Откуда: Москва Когда: 07/2007

По маршруту: Петрозаводск, Медвежьегорск, Мурманск, Териберка, Оленегорск, Мончегорск, Ловозеры, Беломорск, Белозерск, Кириллов, Вологда

Как все начиналось...

После поездки в Карелию в 2006 году нам очень захотелось продолжить знакомство с севером и доехать до Баренцева моря. Маршрут этой поездки составлялся почти год. Изучались сайты, форумы, книги по северу и легенды лопарей (саамов).

Одно из основных мест, которое планировалось посетить - это Ловозерские тундры, а вернее горный массив, между озерами Умбозеро и Ловозеро к востоку от Хибин. Легенды о Гиперборее манили нас на Сейдозеро – озеро духов, которое расположилось в самом сердце Ловозерской возвышенности. Но к этому вернемся чуть позже. Сейчас все по порядку.

Ехать первый раз в заполярье далеко от цивилизации в одиночку мне показалось не разумно, и я стал искать единомышленников среди знакомых. На форуме славного сайта http://autotravel.org.ru/ я познакомился с экипажем Натали. Наталья и Анатолий проявили интерес к этой поездке и стали нашими попутчиками.

Маршрут населенных пунктов за день до поездки звучал так: Москва - Мурманск - Териберка - Ловозеро - Кировск - Вытегра - Белозерск - Кирилов - Вологда – Москва. Здесь я не указал города Петрозаводска, в котором мы оставили нашего ребенка с бабушкой, т.к. он еще мал для экстрима по тундре.

Стоит упомянуть, что в настоящих походах с палатками, тяжелыми рюкзаками, да к тому же еще и на севере мы никогда не были. А ведь нам предстояло 3 дня провести на Сейдозере. Имея расплывчатое представление о снаряжении, я закупил большую просторную палатку, спальные мешки, коврики, котелки, газ с плиткой. В оставшиеся в рюкзаках место была загружена провизия в виде банок с тушенкой, круп, макарон и всякой мелочевки. За месяц до отъезда мы сделали прививки в институте Мечникова от энцефалита и приобрели походные костюмы с сетками от мошкары и комаров, которых в начале июля на Кольском полуострове крайне много.
Багажник нашей Зафирки был загружен до отказа. Помимо рюкзаков были сумки с «городской» одеждой. Стол, стулья для пикников, видеокамера, 2 фотоаппарата, ноутбук для слива файлов и много-много еще всего.

1 день (30 июня)

Итак, в ночь с 29 на 30 июня 2007 года 2 груженых вэна (Зафира: я, супруга и сын. Караван: Наталья и Анатолий) двинулись по Ленинградке в сторону Петрозаводска. Чем дальше позади оставалась Москва, тем больше ощущался долгожданный отпуск.

Дорога ночью мне очень нравится, особенно за пределами Московской области: машин на трассе мало в салоне уютно и тихо, пройденное расстояние практически не замечаешь. Выехав в полночь, в половине восьмого мы устроили плотный завтрак с шашлыком, свернув с трассы М 10 на А 115 - это приблизительно в 600 км. от Москвы. Поверьте, приятнее на природе откушать собственно приготовленную еду, нежели сидеть в душном придорожном кафе в сомнениях о свежести съестного.
В Петрозаводске мы были в третьем часу дня ( 1050 км. от Москвы). Замечу, что скорость передвижения вне населенных пунктов у нас была не более 110 км/ч. Правда не обошлось без штрафа за сплошную в районе Лодейного Поля, когда идеальное полотно дороги просто стало на это провоцировать.

Отобедав в домашних условиях и сдав младшего члена нашего экипажа бабушке, мы направились дальше к Медвежьегорску (164 км. от Петрозаводска), где было решено устроить отдых.

Расположившись в неплохой, как нам показалось, базе отдыха под названием Малая Медвежка, мы позволили себе откушать слабоалкогольные напитки. Упомянутая база располагается на самом берегу Онежского озера в сосновой роще. Представляет из себя бревенчатую гостиницу и отдельно стоящие коттеджи. К услугам отдыхающих рыбная ловля на спиннинг с лодки, прогулки на лошадях и квадрациклах, сауна, ресторан, бильярд. Чисто, уютно и не очень дорого.

2 день (1 июля)
Мурманск

После легкого завтрака и выковыривания останков лесных птичек из радиатора, в 8 часов мы направились к Мурманску. Нам оставалось проделать всего 770 км., и, не смотря на плохое состояние трассы, этот участок дороги вызвал в основном позитивные эмоции.

Многие автолюбители описывают ужасы состояния трассы от Петрозаводска до Мурманска. Нам так не показалось. Да, есть ямы, заплатки, кочки, но все сложные участки отмечены соответствующими знаками и проходимы на умеренных скоростях. После пересечения полярного круга, асфальт закончился на 20 км. (капитальный ремонт). На самом Кольском полуострове перед Кандалакшой начинается очень хорошая дорога. В районе Хибин дорога была плохая, после Оленегорска опять хорошая. Такие трассы не располагают ко сну, как автобаны в Европе и этим, на мой взгляд, они лучше:))
Следующая байка автолюбителей - это бензин на трассе «Кола». Говорят он ужасен и заправки чуть ли не через 500 км. друг от друга. Это далеко не так. Максимальное расстояние между заправкам не более 200 км. Бензин на них не идеальный, но машину не губит, как это было со мной в прошлом году в районе Хийтолы. Нам понравилась норвежская заправка в Мончегорске (при въезде в город) – хорошее топливо, фаст-фуд и фиолетовый туалет:))) Кстати, резервной канистрой я воспользовался только на отрезке Петрозаводск – Вытегра, а не на Кольском.

Погода – это ключевой фактор, который останавливает многих путешественников от поездок на Кольский. Да, она здесь суровее, чем в Москве: быстро меняется, мало солнца, среднесуточная температура в июле 10-15 градусов. Мурманск тоже встретил дождем и облачностью, которая окутала весь город, как туман. Но все же ощущения того, что ты попал в самый северный город страны с население под полмиллиона на своей машине, сильнее непогоды.

Когда мы оказались в Мурманске мы не поняли, так как просто не было вывески при въезде в город – сразу пошли указатели улиц, которые спускались вниз. Около 19 часов вечера мы уже располагались в гостинице "Руссландия Полярные Зори". "Руссландия" не самая дешевая гостиница в городе – она пользуется популярностью у финнов, норвежцев и шведов. Данное заведение стремится к трем звездам, но, судя по номерам эконом-класса, которые мы взяли, до этого еще далеко. Зато цены в ресторане здесь были самые высокие из всех ресторанов, которые посещали в эти 2 недели. Рыбные блюда, о которых мы мечтали в рыбной столице, нас особо не впечатлили.

3 день (2 июля)
Териберка, Оленегорск, Мончегорск

Утром в гостинице порадовал шведский стол с очень большим выбором блюд в сопровождении гармониста, исполнявшего народную музыку северно-европейских народов.

Понедельник - не лучший день для туриста. Как правило, именно в этот день у всех музеев выходной день – не исключение и Мурманск. Большой океанариум и краеведческий музей мы посмотреть не смогли и к тому же, окутавший сопки туман, толком не дал рассмотреть сам город.

Покружив по центру города, который нас совсем не впечатлил, мы двинулись в сторону Териберской губы. Это то место, где, судя по карте и некоторым отзывам в Интернете, можно было увидеть настоящее Баренцево. Стоит отметить, что практически никто из жителей Мурманска, с кем мы общались, не видел «своего» моря. Это связанно с тем, что перед поселком Териберка стоит пограничный пункт и попасть туда можно только по спец. пропускам.

Дорога до Териберки на протяжении примерно 50 км. очень хорошая. После нескольких военных поселков начинается настоящая тундра – озера, болота и мелкий кустарник. После поворота в сам поселок идеальный асфальт закончился и началась грунтовка – кстати, тоже вполне сносная.

Въехав в поселок, мы получили настоящий шок от увиденной картины. Можно сказать, что это большая свалка человеческого мусора за последние сто лет, на которой стоят бараки. Рядом валяются сгнившие лодки, разбитые машины, строительный мусор и пр. Расспросив местных «синяков», где лучше подъехать к морю, мы стали взбираться по сопке мимо помойки с отходами от переработанных крабов – вентиляция в салоне была тут же отключена. Проехав примерно километр по большим камням и кочкам, мы наконец-то увидели море.

Ощущение, которое лично меня посетило описать словами конечно нельзя. Сразу забылся страшный поселок и его обитатели. Я стоял на краю света – на самой северной точке, куда может доехать автомобилист в России.
На обратном пути на озере Колгантъявр мы устроили небольшой пикник, где насладились звенящей тишиной Колькой тундры. Далее наш путь должен был лежать в поселок Ловозеры, где перед походом к Сейдозеру мы должны были переночевать. Но жители Мурманска нам описали его не в лучших красках: бараки, грязь, пьяные саамы. Поэтому гостиницу было решено искать в Оленегорске.

Оленегорск нам понравился - тихий, уютный, современный город, не имеющий никакого отношения к оленям:-), а занимающийся горно-обогатительными работами. К сожалению, здесь одна гостиница «Горняк», что на улице Строительная, 38. Скучающий администратор отказался показывать нам двухместные номера до оплаты. Мы решили не тратить «в слепую» 3000 рублей и направились в Мончегорск.

От Оленегорска до Мончегорска приблизительно 60 километров. Пейзаж, который окружает трассу Кола, можно сравнить с последствиями ядерного взрыва: мертвые деревья, черно-серые сопки, отходы от ГОК и черный смог, который окутывает все небо. Лишь только сильное желание поспать и помыться может заставить путника свернуть в город под название Мончегорск. Мы свернули и на удивление обнаружили большой ухоженный и очень зеленый город горняков, где без труда нашли хорошую гостиницу Северная (2100 руб. за двухместный номер с завтраком) и платную парковку за 20 рублей.

4 день (3 июля)
Ловозеры

Утром мы отправились в поселок саамов Ловозеры по опять-таки очень хорошей дороге. Если посмотреть на карту, то все вышеописанные города Кольского полуострова расположены рядом с горным массивом Хибины. Но за все время пути, возможно из-за облачности, мы их так и не увидели. При подъезде к Ловозерам горы также не видны – дорога окружена еловыми лесами и редкими болотами.

По дороге мы проезжаем поворот на город Ревда, в который нам жители Мончегорска посоветовали не соваться, так как там только зона строгого режима и карьер. Въехав в населенный пункт Ловозеры, мы увидели вполне цивилизованный поселок городского типа с нормальными людьми, а не пьяными саамами, которыми нас пугали в Мурманске и Мончегорске.

Специально для жителей Мурманской области :-) небольшая справка. Ловозеры – это поселок городского типа , который был образован при оленеводческом совхозе «Тундра». Население поселка 3,5 тыс. человек на 65% состоит из коренных жителей Саамов (Лопари). Кстати, Ловозерский район самый большой на Кольском полуострове - на его территории вместе размещаются такие государства как Молдова и Армения.

Проливной дождь способствовал подробному изучению краеведческого музея и центра культуры саамов, где нам рассказали о том, как живет эта народность сейчас и чем занимается. Об этом народе и их культуре можно говорить долго и много, но боюсь, что в формат отчета о поездке все это не поместится.

Устроившись в гостинице под название "Коавас" (1000 рублей 2-х местный номер), мы принялись готовить провизию и укладывать рюкзаки для дальнейшего пешего путешествия в сердце Ловозерских гор.

От поселка до Сейдозера 2 маршрута: по Ловозеру до «пристани» Мотка или пешком по тропе ~37 километров. Из-за малого опыта пеших прогулок с рюкзаками наша «экспедиция» приняла решение плыть на лодке. И тут же к нам стали подтягиваться местные кормчие с предложениями своих услуг. Среди всех претендентов был выбран «серьезный» Владимир – отец 5-х детей и превосходный столяр, как о нем все говорили. Удовольствие проплыть на катере 2,5 часа по Ловозеру стоит 3000 рублей в один конец – дешевле не найти.

5 день (4 июля)
Ловозеро, Мотка, Сейдозеро

Утром мы с большим трудом погрузились вчетвером со снаряжением в моторную лодку и направились по реке Вирма в сторону Ловозера. На протяжении 2 км. вдоль реки вплотную стоят сарайчики и гаражи для плавсредств местных жителей. Далее мы вышли в «открытое озеро» и через 2 часа уже были у Мотки.

Сразу после высадки на берег нас атаковали полчища комаров – по 2-3 штуки на 1 квадратный сантиметр. Незамедлительно мы переоделись в специальные противоэнцефалитные костюмы и, одев рюкзаки, двинулись по тропе вдоль бурлящей реки Сейдьявриок в сторону Сейдозера.

Тропа от Мотки до Сейдозера неплохая и проходима даже для квадрацикла. Но все же лучше еще в Мотке надеть резиновые сапоги или непромокаемые ботинки – иногда встречаются подтопленные места. Через 3 километра пути, мы вышли к избушке егеря. Егерь нашу группу зафиксировали на фотоаппарат и записали координаты и маршрут. Расспросив о возможных местах лагерной стоянки, мы двинулись по правому берегу Сейдозера.
Сразу после избушки егеря тропа становится узкая и слабозаметная, появляются камни и заболоченные места. Пройдя с рюкзаками примерно 5 километров, мы с непривычки почувствовали довольно сильную усталость и приняли решение разбить лагерь для ночевки. Лагерь разбили в районе озеро Щучьего на живописном пляже Сейдозера.

Вечером, реально оценив наши силы, мы приняли решение не обходить полностью озеро в поисках следов Гипербореи, а исследовать в эту экспедицию только правый берег. Теперь цель нашего пребывания в основном стала заключаться в изучении великана Куйву - якобы большой петроглиф на отвесной стороне горы Эльморайок.
В первый день пребывания на озере мы не встретили ни одного человека, кроме, разумеется, егеря в избе.

6 день (5 июля)
Сейдозеро

Утро пятого дня путешествия встретило нас солнцем. К слову сказать, это был единственный ясный день на Кольском полуострове. После завтрака, мы свернули лагерь и направились на запад к старику Куйву.
Длина озера от избушки егеря до противоположного берега всего по воде 8 километров. Тропа все время идет вдоль берега, поэтому расстояние приблизительно такое же. Но по пути то и время встречаются «небольшие» трудности: горные бурные реки, болота, подъемы, каменные глыбы и пр. Gps-навигатор упорно не хотел приближать нас к горе Эльморайок. Через 6 часов пути груз стал тянуть нас назад, но за все время пути мы встретили только одну реальную стоянку на песчаном пляже. Через 7 часов пути нам повезло – на небольшой косе напротив безымянного островка мы разбили лагерь. До Куйву оставалось приблизительно километра 3.
Ужас, но с рюкзаками мы за весь день прошли не более 5 километров. Тут-то я и задумался, почему это произошло. Первая причина – это резиновые сапоги, которые были на всех нас. Эту обувь советуют завсегдатые посетители этих мест. Возможно по болоту в них идти и удобно, но по камням не очень-то приятно. Далее - все обмундирование, содержавшееся в наших рюкзаках, было рассчитано на базовый лагерь, а не на перебежки с ночевки на ночевку по горам.
Разбив лагерь, чуть отдышавшись и переобувшись, мы налегке «запорхали» любоваться на природу.

Вечером за вкуснейшим ужином, которым руководил Анатолий, мы распилим запасенные 200 грамм водки. Группе уставших «чайников» в пешем туризме напиток пришелся очень кстати, и мы разошлись по палаткам.
Интесеное событие на Сейдозере произошло с нами именно этой ночью. Напомню, что ночи здесь белые. Итак, приблизительно около полуночи привычное пение птиц прекратилось - зловещая тишина воцарилась над Сейдозером. Потом поднялся весьма странный ветер, который стал кружится вокруг нашей палатки. Сначала он «носился» по часовой стрелке, а потом резко сменил свое направление. Далее вокруг платки начали раздаваться бесчисленные топанья, возможно это были какие-нибудь звери. Но почему-то все мысли были парализованы жутким необъяснимым страхом, который сковал все движения. Выйти из палатки и посмотреть, что собственно происходит, желания не было. Cовершенно внезапно все стихло. Заснуть удалось только под утро.
Во время завтрака было как-то не ловко рассказывать все, что привиделось мне ночью. Однако моя супруга описала абсолютно все в точности так, как это и было у меня. А главное чувство жуткого страха.

О таких вещах в этих краях много написано, были целые экспедиции по изучению паранормальных явлений еще в 20-х годах. По неофициальным данным, только за последнее десятилетие в долине загадочным образом погибло или пропало без вести около 100 человек. Чувство страха описывают практически все. Но я шел на Сейдозеро чтобы для себя опровергнуть все мифы. Увы, не вышло.

7 день (6 июля)
Сейдозеро

Налегке мы подошли вплотную к скале с изображением великана Куйву. Фото выставляем на Ваш суд, так как сами не поняли, что это – причудливые игры природы или дело рук человека.

В конце путешествия по побережью озера духов мы посетили знаменитый песчаный пляж у реки Эльморайок.
Вечером нас ждала долгая дорога назад к первому лагерю. Она была преодолена практически не заметно - рюкзаки полегчали в два раза.

Погода вечером испортилась. Пошел дождь, с гор быстро опускались облака. Сложно себе представить, что ощущает человек, который в такую погоду оказался бы на вершине горы.

Ливень шел всю ночь и утром наши палатки были полностью окружены водой. Сильный ветер продолжал нагонять облака с гор, а на Сейдозере появились белые гребешки волн. Толковый завтрак приготовить не удалось, так как кострище превратилось в небольшое озерцо. Собрав промокшую амуницию, мы направились в сторону Мотки, где нас должен был ожидать Владимир на лодке.

У домика егеря мы оставили оставшиеся припасы и поделились своими впечатлениями с егерем. Практически налегке добрались до Мотки и были приятно удивлены, что лодка нас уже ждет.

Над Ловозером нависли тучи, которые подпитывали, спускавшиеся с гор облака. Волны с каждой минутой становились выше – времени на долгие прощания с Сейдозером не было. Катер отчалил от берега.
Проплыв 100- 300 метров мотор заглох, и все попытки его воскресить на воде увенчались неудачей.

Вернувшись на берег, Анатолий и Владимир принялись его чинить. Все мероприятие затянулось на 3 часа. За это время мы еще несколько раз выплывали на больном моторе и возвращались на веслах. Мне стало казаться, что Сейдозеро не хочет нас отпускать.

Наконец ремонтные работы окончились и на 1 живом цилиндре мы стали выходить из бухты Мотки в Ловозеро. Волны становились все больше, лодку раскачивало, Володя весело считал, - «…семь, восемь, девять!», и на девятой волне лодка полностью входила в ледяную воду. Больше всего доставалось нашим дамам, которые сидели на корме. Через 10 минут весь экипаж был полностью промокшим, замерзшим и едва держался, чтобы не выпасть в бушующую пучину. Когда мы вышли на «большую воду» лодка несколько раз, как мне показалось, чуть не перевернулась – ее бросало со стороны в сторону. Руки онемели и уже не могли держаться за обледеневшие поручни. Было принято решение поворачивать к берегу, которое поддержали все кроме нашего кормчего – он этому удивился.

Мы причалили к земле – честно скажу, я был этому не сказанно рад. Лоцман Володя пригласил нас в небольшой домик с надписью «Юлинская Салма 2». Рядом с избушкой стояла кувакса*, где, по-видимому, коптили рыбу, а не далеко на болоте был разбит маленький огородик. Хозяина дома не оказалось, но желание согреться отодвинуло в сторону все приличия, и мы принялись топить печь.

Наши дамы принялись согреваться и переодеваться. Мужская часть экспедиции в поисках дров набрела на еще один домик, в котором два интересных саама угостили нас заваркой.

Разбор вещей показал, что абсолютно все пропитано или содержит внутри себя воду. Одежда, спальники, фотоаппараты, камеры, навигатор, телефоны и все остальное было, как тогда показалось, безвозвратно потеряно.

Наш кормчий откуда-то извлек бутылку водки, мы нашли на огороде лучок и намешали в котелке остатки сухого пюре и супа. Через полчаса по венам членов экстремальной экспедиции растеклось тепло. Девушки повеселели, закуска расходилась на ура и темная, грязная внутри «вежа»** показалась самым уютным на земле местом.

Два забавных лопаря, которые нас провожали на берегу, до сих пор перед моими глазами: один в косынке и телогрейке, другой в ушанке и шубе, а на ногах чуть ли не лапти. Жалко, что не было возможности их сфотографировать или снять на камеру – к тому моменту техника уже не работала.

Через 2 часа мы причалили к берегу поселка Ловозеро, добежали до гостиницы и продолжили душевные посиделки, обсуждая все наши приключения.

9 день (8 июля)
Беломорск

Утром следующего дня мы уже ехали на юг в сторону дома. Оставалось мало времени, поэтому Кировск и просмотр Хибин пришлось исключить. Было немного тяжеловато после экстрима на озере и в гостинице, поэтому мы сделали остановку в Беломорске.
Беломорск нас встретил ужаснейшими дорогами и толпами пьяной молодежи – оказывается, недавно был день города, после которого никто не может отойти. Единственный отель в городе «Гандвик» предоставил нам неплохие новые номера, но из-за капитального ремонта, без горячей воды, ресторана и в итоге простой человеческой еды. В городе покушать после 23 часов негде, в магазинах только спиртное и в лучшем случае закуска, смотреть нечего. Уснули мы голодные.

10 день (9 июля)
Беломорск – Переправа через Свирь

На следующее утро мы отправились рассматривать петроглифы. Остановившись у небольшой таблички «петроглифы 1 км .», мы приковали внимание чумазых подростков-экскурсоводов. Дорога к живописным картинкам наших предков проходит через лес, где в разных тропинках можно просто заблудиться. Поэтому рекомендую не экономить на провожатых, и еще - одевайте сапоги ;)

Само место с петроглифами выглядит очень красиво. А вот картинки, обведенные (обновленные) уже несколько раз современниками, сильного впечатления не оставили. Хотя, изучая сейчас культуру северных народов, я часто просматриваю эти изображения.

В этот же день мы забираем нашего самого младшего члена экипажа в Петрозаводске и направляемся оттуда в сторону города Вытегра по грунтовой дороге Р19 вдоль Онежского озера. Весь день над Онегой лил сильнейший дождь, который изрядно подмочил трассу. С опозданием всего на один час мы прибыли к паромной переправе через реку Свирь. Ночь мы провели в своих автомобилях, и скажу честно, всем понравилась такая ночевка больше, чем гламурненькие номера в отеле «Гандвик».

11 день (10 июля)
Белозерск - Ура солнце!!!

Десятки брошенных деревень, разруха, изъеденная колесами лесовозов почва, немощные старики, пьяные мужики и нищие дети, провожающие взглядами наши автомобили – это впечатления от запада вологодской области.

Городок Вытегра нам показался ужасно грязным и неуютным. После просмотра шлюзов и перекуса в тошнотворной забегаловке мы продолжили путь в Белозерск. Нормальная, скажу я вам, трасса Р5, хотя и на 70% грунтовая.

Ура солнце!!! Всем первый раз за 11 дней было тепло, кроме меня – я изнывал из-за жары в 24 градуса. К 18 часам мы были уже в Белозерске на парковке базы отдыха «Речной вокзал». В первые минуты прибывания на базе нам все понравилось – свежий ремонт, чисто, есть бар, а главное душ с водой, по которой мы все соскучились.
После чистки «перышек» мы эксклюзивно поплавали на теплоходе «Майя» за 1600 рублей (1,5 часа) по Белому озеру. 1/3 экскурсии корабликом управлял на младший член экипажа. Светило солнце, обдувал ветерок, играла музыка, а я вспоминал Сейдозеро и сожалел, что отпуск подходит к концу.

12 день (11 июля)
Белозерск - Кириллов

Планировался очень насыщенный день. Мы должны были посмотреть город Белозерск, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастырь.

Туризм в городе Белозерск практически не развит - мало сувениров, литературы, местные ничего не знают. Найти толкового экскурсовода не удалось, поэтому пришлось пытать музейных работников разнообразных экспозиций: «Гридница», «Музей народного декоративно-прикладного искусства» и т.п.

Ферапонтов монастырь стоит посетить только из-за фресок Дионисия. Уникальной архитектуры и особой ауры я не обнаружил.

К обеду опять пошел сильный дождь, и поездка в Кирилов тоже не принесла тех ощущений, которых мы ожидали, хотя все давно хотели побывать в одном из красивейших монастырей России.

Сейчас, когда я пишу этот отчет, понимаю, что у меня осталось мало воспоминаний об этих местах, так же как и фотографий и видео записей. Возможно, ранее полученные эмоции на Севере, просто «заместили» все воспоминания о Вологодском крае. Уверен, что стоит вернуться сюда через некоторое время.

13 день (12 июля)
Вологда

Всю ночь на «Речном вокзале» шли бандитские разборки с избиением посуды, инвентаря, гулящих блондинок и прочей шушеры. Удивило, что за 5 часов бесчинств в единственной нормальной гостинице города, так и не появилась милиция. Рано утром мы покинули заведения, оставив после себя первый негативный отзыв в книге жалоб.

От Белозерска до Вологды мы ехали по очень хорошей асфальтовой дороге, не считая первые 20 км . раздолбанной грунтовки. Старейший русский город встретил нас хорошей погодой, обновленной кремлевской площадью и дружелюбными экскурсоводами. Впечатления от экскурсий по кремлю и Спасо-Прилуцкому монастырю остались самые хорошие.

Большой и хмельной прощальный ужин в ресторане гостиницы «Спасская» поставил точку в нашем путешествии. На следующее утро мы разъехались: экипаж Натальи и Анатолия в Ярославль, а мы на поиски, так в итоге и не найденной усадьбы Брянчаниновых в селе Покровское Грязовецкого района.

*кувакса - переносное жилище саамов, конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур.

**вежа - бревенчатое жилище саамов в форме четырех- или шестигранной усечённой пирамиды с дымовым отверстием вверху.