Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва, Выборг, Турку, Стокгольм, Гетеборг, Эребру, Вадстена, Кальмар, Коста, Линчеппинг, Сёдертелье, Мариенфельд, Норчеппинг Когда: 08/2019

По маршруту: Москва, Выборг, Турку, Стокгольм, Гетеборг, Эребру, Вадстена, Кальмар, Коста, Линчеппинг, Сёдертелье, Мариенфельд, Норчеппинг ( часть 2)

Рейтинг отчета: 9

Автор:

Доброе утро, Стокгольм ;) Солнечное утро из иллюминатора парома. Кстати, с погодой  точно повезло. Обычно, в это время года все более мрачно и безрадостно.  Ну вот поди ж ты .

Как я уже писала выше, все пассажиры разбужены и рассаживаются по машинам где-то за полчаса до прибытия практически полным составом парома. При выезде была замечена  только одна машина, где никого не было, с испанскими, кстати, номерами.  Вся очередь их просто обьехала. Что предусмотрено внутренним регламентом парома сказать сложно, вероятно просто выкатывают принудительно краном ;) Шучу ;)
Как бы там ни было, процесс выгрузки проходил не менее бодро, чем погрузка. И надо же было такому случится, что наш второй экипаж оказался на выезде раньше нас. Никаких зон для остановки в этой части терминала не было и в помине,просто стояла очередь на выезд  в город через светофор,  ну а  наш ряд распаковался таким причудливым образом, что расстояние между нами  образовалось  машин в 10. В общем,  по совокупности этих обстоятельств и случилась вся дальнейшая фигня, стоившая нам два часа времени и некоторого количества нервов.  Как только загорелся зеленый,  второй экипаж торжественно выкатился из зоны разгрузки в большой город, ну и все. А мы остались. И надо же было такому случится, что не было у них ни телефонам с работающим роумингом, ни понимания о  конечной точке. И остановится за светофором тоже оказалось негде. Ну а за выездом - усе- сложная сеть развязок и бесконечное количество вариантов маршрутов. Поневоле прокатились по городу, чтобы вернуться в порт.  Виды утреннего Стокгольма.

Пока водитель и штурман искали обратную дорогу в порт, остальные члены экипажа звонили на не отвечающий телефон и пытались наладить связь другими доступными способами.
Через полчаса вернулись в порт.

Запарковались на стоянке, кое-как разобравшись с паркоматом. Ну не рассчитаны ихнее количество букв на наши номера, от слова совсем ;)
Набили сколько влезло.  Часть экипажа оставили тут караулить, а часть отправилась пешочком  еще раз в район разгрузочного терминала.
Полоумные велосипедисты и паром.

Про велосипедистов и электро-самокатистов стоит сказать отдельно. Не дай Бог оказаться вам на  пути вышеуказанных граждан ну или там вознамерится перейти велодорожку. ИМХО, автодорогу перейти в Стокгольме проще, чем этот велосипедный кошмар. Явление носит настолько массовый характер, что складывается впечатление, что это какой-то массовый  вело-флэшмоб  ну или массовое помешательство, где участвует как минимум процентов 70 населения города. Причем, по сторонам эти люди, конечно, наверное смотрят, но как-то не очень внимательно. В общем ужос, ужос, ужос.
Самокаты с севшей батарейкой просто бросают.  Подозреваю, что разница только в положении. Стоящий самокат заряжен, валяющий на боку - с севшей батарейкой.

Прогулка до терминала к положительному результату тоже не привела. Но зато к нашему возвращению, один из младших членов экипажа засек статус "онлайн" в контакте  у одного из участников второго экипажа;) И это решило всю проблему. Оказалось, они догадались зайти в кафешку и там уж подключиться к их вайфаю.  В общем, договорились встретиться в следующем пункте- г. Эребру.

От Стокгольма до Эребру - километров 200. По дороге решили заправится и позавтракать.
Не могу не поделится наблюдением, что Швеция- страна победившего "Макдональдса". Тут, кстати,  имеется местная специфика- в туалете иногда закрыто на ключ;)) Ну а в  общем, количество "Бургеркингов" и "Макдаков"- феерично. Ассортимент фактически как у нас, за небольшой разницей. Повсеместно встречаются на заправках, вероятно, для кого-то это скорее плюс, а  не минус, но мне обычно хочется чего-то более аутентичного. А американские булки и у нас есть точно такие же.
Небольшой обзор заправок. Ценник интересующего вариант топлива каждый может рассмотреть самостоятельно.

Есть и другие бренды, как местные так и интернациональные сетки.
Мне больше всех своей распространенностью понравился дружелюбный медведь( на фото ниже) ;) Встречаются часто, ценник адекватный, керосинчик нормальный( хотя, подозреваю, что "ненормального" тут нет ;) ),  даже в сортире выдержан лесной стиль - крючки- ели и т.д.

На нем вот и на Шелле и заправлялись все пребывание.
Пару слов о дорогах и манере вождения. То, что, местные топят, как хотят несмотря на конский штраф- явление повсеместное. Был у меня смешной случай, когда мы вьехали в ремонт.  И сужение  было  и  ограничение там 50 км/ч.  Ну и случилось так, что наша машина была первая ;)
Хвост собрался километра в  три ;)  А длилось это все километров 10-20. Вот так две русские машины учили шведов родину любить ;) Прокляли они нас, наверное, но правило есть правило;) 
Всего три вида попалось вариантов дорог: двухполоска в обе стороны с большой разделительной -120-110 км/ч,  двухполоска плавно переходящая в однополоску -обычно 80-90 км/ч, ну и однополоска - тоже 80-70 км\ч- в населенке в зависимости от наглости местных, иногда доходит и до 20-30 км/ч.  Камеры попадаются. Узкие такие вертикальные палки. Очень часто именно на промежуточных дорогах, предупреждение стоит очень за мало,  так что лучше не нарушать.
Платных дорог, как таковых- нет,  виньеток, там, всяких тоже. Один раз заехали на какой-то, видимо, платный мост, но  без местного транспондера оплатить его нет никакой возможности, так что просто проехали так. Еще есть какая-то хитрая штука в Стокгольме про оплату дорог с перегруженным трафиком. Если ты, типа поперся в пробочное место в заведомо пробочное время- придет тебе письмо- счастье, по которому надо что-то там платить. Но у нас, как понятно, адреса нет, да и нигде мы не встревали плотно, кроме разве что дороги на паром, когда промахнули нужный поворот, в общем эта практика прошла мимо.
Дети выше 140 см перевозятся просто с ремнем безопасности ну и ближний как у нас- круглые сутки. За отсутствие- щтраф.
Самый напряженный трафик- конечно в Стокгольме. Далее по деревенькам никого нет. Пустота, красота. Дороги, как правило, огорожены сеткой, видимо от лосей, хотя я не думаю, что эта хлипкая  штука сможет удержать такую массу. Один раз видели енотов, неспешно пересекающих дорогу. Не огороженные сеткой места тоже имеются. Имеется даже колея !! Да, да , простая наша такая колея, которую особенно хорошо видно в дождь. При этом шведы  в большинстве своем поэтому поводу совсем не переживают и прут прямо по ней, обдавая всех потоками воды.
Вот от Стокгольма до Эребру  как раз  такая дорожка и идет. Две- одна- колея- деревни- поля ;)
В самом  Эребру несколько больших общественных стоянок, но на первой наших не нашлось, хотя такая договоренность  была
Вот она на фото.

Еще имеется большой платный паркинг в центре города и еще один бесплатный у магазина "Виллис"-одна из больших местных торговых сетей с разными форматами магазинов
Удалось запарковаться в итоге на платной в центре. В целом в городе с паркингом тухло, все позанято.

Тут было у нас небольшое  приключение. К вопросу о местных жителях и толерантности ;)
Получилось так, что вышел между взрослыми спор, небольшой, но на повышенных тонах, не прошло и трех минут, откуда ни возьмись выскочила старушка с вопросом все ли у нас хорошо;) Бабушка- божий одуванчик. Какое твое дело, вообще ?) Говорим, все у нас в порядке, улыбаемся;)
Она- "Вы-поляки?"- тоже улыбается. " Нет, бабулечка, мы- русские" - старушку как ветром сдуло;)) Интересно, чего это она ?)
В общем оставили машину и пошли к замку. Больше в общем то и не куда, городок маленький.
Фотка по дороге. Шведский рай - катер, велик, югендстиль ;

В городе два главных доста: замок и скансен. Замок Эребру -13 век оборонительная крепость. Серьезно достроен с теми же целями шведским и норвежским королем Магнусрм Эрикссоном в 15 веке. Поскольку располагался на важном торговом пути, постоянно был обьектом притязаний Швеции и Дании, а так же полем для местных междоусобиц. Серьезно перестроен во время правления Густава Васса. Отреставрирован в стиле "ренессанс" в 17 веке. С XVII—XVIII века использовалась как тюрьма. С замком связано много знаковых событий в истории Швеции, в частности здесь был выбран королем основатель действующей королевской династии наполеоновский маршал Жан-Бати́ст Жюль Бернадо́т.Да да, вот такой вот парадокс. "Невоюющей" Швецию сделал именно боевой французский  наполеоновский маршал.  Избрали его большинством голосов и обошел он по популярности не только сторонних кандидатов, но и прямых наследников. Всего то надо было долги страны из своего кармана оплатить ;)
С 1935 года используется как музей, в помещениях расположены офисы, рестораны, информационный туристический центр и пр.
Внешне выглядит весьма внушительно



Тут тоже был паркинг и на нем то и нашелся наш второй экипаж. Не скрою, все были очень рады окончанию этой эпопеи.
Внутрь не пошли ( график то сбился), просто обошли вокруг и отправились  в магазин за продуктами.
Оживляжь рядом с замком в толерантном стиле.


Как я уже писала выше,  рядом с нашим паркингом в центре города- "Виллис"

Эта сетка мне понравилась больше всего. Есть еще вот такая, вторая в моем личном рейтинге.

И еще несколько, которые мне совсем не глянулись. Отличительной особенностью всех магазинов в Швеции - практически полное отсутствие охлажденной рыбы и мяса в нашем привычном понимании. Рыбы нет совсем- только в больших сетевых попадается лосось по 1500 за кг на наши деньги и креветки - на этом все.  Даже хваленой селедки нет. Только маринованная в банках. Не такого я ожидала, когда читала, что Швеция - рыбный рай. Испания- вот это реально рыбный рай ;) Там одних моллюсков меньше 5-6 видов  на льду не бывает в принципе ;) А еще наровят купленную рыбу почистить,  бесплатно, естественно. И прям сильно удивляются, когда  им возражают ;)
С мясом та же проблема. Просто кусков ( окорок, лопатка, карбонат и пр.) просто нет как класса. В большом сетевом ( и то не во всех)-  полуфабрикаты ( эскалопы. отбивные, азу и т.д).  В том числе и птица. Как понятно- любая обработка только увеличивает стоимость. Ну ладно за дорого, та и за дорого то нет !!!! Зато две трети торгового помещения- замороженная готовая и полуготовая еда!!! Вот вам и здоровое питание. Алкоголь в обычном магазин -  только слабоалкогольное пиво. Остальное - добро пожаловать в  спецмагазин. Не посещали- ничего про них сказать не могу, но тоже по информации из инета - очень ограниченный режим работы и конский ценник.
Собственно, чеки.

Желающие поизучать шведский, а так же - цены на продукты- велкам)  Для перевода в рубли надо умножать на 7 , если мне память не изменяет.
На магазинном паркинге случился у нас еще один прикол. Второй наш экипаж встал на инвалидскую  парковку за неимением других свободных
 ( хотя мы их предупреждали, чтобы они этого не делали). Типа "откуда они узнают, что я не русский инвалид" и " я только на минуточку".  Ходили, действительно, не долго, но на выходе у них под стеклом лежал штраф на 400 крон.   Печальный и, в целом, предсказуемый результат.
Еще в городе имеется скансен- это такая деревня под открытым небом. Конкретно этот  отрыт в 1965 году в честь 700-летия города и называется Вачёпинг.  Слово "чепинг"-  довольно часто попадается в Швеции даже и в названии городов- это всего навсего "рабочий поселок" ну или  "рабочая слобода". Конкретно этот- нескольких десятков старинных зданий (жилых домов, мастерских), свезенных сюда из центра Эребру и окрестностей. Все постройки относятся к XV-XVIII вв. Сейчас в них расположены сувенирные лавки, музеи, проводятся мастер-классы.
Очень атмосферное и пустынное место ;)
Цена паркинга ( тут паркомат, платишь- кладешь под стекло) и планчик  самого города

Старые домики, жилые постройки и пр.



Современный вид и историческое фото

Все домики покрашены фалуном ли фалунской краской- это вот этот  коричневый цвет на стенах. Названа она  в честь медного рудника в г. Фалун, откуда, собственно и пошла.  Массово использовалась аж с 17 века бедными гражданами для окраски деревянных построек, чтобы они смотрелись как кирпичные.  Да и до сих пор используется повсеместно.
Внутри- лавочки : мыло, стекло, сувенирка, кафешки ну и т.д.
В общем, побродить и проникнуться духом старины на часик- другой- самое то.
По дороге к парковке. Местный пекарь и женщина- кошка ;)

На этом культурная программа этого дня была закончена,  никакие "хускварны" и т.д. в Йёнчёпингчёпинге, где была запланирова ночевка, уже  не успели из-за непредвиденного утреннего приключения.
Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru