Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2015

По маршруту: Тольятти, Самара, Аша, Сатка, Карабаш, Челябинск, Коркино, Касли, Сысерть, Екатеринбург, Шувакиш, Нижние Серьги, Асбест, Верх-Нейвинский, Невьянск, Нижний Тагил, Алапаевск, Нижняя Синячиха, Верхняя Синячиха, Кучино, Чусовой, Кунгур, Пермь, Ижевск, Елабуга, Казань, Свияжск (часть 3)

Рейтинг отчета: 2

Автор:

 

День восьмой. 22.07.15 Нижний Тагил- самый противоречивый город.

 

В этот день был запланирован переезд в Нижний Тагил. Приколы начались с бронирования гостиницы.  Со слов администраторов гостиницы были забронированы чуть ли не на месяц вперед и самые дешевые номера стоили 4-5 тыс. рублей. В итоге позвонив в пансионат «Аист» забронировали самый дешевый номер на двое суток за 1400 руб. в сутки. Собрали утром вещи и выехали достаточно рано, даже по местным меркам.

 

Дорога на Серов уже хорошо знакома по прошлому дню.

 

 

Быстро долетели до поворота на Невьянск.

 

 

Естественно, мы ехали посмотреть Невьянскую башню.

 

 

Выставили координаты и подъехали к парковке. Про саму башню и ее историю можно было написать отдельно и много, но я хочу кратко рассказать  о своих впечатлениях и сделать общие выводы. 

 

Попасть на башню можно с экскурсией, которые ходят регулярно.

 

 

 Многое, очень многое зависит от экскурсовода, в этом плане нам повезло- рассказывали четко, без лишней «воды».

 

 

 

Рассказывали про саму башню, про ее конструкцию и наклон, про род Демидовых,

 

 

 

 

гости:

 

посмотрели подвалы башни, вышли в слуховую комнату, поднялись на колокольню. Посмотрели часовой механизм- он, кстати, собран наподобие музыкальной шкатулки. 

 

 

 

 

Что интересно- черные швеллеры пронизывают всю башню насквозь , для придания прочности, от наклона.

 

 

 

В строительстве крыши применена конструкция подвижных стропил.

 

 

 Слуховая комната  в принципе ничего необычного не представляет- использованы знания элементарных законов физики, и свод построен как в церквях -именно аналогичным образом, за счет геометрии углов свода звук отражается и идет  по диагоналям.

 

 

 

Поднялись на колокольню. Вид сверху с башни хороший.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вообще сам объект крайне "фотогеничный".

 

 

 Это касается как самой башни, так и плотины реки и памятника Петру и Демидову. 

 

 

 

От себя так же хочу заметить, что   есть так сказать прямые "конкуренты» - Пизанская башня и Башня Сююмбике , которую мы так же посещали в одной из поездок. Кроме этих есть еще много других «падающих башен» как в России так и за рубежом. Например: Лондонский Биг-Бен, Башня церкви Франкенхаузен, Пагода Tiger Hill, башня Бурана, и др.

 

 

Пофотографировав всласть выезжаем из города.  

 

Заправившись по дороге, движемся прямым ходом в Нижний Тагил. Уже на подъезде к городу начинается дорога с хорошим покрытием.

 

 

 

Все очень чинно и благородно .

 

 

Ограничение скорости в городе на основных улицах -40 км/ч.

 

 

В городе идет бурная подготовка к   Russia Arms EXPO 2015 , X Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов, которая прошла в период с 9 по 12 сентября.

 

Russia Arms Expo – одна из крупнейших международных выставок вооружения российского и зарубежного производства. В мероприятии принимают участие более 400 экспонентов и представители военных ведомств из более чем 50 государств ближнего и дальнего зарубежья (министры обороны, начальники генеральных штабов). Аудиторию посетителей выставки составляют свыше 20 тысяч человек.

 

Преимущество Russia Arms Expo – наличие уникального полигона, позволяющего продемонстрировать полный спектр боевых и эксплуатационных характеристик вооружения и военной техники, осуществлять прицельный огонь по мишеням различного уровня сложности и производить оценку показателей работы военной продукции в режиме реального времени. http://rae2015.ru/ru/about/

 

В городе везде вывешены часы, которые отсчитывают дни, часы, минуты и даже секунды до начала выставки.  Все очень и очень серьезно и ответственно.

 

В этом предпраздничном, приподнятом настроении мы въехали в город и двинулись в заводской район.

 

 

Проехали чадящий всеми цветами радуги труб Нижнетагильский металлургический комбинат. Все улицы вокруг района завода идеально убраны , разметка и покрытие ровное. С парковками правда не очень.

 

Ставим машину немного вдалеке и идем в сторону Уралвагонзавода- одного «из флагманов российского машиностроения и оборонки» (В.В.Путин).

 

 

 Действительно территория завода и впечатляет. Все чисто и ухожено.

 

 

Во всю идет подготовка к выставке. Красят даже вагоны.

 

 

Заходим внутрь корпуса с бронетанковой техникой и спрашиваем, как  посмотреть экспозицию. Отдаем символическую плату за вход и мы внутри.

 

 

 

 

 

Что можно сказать? Музеев бронетанковой техники мы посетили много. Включая большой музей в Кубинке. Но это все совсем не то.  Основное отличие в том, что здесь ты прямо ощущаешь , что находишься в одной из главных танковых «кузниц» страны.

 

 

 Очень и очень достойный музей и само место. Легендарное, историческое.

 

Музей находится при заводе. Танки T34 и Т72 открыты для просмотра.

 

 

 Что характерно –состояние техники- просто муха не сидела – конвейерное- «Сел и поехал”, как говорится.

 

 

Но больше всего поразил музей посвященный "жизненным" этапам УВЗ. Он расположен в соседнем корпусе.

 

 

 

 Недавно была течь в потолке, поэтому не все стенды были доступны. В связи с этим, экспозицию нам показали бесплатно. Тут рассказывается история строительства гиганта.

 

 

 Поражает,  как люди построили такую махину, практически на лесах и болотах,

 

 

во многом на энтузиазме и ударничестве (что безвозвратно потеряно сейчас, в наше время это сложно понять)  при отсутствии современной техники.

 

 

 

 

 Вот было же время....

 

 

Представлены стенды посвященные заводу во время Великой Отечественной Войны.

 

 

 

и послевоенное время.

 

 

 

 

 

Посмотрев экспозицию 

 

 

двинулись в сторону музея-завода ,недалеко от Лисьей (Лысой) Горы.

 

Пока ехали по городу осмотрели другие районы и поняли, что улицы  не такие идеальные, как показалось сначала, в центральных районах покрытие дорог резко ухудшилось, город как-то помрачнел.

 

 Поплутав, остановились около горы на стоянке.  Надвигались тучи, и мы не стали задерживаться, пошли к заводу.

 

 

 

Итак , завод.

 

 

Нижнетагильский завод имени Куйбышева, основанный династией Демидовых в 1725 году, - единственный в России завод-музей индустриальной культуры.

 

 

 Место уникальное: железоделательный завод - сердце демидовской империи - был одним из самых крупных и передовых не только в России, но и в Европе. В 1987 году, спустя почти три столетия непрерывной работы, старый доменный цех завода был остановлен - и промышленный гигант превращен в музейный комплекс. Нагромождение металлических конструкций можно считать символом широты инженерной мысли XVIII века.

 

Завод-музей состоит из ряда экспозиций, которые показывают основные стадии металлургического производства: доменный цех, прокатное производство, мартеновский цех, энергетическое хозяйство, оборудование механической обработки металла и литейного дела. Здесь же находятся выставки заводской техники и подвижного состава образца XIX—XX веков. Музей частично сохранил облик зданий XVIII—XX вв., в том числе доменную и мартеновскую печи, водяную турбину и мостовой кран 1892 г., водяные лари, доменный корпус начала XIX в. Выставка заводской техники демонстрирует образцы оборудования 1920—1930-х гг., а также бревна из лиственницы, сохранившиеся с момента возведения плотины и завода, поднятые при реконструкции плотины в 1992 г. Хорошо сохранилась также сама плотина, построенная ещё в 1721 г. и неоднократно перестраивавшаяся.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Завод-музей_истории_горнозаводской_техники.

 

Но это все на бумаге, а по факту же картина выглядит не так весело.

 

 

Несмотря на рабочее время, сотрудников музея не было. Охрана разрешила пройти и посмотреть. За порядком никто не следит.

 

 

Поэтому будьте внимательны при прогулке по ржавым переходам и лестницам.. Реальное впечатление было такое- ржавая махина посреди города.

 

 

Табличек нигде нет, кругом бегают собаки, на стенах графити.

 

 

После окончания "официального" времени работы по объекту бегают дети.  Все в состоянии "ушата" и крайней усталости – властям надо срочно заниматься приведением в порядок иначе сгниет...

 

 

вот на такой печальной ноте мы отправились в машину перекусить и… тут же хлынул дождь. Подождали в машине пока пройдет. Как любой ливень,  дождь прошел за 5 минут и засветило солнце.  Собрались, и пошли на гору. 

 

 

Очень позитивное место в достаточно депрессивном неоднозначном городе(даже по словам местных знакомых). Гуляет много народу, приезжают с детьми.

 

 

С вершины открывается вид на НТМК ,

 

 

чадящий всеми трубами,  

 

 

на другую часть города, противоположную от завода,

 

 

 

а также на бассейн реки Тагил. Сверху стоит часовня.

 

Осмотрелись и решили  съездить на  Гору Высокая, которая уже по факту превратилась в очередную-яму-воронку.

 

Найденные в 1696 году образцы минералов (у горы Высокая верхотурский воевода В. Протасьев обнаружил «магнит-камень», а в долине реки Нейва железную руду), были отправлены в Амстердам к Н. Витцену и в Ригу — И. Миллеру, оба учёных дали присланным образцам высокую оценку. Вскоре Пётр Первый разрешил Демидовым строить в этих местах заводы.

 

Гора Высокая оказалась чрезвычайно удачным местом — не только потому, что на двух реках можно было построить сразу два завода — но и благодаря действительно богатому месторождению, которое не истощилось даже через триста лет после начала добычи. Уже 19 октября 1722 года на Выйском медеплавильном заводе был получен первый чугун. Этот год считается датой основания города Нижний Тагил. Вскоре — в 1725 году — первый чугун был отлит на Нижнетагильском чугуноплавильном заводе.

 

По пути заскочили  посмотреть площадку около краеведческого музея.

 

 

 

Музей уже естественно был закрыт и мы походили рядом , посмотрели различные «железки». Тут же представлен макет первого паровоза.

 

 

 

Поехали в сторону горы. Распечатка дороги была, но мы спросили у местных. Со второй попытки нам объяснили удачно.

 

Место достаточно глухое-хорошо трупы ныкатьJ. Машину бросили на дороге из шлака перед шлагбаумом, и  немного сомневаясь, правильно ли идем, выдвинулись в гору.  Примерно километр по дороге и мы попали на смотровую площадку. На смотровой площадке стоит техника для добычи руды.

 

 

Интересное место. С погодой опять повезло - смотрели на закате, были великолепные виды на город.

 

 

 

Единственный минус - было очень ветрено на вершине.

 

 

 

Спустились к машине и поехали в гостиницу.

 

Далее стоит сказать про дорогу к пансионату Аист. Дорога через город просто ужасна. Когда бронировали номер, нам не рекомендовали ехать через город, а предлагали ехать по объездной, говорили что дорога плохая.  Но она оказалась еще хуже, чем мы ожидали. Вот и окраины Нижнего Тагила, это вам не озеро у поселка Таватуй… хм..

 

 

Кое-как проползли.. Приехали в гостиницу, начали заселяться

 

Стоит сказать, что по традиции нашего тура мы и тут забронировали самый дешевый номер с удобствами на блок. Тесно.  Цена 1400. Наверное, за такую цену грех жаловаться. Лифтов в гостинице нет, сумки пришлось тащить на 5-ый этаж. На вопрос есть ли лифт, был получен ответ: " у нас спортивная гостиница" . Какая интересная аллегория. Это- как если говорить про, допустим ВАЗ 2105 . На вопрос есть ли ГУР - можно дать ответ: " машина спортивная, качайте бицепс, крутите руль без ГУРа" но мы то знаем, что  спорт и удобства немного разные вещи:)

 

Поели, и уставшие легли спать , по местному же было порядка 12 часов ночи.

 

День девятый. 23.07.15

 

В этот день мы решили посмотреть г. Алапаевск и Нижнюю Синячиху. В Алапаевске привлекла внимание одна из последних действующих в России узкоколеек, а Нижняя Синячиха добавилась уже потом, после прочтения хвалебных отзывов про Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства. Особенно насторожил такой отзыв:  «Самый "живой" музей деревянного зодчества. Кижи просто отдыхают.»  Ну как после такого не съездить- не правда ли? Выдвинулись в путь.

 

Из Тагила выехали по окружной, учитывая вчерашний опыт. Дорогу проложили через Новоасбест, прочитав, что через Верхнюю Салду ехать не стоит- дорога отвратная.

 

Проехав Новоасбест и пару небольших городков, видим, что дорога стала просто ужасной.

 

 

Ямы по локоть, скорость 5-10 км/ч. Все едут, петляют.Такие участки попадались с периодичностью 5-10 км., чередуясь с нормальной дорогой.

 

 

 

 Кое-как пробравшись по ямам,

 

 

 въехали в город. Подъехали к депо и тут хлынул дождь.

 

 

 Пересидели в машине. Еще пару минут и вылезло солнце.

 

 

Пошли в музей , через ворота депо. Спросили, как пройти в музей, нам подсказали. По пути посмотрели вагоны.

 

 

Интересно. Вагоны крохотные- для лилипутов. Дорога работает.

 

 

Территория депо ухоженная, в музее проведены со слов персонала работы по реконструкции, и он открылся вновь. Прошли, посмотрели, интересно почитать историю узкоколейки.  Экспозиция достаточно неплохая. И все в свежем состоянии- таблички , пояснения.

 

 

 

 

 

 

 Музей, официально еще не начал работать.

 

 

 

Но услышав ,откуда мы приехали нас пропустили. 

 

 

 

Про саму узкоколейку можно сказать , что сейчас ходят поезда по маршрутам Алапаевск- Санкино и Алапаевск-Калач.

 

 

 Удалось даже понаблюдать за выездом поезда из депо.

 

 

Наверное,  в России и не осталось уже почти таких мест. Обязательно нужно посмотреть! Причем совершенно невероятно то, что скажем мы уже были в музее  узкоколейных железных дорог в Переславле-Залесском , но Алапаевск это совсем другое. В Переславле все экспонаты – не действующие, мертвые... Или действующие на показ. Тут же все иначе-  линия работает по прямому назначению.

 

Довольные, поехали дальше в  Нижнюю Синячиху.  Припарковались возле храма, и пошли узнавать где находятся  кассы.

 

 

Взяли биллеты.  В храме есть интересная экспозиция- фрагменты различных частей интерьера крестьянских изб.

 

 

 

Оформление очень интересное.

 

 

Погода была солнечной, но пока шли между очередными избами- хлынул дождь, а потом опять вылезло солнце. Укрылись под зонтами.

 

 

 

Что можно сказать про музей? Хороший музей.

 

 

Объекты находятся на расстоянии друг от друга и разделены проезжей дорогой. В избы и кузницы можно заходить.

 

 

 

 

Хорошо освещен быт жителей Урала, представлено как оформлялись дома ,часовни.

 

 

 

 Можно посмотреть внутреннее наполнение и убранство изб-

 

 

 

 различные куклы, манежи,

 

 

 печи ,сани и т.д.

 

 

Музей хороший, но высказывание "Кижи просто отдыхают"- слишком категоричное, я бы так не сказал. Кижи все же сильнее.

 

 

 

 

После просмотра мы заехали в Алапаевский мужской монастырь Новомученников Российских.

 

 

 

 

Описание этого места приведено тут: http://nashural.ru/Goroda_i_sela/monastir_alap.htm

 

PS:Автор отчета имеет свою точку зрения на события тех лет , я просто процитирую текст:

 

“В разгар братоубийственной гражданской войны, летом 1918 года, когда белые наступали на Урал, большевики решили уничтожить всю царскую семью Романовых и их окружение. В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в центре Екатеринбурга была жестоко расстреляна царская семья со слугами. Не пощадили даже детей.

 

А уже следующей ночью беспощадные большевики принялись за князей и княгинь царской крови, содержавшихся под арестом в здании Напольной школы в Алапаевске.

 

Обстоятельства преступления - поистине детективные! В третьем часу ночи у Напольной школы раздались выстрелы и взрывы гранат. Была объявлена тревога. Большевики заявили, что князья были похищены белыми. Двое красногвардейцев в результате налета якобы было ранено, а один из нападавших убит.

 

На следующий день по Алапаевску были развешены листовки, а в газетах появились сообщения о похищении высокопоставленных особ.

 

Но, как оказалось, это была лишь искуссная инсценировка, которая по замыслу большевиков должна была запутать приближающихся к Алапаевску белогвардейцев.

 

Еще до этого разыгранного спектакля, как только Алапаевск погрузился в сон, арестантов разбудили. Под предлогом перевода из Алапаевска на Верхне-Синячихинский завод им связали руки, завязали глаза и вывели из здания.

 

Узников посадили на повозки и повезли к северу от Алапаевска. Несмотря на ночное время, нашлись очевидцы, видевшие процессию. Их поразила то, какая среди ехавших царила тишина. Никто не проронял ни звука. Наверняка князья догадывались для какой цели их везут, но вряд ли могли подумать, что бывшего царя и его семьи уже нет на земле.

 

Лошадей остановили в темном лесу около заброшенной шахты. Арестантов подвели к зияющему в земле отверстию. Их было восемь человек:

 

- великая княгиня Елизавета Федоровна Романова;

 

- великий князь Сергей Михайлович;

 

- его секретарь Федор Ремез;

 

- князья Владимир Палей;

 

- Иоанн Константинович;

 

- Константин Константинович;

 

- Игорь Константинович;

 

- сестра Варвара (Яковлева) - келейница Елизаветы Федоровны.

 

Несчастных сбросили в шахту живыми, а затем забросали гранатами... Как оказалось, погибли не все. Несколько дней проходившие мимо местные жители слышали доносившиеся из ямы молитвы. И никто даже не пытался помочь!..

 

Шахту, в которой погибли последние из Романовых (те, кто успел сбежать за границу - не в счет), алапаевцы называли Межной. Она входила в состав железного рудника Нижняя Селимская и находилась примерно в сотне метрах от перекрестка дорог, идущих от Алапаевска к Нижней и Верхней Синячихе. Шахта разрабатывалась в начале XX века, а в 1904 году ее уже выработали и забросили.

 

К моменту совершения преступления шахта была частично заполнена водой. Данные о глубине шахты сильно разнятся - в разных источниках от 20 до 70 метров.

 

Прошло более двух месяцев, когда в 28 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белогвардейцы. Сразу же было начато расследование судьбы великих князей. И лишь 19 октября следователи нашли их тела в шахте Межной. Четыря дня ушло на то, чтобы поднять со дна шахты всех убитых.

 

Следствие установило, что большинство людей погибло от полученных ран практически сразу после падения в шахту. Но некоторые выжили и погибли лишь спустя продолжительное время, после долгих мучений от голода и травм.

 

Оказалось, что великая княгиня Елизавета Федоровна и князь Иоанн упали на выступ в 15 метрах от поверхности. Это на некоторое время спасло им жизнь. Елизавета Федоровна прожила дольше всех и погибла от голода. Она была глубоко верующим человеком, и именно ее молитвы несколько дней слышали проходившие рядом крестьяне. Она перевязала раны князю Иоанну, пыталась ему помочь. Князь Палей также погиб не сразу, поскольку его тело было найдено в сидячем положении.

 

У князя Сергея Михайловича было пулевое ранение в затылок. Он оказал сопротивление и его застрелили перед тем, как сбросить в шахту.

 

В 1991 году около обвалившейся шахты был установлен Поклонный крест. На следующий, 1992 год, была построена Елизаветинская часовня. Тогда же РПЦ канонизировала Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. Остальных погибших в этой шахте Русская православная церковь (в отличие от РПЦ зарубежом) отчего-то сочла недостойными канонизации...

 

В 1995 году на этом месте было начато строительство мужского монастыря во имя Новомученников Российских. В настоящее время строительство продолжается. Строятся все новые корпуса монастыря.

 

 

 

8 июня 2009 года, спустя чуть ли не век после трагических событий, Генеральная прокуратура РФ наконец-то реабилитировала погибших Романовых и их приближенных.

 

 

Монастырь на этом месте, конечно, намного скромнее того, что на Ганиной Яме. Да и обилием паломников он похвастаться не может (за исключением годовщин трагического события). В прессе статьи об алапаевских событиях также встречаются несравненно реже, чем о трагедии в Ипатьевском доме.

 

Самое интересное места на территории современного монастыря - поросшая травкой яма на месте той самой шахты. Стоя около нее сейчас трудно даже вообразить какие страшные события здесь происходили почти век назад. Яма ограждена небольшим резным заборчиком, рядом стоит поклонный крест.”

 

 

В принципе  по этому месту больше добавить нечего, мы сели в машину и выдвинулись в сторону Верхней Синячихи. Историко-краеведческий музей работал до 16-00 и уже был закрыт. Жаль. Слишком рано закрывается, чуток совсем не успели. Посмотрели паровоз на входе, пересекли ветку АУЖД ,посмотрели в окрестностях на заводы. И поехали в сторону Нижнего Тагила.

 

По пути заехали перекусить на одну из АЗС.

 

 

 

Радуга за бортом

 

 

В Алапаевске выехали с какой-то улицы на мост ,и были пойманы ГАИ.  Не очень приметный знак с ограничением 20 км/ч –отличный способ поднять статистику. Очень много машин попадалось на этот крючок. Наше превышение было 22 км/ч- т.е. шли мы со скоростью 42. Выписали протокол. Поехали дальше.

 

Обратная дорога была ничем не примечательна. Опять те же ямы и т.д.

 

 

танковый полигон

 

 

 

В Тагиле решили заехать посмотреть памятник Черепановым, т.к. время еще позволяло.

 

 

Запарковались на площади. Посмотрели. Памятник  находится на Театральной площади,

 

 

недалеко от него набережная и загс. Прошлись по скверу.

 

 

 Около ЗАГСа расположены трогательные скульптуры.

 

 

 

 

 

Часы отсчитывают волнительные секунды до начала Russia Arms Expo….

 

 

 

Это тоже наши последние минуты и секунды в этом городе, едем в гостиницу, а завтра ложимся фактически на «обратный курс».. Даже как-то немного печально…

 

Я долго думал по поводу этого города. Наверное, самый странный и неоднозначный. В моих воспоминаниях он остался немного мрачным и грустным- тяжелые металлургические производства, рано закрывающиеся магазины, разруха на окраинах.. А с другой стороны яркие закаты на Лисьей горе, красивая набережная, чистые улицы заводских районов, «легендарная танковая столица», суровый край…  Пожалуй Нижний Тагил оставил самые противоречивые чувства в поездке.  Но мне же скорее понравился…  Пора прощаться..

 

День десятый. 24.07.15.

 

 

Сдали номер и выехали очень рано. Погода была отличная. Путь лежал в г. Кунгур. Выдвинулись по Р-352 затем свернули в сторону Горнозаводска. Дорога в целом хорошая. 

 

 

Пересекли границу Европа-Азия 

 

 

 

 

и добрались до Чусового.

 

 

Дорога через город ужасна- идет длинный спуск, покрытие все в дырах.

 

.

 

Кой-как проползли. 

 

 

Двинулись прямиком в д. Кучино,  т.к. здесь нас интересовал очень интересный объект- Мемориальный центр истории политических репрессий Пермь-36. Опасались,  что будет закрыт, но он работал. Подъехали, проехав по пути пару вымерших деревень. Место это исключительное и уникальное, в России таких не много.

 

Экскурсоводов не было, пришлось брать аудиогид и идти с сопровождением.

 

Тем не менее, мы прошли по всей территории лагеря.

 

 

Исправительно-трудовая колония в Кучино была создана в 1946 году и сокращённо именовалась «ИТК-36». Сначала заключённые занимались рубкой леса, но в 1954 году их заняли другими работами.

 

До 1972 года в колонию направляли осуждённых сотрудников советских правоохранительных органов. Поскольку многие из них отлично знали систему охраны мест заключения, то для исключения возможности побегов территорию обнесли дополнительными заборами.

 

 

 

В 1972 г. в колонию начали направлять осуждённых за особо опасные государственные преступления, до этого их содержали в колониях Мордовской АССР. Колонии присвоили обозначение «учреждение ВС-389/36» (это обозначение использовалось при переписке с заключёнными). Поэтому эту колонию стали называть «Пермь-36». На небольшом расстоянии друг от друга, в акватории реки Чусовая, располагалось три колонии: ВС-389/35, ВС-389/36, ВС-389/37. Так называемые "политические" содержались в каждой из них.

 

В 1980 году в колонии открыли участок особого режима для рецидивистов в бывшем здании лесоперерабатывающего цеха. Они содержались в закрытых камерах.

 

Колония была закрыта в 1988 г.

 

 

 

 

Прошлись по территории, послушали информацию об объектах колонии.

 

 

Сопровождающая рассказала, что она работает тут недавно, до этого работала крановщицей в Чусовом, но в 2015 завод закрыли. Вот такая грустная история… Как поется в песне:

 

« В домах осока, в огородах бузина,

 

Закисла в дреме забубенная страна,

 

Где все попилено на сотню десятин,

 

Все остальные утирают сопли» (Алиса)

 

Тяжелое место, но посещать такие места, нужно.

 

 

 

 

После этого мы решили заехать в Музей истории реки Чусовая.

 

 

 По навигатору сориентировались не правильно и уехали не туда. Позвонили по телефону и узнали, как проехать. Поплутали, даже двинулись в обратную сторону- в Горнозаводск. Потом разобрались, свернули в сторону турбазы «Огонек», в итоге  нашли.

 

Присоединились за плату к экскурсии.

 

 

 Главные объекты экспозиции музея истории реки Чусовой –  крестьянская изба, лавка,

 

 

 

пожарное депо, балаган (музей Богородской  деревянной игрушки), часовни, кузница, гончарная мастерская.

 

 

 

  Также в парке есть музей Ермака, внутри одной из часовен.

 

В музее стоит  памятник Ермаку работы Юрия Злоти.

 

 

Также представлены картины  художника Павла Шардакова, посвященные походу Ермака на Сибирь.

 

 

По периметру лежат макеты орудий,  из похода войска Ермака.

 

 

Экскурсовод очень интересно освещал поход Ермака на Сибирь.

 

В "Балагане" собрано много разных Богородских игрушек. Все игрушки механические.

Экспонаты можно трогать и играть. Очень понравится детям.  На выходе можно что-то приобрести.

 

 

 

 

Изба крестьянина перевезена из д. Мульково Чусовского района. В ней воссоздана атмосфера крестьянского быт XIX века.

 

 

 

На территории заповедника есть Свято-Николаевская часовня, возведенная в память об жителях Чусового, погибших в боевых действиях на территории Чечни в 90-е годы.  На территории заповедника много памятных знаков, которыми отмечены писатели, чья судьба так или иначе связана с Уралом, Пермским краем. Среди них, например, Александр Грин.

 

 

  В 1900-1901 гг. Грин был шахтёром на железном,  руднике  лесорубом, золотоискателем на Урале. Можно сказать, что на именно Урале, в избушке лесоруба Ильи зародился романтико-фантастический мир будущих произведений Грина. Писатель вспоминал в «Автобиографической повести»: «Илья был моей постоянной аудиторией. За две недели я передал ему весь мой богатый запас Перро, братьев Гримм, Афанасьева, Андерсена, когда же запас кончился, я начал варьировать и импровизировать по способу Шахерезады». Уральские впечатления Грина отразились в некоторых его рассказах: «Золото и шахтеры» (1925 г.), «Золотой пруд» (1915 г.), «Кирпич и музыка» (1907 г.). «Автобиографическая повесть», являясь художественным повествованием, содержит яркие описания жизни уральских рабочих на приисках.

 

 

Стоит отметить, что этот музей надо посещать с экскурсией. Мельком по дороге посещать не надо- не проникнитесь. Интересное место. Больше всего понравился музей Ермака, рассказывающий о его походе на Сибирь.

 

Мы пробыли в музее до закрытия. Перекусили и поехали в сторону г. Кунгур, где был забронирован номер в гостинице Сталагмит.

 

 

Дорога до Кунгура Р-343 ничем особо не примечательна, обычная однополоска среднего качества.

 

Уже под вечер мы добрались до города, и проехав мимо указателя на гостиничный комплекс, решили осмотреть город. Покатались по улицам, посмотрели архитектуру. На одной из улиц заметили необычный памятник-  Никитке Крякутному.

 

 

От эпохи Ивана Грозного сохранилась легенда, что в 1565 году, во время пребывания царя в Александровской слободе, боярский холоп Никита Крякутный во всеуслышание объявил, что полетит в небо, как птица. Он смастерил деревянные крылья из дерева, к которым при помощи воска прикрепил птичьи перья. В назначенный день он сиганул вниз с Распятской колокольни и даже будто бы перелетел высокую стену, приземлившись на берегу реки Серой. Народ ликовал, но грозный царь заподозрил недоброе и распорядился: «Человек — не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священная литургии огнём сжечь». («Золотые ворота». М., 1985) Весьма необычный памятник.

 

После проезда по городу выдвинулись в сторону гостиницы.

 

Заселились, авто поставили на стоянку. Узнали время завтрашних экскурсий в пещеру. Решили, что пойдем с первой группой.

 

 

Отдельно не могу не сказать про гостиницу. Это "адский" совок.

 

 

Заказывали дешевый двухместный номер. Стандарт 2х местный (В эти номера оборудованы 1 спальными кроватями) Стоимость номера 1400 за сутки +25% бронь от стоимости номера за 1 сутки. Итого 1750 рублей

 

В стоимость номера включены завтраки. Сложно судить, насчет качества другого номерного фонда т.к. номер недорогой. Но по факту реально – совок, ремонта не было, наверное, с брежневских времен. В принципе за эту цену для провинции сойдет.  Интересная особенность: пластиковые трубы с заглушками на торцах в санузле по которым сливаются отходы жизнедеятельности, проложены в открытом виде под потолком…

 

 

..и утром слышно как сверху идет "спуск" над головой. Заходил в санузел,  с опаской поглядывая вверх:) Повезло, что не прорвало.

 

Поели в номере и легли спасть.

 Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru