Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 08/2009

По маршруту: Москва, Пенза, Уфа, Челябинск, Курган, Омск, Новосибирск, Барнаул, Тащанта, Баян-Ульгий, Ховд, Гобь-Алтай, Баянхогор, Богд, Баянлинг, Гурвантес, Даланзадгад, Улан-Батор, Хатгал, Ханх, Монды, Орлик, Иркутск, Красноярск, Кемерово.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Неизвестная страна

Когда кто-то из моих знакомых узнавал, что я собираюсь ехать в Монголию, мне всегда задавали вопрос: «Что там есть?» и «Что там делать?». Никто про эту страну ничего не знал, кроме того, что она расположена где-то между Россией и Китаем. Поэтому я озаглавил свой отчет «Неизвестная страна». Это был наш первый поход на машинах, когда машина использовалась как единственное средство передвижения. Поэтому были сделаны ошибки при подготовке и в поездке.

29.07.2009. 16:20 Выезд из Москвы. На выезде по М-5 попал в пробку и проехал Воскресенск только в 18:15
23:24. Первая остановка. Умёт.
30.07.2009. 2:30. Пенза.
6:00. Сызрань.
7:00. Самара.
9:30. Кафе 1134 км. Кафе паршивое, лучше есть в другом месте.
15:00 Уфа.
21:30. Мотель "Экспресс" не доезжая примерно 10 км до Челябинска. Стоимость койки - 500 руб. Есть вполне приличное кафе. 1756,6 км.
31.07.09. 11:30. Выезд.
14:00. Курган.
19:00-20:00 Ишим.
24:00 Омск.
1.08.09. 9:15. Гостиница Новосибирск. Вечером встретил штурмана. 1510,2/3266,9. Трасса М-5 не представляет никаких сложностей. Единственная пробка на 2 часа была на мосту через реку Миасс. Из-за ремонта там реверсное движение. Дорога "Байкал" М-51, кроме затруднения движения около Кургана из-за реконструкции, сложности не представляет. Между Уфой и Челябинском полно гаишных засад. Дважды я заметил гнёзда с мусорами на ветках деревьев. Я объехал Казахстан через Макушино - Чистоозерье - Бердюжье - Ишим. Дорога там хорошая, почти везде можно ехать 100 - 120. Между Ишимом и Омском есть участки с ремонтом дороги и ограничением скорости до 30 км/ч, но в целом она особых затруднений не вызывает. Трасса Омск - Новосибирск - одна из лучших в России. Везде ровный асфальт, через каждые 60-90 км кафе, мотели и автосервисы. Движение не интенсивное. Везде можно ехать 110-130 км/ч.
2.08. С утра погуляли по городу и покатались на метро. Выехали из гостиницы в 10:40 (время МСК) и почти сразу, на выезде из города попали на 1,5 часа в пробку. Кто-то решил подтолкнуть 6 машин и перегородил 2,5 полосы из 3.
13:00 проехали Бердск.
16:00. Барнаул.
18:00. Бийск. Сразу за Бийском встретили двух автостопщиков. Они тоже собирались в Монголию. Договорились, что они оплачивают свою долю расходов и взяли их с собой.
19:30. Стоянка примерно 15 км не доезжая до Горно-Алтайска. 405,1/3672,1
3.08. Выехали в 10:00 (время местное МСК+3). Останавливались на Семенихинском перевале и на стрелке Чуи и Катуни. К 20 часам остановились не доезжая Кош-Агача. Нашли рядом с дорогой хорошую поляну с ручьем. N 50*15,272 E 87*53,927. Леса в тех краях уже мало. 392,8/4064,9
4.08. Выехали около 11. В Кош-Агаче заправили полный баки две канистры, купили продукты. В 13:30 приехали в Ташанту. На границе обед с 13 до 14. Оформление декларации и все остальное заняло около часа и в 15 часов мы проехали пограничный столб.(10 км от заставы). Асфальт кончается у пограничного столба, сразу начинается достаточно разбитая грейдерка. Монгольская застава находится через 12 км. Оформление документов занимает полтора часа и стоит около 4,5 тыс. рублей (страховка, регистрация, проезд по грязной луже - санобработка). Около 18 часов мы были в Цааганнуре. До него от границы около 30 км по «стиральной доске» и прям в поселке разболтались оба правых колеса ( сломалось 8 шпилек и разбит передний правый диск). Местная техпомощь в виде автослесаря с мясокомбината по имени Конвак (+97695414088) появилась сама на мотоцикле минут через 20. За умеренную плату он съездил в центр аймака (Баян-Ульгий) и к обеду 5 числа привез новые шпильки. правда одноразовые (хватило только до Баян-Ульгия), китайского производства. К 19 машину сделали и поехали домой к автослесарю отмечать приезд в Монгоглию и первый ремонт.
6.08. Так как вечером отметили приезд, выехать смогли только в обед. Дорога - разбитая грунтовка с крутизной до 35* сначала поднимается на перевал высотой 2600 м, после спуска с перевала, последние 25 км - асфальт среднего качества. Через 2,5 часа приехали в Баян-Ульгий. Остановились в местной гостинице. Койка стоит 5000 (Здесь и далее цены в тугриках. 1 рубль = 44 - 44,5 тугрика). погуляли по центру города. Зашли в туристическую фирму "Blow Wolf" к Канату. Договорились в местном сервисе заменить с утра шпильки на родные - японские. 66 км



7.08. После ремонта поехали в райцентр - Сагсай. Рядом с ним находятся две каменные бабы. До Сагсая около 1,5 часов езды по стиральной доске и через перевал высотой 2300. От поселка дорога идет через брод, глубиной до 50 см. Зачем-то полез искать где мельче, в результате не заметил ямку и остался без накладки на бампер. Больше во время поездки я объезды не искал и всегда ехал по колее. Остановились в 1,5 км от брода. 38,3/4350,5.

8.08. Покружив немного около Сагсая нашли и сфотографировали баб и поехали дальше через Улаанхус в верховья реки Цааган Гол к уйгурской писаннице. В Улаанхусе платный мост. проезд стоит 400. Дорога вдоль Цааган Гол, отмеченная на карте как автомобильная, через 35 км переходит в конскую тропу, идущую по осыпям. Так как до писанницы оставалось 64 км решили развернуться и поехать на озеро Даян. На обратном пути на осыпи порезали одну покрышку. Остановились перед Улаанхусом. 99,2/4449,8.
9.08. Выехали около 10 проехали Уланхус и около 13 приехали в Цангал. Между Улаанхусом и Цэнгэлом перевал высотой 1800, но подъём и спуск пологие и он сложности не представляет. В Цэнгэле есть шиномонтаж, но в тот день он не работал. Поехали дальше на А15. Перед выездом на 15 дорогу брод через Харганат гол глубиной около 40 см. Поехали дальше в сторону озёр и примерно через 20 км нас догнал мотоцикл с парнем и девушкой из Англии. Они ехали туда же. И решили ехать вместе. Гнаться за мотоциклом по каменистой грунтовке — занятие бесперспективноё. Примерно в 30 км от брода на очередном гребне были острые камни и мы пробили колесо. 77,4/4524,3. Пришлось договариваться с местным населением насчёт поездки в Баян-Ульгий до которого 70 км. В 300 метрах были юрты и стоял старый ЗИЛ. Через полтора часа договорились за 140 литров бензина и повезли колёса ремонтировать. Караулить машину оставили автостопщиков. ЗИЛ — примерно 80 года выпуска, был при выводе войск списан из нашей армии и продан местному населению. Пока мы ехали эти 70 км за 7,5 часов трижды клеили камеры, дважды закипали на перевалах. Я пытался объяснить водителю, что нельзя лить холодную воду в кипящий радиатор, он слушался, хоть и не понимал почему. К 22 часам приехали в Баян-Ульгий и пошли в гостиницу. Колеса оставили у водителя на окраине.
10.08. Договорились с Канатом о доставке двух покрышек и диска и гуляли по городу.
Баян-Ульгий расположен между гор, представляет из себя большую деревню, хоть это и центр аймака (области). Ничего интересного, кроме местного музея, в нем нет. В городе постоянно дует сильный ветер, поэтому на улицах нет урн, весь мусор уносится в степь. Город достаточно грязный и пыльный. Растительность (несколько тополей) только в центре. От нечего делать прошлись по магазинам, но в них ничего интересного не было. Пока ходили посмотрел нас чём ездит местное население. Оснавная машина — УАЗ, диски используют только стальные, резина — камерная. В основном — Кама 205, каждая вторая покрышка зашита, иногда в нескольких местах. На Крузаках тоже стоит китайская камерная резина.
11.08. Как и обещал, Канат доставил диск и две покрышки к 9 часам в офис. Это был единственный случай за всю поездку, когда местные жители сделали в обещанное время. Тут выяснилось, что наш водитель в центр города не поедет, т.к. не знает правил и у него нет прав. Для Монголии — это обычно. Пришлось договариваться с водителем Каната — Пахой. К 10 часам колёса собрали, погрузили в ЗИЛ и к 14 привезли к нашей машине. Поставив колёса мы к вечеру доехали до погранзаставы Даян, осмотрев по пути курганы, алтайские камни. На заставе стоит каменная баба. Фотографировать там можно всё, что угодно. Основная задача пограничников — выпас личного скота. Там же встретили брата Каната — Анги, попросившего отвезти его с утра в Ульгий. Остановились на берегу озера, в 3 км за заставой. 78,7/4603,2
12.08. С утра заехали на заставу, посадили Анги. По дороге он рассказал много интересного про жизнь пастухов, т.к. работает учителем английского языка в школе. В среднем продавая шерсть и мясо семья из 4 человек зарабатывает 2,5-3 тыс долларов в год. Отсюда почти полное отсутствие мебели в домах и юртах, одежда — дешёвая китайская, машины — на 99% старше 8 лет, мотоциклы — у тех кто побогаче — ИЖ, на нем можно ездить втроем и служит 15 лет, ту бедных — Дракон, служит 3 года, потом ржавеет и ломается рама, ездить можно только вдвоём, но потребляет 2,5 л на 100 км, а не 5 как ИЖ, и стоит 1 тыс долларов, а не 5.
Около озера Хар Нур нас остановили местные. Они ехали в гости за 160 км, пробили колесо. Заклеили, но у них вообще нет насоса. Накачали им колесо и поехали дальше. Из долины Харгатата в Сагсай дорога идет через перевал Ачаагардаг высотой 1900 м и с крутизной склонов до 30*. Дорога от заставы до города заняла 5,5 часов. В Ульгии зашли в ресторан пообедать и поехали дальше по одной из главных дорог Монголии (Таншата – Улан-Батор) в Ховд. От Ульгия до Баяххогора параллельно с нами ехали машины Монгол ралли – ежегодного автопробега от Лондона до Улан-Батора. Дорога представляет из себя разбитый грейдер, рядом с которым проложено несколько колей. За озером Толбо проехали первый перевал высотой 2500м. За ним, перед вторым перевалом, потеряли дорогу. В темноте выехали на перевал, но ехать дальше по компасу побоялись. Заночевали на перевале высотой 2700. N 48*3005 E 90*42782. Это был самый высокий перевал за всю поездку, и самая холодная ночевка. Утром было +4*. 270,3/4873,5
13.08 С утра проехали Ховд. Город по размерам немного меньше Баян-Ульгия, но в отличии от Ульгия в нем много зелени и он намного чище. В Ховде осмотрели краеведческий музей. Дальше поехали в райцентр Монхан и в пещеру Гурван-Хойд-Цэнхэрийн. В пещере раньше были рисунки 4-тысячелетней давности, но два года назад пожаром вся древняя наскальная живопись уничтожена. Сохранились только наскальные рисунки примерно в километре от пещер. Пещера расположена в национальном парке. Въезд 3000 с чел. В Монголии все места, которые часто посещают туристы, объявлены нацациональными парками. На въезде ставится шлагбаум и собираются деньги. На этом все благоустройство заканчивается. К своим памятникам монголы относятся по варварски. На курганах и стелах свежие надписи типа «Сдесь был Вася». На территории заповедного каньона пасется скот. Да и пожар в пещере возник из-за непотушенного окурка, а до этого никому в голову не приходило убрать легкогорючие отходы жизнедеятельности птиц и людей. Про дороги гостиницы и туалеты в парках ничего сказать не могу – их просто нет. После пещер мы вернулись в Монхан и заночевали во дворе у местного банщика, как позже выяснилось, он один из монгольских альпинистов, участвовавших в 2008 году в международной экспедиции «Алтай – наш общий дом». 271,1/5149,5
Внимание! Дороги в Баян-Ульгиевском и Ховдинском аймаках покрыты мелкими камнями. На равнине в поворотах на скорости 90, а на спусках - при 60 машина уходит в занос. Используйте зимние приёмы вождения.
14.08. Сутра до вечера ехали по трассе из Монхана в Говь-Алтай. По дороге разбили одну покрышку и в этот день видели миражи. В Алтае остановились в центральной гостинице. Койка стоит 6000. 348/5515,2
15.08. Утром собрали второе запасное колесо и поехали в направлении Боянхонгора. Примерно через 127 км от Алтая дорога раздваивается. Одна идет почти строго на восток, другая на юг. Перед Боянхогором они сходятся. Мы ехали южной дорогой, начинающейся крутым подъемом сразу от развилки. Дорога выходит на плато и идет по нему. Примерно через 2,5 часа подъехали к Долине Курганов. Как образовались эти курганы, я так и не понял, но, скорее всего, они природные – последствие извержения вулканов. В 20 часов пересекли Байдраг гол. Через реку идет брод глубиной до 50 см. Но скорее всего можно найти место мельче, т.к. на следующее утро нас обогнали легковушки с Монгол ралли. Остановились в 15 минутах езды от брода N 45*52,249 E 099*25846. 267,9/5784,5
16.08. Утром поехали в Боянхонгор. Примерно в 30 км не доезжая города, справа от дороги золотой прииск. На нем местные жители моют золото, используя технологии времен золотой лихорадки. Сначала снимается верхний слой грунта – примерно 20 см, затем накапывается порода. Порода вручную измельчается и просеивается через вентилятор. После вручную с помощью двух тазов для стирки белья отмывается золотой песок. Чтоб добыть 7-9 песчинок, надо перелопатить 60-100 лопат породы. Прииск никак не охраняется можно ходить, фотографировать, разговаривать с рабочими, что у нас не очень получилось из-за незнания монгольского.
Около 15 часов остановились в гостинице в Боянхонгоре. 110/5894,6. В тот день мы еще погуляли по городу. Все гостиницы в Монголии примерно одинаковые. Это – маленькое здание 1-2 этажа. На первом этаже, как правило, есть кафе, туалет тоже один и на первом этаже (иногда во дворе), на первом этаже иногда бывают номера «люкс» с отдельным санузлом. Вода – только холодная. В комнатах от двух до шести кроватей, белье - всегда чистое. Всегда есть на каждого китайские пляжные тапочки. Рядом инструкция по их обработке хлорамином. В каждой комнате стулья по числу кроватей, несколько тумбочек, стол и, обязательно, брошюра по профилактике СПИДа с подробной инструкцией по использованию презервативов.
