Малые Карелы-Северодвинск-Нёнокса-Пурнема-Онега-Ворзогоры-Нименьга-Малошуйка-Валдай-Медвежьегорск-Москва: отчет о путешествии
Россия: города, достопримечательности Россия: города, достопримечательности Автопутешествия: зарубежные страны
 
Города Достопримечательности Где остановиться Где поесть Трассы
Поиск
Маршруты
Отчёты о поездках
Написать отчет
ЧаВо
Войти на сайт
Форум
Календарь поездок
<< Июл 2017' >>
ПнВт СрЧт ПтСб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
♦Где бывали:
Больше всех оставили отзывов:
   Бывший (3508)
   jj-15 (2535)
   oyster (2506)
   Vorchun (2477)
   Climat (2312)
   grymzik (2061)
   DS.Molotkov (1991)
   vadim (1865)
   Istdus (1760)
   One of us (1674)
http://triproom.ru
Квартиры посуточно по всей России без посредников!

Откуда: Москва Когда: 03/2017

По маршруту: Малые Карелы-Северодвинск-Нёнокса-Пурнема-Онега-Ворзогоры-Нименьга-Малошуйка-Валдай-Медвежьегорск-Москва

Рейтинг отчета: 12

Автор:

7 день (02/03/2017)

Малые Карелы – Лявля – Северодвинск – Нёнокса – Пурнема – Онега

(пробег за день 389 км)

https://yandex.ru/maps/-/C6eYq8Jh

Если до того дня с погодой нам вполне везло, то на сей раз наступившее утро приготовило неприятный сюрприз: на улице +2 и дождь. Как-то даже не верилось, что все это происходит на севере. Самое неприятное, что могло за этим последовать – это закрытие ледовых переправ. Почитали форумы архангельских рыбаков. Свежих вестей с полей нет, по постам трёхдневной давности движение на зимнике в сторону Карелии практически замерло после снегопада, идёт прочистка дороги. Решили реагировать по ситуации, а пока жить днём сегодняшним. А на сегодня программа была не менее насыщенной. 

Начали день с заезда в Хорьково для осмотра одной из старейших из сохранившихся до наших дней на Русском Севере деревянных храмов – шатровой Никольской церкви Лявленского Богородицкого монастыря (1584г).

a>

Монастырь почил в бозе ещё в 18 веке, а вот Никольская церковь сохранилась, причем на том же самом месте, где была возведена без малого 450 лет назад. Дух захватывает, когда представляешь современницей скольких исторических событий она является. Сейчас храм находится под опекой музея деревянного зодчества Малые Корелы. К сожалению погода продолжала портиться. Дождь чередовался со снегом, поэтому фото получились мрачноватые. В хорошую погоду с холма от церкви, вероятно, открывается очень красивый вид на Северную Двину.

a>


Далее мы направились в сторону Архангельска. Не заезжая в город пересекли по мосту широченную С.Двину и выехав на М8 двинули на Северодвинск. Впервые за последние несколько дней у нас под колёсами снова асфальт. Но трасса узкая, много участков со сплошной разделительной полосой, поэтому за тихоходами скапливаются вереницы машин.

a>


В городе строителей подводных субмарин свернули на Ягры, посмотреть на Белое море. До самого горизонта - сплошной снег и лёд.

a>


a>


На набережной заприметили любопытный памятный камень английскому капитану Ричарду Ченслеру, первому моряку, проложившему в 16в морской торговый путь в неведомую тогда Россию.

a>

Ну и конечно же впечатляют исполинские корпуса Севмаша, на фоне суровой мощи которых мелкими горошинами смотрятся купола находящегося на режимной территории Николо-Корельского монастыря.

Ориентируясь по навигатору какими-то окольными путями выбрались на трассу Северодвинск – Онега. Вместо асфальта снова появился столь уже привычный снежно-ледяной накат. Но дорога широкая, машин мало, можно без проблем держать 100-120 км/ч.

Примерно через 40км на трассе стоит указатель на Нёноксу.

a>


Нёнокса – старинное поморское село, где находится пятишатровая Троицкая церковь (1727г), единственный из сохранившихся в России храмов такого типа. Важный нюанс, делающий Нёноксу особо притягательной, состоит в том, что беспроблемно попасть сюда можно только зимой, когда функционирует 14 километровый зимник, связывающий село с автотрассой. В остальное время - только по железной дороге и только при наличии спец.пропуска, так как формально территория сельского поселения считается режимной из-за расположенного рядом ракетного полигона.

Через 20 минут после поворота въезжаем в село. Троицкая церковь находится в самом центре, являясь частью классического северного тройника.

a>

Компанию ей составляют шатровая Никольская церковь (1763г) и колокольня (1834г). Как и церковь в Кимже Троицкий храм сейчас находится на завершающем этапе реставрационных работ, традиционно проводящихся методом полной переборки. Впрочем, это не мешает оценить красоту Троицкой церкви уже сейчас.

a>


Продолжаем движение в сторону Онеги. Беспрерывно моросящий мелкий дождь покрывает дорогу тонкой ледяной коркой. Становится очень скользко. Радует ширина проезжей части и почти полное отсутствие трафика, что отчасти компенсирует дискомфорт от неожиданных природных аномалий.

Следующей важной точкой на нашем маршруте была Пурнема – ещё одно поморское село, отгороженное от остального мира бескрайними лесами и водными просторами Онежского залива Белого моря. Немного не доезжая до Кянды уходим с трассы направо по указателю.

a>


Далее - 46км по Верхнеозёрской технологической дороге через нескончаемые северные леса.

a>


a>


Ещё 7км в сторону моря по колее, и мы на месте. Указатели на деревню присутствуют.

a>


Пурнема, как и весь Онежский берег, очень популярное место у любителей рыбной ловли. Нас же в первую очередь интересовала самая древняя на побережье Белого моря шатровая Никольская церковь (год постройки неизвестен, освящена в 1618г).

Деревянный храм находится на отшибе в дальней части деревни, а потому оставив машину у магазина в центре села, дальше пошли пешком.

Приходилось читать, что зимой Пурнема впадает в спячку, оживая летом, когда приезжают многочисленные дачники. Однако ничуть не бывало: большинство домов имело вполне жилой вид.

Визуально село разделено на две обособленные части. “Граница” проходит по оврагу и ручью, через который перекинут вот такой подвесной мост.

a>


Никольская церковь в 80-х годах была частично отреставрирована, поэтому внешне выглядит вполне бодро.

a>

Когда-то здесь также находился тройник. В заброшенном строении рядом с Никольским храмом угадывается зимняя Рождественская церковь (1762г), сохранившаяся значительно хуже. Последний недостающий элемент тройника, колокольня, разобрана ещё в 30-е годы.

Запечатлев своё пребывание в Пурнеме, мы вернулись к машине и тронулись было на выезд в сторону технологической дороги. Однако Пурнема не хотела нас отпускать так легко. Ранее я где-то читал о коварстве местного просёлка, но ни придал этому значения. Расплата не замедлила последовать. Проехав пару километра, я на секунду отвлекся и сместился не более чем на полметра в сторону от колеи. Этого оказалось достаточно. Машину резко повело в сторону и через мгновение мы уже плотно сидели в сугробе, соскользнув правой стороной в притаившуюся под снегом траншею. Как оказалось, в некоторых местах вдоль дороги тут прорыты водоотводы, абсолютно незаметные под снежным покровом.  В один такой ров нас и затащило. При этом Патруль замер под наклоном в 45 градусов и практически лёг бортом на сугроб.

a>

Тщетные попытки выбраться своими силами очевидно были обречены. Подкопать снег по правому борту было чревато опрокидыванием авто. Пробовали подложить сучья и заблокировать дифференциал – никакого эффекта. Что делать? Возвращаться пешком в деревню в надежде найти помощь там? Крайне сомнительный вариант. Кроме одного припаркованного у магазина УАЗа, очевидно принадлежащего рыбакам, другой техники, способной прийти к нам на выручку, мы в деревне больше не заметили. Искать в ночи рыбаков, ушедших куда-то по льду залива – абсолютно нереально. Оставалось одно: ждать машину, едущую в или из Пурнемы.

Между тем стемнело. С наступлением темноты жизнь в деревнях замирает, поэтому шансы на быстрое вызволение таяли на глазах. Начали подумывать о том, чтобы оставить машину до утра и отправиться в село на поиск ночевки.

К счастью, на исходе второго часа ожидания со стороны технологической дороги показался свет фар. Навстречу нам выехала буханка, снабжающая продуктами поселковый магазин и, как потом оказалось, задержавшаяся в городе, чтобы подобрать кого-то из односельчан.  Ещё никогда изделие Ульяновского автозавода не вызывало у нас столько положительных эмоций :).

Не буду описывать все пляски с бубнами, что пришлось исполнить, дабы выдернуть 3-х тонный Патруль из снежного плена. Скажу лишь, что в конце концов проблема разрешилась благополучно: Ниссан урона не понес, а мы отделались лёгким испугом. Тем не менее, этот случай по-хорошему нас встряхнул, вернув к реальности из состояния лёгкой эйфории и чрезмерной самоуверенности, в которой мы пребывали после успешно пройденных километров.               

В Онегу прибыли ближе к ночи, где нас ждал уже знакомый по прошлым поездкам гостевой дом “Алёнушка”.

 

8 день (03/03/2017)

Онега – Ворзогоры – Нименьга – Малошуйка – Валдай – Надвоицы – Медвежьегорск – Повенец

(пробег за день – 522 км)

https://yandex.ru/maps/-/C6eYBFNI

Как известно, единственной круглогодичной автодорогой из Архангельской области в Карелию является трасса Каргополь – Пудож.

Однако зимой появляется возможность добраться до Карелии на автомобиле напрямую из Онеги. В остальное время года эта альтернативная дорога представляет собой череду пыльных грунтовок и подтопленных лежнёвок. Но основная причина невозможности проехать здесь кроется в местности между двумя деревнями Онежского района, Нименьгой и Ворзогорами, представляющей обширную заболоченную низменность, которую пересекает речка с одноименным названием Нименьга. Расстояние между деревнями не более 15 км, однако этого вполне достаточно, чтобы значительная часть района оставалась недоступна для автотранспорта 8 месяцев в году. Зимой болота и река замерзают и тогда по накатанной “дороге жизни” устремляются на “большую землю” местные автовладельцы. Если конечно свои коррективы в трафик не внесет очередной снегопад…      

Именно эта дорога в Карелию и была завершающей в списке наших спецучастков.  Ещё будучи в Архангельске, мы связывались с хозяевами “Алёнушки” с просьбой узнать состояние зимника. Выяснилось, что проблемный участок под Ворзогорами прочистили и на Малошуйку транспорт ходит. По поводу дальнейшего проезда в сторону Валдая информации не было, но и то, что удалось выяснить, уже окрыляло.

Первое упоминание в летописи Онеги встречается аж на 10 лет раньше Москвы. Впрочем, ничем особо историческим город похвастаться не может. Онега – место грустное и депрессивное. Отовсюду веет какой-то безнадёгой. Ограничились короткой прогулкой.

Свято-Троицкий собор (1814г). Бывший музей, теперь вновь учреждение культа.

a>


Само собой, памятник борцам за власть Советов.

a>


Стелла на месте закладки Персея – первого советского научно-исследовательского судна, погибшего в самом начале Великой Отечественной.

a>


Наконец, стартуем. Погода неожиданно радует бодрящим морозцем и это внушает сдержанный оптимизм.

Так выглядит ледовая переправа через Онегу.

a>


Сразу за переправой – посёлок Поньга. Мрачноватые двухэтажки барачного типа и спитые мужички в телогрейках и трениках, хмуро поглядывающие нам вслед.

a>


До Ворзогор идёт вычищенный почти до грунта грейдер. Поражает количество встречных машин: утром они идут буквально одна за одной. 

В Ворзогорах, старинном селе на продуваемом всеми ветрами высоком берегу Белого моря, дорога резко сужается, а высота сугробов по обочинам местами едва ли не превышает высоту отнюдь не маленького Патруля. В метель и снегопад тут очевидно начинается веселуха. На память сразу приходят слова из песни Высоцкого: “…А к ночи точно занесёт, Так заровняет, что не надо хоронить!”      

К счастью, в тот день погода явно нам благоволила. Основной проблемой стал разъезд со встречным транспортом. Разъездных карманов было не так много и пару раз пришлось съезжать в снег.

a>

На этот раз всё обошлось, выехали без проблем, однако оба раза, как и в Большой Нисогоре, встречное авто не спешило уезжать восвояси до тех пор, пока не становилось очевидным, что и мы можем продолжить свой путь. Здесь это за правило.

В Ворзогорах расположен очередной тройник – Никольская (1636г) и Введенская (1793г) церкви и колокольня. Пока отреставрирована только Никольская, а две другие постройки до сих пор несут на себе рубцы советского прошлого: Введенская церковь – без куполов, а колокольня – без шпиля.

a>


На берегу моря – памятный крест поморам-корабелам.

a>


Не смотря на солнечную погоду с моря дул пронизывающий северный ветер, абсолютно не располагающий к длительным прогулкам. Отправляемся дальше.

А дальше начинается зимник до деревни Нименьга. При подготовке к путешествию информация по этому участку у меня была крайне противоречива: кто-то в своих отчётах упоминал дорогу через лес, кто-то описывал зимник, идущий чуть ли не по льду залива. Вероятно, такое разночтение объясняется просто: каждый год зимник накатывают по новой и не всегда по тому же маршруту. В нашем случае, миновав перелесок мы выехали на обширную заболоченную низину.

a>


По стихийной ледовой переправе преодолели речку Нименьга. Плюсовая температура предыдущих дней не прошла даром (местами поверх льда уже начала проступать вода), но проблем с проездом никаких не возникло.

a>


После переправы нужно ехать на юг строго вдоль реки. Влево и в право отходят многочисленные отворотки: навигатор в помощь. Зимник в этом месте крайне кочковатый. Пришлось остановиться и переложить вещи в багажнике, так как летать там начало всё, включая 20-ти литровые канистры.

Через 15 км после Ворзогор чахлый лес расходится в стороны, а в полях по обеим берегам реки возникает целый куст мелких деревушек. В центре этого куста возвышается громадная обшитая тёсом двухэтажная Рождественская церковь (вторая половина 19 века).

a>

Храм находится на противоположном от дороги берегу Нименьги, но зимой до него можно без труда добраться, перейдя речку по льду. К сожалению, церковь пребывает в удручающем состоянии. Колокольня, очевидно, подгнила у основания и грозит вот-вот обвалиться. В нижней церкви полы вскрыты, кругом следы варварской деятельности чёрных копателей.

a>


Такой же разгром и на втором этаже. Посередине помещения стоят останки какого-то старого механизма, назначение которого нам определить не удалось.

a>


Судя по размерам Рождественской церкви местность вокруг была когда-то куда более заселённой. Сейчас же в самой крупной деревне куста, Нименьге, визуально 2/3 домов – нежилые. И кругом, увы, такое же полнейшее запустение.

a>

Жизнь уходит из этих мест и, как это ни грустно, не видно предпосылок для её оживления в ближайшей перспективе.


Ещё через 7 км пересекаем однопутную ж/д линию Обозерская – Беломорск и поворачиваем на запад в направлении Малошуйки. Здесь уже начинается широкий и хорошо расчищенный грейдер.

Через 15 километров въезжаем в Малошуйку – посёлок городского типа и крупную сортировочную станцию.

a>


Посёлок на удивление большой: много домов квартирного типа, людей, машин.

a>


Кроме ж/д узла иных значительных объектов индустрии замечено не было. Чем занимается трудоспособная часть населения Малошуйки, кроме работы на железной дороге, осталось загадкой.

Бросилось в глаза, что значительная часть местных автолюбителей разъезжает без каких-либо гос.номеров. Походу локальный вариант личной налоговой минимизации.

Другой отличительной особенностью многих левобережных поселков Онежского района является огромное скопление разнообразной брошенной техники. Вероятно, виной тому плохая транспортная доступность, что делает вывоз отсюда металлолома нерентабельным. В основном это сельхозтехника и автотранспорт. В Малошуйке увидели вот такое.

a>

Это автомотриса – самоходный железнодорожный вагон. Не смогли проехать мимо. 

 

Под Малошуйкой мы заскочили в деревню Абрамовская для осмотра очередного тройника: колокольни (1807г), а также шатровой Никольской (1638г) и Сретенской церквей (1873г).

a>

Тут картина вполне пристойная. Все три постройки в полном порядке, а в Сретенской церкви даже проводятся службы, о чём возвещает маленькое объявление на паперти храма.

a>


Ещё через 40км проезжаем ничем ни примечательное поселение Золотуха. Это последний населённый пункт Архангельской области. Следующее жильё, посёлок Валдай, - уже Карелия и до него 110км сплошных лесов и болот.

a>


Дороги на этом направлении разные. От Золотухи до поворота на Унежму – накатанный, но узкий грейдер.

Далее, до Вожозера, идёт отличная технологическая дорога. При желании можно придавить на газ.

a>


Последний участок пути, до выхода на трассу Валдай –Надвоицы, самый проблемный: 40 км узкого грейдера или зимника, временами переходящего в колею. Граница областей, чистят редко. Без полного привода делать тут абсолютно нечего. Ездят здесь только охотники и рыбаки на УАЗах и Нивах. Другого транспорта мы не встретили.

a>


Места реально дикие. Остановились размять копыта и пофотографировать. В воздухе висит какая-то невообразимая звенящая тишина. Ни одного постороннего звука. Заметили дорожку свежих следов, пересекающих колею: то ли крупная собака, то ли волк. Вне салона авто стало как-то не уютно)).

Дальше – больше. Выезжаем из-за поворота и видим какой-то движняк прямо по курсу. Подъезжаем ближе: две огромные рыси размером со среднюю собаку резвятся прямо на дороге. Наше появление похоже их не сильно испугало. Лишь когда дистанция сократилась метров до 30 оба зверя с явной ленцой прыжками скрылись в лесу. От увиденного мы, если честно, сами растерялись и забыли про наши камеры. Жаль, упустили такой кадр.

Выехав на трассу, решили заскочить в Валдай – пока не стемнело посмотреть на легендарное Выгозеро, а заодно узнать про дорогу на Сергиево – Челмужи.

Валдай – большое село без каких-либо достопримечательностей. АЗС здесь нет. Ближайшая – в 130 км в Сегеже. Подъехали к озеру. Кругом – снежное безмолвие.

a>


a>


Попытка получить инсайд о прямой дороге на Челмужи успехом не увенчалась. Несколько опрошенных местных жителей в один голос утверждали, что проехать можно только до посёлка Вожмозеро. Дальше дорогу не чистят и проезда там зимой нет.

Ну ок. План поездки и так был выполнен по полной, а впечатлений хватало с избытком. С чувством выполненного долга поворачиваем в сторону Надвоицы - Сегежа.

Трасса – широкий грейдер. Постепенно начинается выматывающая стиральная доска, которая с небольшими интервалами продолжается до Надвоиц. Далее сразу уходим на трассу “Кола”. Здесь уже все знакомо. 130 км с ветерком по пустынному шоссе, поворот на Медвежьегорск, еще 25 км в сторону Повенца, и мы въезжаем на территорию эко-отеля Большая медведица. Нынешний наш приезд в этот отель уже пятый по счёту, поэтому ощущения совершенно домашние. Не смотря на то, что прибыли мы в 11 вечера, в кафе нас ждал горячий ужин. Лучшего окончания напряженного дня трудно и пожелать.

 

9 день (04/03/2017)

Повенец – Пудож – Вытегра – Вологда – Москва

(пробег за день 1 112 км)

https://yandex.ru/maps/-/C6eYb0kr

На этом можно, наверное, и завершить повествование о нашем путешествии.

С утра на улице опять пошёл снег, постепенно превратившийся в настоящий снегопад. Однако теперь это было уже не важно.

a>


a>


По фантастически красивой зимней дороге мы неспешно покатили в сторону Москвы, однако мысленно всё ещё оставались где-то там, то в зимнем лесу под Усть-Чуласой, то на заснеженном поле под Нименьгой.

a>


А это значит, что поездка наша удалась!

Путешествуйте! Исследуйте мир!

Всем удачи на дорогах!


Другие отчёты того же автора

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.


Яндекс.Метрика По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru