Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва - Великий Новгород Когда: 01/2009

По маршруту: Торжок, Осташков, Волговерховье, Валдай, Демянск, Старая Русса, Коростынь, Новгород

Рейтинг отчета: 0

Автор:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАЗБИТЫМ ДОРОГАМ.
К ИСТОКУ ВОЛГИ И В ДЕМЯНСКИЙ КОТЕЛ.
Маршрут: Москва – Торжок – Осташков – Волговерховье – Валдай – Демянск – Старая Русса – Коростынь - Новгород – Москва За два дня пройдено 1400 км. Выехали в субботу утром из деревни Пески, неподалеку Солнечногорска, вернулись в воскресенье в половине третьего ночи.
Основные выводы: более 500 км пробега в день планировать не стоит, познакомились с плохими дорогам Новгородской и Тверской области. Наблюдали «белые ночи» на Валдае. Объехали вокруг озеро Ильмень и озеро Селигер. Напитались впечатлениями. Устали от Ленинградского шоссе, как не уставали никогда.
ТОРЖОК.
Ленинградское шоссе после Твери еще 30-40 километров имеет вполне цивилизованный вид: по две полосы, разделенные металлическим ограждением. Можно ехать со скоростью 140-160 км, если бы не частые засады гаишников. Приходилось плестись 90-100. Дальше федеральная республиканская трасса сужается и становится похожей на областную межрайонку.
Торжок обычный российский захолустный городок, может привлечь любителей путешествовать по родным просторам своей провинциальностью, покоем и размеренностью жизни
Красивый вид на город открывается из Борисоглебского монастыря. На осмотр сооружений вам хватит 3-5 минут. Но если возьмете экскурсовода, то узнаете много интересного.
От Торжка до Осташкова хорошее и свободное шоссе, пролетели его со скоростью 120- 160 км.
ОСТАШКОВ.
Мы остановились на широкой набережной возле Знаменского монастыря, там же на полу багажника организовали импровизированный завтрак. Любовались прекрасным видом на озеро Селигер.
Толпы горожан радостно бродят по главной улице среди палаток, установленных на субботнем рынке или попросту барахолке. А по улицам проезжают современные туристические автобусы, видно, что городок привлекает наш любознательный народ, стосковавшийся в мегаполисах по российской глубинке.
Городок сохранил колорит позапрошлого века. Много в нем особнячков характерных для поместного дворянства, купцов и зажиточных горожан. Часть из них в хорошем состоянии, но много и брошенных домов с выбитыми стеклами и заколоченным дверьми. А рядом ведь Селигер – благодатное место для курортного строительства. И все-таки маловероятно, что город возродится. Пестрят заборы объявлениями « продам дом, продам участок»...
Оставался бы Осташков таким, каким он есть сейчас, сохранил бы свою провинциальность, ведь в этом и заключается его очарование.
От пристани ходит экскурсионный кораблик, на котором можно совершить интересное путешествие. Но время не позволяло нам отправиться в плаванье.
Спонтанно возникло желание поехать к истоку Волги. За исток принято считать родник, берущий начало в болоте у деревни Волговерховье. Сейчас там действующий Ольгинский женский монастырь. Из сохранившихся построек - часовня над истоком, деревянная Никольская церковь (XIX-XX) и Спасо-Преображенский собор.
Проехав от Осташкова 60 км по асфальтированной дороге до деревни Свапуще ( 60 км, а потом еще пропылив по грейдеру 20 км, возможная скорость 30-50 км) мы добрались до деревни Волговерховье.
В ней нескольких деревенских домов, половина которых брошена, а остальные еще держаться. Видимо, в них живут работники монастыря. Увидели на земляной парковке автомобили туристов, таких же, наверно, как мы, любителей уникальных географических точек.
В целом место красивое и одухотворенное. Над истоком построена часовня. Рядом памятный камень. На пригорке скульптура Сергия Радонежского. Маленький стихийный рыночек сувениров. Общественный туалет на два очка.
После Волговерховья два часа мы ехали по грейдерной дороге от Свапуще до Залучье, дальше Машугина Гора и до Ровень Мосты. Казалось, что эта деревня оставлена обитателями уже несколько лет назад. Грунтовая дорога начала стремительно сужаться, вот-вот закончится. К счастью этого не произошло и мы успешно, если можно назвать езду в пыли и по рытвинам успешной, доехали до Сосницы. Дальше от села Полново шел хорошо утрамбованный грейдер. Мимо пронеслась проржавленная Нива заваленная каким-то рыболовно-туристским барахлом с угрюмым бородачом за рулем.
Ближе в Полново стали попадаться уже не деревеньки, а садовые участки дачников. Крестьян в этих местах наверно уже не осталось. Если бы не они, одиноко прогуливающиеся по обочине, можно было бы предположить, что мы едем по окрестностям Чернобыля
От Полнново к Демянску шло асфальтированное шоссе, но мы свернули в деревне Истошно на дорогу в Есипово – Осинушка – Авантеево – Валдай.
Это было еще 65 км изматывающей тряски по грейдеру перемежающемуся с бетонкой. Видимо, еще в советские времена с какой-то стратегической целью проложили по болотам дорогу из плит, лежащих в некоторых местах аж в четыре ряда. Стук от колес по плитам, напоминал езду в поезде. Миновали живописное озеро Велье. Деревушки из двух-трех домиков на берегу. Какая глушь и красота.
ВАЛДАЙ
Гостиница « Валдайские зори» показалось вполне комфортабельной. Нам достался номер с видом на озеро Валдай. Водная гладь начиналась в 50 метрах от здания. На другой стороне озера сквозь макушки елей просматривались купола Иверского монастыря.
Небольшие номера с набором необходимых удобств соответствуют отелю З-х звездного уровня по Европейским меркам. Только цена показалась несколько завышенной для такой глуши. ( 3600 руб. за номер на двоих с завтраком + парковка 180 руб. Сказали оставить машину на открытой площадке в 100 м. от корпуса, она выглядела небезопасной, и я заехал на территорию и встал рядом с рестораном).
Рядом с гостиницей заброшенный парк вековых лип, имеется пристань и моторные лодки для прогулок. Возле ресторана бильярдный зал и клуб для любителей покера.
Обслуживание в гостинице и в ресторане хорошее. Кормят вкусно и недорого. Цены в два раза ниже московских. ( Ужин с вином на двоих обошелся за 850 рублей). На завтрак рестораторы конечно не блеснули ананасами и шампанским, но предложили несколько видов колбасы, сыра, десерта, горячих блюд и неограниченное число подходов.
Ночью я неожиданно проснулся, часы показывали начало четвертого, в окно ярко светило солнце. Придя в растерянность и беспокойство: который же сейчас час? я вскоре понял, что мы оказались в полосе «белых ночей». И солнце в окне было не жарким как у нас, а холодным и низким.
Утром отправились в Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь. До монастыря добраться легко. С Ленинградского шоссе нужно повернуть на Боровичи, проехать около километра, и затем свернуть на небольшую местную дорогу влево.
Монастырь основан в 1652 году патриархом Никоном, известным религиозным деятелем времен раскола церкви, при активном содействии царя Алексей Михайловича.
Не без труда мы нашли свободное место на парковке, народ продолжал прибывать. В основном это были православные туристы, приезжающие в монастырь просто посмотреть.
Главный монастырский храм сейчас ремонтируется, поэтому воскресная служба проходила в одном из его пределов. На территории монастыря растет дум. По легенде его посадил сам патриарх Никон.
ДЕМЯНСК
От Валдая до Демянска можно проехать через село Яжелбицы. Дорога сравнительно хорошо асфальтирована, разгонялись до 140 км/час, но на отдельных участках все равно приходилось пробираться по ухабам и колдобинам с максимальной скоростью в 3 км/час.
По сторонам шоссе заболоченные леса. иногда еще можно было заметить следы хозяйственной деятельности, пасущиеся коровы и ржавеющая техника, но вот дальше, в Демьянских болотах сразу за краем дороги начинается непроходимая чаща: поваленные деревья, коряги, дико растущий ельник, кусты, не продерешься, и тучи кровожадных комаров.
Нет такой крепости которую не смогли бы взять большевики, однако ж вот не смогли за 17 месяцев изнурительной осады и беспрерывных боев захватить крепость Демянск.
Демьянск был оккупирован немецкими войсками в августе 41 года. И только в феврале 43 года после организованного отступления по всему фронту город был оставлен. Поэтому официальные советские историки говорят об этой битве крайне неохотно. А бои по периметру Демянского котла были кровопролитными.
От Демянска до Старой Руссы строится новая дорога. Первые 45 км просто чудо какое-то – прямо настоящий автобан. Но дальше, ( новая дорога проходит мимо деревни Висючий Бор сразу на Пахино) после деревни Пустошка и Залучье все становится на свои места – обычная российская стиральная доска усиленная глубокими выбоинами.