17.08. В Боянхонгоре нодо заправить полный бак и канистры, дальше заправки редко. Из города мы проехали по трассе до Ульзийта. Дорога платная. Проезд стоит 1000. В Ульзийте, сразу за мостом, направо идёт дорога на Баян. Выезд из Баяна по дороге, идущей вдоль левого берега ручья, примерно в 150 м от воды. Сразу за подъёмом на гребень развилка. Ехать по правой дороге. Разбитая дорога идёт через перевалы Замый и Холбоогийн. На втором – стоит кварцевое обо. От него мы ехали строго на юг. От Боянхонгор до Богда примерно 4,5 часа езды. Богд – монгольский Мухосранск. Толпа людей, ждущих непонятно чего на центральной площади, где каждый 4 среди дня ужн выпивший. Полупустые полки в магазинах. Еле нашли продукты, чтоб перекусить. Кафе нет. Дорога на Баянлиг выходит из посёлка строго на восток и идёт вдоль линии связи со столбами. Ехать придерживаясь столбов. Почти сразу за посёлком начинается 15-километровый участок по низине, на дороге сплошные кочки высотой 10-20 см. За поворотом на юг участок песка с зарослями саксаула. Дальше по каменистому плато до посёлка Хувтар. Хувтар – 10 юрт стоящих возле источников у подножья гор. Сразу за ним подъём на высокогорное плато до высоты 1500 м. Плато протяжённостью около 15 км и заканчивается перевалом высотой 1920 м. Подъём пологий. Спуск намного круче по глубокому ущелью. От выезда из ущелья виден Баянлиг, ехать по левой дороге. От Боянхогора до Баянлинга – 10 ходовых часов. Гостиница расположена на центральной площади. Койка стоит 6000. 226,2/6120,9
18.08. С утра хозяин гостиницы предложил вымыть нам машину за 5000 и мыл 1,5 часа, пока мы его не остановили. Выехали около 11 по дороге идущей на юго-запад. Через 30 км пос Гашуундэл, обозначенный на наших картах, как «бригада №2». Посёлок – 3 юрты около двух сараев. Дорога хорошо накатана до источника Халихын булаг (бригада №5), дальше теряется. От источника ехать строго на восток до местной стоянки (сарай и несколько юрт). От сарая в проход между гор на юг и 3 км по пустыне строго на юг. Через 3 км встречаются колеи, идущие в юго-восточном направлении, сходящиеся через несколько километров в дорогу. Дорога идёт на восток по долине вдоль Нэмэгтийнского хребта и постепенно подходит к горам. После подъёма на перевал, спуск по сайре. Дорога по песку. Разгоняться больше 30 км/ч опасно, т.к. периодически встречаются 30-40 см ступеньки. Примерно посредине спуска находится красивый оазис. Посёлок Гоёт расположен правее сайры. Ориентир – белое обо над посёлком. Сам посёлок – заброшенное здание, похожее на школу, сарай и 2 юрты. Источники находятся справо от дороги метрах в 200 на юго-запад от обо. Мы остановились на площадке слева от обо 158,3/6279,2 Высота 1640. N43*35983 E 101*11090.
19.08. От Гоёта направились по колее уходящей к каньонам на запад и доехали до N 43*30545 E101*08003. В этом месте пофотографировали и дальше по ближайшей с востока колее поехали на юг. На выходе в долину дорога пересекает пески, в которых машина проваливается на 15-20 см. Этот участок длинной около 4 км. Затем по гребню грунтовка идёт до Гурвантэса. Из Гурвантэса дорога в Нэмэгтийнскую впадину идёт строго на запад. На ночёвку остановились возле источника в часе езды от посёлка N43*12081 E 100*37337. Высота 2152 114,9/6394,2. День был самым жарким утром +25* днём +31*.
20.08. Ездили к оазису в местность Ногоон-Цав. Хотели доехать до раскопок динозавров. Но не успели. Развернулись в N43*28695 E 99*24882. Вернулись на место прежней стоянки. 233,8/6628,1.
21.08. С утра обнаружили два гвоздя в переднем правом колесе. И откуда они взялись в пустыне. Вернулись в Гурвантэс. В местной шиномонтажке ребята явно никуда не торопились, вставляли камеру 2 часа. Из Гурвантэса идёт около 20 колей – дорог во все стороны. Найти самим нужную практически невозможно. Расспрос местных жителей так же ничего не дал. Хорошо, что в местный цайный газар заехали на мотоцикле два офицера дорожной полиции. В их полиции почти все офицеры немного знают русский язык. Они показали выезд из посёлка. В Ноён идут две дороги – северная и южная. Наиболее накатанная северная, но на южной через 7-8 км «дырчатые» скалы. Мы ехали по южной. Перед вулканом Ноён дорога почти незаметна на протяжении около 10 км. Подъехали к обо у подножья, но на восхождение нам (1-1,5 часа) не хватало светлого времени. Восхождение никакой сложности не представляет. От обо по северному склону идёт к вершине хорошо набитая тропа, просматриваемая целиком снизу. В 20:15 приехали в Наём. В этом посёлке гостиниц нет. Договорились о ночлеге с местными. 132 км. Посёлок Баясах – скопление юрт и расположен он не на перекрёстке, как отмечено на карте, а в 3-4 км южнее дороги.
22.08. Выехали в 9 на север по дороге, идущей вдоль столбов доехали до Сэврэя. Ехать чуть больше часа. Дальше – к горам по дороге, идущей на север. Перед хребтом дорога поворачивает на востк и выходит к проходу через пески Хонгорын-элс (полоса песков с барханами длинной 105 км и шириной 5 км). За выходом из песков стоит обо от которого на северо-восток идёт дорога в Баяндалай (4,5 часа). Около обо встретили группу туристов из Италии. Удивили их водители – монголы. Через пески идёт две дороги – одна накатана автомобилями в объезд отрогов барханов, другая напрямик - мотоциклами. Между дорогами метров 300. С упорством бульдозера монголы пытались на УАЗе и микроавтобусе проехать напрямик, только при нас сделали 4 попытки, и всегда микроавтобус зарывался в песок. И это несмотря на то, что им показали относительно нормальную дорогу. Дальше, примерно посредине, в 40 км от ближайшего жилья и воды на дороге стоял сломанный Крузак с четырьмя французами и гидом. У него сгорел бензонасос, и кто-то за ним поехал в Улан-Батор (650км). Трижды предлагали довезти их на буксире до Баяндалая. Они отказались. Все туристы из Европы едут в Гоби посмотреть на раскопки динозавров и купить окаменевшие яйца. Многие турфирмы предлагают тур с покупкой яиц. Официально было найдено всего 153 яйца, а впечатление такое, как будто там, у динозавров было что-то вроде птицефермы. Интересно, что впарили этим французам по 15 долларов за штуку, но мы не просили показать эти «яица». В Баяндалай приехали в 16:30. Остановились в гостинице. 200/6959.
23.08. С утра решили выехать пораньше и заказали завтрак к 8. “Завтрак был готов к 9. Потом смешил отец семьи, остановившейся в соседнем номере. Вечером он, находясь в состоянии алкогольного изумления, увидел как я ставлю машину на сигнализацию и, чтоб не угнали, вынул из своего Деффендера –110 замок зажигания и блок предохранителей. Утром ставил их полтора часа, пока мы не уехали. Я так и не понял, зачем он при этом использовал монтировку. Мы поехали в каньон «падь Ёлын-Ан» N43*294 E 104*040. Ехали по самой короткой дороге отмеченной на карте. Сам каньон длинной около 2 км и с высотой стен до 200 м по-моему ничего особенного не представляет. Больше всего понравились местные суслики, бегающие возле беседки рядом со стоянкой и не обращающие никакого внимания на людей. От каньона до Даланзадгада ехать чуть больше часа. Даланзадгад – переводится как «город 70 колодцев», скорее город 7000 электрических столбов. В центре несколько кварталов 3-4 этажных домов. Вдоль остальных улиц идут совершенно ровные одинаковые двухметровые глухие деревянные заборы. Дома и юрты стоят за заборами, снаружи только столбы для проводов, поэтому город производит очень мрачное впечатление. Тем не менее, это единственный, кроме Улан-Батора город, где в гостиницах есть горячая вода. 128/7087,3
24.08. В 12 выехали из Даланзадгада и через 10 часов приехали в Улан-Батор. Въезд в город стоит 400. Дорога – хорошо накатанная грунтовка не представляет никакой сложности и ничего, заслуживающего внимания, я на ней не заметил. Остановились в гостинице «Оргил» на улице Чингиза. Двухместный номер с душем стоит 20000, без – 16000. Можно снять любой номер на несколько часов. В первую ночь соседи пели песни и стонали на всю гостиницу до 3 часов. 545/7646,2
25-26.08. Гуляли по городу, покупали сувениры. Улан-Батор напоминает Тулу. Так же отремонтированы только здания в самом центре, остальные – не ремонтировались с момента постройки, так же безобразно организовано движение, весь центр – сплошная пробка. Только в отличие от наших городов на каждом перекрёстке стоят 2-3 регулировщика и непрерывно свистят. Зачем они там при работающих светофорах? В Монголии я ни разу не видел засад дорожной полиции, они этим не занимаются. При мне за нарушение ПДД остановили только один раз (левый поворот под кирпич через две сплошных). И то он повернул в 3 метрах от регулировщика и прям на машину полиции. На улицах и на дорогах никого не останавливают для «проверки документов». Мы сходили в исторический музей, музей естественной истории, дворец-музей богдо-хана и в монастырь Гандантэгчинлин. Описание этих мест есть в путеводителях, поэтому описывать их не буду. Наиболее интересный из всего – музей естественной истории.
27.08. С утра выехали в Тэрэлж. Вдоль основной магистрали расположен базар длинной 4 км и шириной 500 м, поэтому проезд до выезда из города занял 2,5 часа. Тэрэлж – знаменит своими причудливыми скалами и центром медитации, а так же листвиничным лесом. Из Тэрэлжа через Улан-Батор направились а границе. На обратном пути долго искали выезд из У-Б. Помогли дорожные полицейские, которые проводили до дороги. Асфальт кончился в 20 км от города. Дальше до Луна идёт веер разбитых грунтовок. На ночёвку остановились в мотеле в Луне. 277,9/7924,2
28.08. До Дашинчилэна от Лун идёт хороший асфальт. Дальше пошла грунтовка. Перевал перед Хишиг-Ундером пологий и проходится без сложностей. Перед Хишиг-Ундером слева от дороги на площади 0,5 кв км расположены курганы, а перед Тээг гол – оленьи камни. От Орхона до Булгана – накатанная грунтовка, дальше – строящаяся дорога почти до Хутаг-Ундора и объездные дороги сильно разбиты. Проезд по мосту через Сэлэнгэ стоит 400. Заночевали на берегу реки за Хутагом N47*53417 E105*20091. 366,8/8291
29.08. Едем к озеру Хубсугул. Города Их-Уул и Тосонцэнгэл интереса не представляют. Дорога до Морона – грунтовка, местами сильно разбитая. От Морона на Хатгал идёт разбитая дорога. Местами видно, что на подъёмах буксовали УАЗы. Остановились в 20 км от Хантагалана берегу речки N50*08328 E100*00725 H1644. 293,3/8584,4.
30.08. С утра заехали в Хантагал поставить жгут в колесо (поймали саморез) обменять деньги и заправиться. Перед городом начинается нац. Парк, въезд стоит 3000. Колесо починили без проблем, деньги обменять не удалось, т.к. банки закрыты, но запрвили нас за рубли по курсу 1:40. В городе небольшая пристань, в этот день закрытая, с 7-8 турбаз, половина из которых уже закрыта, и несколько магазинов. Никаких достопримечательностей в нём нет. Дорога на Ханх начинается не доезжая 2 км до города, сразу за единственным мостом справа. Хоть эта дорога и относится к государственным (А101), во всех путеводителях написано, что она одна из самых красивых и самых плохих. По-моему, с тех пор как там прошла конница Чингисхана её никто не ремонтировал. О красоте судите по фотографиям. А второе совершенно верно. В путеводителях говорится, что эти 170 км проезжаются за 12 часов. Мы столько и ехали. Начинается с 7 км крупной гальки и булыжника, причём никак не выровненного. Затем метров 300 песка, брод глубиной 30 см, опять песок, подъём сначала 20*, метров через 200 переходящий в 45*, перевальное болото, спуск по ручью, песок, брод и так 15-17 раз. Высота перевалов 1700-1800м, самый высокий 2010 м, броды глубиной до 50 см. Ночевали на поляне напротив острова Модон Хуй арал (Это не ругательство - название с карты). N51*04993 E100*93847 H1624 134/8718,5.
31.08. Утром за 4 часа доехали до Ханха. По дороге встретили ребят с Сахалина. Они приехали на рыбалку. Непонятно зачем, т.к. рыбу и мясо из Монголии возить в Россию нельзя. В Ханхе смотреть нечего там три турбазы, только туристов мы за 2 часа не видели, и два магазина, кафе нет. Потратили последние тугрики и поехали к погранпереходу. Через 30 минут были на границе. Границу прошли за час. Хотели в тот день доехать до горячих источников в верховьях Сенцы, но не успели. Заночевали на Сенце N52*38525 E99*36646 H1400. 270/8989,3
1.09. Развернулись обратно. От Монд начинается асфальт. В обед были на Байкале. Остановились посмотреть и поснимать. К вечеру приехали в Ангарск. 502,6/9517,0
2-3.09. Ехали по трассе «Байкал». Дорога, в общем – хорошая, единственный участок грейдерки длинной 100 км перед Красноярским краем, да и он вполне приличный. Остановились около Барабинска в мотеле Ланта. 2106,9/11624
4.09. Доехали с остановкой в Омске до N55*16021 E063*17619 H141. 1089/12713
5.09. Проехали Урал. От Уфы повернули на М7. Остановились в мотеле в Казани. 1046,3/13759.
7.09. 0:40 Вернулись в Москву (Бирюлёво), если бы не было пробки от Ногинска до МКАДа, то приехали в нормальное время, а так потеряли 4 часа. 777,4/14536,7. Дорога М7 гораздо лучше, чем М5 – короче на 200 км и почти везде 4 полосы, а не 2.
В общем поездка мне понравилась, хоть это был первый поход на автомобиле. Население в Монголии в основном дружелюбное и всегда готовы помочь. Понравилась необычная природа. Из музеев наиболее интересные в Ховде и музей природы в У-Б. Исторический музей похож на Эрмитаж, но Эрмитаж – лучше, но это моё личное впечатление. Обращает на себя внимание медлительность монголов и их безразличие к удобствам, своеобразные гостиниц. Дорог в Монголии просто нет. То что есть – накатанные в пустыне, лесу или степи колеи проходимы только для внедорожников. Так же нет дорожных знаков и почти нет полиции. За весь поход у нас только один раз проверяли документы, и то это было на погранзаставе, когда мы приехали фотографировать расположенную на ней «бабу». Очень дешёвая еда – обед на четверых стоит 8000-9500. Дешёвые гостиницы – 1500-2000 за ночь с четверых, но дорогая солярка (1450-1550 за л).
http://blogs.mail.ru/bk/berdonosov/E023ADC53994A1C.html
http://foto.mail.ru/bk/berdonosov/
http://video.mail.ru/bk/berdonosov/

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru