Откуда: Москва Когда: 05/2004

По маршруту: Малоярославец, Калуга, Козельск, Калуга

Итак, опустим описание сбора всех участников экспедиции, и сразу к делу - 29.05.2004 года в 14.00 мы пересекли МКАД и направились по Калужскому шоссе на поиски новых ощущений.
Изначально ощущения были не из самых приятных - мы отстояли 20 минут в пробке на подступах к Москве (точнее, в данном случае, на отступах от). Но, претерпев это неудобство, мы уже в скорости неслись по достаточно широкому (не две, но полторы полосы) шоссе, окруженному приятными видами, замечая по сторонам всякие достопримечательности.
По дороге до Малоярославца их насчитали ровно две - указатель на место гибели Талалихина (85 км) и далее - указатель на музей Жукова. Ни то, ни другое в планы нашей поездки не входило, но, может быть, кого-нибудь заинтересует. Среди прочего - впервые виданнй сервис на трассе - стояла машина со шкурами диких животных, головами лосей, кабанов и прочей невинно убиенной скотинки.
К слову сказать, покрытие дороги было не самым плохим (особенно, если сравнивать с обратной дорогой по Киевскому шоссе) и мы достаточно быстро добрались до первого пункта нашего маршрута.
1. г. Малоярославец. Проехать музей просто невозможно - он стоит прямо на трассе и представляет собой один из наиболее благообразных домиков. Рядом недавно разбитый парк, в глубине монумент 1812 г, и маленькая часовня. Повернули направо и тут же припарковались. Подошли к часовне - вот оно - долгожданная диарама - но не тут-то было, дверка на замке, хотя время рабочее. Прошлись к монументу, посмотрели. Лично я огорчилась помойкой, которую развели местные жители. Видимо, эти места у них наиболее приятны для пикников. Зашли в музей - с другой стороны парка, спросили - Будет ли работать диарам? На сказали, что да. Посмотрели музей, вернулись к цели похода - закрыто. И это не смогло сломить нашего хорошего настроя, решили пока проехаться по городу, поискать что-нибудь пригодное для приема пищи. В итоге - познакомились с городом и нашли неплохой ресторан Кедр, где нормально поели, и через час вернулись на исходную позицию. Ура! Дверь была открыта и все получилось. Диарама растроила моих спутников своими малыми размерами - но это же не Бородинская панорама! - видимо, за время ожидания они подготовились к чему-то более внушительному. Обязательно возьмите сопровождение - денег это стоит немного, времени 7 минут, но картина получается более полной.
После диарамы заехали в монастырь. Монастырь, как монастырь. Чисто, благообразно, огородики, садики. Мне он был интересен как место кровавого побоища 1812 года. С тех пор остались ворота. Для людей более впечатлительных на религиозной почве - есть приятный тенистый источник. Может и святой, не проверяли.
После Малоярославца трасса стала вообще отличной, мы даже подумали, может, зря тащились по Калужке, а надо было по Киевке? Но... тогда, например, мы бы не увидели ту машину со шкурами. Обратно, так и быть, поедем по Киевке.
2. До Калуги долетели в момент. Проехались по городу (по центральным улицам - Ленина и Кирова), было еще светло (около 19.00) и мы никуда не торопились. Решили разведать места расположения музеев. Совет - езжайте по указателям. Они есть и вы не заблудитесь. Все остальные пути - тупиковые. Или реальный тупик, или "молоко" с гаишниками в засаде. Осознав этот факт, мы решили, что пора бы и поселиться, а затем и выпить/закусить.
Первым делом мы обнаружили, что гостиница Калуга уже/пока не существует как класс - на ее месте идет грандиозная стройка, затем проехали в гостиницу Баден-Баден, но не обнаружили в перечислении достоинств этого места собственно слова "гостиница" робко удалились в гостинцу "Приокскую", где нам радостно сообщили, что мест нет и посоветовали обратиться в Баден-Баден. Теперь мы были понастойчивее и все получилось. Мы перешли к следующему пункту нашей программы.
Изначально нас интриговал найденный на просторах интернета бар Русское пиво, туда-то мы и направились, по дороге осматривая город. Не знаю, как остальным, а мне Калуга понравилась. Приятный зеленый (очень зеленый) городок. А вот бар не понравился совсем, слава богу, мы там не задержались, а пошли гулять дальше. В итоге вечер закончился очень прятным застольем в кафе Прибаутки.
3. В 10 утра мы сдали номер, попили кофе в кофейне на ул. Кирова (нас привлекло - приятный интерьер и время работы - с 8.00 утра), и отправились в сторону Козельска, справедливо рассудив, что не стоит ждать до 11.00 открытия музеев - их посмотрим на обратном пути.
Чем ближе к Козельску, тем хуже была дорога, видимо, это историческая закономерность.
4. Очено порадовал указатель на Шамордино (не пришлось искать), вообще,приятно - в Калужской области с указателями все хорошо. У монастыря - огромная забитая парковка - экскурсионные автобусы, легковушки. На территории - практически никого - все в огромных очередях у источника, к которому ведет долгая лестница вниз. Строения монастыря поразили своими краснокирпичными формами. Собор - красив, все остальное уже кажется новоделом и китчем а-ля новые русские. Я все больше прихожу к мысли, что религиозный и исторический туризм расходятся все дальше и дальше. Простому мирянину делать в монастырях особо нечего ныне - если на цветники любоваться. Да и не ждут его там особенно.
5. Следующим был Козельск - маленький городок, стоящий на горе. Проехали его вдоль и поперек по двум наиболее асфальтированным дорогам. Порадовал местный туристический центр - везде на него указатели, сам открыт, внутри доброжелательная девушка, которая даже поделилась с нами на безвозмездной основе картой достопримечательностей. С ее слов я поняла, что они прикрепляют экскурсоводов, но в этот момент все они уже были на маршрутах.
6. Да ничего, до Оптиной пустыни было рукой подать и опять-таки везде указатели. Как и несметные автобусы на стоянки у монастыря. Наверное праздник - дошло до нас. Увы, мы забыли дома головные платки, а в этом монастыре такая услуга не предусмотрена. В итоге просто обошли по кругу, посмотрели на толпы, не прониклись и поехали обратно в Калугу - обедать в полюбившемся кафе и смотреть музей космонавтики.
7. Мне понравились оба музея - и дом Циалковского и музей космонавтики. Они сильно разные и о разном - один о жизни ученого, его быте и повседневных днях, другой - наших достижениях. Кстати, напротив музея космонавтики местные умельцы соорудили макет пепелаца из Кин-дза-дзы. Думаю,планировался, киоск. Интересно, что получится в итоге.
8. Осмотрев еще раз Калугу мы отправились в направлении н Медынь. Тут нас ждал населенные пункты Лев Толостой и Полотнянный завод. Первый мы пролетели мимо, так и соблазнившись на указатель Тихонова Пустынь (норма по пустыням нами уже была выполнена), и помчались во второй - желая успеть до закрытия музея. Увы и ах, музей оказался закрыт, а на самостоятельный осмотр парка сил уже не было. Развернулись и поплелись на Москву. Уж лучше бы мы поехали через Калугу Калужским шоссе. Киевка в районе 173 км ремонтируется кусками по 10-20 км за раз. Огромные очереди, тоска. Но, может быть, когда-нибудь и здесь будет город-сад.

Резюме - съездили хорошо, приедем еще. Как минимум, опять посеить кафешку (правда, она подороже получается Детинца в Великом и Славянскго в Ростове) и Полотнянный завод.