Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 08/2007

По маршруту: Шилово,Наровчат,Пенза,Лермонтово,Поим,Студенка,Золотарёвка,Радищево,Тольятти,Самара,Чапаевск,Ульяновск,Языково,Большое Болдино,Ветошкино

Несколько слов о том, как задумывалась эта поездка.
Главный посыл – освободить женщину-мать от стирки/готовки и предоставить ей тот отдых, какой она любит. А любит она или на пляже лежать, или на машине ездить. Но пляж доктор запретил, сказал что год и два месяца (а столько было на момент отпуска наследнику) – слишком малый возраст, проблемы акклиматизации и т.д., и т.п. Отдых без наследника не рассматривался. И тогда мы обратили свои взоры на среднюю полосу России. Что из этого получилось, вы прочтете ниже.
День первый
19 августа - воскресенье
План: отъехать от Москвы далее Рязани, переночевать таким образом, чтобы с утра посмотреть Спасск-Рязанский и Старую Рязань.
Начало путешествия в воскресенье не является стратегической хитростью, позволяющей выехать из Москвы навстречу потоку. Просто раньше мы не могли по разным другим обстоятельствам. И выехали, как только появилась первая возможность – 13.00. Я немного лукавлю, выехать можно было и в 12.00, и в 11.00. Но, мы старались построить путешествие наиболее комфортным образом для всех участников. Наш младенец обычно спит с 13.00 до 16.00. И, выезжая в 13.00, мы рассчитывали, что большую часть времени ребенок проспит. Так и произошло – проснулся уже в Рязани. Однако найти место ночевки под Рязанью нам не удалось - в Сумбулово мест не оказалось, в Выползово не нашлось никого, кто решил бы вопрос с заселением. Время подходило к 17.00.
Принимаем решение – ехать дальше. В Шилово нам обещали какую-то гостиницу. Пока ничего страшного – просто Старую Рязань посмотрим сегодня, в закатном солнце.
Отдельных слов стоит паром на Старую Рязань – очень и очень крутые перепады высот. А вдобавок к этому крутая каменистая грунтовка на стороне Старой Рязани. Однако, если не торопиться – проехать можно.
В конце подъема справа от дороги притулилась церковь Преображения, зажатая с одной стороны отвесным берегом, с другой – высоким валом.

Рядом с церковью, чуть ли не на дороге, разбит палаточный лагерь. Честно говоря, виды красивые, но жить в такой близости от дороги?
Очень скоро выбрались на М5 и доехали до Шилова. Здесь перед нами встала задача найти гостиницу, т.к. про эту гостиницу мы знали только то, что она есть и расположена рядом с музеем. У музея взяли "языка". Без него мы бы не нашли эту гостиницу – она находится во второй линии домов, точнее – на берегу, куда ведут лишь грунтовые дорожки. К 19.00 вопрос с размещением был закрыт, на дворе стояла прекрасная теплая погода и мы решили прогуляться вдоль речки.
Тут же был обнаружен пляж, где наш младенец впервые в своей жизни познакомился с пляжным отдыхом. Для него было откровением такое количество воды и песка. Надо, честно сказать, этот первый опыт показал нам, что мы правильно сделали, не поехав на море. Мы не готовы пока к пляжному отдыху – это сколько нервов всем надо иметь, чтобы постоянно объяснять – в воде так долго сидеть нельзя, песок в рот нельзя, эту бяку из песка в рот нельзя. Мы еще несколько раз за эту поездку бывали на берегах речек, и каждый раз убеждались – нет, нам пока это рано.
Закончив обычные процедуры по помывке/кормлению и укладыванию спать, позволили себе посидеть в кафе при гостинице – благо оно было в 10 шагах от номера и в любой момент можно было проверить состояние младенца. Еда так себе, но народ оправдывался, что вчера была свадьба, и все съели.
День второй
20 августа - понедельник
План: Посмотреть Шилово, перекусить в Умете, доехать до Рамзая.
Подъем был ранний, но обычный – наш младенец полюбил просыпаться в 8 утра. Поэтому к 9 утра он уже был накормлен, а мы готовы к дальнейшим подвигам. Надо заметить, мы не зря стремились в Шилово. Здесь нам обещали интересный краеведческий музей, к тому же, работающий по понедельникам и открывающийся в 9.00. Очень удачно.
Музей оказался небольшим, большая часть его – археологическая коллекция. Может быть, любителю здесь и интересно, нам – не очень, особенно без сопровождающего рассказа знатока. Приставленный к нам молодой человек не смог ответить на глупые вопросы двух женщин. Младенцу понравилось чучело/стаутя/муляж древнего ящера. Быть может, второй этаж нас заинтересовал бы больше – снизу просматривался интерьер XIX века, но эта экспозиция была не готова. Зато еще одна комнатка была посвящена Чернобыльской трагедии. Что побудило людей создать эту экспозицию мы так и не поняли, но осмотрели макет АЭС и карту с нанесенным следом.
Уже в 9.15 мы вышли из музея. Полюбовались на церквушку,

прочитали надпись на памятнике

и отправились на пляж, предварительно закупив в магазинчике провиант. Изделия местного мясозавода нам не показались, а вот сушки ребенок потом загрызал все поездку, очень они нам помогли.
До 11.00 маялись пляжным отдыхом – ничего нового – в воде долго нельзя, песок есть нельзя, мусор (которого при свете дня оказалось немало) из песка доставать нельзя, кошку трогать нельзя. Не отдых, а трагедия. Можно было кормить мальков вдоль берега - мальками вода просто кишела.
В 12.00 был покормлен и сам младенец, после чего тронулись в дальнейший путь. Вскоре, как и положено, ребенок спал крепким сном.
Впереди был Умет. Столько рассказов про деревню, где каждый дом – трактир. Мы даже планировали перекусить в одном из них. Но как-то не сложилось. Во-первых, ремонт дорог в районе Умета создал некоторую пробочность, во-вторых, вид самих едален не возбудил аппетита, в-третьих, видимо, самое решающее, - ребенок еще спал, будить его ради сомнительной перспективы перекусить в одном из скворечников вдоль дороги, не хотелось.
Таким образом у нас образовался некоторый запас времени и мы решили заскочить в Наровчат –посмотреть на пещеры. Пещеры, как и монастыри, по нашему мнению, по понедельникам выходных не имеют. Как выяснилось, мы слегка ошибались.
Пещерный комплекс монастыря найти довольно легко – с дороги стоит на него указатель и ведет приличная асфальтированная дорога. Подняться было тяжелее – крутая лестница не самое сложное препятствие, если только, вы не транспортируете на себе ребенка 11 килограмм. Но и это было преодолено.

На верхней площадке – отличный вид на окрестности и оборудованный и доступный всем желающим вход в пещеры.

Однако, мы, понадеявшись на то, что встретим хоть каких-то провожатых, не взяли с собой ничего, что могло бы послужить освещением. Поэтому просто прошли буквально несколько метров по проходу и вернулись обратно. Спустившись вниз по лестнице насказано обрадовались источнику – попили, умылись – очень кстати освежает.

На обратном пути сфотографировали сам монастырь, внутрь заходить постеснялись – такое ощущение, что мы были там единственными праздношатающимися – вокруг ни души.

Еще немного покрутили по Наровчату, смущенные указателем на гостиницу. Гостинцу не нашли.
На обратном пути на М5 не смогли проехать мимо симпатичной церквушки.

До Рамзая доехали без проблем. Проблемы начались в Рамзае – в «Чистых прудах» не было мест, в «Горизонте» только с удобствами на блок. Решили доехать до Пензы. Пока ехали (а это очень даже недалеко оказалось и по широкой пустой трассе) сориентировались по карте и заехали в ближайшую гостинцу – «Для Вас». Гостиница хитрая – с рестораном и теннисным кортом – но больше всего похожа на дом свиданий. Выбирать нам уже не приходилось. При заселении оказалось, что т.к. мы всего-лишь на ночь, то расчет иной – в итоге стандартные 2300 за двухместный полулюкс с учетом завтрака как во многих других гостиницах.
День третий
21 августа - вторник
План: осмотр Пензы
Проснулись как обычно по сигналу младшего члена экипажа, позавтракали и уже в начале десятого были готовы к дальнейшему путешествию.
Раз мы уже в Пензе, решили мы, то надо продвигаться ближе к Центру города и поселяться там. План неплохой, но в городе Пензе оказалось слишком мало гостиниц приемлемого уровня, а то что было – было занято. Поиск стоянки человека мы совмещали с осмотром центра – точнее ул. Московской и прилегающих окрестностей, посидели в скверике с Денисом Давыдовым,

покатали младенца на эрзац-паровозике и приняли решение вернуться в Рамзай в «Горизонт». Благо, ехать до него недалеко, места обводились (мораль – заселяться в мотели надо с 12.00).
В 13.00 мы уже заселились в номер люкс с видом на зимний сад (1800 с учетом завтрака). Кстати, зимний сад нас слегка подвел – погода была жаркая, от сада шло дополнительное тепло. Пока младенец спал, мы пообедали в ресторанчике при мотеле (добротная кухня без изысков) и к 16.00 мы были готовы опять покорять Пензу.
Музеи уже были закрыты, но никто не мешал нам просто прогуляться и посмотреть памятники. В первую очередь меня интересовал памятник «Первопроходцу» с видом на долину реки Суры.
Памятник меня слегка разочаровал – ожидался масштаб, а оказалась небольшая статуя, чуть ли не втиснутая в проем между домов.

Вид на долину разочаровал несколько больше – почему-то не чувствовался масштаб, везде мелькала промзона.

Затем поехали искать Ёжика в тумане. Нашли только один постамент. Только потом я нашла в Интернете статейку, что самого Ёжика так и не отлили – встал вопрос авторских прав. Но постамент выглядел достаточно игриво, можно подумать, что Ёжик просто скрылся в тумане.

Опять прошлись по Московской до Театральной площади. Открыли для себя памятник Белинскому.

Обратно прогулялись по Володарского – очень много интересных домиков, правда, подпорченных вывесками и проводами. В одном из дворов попалась живописная скульптура.

Ну, разумеется, спать вернулись в Рамзай. Оценили отличную территорию – и зарыбленный пруд, и нео-огород, и скульптурки – очень приятное местечко.
День четвертый
22 августа - среда
План: Тарханы, Поим, Студенка, Белинский.
Выехали, как это уже стало традиционно, в 9 утра. Настроение было отличное, погода такая же. Однако, настроение нам подпортили уже через 15 минут пензенские ГИБДДшники. Господа устроили западню со знаком Обгон запрещен. При въезде на одну из эстакад был небольшой ремонт с кучей знаков – снижение скорости, Обгон запрещен и т.д. Все честно выполнили знаки, затем проехали эстакаду и… совсем забыли про Обгон запрещен. Впереди ехала фура и очень хотелось ее обогнать. Однако, как люди дисциплинированные, мы ждали когда появится прерывистая разделительная. Точно так же, как и легковушку впереди. Появилась – обогнали – это все на пустой трассе. А через километр нас приняли сотрудники ГИБДД. Было обидно, ощущение, что развели как лохов. Не буду спорить – действие знака мы нарушили – не доехали буквально метров пятьдесят до перекрестка. Но как-то этот знак ассоциировался с ремонтом, что как только ремонт проехали, так про него и забыли. За что и поплатились. Впредь стали внимательнее и не зря – данный прием – излюбленный у местных продавателей полосатых палочек.
Несмотря на испорченное настроение, до Лермонтово доехали в срок – дороги пустые и ровные. Были одними из первых посетителей, что очень удачно – когда мы уезжали, на парковке стояло несколько туристических автобусов.
Тарханы показались очень уютными, чистыми, располагающими к неспешным прогулкам. Мы гуляли часа полтора.

Затем доехали до церкви, где покоится прах поэта. С детства у меня осталось воспоминание от каменных ступенек ведущих вниз в мрачный склеп. Хотелось его проверить – не приснилось ли. Все так. И склеп, и ступеньки. Только трепета уже меньше при мысли о поэте. Видимо, растряслась юношеская романтика.

Хотелось посмотреть еще на восстановленную мельницу, но рядом с ней суетились рабочие, территория была огорожена – решили не ходить. Видимо музейщики поспешили объявить о вводе ее в экспулатацию.
Следующим пунктом был город Поим. Почему Поим? Да в интернете было много всякого, превозносящего сохранившуюся застройку XIX века, и упоминания об очередном дворце Шереметевых. В душе теплилась надежда найти город-сад.
Доехали быстро, города-сада не нашли. Более плачевного зрелища я за это путешествие не видела. Начиная с дорог. Асфальт в Поиме заканчивается на главной площади с разрушенной, но восстанавливаемой церковью.

Порыскав по неприметным сельским улочкам, решили найти музей. Опросили местных жителей и вышли на источник краеведческой информации. В музее изумились посетителям, особенно они изумились, когда узнали, что мы специально ехали в Поим. Кстати, тут же мы прикупили книжечку местного краеведа. Я понимаю, что человека воспевает свой край родной. Но… в Поиме нечего смотреть. Дома в плачевном состоянии, дворец Шереметевых оказался усадьбой управляющего Шереметевых. Все сильно перестроено местной станцией скорой помощи.

Музей сказительницы Анисимовой под замком – если попросить, туда могут сводить из краеведческого музея. Но в том же музее нам сказали, что смотреть нечего.
Сделав несколько кадров, покормили, уложили спать младенца.
Насколько понравилось в Тарханах, настолько же разочаровал Поим. Честно говоря, уже ничего не ожидалось от Студенки с обещанным дендрарием.
Опасения начали сбываться уже при въезде в село, где нам обещали: у въезда в село - сосновая роща. 100-летних деревьев. Ничего там нет у въезда, если считать въездом дорогу с трассы. Вообще, никаких деревьев. Но от нечего делать мы прокатились по селу, держа курс на наиболее плотные скопления деревьев. В итоге – налево, а затем направо и мы у выезда из села. Вот тут нам и открылось – и роща, и вход в дендрарий, и музей леса.
И ничего, что музей был закрыт по непонятным причинам, посадки остались и были в открытом доступе. Как и схема обхода дендрария. К сожалению, наш младший член экипажа спал, поэтому прогулку по дендрарию мне пришлось осуществить в темпе марша с пометкой в голове – обязательно вернуться еще раз.

На обратном пути решили в Белинский уже не заезжать. Сказывалась в первую очередь особенность поездки с ребенком – пока он спит, лучше проехать как можно больше. Описание города Белинского, а точнее, отклики по нему, не внушали энтузиазма и желания нарушить режим ради осмотра.
Поэтому мы неспешно отправились в обратный путь в Рамзай, где провели заключительную часть вечера в прогулках по территории мотеля, да в праздничном заключительном ужине в ресторане. Счет так и не превысил 600 руб на двоих за вечер с вином.
День пятый
23 августа - четверг
План: Золоторевское городище, Радищево, Тольятти
Утро ничем не отличалось от предыдущих. Быстро доехав до Пензы, небыстро проехав Пензу насквозь (честно говоря, Пенза мне далась с трудом – то ли карта была не очень подробная, то ли указатели не явные, то ли внезапно проснувшийся топографический кретинизма) и выехали на дорогу, ведущую через Ахуны на Золотороёвку.
Очень приятно были удивлены, увидев детскую железную дорогу. Мы читали, что найти ее сложно, что работает она непонятно как, если работает. Поэтому в наши планы она не входила. Однако, теперь мы точно знаем где она находится, текущее актуально расписание.

Могли бы и прокатиться, но до ближайшего отправления было еще пол-часа. Поэтому просто походили, посмотрели подвижной состав и отправились дальше.
Приятная дорожка через лесные массивы подарила неожиданную встречу с деревянной церковью. Интересное сооружение в красивом обрамлении леса.

И далее дорога нас радовала своим асфальтом. Пока асфальт внезапно не кончился. Закончился же он рядом с непонятным объектом, на котором висел плакат – фото и видосъемка запрещена. Сначала мы даже подумали, что дороги дальше нет. Но, выехавшая навстречу иномарка позволила надеяться на лучшее.
Еще 5-10 км до Золоторёвки прошли по хорошо укатанной щебенке.
Где искать музей с археологическими находками мы не знали, поэтому стали ловить языка. Наконец-то нас направили в нужном направлении – в дом культуры. Музей занимает одну из комнат. Приличный ухоженный музейчик. Там же нам рассказали, что можно проехать и на городище, что там можно даже устроить экскурссию. И указали направление.
Мы честно потратили пол-часа времени плутая по грунтовым лесным дорожкам, но так и не нашли. Время было уже час – младенцу обедать и спать. Поэтому, оставив эти поиски следующим партиям туристов, более настойчивым в своих желаниях, мы накормили ребенка, уложили его спать и отправились дальше.
Скажу честно, это была небольшая авантюра с моей стороны – не было никакой уверенности, что мы выедем по этой дороге на М5. Слишком узкими линями рисовались отдельные ее участки на картах, да и щебенка не способствовала большой уверенности.
Но, умолчав о своих страхах, я направила автомобиль вперед.
Доехав до Канаевки (примерно 20 км), я облегченно вздохнула, дальше уж точно выберемся. Кстати, все это время мы ехали по той же щебенке. Но какие же там живописные окрестности. Ради одних видов стоит ехать, советую всем – не пожалеете. А в районе Мордовского Ишима начался приличный асфальт.
Выехали на М5 почему-то через Городище, видимо кусок объездной в тот момент ремонтировался, и не спеша дотошнили до Кузнецка – после Пензы движение стало более напряженным, мест для обгона – меньше. Поэтому мы с радостью повернули на Радищево.
Очень быстро нашли музей-усадьбу. Я была удивлена увиденным. Где-то в подсознании со словом усадьба ассоциировался небольшой деревянный домик и совсем не отложился XVIII век.

К сожалению нам не повезло. Совершенно по непонятной причине музей был закрыт. Хотя рядом на стенде было указано время его работы – мы прибыли в урочный час. Пришлось ограничиться прогулкой и фотосессией. Но, если я еще раз буду проезжать мимо, я обязательно позвоню и заеду – интерес остался.
А дальше была просто дорога. Долгая нудная дорога до Тольятти. Лично я провела его на заднем сидении, развлекая младенца и попивая пиво.
Переезд через плотину не вызвал никаких бурных эмоций – с плотины плохо видны местные красоты. Про то как искали гостиницу, долго рассказывать не буду. Скажу только, что посмотрели одну – не понравилась, позвонили в другую («Три звезды» - так и называется)– устроило. Когда приехали, поняли, что попали в заводской район (еще бы – улица так и называется Новозоводская). Однако гостиница на вид была приличная, стеклопакеты, номер с евроремонтом, кафе. Кочевряжится не стали, поселились. И не пожалели. В итоге мы прожили в этой гостиницы 4 ночи. Нам же не вид из окна был нужен, а нормальные условия для ночлега за приемлемые деньги.
День шестой
24 августа - пятница
План: Самара (Бункер Сталина, осмотр города и музеев).
Самара и, в первую очередь, Бункер Сталина были ключевыми пунктами нашей поездки. Все остальные города и достопримечательности были призваны лишь скрасить дорогу туда и обратно. Так задумывалась поездка. И пятница – был последний день, когда бы мы могли посетить бункер (не работает по выходным).
Дорога от Тольятти до Самары представляет собой по две полосы в каждую сторону с хорошей разделительной. После участка Пенза-Тольятти данный участок как глоток свежего воздуха. И, хотя, на ней стоят постоянные засады, меряющие скорость, нас это не сильно волновало, мы, собственно и не торопились. В нормальном режиме от Тольятти до Самары не более часа пути (что это по московским меркам?). Однако, Московское шоссе Самары не порадовало такой же свободой передвижения. Пятничные пробки здесь, на мой взгляд, похлеще московских. А, может быть, и не похлеще, просто на отпуске мы не были готовы к пробка вообще. Сколько мы ехали до Самары, столько же мы тошнили по Самаре до Бункера.

И тут нас ждало горчайшее разочарование. Да, мы знали, что только организованные экскурсии, но нам говорили, что можно присоединиться к любой из них. Увы, нельзя. Таких, как мы – не солоно хлебавших – оказалось немало. И никакие уговоры не помогли пройти вместе с очередной группой иностранцев. Позвонив по указанному телефону, узнали, что можно записаться только на среду.
Ну, да и ладно. Долго унывать мы не привыкли. Осмотрели площадь Чапаева с очень внушительным монументом. Меня еще пленил стоящий рядом деревянный домик.

А вот здание театра, хоть и красиво, но почему-то на пленку не попало. Видимо, помешались выстроенные рядом с ним туристические автобусы, привезшие интуристов в Бункер.
Пошли вниз по улице Фрунзе – уж очень затейливы домишки.
Сначала особняк Курлиной.

Здесь мы зашли в музей. В интернете было написано, что восстановлены интерьеры, более 20 комнат. Так и есть – особняк большой, более 20 комнат, но восстановлена только одна. Еще в 6-8 экспозиции краеведческого музея. Экспозиция обычная, фотографировать не захотелось.
Далее вниз по улице был очень красивого вида костел - Римско-католическая церковь Святого сердца Иисуса.

А рядом присоседился Музей-усадьба А.Н. Толстого. Зашли и в этот музей. И не пожалели. Доброжелательные смотрительницы – экскурсию не брали, но в каждом зале нам вкратце рассказывали о том или ином периоде жизни автора. Очень познавательно.
Когда вышли из музея, время уже перевалило за час. Режим – поели и лежим. Накормили младенца, спать уложили и поехали обратно (хорошо он спит только во время движения автомобиля), но дали зарок, что еще обязательно походим по Самаре. Если не в эту поездку, то в следующую. А что мы еще раз вернемся в Самару, мы уже не сомневались.
Когда подъехали к Тольятти, было еще рано – часов 5-6. Решили съездить в Жигулевск. Нам очень хотелось найти вид на плотину. Однако, проехавшись в нужном, как мы считали, направлении по извилистой дорожке, напоминающей Черноморское побережье, мы попали на оборудованный песочный пляж. Все хорошо, только плотину загораживал остров.
Решились на еще одни пляжный эксперимент. Вода в Волге оказалась несколько холоднее, чем мы ожидали, ребенка надо было вытаскивать. Он в слезы, затем за песок и т.д. Рано, рано нам еще на пляж. Хорошо, что мы не поехали на море. С этими мыслями мы вернулись в Тольятти.
День седьмой
25 августа - суббота
План: Технический музей «Автоваз» и еще по мелочам
С утра поехали в Технический музей, дорогу к которому разведали еще с вечера – до Автоваза, а там слегка левее – никаких указателей, ориентиром служили самые высокие экспонаты музея. Впечатления от музея самые приятные. Нам еще повезло, что с нами был лишь младенец мужского пола малого возраста. Были бы с нами наши мужчины, мы бы остались там до вечера – пока они не обнюхали, не осмотрели каждую железячку. Подобное засадное место на моей памяти – Монинский музей. Там так же легко потерять мужчин. Но Автовазовский музей в разы больше. Фотографии не привожу, их очень много - http://www.autotravel.org.ru/phalbum/10167/index.html
Когда осмотр бы закончен, стрелка часов приближалась к роковым 13.00. Правильно – кушать и спать. Уже на выезде из Тольятти ребенок спал крепким сном. А мы решили осмотреть еще два интересных объекта Самарской области – музей-юрту и усадьбу Ульяновых. Такой странный набор связан с тем, что когда я планировала путешествие, предполагалось, что пару дней будем жить в самой Самаре и только в воскресенье возможно посетить то место, о котором будет позже. Соответственно, нужно было занять чем-то субботу.
По М5 долетели до Самары и, не поворачивая в ее пробочную сторону, сразу на Р225. Дорога и далее, хоть и сузившаяся до полосы в каждую сторону, но свободная и с нормальным покрытием. Практически не заблудились, только в Богдановке пролетели еле заметный указатель, спутав его с указателем на АЗС. Вернулись и благополучно преодолели 4 км до аула Казахский.
Музей-юрту найти очень просто – свернул с асфальта трассы на бездорожье аула и в конце упрешься в местный дом культуры. Перед ним юрта. Точнее там много юрт, но одна из них музей, а остальные используются по разным назначениям.

Очень доброжелательные люди – показали, правда, не особо рассказывали. Да мы и сами не спрашивали – и так многое понятно. Приглашали пить с ними чай – на праздник мы какой-то попали, пришлось извиниться.
Выехали обратно на трассу и той же дорогой поехали дальше. Оказывается есть проезд в нужную сторону и асфальт хорош. Через 11 км мы уже свернули в сторону Алакаевки. По дороге была еще одна объявленная в интернете и предсказываемая картой достопримечательность – Муравельный лес. Из интернета мы так и не поняли в чем прелесть данного леса, но внимательно смотрели по сторонам – виды хорошие, но не муравельные.
На въезде в Алакаевку отметили указатель на святой источник. Посмотрели в нужную сторону – разбитая грунтовка. Нет, не поедем. Музей нашли не сразу, но местные жители показали. Да, кстати, я еще ни разу не сказал, что за музей. Это – дом-музей семьи Ульяновых. Один из двух домов, принадлежавших семье. В музее никого, только смотрительница. Взяли билеты, прошлись по комнатам, почитали наглядную агитацию. Все, в целом, понятно. Интересные мысли будят такие места – вот откуда иногда рождаются сатрапы, диктаторы и бунтовщики. А так вроде чистенько, садик ухоженный.

Тут же попытались еще раз разузнать про муравельный лес. Да, есть такой – мы его проехали, дали ориентиры. Почему муравельный? Потому что муравьев много.
Вернулись, посмотрели, не поняли. Может быть, где-нибудь в глубине он и муравельный, а по обочине сильно замусоренный и не более.
На этом наши приключения в этот день закончились. Очень скоро выехали на М5 и с ветерком добрались до стоянки человека в Тольятти.

День восьмой
26 августа - воскресенье
План: Реконструкция «Стоянка древнего человека», Чапаевск
В этот день нам предстояло еще раз пересечь Самару. Конечная точка путешествия – Чапаевск. А начали мы с плотины. Еще раз вечером допросив народ в гостиницы, узнали, что смотреть надо с этой стороны. И лучше с утра – т.к. вечером народ с дач потянется.
Действительно – первый возможный левый поворот со стороны Тольятти в сторону Жигулевска, дорожка сама приводит вас к бережку с видом на плотину. Однако, познания наши в плотиноведении нас подвели – хотелось увидеть сброс воды, такой же мощный как, например, в Волгограде, а не увидели ничего особенного.

Дорога до Самары заняла уже привычные 30-40 минут, а вот проезд Самары насквозь и поиск выезда на мост – целый час. Как же тяжело по Самаре ездить. Примерно так же, как и по Пензе, только Самара больше.
Первой целью нашего путешествия была реконструкция «Стоянка древнего человека» - под Самарой народ (сначала в целях воспитания школьников, затем дабы не бросать начатого и уже сделанного) построил (реконструировал) несколько жилищ – каменный, бронзовый век, кузню. Находится это чудо по дороге на Чапаевск, где-то в поле между деревнями Каменный Брод и Колывань. Проехались от Брода до Колывани и никак не могли найти своротки, местные жители слали куда-то вдаль и обещали указатель. Наконец-то доверились им и через 3-4 км после деревни увидели и указатель, и свежую дорожку отсыпанную щебенкой.
Само место очень понравилось. В этот день и чем мы были единственные. Интерес представлял даже не сами постройки, а рассказ «экскурсовода» - женщины, плотно занимающейся историей и археологией. Собственно, почему самостоятельные поездки возможны только в воскресенье – в это время там присутствуют организаторы. Во все остальные дни там никого нет, только наведываются организованные экскурсии. К сожалению, так получилось, что на пленке вышла только одна фотка – интерьер одного из жилищ. Будете в тех краях, заедьте, не пожалеете.

От Колывани до Чапаевска менее получаса пути. Интернет обещал из достопримечательностей памятник Чапаеву и необычную церковь.
Мы слегка заплутали и въехав в город отправились по улице справа от ж/д, здесь нашли гостиницу (кстати, гостиниц мы насчитали штуки 3-4, все в приличном состоянии, со стеклопакетами), на вопрос где у вас тут чудо-цекровь народ недоуменно пожимал плечами. Только третий язык направил нас на левую сторону от ж/д. Пока метались, нашли неучтенный памятник Василию Ивановичу.

Слева нас сначала встретил стадион, где шла игра. Видимо, там и просиживал штаны большая половина города – Чапаевск показался мне жертвой биологической войны – пустынные улицы, старые, будто бы законсервированные постройки с налетом вековой пыли.
За стадионом – сквер, где и находился главный городской памятник Чапаеву. Та же чуть ли не звенящая пустота. Памятник, выкрашенный в кирпичный цвет.

Став спиной к памятнику мы увидели церковь. Ошибки не было – это то, ради чего стоило ехать. Пусть даже и в лесах. Но, чудо как хороша. Ради нее одной можно заехать.

Обратная дорога до Самары была достаточно легка, однако, трафик увеличился, дачник стремился домой. Подумав, поехали по объездной, хоть и крюк, да не плутать по пробкам. Не пожалели.

День девятый
27 августа - понедельник
План: переезд Тольятти-Димитровград-Ульяновск
До Ульяновска доехали неожиданно быстро – еще к обеду. Думали по дороге посмотреть Димитровград, но город как-то не показался, а, может быть, было не гулятельное настроение. Трасса входит в Ульяновск огромным мостом через водохранилище. Удивительно, но проехали быстро и без пробок (все время вспоминая кошмары в Бронницах – кто знает, тот понимает).

Хотели поселиться в «Венце», но вид гостиницы и номеров (попросили показать свободные) привели в ужас. Время было, решили поездить посмотреть другие варианты, заодно познакомиться с городом. Буквально рядом – гостиница «Советская». Та же разруха, те же офисы. Однако, номер который нам показали, резко выделялся из общей картины. За 1800 мы получили – двухкомнатный (правда небольшой) с удобствами, евроремонтом, приличной мебелью и изумительным видом на водохранилище. Тут же на этаже была кафешка – дешевле мы нигде не ели за всю поездку, но при этом еще и не отравились – все было весьма добротно.
Во второй половине дня устроили себе прогулку по городу. Ульяновск понравился мне сразу и безоговорочно. Тут есть где пройтись, на что посмотреть.
Прогулялись по ул. Гончарова, посидели на «диване Облмова»,

погуляли по Новому Венцу, полюбовались на виды, тут же поужинали в уличной кафешке. Очень уютный и какой-то добрый город. Может нам просто повезло. Отметили для себя как город, куда еще раз приедем.

День десятый
28 августа - вторник
План: осмотр музеев Ульяновска, поездка в Ундоры
Изначально Ульяновск меня заинтересовал фактически ерундой – памятником букве Ё.

Но позже выяснилось, что в городе не меряно интересных памятников.Про диван Обломова было сказано выше. За фотографией памятника Карлу Марксу (заметьте: 1921 г) я охотилась два дня. Только рано утром памятник можно запечатлеть в одиночестве – судя по всему, излюбленное место встречи.

Порадовал памятник «Деве Марии с младенцем», т.е. Марии Ульяновой с сыном Володей.

Один памятник мы в этот день проезжали несколько раз и каждый раз мне было интересно – кому же он? Такой дородный хорошо одетый мужчина в приятном скверике.
С утра мы поехали осматривать музейчики из «собрания» историко-мемориального заповедника "Родина В.И.Ленина" – около десятка разнообразных экспозиций на площади одного-двух кварталов (несколько домов по одной улице и несколько по другой). Наши планы нарушила погода. Как только мы припарковались и отправились вдоль «музейной» улицы, оказавшейся еще и пешеходной, начался сильный дождь. Зонта, разумеется, у нас не было.
Бегом-бегом добрались до музея симбирской фотографии. Симпатичное, но явно новодельное зданице, чистенькие экспозиции.

Как во всех музеях заповедника аудиоэкскурссия. Что понравилось здесь, так исторические фотографии города. Очень занимательно. Однако, младенец так не считал, скоро ему надоело, что мы рассматриваем картинки и не разрешаем трогать стеклянные стенды со старой техникой.
Дождь продолжал лить. Бегом добрались до следующего музейчика – Мелочной лавки. Тут нам было откровенно скучно – подобные музейные лавченки мы видели не раз – но покорно прослушали аудиоэкскурссию и здесь.

Не смогла не сфотографировать буквально через пару домов стоящее здание с вывеской, что именно в нем была когда-то мелочная лавка.

А дождь продолжал лить. Тогда мы решили перебороть судьбу и не бегать по этим чистеньким и совсем каким-то не музейным инсталляциям, а проехаться до Ундор, где нам обещали показать «Останки древних морских ящеров и реконструкцию в натуральную величину эласмозавра Горшкова». Одно слово эласмозавр чего стоит. Мы весьма быстро доехали до Ундор и даже нашли этот музейчик, спрятавшийся в деревьях около детского сада, но, увы нам, никто не предупреждал, что у него выходной не только понедельник, Но и вторник. Кстати, про сам музей в Ульяновске народ знает мало, но зато очень известен ундоровский минеральный источник. Нам потом про него все уши прожужжали. Но это было уже потом.
Время подходило к обеду, младенец лег спать, а значит нам предстояло как-то покататься в ближайшие 2-3 часа. В Ульяновск возвращаться было бессмысленно и мы затеялись еще более бессмысленной (на чей-нибудь взгляд) идеей. Мы поехали кататься. В итоге прошлись дальше по трассе до Тетюш (неплохой на первый взгляд проезжающего мимо городок, сохранилось что-то от начала XIX в), оттуда до Буинска (ничего примечательного не нашли) и обратно на Ульяновск.
К Ульяновску мы подъехали со стороны аэропорта. Так и было задумано – мы собирались посмотреть Музей истории гражданской авиации, точнее – его выставочную площадку. Неплохо, даже несмотря на дождь.

День одиннадцатый
29 августа - среда
План: переезд до Большого Болдино
Утром уже не дождило. Поэтому мы решили перед выездом из города сначала посмотреть заинтересовавший нас домик и памятник, о котором я рассказывала выше. Благо, они расположены рядом.
Домик оказался Домом архитектора Ф.О. Ливчака – оригинальная постройка не только внешне, но и конструктивно. Дом выстроен из бетонных пустотелых блоков. Я плохо знаю историю строительных материалов, но мне кажется, что для 1914 года – это прогресс.

А памятник оказался памятником просветителю чувашского народа. Я такого дяденьки не знаю, но выглядит на все сто.

Уже через 60 км от Ульяновска сделали первую остановку. Просто развеяться. Заодно посмотреть музей художника Пластова в Прислонихе. Экспозиция такая же не мудреная, как и внешний вид здания. Немного личных вещей, копии картин, некоторые из которых нам даже были известны. Старушки смотрительницы явно скучали. Не бог весть что, но от любопытства один раз по дороге можно и заглянуть.
Гораздо более сильное впечатление оставила усадьба Языковых дальше по дороге. Вот это место действительно стоит посетить ради самого места, а не только как остановку по дороге. От усадебного дома остался только фундамент, музей расположен в небольшом деревянном домике. Но какая интересная экскурсия, сколько заинтересованности и гордости за свой край, свою историю. А потом нас проводили к ели, посаженной Пушкиным, по дороге рассказали еще пару историй. Ель – как ель, но сам парк неплох, хотя и слегка запущен. Рекомендую.

В приподнятом от полученного общения настроении мы подъехали к Сурскому. Здесь по преданию в 1552 году явилась народу икона Святого Николая Чудотворца. По этому поводу на Никольской горе стоит часовня, и пару раз в год народ забирается на гору в надежде, что им отпустят все грехи (есть такое мнение). День был явно не из тех двух заветных, но это не умалило нашего желания забраться на гору. Сделать это оказалось нетрудно – дорога вела практически к середине горы. Мы оставили машину у последнего дома деревни и очень быстро преодолели небольшой подъем. Про грехи не скажу, но вид с горы открывается изумительный. Ради одного вида стоит заехать.

С Чамзинки повернули на Ромаданово. Тут нас ожидал небольшой сюрприз – переезд оказался давно закрытым на ремонт. К счастью, местные жители подсказали, что есть штатный переезд через завод. Да еще и заправка на выезде, чего нам уже очень не хватало.
Дальнейшая дорога прошла безупречно, порой по очень красивым местам, и около 18.00 мы оказались в Большом Болдино. В этот вечер мы даже успели прогуляться от гостиницы до ворот заповедника. Тут я слегка огорчилась – вечер был приятным, фотографии получались неплохие.

Ну зачем огораживать забором парк? Честно говоря, я не стремилась в музейчики заповедника, хотелось просто прогуляться по дорожкам уже практически Болдинской осени (до календарной осени оставалось пара дней).

День двенадцатый
30 августа - четверг
План: Большое Болдино, возвращение в Москву
Наступило утро последнего дня нашей поездки. Не то, чтобы мы торопились обратно, просто банально закончились наличные – на еще одну ночевку нам бы не хватило.
Музей открывался в 10.00, про забор и ворота мы были уже в курсе. Поэтому с утра (в 9.00) отправились в сторону Ветошкино. Обещали нам там изумительную усадьбу Пашкова. Усадьба тоже оказалась за забором. У входа висел листочек из которого стало ясно, что теперь здесь музей. Но люди в этом музее очень доброжелательные. Сначала просто разрешили пройтись по дорожкам, а затем провели экскурсию для нас двоих. Все что можно посмотреть пока в этой усадьбе – парк да разрушенное здание. Рассказ дополнял восприятие – мы узнали много и про самого Пашкова, и про этот дом – некогда красивейший и благоустроенный из всех домов Пашкова, про планы развития.

Вернувшись в Болдино мы опять не пошли в музей, а отправились дальше – во Львовку. Здесь открылся музейчик Повестей Белкина. Хорошо восстановленное здание, каждая из комнат оформлена в интерьере одной из повестей. Занимательно.
Ну и на сладкое мы все-таки прошлись по парку.

Прогулялись сами, выгуляли младенца. После чего накормили его, спать уложили. В 22.00 мы были дома.

Разумеется, фотографий получилось больше, чем я привела в отчете. При желании их полностью можно посмотреть в фотоархиве: http://www.autotravel.org.ru/phalbum/10169/index.html и http://www.autotravel.org.ru/phalbum/10171/index.html