Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 01/2009

По маршруту: Жостово

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Туман матизам не помеха, летают они не быстро и низенько-низенько (с), поэтому, не взирая на погодные условия, мы отправились на организованную autotravel’ом экскурсию в небольшую деревеньку Жостово, что в Мытищинском районе Подмосковья. С МКАДа сворачиваем на Осташковское шоссе, а дальше по указателям «Пирогово/Жостово». Поворачиваем налево в сторону Жостова (дорога как в Туле – ямы и нет разметки!), примерно через 5-6 км стоит стелла с подносом, около нее направо, а потом через километр – налево, и мы у фабрики.

Здание фабрики совсем не похоже на фабрику народных промыслов.

Заглядываем в магазин. Цены…

Нас переобули в синие больничные бахилы и показали 15 минутное кино про производство. Знаменитые жостовские подносы делают из тонкой листовой стали.

Сначала их штампуют, потом кузнец вальцует борта, потом подносы шпаклюют, сушат, грунтуют, опять сушат, шлифуют, покрывают эмалью (как правило, чёрной) и только потом начинается творчество.
Художники расписывают подносы масляными красками без трафарета – от руки. Сначала светлыми широкими мазками наносится замалёвок (основные силуэты).

Потом делается выправка (поправляют контуры). Поднос сушат 2 дня и возвращают художнику. Следующий этап – тенёжка – полупрозрачными красками подчёркиваются затенённые места.

Дальше – бликовка – прописываются блики, придаётся дополнительный объём.

Тонкими линиями вырисовываются прожилки на листочках, тычинки, пестики – этот этап называется «чертёжка».

Завершает работу над букетом привязка – тоненькой кисточкой рисуются травянистые линии, стебельки.

По краю подноса «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком, которую присыпают алюминиевым порошком) наносится орнаментальный узор.

После росписи подносы покрывают тремя слоями лака (состав лака местное know-how), сушат в печи и полируют. Последний этап – наводка зеркального блеска – выполняется вручную с тончайшим меловым порошком.
Музей при фабрике – это одна комната, плотно увешанная подносами. Зато каких произведений искусства здесь только нет! Оказывается, у такой простой вещи, как поднос, длинная история. В 1825 году сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую.

В музее есть один из подносов того времени.

В течение нескольких десятилетий жостовские художники вырабатывали свой стиль. Главное – это широкий свободный прямой мазок (что и понятно, ведь в аналогичной технике расписывались традиционные деревянные и берестяные изделия). Основной мотив – это букет из 3-5 цветов. В центре, как правило, нечто садовое, а по краям – мелкие полевые цветочки.

У некоторых художников розы не получались, поэтому они рисовали капусту.

Подносы штамповались (и штампуются) самой разной формы, в зависимости от назначения – для самовара, для карандашей… Редкая форма – «ракушка».

А бывают и такие составные подносы – из нескольких частей.

Да и размеры могли быть какие угодно – от маленьких («блюдечко») до огромных – «скатертных» (размер такой скатерти 110х78 см).

Кроме букетов, на подносах оживают диковинные птицы,

скачут тройки,

возвышаются церкви (это, кстати, храм из соседней деревни Осташково),

толстощёкие красотки лениво пьют чай…

Интересна роспись по краю (кстати, она называется «уборка»). В орнаментах встречаются самые разные детали.

А такой край сделан с помощью тончайшей золоченной фольги, которая наклеивается на лак.

В изготовлении такого «объёмного» подноса кроме красок и кисточек художнику помогал кондитерский шприц…

Этот поднос сделан с помощью… свечи. Тёмные места художник закоптил.

После экскурсии нас ждал мастер-класс. Перед каждым «учащимся» лежал поднос-карандашница с нарисованным контуром цветка. Мы дружно надели предложенные пластиковые фартучки и взяли в руки кисточки.

Все этапы росписи подноса пришлось в один приём под руководством династии жостовских художников. Самое сложное в этом процессе – вовремя остановиться… Получилась красота неимоверная! А самое удивительное, что при одинаковом контуре, каждый нарисованный поднос – другой!






Теперь наши творения будут сушить, покрывать лаком и отдадут только через неделю…
Обратная дорога заняла час пятнадцать.
Растояние туда-обратно около 90 км.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru