводск, Беломорск, Ревда, полуострова Рыбачий и Средний, Кировск, Маршрут Октябрьский – Умба, Терский берег: Варзуга, Кузомень, Мыс Кораблик, Москва.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Как всегда главное видится из далека и после.
Поэтому в процесс написания отчета внесены некоторые дополнения и уточнения

Андрей ВАS, Странник Мos
Время 12 августа - 28 августа 2011г.
Автомобиль Патроль Ниссан
Маршрут: Москва, Петрозаводск, Беломорск, Ревда, полуострова Рыбачий и Средний, Кировск, Маршрут Октябрьский – Умба, Терский берег: Варзуга, Кузомень, Мыс Кораблик, Москва.

Погода по маршруту: пасмурно 12-13 августа (с ливнем в Петрозаводске). Далее ясная солнечная погода. Мошки и комаров практически не было.
Состояние дороги
М 10 «Балтия» - тяжело.
М 18 «Кола» до Петрозаводска идеальное покрытие. После Петрозаводска имеется несколько участков с капитальным ремонтом. В остальном идеально. При этом повсеместно, кроме участков для спец прохождения.

В преддверии летнего отрезка долгожданного отпуска перед нами встрепенулся вопрос:
1. Где можно провести отпуск, избегая теплой мутной воды, но одновременно удовлетворить непреодолимое желание погрузиться в морскую пучину, а лучше всего в океанский простор.
2. Куда направить свои стопы, озадачились мы до неимоверности, ведь:
• на восток неслась, сметая прочь с дороги все предрассудки, экспедиция Светланы SW. смело утверждающей, что нет края у нашей Родины – величава она и бесконечная,
• на юг после посещения его группой наших товарищей в составе экспедиции Лоник и т.д. и т.п. смешно было и смотреть – ну какой теперь может быть подвиг в тех краях – совсем малые дети и те выдержали трудности пути уготованные им взрослыми. Всё и вся описали они в своих мемуарах, а теперь еще требуют от админов занести в достопримечательности береговую линию до отметки «– 4,12м»: рыб и медуз, мол, нашли красивых в тех местах - достопримечательность,
• в сторону западных границ взнуздывал нового коняку Александр Т., тоже несподручно тереться бамперами друг о друга, да и мотал леший меня там по весне,
• в каком направлении носило по просторам земли экипаж NUT Полтинник не знали во всех вместе взятых разведках мира и соваться вослед этой милой дамы, напоминающей птицу удачу, не стоило – затеряемся во славе.
Но душа настойчиво требовала подвига. Так, методом исключения осталось для нас с Андреем только одно заманчивое направление – ехать туда… на южный берег Северного Ледовитого океана. Может там найдем мы ту сказочную страну «Беловодье», о которой писали наши предки на камнях, берестах, шкурах мамонтов, передавали сказания и былины из уст в уста каликов перехожих.
Таким образом, нашим экипажем был брошен дерзкий девиз сделать пиком и писком сезона в этом году Карелию, ее достойное завершение – Заполярье. Форум от чистого сердца откликнулся на данное предложение - нескончаемая вереница экстремалов вездеходников и примыкающих к ним грибников, ягодников и рыбаков устремилась в эти теплые августовские дни в суровые края за Полярным кругом.
Четкого расписания легенды маршрута не было, так как много на нашем маршруте зависело от поднебесных погодных условий, поэтому мы, как знатоки, расставили контрольные реперные точки, подлежащие обязательному посещению, остальное было проработано факультативно с расширением и углублением по отдельным темам, желательных к посещению и исследованию.
Выехав 12 августа вечером, мы уверенно встроились в поток дачников, совсем не видящих из своих тонированных окон, что есть на свете Край Земли Русской (европ) – мыс Немецкий, там за далями на полуострове Рыбачьем в призрачной стране Заполярье и не догадывающихся, что до нее могут добраться отважные путешественники.
Движение по трассе М 10 заняло как обычно ночь и утро без остановок. Трасса с веками не меняется, те же карманы и засады, скукота....

13 августа М10 Москва – Волхов, Старая Ладога, Петрозаводск ∑общ = 1032 км
∑1 день = 1032 км
21-15 85км Шереметьево
23-34 100 км
6-00 671км перекресток М10 – на колу
7=00 720 км Старая Ладога
9-30 741км Трасса Кола у Новой Ладоги
13-30 1032км Петрозаводск

Первый перекус решили организовать в облюбованном еще в прошлом году месте на берегу Волхова около Старой Ладоги – место укромное, с видом на Волховскую ГЭС, проплывающим мимо 100-тонным плавучим краном, парящими коршунами и рыбаками на противоположном берегу.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108131Volxov?authuser=0&authkey=Gv1sRgCO2Vlfqppca6rAE&feat=directlink

Проехав после раннего завтрака совсем немного, утренние часы мы посвятили общению со Всевышнем в Никольском монастыре (в Х–ХII веках Новгородский острог ).

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108132NikolskiuMonastyur?authuser=0&authkey=Gv1sRgCPPVxoufw_KGPA&feat=directlink

Священники сделали очень правильный маркетинговый ход. Объявив площадку возле самой Староладожской крепости исторически значимой землей, стоянку для прибывающего транспорта организовали в километре от нее напротив входа в монастырь. Ноги и запрещающие знаки сами приведут в храм Божий. В настоящий момент в монастыре, в отличие от крепости, идет восстановление загубленных советской властью построек, в которых правда не сильно видно жизни (также, кстати, как и в самом поселке). Мы, как знатоки, оценили интересные раскопы вдоль стен, опять не понятно от кого и для чего возведенных – мощные валуны в фундаменте говорят о явно фортификационном назначении сего сооружения. Но скорее всего великие открытия археологии здесь не предвидятся – вдоль стен тянут магистрали коммуникаций. Студенты -археологи начинали свою работу там, у стен крепости – с лопатами, ведрами и кисточками, под моросящим дождем ребята мужественно брели отвоевывать у истории ее загадки.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108133StarauLadoga?authuser=0&authkey=Gv1sRgCOGlyZvM073A6wE&feat=directlink

Крепость не намного воскресла от предыдущих моих посещений. С благодарностью приняв помощь Премьера, которая частично ушла на возведение шатра над входной башней, частично на возведения прекрасного причала у ее подножия. Она продолжает выполнять функции оплота Русского духа олицетворяя ее развал, шатер на угловой башне совсем сгнил и дождь подтопляет основы то ли башни, то ли государства.
Погода с утра пасмурная. Короткая остановка около кургана Вещего Олега. Помнишь путник: «Как нынче сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам, ... примешь ты смерть от коня своего…»? Здесь это было.
Не останавливаясь больше нигде, мы устремились к трассе Кола и здесь нас ожидало чудо – впервые с конца прошлого века завершена укладка нового асфальта на мосту чрз Свирь в Лодейном Поле. Дальше дорога превратилась в автобан, лишая нас малейших трудностей.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108134DorogaISvyutozero?authuser=0&authkey=Gv1sRgCOyWpMKug6Hd_gE&feat=directlink

Перед городом вдохнули кислорода деревенской глубинки - поселок на берегу одноименного Святозера, милое сельцо с интересными рублеными топором избами, словно нарисованные кистью художника.

Петрозаводск 13=30 отметка 1032км
Город встретил нас ливнем, и мы встали на запланированную ночевку.
Осмотрели город, почти вымерший от свалившейся на него непогоды. Провели фото сессию и цикл магических мероприятий около всем хорошо известного памятника. Мы, как знатоки, приворотов знали, что если повторить известное движение вышеупомянутого памятника с особой точностью, то пятисотрублевые бумажки никогда не исчезнут из вашего кармана. Следует отметить - заклинание действовало на протяжении всего пути и сейчас преследует нас. Пережидая ливень в приюте ожидающих корабля из Кижей, провели фото зарисовку всей информации. Девушки-билетерши от предложения участвовать в сессии отказались, а зря.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108135Petrozavodsk?authuser=0&authkey=Gv1sRgCPP31onf5dDS0QE&feat=directlink

14 августа Беломорские петроглифы
∑ общ = 1666 км
∑ 2 день =633 км
На этот день нами, как знатоками истории развития мировой цивилизации, было запланированы к посещению ее магические символы - Беломорские петроглифы.
Прибыли в районе 12 часов: подъезд простой свернуть с федеральной трассы, проехать 34 км до д. Выгостров. Через 3 км указатель «Беломорские петроглифы», повернуть влево, проехать по лесной дороге до речки 1200 м. Оставить машину и, переправившись через разрушенный мост, пройти пешком еще примерно 500 м до площадки с самодельными указателями «Беломорские петроглифы».
Здесь Вы должны проникнуться мыслью: кто и когда нарисовал сие чудо - произведение, словно художник кисточкой. Увидев творение рук человеческих, сделанных задолго до египетских пирамид, проникаешься пониманием учений древних греков – философов, отправляющих всех к первоисточнику цивилизации - на край нашей Земли сюда на Север, откуда вышли далекие предки гипербореи.
В капище Залавруга около 100 композиций, чаще всего они изображают морской промысел, охоту на лесных зверей и птиц. Примерно в 10 из них изображены какие-то трудночитаемые действия, трактовки которых очень разнообразны. Важная черта большинства сцен и композиций - действия людей в кульминационные моменты охоты - поражения стрелой, копьём, гарпуном.
Хорошо заметно, что места для выбивания наиболее значимых фигур умело подобранны с учётом таких естественных природных факторов, как наклон скалы, её цвет, структура, местоположение. Немало встречается вспомогательных художественных приёмов, помогающих лучше понять смысл событий в сюжете: звериные и лыжные следы, стрелы в полёте, развевающиеся хохолки волос на головах людей и т.д.
В этих суровых краях, последними окончивших на нашей территории, борьбу с языческими предрассудками, сохранились удивительные послания прошлых цивилизаций, открывающие пытливым умам правдивые каменные страницы мировой истории.
Мы, как знатоки, уделили особое внимание направленности почти всех находящихся в движении вырубленных фигур строго слева направо – это уже говорит о высоком уровне развития наших предков – они понимали направленность движения звезд по небосклону и с ним сверяли свои творения.
Богатая историческая культура местности получила свое понимание только при безбожной советской власти, смешно было и подумать о серьезных изысканиях в направлении развития человеческой ее основы - славянской цивилизации - при царизме с его опорой на дремучую церковную косность. Сюжеты каменных полотен различны и представлены в основном правдивыми сценами природы, животных и быта, связанным с борьбой за выживание. Есть и фривольные, камасутра отдыхает. Естество, одним словом.
Конечно у каждого такого исторического капища есть и свой оберег - основную ношу по сохранению заказника несет Вербов Алексей - хранитель и исследователь места. После продолжительной дружеской лекции он с благодарностью преподнес свою книгу с дарственной надписью ( е:адрес).

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/2?authuser=0&authkey=Gv1sRgCNaj0oLwhcPaxQE&feat=directlink
https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/ynazyB?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJiGrr-01dKgSA&feat=directlink

Дальнейший путь наш прошел без лишних приключений, трасса находится в идеальном состоянии и реконструируется строго при помощи экскаваторов Вольво. Ночевку решили делать в районе 22 часов, свернув 5 км в сторону от шоссе, расположились на берегу оз. Шириярви напротив острова. По трассе отметка 1050 км, рядом трактир около стелы «Полярный круг». Собрав грибы для жарки, растущие около бивака, поужинав, мы легли спать.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108151SiriuyrviOzero?authuser=0&authkey=Gv1sRgCISWxdzVqJKi3wE&feat=directlink

Погода изумительная, мошкары нет, днем +20, ночью до +3 градусов.


15 августа г. Ревда
∑ общ = 2027 км
∑ день =361 км
Утром освежающие купание.
В 11 часов пересекаем знак Полярный круг. Фотосессия на память.
https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108152StelaPKIDoroga?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJLg-o299YvbKg&feat=directlink

На 941 км трассы в соответствии с бодрым настроем обгоняем караван Андрея Бороды – людей нам знакомых до этого только по переписке на сайте – обнимания, выверка маршрутов – и дальше в путь. Реперные точки известны, значит судьба сведет на узкой дорожке, затерянной на просторах страны.
По дороге произвели осмотр города горняков Оленегорска. В магазинах есть все. До карьера не добрались, но отвалы высотой с Килиманджаро видны везде.
Сворачиваем к месту наших первых изысканий на г. Ревду. По пути скрупулезно исследуем рукотворное чудо советской эпохи. Мы, как знатоки, сразу классифицируем обнаруженный сверхсекретный объект как узел предупреждения о ракетном нападении на основе РЛС типа "Днепр" он же Узел РО-1 (г. Оленегорск) в НАТОвской интерпретации «Olenegorsk HEN HOUSE system and support structures». Полученные сведения подтвердили боеспособность объекта. Но дыры уязвимости в антенной сетке имеют место быть. Достоверно установлено, что система усилена вводом в ее состав принципиально новой приемной РЛС типа "Даугава" с крупноапертурной ФАР метрового диапазона, в результате чего был создан активно-пассивный РЛК, работающий на основе зондирующих сигналов РЛС "Днепр". Это значительно повысило возможности РО-1 по работе в сложной ракетно-космической и помеховой обстановке. Передающая и принимающая локаторная решетка стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя прекрасный техногенный ландшафт циклопической величины. Ракеты-перехватчики ликвидированы. С учетом ползучей агрессивной политики европейских режимов вопрос обороны очень насущный. У всех нас перед глазами стоят разбомбленные города Ливии, Югославии и Ирака, сровненные с землей кишлаки Афганистана. Дальше мы, как знатоки, продолжали, в отличие от руководства страны, уделять пристальное внимание вопросу исследования ПВО и ПРО страны, впечатления приведены ниже по ходу описания путешествия.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108153RLSDnepr?authuser=0&authkey=Gv1sRgCMblyaWR6_-j5wE&feat=directlink

Прибываем в Ревду в районе 18-00.
В Ревде вечером провели ознакомительную экскурсию по городу. Открыли миру единственный в мире памятник боевому самолету времен ВОВ - на высоком постаменте развернул свои крылья английский истребитель Хаукер – Харрикейн (производства Великобритании), в котором воевал советский летчик, погибший в районе Ловозерских тундр. Своей провинциальной величавостью и исключительностью он перекликался с единичным памятником танку Т 26 в Питкяранте, описанный нами в прошлогодней поездке. Братство по оружию имеет конкретное значение перед лицом страшной чумы, поразившей Европу в сороковых годах и противостояла ей английская машина с красными звездами на фюзеляже. К сожалению, история опять начинает повторятся.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1108154Revda?authuser=0&authkey=Gv1sRgCN6J_LmJs-yOhQE&feat=directlink

16 августа. Восхождение на горы «Ловозерские тундры»
∑ общ = 2070 км
∑ день = 47 км
Дорога к вершине начинается перед восточным Горно-обогатительным комбинатом сразу за местной достопримечательностью – тюрьмой. Тропа взбирается справа от дороги, крутым серпантином подымаясь к вершине – дорога всеми наезжена. Манящую гору Аллулайве (отметка 1051 м) мы оставили на потом, дабы не тратить силы на мелкие пригорки.
По пути открываются красивые виды двух Цирков Рослака 1-го, упирающимся одним концом в ГОК, и Цирк Рослака 2-го, противоположным концом спускающегося к Умбозеру. Между Цирками и лежит тот злополучный для автовосходителей перевал Геологов (отметка 998,4).
https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/2GeologodPereval?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJTsyN-Gw8uj8gE&feat=directlink
Расчищая дорогу голыми руками, мы преодолели метров триста каменного серпантина и, взобравшись на почти отвесную стену, подъехали к вершине Кедыквырпахк (отметка 1118,7 м).
https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/3Kedyukvyupaxk?authuser=0&authkey=Gv1sRgCNKTqMaLjuPPWQ&feat=directlink
Не удовлетворившись достигнутым – получив хороший опыт горного восхождения, мы решили добраться до следующей вершины - Паргуайв (1049,3 и 1022),. прибавим тем самым еще 850 метров автовосхождений, доведя высоту покоренных вершин до заоблачных высот. По пути мы прошли еще несколько вершин, на одной из них для потомков оставлен знак – тур с замурованным в нем тайником.
Тут вспоминается старое правило, как тяжело ориентироваться в горах даже при прекрасной погоде - стоя от вершины в двадцати метрах, можешь ее не видеть, хотя до этого высматривал ее чуть ли не за километр. Каждый метр восхождения давался с трудом – триал правил бал в полную силу. Но против мастерства и мощи японской техники вершины не устояли – мы покорили их. Правда, частично пешком.
Дальше нас уже заманивал двухвершинный Ангвундасчорр (отметки 1120,6 и 1116,7).

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/4Angvyndachorr?authuser=0&authkey=Gv1sRgCMLw7Kiy88LCQg&feat=directlink

И мы, как знатоки, сделали их, хотя частично и на четвереньках. Все восходители – а теперь и авто восходители - прекрасно знают, какие неописуемые красоты открываются на вершине. Всё озаряющее яркое солнце и расстилающийся на 50 км простор:
• необъятная тундра на востоке,
• самое глубокое и большое Умбозеро, огибающие горы и раздвигающие своими берегами два горных плато,
• сумрачные склоны Хибин на западе,
• на севере блюдца озер Сайдозеро, Сайдозера и Левозера,
• на юге тундра вся в дырках ледниковых озер, по контуру берега угадывалась точка нашего следующего старта - пос. Октябрьский
• все видно невооруженным взглядом, а через мощную оптику и мельчайшие детали.
Решили задачу максимум – наслаждались открывающимися в округе видами. Особое внимание мы, как знатоки, уделили блестящему прямо под ногами в глубокой расщелине зеркалу Сейдозера. А вот и стенка, на которой угадывались контуры Великого и загадочного Куйве. Понятно, что такое манит любого исследователя. Да и не езженная колея геологических партий шла в том направлении. Всего-то было километров пятнадцать пути. Реально такое расстояние можно пройти за полтора дня, но вот обратная дорога, отсутствие чего-то двигающегося, кроме парящих в вышине орлов останавливало нас от рывка. Этот путь мы оставили для следующих восходителей. Понятно, что такое пренебрежительное решение не могло остаться со стороны Старика Куйве безнаказанным. Мирно лежащий до этого острый камень в коварном броске режет нам шину в самом незащищенном боковым месте. Вот он свершился первый подвиг – перебортовка шины на мастодонте Патроле на высоте 1089,3 метров. Это будоражит кровь, подымает адреналин и забирает последние силы. Путь назад хоть и печальный, но и вселяет надежду на благополучное завершение восхождения. Спустившись к перевалу, делаем дежурное восхождение на такую простую теперь для нас Аллулайве (отметка 1051м) – с нее видны все северные отроги Хибин – ловозерские тундры, угадывается далекая трасса с Оленегорском.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/1Allylauve?authuser=0&authkey=Gv1sRgCLOS0p7CzIWn6QE&feat=directlink

Еще раз фиксируем все красоты и объекты ПВО и ПРО страны.
Восхождение завершено. Мы, как знатоки, получили богатый опыт горныхавто восхождений. Специфика в необходимости размещать авто на узкой тропе, скалолазание по почти отвесным стенкам, позиционирование на откосах, нехватка кислорода, слалом по булыжникам и проведение высотных сервисных работ по шиномонтажу: спасибо тебе вторая запаска и действующий ручной тормоз, вы придавали нам решимости.
Вечер посвятили отдыху в гостинице учебного техникума, там же, откуда и отправлялись на восхождение.

17 августа Мурманск /2261 км/
∑ общ = 2395 км
∑ день =324 км
Утром мы стартовали из Ревды по короткой дороге в Мурманск, закончив по пути обследование РЛС с другой стороны. В районе 12.00 прибыли в город-герой Мурманск. Как знатоки в области мореходства, решили посетить гордость советского кораблестроения – первый атомный ледокол «Ленин». Этот великий труженик теперь скромно встал у стенки Мурманского порта. При осмотре следует учесть возможные временные трудности с экскурсионным обслуживанием. Нам с трудом удалось попасть на атомоход в промежутках между официальными делегациями, бороздящих его палубы, помогло прямое общение с капитаном и крайняя необходимость как знатокам выяснить несколько чисто технических аспектов работы заглушенного реактора. Кубрики, трапы и гальюны описывать не буду. Особый интерес для нас представляло машинное отделение и капитанская рубка.
Выслушав содержательное повествование помощника капитана:
- о заглушенном реакторе проекта Нижегородского АЭПа – предыдущий агрегат безжалостно утопили в Карском море по оригинальной технологии. Тогда был применено интересное решение: корабль вышел в Карское море в заданной точке под него завели понтоны, обложили место установки реактора пиропатронами и затем направленным взрывом разорвали прочный корпус под ним и утопили на глубине 2000 м. Вот так решали сложнейшие технические вопросы. Зеленые и голубые по сей день молчат, на счет загрязнения океана, сработали чисто.
- именно такие сложные технические решения позволили нашей стране в недалеком прошлом уверенно стоять на всем побережье Ледовитого океана. В то время как самые демократичные государства строили страшные атомные авианосцы для упрочнения, при помощи ковровых бомбежек, демократических устоев в мире, мирный советский народ изобретал мирный атом.
- после я уточнил подлинность данной информации у специалистов и они сказали, что такие точки сброса в Карском море имеют место быть, в общем посоветовали не купаться без плавок во избежание осложнений, но для техноген продвинутых вроде дозволено,
- в рулевой рубке мы получили информацию о прочном корпусе, методике ломки паевого льда при помощи наезда, системе защиты винта и др. полезной нам, как знатокам, в просторах информации.
- https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/LedokolImLenina?authuser=0&authkey=Gv1sRgCOrhrI6Vj8Hzfw&feat=directlink

После атомохода мы заехали в областной краеведческий музей, как и следовало ожидать, с богатой исторической экспозицией, почти без налетов переписывания истории. На документах и фото ярко показан подвиг народа, после революции подымавшего своим трудом эти суровые места. Освоение края неразрывно связано с именем А.Е. Ферсмана – именно его изыскания поставили на службу стране богатства края, сделали его можно сказать обитаемым. Хорошо представлены главные сокровища – полезные ископаемые - на выставке всевозможных минералов. Затем ярко освещен подвиг воинов полярной дивизии в годы войны. Фашисты бросили на этот участок горно-штурмовые подразделения, сформированные из австрийцев – признанных альпинистов. Вот только одевать и обувать их не стали – рассчитывали управиться блицкригом за две недели, как они тогда в привыкли в Европах. Вот этим головорезам и противостояли вчерашние мирные мореходы, охотники-промысловики, оленеводы, горняки.
В годы войны Мурманск - главные морские ворота страны. Через него шла столь необходимая помощь по ленд-лизу из союзнических США и Великобритании, и другого неактивно воевавшего мира. Да и сражались союзники здесь плечом к плечу. Практически все связано с морем, рыбой, тогда, в далекие времена, еще не только норвежской. Чучела, места лова – нам как знатокам все было интересно с учетом продолжения маршрута вдоль рыбных промыслов Терского берега Белого моря.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/MyzeiuCiti?authuser=0&authkey=Gv1sRgCLKkwKWBhoKTDg&feat=directlink

Затем посещение обязательного для города памятника погибшим в ВОВ «Алеша». После недолгих поисков возле новостроя – церкви - посетили рядом находящийся памятник – рубку атомохода «Курск», служение Родине всегда было смертельным занятием. Отметил вроде кощунственную особенность - чем больше молельных храмов, тем больше и горестей вокруг них.
Выполнив запланированную экскурсионную программу, мы рванули на просторы Заполярья – туда, где обрывается земля и бродят только крутые джипер - мужики и их отважные подруги.
Дорога по указателям через поселок Кола в сторону Печенги. В поселке Титовка погранпост проверяет наличие паспортов (для российских граждан въезд свободный) и желает счастливого пути. За постом сразу поворот направо, асфальт кончается метров через 300, дальше начинается сказка под названием каменный проселок. Дорога довольно гладкая, идет по различным подъемам и склонам, петляет по горам и ущельям. Но всё преодолимо – местные ездят без опаски оставить подвеску. Навстречу стали попадаться израненные и потому тащившиеся на привязи экипажи, впереди были явно труднопреодолимые опасности. Народ ломало по крепкому. В одном месте сделали неправильную своротку, но сожженный браконьерами при бегстве от рыбнадзора мост через р. Титовку вернул нас в свою колею.
Преодолев пьяный перевал, вырываемся на берег Китовой губы. Как и все проезжающие мимо, мы остановились у памятника «Мальчик» и солдат поклониться подвигу не нашем развлекательному, а тому - настоящему. Именно здесь есть возможность в последний раз подумать о серьезности своих намерений. Слабые духом здесь не ходят. Энто вам Средний, Рыбачий, это гиблый для слабых Мустатунтури. Проскочив перешеек по хорошо укатанной дороге, мы рванули вдоль берега на Средний. Но тут у нас как у настоящих знатоков включилось шестое чувство – интуиция, оглянувшись назад, мы заметили в низине приметные Ниву и УАЗ экспедиции Андрея Бороды. Решили повернуть и раскинуть лагерь рядом.
Место выбрали очень удачно - именно здесь проходят ежегодные осенние военные учения частей морской пехоты и кораблей Северного флота. Все побережье забито полевыми лагерями, воды губы бороздят большие десантные корабли. Бравые десантники в опаленных робах стреляют закурить и предлагают подручные транспортные средства в аренду для поднятия адреналина. См. фото.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110817I18Sredniu?authuser=0&authkey=Gv1sRgCMzxqayL_tDUtgE&feat=directlink

Вечер провели в дружеской обстановке и рыбалке.


18 августа п-ов Рыбачий Штурм края Земли
∑ общ = 2499км
∑ день =104 км
Утром осуществил свою заветную мечту – искупался в Баренцевом море, т.е. в Северном Ледовитым океане, окончательно смыв с себя прах цивилизации. Прекрасный галечный пляж а-ля Гагры, вода, тонизирующая двигательный процесс, ура! - соленая. Взбодрившись, мы попрощались с ребятами и устремились к заветной цели – краю Земли на мыс Немецкий.
График:
14-00 Большие Озерки.
15-00 разгромленная погранзастава на высоте,
мыс Коровий, от него можно подняться к зданиям заброшенной погранзаставы – определяется по столбу «Пограничный знак» около которого проходил развод в наряды. Ох, и тяжка была здесь служба на непрерывно продуваемом ветрами пригорке.
16-00 брод речка р. Червяная и доты перед ней.
- на краю пляжа, в соответствии с фортификационной наукой, нас встречают два дота – они держат под кинжальным фланговом прицелом все пространство. Говорят, фашисты пытались пару раз высадить десант на побережье. Ни одна сволочь не вернулась, на картах оба дота обозначаются как землянки,
- между мысами большая подкова пляжа – хорошее место для ловли краба и для отдыха. Практически непроходим во время прилива – там часто оставляют авто с подмокшей репутацией – электропроводкой,
- в Большой Воловьей губе напротив два острова: Большой и Малый Кий
- – хорошая примета: как их увидели, значит скоро откроется маяк на мысу.
16-40 гараж
- по пути обследуем еще одно руинированое место – бывший гараж. Техника стоит чуток тронутая мародерами, вдрызг изуродованная, но рабочая, прикладываем свою руку – у Патроля есть еще одна ступенька – как у того Урала. Это не армия, это стадо людей, коли дали довести себя до такого состояния (см. фото),
- напротив сразу всплывают три защитные сферы антенн локаторов - круглые, белого цвета для демаскировки,
- все подъезжаем - прибыли.
17=00 мыс Немецкий,
- м. Немецкий: три белых шара защитных сфер РЛС, у подножия жилой военный городок с постройками как гражданского так и военного назначения, от поселка к локаторному посту идут железные столбы с натянутым тросом –зимой в пургу пройти эти 500 м без троса невозможно,
- сама крайняя точка суши находится у маяка на вдающимся в океан полуострове с Триангулятором,
- огибаем справа радиолокационный пост, спускаемся к берегу, проехав по нему, упираемся в маяк, под ним вдающийся в океан полуостров – всё, край земли - мыс Немецкий. Маячники то ли отвыкли от людей или им просто надоели ломящиеся сквозь все преграды смелые джиперы, слегка не разговорчивы, но куда идти показывает точно.
Озаряем орлиным взором бескрайний простор океана, запечатлев в памяти такой близкий и манящий норвежский берег. Посылаем известия миру об успешном завершении штурма края земли. Теория классиков авто путешествий «о бескрайности и обилии земли русской» получила свое достойное исключение из правил – есть край – место, дальше которого ехать нельзя, а только плыть, и мы его достигли.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/MusHemechkiu1?authuser=0&authkey=Gv1sRgCNPf2NO-353iIg&feat=directlink

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/MusHemechkiu?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJP5qqPar_vcFg&feat=directlink

Точка возврата мыс Немецкий
13-00 ∑2445км от Москвы ∑ 50км от перешейка


Воздав должное своему героическому поступку, мы решили продолжить так успешно идущую экспедицию. Теперь нас ждали более грозные испытания – ведь обратная дорога идет по северному берегу Рыбачьего в сторону Цыпнаволока.
Мирно поздоровавшись с вооруженной охраной поселка, мы огибаем Вайд Губу и в 18.00 приступаем к форсированию серьезного препятствия -двадцатиметрового брода и 30 гр. подъемом за ним. Успешно. Сразу за ним на подъеме организуем короткий перекус-ужин. Рядом расположен и памятник защитникам Заполярья – два ряда фамилий бойцов, в конце скорбная приписка – два английских неизвестных летчика. Братство, скрепленное кровью.
19=30 мыс Кекурский.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/MusKekyrskiu?authuser=0&authkey=Gv1sRgCI-arqKnoMetxgE&feat=directlink

Очень живописная скальная стенка вдоль берега, в ней щель метров пять, в которую и устремляются все северные ветра, тысячелетиями методично борющиеся с сушей. На правом склоне большое орлиное гнездо
20.00 - едем строго вдоль берега. Вот они немые и заброшенные реликвии прошлой войны – три дота с обвалившимися ходами сообщения между ними. Сооружения довольно внушительные, не засранные, даже двери сохранились, из амбразур просматривается прекрасный угол зоны поражения. Все по уму, русские всегда умели воевать. По описаниям в старые времена здесь вдоль берега шли непрерывные рыбные фактории. А судя по записи голландского шкипера на острове Аненском, что рядом с Ципнаволоком «…у меня отняли шхуну…» пиратство и грабеж здесь тоже имели место – цивилизованные люди для своего благородства без рабов и колоний не могут.
20=30 - мыс Большой Скорбеевсктий.
Военный поселок. Мы, как знатоки, сразу определили принадлежность объекта к войскам ПВО и ПРО. Внимательно изучили укрытия и стартовые позиции ракетных комплексов. Это вам не мелкий техноген средней полосы, здесь на краю Земли хорошо сохранившаяся былая мощь государства являлся достойной наградой за трудности экспедиции. Городок привязывается к горе с отметкой 115,8 м.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/MusSkorbeevskiu?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJSTn46byOfbmgE&feat=directlink

Сразу за городком двухкилометровая долина устья р. Скорбеевки, на правом берегу под прикрытием скал от ветра удобное место для стоянки. В настоящее время облюбовано представителями крабовой артели – устье реки имеет большой плес – песчаный пляж.
Дорога представляет сплошную каменную гребенку с периодическими бродами разной сложности, привязаться к местности при наличии 500 метровой карты, как у нас, просто. Надо внимательно сверять рельеф местности - следить за конфигурацией озер и их расположением вдоль дороги – они непрерывно чередуются, следить за высотами. Обманных свороток на всем пути не больше пяти – уйти на них - значит попасть на гиблый путь вдоль берега Северного Ледовитого океана. Своротки, идущие в сердце острова, должны выводить на Большое озерко. Но их состояние и проезжабельность не вызывают никаких хороших чувств. Держитесь большака, который упорно зацепился колесом сначала за берег р. Скорбеевки с водопадиками и порогами, пока она не превращается в устье – ручеек, вытекающий из очередного озерка. От этой точки до ближайшего ориентира – развилки большака с памятником «Мать и солдат» порядка 10 км и 4 часа пути с непригодной для ночлега местностью. Рассчитывайте свои силы.
На пути есть знаменательное для джиперов место – брод – переправа под условным названием «две утопленных ГТС» - их действительно перевернули вверх днищем и создали условия для переправы через р. Пяйва. Здесь влево уходит своротка-обманка в сторону Малого Скорбеевского и Цыпнаволока. Очень притягательная.
Особенно когда в…
22=45 на траверсе мыс Малый Скорбеевский в 5 км напротив объекта Ромашка. Погода была настолько хороша, что в телеобъектив различимы поражающие своим одиночеством и 75-метровым размером мачты веерного радиомаяка. (Бывалые путешественники с хорошим зрением говорят, что с них в хорошую погоду виден Шпицберген и кромка льдов Арктики). Лепестки РЛС направленного слежения антенн.
23=30. Добрались до развилки памятник «Мать и солдат». Несмотря на измотанное полуживое состояние, выходим отдать долг памяти людям, ценой жизни защитивших этот край. Если бы не их подвиг, фашисты могли подкрадываться и атаковать идущие в Мурманск конвои на 25 минут быстрее – за счет аэродромов подскока, расположенных около Цыпнаволока. От развилки налево лежит путь в отстоящий на 30 км легендарный Ципнаволок, правда через сто метров идет двадцатиметровая заболоченная лужа с трамплином в конце. Налево уходит направление в Большие Озерки, после кратковременных мучений перед лужей разворачиваем свое авто в сторону почти родных Больших Озерков. У высоты 215,8 начинается непросматриваемый крутой подъем, как обычно в горах, при этом дорога обозначена как основная, а налево по склону идет скоростное авеню в обход вершины – именно по нему мы и едем. Через полчаса попадаем на восточную окраину разгромленного врагами (отечественными) военного городка. Короткий перекус с традиционным залпом за «Мы это сделали!!!» и сон в развернутых палатках. Под ногами журчала р. Морозовка.
Отступление:
• за весь день мы встретились только с двумя экспедициями: ребята ловили краба у островов Кий и у переправы «Две ГТС» на встречных курсах поздоровались с джиперами,
• очень заинтересовал отстоявший от дороги метрах в 100 джип, в абсолютном безлюдье экипаж забрался на вершинку и окончательно уединившись в этом и так безлюдье спокойно смотрели, судя по свечению экрана, телевизор,
• МТС ведет трансляцию сигнала через норвежский транслятор, тариф сами понимаете еще тот. Впрямую на островах принимает везде родной Мегафон.



19 августа – п-ов Средний мыс Земляной
∑ общ = 2579 км
∑ день =79 км
Утро встретили бодро и выносливо – палатки устояли на ветру. Закончив утренний моцион, плотно позавтракали, тем самым компенсировав вчерашний скоротечный ужин. Расположились в гарнизонном клубе как раз напротив сцены. Эх, как легко представить себе грандиозные сцены, которые на ней разыгрывались – сама обстановка места пребывания обязывала к искренности. Со слабыми нервами в таких условиях – без земли и тепла - играть было нельзя. Окинув окружающую нас разруху, опять поразились несоответствию нашей жизни – огромные пятиэтажки и каменные дома стоят все выпотрошенные и безлюдные, а напротив них поселок вахтовиков ютится в бочках Диогена. Парадоксы. Отучают народ жить комфортно.
От Бол. Озерко устремляемся ко второму полуострову гряды – полностью оправдывающим свое название – Среднему. Обходим его по северному берегу бухты Бол. Воловья, встречаются хорошие и плохие броды для полного привода не представляют больших трудностей, потому как местные ездят по ним со сноровкой на обыкновенной классике, но бывает и топят.
Сначала на перешейке с местными ребятами погоняли на ГТС по бездорожью, но далеко ехать жалко – соляра на вес золота. От дороги направо идет своротка. Подъезжаем к Пумманки – Памятный знак – именно здесь в годы Великой Отечественной накануне нашего наступления сконцентрировались войска. Дорога почти прекрасна - броды чередуются с легким слаломом, хорошо виден приливной пляж с колонией чаек, природа молчалива.
График:
15=00 Мыс Земляной
17=00 Гольцы «Два брата»
18-30 121 – я береговая Батарея
Строго следуем обрезу воды, часа за полтора добираемся до крайней западной точки Среднего – мыса Земляной. На высоте 198,6 руины заброшенного военного городка с присутствием все тех же столбов с колючей проволокой и окопами с капонирами.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/01MusZemliunou?authuser=0&authkey=Gv1sRgCMOVi-vN6KPxjgE&feat=directlink

Затем уходим вниз к берегу, над нами сразу нависает прибрежная скала, на которой виднеется действующий пост радиолокационного слежения – воинская часть. Строго под ней и стоят два загадочных и культовых гольца, которых называют то Два брата, то Две сестры – в зависимости от образа мышления путешественника. Мы,как знатоки, сразу произвели замеры магических сил, они ощутимы буквально всюду, но об этом дальше. Гольцы, обдуваемые ветром, зорко смотрят за крайними рубежами нашей Родины и пропускают дальше на маршрут только наиболее достойных. Недалеко от берега два острова - Большой и Малый Айновые.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/02DvaBrataSkalui?authuser=0&authkey=Gv1sRgCIbAnYTC5KH4KQ&feat=directlink

Мы, получив от гольцов удивительный заряд бодрости, сразу приступили к штурму вертикальной стенки – именно той крутой скалы, на которой стаяла воинская часть. Два подъема с короткой полкой между ними для разбега. Мы поднялись и почему-то вместо предполагаемого простора обнаружили край воинской части около склада ГСМ. Вышедший навстречу строгий часовой – сторож хотел нас сначала расстрелять за проникновение на секретную территорию, но затем поразмыслил и, стрельнув три сигаретки, помиловал, тем более что угостили мы его продуктом отечественного табачного производств марки Беломор. А, как известно, их шпионы не курят. Проведя таким образом нашу идентификацию, он дулом пистолета, снятым с предохранителя, показал путь эвакуации с военного объекта и строго наказал закрутить ворота после выезда на проволоку, которая специально для таких мудаков весит на шлагбауме. Его указание было выполнено в точности. Секретность объекта не позволила нам выяснить особенности соотношения данного поста ближнего обнаружения с координацией системы РО-1 «Днепр». Как в таких условиях то ли живут, то ли существуют служивые люди, нам простым настоящим знатокам непонятно – военная тайна. Выехав из ворот, поворачиваем вправо на путь, обустроенный по краю бочками, набитыми камнями, с воткнутыми в них трубами, продолжаем движение уже вдоль южного берега Малой Воловьей губы. Дорога лежит от нее в 500-1000 метрах, привязка по мысам и триангуляторам на них.
Наряду с краем Земли в этих местах есть еще одно сногсшибательное место, имеющее всемирно исторический статус - позиции трехорудийной батареи береговой обороны калибра 152 мм. Позиции батареи расположены в 7 км от мыса Земляной по дороге между двумя мысами с триагуляторами на отступе от берега порядка 1 км около озера в условном наименовании пункта на картах Поселок. Напротив объекта вынесенный на кромку воды наблюдательный пункт – не обследован. Развалины батарейного поселка хорошо просматриваются от магистрали, которая сворачивает в болотину перед ним. Поэтому для выхода в исходную точку осмотра лучше заезжать в него – вы определитесь по озеру, разрушенным домикам жителей батареи и сразу на окраине поселка обнаружите первый капонир с вздернутым орудийным стволом, слева и справа расположены другие орудийные позиции.
Такой приз выпадает пытливому исследователю не каждое десятилетие. Мы, как знатоки, определили:
- калибр орудий 152 мм, производство, как вся артиллерия, Советского Союза пермская «Мотавилиха», год 1946, установка в основе имеет корабельную башню с вращение вокруг своей оси, механизмы покрыты солидолом с целью длительного хранения,
- дальность стрельбы до 20 км, вход в губу орудия накрывали до противоположного берега, значит прорваться к перешейку у предполагаемого противника шансов было мало,
- угол обстрела,
- незащищенность от воздушного налета - шатер представляет деревянный настил с маскировочной сеткой,
- слабую противодиверсионную оборону – окопов охранения не наблюдалось,
- кратковременность ведения боя - с учетом боезапаса самой батареи. Закончив обследование боевых позиций орудий и зафиксировав на фото сессии «наш ответ НОРД КАМПУ (норвежский плагиат для велосипедных и недоприводных прогулок), мы, как настоящие знатоки-исследователи, приступили к вскрытию всей системы организации обороны. С этой целью мы провели дополнительные исследования местности, выявили, что вся система должна иметь командный пункт – он просматривается сзади по демаскирующей его дымовой трубе. Бункер и ходы неглубокого залегания, рядом расположены склады арт вооружения. Места наполнены аурой техногена и тяжелой воинской службы.
Венцом комплекса является именной памятник батарейцам «120-я батарея» который возвели пионеры и комсомольцы 60-й московской спецшколы в далеком 1970 г. – уже 41 год веха памяти стоит непоколебимо, достойные были потомки, не то что нынешнее племя, которое пытались газовой резкой распилить ствол на металлолом – на кол надо таких мудаков, чтоб почувствовали всю полноту чувств.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/03121Batareyu?authuser=0&authkey=Gv1sRgCMaK-OObirro2AE&feat=directlink

Как ни тяжело покидать столь интересное место, но продолжать путь надо – солнце клонилось к кромке океана.
Между мысом Маталаниеми и Волоковым имеется мемориал, посвященный воинам береговых батарей. Он выполнен в виде мирно отдыхающем от фронтовых забот лежащем стволе 152 мм орудия с 48 звездочками, обозначающими потопленные корабли фашистов.
По дороге наметили варианты завтрашних исследований – мемориальный комплекс - склон хребта Мустдундури, (отметка 115,6 м) решили идти в лоб.
Ночевка - кемпинг Большое Озерко, он же вахтовый городок геологов и выброшенных с материка жителей, 500 руб. койкоместо.
Подъехали к бочкам, там всегда ждут путников, заблудших в этих богом и властью забытых местах.
На рецепшене хозяйка Ирина выдала нам ключи к отличным, по сравнению с палатками, отдельным номерам. Удобства на улице, фляга с чистейшей родниковой водой там же, в номерах только умывальник. Зато питание на все запросы – отдельно столовая бочка и совместное буфетное заведение, где вас вкусно накормят, все равно кто вы – геолог-вахтовик или проезжающий скиталец.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110820BolchieOzerki?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJOj6tP2k-ixVA&feat=directlink


20 августа – Адмиральский бункер, хребет Мустдундури
∑ общ = 2827км
∑ день =248 км
-13=30 утро Адмиральский бункер
Проведя утреннюю беседу с местным руководством геологической партии мы, как знатоки, почерпнули много полезного:
 о геологической основе острова,
- о поисках полезных ископаемых в здешних государством заброшенных местах,
- дышащих радоном скважинах, пробуренных в гранитном шельфе, и теперь по требованию начальника техники безопасности региона, очень суровой и симпатичной женщины, подлежащих заглушке методом бетонирования и остекления,
- о состоянии пути по южному склону Мусатундури – оно плачевно, лучше туда не соваться, со времени, когда при помощи каторжного труда советских военнопленных фашисты его проложили, никто его не поддерживал. Следует отметить, что фашистов, в том числе и за это преступление, уничтожили почти всех поголовно (здесь действовал приказ не сопровождать пленных немцев).
- о необходимости посетить стоящий на соседней высоте Адмиральский командный пункт. Ориентир - мачта, дорога идет вдоль столбов линии электропередачи, только на взгорье надо уходить влево к господствующему на западе холму, стоящему в 300 метрах, со стоящим Гольцом на нем. Данный совет мы успешно осуществили – было интересно почувствовать себя первооткрывателем столь эксклюзивного объекта.
Езды минут тридцать по крутому 20-градусному подъему. Вокруг бункера хорошо сохранились позиции зенитчиков, линии окопов охранения. Вооружившись фонарями, приступаем к обследованию достопримечательности. Сам грот вырублен в гранитной скале длиной около двадцати метров. Стены и потолок укреплены деревянными стойками. К сожалению все это приходит в запустение и обваливается, но непоколебимый дух защитников полуострова остался здесь, в этих суровых казематах. Это вам не современные со всеми удобствами, кондиционированием воздуха и канализацией бункеры, к которыми стремятся рафинированные московские исследователи, здесь все более сурово – здесь военная история воочию.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110820AdmiralBynker?authuser=0&authkey=Gv1sRgCI7h2-ya-t-s2QE&feat=directlink


16=00 – 20=00 Музейный комплекс Мустатундури

Завершив обследование командного пункта, мы, как знатоки, приступили к выполнению основной задачи – исследованию мест сражений на хребте Мустатундури. В горах не бывает линии фронта – здесь она, как тот рельеф склона, опускается, подымается, отступает, идет вперед. Так описывали ее в местном музее боевой славы, расположенном у подножия горы. Рассказ полностью соответствует линии окопов на хребте. Увидеть все можно самому в горах: и вооружения, и укрепления. Добраться до лагеря поисковиков просто: на местах свороток стоит указатель отряд «Боец». Ребята обитают в бочках. Рады всем и всегда.
После посещения экспозиции мы пошли на штурм горы в лоб – как тогда в 1944 г. Тропа идет мимо часовенки, которую облагодетельствовал местный отряд ОМОНа. Налегке путь от подошвы до вершины мы прошли за полчаса, а ведь в далеких 1941-1944 гг. наши бойцы тратили на него ночь, а то и жизнь. На хребте остались наши позиции с 29 июня 1941 г., они полностью снабжались из тыла, хотя он от передовой ничем не отличался. МАРОДЕРАМ И ЛЮДЯМ, НЕ ЗНАЮЩИМ и СОМНЕВАЮЩИМСЯ в ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ СВОЕЙ РОДИНЫ путь к вершинам запрещается. А там все как было, когда отбили у фашистов в октябре 1944 г. См. фото. С территории убраны только особо опасные неразорвавшиеся боеприпасы – все остальное спокойно лежит не тронутое тленом – тундра и закрытая пограничная зона (до 2010 г).

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110820Mystatyntyri?authuser=0&authkey=Gv1sRgCP2HioC6uqaCeQ&feat=directlink

Завершив восхождение, мы спустились к часовне, отсалютовав колокольным звоном погибшим героям, и покинули эти необычайные места –открытые только избранным и особо стойким.
22-00. Прошли водопад, расположенный на протоке к р. Титовке – очень мощный, самый сильный из виденных мной.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110820VodopadTitovka?authuser=0&authkey=Gv1sRgCLSM9eDA3-nWLQ&feat=directlink

Вырвавшись из объятий гор, мы устремились по холмам к Мурманску, обогнув его, рванули к Хибинам. Силы иссякли на подъезде к г. Оленегорску.
Ночевка в отеле «Горняк». 2-х местный номер за 2000 р. все просто и без завтрака – был выходной.


21 августа – Хибины оз. Гольцовое
∑ общ = 2974 км
∑ день =147 км
Утро и почти день посвятили дороге до Хибин – Кировска.
В городе быстро нашли дорогу мимо Ботанического сада Академии Наук, как сказал великий освоитель сего края Ферсман – на окошке у каждого горняка должен стоять цветок. Говорят, там много чего выращивают, да и научная конференция до отказа забила местную ночлежку.
Войдя в ущелье ручья - реки Вудьявриок, мы пробились, попутно осмотрев еще водопад со справедливым названием «Красивый», перепад метров пять и ущелье красивое, собирая буйно растущие везде грибы и ягоды, становище разбили на берегу озера Гольцовое.
Купаться в нем практически нельзя – мелкое, дно илистое, совершенно прозрачная вода даже до пояса не доставала. Тишина и спокойствие. Место курортное, излюбленное многими пешими походниками.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110821GolchovoeOzero?authuser=0&authkey=Gv1sRgCOTxlPLBvtubnAE&feat=directlink

Ночевка палатка на берегу.


22 августа Шахта
∑ общ = 3014
∑ день =39
Отдохнув в абсолютно экологически и психологически чистом месте, возвращаемся назад к цивилизации. Ищем шахты. Сворачиваем к озеру Малое Вудьявриок, вброд преодолеваем вытекающую из него протоку, начинаем авто восхождение до отметки примерно 392,0 м, здесь бросаем машину. Дальнейший путь ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ВОСХОЖДЕНИЯ ИЛИ ХОТЯ БЫ ПОДХОДЯЩЕЙ ОБУВЬЮ. Сначала, как знатоки, четко позиционируем свое местонахождение. По тропе, идущей по отрогу цирка и долины доходите до большого камня. На нем стоит сложенный тур, напротив валяется пластмассовая бутылка диких людей. Здесь вы прощаетесь с хоженой дорогой и начинаете подъем по козьей тропе. Одновременно мы встретили местного краеведа – патриота своего города ХХХХ. Он сам видел входы в пещеры в бинокль из долины второго цирка, а был в них пятнадцатилетним парнишкой, а сейчас, выйдя на пенсию и получив инфаркт, решил снова тряхнуть стариной – постараться найти путь. Он с большим интересом присоединился к нашей группе. Совместно выбирая оптимальный маршрут, который слегка угадывается все по той же тропинке, начинаем восхождение.
Шахта молибденовой разработки заброшена году в 1934-м.
Находится на стыке двух цирков – левый ближайший первый цирк имеет обозначение вершин отметка 1058,3 и 1077,3; второй - правый дальний 1143,5; 1093,8. Стык цирков проходит напротив отметки 1077,3. Вы должны идти по тропе, которая ведет к острию стыка цирков. На высоте метров через двести будет площадка, на которой стоит компрессор производства французской фирмы на литой шине датировка 1896 г., некогда подававший сжатый воздух для отбойных молотков (на стенках видны следы зарубки от долота). Вверх еще порядка 100 м, и только не доходя 150 м до вершины, они открываются взору. Два входа смотрят на вас как два черных глаза на противоположной стенке метрах в двадцати.
Две зияющих дырки, перед ними полка в метр шириной, вниз обрыв метров 100. Поднимаетесь чуть выше входов и по тропе сползаете к ним. Все, кладовые Али Бабы представлены вашему обозрению. Мы, как знатоки, приступаем к тщательному осмотру объекта. Сама молибденовая жила представляет собой узкую полоску в скале толщиной 3 см шириной полтора-два метра, уходящая тонкой жилкой в глубь. Вот ради нее и вырубалась шахта, состоящая из одного ствола с двумя дополнительными боковыми выходами. Два служили для входа, при этом один для навески веревочной лестницы, третий выходил к вертикальной стенке и служил для сброса породы к подножию шахты и дальнейшей ее вывозке на обогатительную фабрику.
Шахта вырубалась без всяких стоек от обвалов породы, есть несколько боковых штреков, но они короткие.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110822ChaxtaKirovsk?authuser=0&authkey=Gv1sRgCKKampGrgfCJmAE&feat=directlink

16=00 начало восхождения
18=45 входы
20=15 конец
Силы восстанавливали за спиной памятника Сергею Мироновичу Кирову в гостинице "Экос". Очень прилично. Остальные гостиницы в городе думают, что горнолыжный сезон продолжается.


23 августа –– ралли Октябрьский – Восточное Мунозеро
∑ общ = 3150 км
∑ день =136,5 км
12-00 Кировск
13-00 Октябрьский +35км
14-30 взлетные полосы аэродрома капустное
16-00 Ингозеро нежилая +22 км
19=00 Инга желая +14км
20- 00 поселок Муна перед бродом
(ред. Андрея ВАС начало )
Не доезжая 500 метров до Октябрьского повернуть направо (юг). До брошенного аэродрома в Капустном можно доехать на чём угодно. Далее до Ингозера идёт грунтовка с большим количеством разнокалиберных булыжников. Мы в 2 км перед Ингозером свернули налево на объездную дорогу. Поначалу она показалась чище основной, затем перешла в просёлок, забитый камнями, торчащими на 20-30 см. В каком состоянии участок основной дороги - не знаю. Но у Ингозера местные собирали грибы, приехав на "Волге". За Ингозером надо свернуть к мосту налево (этот участок дороги на картах отмечен пунктиром, но он хорошо прослеживается на местности). Дорога, которая отмеченя на карте - это разбитый зимник, идущий через болото. За мостом ехать по накатанной дороге до посёлка Инга. От Октябрьского до Инги 4 часа (50) км. Далее ехать через посёлок на юг в сторону посёлка Муна. Инга-Муна - 7,5 км. мы прошли за 40 мин. На этом участке через 1 км после Инги начинается лежнёвка протяжённостью около 2 км, есть один небольшой брод и пара луж. Но т.к. мы шли в сухую погоду, особых сложностей не было. Перед Муной накатанная дорога уходит к броду и дальше расходится веером на лежнёвки. Лежнёвка в сторону пос. Мунозеро уже заросла кустарником и покрылась мхом. Проходимость её сомнительна. Единственная приличная лежнёвка идёт к Канозеру. Развязка около Муны у всех вызывает сложности с ориентировкой. Мы там крутились 1,5 часа. Чтоб попасть в Умбу, надо проехать по посёлку до старого моста через Муну, не переезжая реку. От него перпендикулярно реке идёт дорога, повернуть на ней налево. На перекрёстке с просёлком, идущим через посёлок, стояла бочка из под солярки, но это ориентир непостоянный. От въезда в посёлок до перекрёстка метров 500-700. Практически сразу за посёлком начинается 9 км участок лежнёвки. Этот участок наиболее сложный на всем маршруте. Сложность определяется большими камнями, торчащими брёвнами лежнёвки и грязью. Местами всё это идёт вперемешку с бродами глубиной до 30 см. Мы его прошли за 2,5 часа, задев несколько раз мостами камни. Примерно через 9 км лежнёвка выходит на старый большак. По большаку двигаться направо (юг) до посёлка Восточное Мунозеро. Хотя большак и хорошего качества, особо разгоняться на нём не советую, т.к. встречаются одиночные камни высотой до 35 см. Через 30 мин (примерно 14 км) будет пос Восточное Мунозеро. Мы останавливались у пристани на ночёвку. Далее до Умбы идёт приличная грейдерная дорога, отмеченная на картах, примерно 65 км. Проходится за 2 часа без сложностей.
Мы ехали в очень сухую погоду. После дождей сложность должна намного возрасти (конец ред. Андрея ВАС).
Муна - это просто колдовской беспредел. Посмотрите все предыдущие отчеты, внимательно разглядите следы шин на перекрестке, они в один голос говорят – закруживают лишайники. Итак по порядку – если он может быть в таком месте. Все записи есть, подъезжаем к перекрестку на северной околице села, состоящего из двадцати нежилых домов. Посредине перекрестка треугольный!!! островок ельника 3х3х3 метра, в его центре нечистая сила набросала искореженные природой корни елей в огромном количестве. Типа дорожный знак – «здравствуйте, дорогие гости». Вот вокруг него нас и начинает кружить. Остановились для осмотра местных достопримечательностей и выбора правильного направления. Андрей пошел налево по центральной улице поселка, которая на другом конце села заканчивается подходом к разрушенному мосту через р. Муна - возвращается заколдованный – дорога ведет в никуда, но направление верное - на восток. Я двигаюсь направо строго на юг, дорога спускается к той же р. Муна с широким 15-метровым бродом глубиной полметра со свежими следами УАЗика - лешего. Сверяемся с подробной картой местности и рассказами очевидцев и принимаем под воздействием нечистой силы не выверенное решение – переправа через брод. Несмотря на огромный риск, решаемся двигаться в этом направлении – на том берегу, после подъема, дороги расходятся веером. Едем крайней левой вдоль берега, через полкилометра она выводит нас к разрушенному мосту на другом краю поселка. Первая своротка заводит в тупик. Возвращаемся назад, от берега едем прямо – по картам обозначение "основной путь", но и это вторая обманка – заброшенный зимник, тупик. Поняв, что попался благотворный материал, который клюнул на два первых полугиблых варианта, леший наносит свой последний удар.
Предыстория причин.
Должен сказать, что закрутки лешего родились на предварительно подготовленной почве. Расставляя реперные точки и связывая их маршрутом, в моей голове родилась лучезарная картина проникновения в глубины истории. В качестве не совсем безнадежного варианта рассматривался вариант своротки от Муны в сторону Канозеро, к нему угадывалась самая короткая тропа.
Посередине озера находится остров с петроглифами гораздо более информативными, чем беломорские, но доплыть до него трудно – расстояние в полкилометра от берега. Ясно, что нам, как знатокам, провести исследования этого таинственного места было крайне необходимо. Именно здесь кроется ступенька к раскрытию тайн образования цивилизаций – петроглифы следует рассматривать как следы Гиперборейской прародины человечества, прототипом одной из слагаемых ветвей (его северного направления) повлиявших на создание славянского этноса на земле.
Вариант был, но реализовать его в ходе нашей экспедиции не сложилось. Во-первых, дорога, как мы поняли в дальнейшем, в основном пешеходная, во-вторых плыть одному на остров жутковато, нужны подручные средства или такие же увлеченные историей возникновения цивилизации сотоварищи-пловцы. Ничего этого у меня не было – только желание.
Вот воспользовавшись этим интересом Леший и закрутил нас совсем – погнал в противоположную от людей сторону - строго на северо-запад к Канозеру. Час упорно едем, подспудно сознавая неправильность выбора, а он проклятый все тащит и тащит вперед, не давая возможности остановиться и как бы указывает направление шинами квадроцикла. Через полтора часа издевательств завел, собака, и здесь в третий тупик, навеселился. Тут собрался я силушкой и разумом, да и шуганул нечистого крестным знамением. Сразу отступил. Дал возможность развернуться и поехать назад. Солнце уже на исходе, опять страшный брод мимо колдовского перекрестка, я и его крестным знамением осенил. Только после этого мы сбросили пелену наваждения. Открылся нам светлый и однозначно правильный путь. Выехали на край села, куда прибыли изначально и обнаружили дорогу, свернувшую по его огородам. А на том пути совсем место сатанинское на развалинах бывшей кузни - такие композиции по столбам и деревьям развесили, что экспозиция центра им. Андрея Сахарова в исполнении Марата Гельмана в подметки не годится – сплошная жуть из фильмов ужасов и сейчас, как вспомню, мурашки по телу. Я и это сатанинское отродье крестным знамением пометил. Чуток отпустило, но только касательно выбора направления – дорога пошла строго по карте и компасу, но зато по состоянию дорожного полотна начался сплошной беспрерывный триал. Вся превратилась в сплошное ухабно -болотистое месиво. Слава богу, две недели не было дождей, иначе засели бы в трясине по крышу.
https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110823OktuybrskiuMena?authuser=0&authkey=Gv1sRgCLDXuc30o5CGUw&feat=directlink

24 - 00 Восточное Мунозеро +20км от Муны
от Инты 50 км
Ночевка - палатка на берегу Мунозера в поселке Восточное Мунозеро

24 августа –– поселок Восточное Мунозеро 12-00 – Умба 17-30 – Варзуга 19-00
∑ общ = 3351 км
∑ день =201 км
Намотавшись за предыдущий день, утро провели в расслабухе, лицезрев разор поселка. Нас, как знатоков сельской архитектуры, привлекли виды местных домов. В деревне жилых два летних дачных дома, в центре живет Николай. Особый интерес представляет остов кирпичной кладки от сожженной недоброжелателями избы хозяина, камина!!! и трубы от него. Известно, что в отличие от русской печки камин неприспособлен для обогрева помещения – так, воздух подсушить в помещении, не более. И вот в суровом краю лесорубов и охотников на центральной улице выситься прямо нацеленная в небо каминная труба. Без дымоходного изгиба, без дымоходного лабиринта – очень в пожароопасном состоянии. Но стоит крепко – кладка, аж муфельным кирпичом обрамляли, на века строил мастер.
Дорога пошла поприличней, мимо заброшенных сплавских поселков через непрерывные протоки. Стали попадаться места, обозначенные как охотничьи угодья.
На одном перекрестке появился километровый столб, смотрящий в на сквер с цифрой 120км. К чему бы это? Проскочили насквозь Умбу по приличному грейдеру. В районе 19-00 прибыли в Варзугу.
Село знаменито тем, что это место нереста семги - рыбы, одаривающей нас красной икрой. Дальше за ним кончаются все дороги. Можно сказать транспортный тупик. Но поселения вдоль берега имеются, но как туда добираются люди? Наверно вертолетом или по морю.
Село очень красиво расположено. В этом месте река упирается в высокий правый берег, заворачивает под 90 градусов, открывая долину. Здесь стоит чудо плотницкого искусства – деревянная шатровая Успенская церковь, рядом Афанасьевская. В комплексе есть старая Никольская колокольня 1879 г., на которую хорошо залезть и обозреть округу. Обязанности звонаря выполняет богобоязненная женщина, имевшая сложные житейские взаимоотношения с бывшим председателем здешнего рыболовецкого завода, трагически погибшим в прошлом году, почти сразу, как восстановил церковный комплекс. Матушка тогда возложила на себя епитимью звонаря при абсолютном отсутствии музыкального слуха. А как потребовалась замена звонарю, она взошла на перекрытия и бог даровал чувство ритма – льется снова колокольный звон по реке, но многие его не слышат, но об этом дальше. Проехались по селу до порогов, через которые прыгает семга, идя на нерест, поискали глазами колодец, спросили, где можно набрать питьевой водицы путникам, были приняты за городских придурков, которым и предложили набрать воды из реки, как делают все простые селяне, но об этом дальше.
С целью выбрать лучшую точку для встречи утренней зари мы вернулись по дороге назад, проехали по направлению к вышке и разбили палаточный городок у забора учебного комплекса на самой высокой точке, но об этом позже.
Ночлег в палатке на крутом правом берегу


25 августа – Варзуга, Кузомень точка возврата 3379км 18-45
∑ общ = 3421 км
∑ день =70 км
Утро солнце

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110824Varzyga?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJ7Ig_6a9-WEpQE&feat=directlink

Если вам повезет руководствоваться в своей поездке данными советами, то считайте, что кроме всех ранее достигнутых целей вы сумели осуществить и свою красивейшую мечту. Взобравшись на автобочку с фотоаппаратом, вы сумеете увидеть рождение дня - солнце, растолкав волны океана, выплывает чистое и свежее из его вод. Восход подарит вам игру света на макушках деревьев бескрайней тайги и наполнит своими лучами глубины реки с серебристой семгой. Запечатлеется широким ореолом на фоне крестов церковного комплекса.
Нам, как знатокам, было интересно узнать, за счет чего или кого зиждется идея сосуществования людей в этой крайней глуши.
Настоящие сподвижники в деле удержания людей в этих краях - местные учителя. Как описывалось выше, спали мы под забором школьно-детсадовского комплекса, поэтому само собой сначала разговорились со сторожем, попросившим в этот ранний утренний миг поправить здоровье, а затем пообщались с сельскими учителями. Сейчас в Варзуге всего 74 ребенка. Интерес у ребят к учебе огромный, стараются всех направить с хорошими знаниями в интернат для старших классов в Умбу. А поселили учителей почему-то за школой на отшибе села, до которого и добраться трудно, особенно в непогоду.
Действительно, деревенские ребята очень доброжелательны, воспитаны, отзывались на просьбу показать дорогу к Поклонному кресту. Стоит он на противоположной Никольской стороне реки, берут за переезд двадцатник, выйди на берег махни рукой и вот оно - речное такси - плывет.
Сходили посмотрели на Крест.
Весь исторический комплекс вызывает двоякое чувство. По странному стечению исторического момента все заточено на предметы культа, совершенно не вписывающиеся в канву повседневной жизни селян.
Всем известно, что современные церковники, продвигая свой продукт, не брезгуют никакими средствами, в данном конкретном месте на восстановление храма отстегнул из общака сам Чубайс (фото и документы). Естественно, у поморов это вызвало законное отторжение – они перестали в церковь ходить. В Варзуге очень интересно наблюдать за грамотной маркетинговой политикой духовных по окормлению паствы.
Про крест: он воздвигнут по поводу печального события в далеком 1419 г. Поселок поморов подвергся истреблению бродячими бандитами из тогда уже цивилизованной Европы - варягами. В те далекие времена в сих суровых краях не предвиделось монашеских подвижников, люди жили в свое удовольствие без рабской крепостной зависимости от монастырей. Но на «Золотой крест» Варзуги деньги выделили именно церковникам, а не отделу культуры, и дальше те в своей манере сразу сочинили эпитафию, что погибли здесь непонятно откуда взявшийся монахи да и остальные за веру. Тенденцию приходится лицезреть печальную, на всей российской земле, отобрав средства на восстановления исторических памятников у реставраторов, их освоение дали священнослужителям, а те быстро каждому роднику приделали прозвище святой и наладили бойкую коммерцию.
Походя дотронулись до сокровенных ценностей церкви Святителя Николая Чудотворца. При нас ее первый день начали раскатывать с нашим участием по бревнышку, смотрели и трогали руками перерубы, стоящие аж с 1705 г. (самое старое здание на Кольском).
Рядом древняя деревянная Петропавловская церковь 1864 г.
Конечно слабо верующие и много думающие могут сказать, что этот труд можно было направить и на создание школы в селе, но это занятие, как правило не сильно заботило церковников и поэтому передовые люди села сами предпринимали усилия по ее организации. А история народного просветительства такова:
Возвращаясь назад от Креста мы, в соответствии с ранней договоренностью, заглянули в гости к Заборщикову Петру Прокопьевичу - красный дом, как идти к кресту, в его сокровищницу музей - «Центр по сохранению поморского культурного наследия» – который расположился в отвоеванной у колхоза здании бывшей школы. Дом подарил для школы местный крестьянин еще сто лет назад, до революции, построил на свои деньги, потом переехал из него в Кузомень. Так и росли в нем крепкие духом воргузане. Здесь сразу видно сосредоточение молодежи – все тянутся к истокам, дверь не закрывается.
Естественно, ведь на голом энтузиазме человек по крупицам собрал знания о героических боевых и трудовых традициях Родины. Здесь молодежь впитывает новые устремления, видя как предки с примитивными орудиями быта и труда сумели противостоять суровой северной природе, и почему они должны стоять на коленях и лбом выдалбливать себе благодать, а кто-то то ли даст, то ли в очередь поставит, а потом еще и все перепутает при распределении божественных даров: вору даст достаток, а труженику нищенскую пенсию. Молодежь все видит и уходит от такого понимания православной веры.
Экосистема реки Варзуга представляет собой, как и все в природе, очень отлаженный механизм. В реке живут раковины жемчужницы, которая размножается и развивается только в жабрах семги. Когда они попадают на дно, то сами начинают фильтровать проточную воду до степени ее пригодности для нереста, в ней их «няньки» семги – так рождается взаимосвязь, которую невозможно нигде создать искусственно.
Выше приведены данные, почерпнутые из общения с Петром Прокопьевичем.
После села решили заглянуть на крайний край цивилизации - поехали в устье реки, где она впадает в Белое море – поселок Кузомень. Здесь находится очередное чудо природы - Песчаные дюны заполярья. Ощущение такое, что вы где-то на Балтийском взморье, природа один в один. Протяженность холмов километров семь.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110825Kyzomen?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJTY1NKt5b3XaA&feat=directlink

Через Варзугу действует переправа – масса народу двигается дальше к горловине Белого моря, удивительное создание человек – все дальше и дальше. Только вот дорог там больше нет даже по отмели моря. И автомобильная переправа только по льду.
Купаться в Белом море намного интереснее, чем в Черном. На пляже народу нет и выглядит оно слегка охлажденным. Затем и приехали.
Дальше мы отправились искать полудрагоценные камни у мыса Кораблик. Проехав от перекрестка по трассе, сворачиваем к берегу в сторону Рыболовецких изб, едем вдоль берега в сторону Оленица, в прямой видимости маяка в десяти метрах от берега торчит зуб из полудрагоценных камней. Сами они везде разбросаны под ногами. Затарились под завязку, отужинали и под шум волны задремали.

https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110826MusKorablik?authuser=0&authkey=Gv1sRgCIzogOe7p8TFWA&feat=directlink

Ночевка - палатка на берегу Белого моря .


26 августа мыс Кораблик – Трасса Кола – Спасская Губа дачное село около Петрозаводска
∑общ =4327 км
∑ день =905 км

12=30 выезд мыс Кораблик
13-40 Умба
16-00 трасса Кола у северной своротки через Кандалакшу и Полярные зори, интересно было посмотреть жизнь энергетиков, наполняющих энергией жизни этот суровый край. Часовая стоянка около Полярного круга из-за взрывных работ на трассе.
02-00 27 августа Спасская Губа, дачное место возле Петрозаводска.


27 августа – 28 августа домой трассы Кола + Балтия.
∑ общ =5382 км
∑ день =1055 км
11-00 выезд
По дороге заехали поправить расшатанное дорогой здоровье в Марциальные воды, еле отпились.

[ur]https://picasaweb.google.com/102443365845520821483/110827MarchipalnuyeVoduy?authuser=0&authkey=Gv1sRgCJXX3OD-styL1gE&feat=directlink[/url]


Старая Ладога 334
трасс Балтия 443
Москва 1055

Резюме:
Велика, величава и прекрасна страна наша, но и у нее есть край, а токмо разора много на просторах ея, а живет по ней добродушный народ везде и недоволен зело он жизнью своей, потому и ищет во все времена и по всем весям сказочную ту страну Беловодье. Вот и мы подошли этим путешествием к ее краю.
Всем спасибо за помощь в поездке, принимающим людям за кров и интересные сказания и былины.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru