Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 11/2012

По маршруту: Тракай, Вильнюс, Каунас, Минск, Заславль, Дудутки, Хатынь

В осенние каникулы на двух автомобилях с детьми 9,5 и почти 7 лет решили прокатиться до Прибалтики и познакомиться с Литвой. Так как путь туда лежит через нами любимую Беларусь, придумала, чем заняться несколько дней в Минске на обратном пути, тем более, что мы всё время оказывались в белорусской столице только проездом. Литва теперь находится в Шенгене, соответственно нам понадобилась виза. В общем-то, с ней особенно нет никаких проблем – стандартный пакет документов для шенгенской визы и небольшая очередь в Посольстве. Одно «но» - остался какой-то осадок «не дружественности» после общения с сотрудницей Посольства и самое интересное, что визу дали ровно на 5 дней, которые мы планировали провести в Литве. Страховку и грин карту на автомобиль делали в Ресо гарантии, все брони в отелях через booking.com. Путешествие получилось замечательным, только всю неделю было пасмурно и сыро, приходилось вечерами сушить одежду и обувь. Но это не омрачило нашего путешествия.
03 ноября 2012. Москва – Вильнюс.
Весь день провели в дороге. Выехали в 6 часов утра и в Вильнюсе заселились в гостиницу в 1 час ночи(в 23:00 по местному времени. В Литве (-)2 часа). На литовской границе мы были в 17:30 и 6 часов провели в очереди. Вроде бы и машин было не много, но судя по работоспособности литовских пограничников, не хотят они нам показывать туристических красот своей родины. Впервые столкнулась с такой вальяжностью и надменностью в работе погранслужбы. Причём мы приехали уже в субботу вечером, а вот те, кто рванул из Москвы в пятницу вечером, чтобы к утру быть на границе, всё ещё стояли в очереди. Народ был озверевший, так что наши проведённые 6 часов это цветочки по сравнению с тем, что творилось здесь утром. У нас ЦЕЛЫЙ час проверяли паспорта и визы. Вильнюс от границы находится в 30 км. Так как мы въезжали в город уже поздно вечером, а путь до гостиницы лежал в основном через окраины города, где кругом всё старые советские постройки, да ещё мы пребывали в состоянии шока от прохождения литовской границы, мне почему-то так сильно захотелось домой и впервые стало обидно, что я ошиблась с местом отдыха. Следующий день показал, что я очень сильно заблуждалась.
04 ноября 2012 года. Тракай.
Единственный солнечный день за всю нашу поездку. Мы едем в Тракай, который расположен в 28 км от Вильнюса. Тракай – некогда столица княжества Литовского, окружён озёрами и лесами. По обочинам дороги растут заросли облепихи. Я заранее договорилась с экскурсоводом Повиласом об экскурсии по городу. Наше знакомство с Тракаем мы начали с недавно отреставрированного костёла Явления Пресвятой Девы Марии XV в.

Так как было воскресенье, а большинство литовцев - в основном католики, то все прихожане были на службе. В костёле сохранились некоторые древние настенные фрески. Рядом с костёлом находится единственная православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы,

вот уже несколько лет покрытая строительными лесами. Зайдя внутрь, сразу же ощутили численное меньшинство православных в Тракае – в церкви было пустынно. Тракай – городишко маленький, поэтому все его достопримечательности находятся в пешей доступности друг от друга. Далее мы направились к замку на полуострове, в котором сейчас расположен исторический музей. От замка остались только крепостные стены. Внутри замка летом проходят многочисленные фестивали и реконструкции.

Сейчас – это парк, через который можно выйти к озеру, где сохранился старый понтонный деревянный мост, и пройти к основной достопримечательности Тракая – величественному замку на воде, основанному князем Витовтом. Замок ни разу не удалось завоевать его врагам за всю его историю.

Внутри зданий расположены экспозиции исторического музея. Что было особенно интересно нашим мальчишкам – здесь можно самим поставить цветные печати князя на билеты, а ещё здесь есть средневековый тир, где можно пострелять из лука и арбалета. Думаю, что этот замок никакого не оставит равнодушным, настолько он хорош собой.

Чем ещё интересен Тракай, так это общиной караимов. В своё время они слыли отличными воинами и защитниками, поэтому князь Витовт привёз их в Тракай после похода на Крымский полуостров.

Караимы пустили здесь корни, и сейчас у них есть даже своя школа, кенеса, а что особенно караимы почитают, так это свою кухню.

Естественно, что обедать мы пошли именно к ним. Блюда оказались вкусными и сытными, очень похожими на татарские блюда из «Бахетле».
А ещё в Тракае есть производство шоколадных конфет ручной работы. Проходя мимо одного из зданий, мы очень удивились, увидев столпотворение за окном. Оказывается, это проходил мастер класс по изготовлению конфет. Тут же находится кафе, где в стене сделаны небольшие окна, через которые видно, как мастерицы готовят шоколадную вкуснятину, которая тут же попадает на прилавок. А каких начинок здесь только нет, из экзотичных мне запомнились начинки с сыром бри и перцем. Это производство очень популярно по всей Литве, а кафе-магазины открыты ещё и в Вильнюсе. Кстати, в одном из магазинов Вильнюса есть небольшая комнатка, целиком выполненная из шоколада.

05 ноября 2012 года. Парк Европы. Вильнюс.
В этот день у нас по плану было посещение парка Европы, экскурсия в котором была заказана на 10:00. Парк находится от Вильнюса в 25 км. Это даже не парк в нашем представлении, а заповедный лес, на территории которого расставлены многочисленные необычные фигуры и инсталляции архитекторов со всего мира. Экскурсия идёт 45 минут и охватывает наиболее значимые (с точки зрения экскурсовода) экземпляры.

Далее можно самим ещё долго бродить по лесу по маршрутному листу и натыкаться на другие изваяния. Но, как я уже писала, у нас с погодой был полный коллапс – ливень стеной. Почти на всех фотографиях мы получились в дождевиках. Как появляются экспонаты музея: любой скульптор или просто творец может представить своё творение музею, и если музей заинтересуется его работой, то она займёт своё место в парке, причём все расходы по транспортировки и размещению берёт на себя парк Европы. На выезде из парка с правой стороны есть очень интересная композиция – лабиринт из старых телевизоров.

Где – то в 30 км от парка Европы расположен географический центр Европы, который не посетить мы просто не могли. Надо же было увековечить память для потомков.

В 15:00 у меня была заказана экскурсия по Вильнюсу с экскурсоводом Инной. Со временем я конечно же промахнулась, уже в 17:00 в Вильнюсе становится темно, поэтому гуляли в основном по вечернему Вильнюсу. И времени на этот город выделила маловато, ему надо посвятить как минимум день. Никуда зайти мы не успели, только побродили по Старому городу и послушали наиинтереснейший рассказ гида. Что самое интересное, она нас водила не только по культовым местам города, но и по разным дворикам, незнакомым улицам, на которые туристов не водят, а сами мы туда вряд ли когда–нибудь заглянули бы. В Вильнюсе есть и еврейский квартал, где сосредоточены всевозможные лавочки со всякой всячиной, в основном расположенные в подвалах. А вот, например, стена, в которую вмонтированы разные предметы (есть вставной протез, есть железный кукиш), а вот заходишь во двор и оказываешься в Италии. Вообще совет Инны был ходить везде и заглядывать всюду, в любом месте можно найти что-то удивительное и необыкновенное. В Вильнюсе есть музей янтаря, а рядом музей-подвал, где можно увидеть культурный слой земли в несколько метров. В городе сохранилось множество костёлов , а главным католическим храмом страны считается Архикафедра базилика Св.Станислава и Владислава, расположенная на Кафедральной площади.

Полюбоваться городом можно с обзорной площадки на башне Гедиминаса. Что и говорить, мы многого не успели сделать в Вильнюсе, но вот отведать литовской кухни в самом популярном ресторане горожан мы всё-таки успели. Национальные блюда – это в основном картофель в протёртом, натёртом виде, иногда в сочетании с мясом. Всё вкусно и ооочень сытно. Приятно удивили цены. На мой взгляд, хорошо поесть в Литве можно даже дешевле, чем в Беларуси. Средний счёт на шестерых с большим количеством блюд и напитков в среднем составлял у нас в литовских ресторанах 2500 российских рублях.
06 ноября 2012 года. Каунас.
Рано утром покидаем Вильнюс и едем в Каунас. В 10:00 договорились встретиться у Кремля с экскурсоводом Региной. От Кремля остались только частичные стены и небольшая экспозиция в башне. Каунасский кремль постоянно выдерживал набеги врагов и много раз был разрушен. Расположен он в очень живописном месте на берегу река.

Осмотрев Кремль, погуляли по Старому городу, зашли на самую старую в Европе почту, где за символическую плату можно поставить на открытке с видами города старую почтовую печать. Но самым интересным оказалось посещение музея чертей. Некогда это была частная коллекция литовского художника Антанаса Жмуйдзинавичюса, увлекающего чертовщиной, но потом он решил создать музей и выставил все свои экспонаты на всеобщее обозрение. Каких чертей здесь только нет!

Целый этаж в музее посвящён зарубежной нечисти.

А ещё мы поднялись на смотровую площадку, откуда открывается потрясающий вид на город и реку.

Осмотр Каунаса у нас занял 4 часа, ночевка у нас была запланирована здесь же. В принципе, можно было вернуться в Вильнюс, но решили следовать уже намеченному плану.
Несколько слов напишу для путешествующих на авто. Парковки в Каунасе везде платные. Причём советую к этому относиться серьёзно, потому что соответствие оплаченного времени постоянно проверяется. Так мы, опоздав всего лишь на полчаса к месту парковки, на стёклах обнаружили стикеры, предупреждающие нас об оплате штрафа. Правда, текст написан только на литовском языке. И в последствии, у кого бы мы не интересовались, что с этим делать, все недоуменно пожимали плечами, потому что никогда со штрафами не сталкивались, что свидетельствует о законопослушности граждан;) А ещё нас предупреждали, что в Каунасе 91 % населения – это литовцы, которые практически не говорят по-русски. Мы, видимо, сталкивались только с оставшимися 9%, потому что все, к кому бы мы не обращались, отлично понимают и говорят на нашем родном языке. Я много раз слышала о том, что в Прибалтике к русским относятся не очень хорошо, но пробыв здесь несколько дней, у меня сложилось противоположное мнение. По крайней мере, к нам литовцы относились очень доброжелательно.
Дороги везде ровные с хорошим покрытием, но лучше не нарушать скоростного режима, штрафы в Литве зверские. Кстати, мы были на шипованой резине, никаких вопросов при прохождении пограничного контроля она не вызвала, ровно как и не спрашивали светоотражающие жилеты, наклейки на машину и т.д. Заставляли только открывать багажник.
07 ноября 2012 года. Переезд в Минск.
Утром выехали пораньше, потому что боялись непредсказуемости перехода границы, а на вечер у нас заранее через интернет были приобретены билеты на представление в Минский цирк. На удивление, обратная процедура прохождения границы у нас заняла всего лишь 1 час и то это с учётом того, что мы встали в отдельную очередь, по которой возможно вернуть денежные средства по tax free. Если бы нам не нужно было этого делать, мы могли бы пройти границу за 20 минут.
К обеду были в Минске. Заселились в частную 3хкомнатную квартиру недалеко от центра и к вечеру отдохнувшие отправились за позитивом в цирк. Минский цирк недавно реконструировали, и сейчас он по оснащённости является лучшим цирком мира. На втором этаже перед представлением можно посетить музей цирка, где в стоимость посещения ( 60 рос. рублей) включена экскурсия. Оказывается, что во время ВОВ труппа цирка не была распущена, а продолжала гастролировать по фронту в целях поддержания боевого духа солдат. Места наши были на 1ом ряду по центру, стоимость билета около 600 рос. рублей. В программе были задействованы в основном артисты московского цирка на пр.Вернадского. Очень понравился клоун, приехавший из Ниццы. Наш папа даже стал соучастником одного из его номеров. По разнообразию номеров и зрелищности программа конечно уступает московскому цирку, но всё равно представление нас впечатлило.
08 ноября 2012 года. Заславль. Минск.
Недалеко от города Заславль ( 30 км от Минска) находится уникальный музей боевой техники «Линия Сталина». Музей воссоздан на месте самой линии Сталина, которая была заморожена незадолго до начала Великой Отечественной Войны. Если бы этого не произошло, возможно, и не было бы таких чудовищных человеческих потерь. Сейчас это музей-выставка боевой техники, с настоящими боевыми дзотами и траншеями, куда можно залезть, «пострелять» из пулемёта. По пути следования экскурсии, а я очень советую её заказать заранее, встречаются гаубицы, которые тоже можно «привести в действие», наводя на цель противника. Экскурсия длится 1,5 часа, но не охватывает всей представленной здесь экспозиции. Площадка с боевой техникой, танками и самолётами предполагает самостоятельный осмотр.

По-хорошему здесь можно провести целый день, настолько здесь интересно и познавательно. Перекусить можно в кафе «солдатской» кашей – гречка с белорусской тушёнкой. Пишу, а у самой слюнки потекли при одном лишь воспоминании о ней. Было так вкусно, что мы все дружно съели по две порции. А ещё здесь можно пострелять из настоящего пулемёта, винтовки и ещё много чего(я как-то плохо разбираюсь в оружии) и даже из противотанкового оружия. Правда, выстрелы очень громкие, поэтому стреляющему надевают наушники, а сопровождающим советуют заткнуть уши. А ещё здесь можно покататься на настоящем танке, правда, удовольствие недешёвое. Итак, с трудом уговорив нашу мужскую половину на отъезд, мы еле успели на обзорную экскурсию по Минску, которая ежедневно отправляется от железнодорожного вокзала в 14:00. Организовывает экскурсию фирма «Дортур». По времени занимает 3 часа, возят на комфортабельном автобусе. За время экскурсии мы посетили Национальную библиотеку – гордость всех белорусов, выполненную в форме алмаза. Особенно эффектно здание выглядит вечером, когда оно подсвечивается синим цветом. На верхнем этаже есть обзорная площадка. Что самое удивительное, что по оценке американских исследователей, это здание было включено в список самых уродливых зданий мира.
За время экскурсии мы осмотрели все главные достопримечательности города. К сожалению, во время ВОВ Минск был почти полностью разрушен, поэтому город почти полностью отстраивался заново, и исторических памятников сохранилось здесь очень мало.
09 ноября 2012 года. Дудутки. Хатынь.
С утра едем в Дудутки - музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий. В 10:00 нас ждут на экскурсию, но мы не учли того, что в Минской области существует несколько деревень с названием Птичь (именно там находятся «Дудутки», это Слуцкий район). Наплутавшись, еле-еле к 11:00 успеваем к уже заждавшемуся нас экскурсоводу. Ей отдельное спасибо за то, что она отнеслась к нашему опозданию с пониманием. Видимо, уже были прецеденты. Продолжительность экскурсии 2,5 часа. Она включает в себя посещение ремесленных мастерских, угощение мельника (сало, хлеб, лук),угощение на броваре (старинная шляхетская водка, традиционная закуска), угощение в кафе (хлеб, сыр, масло, травяной чай), катание на лошадях. В будни в комплексе не очень много народа. Можно не спеша и не толкаясь посетить представленные в комплексе мастерские – гончара, ткача, кузнеца, пекаря, мастера по плетению соломы и лыка.

В каждой мастерской представлена уйма сувениров, от которых аж в глазах рябит.

А в кузнеце муж даже сам выковал на счастье подкову. Кроме мастерских здесь есть свое домашнее хозяйство – скотный двор с кроликами, коровами и свиньями, конюшня, загон с кабанами и даже страусиная ферма. Мы с детьми с удовольствием навестили всех обитателей. А ещё на улице выставлена коллекция ретро автомобилей.

Под конец экскурсии заехали на мельницу, она стоит чуть поодаль от комплекса, узнали, как отвадить нечистую силу. Да, на территории комплекса вялят очень вкусную колбас и гонят самогон, которые можно тут же отведать в кафе. Наш вывод – чудесное место для посещения с детьми, сюда запросто можно приезжать на целый день.
В этот день ещё хотели побывать в мемориальном комплексе Хатынь. Предварительно созвонившись с музеем, попросила провести для нас экскурсию. Пообещали это сделать, если через час будем в музее. Еле-еле успели. Но экскурсия стоит того. Вернее, без экскурсии до конца не поймёшь смысла некоторых символических вещей, представленных в Хатыни. Может быть, не совсем стоило нам совмещать посещение Хатыни с увеселительными Дудутками, но уж так получилось. Очень скорбное место, иногда на глазах наворачивались слёзы и не только у меня.

Вот на такой печальной ноте мы закончили наше знакомство с белорусскими достопримечательностями.
10 ноября 2012 года. Путь домой в Москву.
По сложившейся традиции перед отъездом домой заехали на Минский Комаровский рынок купить белорусские продукты – наивкуснейший творог, сало, тушёнку и мясо. Правда, цены в Беларуси стали расти. Думаю, что сказывается влияние Москвы. Кстати, была удивлена, что некоторые районы Минска отдали полностью под застройку москвичам. В плане цен Литва мне показалась намного привлекательнее. И ещё несколько слов по питанию в Минске. В этот раз пообедали в ресторане – бистро «Лидо» (расположен напротив ЦУМа) -аналоге московского «Му-Му», но с бОльшим выбором блюд. А ещё посетили один из сети ресторанов национальной кухни «Васильки» - что-то типа украинского «Тараса Бульбы». Очень большой выбор недорогих блюд национальной и литовской кухни.