Асташово, Солигалич, Яренск, Усогорск, Сура: отчет о путешествии
Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны
<< Авг 2017' >>
ПнВт СрЧт ПтСб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
♦Где бывали:
Больше всех оставили отзывов:
   Бывший (3586)
   jj-15 (2636)
   oyster (2523)
   Vorchun (2510)
   Climat (2312)
   grymzik (2061)
   DS.Molotkov (2008)
   vadim (1942)
   One of us (1803)
   Istdus (1789)
http://triproom.ru
Квартиры посуточно по всей России без посредников!

Откуда: Москва Когда: 02/2017

По маршруту: Асташово, Солигалич, Яренск, Усогорск, Сура

Рейтинг отчета: 14

Автор:

Давненько я никуда не выбирался на своих колёсах. Практически с момента предыдущей поездки, описанной здесь: http://autotravel.ru/v_report.php/2147    

Пара летних вылазок в формате “поездки выходного дня” - не в счёт. Хотелось чего-то масштабного. Тогда и родилась идея скомпоновать фрагменты нескольких маршрутов по Русскому Северу, задуманных ранее, но не реализованных в силу разных причин, и закольцевать их в один многодневный заезд. В результате получился, на мой взгляд, достаточно содержательный план путешествия, который и был реализован в компании с моим приятелем, участником поездки на Рыбачий и Нордкап.  В дорогу, на сей раз, мы отправились на Ниссан Патрол 2013г.в., заменивший проверенного в боях и походах Шевроле Трейлблейзер.   

Для начала несколько ремарок и свежих впечатлений по итогам увиденного:

1.       В очередной раз убедился, что лучшее время для путешествия на север – с середины февраля по март: световой день уже не так короток, зимники накатаны, ледовые переправы наморожены, да и риск ощутить на себе суровое дыхание Арктики в виде аномальных морозов и снегопадов существенно ниже.

2.       Цивилизация постепенно проникает в самые отдаленные уголки. Наверное, не всегда этот процесс во благо, однако комфорт автопутешествий безусловно повышает. Основные опасения у меня были связаны с наличием АЗС вообще и качественного 95-го бензина в частности. Патруль машина прожорливая и привередливая в этом плане, поэтому с собой я не поленился взять сразу 3 стандартные 20-ти литровые канистры!!! Но за всю поездку воспользовался этим НЗ лишь однажды и в количестве лишь одной ёмкости. Остальной запас топлива залил в бак только в последний день, когда необходимость везти его с собой дальше уже очевидно исчезла.

В большинстве мелких городков и п.г.т., через которые мы проезжали, присутствуют брендовые Лукойл, Роснефть или ТНК. Везде был 95-ый. Единственный раз заправился на неопознанной АЗС в Пинеге. Никаких проблем, впрочем, не последовало)).

То же самое касается проживания. По всему маршруту повсеместно присутствовали гостиницы или гостевые дома разной степени комфортности, так что остаться без крыши над головой нам точно не грозило. С общепитом немного сложнее: наличие с собой сухпая в некоторых местах еще является жизненно необходимым. Однако, даже в самых аскетичных гостевых домах наличествуют технические возможности для обеспечения себя горячим питанием.

 3.       Любопытная закономерность, которую уже не первый раз замечаю, будучи на Русском Севере: чем в большей глуши находится село и чем дальше оно от областного центра, тем более оно живое и самодостаточное. Особенно ярко это прослеживается в Архангельской области.

 4.       Дороги в целом вполне приличные. Возможно, это только в зимний период :). Тем не менее, приятно удивили Карелия и Республика Коми, неплохо (за исключением участка Кянда-Онега) в Архангельской области.  А вот в Вологодской – однозначно больше негатива. Крайне огорчила трасса Тотьма-Великий Устюг: идеальные участки чередуются с откровенно убитыми. Особенно плачевна ситуация в Нюксеницком районе. Есть опасение, что с наступлением весны проезжая часть в этом месте просто перестанет существовать. Под Вытегрой в сторону Вологды снова сплошной ремонт. 1,5 года назад трасса была идеальной, теперь снова перекопана на протяжении 50 км: меняют стоковые коллекторы. Почему нельзя было сделать всё сразу – остается только догадываться. Ехать крайне некомфортно.

С зимниками ситуация неоднозначная. Там, где есть населёнка, либо дорога используется лесозаготовителями – чистят регулярно. В противном случае возможны варианты (о чем – ниже). Как обычно проблемны участки на границе областей. Ну и за сводками погоды необходимо следить постоянно. Ситуация может поменяться быстро и кардинально.

5.       Навигация. Так как выбираться в дальние дали получается не так часто, то сильно не заморачиваюсь на сей счёт. Обычно использую оффлайновые версии навигационных приложений, которые можно использовать на смартфоне. На сей раз юзал Navitel, Яндекс-карты и Maps.me. Первая – сплошное разочарование, знает только крупные города и федеральные трассы. Немного в сторону – начинает жестко косячить. Вторая – чуть лучше, но тоже не на порядок. А вот Maps.meнеожиданно порадовала (не сочтите за рекламу, просто личное мнение). Потерялась только между Ворзогорами и Нименьгой (что немудрено), в остальном всё очень точно и по существу. Несколько раз реально помогла.                   

 

1 день (24/02/17)

Москва – Кострома - Асташово – Солигалич

(пробег за день 662 км)

https://yandex.ru/maps/-/C6aTy4-x

Начать, вероятно, стоит с того момента как миновав Ярославль и Кострому мы свернули с объездной Судиславля в сторону Галича.

a>

Все окрестные места вплоть до Солигалича были уже неоднократно изъезжены, в связи с чем единственным объектом осмотра значился дом купца Сазонова в Асташово. Многие, наверное, помнят историю сказочного деревянного терема, тихо умиравшего в лесах недалеко от Чухломы. К счастью, нашлись люди, принявшие активное участие в его судьбе. Несколько лет назад сруб был разобран, перевезен в Кириллов для проведение реставрационных работ, а потом возвращен назад в Асташово и собран заново в первозданном виде. На это стоит посмотреть.

При въезде в Чухлому поворачиваем направо у АЗС. До терема отсюда около 30 км по идеально расчищенному грейдеру. К сожалению, сказался наш поздний выезд из Москвы и к терему мы прибыли, когда уже начало темнеть. Поэтому фото получились не очень.

a>


Внешние работы уже закончены. Набравшись наглости попросились осмотреть терем изнутри. Удивительно, но нас пустили! Сейчас ремонт там в полном разгаре.

a>


a>

Понятно, что интерьеры приходится создавать с нуля. И не просто создавать. Новые владельцы хотят сделать их максимально похожими на те, что были тут при первом хозяине. Информация для дизайн-проекта собирается буквально по крупицам. Задача невероятно трудная и работы еще непочатый край. Но очень хочется верить, что терпение и финансы у нынешних хозяев терема не иссякнут и в итоге получится действительно достойный образец русской провинциальной архитектуры, а не очередной новодел с закосом под старину.   

Тем временем на улице уже совсем стемнело. Посещение второго терема в Погорелово, который мы тоже держали в голове, в таких условиях представлялось уже весьма сомнительным мероприятием. Впереди предстояло ещё долгое путешествие, а потому мы решили поберечь силы и двинули на ночевку в Солигалич.  

 

2 день (25/02/2017)

Солигалич – Тотьма – Великий Устюг – Котлас – Коряжма – Яренск

(пробег за день 765 км)

https://yandex.ru/maps/-/C6aTJAyO

Говорят, что египетские пирамиды замедляют время. Однако для того, чтобы прочувствовать это, нет необходимости ехать в Египет. Достаточно просто съездить в Солигалич и окунуться в сонную атмосферу провинциального города, словно застрявшего где-то в глубинах прошлого века.

a>


Хотя иногда и тут случаются перемены. Легендарная, прости господи, гостиница “Солигалич” похоже окончательно испустила дух. Сейчас здесь офисный центр ))

a>

Монопольное положение на местном рынке гостиничных услуг теперь занимает гостевой дом Ростецких. Недорого и без претензий. Вполне подходит, чтобы переночевать и поехать дальше. Ценник – 500р. с носа.

a>

А вот вторая новость менее позитивная. Старинные деревянные торговые ряды, столь живописно возвышающиеся на центральной площади и являющиеся без преувеличения визитной карточкой городка, окончательно пришли в аварийное состояние и окружены забором. Их заброшенный вид вызывает грустные мысли относительно перспектив их дальнейшего существования.

a>

В остальном – все как и прежде: та же панорама с моста через речку Кострома,

a>

а Ильич у здания горадминистрации все также указывает солигаличанам дорогу в неведомое светлое будущее.

a>


Зависать на долго в Солигаличе в наши планы не входило. День обещал быть насыщенным и основным номером программы значилось преодоление первого спецучастка на нашем пути.

Согласно официальной информации Солигалич – тупиковая точка на карте автодорог. Дальше на север пути нет. Однако в определенное время года участок старого торгового тракта Солигалич – Тотьма становится проходимым не только для лесовозов и появляется возможность проехать в Вологодскую область напрямую через поселок Гремячий.

Ранее я дважды на разных машинах пытался пробиться тут на Тотьму и оба раза неудачно: в первый раз - засел в снегах на моноприводе, во второй - не рискнул лезть в раскисшую осеннюю колею на шоссейной резине, в которую был обут мой Трейлблейзер.

Бог, как известно, любит троицу. Третья попытка, наконец, завершилась успешно. Впрочем, произошло это до обидного буднично. Сейчас “телепорт” – это хоть и узкий, но прекрасно расчищенный зимник, по которому хоть на болиде Формулы - 1 езжай.

Из Солигалича и до границы областей (посёлок Гремячий) идёт прямая дорога. Ошибиться и свернуть не туда крайне сложно.

a>


a>


В Гремячем, после пересечения узкоколейки, нужно следовать по знаку “Главная дорога”. Тут уже начинается отличный грейдер до деревни Аничкин Починок.

a>


a>


Далее, после Никольского, можно свернуть на Великий Двор с последующим выходом на Тотьму, либо, как сделали мы, проследовать прямо до ледовой переправы через Сухону в селе Красном и дальнейшим выездом на трассу Чекшино – Тотьма – В.Устюг.

a>

Это была первая ледовая переправа на нашем пути. В дальнейшем мы потеряли им счёт.

Погода стремительно улучшалась. При выезде из Солигалича было пасмурно, дул пронизывающий ветер и мела настоящая февральская метель.

Но чем дальше мы продвигались на север, тем более погожим становился день.

a>

При солнечном свете нереально белый снег, абсолютно непривычный глазу жителя мегаполиса, начал сливался в белую бесформенную массу, растворяющую в себе все особенности дорожного рельефа. В какие-то моменты реально теряешь визуальный контакт с дорогой.  

Где-то по дороге на Тотьму...

a>    

Тотемский район Вологодской области известен прежде всего архитектурным феноменом храмов в стиле “тотемского барокко”, который встречается только здесь. Наиболее яркие образцы этого стиля находятся в самой Тотьме. Мы же решили пройтись более широким охватом и уделить внимание храмам, находящимся в стороне от туристических троп, но при этом соответствующим тотемскому барочному стилю.

Матвеево, церковь Николая Чудотворца (1796г).

a>


Медведево, Воскресенская церковь (1756г).

a>


Варницы, Воскресенская церковь (между 1743 и 1775гг)

a>


Ну и наконец наиболее впечатляющая Благовещенская церковь (1736г) в местечке Вожбал.

a>


a>


К сожалению, все эти храмы заброшены, некоторые лишились колоколен. Кроме церкви в Варницах подходы к остальным храмам не расчищены и подобраться к ним по снежной целине без спец.снаряжения практически нереально.    

В районе 4-х часов дня, едва на набив себе мозоль на пятую точку на уже упомянутом мною танкодроме в Нюксеницком районе, мы добрались до Великого Устюга.

a>


Древний город, неожиданно ставший с легкой руки бывшего московского мэра родиной Деда Мороза, был необычно тих и пустынен.

a>


Впрочем, в этой поездке Устюг был лишь очередным транзитным пунктом на нашем пути, а потому быстренько перекусив и дозаправив наш авто на выезде из города, мы двинулись дальше на север вдоль Северной Двины.

Стемнело. Движение при этом продолжало оставаться весьма интенсивным. Чувствовалось, что с Архангельской областью Устюг коммуницирует куда теснее, чем со своим областным центром. Дорога тоже вполне приличная, но при этом нереально скользкая – гладкий асфальт, покрытый ледяной коркой. 

С черепашьей скоростью доезжаем до моста через С.Двину и поворачиваем на Котлас. Город - просто находка для любителей индустриального пейзажа: сплошные промзоны, промышленные корпуса непонятного назначения в обрамлении безумного переплетения труб. В темноте всё это выглядит ещё более удручающе. И традиционно раздолбанные в городской черте дороги: зевнув, поймал пару некислых ямок. Зато все соблюдают скоростной режим)).

Указатель с названием следующего населенного пункта, Коряжмы, мы и вовсе пропустили в темноте. Зато сразу несколько огромных щитов, не заметить которые невозможно, информировали о принадлежности местного ЦБК группе Илим Палп. ЦБК просто огромен. Сложилось полное ощущение, что границы комбината и города Коряжмы абсолютно совпадают, ибо куда не бросишь взгляд – везде промзона, относящаяся к ЦБК.

В Коряжме немного заплутали в поисках проезда к понтонной переправе через Вычегду, дважды махнув мимо нужного поворота. Указатель, естественно, отсутствует. Переправа, как вероятно, и всё в городе, принадлежит ЦБК. Работает круглосуточно, стоимость проезда для легковых машин – 100 руб. С противоположного берега увидели вот такую апокалипсическую картину.

a>

Далее нам предстояло проехать 180км до Яренска по абсолютно пустынному грейдеру, ведущему на северо-восток вдоль правого берега Вычегды. Кроме нескольких припозднившихся лесовозов, очевидно спешивших закончить смену и потому летевших на безумной скорости, иных транспортных средств нами встречено не было. В памяти ненавязчиво всплывали кадры фильма “Поворот не туда”)). Навител упорно отправлял нас назад на Сыктывкар, а потом и вовсе подвис с исчезновением мобильной связи. Кромешная темнота вокруг и бесконечная лента дороги, исчезающая там, где заканчивается свет фар. Даже редкие населенные пункты, о наличии которых мы узнавали только по дорожным указателям, не единым огоньком не напоминали о себе, словно соблюдая строгий режим светомаскировки. В общем, было от чего загрустить. А может это просто усталость давала о себе знать.

Так или иначе около полуночи наконец прибыли в Яренск. Заселились в гостиницу Околица. В номере чисто, но совково. Зато выдают одноразовые тапки и бритвенный прибор, что вероятно обуславливает весьма негуманный ценник в 3000 т.р. за 2-х местный стандарт. Завтрак отсутствует.  

 

3 день (26/02/2017)

Яренск – Айкино – Микунь – Усогорск – Сура

(пробег за день – 453 км)

https://yandex.ru/maps/-/C6aTZVYh

С утра отправились на променад. Лёгкий морозец бодрил.

a>


В 9 часов воскресного утра улицы были практически безлюдны.

a>


Яренск официально считается селом, хотя имеет статус районного центра и достаточно древнюю историю.

a>


С достопримечательностями тут не густо. Все основные исторические интересности сосредоточены на небольшом пяточке у краеведческого музея, квартирующего в каменном Преображенском соборе (18в).

a>


Рядом в сквере расположены перевезенные сюда и похожие друг на друга часовни Георгия Победоносца (1790г) и Косьмы и Домиана (19в),

a>


а также небольшой осовремененный мемориал жертвам революционных событий.

a>


По дороге к музею повстречали ещё обезглавленную 2-х этажную Покровскую церковь, стоящую на месте упраздненного в 18в Архангельского монастыря.

a>


В общем, ничего особо запоминающегося.

Но при этом в последние годы Яренск претендует на статус одного из турцентров региона, развивая свой собственный “сказочный” бренд. Ниша деда Мороза и Снегурочки уже занята, а вот вариант Матушки Зимы – самое то!   Резиденция Матушки находится в бывшем доме купца Ешкилева в 5 минутах неспешной ходьбы от музея.

a>


Экскурсия по резиденции только в составе организованной группы.

a>


Ждать появления таковой не стали, зато тут же в резиденции обнаружили очень достойный сувенирный магазин.  

Тем временем на улице обозначились местные жители. Напротив Дома культуры под разухабистые песнопения из громкоговорителя начинались народные гуляния в честь последнего дня Масленицы.

a>


Действо было весьма душевным и неформальным. Народ активно зажигал.

a>


a>

Мы тоже немного приобщились, продегустировав местную выпечку под чай из самовара, после чего с чувством некоторого сожаления покинули Яренск. Впереди предстоял не ближний путь.


Через 10км мы пересекли административную границу Республики Коми.

a>


Сразу пошли непривычные названия населённых пунктов.

a>


В большом и многолюдном селе Айкино перекресток: прямо – на Сыктывкар и Ухту, а мы поворачиваем налево, на Усогорск и Кослан. Вскоре, чуть в стороне от трассы, крупный поселок Микунь и АЗС Лукойл.

a>

Здесь заправляемся до полного, а также заливаем еще две 20-литровые канистры. Далее, до Карпогор, а это как минимум 450 км, с бензином полная неопределенность.  

Пейзаж вдоль трассы Микунь – Усогорск крайне уныл: чахлый с проплешинами лес чередуется с пустошью замерзших болот. Редкие населенные пункты – сплошь зоны и колонии-поселения.

a>


Если оставить эмоции в стороне, то саму трассу можно условно разбить на три участка. Километров 60-70 от Микуня - отличное шоссе, не напрягаясь шли 120 км/ч.

a>


Потом, 65-километровый участок старой дороги, больше похожей на колхозный большак, изобилующей ямами, буграми и неприятными поворотами.

a>


Самая распространённая комбинация знаков здесь вот такая.

a>

Далее, до Усогорска, опять полный ажур.


Посёлок городского типа Усогорск возник в конце 60-х годов прошлого века на ниве советско-болгарской дружбы, когда в этих местах силами болгарских граждан начались промышленные лесозаготовки. Болгары давно вернулись домой, но память о том времени сохраняется тут до сих пор.

a>


В остальном Усогорск ничем не примечательный населённый пункт, застроенный типовыми пятиэтажками. Если только не принимать во внимание его удалённость от очагов цивилизации…. С учётом этого факта посёлок скорее удивил сугубо городским укладом жизни и абсолютно нетипичной для провинции энергетикой.

a>


На въезде в Усогорск приметили Лукойловскую ретро-азс и обнаружили там 95-ый бензин. Не упускаем лишнюю возможность дозаправиться.

a>


Тронулись дальше по направлению на Чим и Благоево. Дорога отлично почищена. Что там под снегом, асфальт или грунт, сказать сложно.

Через 30км после Благоева, еще одного экс-болгарского поселка в Коми, основная дорога уходит правее на Важгорт. Мы же едем прямо на Кучкас и Нюхчу. 

Дорога на стыке областей значилась у нас в плане как 2-ой спецучасток. Оперативной информации о её текущем состоянии у нас не было, но на нескольких архангельских сайтах любителей охоты-рыбалки проскакивала информация о перманентных проблемах с ее расчисткой. После упомянутой отворотки на Важгорт дорога стала уже. При приближении встречных лесовозов приходилось вплотную прижиматься к обочине. Однако проезжая часть прочищена идеально.

a>


Наконец показался указатель Архангельской области.

a>

Здесь лесовозы уже не ездят и сей факт очень скоро сказался на дороге, быстро превратившейся в однопутную колею.

a>

Колея была не глубокой, однако разъезды со встречным транспортом могут представлять реальную проблему. К счастью в этом месте навстречу нам попалась лишь одна заблудшая Шеви-Нива, с которой мы разошлись не без труда, едва не теранув друг друга бортами.

Километров через 10 колея чудным образом превратилась в неширокий, но неплохо почищенный грейдер, проходящий к тому же через безумно красивый, укутанный снегом хвойный лес.

a>

Ехать стало куда приятнее, тем более, что и встречных авто больше не попадалось. Мы были абсолютно одни в этом снежном королевстве.     

Стемнело. Судя по карте, мы двигались на северо-запад параллельно Пинеге. После Занюхчи безлюдное пространство закончилось. Время от времени за окном начали появляться темные силуэты небольших деревушек, но рассмотреть что-либо в темноте было абсолютно невозможно.         

Проехали речку вот с таким названием :)

a>


Село Сура, где мы предполагали заночевать, находится на левом берегу Пинеги, грейдер же проходит по правому. Где именно находится переправа мы не знали, однако деревни вдоль трассы тут идут очень кучно, поэтому разузнать о ледовой переправе не составило труда. Оказавшись на противоположном берегу мы на удивление быстро нашли гостевой дом, находящийся в самом центре посёлка.

a>

Дом заточен главным образом под прием паломников, поэтому внутри слегка аскетичен, но жить вполне можно. Отопление печное, печка также используется в качестве кухонной плиты.

a>

При этом есть еще микроволновка, накопительный водонагреватель и даже душевая кабина с гидромассажем!!! Правда в момент нашего посещения она была в неисправном состоянии, а может и специально отключена от греха подальше.


Другие отчёты того же автора

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Другие отчёты по городам Асташово, Солигалич, Яренск, Усогорск, Сура

Яндекс.Метрика По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru