Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2018

По маршруту: Вытегра, Медвежьегорск, Кемь, Пяозерский(Паанаярви), Тэдино, Кандалакша, Кировск, Оленегорск, Мурманск, Териберка, Корзуново, Никель, Мончегорск, Полярные Зори, Питкяранта, Рускеала, Лахденпохья

Рейтинг отчета: 9

Автор:


Винтажный Север.

Во время прогулки под палящими лучами солнца в 2017 году в Ереване, начал рождаться замысел маршрута на следующий отпуск: было решено однозначно, что  после поездок в страны Закавказья нужно существенно «снижать градус». Из северных направлений, которые представляли наибольший интерес, осталось пропущенным  мурманское. Кроме того, вспомнилось, что 2008 автомобильный год  был именно «северный», он открыл трилогию поездок на Север. В 2008 году был посещен Питер и пригороды, в 2009 –Южная Карелия и Выборг, в 2010- Северная Карелия и Соловки.  Таким образом , 2018 год опять предвещал стать «юбилейным» по направлению «Север» и поднять старые воспоминания, что еще больше добавляло маршруту значимости.

h-3524.jpg

Подготовка к поездке.

Зимой начал прокладываться маршрут более детально. Точки, которые были сразу включены в программу путешествия: Вытегра, Мурманск, Териберка. Попутно начали добавляться «пункты остановок на маршруте»- Кандалакша, Полярные Зори, Оленегорск, Кировск. В «должниках» с 2009 года остался г. Сортавала, в котором тоже надо было досмотреть интересные точки. Вообще все эти города были наполнены «дополняющими»  достопримечательностями, т.е. интересными объектами, которое неплохо бы осмотреть по пути. За кадром остался п/ов Рыбачий. Причины было две:  отсутствие клиренса машины (хотя по хорошему нужен подготовленный внедорожник, а не кроссовер) и ограниченный запас по времени.  Пока планировали маршрут, вспомнили, что в 2010 году, изучая отчеты по Соловкам, наткнулись на очень интересные фотокарточки с шикарными видами. Еще тогда после недолгого «гугления» мы нашли таинственное слово «Паанаярви» , которое прочно засело в мозгу начинающих путешественников. Каждая из этих фотокарточек с легкостью могла бы стать фотозаставкой рабочего стола windows на компьютере – настолько  были красивые кадры.

Тем не менее,  этот национальный парк был записан в «запасники». Нас настораживало отсутствие элементарных удобств  при размещении на его территории, а также субъективно не простой доступ (до парка ведет грунтовая пыльная дорога типа «грейдер» протяженностью больше 150 км в одну сторону). Так же напомню уважаемым читателям, что на территории парка не работает мобильная  связь, нет электричества, все избы оснащены только печками.  Из удобств лишь нары в избе,  поленница дров, кострище для готовки пищи, туалет на улице, да умывальник.

Все это сильно сдерживало посещение этого действительно интереснейшего места.

Но разложив маршрут по «контрольным» точкам, стало понятно, что с одним Мурманском и Кольским п-овом, маршрут получался недостаточно «острым», требовалось добавить немного «перчика». Таким «перчиком» все-таки стал национальный парк «Паанаярви».  Учитывая наличие в экипаже ребенка дошкольного возраста, решение далось не очень легко.  Однако положительному заключению немало способствовал опыт проживания на даче в голодные  90-е, которая по оснащению в то время была  не сильно  лучше изб парка. Так же вспомнился опыт палаточных сборов в институте. 

Сразу скажу, что я не охотник и рыбак, и не любитель «ходить до ветру» и «подтирать пятую точку лопухом». Но интерес перевесил.

Итак, в феврале начали бронировать «стойло», т.к. рекреационные возможности парка сильно уступают количеству желающих его посетить.

После изучения карты парка в  качестве базы была выбрана изба «Нурис», которая ,если смотреть на карте, казалась ближе всего к основным достопримечательностям. Забегая вперед, скажу, что это было ошибкой, т.к. карту, из-за топографического кретинизма,  мы изучили что называется «на отъ..бись».

После недолгих перезвонов с парком, был сделан договор и предоплачен в размере 30% счет за проживание. Окончательный расчет должен был быть произведен при оформлении пропуска в парк в визит-центре г. Пяозерский.

Остальные гостиницы на маршруте были забронированы ближе к маю через booking.com.

Машина в этом году осталась прежней - Форд Фокус второй генерации, со стартовым пробегом 188 тыс.км.

Перед поездкой было сделано стандартное ТО на даче с заменой всех технических жидкостей. Также,  были помыты радиаторы и сделана диагностика ходовой в профильном клубном сервисе.  

Подготовка шмурдяка в этот раз была более «плотной». Учитывая отсутствие всяческих удобств в парке, были взяты в поездку в довесок к стандартному набору:

Газовая плитка + туристические балоны, посуда для готовки на огне.

Пила, топор, ножи, жидкости для розжига, шампуры, фонари.

Увеличенный запас разных круп, макарон, чая, сахара, гороха, кукурузы, тушенки,  орехов + несколько дошираков на «экстренный случай».

Одежда подбиралась под длинные пешие переходы в непогоду- берцы, рюкзаки, защитные куртки и штаны, дождевики, «болотники» и т.д.

Набор средств от комаров и пр.

Ящик с инструментом, технические жидкости, запасные свечи, дворники, предохранители, ремни навесного + съемники, лампочки, жгутики и прочую мелочь на машину.

Как ни странно, но все это безобразие поместилось даже без всяких «тулей» в «маленькую машинку, совершенно не предназначенную для путешествий» (с)  (цитируя слова родственников на больших джипах, которые дальше московской области выезжают только по праздникам, да и то не более чем на  350 км по радиусу, говоря, что это «дальняк»:))

Итак, старт был намечен на 30.06.18.


30.06. Москва-Депо (Белый Ручей), Вологодская область

Проснувшись в 5 утра после долгих вечерних сборов, покидав вещи в машину, взяли старт  в сторону трассы М8 из ЦАО.

h-3336.jpg

Цель - добраться до г. Вытегра Вологодской области, вернее до п. Белый Ручей, где был забронирован домик в кемпинге, для ночлега.  Т.к. выдвинулись достаточно поздно - попали в пробку почти сразу за МКАД в районе Королева. Пробка была не самой страшной -  ползучая, но, тем не менее, час был потерян. Вырвавшись на оперативный простор, поехали дальше. Должен сказать, что я откровенно недолюбливаю  трассу М8, особенно до Вологды, и в этот год сей факт проявился особенно ярко. Может быть  сыграло роль практически полное отсутствие дальних поездок начиная с октября 2017 года, может просто усталость сказалась, но участок Москва-Вологда дался почему-то нереально тяжело. Хотя почти нигде не стояли. Просто видимо не «прикатался» еще. В одной из версий поездки было предусмотрено посещение г. Череповец, в котором интересовал музей металлургической промышленности «Северсталь». Но силы иссякли, и пришлось оставить это на другой раз. Проще говоря, было адски «влом» делать еще лишний крюк в сторону.

Остановились перед Вологдой на «Лукойле» на дозаправку и перекус.

h-3334.jpg

 После привала и обеда наш дальнобойный процесс пошел несколько ловчее.  Дорога стала однорядной (впрочем, она и была такой после Ярославля), с ремонтами местами, трафик сильно ослаб.

h-3333.jpg   

h-3332.jpg

При движении на север температура под вечер начала резко падать и в итоге опустилась до 11 градусов (против 25 московских), при этом темнеть стало позднее.

h-3335.jpg

 Природа стала напоминать южную Карелию - песок, сосны по обочинам. Ближе к 9 вечера финишировали у нашего кемпинга. Он представлял собой  стоянку  с несколькими домиками.

h-3337.jpg

Как только вышли из машины, были атакованы комарами. Север, однако.

h-3338.jpg

Увидев такой домик, немного поморщились, подумав,  что он не очень комфортный…

h-3340.jpg

Мы потом  со смехом вспоминали этот момент в Паанаярви, где по сравнению с местными лачугами, этот домик окажется просто отелем «Ритц-Карлтон», но это будет, потом.

h-3339.jpg

А пока мы приготовили ужин, поели и легли спать.

01.07 Белый Ручей- Вытегра- Медвежьегорск-Кемь.

Проснувшись пораньше утром, перекусив, сдали домик и выдвинулись в сторону г. Вытегра , чтобы осмотреть музей- подводную лодку. На улице шел дождь, и было прохладно. Термометр показывал 9 градусов. После 25 градусов в Москве это прямо отрезвляло.

Сам город Вытегра не запомнился чем-либо примечательным, вбив координаты подлодки в навигатор, прибыли к достопримечательности. Это музей на базе подводной лодки Б440,  1970 года.

h-3356.jpg 

h-3353.jpg

Найти музей подводной лодки в Вытегре легко, он находится недалеко от речного вокзала и улицы Комсомольской. 

Меня сильно интересовало, почему  именно в Вытегре, на окраине вологодской области,  решили сделать такой необычный музей. Ответ на него был найден на стендах экспозиции.

h-3351.jpg

Если вдуматься, то до ближайшего моря, напрямую   будет наверное километров под 500, но именно здесь родилось несколько контр- вице- и просто адмиралов. Кроме того, Вытегра-   родина отслужившего два десятка лет на Северном флоте  капитана I ранга Александра Александровича Штурманова –заместителя главы Вытегорского района Вологодской области.

В общем, если вкратце, то лодка была доставлена в Вытегру из Кронштадта, связи Штурманова А.А способствовали этому знаменательному событию.

Был проведен дорогостоящий ремонт, сложная доставка с использованием понтона весом 200 тонн,  пришлось углублять дно водохранилища для установки лодки, но оно того стоило. 

h-3341.jpg

Достопримечательность оживила интерес к Вытегре со стороны российских и иностранных туристов.  

h-3352.jpg 

До этого я не видел подлодки изнутри, поэтому было весьма интересно.

h-3354.jpg

Про это место уже очень много отчетов в сети Интернет, поэтому я не буду слишком дотошно расписывать устройство.

h-3347.jpg

Осмотрели отсеки- все есть: машинное отделение,

h-3358.jpg     

h-3355.jpg 

h-3343.jpg 

h-3344.jpg 

h-3345.jpg

торпедный отсек, 

h-3349.jpg

даже туалет. 

h-3348.jpg

Представлена экипировка для погружения пли ликвидации аварий.

h-3350.jpg

Осмотрели все внутри и снаружи, поднялись наверх к рубке,

h-3357.jpg

h-3346.jpg

 после этого пошли к машине.

Выехали из города и поехали в сторону Медвежьегорска.

h-3379.jpg

Трафик был почти нулевой, дорога пустынная, по две полосы в каждую сторону.  Въехали в Карелию, лес стал менее густым.

h-3371.jpg

Проезжая г. Пудож заехали на заправку ТНК, похоже единственную из «брендовых» в этом городе и окрестностях. Вспомнив  о малом количестве АЗС на трассе «Кола», залили полный бак, и перекусили.  

h-3370.jpg

Погода вновь начала налаживаться, вылезло солнце.

h-3359.jpg

По прогнозу на следующие дни в Пяозерском  должно быть тепло. Что ж, это было бы отлично. 

Почти объехав Онежское озеро с востока , подъезжаем к г. Повенец, пересекаем Беломоро-Балтийский канал, который строился силами заключенных ГУЛАГа. Остановились сфотографировать.

h-3361.jpg 

h-3360.jpg

 Из «скворечника»  сразу выскочила вахтерша, но я уже прыгал в машину, дискутировать было некогда. Подъехали к каналу  со стороны церкви Николая Чудотворца, построенной в 2003 г. Спокойно вышел к каналу  и все сфотографировал. 

h-3364.jpg

Издалека  церковь производит более приятное впечатление.   

h-3363.jpg


После осмотра церкви мы направились в Медвежьегорск, по пути прикупив в хозяйственном магазине недостающие «прибамбасы» для житья в парке.

h-3369.jpg

В Медвежьегорске нас интересовали финские оборонительные сооружения времен Великой отечественной - укрепрайон. Проехав на окраину города, оставили машину около развалин, и пошли смотреть. Система укреплений разнесена по большой площади, в разных точках города. Мы же попали в самую «ходовую» точку. 

h-3377.jpg

Поразил объем проделанной работы, выдолбленной породы, насколько сильно финны подготовились к обороне.

h-3376.jpg

Но вся проблема в том, что без проводника-экскурсовода это место не столь интересное, многое просто просматривается «на бегу». Побродив по казарме, вырубленной в скале с фонариками,

h-3362.jpg

 вышли к склону , где расположены ДОТы.

h-3373.jpg

С этого места открывается отличный вид на город и северную оконечность Онежского озера.

h-3378.jpg 

h-3372.jpg 

h-3374.jpg

Вернулись в машину и поехали в сторону трассы Е105 «Кола».

h-3375.jpg

Дорога по сравнению с 2010 годом в отличном состоянии. Ремонты идут, но т.к. трафик слабый, пробок и заторов нет.

h-3368.jpg

Долетели до п. Пушной, где заправили полный бак на АЗС «ТНК» и поехали прямиком в Кемь.

Обратили внимание, что солнце зависло на горизонте, и, несмотря на поздний вечер, даже не думает садиться.

Доехали до Подужемской ГЭС и свернули на перекрестке в сторону города. А вот дорога от М18 до Кеми за 8 лет не изменилась - только ухудшилась:  волны, «стиральная доска», ржавые отбойники. Все как всегда. Стабильность…

21 километр до города от трассы ехали минут 20. Кемь тоже не изменилась: дыры на дорогах, депрессивный пейзаж, ржавые вагоны на переездах, покосившиеся бараки, невзрачные, серые пятиэтажки… Решили заехать в «Пятерочку», чтобы закупить провизию перед посещением парка, и не бегать утром. И, забегая вперед, скажу, что это было верное решение. Но об этом завтра.  

Созвонились с хозяйкой квартиры, в которой у нас был забронирован номер, подъехали к дому, вышли из машины. Сразу же были атакованы шквалом мошкары. Карелия...

Квартира была в пятиэтажке.  Когда вошли в дом - как будто попали в ретро… в коридорах деревянные полы…

h-3367.jpgh-3380.jpg

Окна на кухне –как половина от окна в хрущевке. Надо было посетить деревянные бараки - вот это была бы вообще «машина времени» .Как в них живут люди даже страшно представить.

Вытащили сумки, поужинали. Солнце даже не думало садиться, несмотря на время 23-00.. 

h-3365.jpg

Задраив шторы, легли спать. 

h-3366.jpg

Сон был тревожен.

2.07.18 Кемь – Софпорог- Пяозерский- Национальный парк «Паанаярви»

«Солдаты   шилом   бреются,

 Солдаты   дымом   греются-

Какое счастье тут?..» (Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

В этот день предстояло «погружение в бездну»- заезд в Паанаярви. Погода радовала, было тепло и солнечно. 20-23 градуса тепла. Просчитывая маршрут, мы спрашивали про дорогу до парка, и выяснили, что ее состояние мягко говоря не ахти, поэтому решили вставать в 5 утра и стартовать asap! Должен сказать , что это было очень мудрое решение.

От Кеми до поворота с Р-21 на Софпорог расстояние 170 км, далее от перекрестка до визит- центра парка (где нужно пройти регистрацию), еще 102 км. И еще 60 км от визит- центра до шлагбаума кордона парка. 

Выдвинулись из Кеми, залив полный бак на ТНК. Расстояние до пересечения с трассой А-136 преодолевали долго-в Кемском районе трасса в ремонтах, поэтому разгоняться не удавалось. 

h-3525.jpg

Только позже процесс пошел. И вот  примерно в 10 часов мы на заветном перекрестке.

Дорога Лоухи — МАПП Суоперя (ранее А136) — автомобильная трасса регионального значения в Республике Карелия. 

h-3390.jpg

Она идёт из посёлка Лоухи в город Куусамо (Финляндия) через Сосновый, Кестеньга, Софпорог, Пяозерский и МАПП Суоперя.  Должен сказать, что по мере удаления от трассы «Кола» качество покрытия ухудшается в арифметической прогрессии. После п. Сосновый асфальт пропал, начался тряский грейдер со «стиральной доской» который не ровняли уже очень давно.

h-3391.jpg

 На некоторых участках думал, что отлетят колеса и вылетят стекла из дверей.  Некоторые куски с асфальтом были как после бомбежки вражескими самолетами.

h-3395.jpg

 Пока из всех дорог, по которым я ездил, это самая худшая.  А учитывая, что эта трасса идет на международный переход - вообще, мягко говоря, срамота. 

Связь пропала совсем после проезда п.Сосновый. Телефон зазвонил в последний раз, после этого затих, и больше индикатор связи не появлялся до 06.07.18..

В Софпороге проехали пост пограничного контроля, где проверили паспорта, спросили о цели поездки.

Время было уже близко к 13 часам, и мы реши поднажать, чтобы успеть до обеда оформится в визит- центре.  Практически на последней минуте въехали в Пяозерский, и прибыли к центру.

Зарегистрировались, доплатили остаток, получили путевку в парк, взяли мангал, прослушали инструктаж пограничника  о пребывании в погранзоне. 

Был еще один нюанс. Бензина осталось ровно полбака. Впервые приехавши в парк, мы забронировали место в домике Нурис, который оказался расположен ближе всего к въездному КПП, но дальше всего от всех точек достопримечательностей. Поняли мы это, когда было поздно.

Это привело к тому, что каждый день  приходилось наматывать почти  16 км по убитому грейдеру парка, как минимум до развилки на реке Оланга и дальше до точек спешивания/сплава. Т.е. Каждодневный пробег выходил в районе 40 км, которые давались нашему Фокусу не очень легко. Учитывая этот просчет, мы решили залить в Пяозерском полный бак, чтобы не оказаться без горючего в парке. 

Заправка в городе только одна - со старыми колонками времен совка, безымянная.

h-3399.jpg

К ней идет убитая пыльная грунтовка.

h-3398.jpg

АЗС работает только днем.

h-3402.jpg

Давно такого не видел, еще со времен СССР. Но все на ней заправляются, следовательно, бензин должен быть нормальным.  Выбора не было, мы поехали. Цена на АИ95- космос 48 р/литр.

h-3404.jpg

Залили полный бак, заехали в «Магнит», купили еще провианта и мясо.

Поплутали по городу и выехали в сторону КПП парка. Все что я говорил про состояние трассы А-136 можно смело сказать и про 60-ти километровый участок дороги к кордону парка. Только еще умножить на два. 

h-3400.jpg

Качество дороги было просто мерзкое - местами просто лежали булыжники с кулак + стиральная доска.

h-3401.jpg

Нетерпеливо смотрели в навигатор- казалось, что машина ползет как черепаха вокруг Кумского водохранилища.

h-3386.jpg

То же самое ждало нас в парке.

60 километров проехали за три часа.

h-3383.jpg

Оформились на КПП, получили простыни, белье,  и поехали к избе.

 h-3397.jpg

«Нурис»- самый маленький домик, рассчитанный на 5 человек,  с минимальной загрузкой 3 человека. 

 Это нам как раз подходило, в остальном достоинств не было. Кроме того, он показался мне достаточно «усталым».  Хотя тот же «Поплавок» рядом с Олангой оказался не лучше. На первый взгляд.

Машину пришлось бросить прямо на грунтовке, т.к. подъезда к домику нет.

h-3384.jpg

Вернее есть, но можно проехать только на КРАЗе-лаптежнике. 

Когда я подошел к домику, был легкий напряг -  непривычно прибывать в «апартаменты» такого «люкс» класса.

h-3385.jpg 

h-3387.jpg

Из удобств была печка-буржуйка, умывальник на улице из дешевой китайской пластмассы, из которого вылетает «пипочка», а воду в нем оставлять нельзя- вытечет, короткие нары (пришлось спать по диагонали, иначе ноги висели),

h-3392.jpg

 сортир типа «очко», беседка, кострище, колун.

h-3396.jpg

h-3403.jpg

Всё. Тока в избах нет, поэтому взяли подвесные фонарики.  Мобильной связи, интернета, на территории парка нет. Вся связь с внешним миром через егерей, между собой у них связь через рации.

Воду предлагалось пить из рек, но мы не рискнули и закупили пять 5-ти литровок. Должно хватить. 

h-3388.jpg

Выгрузили сумки, разложились. Еще в Пяозерском обнаружил, что протекла жидкость для розжига в багажнике, отмыл резиновый коврик и зонт , оставил сушиться.

Развели огонь, сделали шашлык.  

h-3382.jpg

Не смотря на светлоту, время было уже позднее - почти 11 с лишним часов,  мы начали готовиться ко сну.  

Заснуть не удавалось долго - солнце в этих широтах в это время садится, вернее, присаживается, если точнее говорить, на час-полтора.

h-3381.jpg

 Ночью проснулся от странного хруста, шуршания. Начал осматривать избу, и обнаружил в углу вот это.

h-3389.jpg

С такими темпами изба может просто не дожить до следующего сезона. Короед-термит просто зверствует.

h-3393.jpg

Кое-как уснул.

3.07.18 Паанаярви (Гора Кивакка, Водопад  Киваккакоски).

Утром проснулись, наскоро сварганили завтрак – походная плитка очень помогала, чтобы не возиться с костром и не тратить драгоценное  время,
h-3455.jpg
 после чего поехали к точке старта на первый пеший маршрут - подъем на гору Кивакка.
В настоящий момент в парке действует несколько пеших (Астерваярвская природная тропа, Водопад Киваккакоски, Гора Кивакка, Гора Нуорунен, Вартиолампи-Арола) и один водно-пеший маршрут (Озеро Паанаярви). Все маршруты, кроме горы Нуорунен однодневные. Маршрут на гору Нуорунен имеет протяженность 21 км в одну сторону, поэтому предполагается ночевка в палатке.
Зимой в парке действуют аналоги летних маршрутов, т.е. конечные цели совпадают, но движение идет по снегоходным трассам.
Отдельно следует упомянуть, что Паанаярви является фактически сопредельным продолжением финского национального парка "Оуланка".Через национальный парк "Оуланка" проходит очень известный финский туристический маршрут «Медвежье кольцо» (по-фински — Karhunkierros) общей длиной 80 километров.
Вот тут расположена очень хорошая карта парка: http://parks.karelia.ru/paanajarvi/rus/45.html
h-3535.jpg
Если снегоход не свой- то едешь с егерем, что, как мне кажется, не очень радует.
Для меня осталось загадкой, как можно отдыхать в этом парке зимой, если даже летом весьма некомфортно, избы  (по крайней мере эта) продуваются, кругом  щели с палец и, похоже, зимой будет совсем «весело».
После этой поездки загородная дача  с горячей и холодной водой,  электричеством, отоплением, теплыми полами, канализацией из дома, и прочими минимальными  благами показалась просто «дворцом».
Но мы отвлеклись.
Поставив машину на парковке у начала маршрута, переобуваемся в удобную обувь и начинаем поход.
Схемка (http://parks.karelia.ru/paanajarvi/rus/s6.html)
s6.jpg

h-3405.jpg
Полное название горы — Киваккатунтури. На финском  — Kivakkatunturi (kivi — каменный, akka — баба, tunturi — сопка).  Длина маршрута на гору – 5 км, он проложен по западному пологому склону горы.
Через 200 метров после начала маршрут пересекает речку Палойоки, которая берет начало из озера Киваккалампи, огибает Кивакку с юга и впадает в Кумское водохранилище. 
h-3406.jpg

h-3412.jpg
Во время подъёма прослеживается смена растительности от тайги к берёзовому криволесью и горной тундре на вершине горы.
При подъеме видим особую «фишку» горы - "висячие" болота, которые находятся на склонах горы. 
h-3410.jpg

h-3407.jpg

h-3419.jpg
Довольно нетипично.
h-3417.jpg

h-3416.jpg 

h-3415.jpg
На деревьях видны лишайники -  это индикатор хорошей экологической обстановки в районе.
h-3411.jpg

h-3413.jpg
Как и муравейники. В подмосковье таких не бывает
h-3414.jpg 

h-3408.jpg 

h-3418.jpg
Обращаем внимание на  деревья с флагообразной кроной: ветки на них растут только с восточной стороны из-за западных ветров.
h-3409.jpg
Проходим часть маршрута и садимся на привал у источника.

Передохнув, двигаемся дальше. С каждой сотней метров начинает ощущаться подъем.
h-3425.jpg
Дорога становится более каменистой. 
h-3420.jpg

h-3422.jpg

h-3423.jpg

Поднявшись еще выше,
h-3421.jpg

h-3424.jpg
уже видим неплохие ракурсы
h-3427.jpg
Вдалеке видны очертания деревни Вартиолампи
h-3426.jpg


h-3429.jpg
Делаем передышку для фотосьемки.
h-3428.jpg 

h-3431.jpg

h-3430.jpg
и выходим к озеру, образовавшемуся в тектонических разломах
h-3432.jpg

h-3434.jpg
Вода чистейшая.
h-3436.jpg
Вокруг уже совсем «тундра».
h-3435.jpg

h-3433.jpg
Еще немного

h-3437.jpg


h-3438.jpg
и мы на вершине.
h-3440.jpg

С вершины горы открываются отличный вид на Кумское водохранилище,
h-3459.jpg

h-3446.jpg
водопад Киваккакоски, 
h-3442.jpg
с востока видна вершина самой высокой горы Карелии-  Нуорунен (576,7 м).
h-3439.jpg
С другой стороны- на северо-запад просматривается финская территория – бескрайняя тайга и горные вершины. 
h-3443.jpg

h-3441.jpg
Полюбовавшись, начинаем спуск.
h-3447.jpg


h-3445.jpg

h-3444.jpg

h-3448.jpg
 Навстречу попадаются туристы, много финнов.
Уставшие, вернулись  к машине.
Следующей точкой был водопад Киваккакоски.
«Киваккакоски» — это самый мощный порог в Карелии. Перепад воды составляет 12 метров. Говорят , что он великолепен в любое время года, но зимой мы его вряд ли увидим.
Сели в машину и поехали к точке старта.  От стартовой точки маршрута на гору Кивакка до этой точки достаточно далеко - порядка 10 км по грунтовкам парка. Проехав мост через р.Оланга свернули на восток. Еще километров 5 и мы у цели. Опять переоделись. 
Схема ниже: (http://parks.karelia.ru/paanajarvi/rus/s4.html)
s4.jpg
Тропа на порог Киваккакоски начинается от бывшей деревни Вартиолампи, которая до Великой Отечественной войны была самой приграничной.  
h-3462.jpg
От бывшей деревни осталось сейчас открытое пространство. Здесь были луга, возделываемые земледельцами. От домов остались только ямы погребов. В южной части поляны находилось кладбище. В середине урочища восстановлен старый карельский дом.
h-3452.jpg
 В доме открыта экспозиция карельского быта начала 20 века, но было уже поздно, поэтому удалось посмотреть только через окошки.
От Вартиолампи тропа идёт по старой дороге. На влажных участках проложены деревянные настилы.
h-3460.jpg
 Во время похода на водопад можно проследить смену растительности: начиная от   берёзового леса,
h-3458.jpg
который вскоре сменяется более тёмным ельником, а ближе к берегу сменяется сосновым лесом. На маршруте попадаются большие муравейники.
Далее маршрут проходит вдоль берега реки Оланга, то удаляясь, то приближаясь к реке.
h-3465.jpg  

h-3456.jpg

h-3449.jpg
Над деревьями «работают» бобры
h-3457.jpg
В середине маршрута выходим на Иванов порог.
h-3450.jpg
 Вроде как тут есть остатки старой мельницы, но мы ее не увидели
Затем тропа проходит по скальному берегу. Встречаются огромные валуны - следы землетрясения в прошлом, когда рельеф парка только формировался. В мокрую погоду надо быть осторожным, чтобы не поскользнуться на камнях.
h-3451.jpg
И вот преодолев все преграды, видим отличную, можно сказать шикарную, как заставка для десктопа, картину. Водопад очень могучий.
h-3467.jpg


h-3466.jpg
 Действительно, он самый крутой из всех увиденных мною в Карелии. Да еще и «многорукавный».
h-3454.jpg
Я еще прошел чуть вперед, чтобы снять порог со стороны воды с камней. 
h-3534.jpg

h-3453.jpg
Обратно идем к машине той же дорогой.  Довольные, медленно поползли в избушку готовить ужин и спать. Прокатались почти весь день.

4.07.18 Паанаярви (Маршрут Астерваярвская природная тропа, хутор Арола).

В этот день мы решили прогуляться по Астерваярвской природной тропе и договориться с егерями насчет водного маршрута на завтра.
Проснулись традиционно рано утром, сварганили на плитке завтрак,  поели и расслабленно выехали к точке старта маршрута.
День не должен был быть томным,  предполагался несложный пеший маршрут.
h-3472.jpg
Как видно из карты парка, точка старта находится в северной оконечности парка. Далее через 8,5 км тропа выходит к озеру Паанаярви. Т.е. в оба конца получалось 17 км.
«Семечки»- подумали мы, ведь мы на выходных на даче наматываем пёхом по 25 км по окрестностям за день с ребенком. А тут всего-то 17… «Маршрут для новичков...» Но мы сильно ошибались.
Подъехали к точке старта, переобулись в походную обувь. 
Тропа начинается от указателя у грунтовой  дороги между узкими  озерами Верхний и Нижний Нерис. От старта маршрут идет в западном направлении. Сначала мы начали подниматься на  пологую возвышенность, проходя через еловый лес. 
Вокруг большое количество  различных лишайников на деревьях.
После этого мы вышли на берег озера, к которому примыкает болотце с типичной северной растительностью: низкорослые сосны, карликовые берёзы, морошка, различные осоки и т.п.
h-3482.jpg

h-3468.jpg

h-3479.jpg
Примерно полкилометра идем по еловому лесу.
h-3469.jpg
Здесь тоже встречаются крупные муравейники. К северо-западу от тропы остается крутой, местами почти вертикальный уступ.  
h-3478.jpg
 Пробираемся сквозь камней, ребенку идти уже достаточно тяжело.
Вышли на полянку около озера, встретили первых и единственных посетителей на этом маршруте.
Разговорившись, узнали, что дальше болота, и они развернулись, т.к. мостки поломаны и затоплены.
«Слабаки, слились!» - подумали мы и «поперли» дальше.
Действительно мостки были в плохом состоянии, но обувь позволила пройти через эти топи. Ребенка перетащил на себе. 
h-3483.jpg

Прошло немало времени, перед тем как мы вышли к озеру Астерваярви.
h-3477.jpg
После озера мостки практически совсем пропали, ленточки на деревьях уже все выгоревшие-мы чуть не сбились с маршрута. Пересекаем еще травянистое болото, без берцев и резиновых сапог тут «ловить» нечего.  Километровые столбы на маршруте пропали, последний был 9 км…
«Какое-то нагревалово» - подумали мы, но двинулись вперед.
Уже на подходе к озеру Паанаярви, выходим на берег заливчика.
h-3470.jpg
Потрясающей красоты виды.
С другой стороны через протоку –р. Муткайоки стоит лодка, с канатным механизмом.
h-3473.jpg
Т.е. перебирая трос- сам себя перетягиваешь через протоку. Жена с ребенком осталась на берегу, а я решил разведать местность. 
h-3480.jpg
По указателям  и карте дорога выходила к хутору Арола.
Перебравшись через протоку, высадился с другого берега озера и пошел пешком по тропам.

По пути попадаются интересные места.
h-3494.jpg

h-3476.jpg
Дошел до хутора.
h-3475.jpg
До 1944 года на берегах Паанаярви жили люди. Хутор является ярким примером полностью автономного селения- т.е. он существовал в полностью замкнутой системе, обеспечивая себя сам всем необходимым.
На хуторе восстановлены сауна,
h-3481.jpg

h-3471.jpg
 амбар, дровяник, установлены информационные знаки, рассказывающие о жизни финских хуторов в 30-е годы.
Все постройки восстанавливаются при участии Евросоюза, в частности -финнов, о чем нам говорят таблички на доме.
После осмотра бани прошел к постройкам - амбару и большому жилому дому.
h-3495.jpg
Видно, что восстановили его недавно - в доме даже еще пахнет деревом. Все комнаты открыты, посмотрел интерьер и обстановку внутри. 
h-3488.jpg
Очень интересный объект. Обычно я не очень люблю новодел, но тут прямо проникся, восстановлено с душой.
h-3486.jpg

Представлены фотокарточки жизни хуторян
h-3493.jpg



h-3487.jpg

h-3490.jpg
Из центра открываются прекрасные виды на луг. 
h-3484.jpg
Осмотрев, вернулся к жене и ребенку той же дорогой. 
Дальше тропа идет по сосновому лесу с ягельным подстилом.
h-3474.jpg
Мы поднялись  на возвышенность, и  вышли на бывшую государственную границу. После прохода широкой просеки границы, спускаемся к озеру Паанаярви к истокам реки Оланга.
Наконец-то слышим  людские голоса и звук генератора. Ура ! Цивилизация ! Мы вышли! Время почти 18 часов вечера. Легкая прогулка превратилась в тяжелое скитание. А еще назад ведь идти…
Впрочем, назад решили идти по грунтовке до Оланги, (район избы «Цилиндровка» и Егерьского кордона), а дальше на север к озерам Нерис к машине.
И вот мы вышли на озеро Паанаярви у устья реки Муткайоки. Озеро Паанаярви расположено в зоне крупного тектонического раздвига, и его глубина достигает 128 м. Входит в 100 самых глубоких озер мира.
Народ как раз возвращается с экскурсии на скалы Рускеалио на кораблике.
h-3491.jpg
Мы встретились с инспекторами парка возле причала и договорились о водном маршруте на завтра до скал Рускеакаллио (Коричневые скалы) и к водопаду Мянтюкоски.
Стоимость прогулки на моторной лодке составляла 2680 рублей. Не слабо так. А что делать?
А пока нас ждал долгий путь до брошенной нами машины.
h-3489.jpg
Время было уже 7 вечера.
Инспекторы, узнав откуда мы добрались до озера, сказали: « Ну вы совсем психи: )» 
По этому маршруту действительно ходит очень мало народа.
Примерно за час дошли до развилки на перекрестке на р. Оланга. (от озера Паанаярви до этой точки грубо 6 км). 
h-3492.jpg
Силы уже начали покидать нас, поэтому было решено, что я иду за машиной в быстром темпе, и потом возвращаюсь назад. 
h-3485.jpg
 В итоге уже ближе к 21-30 я добрался до машины, переодел обувь, и на обратном пути подхватил жену с ребенком. Еще минут через 40 мы были у избы Нурис. Время почти 23часа.
Сил готовить уже не было, пришлось ограничиться сухим пайком -лапшой доширак с тушенкой.  Поужинав, вернее сказать, пообедав, пошли спать.
Прилег, пока ворочался, вспомнил еще один куплет из 90-х:

“А мою красавицу-подругу 
увезут банкиры тоже к югу.
Она на пляже, там на Канарах, 
а я на нарах, опять на нарах”...

(с) Гарик Кричевский спел прямо в «тему»- подумал я, и заснул.

5.07.18 «Озеро Паанаярви» (водно-пеший маршрут)
Проснулись утром, поели, и поехали в сторону Озера Паанаярви, где на час дня была назначена встреча с инспектором, который должен был отвезти меня по водному маршруту.  
Вот его схема:
s2.jpg
 Погода начала портиться, поднялся ветер, и накрапывал мелкий дождик. 
Помня о волнении на озере, забеспокоился, что поездка может не состояться.  Но проблем не возникло. Забегая вперед скажу, что лодка 40-ка была небольшой, и ее все-таки реально сильно подкидывало на волнах. 
Надеваем жилеты и садимся в лодку. Я сел спереди.  Как отплыли, осмотрелся по сторонам, хотя погода не очень располагала.  
h-3499.jpg
Справа, на песчаной косе  у реки Мутка, впадающей в озеро Паанаярви увидел стоянку, мимо которой проходил вчера и тропу вдоль берега, которая ведет на хутор Арола, где восстановлен финский дом, баня, амбар.
h-3496.jpg
Постепенно приплыли к интересному объекту - отвесной скале Рускеакаллио (Коричневая скала) высотой 60 метров. 
h-3500.jpg
Выход на берег запрещен – заповедная зона, да и высаживаться, впрочем, некуда, поэтому сделали просто небольшую остановку. 
h-3502.jpg

Вообще это красные скалы, поросшие "краснокнижным" красным мхом – поэтому видимо  высаживаться  не разрешают, чтобы мох не затоптать.
h-3501.jpg

Но лично меня скала не очень сильно впечатлила. Очень напомнила мне скалы на берегах Ладожского озера , когда мы плавали на Валаам из Сортавалы в 2009 году:
h-3508.jpg
Поплыли дальше на запад в сторону финской границы. На 18-ом километре наша поездка заканчивается у  причала около устья реки Мянтюйоки. 
h-3503.jpg
Я собрал вещи и вышел на берег. Тут тоже есть стоянка с кострищем и беседкой.
По тропинке поднимаюсь вверх по течению реки к водопаду Мянтюкоски. 
h-3498.jpg
Водопад не самый большой, но очень «складный». 
h-3497.jpg
Он  состоит из пяти порогов общей высотой около 9 метров. Раньше тут стояла водяная мельница.
Прошелся вокруг, посмотрел с разных ракурсов. Подошел к краю обрыва.
Вернулся к причалу, и поплыли назад. Волнение на озере усиливалось. Инспектор сказал, что осенью при таком ветре и волне уже не желательно выходить, т.к. «волна тяжелая».
Сейчас же мы летели к причалу, подпрыгивая на каждом гребне волны.  Подумал, что правильно со мной не поехали жена и ребенок – точно бы укачало.

Вернувшись, расплатившись с инспекторами, мы поехали в сторону нашего домика.

h-3504.jpg

Проехали Олангу
h-3505.jpg
Набрали воды для технических нужд в реке Нурис. 

Вот для сравнения – вода из реки и привезенная. Найди десять отличий)
h-3394.jpg
Осмотрел избу еще раз. 
Сверху над потолком даже проложен какой-то утеплитель.
Остаток дня провели у костра, за  ужином. Пока сидел у костра, еще раз осмотрелся и подумал.
h-3506.jpg
Странные, несколько двойственные ощущения остались у меня после посещения парка.  Шикарные,  красивые виды, настоящая, прекрасная и одновременно суровая карельская природа, чистый воздух, интересные маршруты для путешественников,  рыбалка для увлеченных – это все на одной чаше весов. На другой же - отсутствие элементарных вещей для комфорта: связи, электричества, избушки без каких-либо удобств, и некоторые походные проблемы, связанные с размещением.
Зимой же – вообще представляю размещение в парке с  содроганием. Хотя , кто знает, может быть  и занесет сюда и зимой когда-нибудь. В общем -  «каждому – свое» (с).
Как сказал инспектор парка про эту дикость: «Это же романтика!». И, возможно, он  ведь в чем-то прав… 
Грустно, что в любом случае приходится расставаться.
h-3507.jpg

«До свидания, Паанаярви!»

6.07.18  Паанаярви- Пяозерский-Кандалакша.

День отъезда.  Встали рано утром, загрузили вещи в машину, забрали комплекты белья и поехали на выезд. Сдали мангал и белье. 
За 4 дня пребывания в парке были осмотрены все летние маршруты, кроме горы Нуорунен, на которую нужно идти с палаткой. Поэтому можно сказать с чистой совестью: «Задание выполнено!».  Или почти.
Начали двигаться в Пяозерский. Как ни странно, за то время пока мы были в парке, грунтовку ведущую в поселок, выровняли
 грейдером.
h-3521.jpg
Это сильно увеличило скорость, и спустя полтора часа мы были в Пяозерском.
Заехали в «Магнит», а потом на заправку, т.к. бензина осталось мало. Залили полный бак и поехали в сторону трассы «Кола». Обратно дорога легче не стала. Все та же гребенка, камни, пыль.
В Софпороге сделали передышку, осмотрел окрестности.

h-3513.jpg
Светило солнце, погода опять налаживалась. Забегая вперед скажу, что она останется такой вообще до конца всей нашей поездки.
И вот мы приехали к заветной развязке.
h-3517.jpg
Сворачиваем на М18 «Кола». Наконец-то Форд фокус в своей родной «стихии» - на ровном шоссейном покрытии.
h-3514.jpg
Следующая остановка в районе п. Тэдино, где расположена стела «Полярный круг» и проходит географическая линия полярного круга.  Встаем в очередь, т.к. фотографируется народ на машинах и мотоциклисты.
h-3519.jpg
Сфотографировались и мы, едем дальше в сторону г. Кандалакша, где забронирован номер в отеле «Гора Крестовая», рядом с одноименным местом.
h-3516.jpg
 Вечереет, но солнце не садится.
Акцентирую внимание, что после избушек парка, номер гостиницы показался просто люксом. Все удобства в номере есть.
Как говорится: "Почувствуйте разницу!"
h-3512.jpg

h-3509.jpg

Перекусили  и пошли на гору.
h-3511.jpg
Похоже, что раньше тут катались на лыжах, т.к. на горе установлен подъемник.
На горе достаточно влажно, видимо недавно шли дожди
Поднялись на вершину, на ней было довольно ветрено. Ветер буквально сдувал с ног. 
h-3518.jpg
Сделали контрольный «фотоотстрел» на Кандалакшинский залив,

h-3523.jpg

h-3520.jpg

h-3522.jpg
, город
h-3510.jpg
и пошли вниз
Довольные вернулись в отель, посмотрели новости по ТВ, т.к. неделя пребывания в парке без связи превратила нас в неандертальцев, и легли спать. Прошла первая неделя поездки.
h-3515.jpg
Продолжение следует…

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru