Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва, Москва Когда: 07/2015

По маршруту: Тольятти, Самара, Аша, Сатка, Карабаш, Челябинск, Коркино, Касли, Сысерть, Екатеринбург, Шувакиш, Нижние Серьги, Асбест, Верх-Нейвинский, Невьянск, Нижний Тагил, Алапаевск, Нижняя Синячиха, Верхняя Синячиха, Кучино, Чусовой, Кунгур, Пермь, Ижевск, Елабуга, Казань, Свияжск

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Идея этой поездки уходит в совсем далекий 2009 год- именно тогда появились мысли съездить в этом направлении , чтобы посмотреть на вещи , которые недоступны взору обитателя европейской части России – старые демидовские заводы, местные промыслы, техногенные объекты- отвалы, карьеры, разрезы и пр.  Тем не менее, направление оставалось для меня на задворках автомобильных путешествий. Все –таки места эти не совсем туристические-так по крайней мере, считает народ. И год за годом, эта поездка отодвигалась. Потом родился ребенок и идею пришлось задвинуть в дальний угол - все-таки достаточно большие расстояния необходимо преодолеть –ребенку это тяжеловато.

Но в этот год было решено съездить.  Перед поездкой я поднял старые отчеты    Ags и Blacky, и  немного видоизменил маршрут. 

В этот раз план пробега делали по принципу: чем сложнее, насыщеннее маршрут,  тем лучше. В итоге нарисовали замкнутое кольцо протяженностью около 6 тысяч километров: Москва – Тольятти  - Сатка– Челябинск – Екатеринбург – Нижний Тагил- Кунгур-Пермь – Ижевск – Елабуга – Казань – Москва. 

Урал 2015

Преодолеть маршрут рассчитывали за десять  дней, но в итоге были вынуждены несколько скорректировать план.  Поездку в основном наполняли «музейными» объектами, и «техногеном», природа интересовала, но в меньшей степени. Хотелось «местной цивилизации».

Покорять Урал отправились на Форд фокусе 2.  Должен сказать, что машина оказалась очень подходящая для таких поездок – простая как  автомат Калашникова,  если что случится- починить можно быстро и везде, а небольшие габариты позволяют быстро  «челночить» по рядам в потоке крупных городов и обеспечивают  довольно низкий расход топлива.

Перед пробегом автомобиль подвергли на даче небольшой подготовке.  Заменили ремень ГРМ и приводные ремни, керхером помыли радиаторы, провели ревизию тормозной системы и подвески, заменили фильтры, залили свежее масло в коробку и мотор.

В дорогу были распечатаны материалы по городам и точки с координатами и схемами проезда к достопримечательностям.

Экипаж – я, жена-штурман, и ребенок - пассажир, ему недавно исполнилось 3 года.

Особенностью этой поездки , в отличии от некоторых старых, также было то, что есть в ресторанах и кафе  не планировалось- была взята пароварка и закупались продукты, а также номера во всех гостиницах бронировались исключительно  по принципу «Нам нужен самый дешевый двухместный номер в вашей гостинице» - платить  втридорога  за номер только для того, чтобы «кинуть кости» не хотелось. 

Пугала погода, т.к. этим летом Москву залило, и была вероятность, что мы окажемся в дождях на Урале.  Забегая вперед скажу- что в плане погоды нам всю поездку фартило безмерно и все точки маршрута кроме г. Перми мы смотрели под лучами солнца.

Итак, поехали.

День первый 15.07.15

Проснувшись рано утром, заглотнув пару бутербродов и кофе, кинув вещи в машину, в 4 часа утра мы выдвинулись из ЦАО Москвы в путь.

Быстро миновав МКАД , выскакиваем на трассу М-5 «Урал». Дорога до Рязани хорошо знакома -долетели очень быстро. 

Местами еще лежал туман.

 Качество дороги в целом приличное,  после Рязани же пошла обычная двухрядка.

Вот и первая остановка в районе Шацка. 

Перекусив, заправившись, двигаемся дальше. Дорога идет преимущественно среди населенных пунктов. 

Примерно в 10-25 проезжаем главную шашлычную страны- д. Умет. Кругом жарят вкусный шашлык. Наверное, вкусный - мы не пробовали.

Далее не происходит ничего примечательного, едем. 

Дорога двухрядка , скучная, как барабан.

В 14-35 Делаем еще одну остановку для заправки . 

Остается 264 км до финиша –г. Тольятти.

 Продолжаем. Дорога по-прежнему однорядная – но качество приемлемое. 

Время уже к вечеру, начинаем уставать. 

Но самое неприятное явление  ждало нас в районе Жигулевска.  Выезжаем на плотину ГЭС- мост через Волгу. 

Там была огромная пробка, в которой мы протолкались почти час. 

Кое-как пересекаем Волгу и вкатываемся в Тольятти.

По навигатору находим гостиницу «Три Звезды» . В ней у нас забронирован номер. Гостиница  Расположена в промзоне. Но, несмотря на это, общее впечатление хорошее. Доброжелательный персонал, шлагбаум на стоянке. Мы брали самый дешевый номер на 2х человек. В номере одна кровать, кондиционер, телефон, телевизор, санузел. Завтрак так же включен в стоимость номера.

Выкладываем вещи, перекусываем и уставшие наконец-то ложимся спать.

16.07.15. День второй.

Проснулись с утра пораньше,

 перекусили и выдвинулись в сторону  района автозавода.

Что я могу сказать на этот счет. Перед тем как ехать на Урал, я узнавал состояние трасс. Зная что М5 сливается с М7 в районе Уфы, зная про покрытие и рядность М7 – а она лучше М5, одной из главных причин, по которой я поехал по М5 было желание посетить г. Тольятти и технический музей ООО «АВТОВАЗ» . 

И вот мы на месте. 

Завод огромен, много проходных - фактически целый город. Он напомнил мне завод ГАЗ в Нижнем Новгороде.

 Должен отметить, что являясь в прошлом ярым фанатом вазовской техники-не сочтите меня тронутым умом –по простой причине- ведь именно она учила работать руками и головой применительно к ремонту и бескрайнему тюнингу авто - это как первая любовь и первый секс- забыть нельзя- я не могу не поставить 5 балов  из 5 этому месту и городу. Да, моя любовь к ТАЗам  «докаданниковской и каданниковской эпохи» ностальгически безмерна.. Огромная территория, огромное количество экспонатов- танки, бульдозеры, 

вагоны, паровозы, 

и даже громадная подводная лодка, все это стоит под открытым небом.

Должен отметить, что состояние техники порой «не очень»- колеса подспущены, стекла треснуты, и начинает ржаветь. Тут как говорилось в известной, подходящей песне:

"С корешем капот мы приокрыли,

Рты мы пораскрыли и глаза закрыли.

Потому что шланги все ваще отлетели, блин!

Корпус и коллекторы полопались и сгнили!"  (Сектор Газа)

Печально , нужно не запускать, иначе придет в упадок как у Красинца.

Основное внимание привлек павильон Вазовской продукции, 

которая либо не пошла в серию, либо выпускалась мелким тиражом- как 2112 купе например, которую я даже когда-то хотел брать (но взяли 2113). 

 Другие модели павильона были представлены  на московских автосалонах в разные годы-концепты,

 родстеры,

 

электрокары, 

 рестайлинг «копейки» и т.д.

 

Погуляли, сделали фото на память.

Вообщем ,

"двойки", "восьмёрки", "тройки" и "девятки" -

Самые лучшие тачки!"

Сам же город просто твердыня ВАЗа. Все стоянки, автосалоны забиты огромным количеством Жигулей. 

В городе трафик на 70% состоит из ВАЗов. Даже эмблема завода есть в виде монумента!

 Глаз радуется. Честно.

Следующим пунктом нашей программы был заезд в Самару. 

 

Тут предполагалось осмотреть смотровую площадку на въезде в город и  прогуляться по набережной. 

Подъехали к смотровой (N053 20.697, E050 11.834) , на стоянку не заезжали (она платная), оставили машину рядом, сходили посмотреть. 

Виды хорошие.

Заехали в аптеку и поехали в город- в сторону набережной.

Что можно сказать про набережную? Чисто , ухожено. 

Очень напомнила мне набережную в Ростове на Дону. 

Здесь тоже стоят фигуры, скульптуры различные фонтаны и пр.  

Только Волга не такая маленькая по ширине и более чистая с виду, чем Дон.

 Провели там час, на выходе к машине прикупили пироги «Штолле» и начали выбираться из города.

 И вот тут нас ждала засада. Конкретная. Город весь перекопан и застыл в ремонтах. Местные жители закончили рабочий день и стали покидать рабочие места.

 Время было в районе 5 вечера, и мы уткнулись в пробку. Почти час выезжали из города, наконец, выбрались на «оперативный простор». 

И только потом я понял, что это не так. Думал доехать быстро. Как же я ошибался.

Точкой прибытия на этот день был г. Аша в Челябинской области. Именно в нем был забронирован номер в гостинице «АМЕТ». Вечерело, надо было форсировать темп, учитывая 2-х часовую разницу во времени.

Легко сказать, но сложно сделать.  Участок М5 от Самары до Уфы оказался просто ужасным - этакий танковый полигон. Что характерно- мои знакомые - водители дальнобойщики предупреждали об этом , но т.к. мы ехали через Тольятти - выбора не было. Огромные количества ям, гребенка, адские колеи, чадящие  фуры, ползущие на подъем  со сплошной разметкой со скоростью черепахи и т.д. 

Дважды со встречки прилетали машины при обгоне - приходилось съезжать на свою обочину.

В какой-то момент мне казалось, что мы стоим на месте. Со злостью и досадой я смотрел на экран навигатора и буквально офигевал - машинка на радаре будто застряла центре «бермудского треугольника»- между точками Самара – Бугульма –Уфа-Бугуруслан. 

 Гипнотизировал ее взглядом. Позвонили в гостиницу, предупредили что будем поздно. Уже в сумерках пересекли границу республики Башкортостан. По обочинам работали нефтяные качалки. Финишная заправка на объездной в  Уфе и  мы едем дальше.  

Последние 100 км идем  практически одни. Машин на трассе нет- все спят. По местному –уже почти 2 ночи. Въезжаем в Челябинскую область. Еще немного и видим поворот  на г.Аша.   Покатавшись по темноте по городу, звоним в гостиницу, выясняем, как проехать. В итоге примерно в 3 ночи по местному времени заселяемся, перекусив, покормив ребенка, уставшие  ложимся спасть.

День третий. 17.07.15

Проснулись утром, зашли позавтракать в буфет завода «Амет».  

После этого, мы заприметили продукцию завода гражданского назначения-термосы, кружки, кастрюли. Решили прикупить, узнали, что продается это дело в фирменном магазине около ДС «Металлург». Заехали по пути, прикупили пару изделий - термос и кастрюлю- по качеству лучше чем китайский ширпотреб. Завод же активно работает, отгружает продукцию в т.ч . и на экспорт- вспомнилось , что даже ставил им пару фур.  

Выдвинулись из города, выехали на М5.

 Про М5 в районе участка Сим- Челябинск написано много. 

Что можно сказать- огромное количество «сплошняка» и знаков «обгон запрещен» ,несметные количества фур, штурмующие так называемые «Уральские горы»-именно так говорят бывалые  водилы-«разводилы»-дальнобойщики объясняя чудовищный сверхнормативый расход солярки в рейсах (Горы, которые по сравнению с Кавказом не горы, а просто холмики-кочки)  и засады гаишников в кустах. 

Погода не радовала - дождь лил стеной и мы просто плыли по течению.  Простояли в пробке - идет ремонт моста и организован реверс.

 Дождь не унимался.

Вообще отдельно скажу про погоду на Урале. Погода крайне переменчивая. Порой солнце резко сменяется дождем, тучи идут и будто цепляясь за верхушки гор , проливаются ливнями. Что и было сейчас.

В районе Сима  открываются интересные виды с трассы на горы. 

Медленно ползем в потоке.

Ближайшая цель по плану п. Пороги- на реке б.Сатка, практически на северной границе Челябинской области.  Там нас интересовала ГЭС  в поселке, внесенная в список памятников мирового значения ЮНЕСКО.  Эта гидроэлектростанция начала XX в - одна из старейших в мире. И причем действующая.

Доехали до поворота на г. Бердяуш, повернули. Погода налаживалась. После этого еще порядка 10 км по двухполоске и 15 км по грунтовке-грейдеру . 

По пути встречаются интересные виды. 

Еще немного и мы у цели. Въехали в поселок. 

По московскому времени - уже порядка 2 часов дня. 

Должен отметить,  что время при заезде на Урал критично играло все 10 дней против нас, и чрезвычайно изматывало.  Разница в 2 часа особенно ощущалась при посещении музеев и чтобы успеть до закрытия, приходилось «формировать темп». При посещении парков, и прочих природных мест - не так ощутимо напрягало.

В общем, чуть забыл про разницу, и приехал в музей по московскому времени к закрытым дверям и вот "Одна я умная, в белом пальто стою красивая" (с).

 Но мы отвлеклись. Итак , станция.

 Дождь перестал идти совсем.

Думали, что будет "пресно", особенно после просмотра ГЭС Рюмякоски в сортавальском районе. Но приехав сюда, стало понятно, что это не так. 

Водосброс - сильный, виды - классные, а главное- станция работает уже целый век!! 

Что насторожило - немного все в состоянии заброшенности - грязновато, 

задняя часть слегка подгажена- требуется уборка, 

внутри помещение - открыто, сидит "контролер", но при этом все механизмы работают. 

И как-то стремно даже было заходить - хотя висит табличка по ТБ. 

Я перефразирую  ее грубо: "Чтоб на вал не накрутило, засучи рукав, му…ило»

Посмотрели, полюбовались, и двинулись в обратный путь в сторону М5. 

По местному времени уже было порядка 5 часов. 

И мы поняли, что в г. Златоуст мы не успеваем. С другой стороны, образцы клинков, топоров и пр. Можно увидеть в краеведческом музее Челябинска, поэтому мы особо не переживали.

Заправились и взяли курс на Челябинск. Но тут, видя, что погода совсем «разгулялась» мы решили использовать возможность и заехать раньше плана в г. Карабаш. Про это место мы читали, но хотелось увидеть один из грязных городов cвоими глазами. Повернули на Миасс. 

 Миасс оказался достаточно длинным городом, проезжали насквозь очень долго. В итоге выехали за пределы города и оперативно двигались дальше. Стояла задача успеть до заката.  Проезжаем разные населенные пункты, порой попадаются разные промышленные названия- «Северные печи» и т.п.  

И вот мы почти у цели.  Остановлюсь на этом подробнее.

Карабаш — город в Челябинской области с населением около 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 после открытия золотоносных россыпей на  месте татарского поселения. В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город занял первое место на планете, как самый грязный.  На заводе не было установлено очистных сооружений — во времена СССР об экологии особо не думали.

На въезде в город мы видим реку  Сак-Елга.  

Уровень содержания железа в  ней в 500  раз превышает допустимую норму. На расстоянии 100 метров от берега  нет никакой растительности .

 Цвет реки- ярко рыжий. Вода загажена выбросами.

При производстве меди из медной руды образуется большое количество вредных веществ, таких  как производные свинца, серы, мышьяка и, собственно, меди.  

Виновник экологической катастрофы- карабашский медеплавильный завод- Карабашмедь.

Почти за век завод выжег и засыпал шлаком большую территорию вокруг себя. 

За год работы комбинат выбрасывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию.

С другой стороны дороги от комбината видна Гора лишившаяся растительности от воздействия выбросов «Карабашмеди». Гора называется «Лысой».

В целом картина производит достаточно сильное впечатление. Смотрев в детстве рекламу Гринпис я не верил, что человек может так гадить.

 Погода же при посещении города очень подошла- солнце садилось, и виды были эффектные. 

 

В итоге имеем: Высушенная река Сак-Елга с покрышками и пеной по берегам-абсолютно желтая вода, завод с валящим дымом из трубы на фоне заходящего солнца, перекошенные , черные от копоти дома, выжженные кислотами горы, и крест с надписью "Спаси и Сохрани" …

Безнадега. Только бежать.. От увиденного действительно пробежали мурашки по коже- это тот случай когда фото в интернете не могут передать атмосферу места- надо видеть в живую. Финальный "удар по почкам"- горы отработанной породы размером с дом на выезде из города.

 По «вау-эффекту»- неплохо.

После осмотра этого безобразия, мы поехали в гостиницу в г. Челябинск. 

Номер был забронирован в гостинице Южный Урал. Хорошая, еще советская, гостиница в самом центре. Поставили авто на стоянку. Персонал же гостиницы не побоюсь этого слова -"четкий", по другому сказать не могу- все быстро и по делу. Никаких лишних вопросов и разглагольствований.  Перекусили, легли спать. 

День четвертый 18.07.15. 

 «В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

там" 

(В.Маяковский)

В этот день было запланировано много точек осмотра, порядком вымотались.

Итак, начнем: Г. Челябинск.

Что я могу сказать про сам город? Он очень понравился.  В Челябинске очень широкие улицы и проспекты, порой по 3-4 полосы в каждую сторону. «Запас прочности» по пробкам здесь очень высок, на мой взгляд, даже по московским меркам- если добавить развязок и светофоров.

Утром проснулись,

 

 позавтракали, сдали номер и отправились в сторону ул. Кирова. 

Улица является местным Старым Арбатом.

  Интересно, что в «активном состоянии» застать все-же ее не удалось, т.к. время было весьма раннее- раньше 8 утра. Палатки и лотки были закрыты. Это придавало особую атмосферу- пешеходная улица- спала, народу почти не было. Напомнила казанскую ул. Баумана.

Поснимали основные скульптуры и памятники. 

Двинулись в сторону областного краеведческого музея.

Краеведческий музей оказался закрыт- по времени еще было рано. Во дворе музея представлена экспозиция различных камней и минералов с разных районов Урала. 

Походили, осмотрелись, музей как раз открылся. 

Выдвинулись осматривать залы.  

На деле оказалась очень емкая экспозиция

-  в залах освещены все моменты развития челябинской области- от древности,

 до металлургии 

и гравировки на холодном оружии. 

Походили  по экспозициям, рассказывающим историю города.

На втором этаже, вернее на крыше, хороший вид на город и реку Миасс. 

Прошли дальше- хит - челябинский метеорит, который упал недавно рядом с городом.

Посмотрели залы, рассказывающие о городе в военные и послевоенные годы.

После осмотра музея решили двигаться к машине,  чтобы выехать в сторону н/п Коркино. В Коркино анонсировалась основная достопримечательность-  самый глубокий угольный разрез в Европе глубиной более 475 м. Мы не могли обойти его стороной.  Дорога до места от центра Челябинска- добротная двухрядка с разделителем. Уже появляются указатели на г. Троицк- Казахская граница рядом. Быстро долетели до Коркино, миновав несколько гаишных засад. Покрутились по улицам , и нашли точку обзора.

 

Карьер, как ни странно, впечатлил  нас не столь сильно, как ожидалось из описаний. 

Но были и плюсы-с погодой сегодня повезло. Было раннее утро, светило солнце, экскаваторы еще видимо не "активничали" и дымка над разрезом еще не была столь плотной как на фото в интернете. 

Да, карьер, очень глубокий - говорят самый глубокий угольный разрез в Европе. Действительно -масштабы внушают. Очень напомнило Железногорский разрез на КМА. 

Сделали контрольные кадры и помчали дальше. 

А дальше была достаточно сложная задачка. Было необходимо попасть в г. Касли- очень хотелось увидеть музей местного каслинского литья. Проложили путь напрямую, через город- т.к. объездная Челябинска  очень громадная. Навигатор показывал до точки более 160 км, звонок в  музей показал , что работают они до 16-00, что не радовало, т.к. по Москве было уже почти 11-00., т.е. оставалось 2-2,5 часа.  Решили форсировать темп. До Челябинска  доехали быстро, через город прокрутились по улочкам и вышли на оперативный простор- свердловский тракт.  Там сели на хвост местному, что позволяло держать скорость  ~160-170 км/ч , благо дорога хорошая двухрядка в каждую сторону. За час до закрытия мы все-таки занырнули в поворот на Касли, и спустя мгновения были у музея. Присоединились к последней экскурсии.  Что можно сказать про музей? Вернее про каслинское литье.  

Очень понравилось- ничего не сказать.. 

Не смотря на малый размер помещения и экспозицию - понравилось очень и очень. 

Интерес представляет рассказ про процесс самого литья и подготовки моделей. В принципе –все технологически очень закономерно и предсказуемо. Напомнило уроки из темы про литье  в песчаные формы по предмету Теория Конструкционных материалов в МАДИ .

Экспозиция понравилась, в итоге даже приобрел себе реплики в качестве сувениров. Цены не очень высокие , как многие пугали, москвичи точно осилят. Есть очень даже интересные скульптуры. 

 

Довольные, заехали перекусить на заправку Газпром и залили полный бак. 

Следующим пунктом был г. Сысерть, где предполагалось посмотреть местное озеро- Тальков камень.

Проехали город насквозь, уточнили у местных дорогу. В итоге машину оставили на шоссе на выезде из города и пошли в парк Бажовские места.

 

 Вход платный.  Шли по лесу около 2 км вдоль речки. 

Что увидели в итоге- во-первых ,видна деятельность по благоустройству. 

Все чисто- мусора нет,  т.к. проход в парк платный. Во –вторых-  само озеро- местная Рускеала:)  

очень похоже на мраморный карьер в Сортавале, хотя там больше масштаб выработки.. 

Если рускеальский карьер нравится- вам  однозначно сюда!

 Полазили по склонам и пошли в обратный путь. 

Дорога до Екатеринбурга была ничем не примечательна, 

заехали в город, где нас ждала квартира на ул. Белинского , недалеко от центра.  «Причалили», выгрузили вещи, предварительно зайдя в магазин, закупив продукты.  Последующие 4 дня мы располагались здесь.

 Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru