Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Орёл, Москва Когда: 05/2012

По маршруту: Дмитровск-Орловский, Белый Колодезь, Яковка, Ливны, Красная Заря, Новосиль, Голунь, Моховое, Судбищи

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Идея этой поездки родилась неожиданно, как необходимость совместить приятное с полезным. Приурочив командировку к концу недели, удалось выкроить пару дней на изучение орловского края. Это не первая наша поездка по Орловщине, все наиболее известное мы успели охватить ранее, задача была - открыть пытливому путешественнику новые цели. Мне кажется, что этот отчет мог быть полезен среди прочего и жителям города Орла - как вариант поездки выходного дня.

Не буду уделять много внимания дороге от Москвы до Орла. В мае 2012 года в конце рабочего дня мы потратили примерно одинаковое время на "добраться от центра до МКАДа" и "от МКАДа до Орла". В качестве стоянки человека была выбрана гостиница "Ретро-тур". Выбором мы остались довольны.

Итак, день первый. Суббота.

С утра пораньше был взят старт на Дмитровск-Орловский, где мы собирались посмотреть усадьбу Кантемиров и церковь Дмитрия Солунского. Дальнейшие планы были неопределенные, не было времени как следует подготовиться к поездке. Однако, точки закаченные с сайта в навигатор выстраивались в заманчивую восьмерку с центром в Орле общей протяженность километров на 400-500. Оптимально для поездки выходного дня (для нас).

Ничто не предвещало проблем, и мы позволили себе немного попривередничать в выборе заправки. За что и были наказаны. Как только мы решили, что пора заправляться на любой "брендованной", так они тут же закончились. Навигатор показывал наличие заправки, даже двух, в самом Дмитровске-Орловске. Увы, это был первый случай с нами за последнее время в средней полосе - на заправке не оказалось 95. Скрипя сердцем залили 5 литров 92, город осматривали без настроения. Сам городок представляет собой несколько улиц, вытянутых вдоль автодороги, одноэтажный, подкрашенный. На одной из параллелей и находится усадьба Кантемиров. Хорошо сохранившаяся стена с башенками.

Видимо, Дмитрий Кантемир был большой мизантроп или параноик - серьезный забор поставил. Внутри местный парк. В парк не ходили, ограничились кругом почета. Кстати, асфальт уже был не везде.

Ни о какой "восьмерке" речи теперь быть не могло, приняли решение возвращаться в оазис цивилизации. Но, проехать мимо церкви Дмитрия Солунского (начало XVIII), которую практически видно с дороги, мы не смогли. Помешал азарт первоиспытателей. Видно-то ее, видно. Но, как мы скоро поняли, асфальт в орловских деревнях - роскошь. Поэтому радовались сухой погоде и накатанной по полю дороге. Тут мы первый раз повстречались со вторым обычным явление орловских деревень - оврагом, когда из одного конца деревни в другой можно проехать только вкруголя. Долго ли, коротко ли (в действительности, со второго раза и с одним взятым языком) мы доехали до церквушки. Старая, но еще крепкая, прижимистая, сохранившая колорит, она стоила наших усилий.


Обратный путь до Орла проходил в напряженном молчании. При выезде на М2 долили еще 5 литров 95 на заправке с пугающим названием liqui moly (масла знаю, но масла – это не бензин). Хватило, чтобы добраться до Орла и там заправится. В качестве извинений машина получила полный бак 98. Жить стало лучше, жить стало веселее. И мы закрутили колесами по второму лепестку восьмерки.
Путь наш лежал к самой границе Орловской области, к разрушающейся усадьбе Шварцев. Эти Шварцы не родственники писателю Шварцу, но художественным даром тоже не были обделены. Один из братьев – Василий – умер молодым, но успел нарисовать картины, хранящиеся в Третьяковской галереи. Второй – Евгений – не только построил в усадьбе вокзал, но и собирался проложить до него 40 км рельс от ближайшей станции, революция помешала.

Дорога до Колпн ничем не запомнилась - хороший асфальт с не напряженным трафиком. Но затем навигатор повернул нас на Белый Колодезь, и мы вскоре уперлись в грунтовку. Несколько километров вдоль поля, потом сквозь заросший лес. Надежда найти в конце пути город-сад таяла с каждым пройденным метром. Но в итоге мы выехали на оперативный простор, ходили люди, стояли дома, жизнь била ключом. Только не было асфальта. Никто не пялился на нас в изумлении (я бы пялилась), и мы проследовали до конца деревни/поселка до глубокого оврага. Решив, что подвиги не должны быть напрасными, мы смело продолжили движение и на той стороне попали совсем в другой мир. Брошенные деревянные постройки разных форматов - дома, сарайчики, будки. Все заросло. Такое ощущение, что люди ушли отсюда внезапно и бесповоротно. И среди этой пугающей тишины каменные остовы более древние и прекрасные (когда-то). Не углубляясь в лопухо-крапивные заросли прогулялись по бывшей усадьбе, радостные от одного факта, что добрались сюда.


Но, надо было двигаться дальше. Навигатор показывал, что до следующего пункт - Яковки - всего 10 км. Обратно до асфальта было столько же. Местная жительница сообщила, что дорога до Яковки есть, и указала направление - езжайте за почтой. Почтой работал старенький уазик - он быстро исчез в клубах пыли. Мы продолжили движение в гордом одиночестве, порой выбирая одну из нескольких еле уловимых полевых дорог. Все закончилось хорошо, мы добрались до трассы, а затем и до Яковки, не пожалев о принятом решении. Охотников замок стоит прямо на дороге, являя собой прекрасный образец промышленной неоготики – это Вам не усадьба, это – сахарный завод. Усадьба, к сожалению, не сохранилась.



Дорога до Ливн не запомнилась ничем особенным. Сами Ливны встретили улицами с односторонним движением, к которому мы быстро приноровились, перемещаясь по городу квадратно-гнездовым методом. Наконец-то посетили местный краеведческий музей. Обычный, в сущности, районный музей, но не без изюминки. Где еще увидишь модель свиноматки в полную величину и позолоченного вождя всех народов.



После музея направились на звон колоколов в сторону монастыря. Погуляли по прилегающей площади.



Хочу отметить аллею героев. Без формализма подошли местные жители к этому вопросу.


Но, на самом деле, в Ливнах мы хотели посмотреть Адамову мельницу - гигантское сооружение на реке Сосна. Настолько гигантское, что в советское время ее переоборудовали в электростанцию. Дорога к мельнице идет мимо шестисоточного рая жителей Ливн. Видимо, поэтому само сооружение было выбрано местом разгула молодежи.



От Ливн наш путь лежал на Орёл. Но, понятное дело, прямым он не был. Сначала надо было заехать в Красные Зори, поискать (найти) усадьбу Дениса Давыдова. В Интернете про нее написано скупо, но, везде примерно одинаково - "мы молодцы, восстановили усадьбу нашего земляка, мы молодцы..."
Опять, до Красных Зорь добрались без потрясений. Очень быстро нашли памятную доску с барельефом.



Но не это было нашей целью. Доску-то в интернете можно было посмотреть. А нас интриговало следующее заявление официальных сайтов: "В настоящее время возрождена усадьба Д. Давыдова и создан Музей-заповедник."
И опять наш путь лежал по грунтовке. Причем, мы не сразу вышли на верную. Более того, до самого конца мы не были уверены, что доедем. Нас пару раз обгоняло нечто ветхое забытого года, намекая, да, впереди есть жизнь. Потом появилось твердое убеждение, что не зря, не зря наш партизан из этих мест. Затем опасение – нет ли впереди партизан.
В итоге мы доехали до конца дороги. Там нас встретил парк сельскохозяйственной техники в весьма плачевном состоянии, несколько покосившихся домов. И женщина!!! На вопрос – а где же здесь усадьба, который мы уже опасались задавать, она махнула рукой в неопределенном направлении: «Там, но вы не проедете, мост весной унесло. Только вброд можно перейти».
Точно, партизанское место. Разделились – я с детьми осталась сторожить машину, а наш главный фотокорреспондент ушел на поиски с твердым намерением дойти до конца.
Потянулись тягостные минуты ожидания, которые нам пытался скрасить местный мужик Юрка. Колоритнейший и, разумеется, не трезвый, поведал мне разные истории из своей биографии. Не верить ему не было смысла. От забавных происшествиях на службе в горячей точке, где он угнал табун лошадей, до собственных стихов и ушедшей, из-за его пьянки, жены. Но не пить не может, т.к. – как же иначе можно переварить окружающую красоту. Отсюда и стихи, и пьянка. Да, там было красиво, но также и беспросветно, как в любой нашей глубинке – край мира. Затем зашел разговор о Денисе Давыдове и усадьбе. Да, приезжали, камень поставили, траву поручили косить, школу снесли бульдозером. Интересно, сколько денег освоилось по разным карманам? И очень просил меня, мужик Юрка, написать где-нибудь, чтобы восстановили мост, поскольку, нет мочи никакой. И если мост восстановят, обещал бросить пить, а если не сдержу слова – проклянет меня на веки. Надеюсь, аудитория нашего сайта достаточно большая, чтобы со временем информация дошла до контролирующих органов. Иначе, сопьется мужик Юрка, а я буду проклята навеки.
Через час вернулся наш естествоиспытатель и первопроходец. Да, были найдены подтверждения словам Юрки, все так и есть – камень, деревья, все заросло. Зато теперь еще одной фальшью стало меньше на просторах интернета.



Обратно дорога уже не пугала, мы возвращались к цивилизации. От Красных Зорь до Орла через Залегощь. До Залегощи асфальт среднего качества, дорога петляет вокруг железки – несколько ж/д переездов. Но дело было уже сильно к вечеру, много нигде не стояли. От Залегощи – асфальт лучше, дорога прямее. Позвонили, заказали ужин в номер. В 22.00 добрались до номера, где уже нас ждал накрытый стол – спасибо за хороший сервис, поели и спать. Разумеется, если бы не плутания по многочисленным грунтовкам и блуждания в зарослях лопухов и травы, мы бы прошли наш маршрут быстрее.

День второй. Воскресенье.
Подъем, завтрак, в путь.
Дорога на Москву у нас планировалась через Новосиль, Голунь, а дальше – как пойдет.
До Новосиля добраться не составило ни каких проблем. Здесь нас ждало первое приключение – поиски остатков Новосильской ГЭС. Точка в навигаторе была заложена верно, однако, дорог в ту сторону на местности не наблюдалось. Поехали по наитию – через речку, затем первый поворот направо и далее по азимуту – вперед и ближе к речке. Нашли, полюбовались, поехали дальше.

Список наших интересов весьма разнообразен – с другой стороны Новосиля – по щебенке в никуда лежит дорога к Храму – Свято-Духову монастырю. Монастырь действующий, мужской, но сейчас представляет собой одну большую стройку. Через год-два можно приехать посмотреть что получилось.



ГЭС посмотрели, к монастырю съездили, теперь нас ждала усадьба. От Новосиля до н/п Голунь асфальт. Видимо, было он не всегда, т.к. мы застали завершающие этапы работы. Порадовались, что не пришлось ехать по грейдеру. Голунь нас интересовала тем, что здесь сохранились остатки усадьбы князей Голицыных. Действительно, практика показывает, что конные дворы сносили в последнюю очередь. В Голуни там разместили новых коней – железных.


Следующая усадьба на пути – усадьба Шатиловых в Моховом. Здесь работал управляющим немец Франц Маейр – передовой ученый своего времени, сумевший на черноземе вырастить разнообразие хвойных деревьев, чего до него никому не удавалось. Засадил все местные неудобья, облагородил ландшафт, создал питомник. Сам «наше все» - Лев Толстой – закупил у него более 500 саженцев сибирской лиственницы.
Дело Маера, к счастью, не умерло. И по сей день в Моховом работает государственная опытная станция, есть даже музей. К сожалению, в воскресенье он был закрыт.


Времени у нас еще было предостаточно, дороги Орловские радовали, и мы решили сделать небольшой крюк – заехать на место Судбищенской битвы, а затем выйти на М4 (опыт показывал, что по ней прорваться на МКАД в воскресенье вечером проще).
До Судбищ ничто не омрачило наш путь.
Походили по мемориалу (будьте осторожнее – камни), размялись и приготовились к большому безостановочному перегону.



Если бы мы знали…, какой он будет большой. Асфальт закончился через несколько км после Судбищ. Далее – даже не грейдер, будущая дорога отсыпанная крупным щебнем. Видимо, давно уже. Т.к. по бокам хорошо наезженные колеи. Можно записать – дороги нет. Хотя, мы проехали. Но, удовольствия нам это не принесло. Когда выехали на М4 уже не думалось ни о чем, только желание попасть поскорее домой. М4 не подвела. Ближе к дому мы уже спокойнее вспоминали участок дороги от Судбищ до Ефремова, а дома единогласно высказали мнение – что поездка удалась.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru