Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2009

По маршруту: Чебоксары,Елабуга,Ижевск,Воткинск,Кунгур,Лысьва,Чусовой,Верхотурье,Нижний Тагил,Алапаевск,Невьянск,Екатеринбург,Касли,Кыштым,Златоуст,Сатка,Пороги,Уфа,Никольск

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Отчет о поездке на Урал
Путешествие продолжалось 13 дней (11-23 июля 2009 г.)
Пройдено 5140 км.
Автомобиль: Hyundai Elantra 2005 г. выпуска.

Решение поехать на Урал далось непросто. Все-таки далеко, да и не курортные это места. Просто очень хотелось посмотреть на Уральские горы, старые демидовские заводы и крупные уральские города.

День первый: Москва – Чебоксары (695 км).

Выезд из Москвы 11 июля (суббота) в 5 час. 15 мин. утра. Нигде не останавливались. Нижний обошли по кольцевой, которая оказалась недостроенной и всех сбросили на какую-то старую дорогу. По такому случаю решено было заехать в Кстово. Название понравилось, представлялось, что это старинный город. Оказалось - современный, вытянутый вдоль реки. В Чебоксарах остановились в гостинице «Мир» (по рекомендации участников сайта) и поехали к набережной. Вид на Волгу открывается замечательный. Прямо на плитах у реки пляж. Много народа загорает, купались не все, видимо, вода не теплая. Прошлись по старой части города на возвышенности у реки. Дома с мемориальными досками, крутые подъемы и спуски. Остальная часть города не представляет ничего особенного: невысокие дома, много зелени. Впечатление осталось хорошее.



День второй: Чебоксары – Елабуга (380 км).

В Елабуге была намечена обширная экскурсионная программы, поэтому, по приезду в город сразу отправились в экскурсионное бюро рядом с художественной галереей. За экскурсию по городу с нас запросили 1800 руб., за посещение музеев плата отдельная. Что-то многовато показалось. Было решено осматривать город самостоятельно. Первым делом посетили музей Шишкина, т.к. он рядом. Далее прошли к музеям Н.Дуровой и М.Цветаевой. Лучше бы к двум последним музеям подъехали на машине, не близко оказалось. Раз уж шли пешком, то заходили в храмы, которые попадались по дороге. Во всех музеях узнавали что-то новое о жизни этих выдающихся людей. Разные дороги были у этих людей, в разное время жили они в Елабуге, да и прожили там кто несколько десятков лет, а кто и несколько дней, но их жизнь связана с городом и музеи хранят память о них. Нагулявшись и просветившись, устроились в гостинице «Тойма». Ужинали там же в ресторане. Вкуснее, за всю поездку поесть не пришлось. Ресторану пять с плюсом. Осмотр Городища оставили на утро.









День третий: Елабуга-Ижевск-Воткинск-Кунгур (570 км).

Встали пораньше, позавтракали и отправились искать заезд на Городище. Это оказалось не так просто. Все-таки заехали. Какой простор. Это место обустраивают. Делают каменную лестницу на холм. Ресторан внушительный построен и, конечно, нельзя не заметить конную статую какого-то хана. Видимо, велики его заслуги.
Отправились в Ижевск. Почему-то была надежда, что музей стрелкового оружия открыт. Мы заблуждались. В понедельник этот музей, как и многие другие выходной. Тем не менее, не пожалели, что завернули в Ижевск. Спустились по широкой парадной лестнице от центральной площади к пруду (целое море), зашли во вновь отстроенный храм, что напротив музея. Территория вокруг храма облагорожена, купола сияют. Все в порядке.
В Воткинск заехали просто посмотреть на дом, где родился и провел детские годы П.И.Чайковский. И тут нам повезло. Музей оказался открыт, т.к. ждали экскурсантов с теплохода. Воспользовавшись этим обстоятельством, осмотрели всю экспозицию. Если кто интересуется жизнью композитора, то посетить музей стоит. Найти музей несложно: едете до пруда и сразу поворачиваете налево, через сто метров - музей. Мы сначала уехали на другую сторону пруда и уже там спрашивали дорогу.
До Перми доехали без проблем. Решили в город не заезжать, и по отличной объездной дороге ушли в Кунгур. Остановились в городе в гостинице «Ирень». Неплохая гостиница, но окно нашего номера выходило на дорогу, и ночью было шумно, а если окно закрыть, то душно. Если бы поехали до гостиницы у пещеры, то может, оно и лучше бы было, но тогда не увидели бы местную набережную, красивые купеческие особняки.











Представитель животного мира музея Чайковского в Воткинске.

День четвертый: Кунгур (пещера) – Лысьва-Чусовой-Верхотурье (410 км).

К пещере подъехали где-то в половине десятого, купили билеты (300 руб.) на первую плановую экскурсию и побежали переодеваться. Индивидуальные экскурсии стоят 800 руб. с человека. Ровно в 10-00 прозвучал сигнал, подошла сопровождающая и группа отправилась в глубь горы. Очень хорошо все рассказали, показали: лед, осыпи, озера, провалы, развалы, игру теней и т.д. Через час с небольшим мы вышли на поверхность. Согреваешься не сразу. По рассказам тех, кто бывал в пещере, представлялось, что там довольно холодно. Если надеть, джинсы, кроссовки, свитер, легкую куртку и кепку, то этого вполне достаточно. В группе было несколько человек в шортах и шлепанцах на босу ногу, причем не только взрослые, но и дети. Дрожали, но дошли. Кстати, куртки можно взять на прокат. Около пещеры организована торговля сувенирами из камня. Дешевле и разнообразнее нигде дальше уже мы не видели. Покупать лучше именно там.
По плану далее начинался осмотр уральских заводских городов.
Первым на нашем пути был город Лысьва (электро и газовые печи, эмальпосуда). Дорога круто спускается к плотине. У плотины завод. Сам город раскинулся по берегам. Находим краеведческий музей. Экспозиция стандартная: краеведение, история завода и города в разные периоды, образцы продукции. Все осматриваем внимательно, пока еще в новинку. Обедаем в кафе, недорого и добротно и едем дальше в Чусовой. Здесь все оказалось не так просто. Краеведческий музей удалось найти в новом районе на первом этаже 9-ти этажного жилого дома, вход со двора. Со стороны улицы сплошные магазины, даже указателю в музей места не нашлось. Сотрудницы музея ничего не слышали про музей реки Чусовая, который мы хотели посетить. Предположили, что это в этнографическом парке на выезде из города. Вот туда мы и подались. На самом деле местный энтузиаст – краевед (уже нет в живых) перевез несколько деревянных домов, часовню и получилась улочка у ручья. Сейчас в этом месте функционирует горнолыжный спуск, трасса для фристайла. В продолжение улочки из старых деревянных домов появились новые объекты, церквушки, поставленные в память о погибших спортсменах горнолыжниках и альпинистах, воинах-афганцах, поэтах и бардах. Собраны памятники разных времен. Довольно интересно и трогательно. Ориентир для желающих посетить это место - база «Огонек» на выезде из Чусовой в сторону Горнозаводска.
Ну и в путь через Уральский хребет. Сфотографировались у знака Европа-Азия. Постояли одной ногой в Европе, а другой в Азии. К вечеру добрались до гостиницы «Соболь» в Верхотурье. Странное впечатление производит это заведение. Строилось явно с размахом к какому-то юбилею города. Прошло 10 лет, здание ветшает, должного ухода явно нет. Цены держат высокие. Первый номер, который нам показали, не понравился категорически. Второй был немногим лучше, но открывался вид на кремль. Мы решили, что платим именно за этот прекрасный вид. На ужин в кафе гостиницы предложили блинчики (из упаковок) и пончики. И на том спасибо.








Этнографический парк в Чусовом




День пятый: Верхотурье – Нижний Тагил (165 км).

Утром отправились осматривать местные достопримечательности. Верхотурский кремль – это Троицкий собор и небольшой внутренний двор, ограниченный двухэтажными корпусами. В одном из них находится краеведческий музей, который открывается в 10 часов. Ждать не стали, отправились в Свято-Николаевский мужской монастырь. Все рядом. Монастырь, хоть действует с начала девяностых годов (раньше была колония для несовершеннолетних), но выглядит процветающим. Совершенно случайно зашли в православный музей (билет по 10 руб.) и просветились по полной программе: история монастыря, разрушение, восстановление, несостоявшийся визит царской семьи, и т.д. Есть даже экспонаты светского характера – сундуки с музыкальными ключами. Поворачиваешь ключ и раздается звук. Большой сундук – низкий звук, поменьше сундук – звук выше. Все желающие могут поучаствовать. В Троицком соборе находятся мощи очень почитаемого святого - Симеона Верхотурского. Осмотрели и другие достопримечательности города: гостевой дом, построенный для царской семьи (на ремонте), храм на территории женского монастыря.
В поселке Фура (при въезде в Верхотурье) есть ГЭС. Перепад высот впечатляет. Выше по течению реки образовалось красивое озеро. Очень хотелось искупаться, но искать подходящее место не рискнули, т.к. асфальт закончился вместе с поселком, и дальше шла грунтовая дорога с впадинами и выступами.
Обедать решили на ходу, поэтому в поселке купили немного провизии и двинулись в Тагил. К краеведческому музею подъехали в три. Не теряя времени, взяли экскурсию по музею и почти два часа провели с замечательным экскурсоводом. Этот музей посетить стоит. Есть очень интересные экспонаты. Получаешь представление о развитии горного и металлургического производства на Урале. По ходу дела поинтересовались, куда в окрестностях Тагила можно съездить. Рекомендовали в Висим. После закрытия музея поехали устраиваться в гостиницу. Первой по дороге оказалась гост. «Северный Урал». Гостиница осталась только на 4-м этаже. Все остальные помещения арендуются различными организациями. Остановились здесь, устали, жарко. Немного отдохнули, вышли в город, поужинали в каком-то кафе около цирка и пошли на набережную. Какая красота, что в черте города такой большой пруд. На небольшом кораблике (моторка, стилизованная под парусник) прокатились по этому пруду. На берегах кафе да просто так отдыхают люди, есть даже пляж, народ купался.









День шестой: Нижний Тагил – Висим- Алапаевск- Невьянск (412 км).

С утра пораньше взобрались на Лисью гору. Еще раз окинули взором город, пруд, завод –музей, настоящий завод и окрестные возвышенности.
Отправились в Висим на родину Мамина-Сибиряка. Дорога предстояла неблизкая – 60 км в один конец. Живописные горы, поросшие лесом. Долгий подъем на перевал, долгий спуск. Вот и Висим. В дверь музея пришлось стучаться. Наконец, открыли. В этом доме жила семья Маминых. Отец был заводским священником. От завода не осталось и следа. Еще в позапрошлом веке его закрыли. На вершине холма за поселком установлен памятный камень писателю. Поднялись. Открывается хороший вид на поселок, горы. Проезжая по поселку обратили внимание на оформление колодцев. Как рассказала смотрительница музея, аллея памяти погибшим в годы войны 41-45 годов и афганской войны, благоустройство поселка – все это сделано на средства уроженца этих мест, живущего сейчас в Туре.
В этот же день предстояло посетить Алапаевск, Коптелово, В. Синячиху. Выехали по направлению Верх. и Ниж. Салды. Это была ошибка. Нормальная дорога в этом направлении есть только до упомянутых городков. Дальше не дорога, а мучение: ямы, асфальт кусками. В итоге ехали в два раза дольше запланированного. Стало понятно, что в лучшем случае успеваем только в один музей. Выбрали Алапаевск. Музей Чайковского разочаровал. Семья Чайковских жила в этом доме года три, почти ничего не сохранилось. Да и вообще это коллекция музыкальных инструментов, которую собрала талантливая женщина – преподаватель музыки. Если взять экскурсию, то показывают, как звучат отдельные инструменты. Здесь же рисунки и воспоминания о детстве собирательницы. Что касается Чайковского, то он на втором плане. Экспозиция невразумительная. Затем заехали в Коптелово, конечно, все было закрыто. Дошли до часовни над источником. В следующем помещении в деревянном желобе какая-то женщина полоскала белье.
День заканчивался, на ночлег направились в Невьянск. Остановились в гостинице «Старый Соболь» на выезде из города. Хорошая гостиница, что удобно - на первом этаже кафе. Там и поужинали.











День седьмой: Невьянск (0 км).

Город небольшой. По совету горничной, до центра отправились пешком. Нашли музей. В отличие от всех остальных музеев этот открывается в 9 утра. Взяли экскурсию по городу и на башню (200 и 500 руб.). Ознакомились с Невьянском основательно. На башне провели с экскурсоводом почти два часа. Больше всего запомнилась слуховая комната. Звук будто из стены идет. При нас колокола отбивали полчаса. Очень интересно смотреть, как молоточки бьют по колоколам без участия человека. Рядом с башней восстанавливают дворец Демидовых. Посетили восстановленный храм с необычным иконостасом, изготовленным на Сысертском фаянсовом заводе. Новодел, но необычный. Здесь же продается много сувенирной продукции.
Неделя скитаний дала о себе знать, решено было перед Екатеринбургом отдохнуть в хороших условиях, поэтому остались в гостинице «Старый Соболь» еще на одну ночь.
Дежурная рассказала, что летом гостиница свободна, а зимой, как правило, заполнена. Много желающих покататься на горных лыжах. В окрестностях есть трассы, так что в сезон все забито.




День восьмой: Невьянск-Екатеринбург (118 км).

Дорога до Екатеринбурга (Серовский тракт) заняла немного времени. По дороге заехали на озеро Таватуй. Большое озеро, красивые коттеджи, на причале белоснежные лодки или яхты. На небольшом мысе стояли несколько машин, палатки. Мы смогли подъехать к озеру только через поселок. Все другие съезды перекрыты – то частное владение, то базы отдыха, пансионаты и т.п. различных организаций.
Посетили Ганину Яму (место уничтожения трупов членов царской семьи). Много народа, обустроенное место.
В Екатеринбурге оставили машину в центре и пошли искать музей с павильоном из каслинского литья. По ошибке забрели в областной краеведческий музей. Прошлись по залам музея. Народа – никого. Потом нашли нужный нам музей с павильоном. Осмотрели все экспонаты (литье, изделия из камня, расписные подносы, глиняную игрушку) и решили, что музеев на сегодня хватит. Правда, после вкусного обеда в пироговой «Подсолнухи» (ул.8 марта, 13) посетили еще Метальную лавку. Уж очень Blaky ее хвалила. И действительно в небольшом помещении собраны самые разные вещи из металла. Интересно. Конечно, не обошли вниманием Собор на крови (на месте Ипатьевского дома). Дело шло к вечеру, пора и с ночлегом определяться. Гостиница «Большой Урал» почти вся на ремонте, но несколько номеров сдают. Решили вернуться к машине, так как ходить- бродить по жаре устали. Сели в машину и двинулись по улице 8 марта. Две гостиницы не подошли по разным причинам. Остановились в «Протекс-отеле (2880 руб. с учетом скидки выходного дня). Нам понравилось. На третьем этажа здания, коридор и номера отремонтированы, чисто. Новая сантехника и мебель.















День девятый: Екатеринбург-Касли- Кыштым-Златоуст (355 км)

Невнимательно посмотрели информацию о работе музея в Касли. Оказывается в воскресенье он выходной. Пришлось знакомиться с продукцией каслинского завода на улицах города (красивые решетки около многих общественных зданий) и в отделе сувениров в местном универмаге. Музей находится на задворках большущего и заброшенного предприятия. Нашли, но не сразу.
Кыштым. Где-то было написано, что этот город – уральская Венеция. Воды много. Реставрируется дворец Демидовых, народный дом (очень красивое здание). Пока все эти объекты, а также городской сад в запущенном состоянии. Но все равно красиво: как бы несколько полуостровов, а вокруг вода.
Ну и жуткое зрелище представляет Карабаш. Отравленная местность. Отстойники и отвалы. И ведь люди живут, предприятие работает.
Златоуст – город из нескольких поселков и городков. Город контрастов. Шикарный поселок на Красной горке. Горнолыжная трасса. Часть города, где находится гостиница «Таганай», не представляет ничего примечательного. Есть еще район при заводе (не работает) - типичный город 50-х годов. Остановились в «Таганае» в очень простом номере.









Карабаш - апокалипсис сегодня!

День десятый: Златоуст (Таганай) 0 км.

В понедельник музей, понятно, закрыт, поэтому был запланирован поход по национальному парку «Таганай». В моем представлении нац. парк – это что-то с благоустроенными тропами, смотровыми площадками и т.д. Все оказалось не так. Просто тропа, разбитая, с лужами после ночной грозы, выступающими корнями и торчащими камнями. Хозяйство парка находится при выезде из города в сторону пос. Магнитка. Машину оставили за деревянной загородкой за 60 руб. в сутки. Постоянно подъезжают туристы, причем некоторые при полном снаряжении. Всех просят машины оставлять в загородке. До ближайшей горы Двуглавой 6 км. Вот туда мы налегке и отправились. Полтора часа до подножия горы (тропа спускалась и поднималась), полтора часа на подъем и спуск и полтора на обратный путь. Подъем в гору – это 200 ступенек по железной лестнице, а дальше вверх по довольно крутому склону, по камням, корням. Хорошо, что можно за березки держаться. До скальных выступов карабкались около часа. Как пояснили поднимавшиеся молодые люди, это первые камни. Выше мы не пошли, да и не понятно как это можно было сделать. Нам и этого хватило. Опять же хотели настоящих гор, скал – мы это увидели. Автомобильные дороги в таких местах не прокладывают. И в обратном порядке до машины. Устали невозможно. Пообедали в каком-то кафе и до вечера отлеживались и приходили в себя.







День одиннадцатый: Златоуст-Сатка-Пороги-Уфа (350 км)

Утром посетили краеведческий музей. Послушали экскурсовода, полюбовались старинными и современными изделиями местных умельцев, подошли к зданию Арсенала (уже 5 лет на ремонте и конца не видно). Здесь же на площади находится магазин «Гравюра», где можно купить гравюры по металлу. Пока все рассмотрели, выбрали, купили - уже середина дня наступила. Прокатились по заводскому району и двинулись в Сатку. Городок понравился, наверное, потому, что сразу же наткнулись на гостиницу с рестораном, где неплохо пообедали. Гостиница новая (5 лет) выполнена в стиле барокко, стены и потолок холла и ресторана расписаны как во дворцах. Все это чудо называется «Зюраткюль» (г. Сатка, Чел. обл. ул. Бочарова, д.10, тел. (35161) 3-20-24). Недалеко есть нац. парк с таким же названием, озеро и курорт. Цены: стандартный двухместный номер 2-2,5 тыс.руб. в сутки, люкс – 3,5. Местный чугуноделательный завод работает. И над всем городом возвышаются отвалы комбината «Магнезит». Горы светло-серого камня, по которым движутся самосвалы. Спросили дорогу в пос. Пороги и в путь еще 30 км. Почти на всей дороге лежит асфальт. Только в самом конце грейдер. До плотины, внесенной в список объектов ЮНЕСКО, любая машина пройдет без труда. Какой величественный вид падающей воды открывается взору. Высота плотины примерно метров 50. Наверху образовалось озеро, в котором отражаются зеленые горы и голубое небо. Сказочное место. Кстати есть гостиница с ухоженной территорией. Цены: стандартный двухместный номер в будни 3,5 тыс.руб. в выходные на тысячу дороже. Есть люксы и т.д. и т.п. Побродили по берегам и двинулись в обратный путь. На трассу выехали через Бердяуш. Это оказалось немного короче, чем через Сатку.
Дорога до Уфы запомнилась ремонтами двух мостов с поочередным пропуском машин то в одном, то в другом направлении. По рекомендации участников сайта остановились в гостинице «Актау».











День двенадцатый: Уфа - Никольск (Пензенская обл.) 655 км

Целый день в пути. Движение затруднялось ремонтами дорог. Дважды останавливало ГАИ. Обедали в кафе пос. Зеленовка (на окружной Самары). Очень приличное место. Много кафе, кормят быстро и вкусно. Даже кофе хороший.
Не доезжая Пензы, решили посетить музей стекла в г. Никольске. Два года назад ездили по Пензенской области, но в Никольск не заехали. 60 км в сторону от трассы и неожиданно оказываемся в настоящем городе, а ехали через леса и брошенные деревни. Пожилая женщина подсказала, где найти гостиницу. Мы остановились в «Центральной» рядом с центральной площадью и администрацией. Частная гостиница, стоимость номера 1400 руб. Номер очень похож на номер в гостинице в Невьянске. Чисто, предлагают чай.



День тринадцатый: Никольск – Москва (645 км).

Утром съездили за 25 км к святому источнику. Это в сторону пос. Серман. Две купальни, вода + 4 градуса. К десяти подъехали к Музею стекла. Взяли экскурсию (200 руб.) и не пожалели. История этого промысла нашла отражение в экспонатах музея. Очень необычными бывают изделия из стекла. Сразу и не поймешь, какой материал использован, тем более, что в руки взять нельзя. На городском рынке современные умельцы продают свою продукцию. Как сказали, торговля идет до 12 часов, мы вышли из музея позже, да и не особо стремились на рынок. Пообедали в кафе напротив церкви. Зашли в магазин купить провизии на дорогу и ахнули, увидев прилавок «Никольский хлеб». Такого разнообразия хлебо-булочных изделий никогда не доводилось видеть. Цены на хлеб вдвое ниже, чем в Москве. Каков вкус этого хлеба неизвестно, но красиво.



Вот, пожалуй, и все.
Дорога до Рязани неплохая, но перед городом дорогу ремонтируют, поэтому долгий объезд. Зато после Рязани все летят с ветерком.
Домой приехали в начале двенадцатого.
Впечатлений много.
При подготовке путешествия очень пригодились отчеты о поездках по Уралу Blaky, Swimmer. Большое им спасибо. Отдельная благодарность Илье за карты и путеводители.

В заключение несколько замечаний с точки зрения водителя. При подготовке к поездке давление в шинах было поднято до максимально разрешенных 2,4 атм. вместо стандартных 2. Это позволило пройти маршрут при среднем расходе бензина 6.0 литра на 100 км. (раньше меньше 6.4 не получалось).
Заправляться лучше на выезде из Московской области (примерно 83 км Горьковского шоссе заправки ЛУКойла 92 бензин - 19.7 и ТНК 19.3). Дальше – дороже. Во Владимирской, Горьковской областях и Чувашии цена бензина под 22 руб., в Татарии
немного дешевле. В крупных уральских городах бензин дешевле, чем на трассе. За Уралом бензин чуть более 20 руб. Наилучший за всю поездку, по субъективным ощущениям, на заправке Роснефти на трассе М5 перед Пензой.
На трассах за Уралом порядок. Водители вежливы и разумны. Узость М5 от Екатеринбурга до Уфы компенсируется грамотно установленными знаками, сочетающимися с разметкой. Самые отчаянные водители (москвичей не обсуждаю) – в Самарской области. Так что через некоторое время от 163 региона старался держаться подальше.
Отдельная песня – работа ГИБДД на трассе. В районе города Сим с обеих сторон от него ремонтируются мосты, с реверсивным движением по одной полосе. Между мостами – большой участок свежеотремонтированной дороги, без разметки, просматривающийся километра на 4, и без встречного движения в момент перекрытия встречной полосы на мосту. Где то сбоку в начале участка на ремонтном заборчике справа оставлен знак «обгон запрещен». А после 4 км. стоят не менее 5 экипажей ГИБДД. Один останавливает, объясняет, что был совершен обгон под знаком, а остальные 4 общаются с водителями непосредственно в своих машинах. Вот такой бригадный подряд.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru