Откуда: Власово Когда: 06/2011
По маршруту: Александров, Юрьев-Польский, Суздаль, Кидекша
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: galinam
Проехали по маршруту:
Власово - Краснозаводск - Александров - Кольчугино - Юрьев-Польский – Суздаль – Кидекша – Юрьев-Польский - Кольчугино - Александров - Пересвет - Власово.
18 июня 2011 г. 510 км.
Все фотографии: http://wm.home23.pp.ru/mom/gallery/
Отзывы, вопросы, комментарии: prgp@mail.ru
Часть 1. Белокаменное зодчество. Юрьев-Польский. Георгиевский собор.
На Троицу мы погуляли по владимирской земле, а через неделю снова отправились во Владимирскую область, где сохранились удивительной красоты храмы белокаменного зодчества домонгольского периода.
Навестив по пути Александровскую слободу,
вскоре приехали в Юрьев-Польский. В прошлом это столица удельного княжества. Основал город князь Юрий Долгорукий в 1152 году.
До сих пор сохранился земляной вал - почти правильное кольцо. За белокаменной стеной - Михайло-Архангельский монастырь.
Но мы поспешили к Георгиевскому собору (1230-1234гг.), так поразившему нас в первый приезд.
Собор построен князем Святославом Всеволодовичем незадолго до нашествия татар на Русь. Это последнее творение мастеров Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества, создавших такие прославленные сооружения, как церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.
Когда-то резьба покрывала Георгиевский собор сверху донизу сплошным белокаменным ковром.
Сложные сюжетные композиции вплетались в декоративный узор, образуя цельную скульптурную систему, которая несла идею божественного покровительства Владимиро-Суздальской земле и ее князьям.
Главный соборный фасад - северный - выходил на городскую площадь. Над входом в собор помещено резное изображение святого Георгия.
Фигура св. Георгия необычайно торжественна - он изображен в патрицианской одежде и воинских доспехах, с копьем и щитом, на котором хищно изогнулся барс - эмблема владимирской династии; мы видели уже эту эмблему в числе рельефов Покрова на Нерли. Это один из лучших в техническом и художественном отношении рельефов.
В колончатом поясе северного фасада находятся фигуры святых-воинов Дмитрия Солунского, Георгия и двух Федоров - Тирона и Стратилата.
Наряду с деисусным чином, в пояс включены князья владимирской династии: Юрий Долгорукий, его сын Всеволод III, внук Ярослава Федор Всеволодович.
Светские политические тенденции были обличены в религиозную оболочку: созданной скульптурной галереей владимирских «самовластцев» подчеркивалась мысль о богоизбранности владимирской династии.
Поражает разнообразие мотивов резьбы Георгиевского собора. Многие сюжеты здесь копированы с орнаментов тканей, блюд и иных предметов, хранившихся в княжеской казне.
Здесь есть даже изображение слона,
а еще множество долговых расписок.
В верхней части здания изображения были нанесены на отдельные камни и вставлены в стену при постройке здания. В нижней части ковровый орнамент высекался по законченной кладке стены по предварительно прочерченному рисунку и требовал безупречной точности работы. Изображения животных и чудищ не были изолированными, как в Дмитриевском соборе, а включались во многофигурные композиции: сцены священного писания развертывались как бы в сказочном саду, населенном созерцавшими их причудливыми тварями. Сторожевые львы здесь с добродушными кошачьими мордами мирно лежат, скрестив лапы.
Кентавры, появившиеся еще в составе рельефов Дмитриевского собора, «в Юрьеве получают вместо конского звериное тело: их торсы одеваются в русские кафтаны, а на головах появляются сказочные венцы.
Это «одевание» обнажённых торсов мифических кентавров напоминает историю статуй Спасской башни Московского кремля, для которых, по распоряжению царя, в 1624 г. были сшиты специальные однорядки, чтобы прикрыть их недозволенную наготу. Ещё в ХVII в. статуарные изображения назывались «болванами», т.е. идолами, и напоминали о язычестве». (Н. Воронин). В Георгиевском соборе сильно сказываются традиции деревянной резьбы. Н. Воронин обращает внимание на то, что резьба Георгиевского собора гораздо органичнее связывается со стеной, как бы срастаясь с ней, нежели, например, в Дмитриевском соборе. «Если в последнем рельефы до известной степени оправдывают свое простонародное название «прилепов», то... «в Георгиевском соборе горельефные изображения прочно оплетены орнаментом, связывающим их между собой и плотнее соединяющим со стеной... Этот сплошной резной убор Георгиевского собора превращает его как бы в огромный резной ларец, где вся поверхность « измечтана всею хитростью» декоративной фантазии ювелира».
В 1465г. своды собора и часть стен обрушились. Восстановлением собора в 1471 г. занимается известный зодчий Василий Ермолин. Полностью восстановить скульптурное убранство собора Ермолин не сумел и использовал многочисленные резные камни, составляя композиции по своему разумению. В результате получился «каменный ребус», который пытались расшифровать многие ученые: К.К. Романов, Д.В. Айпалов, Н.Н. Воронин, А.В. Столетов. Реконструировать некоторые скульптурные композиции удалось Г.К. Вагнеру: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского». Подробнее можно прочитать об этом в его книге «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси». В соборе хранится собранная по окрестным домам коллекция резных камней.
Верующие приезжают сюда поклониться Животворящему кресту. «Распятие с предстоящими» (так называемый «Святославов крест») было когда-то композицией северного фасада, а теперь хранится внутри собора.
По канону Православной церкви скульптура воспринимается как языческое идолище, поэтому традиция украшать узорчатой резьбой храмы не получит продолжения в последующие столетия, а жаль.
Посмотрите, до чего красиво:
Перед тем, как отправиться в Суздаль, мы посетили и Михайло-Архангельский монастырь, на территории которого расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
Монастырь возник в ХIII веке, но от древних построек ничего не сохранилось. Все ныне существующие постройки сооружены в ХVII – ХVIII веках: Богословская надвратная церковь, 1654-1670 г., пятиглавый Михайло-Архангельский собор, 1729 г., Знаменская трапезная церковь, 1625 г., колокольня, 1683 г.. Сюда же перенесена деревянная Георгиевская церковь, построенная топором без единого гвоздя.
В Михайло-Архангельском соборе, богато убранном, шла служба.
Посмотрите, какие паникадила XVI века можно там увидеть!
Постояв на крепостном валу, мы поехали в Суздаль.
Часть 2. Белокаменное зодчество. Суздаль. Кидекша.
В Суздале сконцентрировано более двухсот памятников архитектуры, истории и культуры X-XX вв., но нас интересовал самый древний из сохранившихся храмов – Рождественский собор XIII века, поэтому мы сразу отправились на территорию кремля, где он находится.
Кремль был основан в XI-XII веках. Здесь размещались двор князя и двор епископа. До наших дней дошли только земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором.
Сейчас здесь располагается Владимирско-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник.
Собор Рождества Богородицы (XIII-XVI вв.) выстроен на месте собора времени Владимира Мономаха,
сложен из пористого известняка; в 1222 году фасады собора украшены скульптурными женскими масками, а порталы и аркатурно-колончатый пояс – растительным орнаментом.
В соборе сохранились древние двустворчатые двери – «златые врата» XIII века.
(Фотография не наша.)
Мы посмотрели их в Москве, в ЦДХ, на выставке «Святая Русь». http://www.svyatayarus.ru/multimedia_books/index.php
Из Суздаля мы поехали в село Кидекша,
где на высоком берегу реки Нерль более восьми веков назад князь Юрий Долгорукий велел построить себе дворец с белокаменным храмом в честь своих предков – Бориса и Глеба, ставших первыми русскими святыми. Когда-то это место было обнесено земляным и валами; от них сохранились лишь отдельные участки, а от всего ансамбля уцелел лишь собор, сооруженный в 1152 году.
Одноглавый храм в селе Кидекша суров и прост по внешнему облику. Он неоднократно перестраивался, но все же сохранил строгий облик прототипа каменных храмов Северо-Восточной Руси. В селе Кидекша много деревянных, богато украшенных резьбой домов.
Мы познакомились с шестью наиболее интересными памятниками Владимирско-Суздальской школы зодчества. Перед нашими глазами прошли лучшие произведения владимирских мастеров от древнейшей постройки – церкви в Кидекше до их последнего творения – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Мы видели, как от памятника к памятнику неуклонно нарастал интерес к обильной и затейливой украшенности здания: за строгими постройками Юрия Долгорукого следовало изящное убранство Покрова на Нерли, а за ним Дмитриевский собор с его пышным резным убором и, наконец, многосложная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Памятники разделяет промежуток времени менее столетия. Но какой стремительный путь прошло за столь короткий срок это искусство, каждый шаг которого отмечен ценностями мирового значения.
Суздальский калейдоскоп:
Антипиевская церковь. 1745 г.
Лазаревская церковь. 1667г.
Церковь Воскресения на торгу или Воскресенская церковь — летняя церковь на главной городской площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1720 году.
Александровский монастырь — расположен на левом берегу реки Каменка в Суздале, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.
Петропавловская церковь (1694г.) была построена в Никольской слободе Покровского монастыря, почти у самых стен последнего и по монастырскому же заказу.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.
Вот и все. Домой.
Власово - Краснозаводск - Александров - Кольчугино - Юрьев-Польский – Суздаль – Кидекша – Юрьев-Польский - Кольчугино - Александров - Пересвет - Власово.
18 июня 2011 г. 510 км.
Все фотографии: http://wm.home23.pp.ru/mom/gallery/
Отзывы, вопросы, комментарии: prgp@mail.ru
Часть 1. Белокаменное зодчество. Юрьев-Польский. Георгиевский собор.
На Троицу мы погуляли по владимирской земле, а через неделю снова отправились во Владимирскую область, где сохранились удивительной красоты храмы белокаменного зодчества домонгольского периода.
Навестив по пути Александровскую слободу,
вскоре приехали в Юрьев-Польский. В прошлом это столица удельного княжества. Основал город князь Юрий Долгорукий в 1152 году.
До сих пор сохранился земляной вал - почти правильное кольцо. За белокаменной стеной - Михайло-Архангельский монастырь.
Но мы поспешили к Георгиевскому собору (1230-1234гг.), так поразившему нас в первый приезд.
Собор построен князем Святославом Всеволодовичем незадолго до нашествия татар на Русь. Это последнее творение мастеров Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества, создавших такие прославленные сооружения, как церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.
Когда-то резьба покрывала Георгиевский собор сверху донизу сплошным белокаменным ковром.
Сложные сюжетные композиции вплетались в декоративный узор, образуя цельную скульптурную систему, которая несла идею божественного покровительства Владимиро-Суздальской земле и ее князьям.
Главный соборный фасад - северный - выходил на городскую площадь. Над входом в собор помещено резное изображение святого Георгия.
Фигура св. Георгия необычайно торжественна - он изображен в патрицианской одежде и воинских доспехах, с копьем и щитом, на котором хищно изогнулся барс - эмблема владимирской династии; мы видели уже эту эмблему в числе рельефов Покрова на Нерли. Это один из лучших в техническом и художественном отношении рельефов.
В колончатом поясе северного фасада находятся фигуры святых-воинов Дмитрия Солунского, Георгия и двух Федоров - Тирона и Стратилата.
Наряду с деисусным чином, в пояс включены князья владимирской династии: Юрий Долгорукий, его сын Всеволод III, внук Ярослава Федор Всеволодович.
Светские политические тенденции были обличены в религиозную оболочку: созданной скульптурной галереей владимирских «самовластцев» подчеркивалась мысль о богоизбранности владимирской династии.
Поражает разнообразие мотивов резьбы Георгиевского собора. Многие сюжеты здесь копированы с орнаментов тканей, блюд и иных предметов, хранившихся в княжеской казне.
Здесь есть даже изображение слона,
а еще множество долговых расписок.
В верхней части здания изображения были нанесены на отдельные камни и вставлены в стену при постройке здания. В нижней части ковровый орнамент высекался по законченной кладке стены по предварительно прочерченному рисунку и требовал безупречной точности работы. Изображения животных и чудищ не были изолированными, как в Дмитриевском соборе, а включались во многофигурные композиции: сцены священного писания развертывались как бы в сказочном саду, населенном созерцавшими их причудливыми тварями. Сторожевые львы здесь с добродушными кошачьими мордами мирно лежат, скрестив лапы.
Кентавры, появившиеся еще в составе рельефов Дмитриевского собора, «в Юрьеве получают вместо конского звериное тело: их торсы одеваются в русские кафтаны, а на головах появляются сказочные венцы.
Это «одевание» обнажённых торсов мифических кентавров напоминает историю статуй Спасской башни Московского кремля, для которых, по распоряжению царя, в 1624 г. были сшиты специальные однорядки, чтобы прикрыть их недозволенную наготу. Ещё в ХVII в. статуарные изображения назывались «болванами», т.е. идолами, и напоминали о язычестве». (Н. Воронин). В Георгиевском соборе сильно сказываются традиции деревянной резьбы. Н. Воронин обращает внимание на то, что резьба Георгиевского собора гораздо органичнее связывается со стеной, как бы срастаясь с ней, нежели, например, в Дмитриевском соборе. «Если в последнем рельефы до известной степени оправдывают свое простонародное название «прилепов», то... «в Георгиевском соборе горельефные изображения прочно оплетены орнаментом, связывающим их между собой и плотнее соединяющим со стеной... Этот сплошной резной убор Георгиевского собора превращает его как бы в огромный резной ларец, где вся поверхность « измечтана всею хитростью» декоративной фантазии ювелира».
В 1465г. своды собора и часть стен обрушились. Восстановлением собора в 1471 г. занимается известный зодчий Василий Ермолин. Полностью восстановить скульптурное убранство собора Ермолин не сумел и использовал многочисленные резные камни, составляя композиции по своему разумению. В результате получился «каменный ребус», который пытались расшифровать многие ученые: К.К. Романов, Д.В. Айпалов, Н.Н. Воронин, А.В. Столетов. Реконструировать некоторые скульптурные композиции удалось Г.К. Вагнеру: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского». Подробнее можно прочитать об этом в его книге «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси». В соборе хранится собранная по окрестным домам коллекция резных камней.
Верующие приезжают сюда поклониться Животворящему кресту. «Распятие с предстоящими» (так называемый «Святославов крест») было когда-то композицией северного фасада, а теперь хранится внутри собора.
По канону Православной церкви скульптура воспринимается как языческое идолище, поэтому традиция украшать узорчатой резьбой храмы не получит продолжения в последующие столетия, а жаль.
Посмотрите, до чего красиво:
Перед тем, как отправиться в Суздаль, мы посетили и Михайло-Архангельский монастырь, на территории которого расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
Монастырь возник в ХIII веке, но от древних построек ничего не сохранилось. Все ныне существующие постройки сооружены в ХVII – ХVIII веках: Богословская надвратная церковь, 1654-1670 г., пятиглавый Михайло-Архангельский собор, 1729 г., Знаменская трапезная церковь, 1625 г., колокольня, 1683 г.. Сюда же перенесена деревянная Георгиевская церковь, построенная топором без единого гвоздя.
В Михайло-Архангельском соборе, богато убранном, шла служба.
Посмотрите, какие паникадила XVI века можно там увидеть!
Постояв на крепостном валу, мы поехали в Суздаль.
Часть 2. Белокаменное зодчество. Суздаль. Кидекша.
В Суздале сконцентрировано более двухсот памятников архитектуры, истории и культуры X-XX вв., но нас интересовал самый древний из сохранившихся храмов – Рождественский собор XIII века, поэтому мы сразу отправились на территорию кремля, где он находится.
Кремль был основан в XI-XII веках. Здесь размещались двор князя и двор епископа. До наших дней дошли только земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором.
Сейчас здесь располагается Владимирско-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник.
Собор Рождества Богородицы (XIII-XVI вв.) выстроен на месте собора времени Владимира Мономаха,
сложен из пористого известняка; в 1222 году фасады собора украшены скульптурными женскими масками, а порталы и аркатурно-колончатый пояс – растительным орнаментом.
В соборе сохранились древние двустворчатые двери – «златые врата» XIII века.
(Фотография не наша.)
Мы посмотрели их в Москве, в ЦДХ, на выставке «Святая Русь». http://www.svyatayarus.ru/multimedia_books/index.php
Из Суздаля мы поехали в село Кидекша,
где на высоком берегу реки Нерль более восьми веков назад князь Юрий Долгорукий велел построить себе дворец с белокаменным храмом в честь своих предков – Бориса и Глеба, ставших первыми русскими святыми. Когда-то это место было обнесено земляным и валами; от них сохранились лишь отдельные участки, а от всего ансамбля уцелел лишь собор, сооруженный в 1152 году.
Одноглавый храм в селе Кидекша суров и прост по внешнему облику. Он неоднократно перестраивался, но все же сохранил строгий облик прототипа каменных храмов Северо-Восточной Руси. В селе Кидекша много деревянных, богато украшенных резьбой домов.
Мы познакомились с шестью наиболее интересными памятниками Владимирско-Суздальской школы зодчества. Перед нашими глазами прошли лучшие произведения владимирских мастеров от древнейшей постройки – церкви в Кидекше до их последнего творения – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Мы видели, как от памятника к памятнику неуклонно нарастал интерес к обильной и затейливой украшенности здания: за строгими постройками Юрия Долгорукого следовало изящное убранство Покрова на Нерли, а за ним Дмитриевский собор с его пышным резным убором и, наконец, многосложная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Памятники разделяет промежуток времени менее столетия. Но какой стремительный путь прошло за столь короткий срок это искусство, каждый шаг которого отмечен ценностями мирового значения.
Суздальский калейдоскоп:
Антипиевская церковь. 1745 г.
Лазаревская церковь. 1667г.
Церковь Воскресения на торгу или Воскресенская церковь — летняя церковь на главной городской площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1720 году.
Александровский монастырь — расположен на левом берегу реки Каменка в Суздале, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.
Петропавловская церковь (1694г.) была построена в Никольской слободе Покровского монастыря, почти у самых стен последнего и по монастырскому же заказу.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.
Вот и все. Домой.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.