СТАРАЯ РУССА
Первым делом отправились в дом-музей Достоевского.
Двухэтажный дом писателя стоит на набережной Достоевского, на берегу полноводной мутной реки. Булыжная мостовая ведет к калитке. Громко хлопает входная дверь. Достоевские жили на втором этаже. Комнаты восстановлены по фотографиям тех времен. Несколько удивляют размеры столика, за которым работал писатель. Впрочем, он писал только конспекты глав своих романов, а потом диктовал стенографистке.
Побывали в музее Северо-Западного фронта. Он находится в самом центре города. У гардероба и кассы дежурил милиционер. В музее очень мало подписей под экспонатами, так что если желаете вникнуть в предмет, а не просто поглазеть, то присоединитесь к экскурсии.
Музей производит двоякое впечатление. С одной стороны в нем собраны очень интересные экспонаты, найденные в местах раскопок, а с другой создатели попытались рассказать чуть ли не о всем ходе Великой Отечественной войны, о чем нам и так известно со школы.
На одном из стендов фотографии прототипа «Настоящего человека» – летчика Маресьева. Именно над Демянским котлом был сбит его самолет, и он потом 18 суток добирался до линии фронта.
КОРОСТЫНЬ
До него от Старой Руссы идет вполне проезжее шоссе. В этом селе мы побывали на кладбище солдат и офицеров дивизии «Мертвая голова». Так уж сложилось, что эти выходные совпали с 21 июня.
Кладбище расположено на высоком берегу озера Ильмень в березовой роще. Шелестят листья берез над серыми каменными крестами. Поражает идеальная чистота и ухоженность кладбища. С него открывается красивый вид на озеро, даже не видно дальнего берега. Кажется, что это море, только желтоватая вода из торфяных болот и несвойственная морю гладь возвращает к мысли, что это все-таки озеро и в самом центре России, в Новгородской области. Стоишь среди берез и вспоминаешь известную фразу « война окончена, когда похоронен последний солдат».
Напротив кладбища установлен исторический памятный знак в виде православного креста. Предположительно именно на этом месте в 1471 году Иван III подписал с Новгородской республикой Коростынсский договор, согласно которому она упразднялась, а территория присоединялась к Московскому княжеству. Так была ликвидирована последняя демократия на Руси – независимое государство торговцев и ремесленников.
НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ
Перспектива возвращаться из Коростыни по разбитой дороге через Демянск на Ленинградское шоссе нас не вдохновляла. И мы решили поехать через Новгород. И хотя этим мы удлиняли путь на 200 километров, но экономили время и силы на быстрой и спокойной езде по хорошим дорогам. ( на ремонте подвески тоже сэкономили)
В Новгороде проходили Ганзейские дни Нового времени. Они были приурочены ко дню 1150-летию Великого Новгорода. Милиционеры в белых рубашках, играет музыка, центр перекрыт и оцеплен.
Сначала мне было непонятна связь Ганзы – средневекового союза немецких купцов – с празднованием Дня Новгорода. Но потом я выяснил, что Ганза воссоздана в 1980 году ( поэтому «Нового времени»). С инициативой выступили муниципалитеты разных европейских городов, к которым присоединились и новгородские чиновники. Так что это был праздник мэрии города, муниципалитета, управ и остальных государственных служащих, на котором смогли повеселиться и обычные новгородцы.
Красивые девушки в юбках, в цветных париках, воздушные шары, облака конфетти, ленточки и флажки, а за столиками на площади люди беззаботно распивали вино и водку, закусывали, говорили. Напротив Новгородского обкома, в ста метрах от памятника Владимиру картавому молодежь танцевала бек-данс.
Осмотрели памятники Тысячелетия России, установленный в 1862 году. ( Значит, Россия возникла в 862 г.?) и композитору Сергею Рахманинову, уроженцу новгородских краев.
Последний отрезок пути показался самым долгим. И напряженным из-за рваного ритма на двухполосном шоссе, с третьей реверсивной полосой, когда тащишься со скоростью 70-80 км за очередной фурой, потом резко разгоняешься до 140, обгоняешь несколько фур, автобусов, «чайников» и опять сбрасываешь скорость до 80 перед следующей фурой.
И хотя мы часто менялись, все равно устали. На одном из постов около Солнечногорска нас все-таки остановил сумрачный полуночный гаишник и проверил документы. Наверно от скуки и чтобы немного разогнать сон, ведь было уже начало третьего.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru