Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2015

По маршруту: Тольятти, Самара, Аша, Сатка, Карабаш, Челябинск, Коркино, Касли, Сысерть, Екатеринбург, Шувакиш, Нижние Серьги, Асбест, Верх-Нейвинский, Невьянск, Нижний Тагил, Алапаевск, Нижняя Синячиха, Верхняя Синячиха, Кучино, Чусовой, Кунгур, Пермь, Ижевск, Елабуга, Казань, Свияжск (часть 2)

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Первая часть http://www.autotravel.ru/v_report.php/2103

День пятый 19.07.15 Екатеринбург, в основном пешеходный.

Проснулись, собрались.

Перекусили, и выдвинулись в сторону центра. Запарковались на одной из улиц.

Немного отвлекусь и расскажу свои впечатления от города.  В моем ранжире (как выяснилось позже ,уже в Москве, местные считают так же) этот город оказался где-то на 3-м месте по размеру и «наполнению» после Москвы, Питера, т.е. это достаточно крупный, оживленный город со всеми вытекающими. 

Первым делом мы решили пойти посмотреть Храм на Крови,

 построенный на месте Ипатьевского дома- месте расстрела членов царской семьи.

Храм оставил впечатления новодела.  Время в нем не особо чувствуется. По ощущениям схожие впечатления были от посещения Храма Христа Спасителя. Наверное,  больше про него нечего сказать. 

Прошли в сторону небоскреба Антей, сняли деньги в банкомате. 

Покружили вокруг  

 

и направились в  Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. 

Несмотря на противоречивые отзывы на сайте музей очень понравился. 

Огромная коллекция экспонатов - различные изделия из камней и минералов. 

Даже карта сделана из камней:

Разные чаши, горки самоцветов и пр. 

Представлено много современных работ. 

 

Ходили достаточно долго по залам, изучали.

После осмотра отправились в сторону музея изобразительных искусств.  

Проследовали по проспекту Ленина мимо плотинки на р. Исеть. 

 

мимо памятника основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину,установленому 14 августа 1998 г. и приуроченому к 275-летию Екатеринбурга.

Решили заглянуть по пути в музей «Метальная лавка» по рекомендации Blacky. 

Не смотря на заявленные рабочие часы, оказалась закрыта.  

Двинули дальше через сквер и площадь с фонтанами.

И вот мы в музее. Экспозиция обширна- экспонаты из камней, картины, японские залы и др. Но  отдельно здесь стоит остановиться подробнее на двух моментах:

Это чугунный павильон, представленный  на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и собственно литье.

Чугунный павильон является, безусловно, одной из жемчужин нашей уральской поездки! 

Один из самых ярких экспонатов  картинной галереи, он радует красотой узоров, тонкостью отливки. В нем очень удачно слились и техническое совершенство каслинского  литья, и мастерство народных умельцев, сумевших  использовать грубый металл, подчинить его воле художника.

Павильон был выполнен по проекту петербургского архитектора Е.Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа.  На Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1900 году он был удостоен высшей награды по разделу "приготовление металлических изделий" - Большой Золотой медали и Гран-при "Хрустальный глобус". В ноябре 1900 года выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы. А в 1921 году первый советский директор завода отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости. От полного уничтожения павильон спасли старые каслинские мастера. Они написали уездному начальству Екатеринбурга просьбу о сохранении шедевра для потомков. К сожалению, телеграмма об отмене распоряжения директора пришла с опозданием - большая часть деталей была уже переплавлена. Оставшееся литье было передано Свердловскому областному краеведческому музею, где в 1927году в экспозиции "Уральское художественное литье" была представлена боковая стена павильона, восстановленная с помощью одного из создателей чугунного шедевра, мастера - модельщика К.Тарасова. В 1936 году художественная коллекция краеведческого музея была передана в фонды открывшейся Свердловской картинной галереи, расположившейся по улице Вайнера,11. В 1949 году руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона. Большую роль в его возрождении сыграл сотрудник галереи академик Б.Павловский: он не только убедил партийное руководство Свердловска в необходимости выделения денег на реставрацию, но и провел большую исследовательскую работу. В 1957-1958 годах бригадой мастеров под руководством начальника цеха художественного литья Каслинского завода С.Гилева были воссозданы утраченные детали экспоната и произведен его монтаж. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, произошло его второе рождение. В 1986 году картинная галерея получила реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода, находящееся в переулке Воеводина,5, на берегу реки Исети в Историческом сквере - месте, где был заложен город. Павильон был демонтирован и перенесен в новое помещение бригадой специалистов Свердловского зонального отделения Росмонументискусство. Консультировали работу Б.Павловский и старший скульптор цеха художественного литья Каслинского завода А.Гилев. Перед специалистами стояла задача максимально приблизить облик павильона к первоначальному. В Каслях заново изготовили все детали ажурного навершия с датой 1900, Гилев воссоздал два венчающих павильон штандарта с эмблемами Кыштымского завода. 9 июня 1986 г. состоялось третье рождение уральского чуда. Но работы по восстановлению исторического облика не были завершены до конца.

В 2000 году, к 100-летнему юбилею павильона, удалось закончить золочение фрагментов рельефов, и только в 2010 году у Екатеринбургского музея изобразительных искусств появилась возможность провести заключительный этап исторической реконструкции - вышивку балдахина золотыми эмблемами Кыштымского горного округа. 

Каслинский чугунный павильон - вершина литейного искусства уральских мастеров - как и 110 лет назад, продолжает восхищать посетителей музея, своей торжественностью, богатством декора, выразительностью рельефов и тонкостью деталей.

Безусловно , павильон произвел очень сильное впечатление. 

Отдельно стоит остановится на истории каслинского литья в целом.  Буду «разбавлять» рассказ фотографиями изделий (в произвольном порядке) в т.ч. и из музея при заводе в Касли.

Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности.13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.

В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо.

С конца 1815 года все работы на заводе выполнялись под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова. В Каслях в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши. В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. 

Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. 

Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 

1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.

В период с 1843 по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции

В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла.

С пуском в 1852 г. второй каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград, половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, столов и стульев. Освоили и некоторые модели бронзолитейной фабрики Выйского завода, где в 1830–1840-х гг. под руководством Федора Филипповича Звездина, выдающегося уральского бронзолитейщика, работали 18 мастеров. Оттуда привезли новые образцы художественного литья: подсвечники, настенные канделябры, чернильницы, а также бронзовые отливки Ф. Ф. Звездина («Бык» – копия с произведения итальянского мастера ХVI в. и «Верховой жеребец Мидльтон» – копия скульптуры знаменитого императорского рысака, вылепленной академиком П. К. Клодтом).

С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ с обязательной предварительной оплатой половины стоимости работ. Активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Новые требования, предъявляемые к жилому интерьеру, изменившиеся вкусы общества (интерес к классицизму сменился ориентацией на стиль историзма) и запросы рынка обусловили увеличение выпуска подсвечников разнообразной формы, декоративных ваз и тарелок, пепельниц и лотков, курительных и чернильных приборов, подчасников, кронштейнов и пр. Качество «кабинетного» литья значительно улучшилось. По своей отделке и уровню исполнения оно не уступало аналогичным бронзовым вещам, но было существенно дешевле и более доступно покупателю.

В 1870-е гг. определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский: «…каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. 

Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами.

Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».

В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль.Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ в., представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари, набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г. Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.

Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем полтора века назад, изделия выполнены по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.

По материалам http://www.kac3.ru/

Походили по другим залам.

Опять увидели коллекции златоустовского холодного оружия и гравировку на нем

Есть современные  «поделки»

Японское искусство

После осмотра музея отправились посмотреть железки во дворе Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала.  

На входе представлены различные механизмы- подъемники , станы и пр.

В самом музее проходили выставки архитектуры города- мы не стали заходить- скучно.

Пройдя мимо памятника группе «Битлз»

 увидели памятник клавиатуре. 

Прикольное местечко. Хорошее место для группового фото – каждый фотографируется на клавише- необычная штука. 

Сфотографировались и выдвинулись в сторону ул. Вайнера.

По пути встречаются интересные архитектурные формы.

И вот мы на улице Вайнера. 

Лично мне она напомнила опять Старый Арбат в Москве.

  Многолюдно, много магазинчиков, кафе 

 Прошлись по улице в сторону ул. Малышева.  Двинулись в сторону небоскреба «Высоцкий».

 Пришли, заплатили за вход  на смотровую площадку и подъем, дождались лифта на 52 этаж и поехали.  Поднялись. Обзор города здесь очень достойный. 

Все дома и улицы как на ладони.

 Единственное замечание- лучше одеваться потеплее- ветер наверху сильный гуляет.

Пофотографировали и отправились вниз. По пути потроллили лифтершу, что лифты медленные и в Москве в Останкино  быстрее. Реакция на троллинг была положительная и ожидаемая: « В Москве все больше и лучше, зарплаты больше, рыба жырней, икра вкусней, и вообще вы-москвичи гады жрете и с..ете черной и красной икрой непереваренной» Интересная точка зрения. Без комментариев. Помчались в низ. Снизу здания был обнаружен музей В.Высоцкого. 

В нем экспонируются  личные вещи, 

скульптура , личный Мерседес В.В.Высоцкого,

предметы со сцен.

 Очень емкий музей, к тому же бесплатный.

Должен сказать, что бизнес-центр «Высоцкий» место весьма популярное- гуляют свадьбы, много народа. 

Перекусили в макдаке по-быстрому  и выдвинулись в пригород Екатеринбурга в сторону места под названием Ганина Яма. 

Приехали , зашли на территорию монастыря. 

Чисто. Свежо. 

Внутри много деревянных новодельных построек- дома , церкви, трапезные.

 Установлен памятник Николаю II и его семье. 

Реально же само место бутафорское. Останки царской семьи, как известно, были найдены не там. Как мне показалось, место было сделано, чтобы прихожанам было  поближе ездить.  Прошлись, поснимали и поехали.

Решили заехать посмотреть памятник ЕБН.   Вбили координаты в навигатор, поехали по городу. Памятник был обнаружен на стройке в куче строительной техники, гор песка, и пр хлама.  

Там ему и место.На том и закончим.

Т.к. уже смеркалось, мы решили еще заехать в парк "Шарташские каменные палатки". 

В парке представлена небольшая  комбинация скал, находящихся в черте города. Решили поехать сюда на всякий случай, т.к. не знали, попадем ли мы на скалы  «Семь братьев» , поэтому приехали для понимания «сути явления»- так сказать. Скалы оказались маленькие и сильно исписаны. 

Надо почистить надписи и сам парк. Пофоткали и поехали в квартиру, ужинать, день был насыщенный. 

Должен сказать, что темп был очень форсированный и вообще , учитывая разницу – плюс 2 часа к московскому времени, было достаточно напряженно путешествовать и ходить по музеям в этой поездке- время всегда «жало»- приходилось рано вставать. А учитывая что многие музеи работали только до 16-17 ч - изрядно  бегать, чтобы везде успеть.

День шестой 20.07.15.

В этот день все музеи были закрыты, но погода была отличной, и мы решили съездить в парк «Оленьи Ручьи», который находится примерно в 120 км от Екатеринбурга в направлении Перми -д. Нижние серьги. Собрались, поели, пошли к машине. И подойдя увидели сюрприз – одно колесо спущено.   Поставили запаску и поехали в шиномонтаж. Тыкнулись в один- мастера нет, ждите 3 часа. Уехали. По дороге нашли второй. Быстро заклеили и поехали дальше. Дорога в сторону Первоуральска достаточно ровная. Сначала шла двухполоска, потом уже после поворота на Нижние серьги, хорошая однополосная дорога. Быстро долетели до д. Половинка и вскоре повернули на Бажуково . Еще пару минут и мы в парке.  Поставили машину и пошли покупать билеты.

Что можно сказать про парк? Это однозначный туристический хит. Очень повезло с погодой. В парке на этот день было представлено  3 туристических маршрута. 

Первый короткий- от ст. Бажуково к Ангелу на скалу Дыроватый камень -не очень интересно- много народа и второй- короткий на ск. Карстовый мост (7км)- уже поинтереснее и самый длинный (15 км) -на пещеру Большой провал.  В кассе предупредили, что река Серьга сильно разлилась и что по большому кругу идти было нельзя. Вернее можно, но после мостов прилегающие территории переходить пришлось бы вплавь. Мы не стали мучаться и  встали на маршрут в сторону скалы Карстовый мост. Прошли поселок, на опушке леса было достаточно сыро, под ногами хлюпало. 

Пару раз чуть не наступил на змей. В «стремных» местах ребенка брал на руки

Прошли вперед. Через пару километров дорога идет по вершине склона,

 виды хорошие. 

 

 

Солнце припекало, и спустя некоторое время 

 мы вышли к реке и к финишной точке.

 Осмотрелись. 

Перешли через мост, 

и полезли на скалу. Пролезли насквозь, 

и вышли к воде.

Далее в обратный путь и на "исходную." 

Маршрут до Ангела и ск. Дыроватый камень более «пресный» и не  такой интересный. Хотя порой попадались интересные места. 

 40 минут ходьбы в темпе и мы на месте.

Решили пойти по «желтому» длинному маршруту ,

 но после переправы через мост поняли, что насчет затопления рекой бродов люди не шутили, 

и стали возвращаться назад. 

 

 Тем временем, мы заметили, что пробыли в парке целый день. Уставшие, но довольные пошли к стоянке.

 

 

Возвращались в квартиру уже в темноте, прикупили продуктов и  поужинали. Обсуждали, куда держать путь завтра.

День седьмой. 21.07.15

Солнце, как и в прошлый день, радовало, погода была отличной. Решили не ездить по музеям, а прокатиться и  посмотреть  достопримечательности на свежем воздухе.

Выбор пал на г.Асбест. Позавтракали, и поехали. Дорога в сторону Тюмени от Екатеринбурга до Асбеста ничем не примечательна. Обычная, хорошая двухполоска. Быстро долетели, и свернули по указателю с трассы на город. Решено было смотреть Асбестовский карьер в одноименном городе, а также  Музей комбината "Ураласбест". Покрутившись по городу, приехали к музею. Зашел на проходную. Тут напоминаю читателям, что был будний день и не понедельник.

Вахтерша в камуфляже, сильно напоминающая  вертухая на зоне,  быстро пробурчала , что музей закрыт, т.к. экскурсовод на больничном. А без экскурсовода «Проход в камер….  Кхм.. т.е. Проход в музей запрещен». Мой рассказ про то, что мы приехали издалека не возымел действие. В общем,  ехать сюда надо осторожно. 

Поехали смотреть карьер.

Петляли, петляли, но  в итоге нашли. 

Карьер отличный. 

Погода очень подошла и видимость была идеальной.

 Смотровая площадка очень удобная. 

Даже подъезжают туристы. Посмотрели и пофотографировали с удовольствием.

 

На выезде из города стоит прикольная стела.

Поехали обратно в сторону Екатеринбурга. Времени было еще много, на ЕКАД на юг была пробка, и мы поехали на север. 

Т.к. была хорошая погода, решили съездить посмотреть скалы «7 братьев» недалеко от г. Верх-Нейвинский на вершине г. Семибратская.

Выехали на Серовский  тракт. 

Дорога интересная и местами напоминала мне М-18 «Кола».  Кое-где видны остатки скальной породы на обочинах, встречные потоки разделены лесным массивом . Быстро долетели до моста на город, двинулись по указателю. Дальше открыли описание и схему.

Согласно схемы предлагалось доехать до конца коллективных садов, оставить машину и идти вдоль ЛЭП, 

далее по схеме свернуть на тропу к скалам . 

После посещения парка Оленьи ручьи, мы подумали что это будет очень быстро и легко. Мы ошибались. 

Кое-как проползли через коллективные сады (слава Богу не оставили машину около озера , как хотели сначала) . Сокрушалис,ь что нет клиренса, но потом поняли что и хрен с ним, т.к. чтобы пройти дальше нужны лифт, пара лебёдок с обеих сторон, шноркель, колёса тридцать третьи, блокировки в мосты. Реально конечно утрированно, но на пути вдоль лэп большие здоровые булыжники , пришлось спешиться. 

Пару раз наступил на змей, 

но успел убрать ноги- в «сортах го..на» кхм, т.е. змеях не разбираюсь-  поэтому ребенка посадил на плечи. Так и пошли. Навстречу попались одни прохожие, мы  уточнили дорогу. Затем еще раз уточнили у жительницы местной деревушки около ЛЭП , правильно ли идем. 

Получив утвердительный ответ, продолжили. Уже изможденные, все таки дошли до поворота… и продолжили подъем. Еще немного и мы сверху. В результате подъема  видим чудесную картину. 

Размер в реальности значительно интереснее, чем на фото.  

Говорят что в России немного таких осталось- вроде как эти , еще некоторые похожие и красноярские столбы.

Сфотографировались и пошли вниз.

Назад уже проще.

На обратном пути зашли на вторую группу скал - "три сестры" , но они сильно меньше. Хотя на них можно залезть без труда.

Поднялся и посмотрел окрестности.  

Пошли назад. Кой-как добрались до машины, изможденные медленно поползли через сады к дороге. Дороги даже в поселке ужасны. Чуть не сели на «брюхо» приходилось выходить из машины и смотреть. Все время сверяли свой путь по gps-навигатору.

В итоге мы выскочили на дорогу, купили в палатке питье и поехали к городу. 

Заехали в «Магнит» купили перекусить. Фуф…

На пути в Екатеринбург решили заскочить на озеро Таватуй. Большое озеро,

 по берегам- громадные  коттеджи, на причале яхты . 

Короче местная Рублевка. Мы смогли подъехать к озеру только через поселок. Все другие съезды закрыты  – частное владение, база отдыха, пансионат РЖД и т.п.  Кругом шлагбаумы толщиной с ногу.

 Цели купаться или какой-либо подобной не было, хотели просто посмотреть. Выполнили. Поехали в город на «базу». 

 Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru