Россия: города, достопримечательности

Откуда: Липецк, Урал, Липецк Когда: 08/2012

По маршруту: Златоуст, Зюраткуль, Миасс, Курган, Невьянск, Кунгур

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Любое путешествие начинается задолго до его старта. Так и этот тур начался за два года до непосредственного начала путешествия. Планы строились грандиозные! Проехать на велосипеде южную часть Уральских гор. Около 300 км непроходимой Уральской тайги и сполна насладится красотами гор. Изначально планировалось ехать поездом. Но со временем всё трансформировалось в авто-вело тур.
И вот пришёл август 2012 года. С отпуском всё в порядке! Машины загружены…. Стартуем!
В команде старые проверенные походами товарищи. Хотя нет. Всё же не все были проверены походами…. Один товарищ ехал в такое путешествие в первый раз.
Инга Ковешникова
Zyrua – Алексей Зырянов
Мичман – Владимир Воронов
Yurik – Юрий Михайлов

И две машины - наша родная «Калина» и буржуйский «Форд»)))
А ещё четыре велосипеда и прочие вещи….

Время «Ч» четыре утра 11 августа. Старт!

День первый. Дорога…. 11.08.2012

Стартовали рано. Впереди было 1600 км трудной дороги….. Город ещё спал, когда два наших экипажа, проехав по его улицам, вырвались на простор загородного шоссе. Дорога до Тамбова не баловала хорошим асфальтом. Хотя её состояние заметно улучшилось с мая месяца, когда проезжал там в последний раз….
«На дороге туман! Нам мерещится дым….» пел из динамиков Шевчук. Точно подметил, зараза. С рассветом туман встал стеной. Да такой сильный, что видимость упала наверное метров до десяти…. Новая окружная вокруг Тамбова пока радовала отличным асфальтом и мы крадучись продолжали путь на восток нашей страны. Проехали поворот на Лермонтово или до 1917 Тарханы. Где находится дом-музей поэта М.Ю. Лермонтова. Отметил про себя, что надо сюда добраться как нибудь. Всего - то 300 км….
Пенза. Первая заправка после Липецка. Заливаемся до горла и вперёд на поиски места для перекуса. Проезжаем через город. Почему то думалось, что Пенза чисто Русский город. Однако с удивлением увидел мечеть и спешащих на утреннюю молитву мусульманок в праздничных паранджах. По указаниям навигатора проезжаем город и останавливаемся в лесочке на перекус…. Поели, попили и тронулись дальше в направлении одной из главных авто дорог нашей страны трассы М5 «Урал».
И вот она – трасса. Изобилие машин пугает. Втискиваемся в поток и поехали. Дорога пока идёт двух полосная. Видимо не так давно построенная. Асфальт ещё не разбит. Летим! Но не быстро. Доблестные сотрудники ДПС дежурят тут постоянно. Ещё штрафов нам не хватало!
Сызрань… Жигулёвск…. Тольятти….
Переезжаем Волгу по ГЭС. Прекрасные виды на Жигулёвские горы! И отвратительные дороги. Забегая вперёд скажу, что на всём протяжении нашего путешествия, пожалуй, только в Башкирии были приличные дороги. Остальное или плохо или очень плохо. Но что поделать – Россия.
Не далеко от Тольятти остановились заправится вновь. И сразу же увидел первую поломку. Лопнул колёсный диск. «Ох бяда, бяда – разочарование!» Поставил запаску…. Покатили дальше.
В первый день планировали доехать до Уфы. Пока катим…. По сторонам глазеем…. Вдоль дороги начали появляться нефтяные скважины. Стоит такой насосик одинокий и качает себе потихоньку чёрное золото. Хотя порой даже и не одинокий. Даже и группками попадались…. На въезде в Башкортостан замечаем несколько ветряков. Ветро-электро генераторов. Правда не крутятся они… Может сломаны? Не знаю… А под ними на холме надпись «440 лет с Россией». Прям порадовало)))

Ехали, ехали…. До Уфы так и не доехали. Остановились на ночёвку. На спидометре около 1000 км пробега. Нормально! Поставили палатки…. Поужинали и спать… Завтра снова в путь….



Zyrua

Хотелось бы остановиться поподробнее на дорогах. И потому что они заняли большую часть нашего времени в путешествии (в среднем более 400 км в день...) и потому что это важно мне как заядлому автомобилисту.
Да, качество дорог в целом хуже наших магистральных дорог и сравнимо с нашими второстепенными. Качество дорог в Пензенской, Челябинской, Свердловской и Пермской областях надо признать приемлемым (в Пензе много ремонта и только что отремонтированных дорог). В Башкирии (пересекли ее не только по М5 но и с севера на юг) дороги прекрасны и напомнили мне идеальную Белоруссию по которой прокатился месяц назад. А вот в Курганской и особенно в Самарской области дороги отвратительные. В Самаре умудрились довести до плачевного состояния даже четырехполосную магистраль между Тольятти и Самарой - огромные колеи и просто гигантские ямы, в одной из которых по видимому Юрик и добил свой легкоспланый диск. Тем более непонятно такое качество дорог если впомнить что Самара - один из самых богатых регионов России. Немного отвлекаясь от темы - и в самом миллионном городе такое же безобразие – зимой(2012г) я был там в командировке.
Еще один минус Самаре - хамские водители. Никто настолько не игнорировал сплошную разметку и просто элементарные меры безопасности как автомобили с 63 (и 163) номерами. Но в целом водят в тех краях аккуратнее. Скорость конечно превышают везде, но вот случаи обгона через сплошную - намного реже чем в наших краях. Видимо холмистый и горный характер местности дисциплинирует - обгонять в намного сложнее и степень риска намного выше.
Магистральная М5 Москва - Челябинск по которой мы и ехали от Пензы - очень загружена фурами и практически везде по одной полосе в каждом направлении. Ехать по ней комфортно только ранним утром, пока все спят. Все усугубляется еще и профилем - либо сильно холмистым (не чета нашим холмам) либо горным на Южном Урале. Фуры собирают за собой многокилометровые пробки, в которых можно тащиться 40-60 км/ч не один час. Спасение - только мощный мотор, позволяющий совершать быстрые обгоны.

День второй. 12.08.2012

Спали не плохо. Но из за каких то ползающих насекомых создавалась иллюзия того, что рядом кто то бродит…. Встали, позавтракали, собрались и покатили…. Дорога встретила, как и накануне, туманом. Туман и фуры…. Ощущения не из приятных. Особенно когда в салонном зеркале заднего вида видишь всего одну надпись «MAN»…. За несколько километров до Уфы дорога неожиданно превратилась в отличное многорядное шоссе…. Летим!
Решили заехать в город закупить продуктов на пару дней. Заехали. Поглазели на город из окна машины…. На реку Белую…. Вспомнили Шевчука. Куда же без него? «… Всем миром правит добрая, хорошая, чуть вздорная, но мне уже не страшная - Белая река!»
Закупились продуктами и вперёд на Урал.
Профиль дороги заметно изменился. Потянулись длинные подъёмы и спуски….
Ещё несколько десятков километров и вот он Урал! Показались каменные вершины и начали переезжать реки текущие в широких каньонах. Под Юрюзанью постояли в пробке…. Вспомнили про холодильники отсюда. Вот делают их сейчас интересно?.... «Девятка» сзади, два раза чуть не разбила мне бампер…. В общем то обычная дорожная жизнь….
Наконец добрались до поворота на Зюраткуль. Середина дня…. На спидометре 1600 км. Первый раз так далеко. Но пока это не чувствуется.
Посёлок Магнитский – пропускной пункт в нац. парк. Покупаем билеты. Охранник живо интерисуется зачем мы сюда и куда поедем. Поболтал с ним. Раскинули карты….. Поговорили про дороги. Рассказал он нам где можно встать и оставить машины. Оказалось, что у какого то Иваныча. Вообще удивительно у них там на Урале. Иванычи да Фёдоровичи…. Или Семёнычи…. Даже магазины так называют « У Семёныча»…. В общем все уральские мужики зовут друг друга по отчеству.
Поболтали и поехали искать улицу Главную на которой живёт этот самый Иваныч.
Нашли. Иваныч оказался колоритным мужичком с длинными волосами и бородой. У него был интересный дом. Фундамент которого был выложен из бутылок. «Это сколько же они выпили то?» - закрался в голове вопрос без ответа….. Тем не менее приняли нас весьма радушно. И снова, раскинув карты, начали говорить про наши планы. Разместились…. Поставили палатки…. Так и не поняли сколько же будем должны ему за приют. Сказал, что сколько дадите столько и хорошо. Народ побурчал, что надо было выбрать место получше….. Ну да все успокоились. Собрали велы и поехали осматривать окрестности.
Озеро предстало перед нами во всей красоте! Чистотой воды оно не отличалось…. Дно илистое…. Урал….. Нет не было ощущения, что сбылась мечта. Горы…. Озеро…. Одно из самых высокогорных в мире….. А чего то не хватает….. Потупили на берегу…. Пофотографировались…. Искупались и поехали ужинать. В магазине спросили водки. Сказали, что не продают. Но нам из под прилавка продали. Хотя коньяк за 450 р. стоял в продаже свободно. Вечером сидели за столом, ели, что то вкусное, смотрели на звёзды…. Пили…. Разбрелись по палаткам за полночь….

Мичман
Ну да..
меня Урал как-то тоже не очаровал!
как-то по другому представлял..
признаться, я не чувствовал кого-то подъема душевного. И тем боле ну совсем не хотелось орать: АААА!
честно? я домой захотел….
Наверное, моря не хватало, м?
Ну тускло мне без моря как-то.
ну не очарован я уралом, нет, не очарован!

Zyrua

Я и сейчас считаю что надо было не торопиться разбивать палатки в огороде гостеприимного Иваныча, а прокатиться по окрестностям. У берега Зюраткуля сделаны специально для туристов беседки со столами и очагами - ставь палатки и живи. Так многие и поступали - много беседок были заняты. Единственный минус - когда мы покидали лагерь надолго палатки надо было сворачивать.
Правда везде весьма и весьма грязновато - в смысле бытовых отходов Не любят у нас в России чистоту. Уральские деревеньки и дворы - это конечно нечто Жалко так и не смог сделать достойных кадров. Это совсем по другому чем в Ц. России. Запустение с размахом, не мелочась!

День третий. 13.08.2012

А ночью грянул ливень! Да не просто ливень, а с грозой. Всё кругом громыхало и шумело. Благо палатка выдержала подобное испытание. Даже обувь в тамбуре не промокла. Этот ливень окончательно спутал наши дальнейшие планы.
Утро выдалось серым и туманным. Хребет Зюраткуль был затянут облаками полностью. Глядя на пессимистический настрой команды и неопределённость погоды решил не идти в двухдневный поход. Решили покататься по окрестностям и залезть на хребет. Позавтракали…. Собрались и покатали.
К хребту от посёлка идёт экологическая тропа выстланная досками. Ехать по ней было весьма приятно. Но почему то очень тяжело. Казалось подъёма то и нет. Плоско всё. Но в конце уже крутили на 1:1, а некоторые шли пешком. Но добрались до начала основного подъёма. Тропу преградила россыпь камней (по местному – курумник) пролезть через который с велами не представлялось возможным. Камни то в общем не шуточные. Некоторые да двух метров длинной…. Поговорили со встречными…. Дальше ещё хуже будет….. Спрятали велы в кустах и вперёд на штурм Зюраткуля.
Первые россыпи преодолели в общем то легко….. А дальше….. Как Мич сказал «4-й этап - жопа!»
Но мне на самом деле не так и тяжело пришлось…. Труднее всего было Зыре в его контактых туфлях. Шип скользил по камням грозя в любой момент сорваться. Поулыбались над встречной девушкой. Которая полезла в горы в непонятных штанах – юбке. Перелезая через поваленное дерево она зацепилась за него нуууууу…. между ног. И ни туда ни сюда. Граждане! Одевайтесь в горы правильно!))) Мы даже немного поплутали. Пролезли по нехоженым тропам…
Ну долго ли коротко ли но до вершины мы всё же добрались. 1175 м над уровнем моря. Хотя ещё не совсем. На вершине хребта в этом месте два мраморных останца. Вот по ним и мерили высоту. Ну, значит, надо добраться до вершины. Полезли….. С вершины открылись ещё более величественные виды. Жаль были облака! Сопка Голая иногда проступала в редкие просветы…. Даже в какой то момент увидели не много озера….. Фотосессия и вниз. Дорога вниз порой казалась даже труднее чем вверх. Но мы героически справились с этой задачей. Добрались до велосипедов. А дальше начался самый настоящий драйв! Оказалось, что первую часть пути был не хилый такой тягун. И лететь вниз по нему было настолько здорово, что словами этого не передать. Особенно езда по деревянному настилу понравилась. Единственное настораживало то, что можно было попасть колесом в щель между досками. Но, слава Богу, щели там были уже резины. Скатились до входа на тропу…. Постояли Мича подождали….. Поехали поглядеть форелевое хозяйство. Интересно так – рыбки плавают)))). Правда цены совсем не интересные. От 600 – 900 р за килограмм рыбы. Ну её нафик. Собаки были к нам весьма не дружелюбны. Лаяли и лаяли…. Как будто мы воры какие то. Посмотрели в общем и поехали обедать. Решили вечером посидеть у озера, типа что ни будь на костре пожарить. Ага посидели…. Дров не нашли…. Ну хоть искупались…. А потом начался холод….. В общем снова домой, в палатки, спать….

Мичман

Ладно, сейчас попытаюсь боле предметно рассказать именно штурм хребта Зюраткуль..
Нужно понять, что передвижение там ток исключительно по проложенным тропам - это ведь нацпарк!
Первые 3 км мы ехали толи типа в болоте каком…... был едва заметный подъёмчик, мы даже и не замечали его визуально, но все отметили значительную трудность движухи вот по этим деревянным настилам. У меня лично передача стояла по краям! Нудная тягомотина.
потом настил кончился и начался подъёмчик более заметный и более сухой….. Вот тут я лично сполз с велика и начал топать ножками..
Это был 2-й этап…..
3-й этап уже начался камни и корни и заметный весьма подъём!
Мы кинули велики в сторону от тропы в кустах и начали 3-й этап пёхом.
Пока терпимо..
4-й этап - жопа!
Вот тут уже знатно пришлось попотеть!
периодически корневая дрочная тропа переходила на пересечение вот этих вот каменных осыпей!
и вот вершина!
вниз?
мне показалось, что вниз было сложней. Особенно по камням поломать ноги запросто!
Просто на жопе сползать пришлось!
ничего, сползли на жопе до чисто корневой дрочки.
Прошли дрочку….
И вот наши велики!
И вот тут…. Да!
И вот тут я понял преимущество амортизационной вилки!
Я со своей жесткой резко получил сотни ударов под дых и конкретно отстал от пацанов на 2-м этапе..!
и потом когда началась деревянная дорога , то это песня!
Летели о-го-го как - держи тормоза!


День четвёртый. 14.08.2012

Утро началось весьма интересно. Со смачного хруста. Хруст шёл со стороны палатки Мичмана….. «Чем же он там хрустит то? Наверное, пивасик чем то загрызает…..» Но, выглянув из палатки, вопрос решился сам собой. На участок забрела соседская корова и смачно жуёт траву. «Так вот почему у них такая ровно подстриженная трава».
Встали, позавтракали…. Хребет Зюраткуль снова был затянут облаками…. Но день обещал быть солнечным. Собрались. Решили отдать хозяину за стоянку 300р, не нужные карты, он их просил и пол баклажки самогона)))). Хозяин оказался весьма доволен таким оборотом и удалился в свои пенаты. А мы поехали в посёлок Сибирка в котором было ещё одно Уральское чудо – фонтан.
Дороги у них там практически все засыпаны мелким камнем и езда по ним не доставляет никакого удовольствия. Но долго ли коротко ли мы всё же добрались до очередного пропускного пункта в нац. парк. Показав заранее купленные билеты и закупившись сувенирами поехали дальше искать этот самый фонтан. Следуя указателям мы его конечно же нашли. Ну уж чудом никак назвать это было нельзя. Из под земли била струя воды на высоту метров десяти и всё. Подойдя ближе к источнику обнаружилась вообще труба, вставленная в землю, из которой и бил фонтан. Что ещё больше говорило о его искусственном происхождении. Хотя позже нам рассказали историю происхождения фонтана. Оказалось, что в 50-х годах прошлого века геологи бурили скважины и наткнулись на подземное озеро. А трубу вставили потому, что народ наш кидал в этот фонтан всякий мусор. Возможно зимой, когда на этом месте намерзает пятнадцати метровая глыба льда, это и красиво, но сейчас разочаровались мы очень…. Запустили ракету на водяном двигателе и поехали обратно. На ещё одно «чудо» - кипящий источник, никто даже и не захотел ехать смотреть…..
Подъехали к КПП - тётушки нет. Походил по округе поискал объезд. Нельзя объехать….. Ну да вот и охранница подошла. Открыла шлагбаум и мы поехали дальше. Путь наш лежал на самую старую ГЭС в России в посёлок Пороги.
Опять поплутали не много в хитросплетении местных дорог. Затупили с навигаторм….. Но всё же, наконец то, нашли нужное направление и выехали на нужную дорогу. На карте она обозначена большой жирной чертой….. Но на самом деле это снова оказался грунтовый кошмар, разбитый большегрузными машинами, которые строили нефтепровод. Но худо-бедно добрались мы до этой самой ГЭС. Оказалось, что это не что иное как самый первый в России электрометаллургический завод ферросплавов. В состав комплекса входит: плотина; здания и оборудование электростанции, плавильного цеха; открытая монорельсовая эстакада; здания химлаборатории; дом инженера Шуппе.
Но всё находится в запустении…. И не совсем понятно, что где. Завод работал похоже ещё не так давно. Наверное в 90х годах прошлого века. Тельфер там современный висел. Рядом есть даже какой то дом отдыха. Плотина, конечно, производит впечатление. Хотя размеры не такие уж и большие ширина 12,5 м по подошве, около 4.2 м по гребню, общая длинна 125 м; длинна водосливной части 70 м. И выложена из дикого камня. Вокруг видны его разработки. Да и красиво там. Где то не далеко есть комплекс пещер. Но туда без специального оборудования и проводника лучше не соваться.
Походили мы там, поглазели, перекусили и поехали в Златоуст и в нац парк «Таганай».
Златоуст оказался довольно большим городом. В котором даже ходят трамваи. Расположен, естественно, на склонах гор. Спуски там, надо сказать, раза в два длиннее нашего Петровского. Но, тем не менее, в городе полно велосипедистов которые упорно штурмуют свои родные подъёмы. Закупились мы еды в местной «Пятёрочке»…. Пива там всякого на несколько дней купили…. И поехали искать вход на Таганай. Нашли. Так как время уже было позднее, начали задумываться о стоянке. Спросили на центральной усадьбе, оказалось дороговато…. Поговорили с местным населением которое и поведало нам о бесплатном месте стоянки на Чёрной скале.
-А где же она?
- А езжайте по указателям «Фестиваль». Километра три тут.
Как обычно по местному три км превратились в восемь по нормальному. Но мы нашли это место. Оказалось там всё было оборудовано для стоянки: костровые места с дровами, туалеты, навесы со столами….. И всё даром. Единственное, что машины надо было оставлять на стоянке за забором. Ну да это ерунда. Местный народ (влюблённые парочки) приезжал, проходил, куда то вверх мимо нас, потом возвращались…. Но на нас ни кто не обращал внимания….
Разложили платки, поужинали, поговорили у костра и спать….

Мичман

Юрец постеснялся живописать вечер 4-го дня..
удивительный вечерок..
умные разговоры, несмешные шутки..
коньяк рекой..
А ночью мене кошмар приснился, что Ритка целуется с кем попало на пруде там у себя, вот я и заспешил домой на утро!

День пятый. 15.08.2012

Утро пятого дня началось неожиданно. Во первых обнаружил себя спящим в палатке. Во вторых было странным поведение Мича. Он встал почти раньше всех, был молчалив и уже собрался. Покрутил он головой по сторонам, сказал, что едет в Златоуст сдавать билеты. Хотя билеты мы вроде как уже его и так собирались сдавать. Зачем это было делать в столь ранние сроки я не понял. Пока готовили завтрак решил пройти вверх по тропинке. Наши все уже туда смотались. Оказалось, что тропа ведёт к прекрасной смотровой площадке, специально оборудованной для людей с ограниченными возможностями. Которые хотят увидеть Таганай, но не могут сходить в поход туда. С неё открывался потрясающий вид на хребет. На уральскую тайгу и городки рядом. Честно сказать я был потрясён отрывающимися видами. Очень не хотелось оттуда уходить. Но делать нечего…. А то и завтрак съедят. Вернулся…. Поели…. Вот тут то я и узнал, что Мич собрался домой сегодня…. Устал он вроде как. Хотя оставалось то всего неделя похода и вернулись бы домой все вместе.
Погрузились и поехали на центральную усадьбу Таганая, что бы совершить уже вело поход по этим прекрасным местам.
Приехали. Зарегистрировались. Оплатили стоянку. Собрали велы….. И вперёд! Мичман в Златоуст, а мы штурмовать главную знаковую цель нашей экспедиции – Таганай.
По рассказам пришедших туристов, а народу там надо сказать полно, самой вело проходимой тропой в парке была нижняя тропа. Всего их вроде как три. Мы изначально нацеливались именно на нижнюю. Которая проходила по просеке старой ЛЭП и старой Киалимской дороге.

Киалимская дорога – это старая углевозная дорога Златоуст – Карабаш. Общая протяжённость около 45 км.
От Киалимских печей по Киалимской дороге возили уголь в г. Златоуст. Ещё и сейчас здесь можно встретить кусочки древесного угля. В настоящее время сохранила своё значение как одна из туристических троп национального парка «Таганай».

Первоначально по ней планировалось дойти до Карабаша…..
Денёк выдался солнечный, настроение - отличным. И мы с энтузиазмом бросились на штурм Таганная. Вначале всё было действительно очень даже ничего. Утоптанная тропа шла через лес и по ней было очень приятно катить. Не многочисленные спуски – подъёмы не доставляли абсолютно никакого дискомфорта. Все встречные туристы здоровались с нами. Традиция наверно такая у них. Но у меня, честно сказать, даже язык несколько отсох здороваться со всеми. Много там народу было. Катим, мы, катим себе. Доехали до мостика деревянного через реку Тесьму. Пофотографировались…. Встречный турист сообщил нам, что Тесьма обмелела в этом году. Хотя по мне так обычная, не глубокая горная река. Перелезли через мост и ошиблись дорогой. Но выяснили мы это уже после того, как преодолев полутора километровый подъём добрались до приюта «Белый ключ». Подъём этот представлял собой тропу из сплошь торчащих из земли камней. Ехать по которым не представлялось возможным совсем. А уж гружёным то и подавно. Поднялись тем не менее весьма удачно. У приюта бьёт Белый ключ с самой вкусной водой в округе. Постояли там. Потупили как обычно. Но всё же выяснили, что сюда нам не надо. А надо нам вниз опять но по другой дороге. Поехали. Дорога вниз оказалась заметно легче. Тем более без камней. Доехали, теперь уже, до железного моста. Повернули направо и…. И у Зыри случился первый прокол. Поменяли камеру и вперёд. Дорожка радовала своей равнотой…. И вот за очередным поворотом, за ветвями деревьев, замелькали огромные россыпи огромных камней – Каменная река. Естественно остановка. Пробрался через ветви и обомлел. Огромные валуны не понятно под действием какой силы сложились один к одному в могучую реку. Она «текла» меняла направления, в ней виднелись островки деревьев. Зрелище потрясающее! «Это круче фонтана» - подумалось тогда…. Но «круче» стала и дорога, по которой нам предстояло пройти. Так же весьма смутно представлялась цель до которой нам предстояло дойти сегодня. А дорога видимо захотела поспорить с Каменной рекой кто круче. И стала преподносить нам сюрпризы в виде камней на ней. Получалось так, что метров десять едешь, потом тащишь вел по остроконечным глыбам. На навигаторе поставили точку предполагаемого приюта. По карте поставили. Доползли до этого места. Приюта там не оказалось. А в этом месте есть небольшой источник. И здесь же проходит линия водораздела между Каспийским и Белым морями. Смеркалось….. Холодало…. Стали думать что же делать дальше. До приюта «Таганай» оставалось ещё километра четыре. А надо сказать, что ночевать на Таганае можно только в приютах или на их территории. Хотя по дороге мы видели несколько «диких» стоянок. Но, так как направление нам показывали даже бумажные таблички и перспектива остаться на ночь в болотной сырости никого не прельщала, решили двигать до приюта. Дорожка пошла вроде как вниз и стала чуть менее каменистой. И через каких то полтора часа, практически в темноте мы стояли у указателя «Приют «Таганай» 150м» радостные и довольные.
На приюте нас встретил симпатичный лесник со словами «Откуда вы ко мне так поздно?». Ага, типа все уже пришли. Предложил на выбор места под палатки или домик. Мы, посовещавшись, выбрали домик. А ещё баню. Конечно всё это не за так. Домик за 200р с человека. Баня 150 за час тоже с каждого. Расспросили где тут у них вода. Оказалось, что до источника метров двести в лес по маркированной, гламурным розовым, тропе. Потопал за водой. Ну, туда то шлось легко. Ещё было светло, хотя уже и не очень. А вот обратно возвращаться пришлось уже почти в полной темноте, ориентируясь на розовые метки на деревьях, которые периодически предательски пропадали. А заблудится в их лесу очень даже просто. Так как направление и видимость теряются буквально через десяток метров. И полнейшая тишина кругом. Ни птички не поют, ни кузнечики не стрекочат. Да что там птицы. Комаров то и тех нет! Впрочем, как и электричества на приюте. Поэтому темнота там хоть глаз коли. Только фонари и выручали. Но воды я, всё же, принёс. Пока ждали баню - поужинали. Несколько слов о домике. Небольшое строение из брёвен примерно 4х4 метра. С одним окошком. А внутри во всю стену деревянные полати, печка посередине, да стол со скамьёй.
Парились в бане! После долгой дороги - это показалось самым лучшим, ради чего стоило доползти до этого приюта. Первый раз парился в бане без электричества. Только фонарь. Но, наверное, ещё лучше бы если были свечи. Тогда полное погружение в старинный быт. Ночью на небе опять был планетарий. Другие там звёзды! А ещё летали какие-то ночные птицы. Даже удивительно. Потому что днём живности вообще не было. Попарились и спать….


Zyrua
Да, все было не так просто как ты написал - идти по этой дороге с велами, а мне еще и на шипах - конечно проще чем взбираться на гору, но тоже весьма непросто. Это полностью пешеходный маршрут и велы нам только мешали. Мне кажется что на приют Таганай есть еще одна дорога, проезжабельная, ведь мы слышали шум мотора и видели квадроцикл на приюте - явно не по камням он ездит там.

День шестой. 16.08.2012

Сквозь маленькое тусклое окошко нашей избушки было не возможно понять, что же происходит с погодой на улице. Встал, оделся…. Вышел на улицу….. А там не хилый такой дождь поливает. Пришлось вернуться за дождевиком. Этот дождь ещё более окончательно похоронил наши планы по дальнейшему исследованию Таганая. Поели…. Стали решать что же делать. На улице народ лениво высовывался из палаток и практически сразу залезал обратно. Нам было проще. Крыша над головой всё же надёжная и сухая. Ну а что делать? Пошли к леснику. В его доме, не смотря на уже почти обеденное время, все спали. Постучали. Позвали его на пару слов…. Сказал он, что бывает тут у них такое, что в Златоусте дождь, а на Таганае снег. В общем штурмовать в такую погоду дорогу, что до Карабаша, что на Круглицу и потом на Магнитку смысла не было. Тем более с велами. И мы решили отправится в обратный путь так же как и пришли пока снег не пошёл. Собрались…. Оделись по дождевому. Сдали ключи…. Попрощались с лесником и снова пошли на уже известную дорогу. Разговорился с попутными туристами. Оказалось, что когда то он видел уже здесь велосипедистов. Даже не на этой тропе, а ещё дальше на каких то вершинах. Которые, якобы, они, велосипедисты, должны были покорить с велами, что бы вступить в какой то свой клуб. Но всё же мы для себя решили, что Таганай - это чисто пешеходный район. Живописать обратную дорогу смысла наверное нет. Она была в точночности такой как и путь до приюта накануне. Единственное отличие, что был в основном спуск. После железного моста спросили направление…. И полезли снова в горку. Только уже без камней. Интересно то, что даже в сильный дождь дорога там не раскисала и не наматывалась грязь на колёса. Не то, что на Кавказе. По дороге встретили солдат. Они шли под дождём и «весело» распевали песни. Наши попутчики даже сделали им замечание «Совести хватает петь ещё у вас в такую погоду». Всегда в походе в дождь вспоминаю про солдат. Мы вот ноем то, что дождь, что мокрые…. Но мы придём домой и обсохнем. А каково им? А в войну каково было?
Но долго ли коротко ли но добрели мы до стоянки. И тут тучки разошлись и выглянуло солнышко.
- Ну что? Может ещё погуляем пешком тут?
Что то не вызвала эта инициатива восторга у команды…. Отметились снова, что пришли с маршрута…. Собрались…. Купили сувениров…. И в путь! На этот раз ко второму по чистоте озеру в России – Тургояк.
Находится это озеро в городе Миассе. По пути закупили продуктов в местном «Магните». Обнаружили очень интересный сетевой магазинчик алкоголя «Белое и красное» и, естественно, недолго ломались, что бы в него заглянуть. Очень интересный магазин с богатым ассортиментом. Поехали в Миасс. Не хотели ехать по М5 но всё же, волею судьбы и Зыриному, выехали на неё. И не чуть не пожалели. Через несколько километров подъехали к границе Европа – Азия. Там установлена стела. Конечно же, грех не запечалиться на её фоне. Всё же не каждый день бываешь в таких знаковых местах. И вот только стоя тут я почувствовал реальные размеры нашей страны. В голове вдруг ясно представилась карта. Сколько мы уже проехали? А сколько ещё до восточных границ? Больше, сильно больше, того что проехали. Просто, какая то, неподдельная гордость появилась. А ещё, чуть забегая вперёд, скажу. Размеры нашей страны ещё там ощущаются в разговорах. Обратите внимание какие города чаще всего звучат у нас, в нашей речи. Москва, Липецк, Воронеж….. А там Курган, Миасс, Тюмень, Чусовой….. И ещё масса городов о которых мы никогда не говорим. И даже Москва не упоминается практически никогда. А когда понимаешь, что до этих городков от нас не меньше двух суток пути….. Вот такая вот страна у нас….
Но надо ехать.
Трасса ничем не отличалась от предыдущих дней…. Немного проехав по ней, свернули на второстепенные дороги и поехали в направлении Миасса. Второстепенные дороги гораздо лучшего качества и гораздо красивее открываются виды на них. Въехали в Миасс. Лёша, ехавший впереди, повинуясь видимо ласковым подсказам навигатора, свернул куда то в частный сектор и долго возил нас с горки на горку. А мы, ехавшие сзади, смеялись, что Лёше, видимо, не дают покоя камни Таганая и он захотел продолжения. Но вскоре мы выяснили причину наших плутаний. Оказывается он просто не выключил маршрут для пешеходов в навигаторе. Но озеро мы всё же нашли! Правда вот с местом остановки оказалось не всё так просто. Озеро окружено базами отдыха практически полностью. И, даже для того что бы поставить палатку за забором, надо заплатить от 200-500р. Плюс аренда ещё всякой ерунды, типа беседки, выливалась в круглую сумму. Да и парковка авто стоила 200р за сутки. Поражённые ценами мы ездили вдоль берега пока не набрели на какую то глухую базу отдыха. Где не было ни туалета (за забором стоял «типа сортир») ни воды и была сырость сплошная. Но и там цены были 300р с человека за место. Поговорив с охранником мы решили ехать на улицу Туристическую. Вроде как там можно было снять домик не дорого. Поехали. Нашли эту улицу но, стукнувшись по первому объявлению о сдаче комнат, наткнулись на 2500р с человека. Поехали дальше. И о чудо! Увидели большую поляну над берегом озера и палатки на ней. С осторожностью спросили «А бесплатно ли здесь?» с недоверием и радостью услышали ответ «Да вроде как да…» Заняли место, поставили палатки…. Пофотографировали озеро…. Озеро Тургояк по праву считается одним из красивейших мест Южного Урала, который по количеству и живописности расположенных между гор озёр часто сравнивают со Швейцарией. Вода в озере абсолютно прозрачная. Стоя по шею в воде легко можно увидеть свои ступни и дно озера. Но это наверное не самое важное. Самое удивительное, что люди пьют воду прямо из озера. Вот не рискнул бы я пить из Матырского водохранилища, скажем…..
Поужинали и спать…..

День седьмой. 17.08.2012

В седьмой день нашего путешествия ничего особо значимого не происходило. Тупо отдыхали на озере Тургояк. Съездили в Миасс с Зырей. Купили мяса для шашлыков….. Пива всякого….. Купались, ели шашлык (весьма противный кстати. Мясо безвкусное)….. Народу вечером понаехало полно! Ну конечно – пятница ведь была. Спать легли пораньше. Ибо на следующий день предстоял большой перегон в Курган.

Zyrua

Конечно все было не так просто.
После Таганая все устали и никаких мыслей кроме как об отдыхе и обсушиванию не было. Более того, на Тургояке поначалу искали именно жилье, какой то гостевой домик, в общем комфорт. Несколько дней в палатках, изнурительный суточный поход, длинные выматывающие перегоны на автомашине привели к тому что энтузиазма в команде заметно поубавилось. После Таганая даже начальник Юрик уже не пытался следовать составленному плану. Проехав изрядную часть побережья Тургояка и поразившись абсолютно дикому "бизнесу" на турбазах, сплошняком занимающих берег заповедного вроде бы озера, всерьез рассматривалось даже предложение съема ... обычной квартиры в Миассе, в десятке км от озера... Только мое твердое "нет" заставило искать другие варианты и нашли таки мы бесплатное кусочек берега. Так что день "тупого" отдыха был нужен. Вывод: не стоит слишком уплотнять расписание походов и слишком увлекаться палаточной жизнью.
На Тургояке еще запомнилось разведение костра - несмотря на лес кругом дров не было совершенно - место весьма популярное. Пришлось завалить нехилую сухую березку, точнее оставшийся от нее ствол. Шашлык действительно был невкусный – беконка, так называемая, выращенные на искусственном корме поросята.
Около знака пересечения границы Европы и Азии посетили магазинчик "Сувениры Урала". Я присматривал себе шкатулочку, цены там с одной стороны обрадовали, а с другой показались слишком уж низкими. Дальнейшее показало, что совсем не зря. Позже выяснилось, что там были просто подделки.... Никогда не отоваривайтесь в магазинах на дорогах!!!



День восьмой.18.08.2012

Очередной день нашей экспедиции начался с раннего звонка будильника. Вставать не хотелось. Но надо. Открыл палатку и, о чудо, дождик идёт. И не хилый такой. Пришлось бежать в машину за дождевиком. Походил чуть вокруг – все спят. Ну и я то же спать забрался. Где то через час в нашем лагере началось шевеление. Собрали мокрые палатки и, не завтракая, поехали.
Из Миасса на Чебаркуль ехали второстепенными дорогами…. После выехали на М5 и уже по ней до самого Кургана. Дождь поливал весь день. Только километров за 100 до Кургана выглянуло солнце. Заправились по дороге…. Поели на заправке…. Челябинск объехали далеко с севера….
Дорога Челябинск – Курган, наверное, самая плохая за всё наше путешествие. Выбоины, выдавленный асфальт в сочетании с потоками воды с неба очень затрудняли движение. Но, тем не менее, мы героически добрались до славного города Кургана преодолев 450км пути….. Зырю здесь ждали многочисленные родственники и сын. Ну а мы просто за компанию.
Приняли нас весьма радушно. Дядя Толя и тётя Валя предложили на выбор где жить два дня. Или в квартире или на даче. Конечно на даче! Тем более там баня!
Город не видели совсем. Только проездом. Хотя даже сами курганцы не знают, что у них можно посмотреть. Кроме главной площади ничего и не вспоминают…. Но мы видели пару памятников. Ели ооооочень вкусный хлеб, а ещё видели дрожжевой завод. Запах, у которого стоял, мягко говоря, не очень хороший.
Приехали на дачу. Парились в бане. Сушили вещи….. Пили пиво. Отдыхали, одним словом.

День девятый. 19.08.2012

Этот день тоже не запомнился ничем примечательным. Отдыхали. Потом ели шашлыки, любезно приготовленные Лёшиными родственниками….. Болтали с ними…. Вечером как обычно легли спать….

День десятый. 20.08.2012

Проснулись рано. Сегодня нам предстоял длинный перегон в 800 км. С посещением двух городов. Собрались, позавтракали….. Уезжать совсем не хотелось. Утреннее солнце освещало верхушки деревьев…. Хорошо на даче! Но делать нечего. Зыря будет ждать на кольце по дороге в Екатеринбург в начале восьмого. Забил в навигатор дорогу и вперёд.
Многочисленные машины ехали в город. А мы наоборот покидали. Выехали на окружную и спокойно доехали до нужной нам развилки. Буквально через несколько минут прикатил Лёха. Поздоровались….. По машинам и покатили в первый, на сегодня, городок Невьянск.
Дорога не представляла из себя ничего не обычного. Асфальт, чуть лучшего качества, чем накануне, трафик…. Всё было такое же. При подъезде к Екатеринбургу трафик возрос в разы. Пошли фуры…. Повернули на Нижний Тагил….. Вот тут дорога начала радовать. Широкое четырёх рядное шоссе тянулось сквозь средний Урал. Плавно поднималось на горки и резко скатывалось с них вниз. Получались «американские горки»! Ехать было одно удовольствие. Огорчало только одно, что на навигаторе постоянно высвечивались сообщения о постах ДПС. Поэтому скорость превышать совсем не хотелось. Но удовольствия от езды по этой дороге я получил пожалуй больше всего за весь наш 5000 километровый путь.
Поворот на Невьянск….. От въезда в город сразу увидели то зачем мы сюда ехали – наклонную башню и храм около неё. Это самые высокие здания в городе. Поэтому и видны отовсюду. Невьянск городок не большой. В Петровские времена здесь была столица Демидовских владений. Основной достопримечательностью города служит наклонная Невьянская башня Демидова. Именно из за неё мы и проделали 400 километровый путь. Оставили мы машины на туристической стоянке, и пошли глазеть на достопримечательности. Собственно все достопримечательности сконцентрированы вокруг храма и башни. Перед ними сквер с памятником павшим в Великую Отечественную Войну. За ними пруд, тоже сохранившийся с демидовских времён. Ходили, смотрели….. Башня действительно наклонная. Но почему никто не знает. Кто говорит из за того что затопили подвалы. Кто просто построили по типу Пизанской. Легенд море! Был понедельник, по этому в музей нам не удалось попасть. Хотя народу собралось там много. Даже вроде как директор пошла за экскурсоводом, что бы провести всех вовнутрь. Но сколько её ждать и ждать ли вообще никто не знал. Поэтому мы пофотографировали снаружи. Посмотрели….. И отправились искать место где бы закупить сувениров и пообедать. Нашли где только пообедать. Хотя в этой чайной по стенам висели картины местных художников. Которые можно было купить совсем не за смешные деньги. Цены начинались от 5000р. Поели и направились дальше к последнему пункту нашего путешествия городу Кунгуру.
По дороге невероятно захотелось спать. Отдохнули не много…..
Хотелось снова увидеть знак граница Европа – Азия. Но он был где то на старой дороге в Первоуральске. А мы передвигались по вновь отстроенной трассе Екатеринбург – Пермь. Но тем не менее границу то мы пересекли и въехали снова в Европу. Потихоньку докатили до Кунгура. Заправились на заправке. И решили ехать искать пещеру, которую нам предстояло осмотреть. Нашли. Но на сегодня все экскурсии уже были завершены. Рядом находится целый туристический комплекс. Гостиница и прочее. Походили, поглазели…. Набрали водички….. И поехали искать место для ночлега. Буквально в трёх километрах от пещеры нашли замечательную стоянку в лесочке. Расставили палатки, приготовили ужин и завалились спать.

Zyrua

Прочитал (как раз вечерами на Урале книгу И. Шакинко "Невьянская башня". Там все очень подробно описано. Наклон башни проявился еще при строительстве и строители пытались выпрямить башню... Наклон скорее всего появился из-за сложного грунта под башней и его сдвига.
На фото оптика немного добавила наклона, в реале он немного меньше, но весьма значительный.
А легенд действительно много очень. Неизвестно кто башню строил, когда точно она была построена. Почти доказано что там производили нелегальную выплавку серебра и золота в подземелье под башней. Часы на башне поражают своей сложностью. Ну и много еще всяких уникальных вещей и тайн.
В Невьянске еще много старых домов, жалко у нас не было времени прогуляться и посмотреть. В Кунгур торопились.


День одиннадцатый. 21.08.2012

Ну вот и начался последний день нашей уральской экспедиции. Начался он, как обычно, с шуршания каких то насекомых в листве у палатки. От чего создалась иллюзия, что кто то вокруг ходит. Но никто нас не беспокоил ночью. Хотя утром мимо прошли несколько местных грибников. Встали…. Позавтракали…. Надо было успеть на первую экскурсию в пещеру. А начиналась она в 10.00. Собрались – поехали.
Приехали к комплексу…. Купили билеты 500р за штуку. Но есть и более дорогие на другие маршруты. И, пока ждали начала, ходили, глазели на сувениры…..
Нас всех позвали вовнутрь. Открылись двери и мы начали погружение в подземное царство. Эх!
Люблю я пещеры. Приятно, знаете ли, походить по подземным галереям, потрогать вековые камни, набить шишки о низкие своды. Зашли в пещеру, и сразу стало холодно. Ну не зря же её ледяной называют. Но дальше пещера несколько разочаровала. Ледяных в ней всего два зала. Остальное как бы не очень интересно. Плюс не добавили радости толстые кабели, которые тянуться вдоль дорожек, рукотворно пробитые тоннели и подпорки построенные чуть не из кирпича…. Нет в ней не сталактитов, ни сталагмитов, ни сталагнатов. Только ледяные…. Единственное что понравилось в пещере так это ёлка новогодняя которая может стоять там свежей до 18 лет, и подземные озёра. Жили в ней когда то и отшельники. Это представлено в ходе экскурсии. Пещера известна очень давно. Первый план Ледяной пещеры был составлен в 1703 году, картографом Семёном Ремезовым. Уже в середине XIX века жители села Банного (ныне Филипповка) водили по пещере первых любопытствующих.
Экскурсии по пещере проводятся с 1914 года, когда А. Т. Хлебников арендовал Ледяную пещеру у местной общины крестьян за 300р на 16 лет. Из-за большого количества туристов, в 1969 году было открыто Кунгурское бюро путешествий и экскурсий.
Экскурсия закончилась, и мы бросились к лавкам сувениров. Это, наверное, единственное место на Урале где можно вдоволь закупиться сувенирами. Что мы и сделали. Рядом есть ещё, так называемая, деревня Ермака. Можно сказать детский городок. Совершенно не понятно для чего построенный. Видимо для детей….
Начинал накрапывать дождик….. Времени было уже много и мы собрались в обратный путь домой.
Пермский край и Башкирию проехали по второстепенным дорогам. Качество их весьма приличное. Хотя конечно встречались участки ну очень отвратительные.
Башкирия отличается не только хорошими дорогами, но и добротными каменными домами. По сравнению с Уралом, где всё деревянное, это выступило сильным контрастом. И, конечно же, мечети в каждом селе. Несколько не привычно смотрится. А ещё кладбища интересные. Вот стоит в поле, где ни одного деревца на много километров некий оазис, густо засаженный берёзами и обнесённый забором. А над воротами – полумесяц. В Пермском крае увидел непонятный знак на дороге. И там же единственный раз был остановлен гаишниками за превышение скорости. Ну да не на много на 100 р. всего превысил.
Ехали, ехали….. Наступил вечер. Погода не радовала сухостью. Остановились на ночь в мотеле. Кровати, душ…. Цивилизация одним словом.

День двенадцатый. Дорога. 22.08.2012.

Проснулись. Поели…. По машинам и вперёд. До дома оставалось около 1000 км. Ничего примечательного в дороге не происходило. Фуры… Плохой асфальт…. Под самарой опять у меня случилась маленькая поломка. «Троить» двигатель начал. В Тольятти заехали в сервис и всё исправили. Вот и не верь, что у наших машин души нет. Вот чувствовала она Родину свою. Два раза ломалась там где родилась))))
Проехали Пензу. И расстались. Зыря поехал быстрее…. Ему в Воронеж дальше ехать. Ну а мы как обычно. Хотя, забегая вперёд, мы приехали гораздо быстрее его. Тоже остановили его за превышение и попал он в пробку. А мы её проскочили. Так что пословица «тише едешь дальше будешь» сработала. В Пензенской области, на границе с Тамбовской, очень узкие дороги. Плюс прошёл дождь и были скользкие обочины. За всё наше путешествие мы не увидели столько аварий, сколько было на этом участке. Наверное, штук шесть фур просто валялись в кюветах.
Ну вот и знакомая тамбовка…. Знак Липецкая область…. Дома!

Zyrua

Ну по мне так лучше ночевка в палатке, чем в этой "цивилизации". Но шел ливень и знать, что он скоро прекратится и ночью будет без осадков, мы не могли, поэтому мотель был разумным решением. Понравилась утренняя готовка завтрака на горелке на полу номера. Которую я еще и умудрился перевернуть
Проклинал себя за то что оторвался от вас. Расскажу как меня пытались развести на взятку...
Остановили на посту ДПС, дождался очереди "на прием в кабинет". ДПС-ник показал мне фото, спросил мой ли авто. Я подтвердил, спросил какая скорость. Он не ответил, попросил сесть напротив него и не пялиться в компьютер, типа он сейчас все найдет и покажет. Сказал что у них стоит 4 камеры и в две из них я попал, причем на второй в населенном пункте превысил на лишение прав. Я настойчиво попросил еще раз показать мне скорость. Наконец разглядел сам - 105 км/ч вне населенного пункта, это 100 руб. Сказал ему об этом. Он опять начал наезжать, что типа в населенном пункте у меня под превышение. Ну не знаю кто может купиться на такую удочку, я то знаю что для этого надо ехать в населенном пункте быстрее 120 км/ч, а я в принципе не ехал быстрее 110, не говоря уж про населенный пункт. И фото он мне так и не показал... Убедившись, что я не собираюсь ему ничего давать, с неудовольствием выписал штраф 100 руб. Вот такой наглый развод.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru