Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 02/2009

По маршруту: Федоскино

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Промозглое февральское воскресное утро никак не способствует хорошему настроению. Но мы не унываем, ведь впереди очередное знакомство с народными промыслами. Наш путь лежит в село Федоскино, на фабрику лаковой миниатюры.
Снегопад, прошедший накануне, и ожидание ужасной дороги заставляют нас выехать пораньше (как выяснилось потом, так рассуждали все, и наша группа собралась задолго до намеченного времени).
От Москвы дорога совсем простая: сначала на Дмитровское шоссе, потом, километров через 20–25 направо по указателю, дальше всё время прямо (лесная дорога, Моть тихонько ползёт по снегу почти пузом), по мостику через левый приток Клязьмы со странным названием Уча (на ней есть Учинское водохранилище), и вот – справа показывается серое бетонное многоэтажное здание фабрики.

Несмотря на то, что в Москве свирепствует грипп, группа набралась совсем не маленькая – 22 человека. Пока ждали начала экскурсии, некоторые заходили в магазин (правда, довольно быстро выходили оттуда, посмотрев на цены). Другие же отправились чуть-чуть побродить по окрестностям.

Деревянная одноглавая церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь) в псевдорусском стиле, выстроенная на средства П. А. Лукутина в 1875 (по другим данным в 1877) году. Закрыта в 1930-х, отремонтирована в конце 1970-х. Отдана верующим в 1992.

Памятник знаменитому федоскинцу Анатолию Железнякову (тому самому матросу Железняку, который: «Караул устал!»).

А третьи общались с местной фауной в лице (вернее, в морде) рыжего пса, настойчиво требовавшего внимания.

Вот, наконец, и экскурсовод. Идём на производство. Перед нами многократно извиняются за облезлый вид цехов и стен, поминутно поминая кризис... Ну, да это не главное. Вот-вот мы узнаем, как делается такая красота. Оказывается, прочные и крепкие на вид шкатулочки делаются из... бумаги, точнее, из папье-маше. Идея была перенята основателем фабрики купцом П.Коробковым от немецких специалистов, изготавливавших в такой технике козырьки к фуражкам. С 1798 года в селе Данилково (оно потом стало частью Федоскина – не только мегаполисы поглощают окружающее пространство) делали из прессованного картона сначала козырьки и кивера, а потом и табакерки с чайницами. С тех пор технологии не сильно изменились.
Этап первый. Знаменитые федоскинские шкатулки производятся только из древесного картона. На специальном станке картон разрезается на полосы.

Мастер промазывает каждую полосу картона клейстером (варится по-старинке: мука/крахмал и вода) и аккуратно оборачивает болванку-заготовку несколькими промазанными полосками.

Формы заготовок самые разные: и для шкатулок, и для очечников, и для пудрениц, и для визитниц, и большие, и средние, и малые.

Завёрнутая заготовка отправляется на некоторое время под пресс.

Потом сушится.

Высохшую заготовку надевают на очередную болванку и отправляют в горячую (80 градусов) ванну из льняного масла. Хотя я бы сказала, что это не ванна, скорее, колодец.

После «спа-процедур» будущую шкатулку сушат несколько дней в специальных печах-термостатах.

От нарезки картона, до момента, когда шкатулка попадает в другой цех, проходит около двух месяцев.
В следующем помещении, носящим гордое название «опиловочная мастерская», шкатулки, как не трудно догадаться, опиливают, ошкуривают, собирают в окончательную форму из заготовок.

Потом будущий шедевр покрывают несколькими слоями чёрного лака снаружи, и несколькими слоями красного лака – изнутри. Это отличительная черта именно федоскинских шкатулок. Каждый слой лака сушится перед нанесением следующего слоя.

На стенках цехов попадаются странные надписи и таблички

Наконец, шкатулка попадает к художнику. В старые времена на коробочки просто наклеивали гравюры. Расцвет лаковой миниатюры начался в 1818 году, когда фабрика от купца Коробкова перешла по наследству к его зятю – П. Лукутину. Мелкие бытовые предметы, изготавливающиеся и расписывающиеся на фабрике получили в те времена название «лукутинских».

Работа художника начинается с акварельных набросков. Для Федоскинской миниатюры (в отличие от, например, Палехской) характерно изображение естественных объектов и субъектов и чёткое разделение труда: пейзажи пишут пейзажисты, портреты – портретисты. Но самые знаменитые художники – троечники (совсем не то, что вы подумали, они просто пишут знаменитые федоскинские тройки).

Расписывается шкатулка всего в три этапа: замалёвок – крупными мазками наносится контур будущего рисунка, перемалёвок – полупрозрачными красками (в Жостове эта стадия называлась «тенёжка») и бликовка – нанесение бликов светлыми красками.
Иногда, для придания яркости художники используют сусальное золото,

а для дополнительного блеска перед росписью в стороны шкатулки вклеивается перламутр.

Наша экскурсовод (не знаю, как кому, а мне жутко резало уши обращение «уважаемые». В своё время, мне твёрдо объяснили, что «уважаемый/ая/ые» без имени-отчества или дополнения-обращения, можно использовать только для того, чтобы подчеркнуть, что этот человек/люди значительно ниже тебя по происхождению/званию...) показала несколько незаконченных образцов. Например, свой автопортрет...


Когда мы окончательно прониклись сложностью изготовления шкатулочек, пришло время музея. Нам рассказали о возникновении промысла, ну, и конечно, о том, как трудно фабрике во время кризиса... Запомнилась история о художниках, которые после закрытия артели, собрались, почесали в затылках, да и продолжили рисовать уже сами на себя. Вот такой лозунг украшает вход в музей.

Как и многие фабричные музеи, федоскинский представляет собой всего одну комнату с витринами. Зато, каких только миниатюр здесь нет…

Первые шкатулки изнутри маркировали двуглавым орлом. Несколько орлов означало, что уже несколько поколений царской династии пользуется федоскинскими изделиями.

Один из самых старых образцов миниатюрной живописи.

Эпизоды из жизни и истории страны...

Настольный прибор с генералиссимусом

Хрущёв с космонавтами

Традиционные жостовские мотивы

Девицы-красавицы (найдите 10 отличий большой шкатулки от маленькой)

Лично мне больше понравились пейзажи – такие типичные среднерусские...

Рассматривать детали изображений на шкатулках можно до бесконечности, ведь каждый раз обнаруживаешь для себя что-нибудь новенькое. Но у нас же еще мастер-класс…

Нам было предложено нарисовать на бронзовом картоне узор, похожий на тот, которым украшают края шкатулок. Контур рисунка предварительно был «набросан» художником. В отличие от Жостова особенно никто ничего не объясняет... Краски предлагались две – на выбор – или серебряная гуашь, или золотая. Готовые картинки вставляли в рамочки и вручали творцу.
Вот, какие были заготовки (на самом деле, контура рисунка практически не было видно):

А вот, что из этого получилось:


Обратная дорога: нескончаемая череда глубоких луж, которые невозможно объехать, мчащиеся в соседнем левом ряду кайены, обдающие по самую крышу маленькую машинку веером брызг, и дворник в нашем дворе, обрадовано попросившая поставить Мотя именно около своего подъезда, чтобы оставалось место для вывоза мусора (ага-ага, скоро наши дворники начнут конкурировать за матизку – на чьей территории мне вставать – места занимаем мало, и вообще, чрезвычайно воспитанные, снег за собой убираем, на тротуаре не паркуемся, пустые канистры от омывайки уносим на помойку)...
Общий пробег – всего-то около 75 км.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru