Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны
<< Ноя 2017' >>
ПнВт СрЧт ПтСб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
◊ Где бывали:
Больше всех оставили отзывов:
   Бывший (3934)
   jj-15 (2908)
   Vorchun (2630)
   oyster (2522)
   Climat (2312)
   DS.Molotkov (2182)
   vadim (2113)
   grymzik (2084)
   Istdus (2027)
   One of us (1865)
http://triproom.ru
Квартиры посуточно по всей России без посредников!

Откуда: Ош Когда: 10/2017

По маршруту: Мургаб, Хорог, Душанбе, Самарканд, Ташкент

Рейтинг отчета: 12

Автор:

Только три мечты


 

Среди всех автотуристических хотелок на мой взгляд есть три самых главных. «Поехать на Байкал», «Съездить в настоящую Европу» и наконец третья «Проехать по Памирскому тракту». Даже если вы до сих пор не знали, что это такое – почитайте. И у вас тоже появится эта мечта – проехаться по дороге м41, самой высокой и красивой дороге бывшего СССР. Одной из трех уникальнейших дорог в мире выше 4 км. Такие же есть только в Гималаях и Каракоруме. Ни на Кавказе, ни на Алтае, ни в Альпах вы не увидите ничего подобного.

Но… машина у меня легковая. Путешествие туда заняло бы три-четыре недели, да через Узбекистан, в котором нет бензина. И тут еще авиаперевозки стремительно развиваются. В общем, был куплен дешевый – всего 10000 р – перелет до киргизского Оша. И все путешествие было совершено с местными таксистами. Благо такси там очень доступно, настолько, что совсем нет экономического смысла туда ехать на своих колесах.

В Киргизии я бывал раньше. Очень красивая страна, но города скромные серые, с примесью базарности, типично постсоветские, что Бишкек что Ош. Другое дело горы.


Ош—Мургаб. Сразу самое интересное. Ленин, Китай и Луна.

Ох эти горы! Они гораздо больше влекут чем море. Настоящие горные перевалы начинаются от 2 км, а тут вся дорога проходит на высотах 3-4,7км, а окружающие пики более 7 км высоты! Именно на границе Киргизии и Таджикистана находятся самые высокие вершины бывшего СССР. Пик Ленина, пик Сталина, пик Коммунизма (сейчас конечно они переименованы). Фантастика! Это ни с чем не сравнимо. С Киргизской стороны уже выпал свежий снег, он ослепительно сияет. Приходится осторожничать и пить таблетки от горной болезни. В машине нормально, но выходишь и шатает. Кое где прямо к дороге подходит китайская граница. Вот эта колючка она и есть. А под ногами! Не камни, не земля, не глина. Какая-то мелкая пыль, ровная пыльная поверхность.. Полное ощущение что мы где-то на Луне. Самые высокие перевалы Кызыл-арт и Ак-Байтал. Навигатор показывает высоту 4705м, странно, во всех источниках 4655м. По пути также проезжаем большое мертвое озеро Каракуль.

     

     


Мургаб-Хорог. Крыша мира

Мургаб – самый высокогорный населенный пункт. 3600 м над уровнем моря. Здесь нет электричества, нет ничего. Ночью вместо фонарей светят звезды. «Архитектура» - какие-то гаражи вместо домов. На Памире главные машины LandCruiserи Pajero примерно рубежа веков. Но на сей раз пошли на базар и договорились с Huyndai Galloper, везущим баранов на продажу в Хорог. В Хорог есть две дороги – прямая «Памир хайвэй»  и длинная через Вакханский коридор. Вакханский коридор является одним из самых уединенных и недоступных мест на планете. Там говорят очень красиво и правильный турист должен ехать там. Но мы с баранами едем по прямому высокогорью, по «крыше мира». Турист на Памире в основном европейский и американский. Русские – редкость. А вот европейцы на чем только не гоняют. Много велосипедистов попадается. Настоящие маньяки! 1200 км крутить педали в гору, при отсутствии воздуха и цивилизации и присутствии волков.

     

 

Хорог-Душанбе. Красивейшая река Пяндж и Афганистан

Хорог находится уже на границе с Афганистаном. Это уже приличный город, главный на Памире. Есть университет, парк, ботанический сад. Народ приветливый. Все работали в России, смотрят российское ТВ, даже маленькие дети говорят по русски. Мультиков насмотрелись. Полдня потратили на оформление бумаг. Виза в Таджикистан не нужна. Ну нужно получать отдельный пропуск в пограничную Горно-Бадахшанскую область (25$) И делать регистрацию в Таджикистане (20$) если находишься там более трех дней. Почувствовали себя русскими гастарбайтерами…

В столицу страны кому надо быстро летают на вертолете. Иначе – 15 часов тряски на машине вдоль пограничной реки Пяндж, разделяющей Таджикистан и Афганистан. Водитель LandCruiser сажает двоих человек рядом с собой на первый ряд, троих на второй и троих на третий. Так и едем, называется коллективное такси. Дорога очень красива! Река довольно полноводна, крутые обрывы, опасность камнепада. Ладно было сухо, но зимой и весной мне кажется сюда лучше не соваться.

Памирцы – не таджики. Это отдельный народ со своим языком, разделенный ныне, проживающий в горах Таджикистана, Афганистана, Китая, Пакистана. Граница с Афганистаном легко преодолима, к счастью в этой части Афгана все относительно спокойно. Но глядя на неприступные горы на той стороне реки не оставляет мысль, а какого черта СССР в свое время туда поперся. Там страшно и ничего нет. Такое решение мог принять только человек, летающий на вертолете и никогда не ездивший по Памиру на машине.

       


Душанбе. Город молодых людей в галстуках.

Я думал, что Душанбе – еще более серый и советский город, чем Бишкек. Но нет. Все выглядит более современно, Таджикистан повеселее Киргизии. Обращает на себя внимание обилие учебных заведений и вообще молодежи. Все в костюмчиках, галстучках. Молодая страна! А вот женщины все сплошь в национальной одежде. Памятников Ленину сотоварищи уже нет, везде какие-то свои. Народ в приватных беседах на жизнь жалуется, но не так чтобы слишком. По ощущениям уровень жизни ниже, чем в России, но не так чтобы намного. Что касается религии, то во всех трех посещенных странах отношение к ней более чем спокойное. Мечетей немного, в хиджабах и с бородами никто не ходит. Страны вполне светские.

     


 Самарканд. Думал меня уже ничем не удивить. Но это что-то фантастическое.

До самарканда по прямой не более 300 км. Но между Таджикистаном и Узбекистаном какие-то давние терки. Поэтому часть погранпунктов закрыта, а часть пропускает только местных. Поэтому едем через основной погранпереход на Ташкент, делая огромный крюк. К вечеру приезжаем в Самарканд и… это какое-то чудо. Площадь Регистан с ночной подсветкой смотрится не хуже Красной площади. Куча иностранных туристов. Мы как-то позабыли, что ранее туры в Среднюю Азию были очень популярны.  В общем, весь следующий день посветили осмотру Самарканда. И везде иностранцы. В Узбекистане как я понял Ташкент – это Москва, Самарканд – Санкт Петербург. Есть что посмотреть. Из транспорта только такси. В любую часть города 10000 сум (70 руб). Автопарк – это не только Нексии. Вся линейка Шевроле (ранее Дэу) выпускается здесь. Матиз, Спарк, Авео, Кобальт, Джентра, Лачетти, Малибу, Каптива. Много новеньких машин, или выглядящих новыми. Практически все ездят на газе метане. На машинах огромные пробеги! Матизы с пробегами за 200тыс, Нексии с пробегами под 500 тыс. Чудеса! Вот что хороший климат и чистое топливо делают.

     


Ташкент. Не понимаю, зачем они к нам едут.

Ташкент оказался на вид совсем благополучным городом. Широкие проспекты, отремонтированные дома, много новостроек, много машин. Настоящая столица. Лучше и Душанбе и Бишкека и подавляющего числа российских городов. Достопримечательностей здесь немного, самое что запомнилось –центр плова. В общем, от Ташкента и Узбекистана в целом у меня осталось непонимание – зачем они из этой сравнительно благополучной на вид страны к нам едут работать. Мне кажется у них самих все хорошо. Может быть это ощущение сегодняшнее, когда мы сдали, а они наоборот подтянулись. И 5-10 лет назад все было по-другому. Но вот сейчас ощущение именно такое. Настало, настало время ездить в Центральную (бывшую Среднюю) Азию. Правда, чувствуются в стране и какие то запреты-ограничения. Повсюду полно полиции, люди не столь разговорчивы и открыты как в Таджикистане и Киргизии. Не все знают русский. В туристических местах вход для иностранцев в 15(!) раз дороже, чем для местных. Ладно хоть с обменом валюты навели порядок. Черного рынка больше нет, курс везде одинаков, хотя по прежнему в ходу толстые пачки денег с большим количеством нулей.  5000 ихних сум как на фото это всего лишь 36 рублей.

     

 

Страхи перед поездкой и реалии. А также цифры

- Нужен джип. На пузотерке Памир конечно не проехать. Но летом и осенью вполне можно проехать на любом кроссовере, пожалуй даже моноприводном. Зимой и весной конечно лучше не соваться ни на чем.

- Горная болезнь. Да, это серьезный страх. Развивается на таких высотах примерно у каждого шестого человека и у безнаддувных машин, особенно у дизелей. Мы профилактически пили Диакарб и Гипоксен, это нужно делать на самом деле

- Отсутствие бензина в Узбекистане и на Памире. Действительно, в Узбекистане все ездят на газе, даже а-91 есть не везде. На Памире тоже бензин поискать.

- Необходимость делать пропуска в Горный Бадахшан и регистрацию в Таджикистане. Действительно напрягает, но решаемо. Пропуска сделали заранее через турфирму за 25$, на регистрацию потратили полдня и 15$ в Хороге. Все это у нас проверяли на многочисленных постах.

- Страшные узбекские пограничники. По факту вроде не такие страшные.

- Страшные гаишники по всей центральной Азии. Что есть то есть, отстегивать по копеечке надо на каждом посту, особенно в Таджикистане. При поездке на своем авто с этим надо смириться и сразу заложить в расходы.

- Большая часть дороги проходит вдоль границы с Афганистаном и может быть что угодно. По факту все спокойно, никаких нехороших случаев нам даже не рассказывали.

Пройдено 2800 км, поездка заняла 11 дней, день прилета – 6 дней в Таджикистане – 3 дня в Узбекистане, день отлета. Темп был конечно очень напряженный, зато все успели. По деньгам – там все очень и очень недорого. Мы ездили втроем, в расчете на одного вышло – 15000р на самолет, поезд до Москвы и заранее сделанный пропуск в ГБАО, траты на маршруте 350$. Гостиницы 5-10$ на одного, пообедать 2-3$, такси вообще радует дешевизной – обходилось нам в районе 0.1$ за км. Это на равнинах за всю легковушку в нашем распоряжении, а в горах за 3 места в большом джипе, такое там принято коллективное такси.


Другие отчёты того же автора

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Другие отчёты по городам Мургаб, Хорог, Душанбе, Самарканд, Ташкент

Яндекс.Метрика По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru