Откуда: Москва Когда: 01/2008

По маршруту: Нижний Новгород, Казань, Чистополь, Бугульма, Белебей, Чишмы, Уфа, Нугуш

Отчет о поездке в Башкирию подробный с картами и фотографиями.
Давно я собирался написать этот отчет, да все руки не доходили, то работа, то кризис и прочие неблагоприятные условия не давали возможности сесть и написать подробный отчет.
И вот сейчас, наконец-то, появилось время (нет-нет, не волнуйтесь, меня не уволили) и я пишу этот текст. Кроме всего прочего, много времени потребовалось, чтобы подобрать и оформить все карты и фотоматериалы.
Итак, наш автопробег начался 13 августа в 5-20. В состав вошли два автомобиля:
№1 Mitsubishi Lancer 1.6 и
№2 Ford Focus II со следующими экипажами: автомобиль №1 Сергей (я собственной персоной, прошу любить и жаловать), моя супруга Светлана (далее Светик) и наш питомец мега-собака по кличке Герда (щенок таксы в возрасте 6-ти месяцев).

№2 Виктор (водитель), Влад (штурман) и Светлана (прошу не путать со Светиком )

Пробег изначально планировался по следующему маршруту: Москва – Казань – Белебей – оз. Аслыкуль – Чишмы – Уфа – Нугуш – Уфа – Казань – Н. Новгород – Москва.
Хотя, еще зимой 2007 года, когда у меня зрела мысль осуществить подобный автопробег, я хотел доехать до заповедника «Шульган-Таш» и посетить известные каповые пещеры, но после консультации с друзьями решили от этого пункта маршрута отказаться, заменив его на Нугуш.
Практически все поставленные задачи были реализованы, за исключением того момента, что мы опять не смогли посмотреть Н.Новгород. Эх, уже второй раз мы проезжаем этот славный город и никак не можем в нем остановится.
Выезд из Москвы состоялся довольно удачно, за исключением того, что на МКАДе мы попали в небольшую пробку и экипаж второй машины вынужден был нас ждать. Но даже эта маленькая неприятность не смогла испортить нам настроение, в результате мы все равно встретились и поехали вперед по бесконечной ленте дороги, манящей вдаль.
В итоге, первая остановка у нас была километров за 150 до Н. Новгорода на автозаправке, с посещением «нужных» мест и обязательным выгулом собаки.

Отдельно необходимо отметить, что в прошлом году мы уже ездили в Башкирию на автомобиле, поэтому маршрут был достаточно точно спланирован и было общее представление что следует от него ожидать. Единственное, в прошлый раз мы ездили втроем на одном автомобиле, сейчас же у нас два авто и на два человека больше. Кроме этого, предыдущая поездка была из разряда «комфортного туризма» с остановками в гостиницах, посещением экскурсий и т.п. Сейчас же мы планировали «дикий автотуризм», с палатками, примусом, ночным сидением у костра, рыбалкой и всем прилагающимся.
Итак, маршрут был известен, поэтому без приключений к концу дня (около 19-30) мы добрались до Казани, где и разместились в двухкомнатной квартире, которую нашли по объявлению в местной газете (к слову сказать квартира была не «айс», с отвратительной ванной и т.п.). Поэтому мой совет насчет квартиры: или проверять все варианты, или пользоваться услугами знакомых, которые могут посмотреть квартиру заранее и забронировать ее.

На следующий день мы посмотрели одну из достопримечательностей Казани Бахаисткую церковь.
После чего мы пообедали в Макдоналдсе на улице Баумана (почему в Макдаке? Просто у нас со Светиком традиция в городах, где мы еще не были или бываем очень редко, отобедать в Макдаке, и еще там очень маленький шанс отравится, а маяться с животом в авто вещь не самая приятная) и решили разделиться, Виктор с Владом и Светланой поехали смотреть казанский Кремль и кататься на местном метро, поскольку Светлана и Влад были в Казани впервые.
А мы со Светиком и Гердой отправились по магазинам докупить все то, чего нам не хватало или просто забыли взять. Купили питьевой воды, местный чак-чак (ну очень вкусный) и прочие мелочи. Встретится договорились перед мостом через Куйбышевское водохранилище, остановившись на берегу которого мы провели пару замечательных часов отдыха, пока ждали наших товарищей.

Далее наш путь пролегал через Чистопольский район, Альметьевск и Бугульму все ближе и ближе к Башкирии в город Белебей (где я провел изрядную часть своего детства).
В пути мы пользовались радиостанциями, самыми обычными купленными в МВидео за 2500 руб. По уже имеющемуся опыту скажу, что их вполне хватало, и ехать с ними гораздо удобнее, начиная от предупреждения о постах ДПС и намерении остановится, заканчивая простой болтовней и анекдотами.
Остановившись около бугульминского ипподрома, мы сделали несколько кадров, размялись, выгуляли собаку и приняли решение в город не заезжать, а сразу ехать дальше. В прошлом году, кстати, мы заезжали в город и кушали в кафе «Алсу», где было совсем недурно.

На нашем маршруте находились несколько водоемов – одно из них озеро Кандрыкуль

Взглянув на карту республики Башкортостан, в западной ее части можно увидеть два голубых пятна - это обозначены крупнейшие озера: Аслыкуль и Кандрыкуль, находящиеся в самом центре Бугульминско-Белебеевской возвышенности. В удаленной от морей местности, эти обширные акватории, привлекают к себе многочисленных посетителей: люди стремятся искупаться в прохладной воде, отдохнуть в тени лесов, растущих на гористых южных берегах, насладиться чистым и целебным воздухом, наполненным благоуханием степных трав.
Прежде близлежащая местность считалась курортной: здешним воздухом и кумысом лечились легочные больные со всей России. В начале века рядом с Кандрами находилась кумысолечебница, именно при ней были посажены сосны, являющиеся ныне памятником природы. Уникальность Кандрыкуля и Аслыкуля еще и в том, что они единственные крупные озера во всей европейской части лесостепи: от венгерского Балатона до Урала. Площадь Аслыкуля - 22,3 км2, Кандрыкуля - 15,6 км2. Раньше здесь были хорошие условия для обитания бобров, отсюда и название озера Кандрыкуль, означающее в переводе с башкирского "Бобровое озеро". Аслыкуль переводится как "горькое озеро".
Растительность по берегам озер многообразна - здесь типичные широколиственные леса и степи. По берегам Кандрыкуля, на заболоченных участках обнаружено редкое для республики растение - золототысячник обыкновенный. Это растение применяется в медицине как средство, повышающее аппетит, улучшающий пищеварение. По берегам озера встречаются и другие лекарственные растения - девясил, тысячелистник, валериана. Обнаружены и эндемичные (обитающие только данном регионе) растения - вясилистник вонючий, астрагал Гельма, остролодочник Гмелина. На Аслыкуле можно встретить флокс сибирский, тимьян Талиева, гвоздику иглолистую, остролодочник.
Отдыхают на пролете стаи гусей, гнездится редкая утка пеганка. На обоих озерах обычны: кряква, чирок, хохлатая чернеть, озерная чайка, береговая ласточка. Озера богаты рыбой. В них водятся налим, щука, окунь, карась, линь и плотва.
Люди давно обжили берега Кандрыкуля. На гористой возвышенности южного берега, на песчаниковых скалах можно найти тамги-изображения древних башкирских родовых знаков. Сейчас на берегу Кандрыкуля более 40 турбаз, два профилактория, кемпинг и пионерлагерь, рядом автотрасса федерального значения Самара - Уфа. Тысячи отдыхающих приезжают на озеро в летнее время, а зимой на льду собираются сотни рыбаков. На Аслыкуле антропогенная нагрузка намного меньше: на берегу одна небольшая деревушка Купоярово, дом отдыха и пионерлагерь, озеро удалено от асфальтированных автодорог и городов, поэтому по сравнению с Кандры-Кулем кажется первозданным. Аслыкуль является национальным парком. Кандрыкулю присвоен статус природного парка.
Материал географический клуб "Раймантау" http://www.raimantau.narod.ru/

На это озеро мы заезжать не планировали, так как в прошлом году уже отдыхали на его берегах. Мы хотели забраться дальше в глушь, на озеро Аслыкуль, куда нет асфальтовой дороги и можно доехать только по грунтовке.
В Белебей мы приехали довольно поздно (около 21-00 по местному времени) и, разместившись в двух однокомнатных квартирах, отправились на ужин к моим друзьям. В итоге мы так «хорошее» погуляли, что на следующий день поднялись очень поздно и на озеро выдвинулись после 15-00, что в подобных случаях просто неприемлемо. Однако в наше оправдание говорил тот факт, что на следующий день у меня был День Рождения и мы активно покупали все необходимое для него. Кроме того, нас сопровождали местные друзья-аборигены, без которых мы непременно заблудились бы даже с GPS-навигатором.
До озера добрались затемно, и я был шокирован тем, что если раньше это озеро было практически девственно чистым и зачастую приходилось потратить пару часов на поиск людей (рыбаков), чтобы рядом разбить палатку (вместе и веселее и безопаснее), то сейчас мы около полутора часов ехали вдоль берега и не могли найти места, где разбить лагерь, везде были компании, машины, палатки.
В результате мы остановились в лесу немного правее от «Красной горы», если этот ориентир вам что-то скажет.
По пути мы остановились у местного водопада и сделали пару кадров.

На берегу Аслыкуля мы провели три дня, которые о себе оставили только самые приятные воспоминания. Это замечательное, чистейшее озеро, несмотря на обилие туристов, которые в основном приезжают на выходные, и естественное последствие пребывания этих туристов – мусор везде и всюду. Эх, убираться мы все-таки не умеем (хотя периодически проезжала местная администрация и собирала «пожертвования» я думаю, они могли бы убираться и почаще). От себя хочу сказать, если вы автотуристы и любите нашу природу, то, как минимум, забирайте весь свой мусор с собой, а как максимум и часть того, что валяется рядом.
Здесь же произошел презабавный случай, после веселого вечера у костра, песен и выпитого горячительного часам к пяти утра все разошлись по палаткам спать. С нами отдыхал и мой приятель, коллега по работе, которого судьба своею волей занесла на просторы Башкирии в это же время, и мы договорились вместе провести пару выходных дней. Так вот, приятель мой спит очень чутко и не выносит всяких посторонних шумов, а так как лишней палатки у нас не было, то спать ему пришлось в палатке с Виктором, который надо отметить, в некоторых ситуациях является обладателем просто богатырского храпа.
В то утро я проснулся первым, вылез из палатки (Светик с Гердой продолжали мирно спать) умылся и принялся готовить себе завтрак. Тут в палатке Виктор особенно громко всхрапнул, послышалось шевеление, молния с характерным звуком раскрылась и из палатки, нет, не то чтобы вышел или выполз, ВЫПАЛ мой друг, с краснющими глазами и видом всю ночь не спавшего человека. Единственное что он сказал на одном выдохе: «Я не могу…. Он храпит!!!!», после подполз ко мне на четвереньках, вытянул из под меня пенку и мгновенно уснул на ней сном младенца. Я, рыдая от смеха, но дабы его не беспокоить, переместился с примусом подальше.

Рыбалка тоже была не плохая, хотя рыбачили мы постольку-поскольку, но в общем зачете взяли шесть щучек. Мы отметили особенность клева щуки на озере – активный клев начинается с закатом солнца, как только его диск коснется вершин гор. После этого у вас есть 15-20 минут чтобы сделать как можно больше забросов, практически через заброс следует удар. Далее клев ослабевает, но шанс поймать щучку есть до самой темноты.

Прощались с озером мы с грустью, очень не хотелось уезжать от этого дивного воздуха, чистой воды, вкусной рыбы, теплой палатки и веселого костра. Но нас гнала вперед жажда увидеть еще больше нового, интересного, захватывающего.

Следующим пунктом нашего маршрута была столица Башкирии Уфа. Однако остановились мы в Чишмах в гостинице при Чишминском сахарном заводе, где привели себя в порядок, почистились и отдохнули. Остановится просто так в этой гостинице не получится, в основном она используется для расселения командированных на завод специалистов, но нас там ждала открытая дверь, приветливая заведующая, теплая сауна, бильярд, стиральная машинка и вкусный ужин.

В Уфе было очень жарко, около 30-35 градусов в тени и после достаточно продолжительной прогулки около памятника Салавату мы встали возле парапета и смотрели на восхитительный вид реки Белой, делали фотографии. А собака забилась в прохладную тень под каменным парапетом, причем сама оттуда выходить категорически отказывалась, пришлось, в буквальном смысле выносить ее на руках.

Вообще Уфа на нас произвела противоречивые впечатления, старые деревянные дома там соседствуют с суперсовременными сооружениями из стекла и бетона, где-то есть промышленные районы, с высокими заборами и кучей грузовиков, с другой стороны, жить на берегу реки просто супер, чистейший воздух, и захватывающий вид. В целом, Уфа не производит впечатление огромного урбанистического комплекса как Смоленск, Белгород или Казань, она больше похожа не некую смесь крупного мегаполиса и небольшого провинциального городка вроде Суздаля или Иваново.
Посетив Уфу, мы двинулись дальше в отделение национального башкирского заповедника Нугуш, как всегда на место прибыли под вечер, что, впрочем, не помешало нам выбрать отличное место и разбить лагерь.
На Нугуше просто замечательная природа, полнейшая тишина и спокойствие, чистота, однако вода в отличие от Аслыкуля и Канбрыкуля не такая прозрачная. Дают знать известковые пласты породы, которыми очень богато приуралье, отчего, кстати, и пошло название реки, на которой стоит столица Башкирии Уфа – река Белая.
IMG]/phalbum/90178/190-s.jpg>

Рыбалка на Нугуше тоже порадовала, правда, здесь в основном клевал средний окунь на мелкие вертушки. Хотя, по словам отдыхающих и местных жителей, водится и судак, и щука.
Впрочем, судака мы все-таки попробовали, угостившись, у наших соседей приехавших отдыхать из Оренбурга. Поели мы также местных грибов. Баночку соленых груздей, купленных мной на улице у бабушки в Нугуше под водочку умяли за 5 минут. И раз уж заговорили о еде, то нельзя умолчать и о великолепном башкирском меде, которым мы закупились в Белебее и Уфе.
Интересный факт: на подъезде к Нугушу мы купили бензин для примуса, так вот 95 почему то оказался полностью прозрачным, не хочу я такую вещь лить в свою машину. Ниже есть фотка, угадайте, где бензин, а где вода?

(Для справки бензин в центральной канистре.)
В один из дней погода испортилась и разогнала весь народ, так что мы остались практически одни за этом берегу, было конечно немного сыровато, зато прекрасный вид Нугуша с низкими облаками с лихвой компенсировал все неприятные ощущения. Кстати уже к обеду, погода наладилась и мы классно отдохнули.

Собираться в обратный путь просто не хотелось.

Как известно обратный путь всегда быстрее и короче, нашей целью было за два дня добраться до Москвы, а так как нам из Нугуша пришлось заехать в Уфу, то в Казань мы приехали поздно вечером. При этом дорога подготовила нам очередной сюрприз. На подъездах к Чистополю погода над нами начала портится, пошел небольшой дождь, а впереди разразилась настоящая буря, Черные как смоль низкие облака, постоянно прорезаемые всполыхами молний, темный шлейф ливня под ними и оглушительный гром.
Поднявшись на очередную гору, мы были еще больше поражены открывшимся видом. Представьте – чуть слева от вас бушует буря, блещут молнии и хлещет ливень, а справа в долине реки Камы разгорелся грандиозный пожар площадью несколько сот гектаров (нам показалось что горели поля с хлебом или соломой и часть леса), Ярко желтое, местами почти белое пламя поднимается вверх и освещает низкие облака и густая черная пелена дыма стелиться по земле сплошным ковром. А вперед уходит дорога….
Впечатления были просто незабываемые, мы были так поражены, что даже не сделали фотографий, в основном все снимали на видео.
К тому моменту, когда мы добрались до Казани дождь там уже закончился, и мы спокойно въехали в город, на этот раз при выборе жилья были более осмотрительны в результате поселились в двухкомнатной квартире с горячей водой и нормальной ванной. Наскоро поужинав, легли спать.
Утром пока все вставали мы со Светиком сделали мини экскурсию по ближайшим окрестностям нашего жилья и обнаружив палатку (вроде нашей Крошки-картошки) купили вкусный и сытный завтрак (причем картошка с двумя топингами стоила всего 62 рубля). Позавтракав, выдвинулись дальше с твердым намереньем ночью быть в Москве.

По пути сделали небольшую остановку в Н.Новгороде в придорожном кафе, где устроив себе не то поздний обед, не то ранний ужин двинулись дальше.

В Москву мы въехали около двух часов ночи, что не слишком сильно выбивалось из нашего графика.
Подведем итоги, в общей сложности, мы проехали 2900 км за 11 дней. Затраты составили порядка 10-15 тыс руб. на человека. Получили море незабываемых впечатлений и заряд положительного настроения на весь будущий год.
Герда мужественно вынесла все тяготы и лишения дорожной жизни, а местами и просто получала от них удовольствие. Ну где еще в Москве, скажите, можно гонятся за сусликами и бурундуками, рыть ямы пытаясь достать хитрую мышь или даже просто носится без поводка.
Обе машины с честью выдержали это испытание и даже те 300 км по грунтовке, которые мы преодолели не вызвали никаких проблем. Если говорить о качестве дорог, то оно везде более-менее приемлемое, откровенного бездорожья мы нигде не встречали, Стоит отметить огромные колеи в асфальте на подъездах и в самом Н. Новгороде. Ну и еще нужно отметить тот факт, что нам очень повезло с погодой, которая была просто шикарная, иначе ни в Нугуш, ни на Аслыкуль нам не попасть. Особых проблем с ДПС тоже не было, поездка прошла весьма гладко.
В поездке мы пользовались радиостанциями Midlend – очень полезная вещь
GPS-навигаторами встроенными в смартфоны с программным обеспечением IGO и Навител. Если IGO гораздо удобнее Навитела в управлении и там качественно сделана Москва, область и основные дороги России, то у Навитела несомненно более детальная карта и лучше работает маршрутизация в регионах.
Так же был пешеходный навигатор Garmin с Дорогами России. Очень порадовал детализацией карт, даже мелкие тропы у Нугуша и Аслыкуля были на нем обозначены.
Стоит отметить, что передвигаться на одной машине получается все же быстрее чем на двух, но эти отклонения не слишком значительны. Заправляли машины преимущественно на Лукойлах и только если не было ни одного поблизости на других заправках.
Вот вроде и все, пока готовил этот отчет вспомнил эти прекрасно проведенные дни и опять захотелось за руль. Всем желаю приятных и интересных путешествий. Всем спасибо .
К сожалению пока не понял как разместить фотографии, позже добавлю (если разберусь).