Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва,Москва Когда: 03/2018

По маршруту: Буй,Солигалич,Тотьма,Асташево,Великий Устюг,Котлас,Сольвычегорск,Яренск,Сура,Каргопоры,Пинега,Голубино,Малые Карелы, Северодвинск,Онега,Каргополь.

Рейтинг отчета: 8

Автор:

Буй, Солигалич, Тотьма, Асташево, Великий Устюг,Котлас,Сольвычегорск,Яренск,Сура,Каргопоры,Пинега,Голубино,Малые Карелы, Северодвинск, Онега, Каргополь.
Просторы Российские. Севера март 2018г.
Это путешествие для тех, кто любит простор и свободу. Здесь за день пути вы можете не встретить  встречку, человек попадается совсем редко. Над вашим головами будут нависать не крыши домов и балконы, а только лапы елей подпирающих небо, реки здесь имеют значение дорог (в смысле переправ по ним) и текут они не в узких клокочущих ущельях, а по простору который и глазом не охватишь, особенно если взберешься на высокий берег.
Народ мы городской и потому весь год проводим в толчее и сопутствующей ей суете. Но на простор и окунуться в покой, ой как хочется.
И потому на длительные мартовские праздники, по ежегодно заведенному порядку, с благословения и разрешения дражайших  вторых половин, мы с Вадимом стараемся вырваться из города.  Прошлый год был посвящен южному ходу, этот же неудержимо звал на  северные просторы. Почему туда? Наверное по причине того что там, за Вологдой, еще можно застать настоящую зимушку – зиму и почувствовать настоящее русское раздолье.
В тех краях вы не будете толкаться боками по узким европейских улочках, стоять в дурманящих от  бездельем пробках, вчитываться в непрерывную череду обозначений поворотов, развилок и направлений. Ну а люди, люди всегда: «вы туда не ехайте, там лед тонкий, мы и на снегоходах туда не суемся». 
02 марта пятница  2018г. Из Москвы мы вырвались после обеда. Заброска на Север прошла успешно – первая стоянка была определена в г. Буй.  Добрались  хорошо, заселились, по современному, как теперь модно,  в апартаменты т.е – квартиру которую сдают хоть в почасовом режиме. Чисто уютно, поужинали по походному прошлись по городу - жизнь бьет ключом, несмотря на крепчающий мороз – но это для нас приезжих, для местного народа просто прохлада, все отдых. 
03 марта суббота. Поутру перекусив, поехали по городу.  Конечно,  первым делом соборная площадь с выходом на набережную р. Кострома – центр притяжения
 .  Развернувшаяся взору экспозиция  стилизована  под старорусский острожек – стоит деревянная застава в три разухабистых богатыря , явно новгородско – ушуйниковского разлива, они первыми врубились дружной ватагой в сии дремучие места. Сделана деревянная частокольная стена с промежуточными башнями – все по серьёзному. Потом еще проехали по городу – вокзал – один из крупнейших на севере – все чрз него проходит
.
Дальше мы  погнали к Галичу + 60 км. Городок на берегу большого одноименного озера. Это сейчас он кажется тихо провинциальным с  торговыми рядами, церквями. О былых бурных  временах ,    напоминают   мощные земляные крепостные валы
стела с ладьей на высоком постаменте.  Много раз город становился форпостом российского государства при продвижении на север – казанцы его осаждали, набегами терзали местные племена черемисов, да и москвичи с новгородцами не раз сталкивались. Именно под стенами Галича был окончательно разбит главный и последний идеолог удельного разобщения Руси – коварный Дмитрий Шемяка. Можно сказать, что после его галичского разгрома Русь стала стремительно собираться в единый кулак, перед победным стоянием с татарами на Угре в 1480г.
Как не интересен Галич, но нас упорно тянуло в сказку, туда за Чухлому  (+50 и 30 км) в Асташево.
   Ну что вам друзья путешественники сказать про чудо деревянного зодчества под названием «терем крестьянина Мартьян Сазонов в Асташево». Угораздило же мужика жениться на старости лет и как результат подарить молодой жене чудо чудное, ощущение как будто в пустыне открываешь глаза, а пред вами Эйфелева башня вся в узорах. Вот и там, на опушке большой поляны, стоит рукотворный дворец возвращенный из небытия усилиями простого российского миллионера. 
   
Увидел он то чудо в далекие девяностые и решил не складывать денежку в заморскую кубышку, а возродить для народа сей терем, работы было много, но и красоты не мерено, видали чудо Кижи, это стоит рядом. Гостеприимная хозяйка по телефону все объяснила, как добираться, как дальше выбираться, что смотреть, как отдохнуть. Мы прибыли во дворец в  урочное для посещения время с 9- 17. Потому с разрешения принимающей стороны походили по половицам - пахнущим еловым доскам. Пошуровали кочергой в жарко натопленной печке,  просто передохнули на террасе.  Признаться 
после этого закинутого на край света терема подмосковные коттеджи стали похожи на хостелы для безыскусных нуворишей. В этих стенах живет красота рубленных царских хором, от Чухломы +30 от Москвы 500 км с гаком. По территории бродят студенты архитекторы, делают зарисовки, проживающие  \ отдыхающие.  Сейчас в царском тереме лесной отель со всеми городскими удобствами. Назад проехались по Великой Чухломе. Местные пацаны притащили откуда - то здоровенный камень и им увековечили 600-летие города.
   
Хорошо обустроена набережная одноименного озера с огромным ледяным крестом над прорубью.  Набравшись положительных эмоций мы в легкую проскочили 80 км до места ночевки в Солигаличе.   В «Доме Ростецких» нас конечно ждала добродушная хозяйка с ужином. Какая же благодать под сияние Луны пройтись после утомительной дороги (один крюк только дали, не помню уж и где) по бережку все той же Костромы. Деревянный рубленные дома. В городе санаторий Солигалич при нем  соленной водоем не замерзающий  в любой мороз.     Мужик в кочегарки по простому, запихивающий целое бревно в топку, все натуральное родное русское, «едрена вошь войдет, прогорит» (фольклор от истопника).  Кстати по дороге дальше я видел просеку шириной с полкилометра под трассу газопровода Уренгой – Помары - Ужгород, ХХI века однако за околицей. Отдых под пенье сверчков. 
04 марта воскресенье  Городишко является крайней цивилизационной точкой в ореоле лесов. Хорошо просматриваются валы пятиугольного кремля на которых когда-то стояли рубленные стены о шести башнях, угадываются двое ворот – Спасские и Дмитровские. Солигалич родина известного друга и частого оппонента, в вопросах приобретения картин, П. Третьякова – Кокорева А. В.   По утру перед убытием по солнышку прошлись по разрушающемся торговым рядам, зашли в богатейший по экспонатам краеведческий музей, я еще раз убедился в своем мнении, что вся краеведческая жизнь  любого края держится на хрупких плечах экскурсоводов – смотрительницах. Они знают все, им бы еще толику малую от щедрот сыплющейся благодати на столпы православных храмов, хотя те, дав народную копеечку, заставят всю историю переписать под себя любимых, наблюдал сие неоднократно и повсеместно. 
Лесная тропа 1.
Закончив познавательную часть мы в этот день перешли к неизведанной. Правда, как показал дальнейшая дорожная практика чисто условно. Потому как дальше мы прокладывали дорогу по поселковым \ лесовозным дорогам и были крайне не уверены в их наличии, плюсуйте к этому варианты снежных заносов. Понятно, что приходилось учитывать возможный круг в объезд километров на двести. Мы тщательно подошли к вопросу трассировки маршрута. От Солигалича чрз забытые деревни дорога ведет до леспромхозовского перегрузочного центра на ж.д. станции Гремячий – штабеля бревен строго калиброванных до горизонта, дорога идеальная (правда Яндекс не кажет), после переезда надо просто спросить на развилке правильное направление на Никольское и вам будет море счастья.        Дальше мы погнали по местному авеню в Красное, рассчитывая там переправиться на левый берег Сухоны. Дорога идеально прочищенный лесовозный большак – лес тута весь край кормит. Тишина, покой, изредка пролетит встречная лесовозина, а так, только ватаги жизнерадостных старушек занимающихся шведской ходьбой в сей глухомани. Про дымок стоящий столбом (градус давил) над печными трубами в селах рассказывать не буду – обыденность российской деревенской жизни, в общем гнали мы гнали километров тридцать до Красное на правом берегу самой Сухоны и пригнали - огромное зимнее не жилое дачное село. Место предполагаемого съезда к ледовой переправе перекрыто наваленным сугробом с упреждающей табличкой – «не соваться». Мы слегка проехали по улицам и у одинокого отдыхающего выспросили в чем дело, «почему не пущают»?  Ответ: «в этом году мороза по началу крепкого не было, лед не намерз, потом сразу шубой навалило снегу и лед недостаточно мощный, а там протока внизу подтачивает. Потому мы и на снегоходах на реку не суемся – так пешечком». Такая вот обидка приключилась. Как ехать? Надо возвращаться назад и тропить по неизвестной лесовозной правобережной тропе. Возвращаемся, понятно, что к все тем же жизнерадостным бабушкам, продолжающим свое торжественное шествие по проселку. Они своей лыжной палкой сразу наставили нас на путь истинный. Сделав правильный поворот нас приняла  прекрасно чищенная и песком отсыпанная дорога, идет от их Никольского почти вдоль брега прибрежными селами в п. Леденьга, что на  трассе Тотьма – Шарья. По ней мы с опаской и погнали – она идеальная, без населенки и встречно \ поперечного трафика. В общей сложности за три часа мы прошли путь от Солигалича до Тотьмы. Очень красивый вид на город с моста – можно сказать прародину русской Аляски (отсюда снаряжались экспедиции на другой край земли местным предпринимателем Иваном Кусковым со сотоварищами).   В городе бывали и потому просто полюбовавшись видами города и естественно перекусив во всемирно знаменитом мотеле «Аляска», что на трассе, мы просто уперлись в дорогу, благо что впереди было почти 300 км до Котласа. Под вечер не могли позволить себе проехать мимо Великого Устюга, так прикупить съестного, горячительного и еще раз насладиться мощным драйвом вотчины Деда Мороза. В Котласе были уже в восьмом часу и поплутав малость по городу заселились в гостиничку на Мелентьева 16Б. Дороги повсеместно идеальные. Народ доброжелательный, погода почти солнечная, умеренно морозная.
05 марта понедельник. Хорошо отдохнув, проснувшись, мы немного проехались по городу – он большой. Достопримечательность - паровоз Л 51 59 перед вокзалом,   дальше по наитию поиск переправы – она около пристани в месте слияния  Северной Двины и Вычегды. Это была наша первая ледяная переправа на пути. Место четко об размеренно, путь хорошо накатан. Проблем нет и покатили мы на правый берег.   В дачном поселке правильно вышли на трассу и погнали в сторону Сольвычегодска + 40 км.
Попробуем взглянуть из древности на значение соли на Руси. Соль по тем временам была у нас всегда дороже золота – его то  можно и не есть, а вот крупица соли весь стол держала летом и особенно по осени – зиме, когда урожай уходил в зимнею засолку – иначе голод. Не было тогда пути к Баскунчаку и Элтону, да и украинские чумаки не тянулись караванами по шляху чрз донские степи из Крыма. Единственным место ее добычи соли был Север. Здесь с Усольске и возвели на берегу р. Усолки свою столицу торговые люди Строгоновы.   Назвать труд рабским нельзя – он был страшней, потому и набирали предприимчивые предприниматели народ кнутом в ближайших дремучих лесах, понятно, что и народ им отвечал тем же – бунты были постоянными. Город как бы разделен на части – Никольская сторона где стоял феодальный замок окруженный крепким  острогом и сам посад на Троицкой стороне, где были все остальные, музей расположен в  Благовещенском соборе, денег за отмаливание своих грехов Строгоновы не жалели – архитектура и само сооружение поражают своим размахом и грандиозностью. Стены в два метра толщиной, лучшие архитекторы творили. 
Сейчас поселок  тихо провинциальный. Только прекрасные храмы говорят о былом величии и богатстве. Советская инфраструктура в целостности. Благодаря все тем же матушкам - смотрительницам музея, мы предварительно договорились в их выходной открыть для нас экспозицию. И потому в холоде и на ветру вкушали интереснейший рассказ о житие бытие просолов.       
Отсюда снаряжали Строгоновы ватагу предприимчивых казаков для покорения Сибири, Ермак отсюда вел свой обоз за Каменный пояс в далекую Сибирь. Мы все рассмотрели, потрогали, насладились бескрайними видами на долину реки Вычегды с колокольни (залезали), на огромный ЦБК на противоположном берегу дымящий своими трубами.  После древностей нас бережно передали в руки недалекого настоящего – попали в избу – музей ссылки И. В. Сталина.        В начале ХХ века будущий вождь отбывал здесь длительную ссылку, отсюда он не сбегал. Пол села было полит ссыльных, потому активно работал, вел обширную переписку, на сколько это было возможно из-за надзора полиции. Хотя по моим воспоминания о вологодской его ссылке, там сыновья полицмейстера ходили на митинги, свободолюбивые мысли были повсеместно в царской России. В общем, у поселка столь богатая история, что он не заслужено обходится стороной туристами – место очень значимое в истории страны. Еще раз хочу отметить самоотверженный труд музейных сотрудников. Как им удается терпением сохранять все, да еще и развивать?  В той же избе кроме чисто политической составляющей огромный пласт этнографической композиции, ходи по скрипучим половицам,  трогай рушники и самовары, еще того дореволюционного времени. Нагруженные по самые макушки мы продолжали свой путь в Яренск +190км. Правда, заскочили по понтонному мосту на другой берег к заправке в Коряжме. Ну и огромен местный ЦБК, дымит безостановочно, лесовозы идут караваном без интервалов, рубят лес и щепки не летят. Простора что на воде, что в небесах, что на земле немерено. Дороги хорошие, солнце блистало в небесах без единого облачка.   К вечерку по свежему воздуху добрались до столицы «Матушки зимы» поселка Яренский, заселились в фешенебельную гостиницу Околица. Перекусили и по хорошему морозцу пошли гулять. Кроме треска деревьев от мороза ни каких звуков не было, собаки и те не тявкали.
06 марта вторник.
Спозаранку мы еще раз прошлись теперь уже по проснувшемуся городку. Мороз крепчал, но местным понятиям -30 это легкая прохлада, детские сады работают в обычном режиме, машины заводятся, собаки перетявкиваются, жизнь продолжается. Первым делом в краеведческий музей, экспозиции музея расположена в Спасо - Преображенском соборе.      стоял на древнем санном \ водяном  пути из Руси на Север и всегда был крупным селом. Потом при советской власти начались бурные лесозаготовки, потом и нефть подошла, в общем и в новой жизни местные нашли свое место. Хорошо это ощущается по развалам экспозиции и в Хоромам обосновавшейся здесь «Матушки зимы».         Столь оригинальное творческую находку окормляют все те же энтузиасты - сольвычегодские музейщики. Женщины приезжают аж за 200 км просто посвятить \ просветить тонкостям культурного обхождения окружающее и заезжее население. Наука это тонкая: приобщить к корнями блуждающих в потемках. Это Вам не Европы с их  доморощенными музеями в каждом подъезде \ подворотне, здесь масштабы другие. Просторы Российские. Насладившись суетным Яренском мы вырвались из него дальше. Дорога идет по берегу Вычегды, проходим границу с республикой Коми. Развилка:  направо 160 км до Сыктывкар\ Ухты, налево в неизвестное  Кослан, что за Усогорском, рядом с городом болгарских лесорубов Благоевым. Повернули, погнали, перед Микунью лицезрели огромную 500 м просеку трубопровода от нас к ним. Поражают богатства Родины таким огромным потоком текущие за рубеж. Почти сразу за Микунью дорога приняла странный вид.   Автобан по высокой насыпи с огромной просекой в дремучей бескрайней тайге, потому как такая дорога не может быть в лесу, я предложил Вадиму «может лучше вернуться на лесную тропу», «куда заведет нас эта магистраль?», страна то сказочная. Рельеф местности почти плоский, маленький холм дает простор обзора на десятки километров абсолютно прямой трассы, ни дымка по бокам. Как сюда доходили те первые землепроходцы? Сказка одним словом.
Под ясным солнышком с редчайшим трафиком мы погнали все таки вперед. Дорога летела под колесами многими километрами, безлюдье полное, ни тебе «небоскребов сити», нет даже остановок по краям, правда встречаются боковины с указателями на станции идущей параллельно железки. Такое авеню тянется  до поселка Вожского, упирается в ограду заброшенной зоны с церковью и превращается в нормальную лесную хорошо укатанною дорогу.     Которая и довела нас до Усогорска, там поворот на столицу болгарский лесопромышленников Благоев. Заехали, попробовали перекусить, не вышло и перекусив на коленках мимо гаражей и амбаров мы погнали дальше.
Лесная тропа 2 . Здесь скажем честно автобан кончается, дальше наш путь лежал по отлично укатанной трассе лесовозной дороги чрз границы областей в Знюхчу, что на краю цивилизации со стороны уже Архангельской обл. Изредка на пути можно встретить лисицу, маньяка на дороге, извините не правильно построил фразу – маньяка дорог «Грома». Ребят мы догнали как раз на развилке, где направо уходила уверенная лесовозная тропа, а пряма в тайгу врубалась просека ведущая в далекую Знюхчу. Тут уже ни какого  трафика, ни жизни. Одна первозданная природа с редкой птичкой, да в бок уходящей охотничьей тропой снегохода. Все. Ну мы и поперли, участок безлюдья прогнали в абсолютном тишине за полтора часа, ни  каких осложнений, развилок и другого. Кати, наслаждайся спокойствием. Но когда увидели между деревьев избы на околице Занюхчи то, скажу честно, отлегло от сердца – все же люди. А вот и простор намеренной реки Пинеги. Потянуло цивилизацией и дымком от печных труб. Дальше мы быстро добрались до места ночевки в с. Сура. В приют леспромхоза для паломников, потому как связи по дороге не было, мы не догадались предварительно обзавестись принимающим в этих краях Мегафоном, то предварительно предупредить хозяйку мы не смогли. Она прибежала вместе с нами, засунула здоровенное бревно в голанку и сказала «ждите будет тепло». Горячая вода и кухня наличествовали, еду, мы мужики запасливые, привезли, что еще нужно для благодати. Ужин прошел в торжественной обстановке. Машина и люди выдержали и второй неизведанный участок. Дороги идеальные для всех машин. Но метели  отсутствовали.
Передохнув с дороги я пошел всё-таки размять ноги по вечернему поселку. Оживленно, однако, магазины отоваривают разнообразной снедью, по тихим улочкам все так же повсеместно бродят ватаги старушек, на ночь глядя занимающихся любимой шведской ходьбой. Вот только истопник заведения под названием «детский сад» слегка переусердствовал с бревнами в печке, столб искр валил из трубы. На мои умствования в вопросе теплотехники он ответил коротко – «сам я экзаменов в Рокет колледже, что на Яузе реке, возле Коровьего брода» не сдавал, просто у меня  метода такова, я всегда прожигаю сажу, зато детишки по утру в рубашечках бегают». А морозище крепчал, около 30. Детский сад эпохи «царя Иосифа», деревянный добротный рубленный. Верю, такой ас врать зря не будет, да и родители вразумят быстро.
07 марта. Среда.
С утра мы под руководством председателя сельсовета, одновременно завзятого экскурсовода – следопыта, пошли по Селу. Богатое оно, в прошлые времена было главной усадьбой богатейшего совхоза, с охотничьими промыслами, рыбными ловлями, пойма Пинеги обеспечивала заливные луга. Понятно рукотворный ураган сумел многое разрушить, но народ здесь крепкий, стоят, оберегают свой медвежий угол. Радует, что и здесь непрерывно развивается культурная составляющая – школьные музеи, самобытное краеведение, поднятое руками все тех же молодух бабушек. Храмы. С ними рядом возвышаются митрополичьи хоромы со всеми атрибутами современного домохозяйства. Объясняется их присутствие тем, что русская православная церковь заграницей канонизирована в лике «праведных святых» уроженца села отца Иона ставшим потом «Кронштадтским», — РПЦ поддержала его возвеличение  к лику святых. В своей религиозной деятельности отец Иоанн придерживался, как принято говорить, крайне реакционных взглядов – затеял травлю А.Н. Толстого за его обращение к духовенству, которое, кстати, потом и полностью подтвердилось действиями народа, окормлял плотно военно-морской флот, руководимый известным казнокрадом великим князем Алешей А.  Романовым, ну и вместе с «отцом» Г. Распутиным наставлял самого царя Николая I. Побочным итогом его духовной деятельности было крупнейшее поражение в истории российского \ советского флотов в ходе Цусимского сражения 1905г. и Великая Октябрьская революция 1917г. Современные его почитатели, судя по одиозному строительству, являются достойными продолжателями.
Посмотрев поселок мы опять воспользовались ледовой переправой вернулись на трассу. По пути заглянули в Верколу посмотреть в Артемиев Веркольский монастырь.     Интересная деревянная церковь, просто огромный почивший в покое монастырь.
Рядом литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова.   Из той канувшей в лету деревенской прозы, когда писали утерянным сейчас простым понятным языком о трудной судьбе селянина, с революциями, коллективизацией, Великой Отечественной войной. Сам я с его творчеством не знаком,  просто созерцал.
После всего мы потихоньку продолжая любоваться просторами и долиной Пинеги потянулись в Каргопоры. Прибыли под вечер, погуляли по поселку, большой, прошлись по улице с конями, ветшают, на коньке по всей улице осталось только три жеребячих головы, но и эти смотрятся гордо поднятыми.
Место для ночлега идеальное, комфортное проживание, питание против которого невозможно устоять, хозяйка держит заведение на высоком 5 звездочном уровне. Понятно, что в ее руки мы смело вручили наш завтрашний сложный маршрут до п. Пинеги. Проехать конечно можно и самим по переправам, лесным прекрасно чищеным дорогам с указателями, но пару мест есть неведомых, явно засадных, и потому она предварительно договорилась с Сергеем который по утру тоже собрался туда с детьми на праздник северного Оленя, так скатать сотку в одну сторону по просекам. Россия однако ж. 
08 марта четверг. Всех дам с  международным Женским днем и в путь.
Лесная тропа 3.
Потому, с   утра посадив нас на хвост, Сергей на своей девятке потянул нас с дикой скоростью в леса. Радует, что жизнь есть везде, лесные деревушки по берегам Пинеги, на высоких берегах купающиеся в ярком морозном солнышке хороши особенно. Безупречная тишина, кажется только один чистящий дорогу трактор за всю дорогу. Сотку км проскочили в легкую, слегка оторвавшийся Сергей всегда приостанавливался, обозначая правильную своротку. В общем долетели быстро.  
Пинега, Турбаза Голубино. 
Тынзей на Хорей.
 
Сюда в честь Праздника и на место чтимый сабантуй под названием «Праздник северного оленя» съехалась вся Архангельская обл. и ближайший народ тоже.
Турбаза и берег реки отгорожен. На заповедной территории вам предложат разнообразные развлечения, но и  вход за единичку тоже. Можно покататься\ сфотографироваться с оленями, попробовать строганину, поваляться в чуме, покидать удавку, правда на столб, испить\ поесть само собой. Было еще что то и кто то, не упомнишь. Вершина празднества- заезды на оленьих упряжках по льду Пинеги. Турбаза стоит на высоком метров тридцать берегу, внизу полукилометровый простор реки, за ней двадцатикилометровая гладь тайги. А по льду гонят упряжки притом наездники природные эвенки из ближайшего оленеводческого колхоза. Все в национальных одеждах, приятно глазу. Выигрыш, правда не олень, а снегоход, ну то ж 21 век на дворе, соответствуем. Крутое зрелище это вам не небоскрёбы в Абу Даби. Под вечер разместились в простеньком мотельчике «Аэропорт», в здании бывшего аэропорта, расслаблялись в место чтимой баньке. Скинули тяготы многотрудной и протяженной дороги. Перед этим заодно посмотрели водопад и собор Красногорского монастыря, но горнолыжный спуск с гостиницей после пожара захирел. Был еще ход в совсем дремучие места – с. Кулой, что по направлению в Мезень, а народ и там бодрствует.
09 марта пятница. Все мы погружаемся опять в цивилизацию.
С утра вышли на трассу. По пути заехали на чашку чая с салом и котлетами к форумчанину Олегу OZ, он проводил праздничные дни в своей загородной резиденции на берегу Северной Двины. Короткий насыщенный информацией отдых и снова в путь. 
 Нас ждет жемчужина северной стороны – музей деревянного зодчества «Малые Карелы». Народ присутствовал, градус был умеренно освежающим, не мешал наслаждаться. Рассказывать про музыку срубленную топором и застывшую в бревнах – дереве не буду, ни поэт.
Природа, национальный быт накладывают свой отпечаток и на архитектуру. Тут вам не надо идти на двор или топать в соседний хутор дергать за сиськи корову – спускаешься в подклеть из жилого этажа и вот оно парное молоко мычит - ждет, про яйца, курочку с салом я и не говорю, все в пол – шаговой доступности, под рукой, еще минуту назад бегало. Вот такие здесь просторы и все необходимое для жизни рядом. Но и трудна она тоже. Спозаранку еще до восхода солнца и до вечера под лучину «вертишься веретеном, мотаешься как веник,  (русские народные поговорки, относящиеся к обозначению проделываемой по дому работы)». Часа три можно для начала ходить, не насмотришься.
 Но дорога завет, пролетаем Архангельск стороной и по объездной уходим в сторону Северодвинска, города корабелов, в основном подводного плавания. Прибыли в темноте, отдых, ужин в апартаментах на ул.ул. Юбилейная, 29
10  марта суббота.
Признаться, пройдя по маршруту, везде наблюдая повсеместно покинутые деревни, малонаселёнку, задавался вопросом: а куда народ подался? Приехав в Северодвинск поняли: поднялся и пошел в древний Молотов, рубить, варить, строгать, клепать – делать корабли. Специализация двух градообразующих заводов – «Севмаш» и «Звездочка» подводное кораблестроение. Пришел в тридцатых годах вчерашний землепашец, взял вместо топора с косой молоток с резцом и построил мощнейший подводный флот, включая чудо техники атомные ракетоносцы (в мире четыре страны таких +1(Китай).  Утро дня посвятили объезду стратегических объектов: «Севмаш» – три ордена Ленина, Красного знамени и Октябрьской Революции, «Звездочка»  орден Ленина. Полюбовались заледенелыми «Акулами» около причальной стенки, прогулялись по берегу у мемориала, просто вдохнули простора Белого моря. Мало, но город всё-таки не туристический, труженик, итак мы были как бельмо в глазу одни на берегу.
Дальше мы погнали в древний поморский город Ненокса лицезреть деревянный храмовый ансамбль. Он прост огромный, что твои «Кижи», храмы Троицкий, Никольский, колокольня. Плотники потихоньку тюкуют топором, где то там под облаками. Надо просто видеть, в сочетании с морем (рядом) очень красиво.
 Еще немного мечтательности и можно было почти посуху добраться до Соловков, расспрашивали однако, маршрут есть. Испытательный центр напротив тоже впечатлительное сооружение, но это уже современный техноген. Дальше вдоль бесконечного берега Белого моря сплошь застроенного дачными домами до самой Онеги. По городу просто проехали, и на ночевку в Каргополь. Дороги повсеместно отличного состояния, чищенные.
Дальше наш путь заснежил вдоль Онеги, мимо ракетного Плесецка, в сонно провинциальный Каргополь. Ехали, наслаждались просторами, вынашивали долгосрочные планы. 
К вечеру заселились в «Каргополь». Город очень интересен, в 16в он был одним из крупнейших городов России. Да и сейчас город по своему хорош, старой архитектурой, тишиной. В общем надо прикладывать руки и головы по развитию туристической привлекательности региона. Сумели же в Кенозерске заповеднике сделать прекрасный кластер для отдыха, а не рубить из метровых в обхвате елей митрополичий хоромы как в Онеги. А то будет как при царях батюшках место вечной ссылки, много знатных особ было рассовано по ближайшим монастырям, а попал сюда, уже не выберешься, не было путей, только реки.
Вот такой маршрут по востоку Заонежья мы прошли, есть большое желание осмотреть и западный сектор Заонежья. Там говорят знатоки и заезжие путешественники тоже простора и воли немерено.
Фото добавим.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru