Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 11/2015

По маршруту: Боровск, Верея

Рейтинг отчета: 0

Автор:

ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА ПО БЕРЕГАМ ПРОТВЫ

К юго-западу от столицы, на границе Московской и Калужской областей, несёт свои воды речка Протва. На её берегах расположены пять городов, и самые древние из них, Боровск и Верея, вполне заслуживают посещения с экскурсионными целями. Мы совершили такую экскурсию 4 ноября 2015 года, на праздник Народного Единства / Казанской Божьей Матери, оказавшийся в середине недели.

Первая точка маршрута - Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Он находится на левом берегу Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Ехать по Киевскому шоссе от пересечения с МКАД около часа - скорость лимитируется множеством камер. На Боровской развилке уходим направо. Не доезжая до Боровска, в населенном пункте Рябушки уходим налево по хорошо заметному указателю.

Возможно, в будний день можно доехать прямо до монастырских ворот. Но в такой праздничный день парковка была закрыта, и машину пришлось оставить на обочине.

Монастырь является одним из немногих хорошо сохранившихся русских средневековых величественных монастырских ансамблей, расположенных вблизи Москвы. Он был основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским (1394-1477).  Стратегически выгодное местоположение объясняет наличие мощной оборонительной системы. Каменные стены и башни были построены во второй половине XVI века. Строительством оборонительных сооружений руководил Федор Конь, создатель Смоленского кремля, а восстанавливал после Смутного времени другой знаменитый зодчий - Трофим Шарутин. До настоящего времени сохранилось шесть крепостных башен этого периода. Самой древней является круглая башня (первая половина XVI века), в которой в 1666 году был заключен ссыльный протопоп Аввакум. В общей сложности длина крепостных стен монастыря составляет 673 метра, толщина - более 4 метров, а высота - около 7,5 метра.

Главный храм монастыря освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1589 году, в царствование Федора Иоанновича, на средства которого он и был построен. Сейчас главный вход в собор - через пристройку в стиле позднего классицизма (1837).

 Под спудом здесь почивают мощи преподобного Пафнутия. Сохранившаяся памятная доска, расположенная с левой стороны от входа в храм Рождества пресвятой Богородицы, сообщает, что здесь в 1599 году был погребен инок Пафнутьева монастыря, а в миру А.П. Клешнин – «дядька» царя Федора Ивановича. В 1591 году он возглавлял комиссию по расследованию дела об убийстве царевича Дмитрия в Угличе. Комиссия дала заключение о невольном самоубийстве царевича во время приступа эпилепсии, и тем самым отвела возможные подозрения от Бориса Годунова. Полагают, что своим уходом в монастырь Клешнин пытался замолить грех лжесвидетельства. Увы, в праздничный день в соборе, конечно, было многолюдно, поэтому каких-либо реликвий рассмотреть внутри нам не удалось.

Композиционный центр архитектурного ансамбля монастыря сложился вокруг древнейших построек - храма Рождества Христова с Трапезной палатой (1511) и колокольни, соединённых друг с другом.

В состав этого комплекса входят ещё несколько пристроек. В частности, монастырская пекарня - здесь по-прежнему выпекают хлеб и пирожки, которые тут же и продают в ларьке.

Следует отметить, что в подклете колокольни с сентября 1666 года по апрель 1667 года содержался в заточении идеолог старообрядцев протопоп Аввакум. Позади у него уже была ссылка в Мезень, а впереди - 14 лет подземной тюрьмы и гибель в Пустозерске.

В трапезную можно зайти - дверь открыта и никаких запрещающих надписей нет. Ведёт туда лестница с очень высокими ступенями. На стенах сохранились фрески XVI века, сильно повреждённые пожаром 1812 года. Французы разграбили обитель, устроили в ее стенах конюшню, а в самих помещениях монастыря наполеоновские солдаты жгли костры.

На доступной для осмотра части территории монастыря находятся Братский и Погребной корпуса,

а также настоятельские палаты с церковью святителя Митрофания.

Наиболее трагические страницы истории монастыря связаны со Смутным временем. В 1610 году, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами, стены монастыря обороняли русские войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников. Сам воевода Волконский сражался до последнего и был изрублен захватчиками прямо в церкви. Все монахи, ратники и укрывшиеся в монастыре жители города Боровска - 12 тысяч человек - были убиты. В их память на закрытой для посетителей территории воздвигнут поклонный крест.

В день народного единства в монастыре определенно затевались какие-то публичные мероприятия. По территории активно перемещались лица с видеоаппаратурой и люди в костюмах допетровской эпохи. Нам же некие служители пытались съёмку на территории воспретить - хотя это нигде и никто обычно не делает. Словом, суетно было в монастыре и не благостно, а посему решили мы надолго здесь не задерживаться. Знаменитый монастырский парк и источник св. Пафнутия для осмотра тоже оказались закрытыми, как будто по причине реконструкции и ремонта. Из этого следовало, что надо будет  посетить монастырь ещё раз - непременно летом и в будний день.

И вот мы бросаем якорь на главной площади города Боровска. Не спрашивайте, чьё имя она носит. Сами будто не знаете. По этой площади мы пройдём к памятнику адмиралу Сенявину, уроженцу этих мест. Он открыт недавно, в 2013 году, но быстро стал значимой достопримечательностью города.

Дело, наверное, не столько в славной биографии адмирала, сражавшегося против турок и командовавшего Балтийским флотом при Екатерине Великой, Александре Первом и Николае Первом, сколько в открывающемся от памятника чудесном виде. Впрочем, таких обзорных точек в Боровске немало. Отсюда видна как на ладони Введенская старообрядческая церковь

и восстанавливаемый грандиозный собор Покрова Пресвятой Богородицы на территории женского старообрядческого монастыря.

Приверженность города двуперстному кресту станет нам понятна несколько позже. А пока возвратимся на площадь к торговым рядам. История словно застыла в улочках Боровска. И не скажешь, что мы всего в ста километрах от Москвы.

Колокольный звон зовёт нас к действующему Благовещенскому собору, главному православному храму города Боровска.

От храма наш путь лежит теперь к Боровскому городищу - историческому центру города. По дороге мы полюбуемся городскими фресками.

Художник-пенсионер Владимир Овчинников уже много лет расписывает стены домов по собственной инициативе и на собственные средства. Его немного смешные, немного наивные фрески однозначно выделили Боровск из числа многих провинциальных городов.

История Боровска началась на высоком холме над рекой Протвой. Городские стены и башни были деревянными, и от них, конечно, не осталось и следа. Вот скромный памятник боровчанам - героям Куликовской битвы.

Поднявшись ещё немного по лесенке, остановимся у часовни в память сестёр Соковниных, известных поборниц старообрядчества - мы их знаем как княгиню Урусову и боярыню Морозову.

Здесь, в боровском остроге, не покорившиеся ни патриарху Никону, ни царю Алексею Михайловичу сёстры окончили свои дни смертью от голода. Современники могут прочесть у стен часовни послание боярыни Морозовой к царю. И отдать должное твёрдости характера и бескомпромиссности в отстаивании своих убеждений. Не нам судить, стоили они заплаченную за них цену. Или нет. Но на протяжении многих лет Боровск сохранял приверженность древлеправославию – в начале ХХ века около 70% его жителей были старообрядцами.

А неподалёку от старообрядческой часовни - памятник Юрию Гагарину и мемориал "Основателю Космонавтики" - человеку, который стал основоположником космической эпохи.

Константин Эдуардович Циолковский прожил в Боровске 12 лет, работая учителем математики. Его труды по реактивному движению и космонавтике были написаны позже, но мечты о покорении неба впервые посетили учёного здесь, на берегах Протвы.

Симпатичный памятник Циолковскому отдаёт должное его репутации чудака не от мира сего, сумасшедшего изобретателя, как его называли горожане.

Но надо заметить, что в Боровск он приехал в возрасте 23 лет, здесь он женился на дочери старообрядческого священника (венчание состоялось в церкви Рождества Богородицы в Роще).  В Боровске он ходил на лыжах, катался на коньках и санях под парусом. И уехал на повышение в Калугу ещё совсем молодым человеком, совсем не похожим на старичка в валенках.

Ну и конечно, нельзя не оценить великолепный вид с исторического холма на долину Протвы.

Возвращаясь к парковке, бросим взгляд на выставку военной техники. Здесь стоят артиллерийские орудия военного и послевоенного времени, противотанковые ежи и дот.

Возможно, самое интересное и сакральное место в Боровске находится на его окраине. Это деревянный храм Покрова Божьей Матери на Высоком.

Здесь, на самом деле высоком берегу Протвы, некогда стоял Высоко-Покровский монастырь, в котором был пострижен и начал своё монашеское служение преподобный Пафнутий.  Храм датируется 1621 годом, то есть он был построен после разорения монастыря в Смутное время. Эта деревянная церковь была построена из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитый ансамбль в Кижах. В 2008-2009 году церковь подверглась глубокой реставрации с полной разборкой и заменой сгнивших брёвен, отчего она и выглядит как новодел. Тем не менее, это настоящий и очень редкий для нашей средней полосы памятник деревянного зодчества. От храма открывается замечательный вид на низменную часть города Боровска. И как на ладони отсюда смотрится детище преподобного Пафнутия – основанный им монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Отсюда мы и продолжим наше путешествие по берегам Протвы. Дорога вдоль её берега ведёт нас в древний город Верею. Любопытно, что этим самым путём отступала уже побеждённая, но ещё не разгромленная армия Наполеона Бонапарта.

Если Боровск принадлежит Калужской области, то Верея – это Подмосковье, Наро-Фоминский район. Но и территориально, и ментально от столицы это далеко, и влияние Москвы здесь почти неощутимо. Вот городская площадь и торговые ряды, вот городские валы – всё как в Древней Руси, спрятавшейся здесь где-то среди деревянных домишек.

В русской истории Верея прежде всего город боевой славы. Освобождение города от наполеоновских захватчиков Кутузов поручил партизанскому отряду гусарского генерала Дорохова. Благодаря фактору внезапности город был взят практически без потерь. Освобождение Вереи Иван Семенович Дорохов считал своей самой удачной операцией и завещал похоронить себя именно в Верее, что и было исполнено. На городском валу ещё в 1913 году был установлен памятник генералу, во время гражданской войны оскверненный и разрушенный. Новый памятник был установлен в 1957 году по просьбе жителей города.

Рядом с памятником генералу Дорохову мы обнаружили захоронение местных поборников советской власти, убитых во время контрреволюционного мятежа. Здесь же на валах памятники красноармейцам, освобождавшим Верею зимой 1942 года.

В центре Верейского городища – собор Рождества Христова, построенный в 1552 году.

За пять с половиной веков он изрядно обветшал и явно нуждается в реставрации. Она, конечно, идёт. Но не так быстро, как бы хотелось. Посмотреть на надгробие генерала Дорохова нам не удалось – это возможно только в часы работы храма, а закрывается он рано. Добавим, что добрую половину кремля, в том числе и историческое здание Присутственных мест, занимает сумасшедший дом, то есть Психоневрологический интернат.

Верею с Боровском роднит наличие загадочного сакрального объекта на его окраинах. На выезде из Вереи указатель на шоссе приводит нас к Входоиерусалимской церкви. Раньше здесь находился верейский Спасский монастырь.

В период секуляризации он был упразднён, а храм остался. В последние годы и церковь, и монастырская ограда были отремонтированы на средства неразглашаемых благотворителей.

На территории ещё не действующего монастыря во второй половине дня мы не встретили ни одного человека. Храм, что не удивительно, был закрыт. Но стрелка на столбе указала нам дорогу к обзорной площадке.

И мы смогли бросить финальный взгляд на городок Верею и реку Протву, сопровождавшую сегодня нас целый день и подарившую хорошее настроение и удовлетворение от удавшейся прогулки.




Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru