Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 06/2010

По маршруту: Тверь, Гатчина, Санкт-Петербург, Сортавала, Питкяранта, Тихвин

Рейтинг отчета: 0

Автор:

День первый.
Старт из Москвы. Встреча с Olegkras у Макдоналдса в Химках в 4-00.
До Твери идем без остановок, машин мало, только в Вышнем Волочке как всегда потолкались на кишке длинной центральной улицы.
Из событий на этом участке дороги был сильнейший дождь с градом. Извинило этот дождь лишь то, что шел он очень недолго, но градины были очень крупные.
Заезжаем в Тверь, имея намерение посмотреть памятник вагону с реактивным двигателем от ЯК-40.
Головной вагон был создан специально для испытаний на Рижском вагоностроительном заводе. Для управления двигателем в кабине машиниста был установлен авиационный пульт управления. На испытаниях в 1972 году вагон показал максимальную скорость 249 км/час.

Фотографируем памятник, выезжаем из Твери и едем на полдник вместе с Оксаной (jrcfyf 21). После этого намереваемся посмотреть мемориал, посвященный жертвам крушения скоростного поезда «Аврора». По навигатору добросовестно сворачиваем с Ленинградки, проезжаем много поселков, из которых самый крупный Бологое. Но памятник так и не находим. Взятые «языки», в лучшем случае, показывают в разные стороны. Из самых трезвых удается выжать показания, что до памятника надо идти по насыпи километра полтора. Оставляем эту затею и возвращаемся на трассу.
Следующая своротка с трассы – это попытка найти в Новгородской области бывшую ракетную базу, известную в узких кругах под названием «Логово сатаны». Сворачиваем в поселке Едрово налево и, проехав деревни, въезжаем на дорогу, состоящую из двух рядов широких плит.

Навигатор показывает, что до объекта 40 километров. Едем, распугивая огромные скопления бабочек-капустниц, сидящих на дороге.

Красивейшая природа по сторонам и, что особенно приятно, нет ни машин, ни людей. Вскоре навигатор начинает показывать резко направо через кустарник в лес, мы продолжаем ехать прямо, но перед очередной, самой глубокой лужей, пасуем. Разворачиваемся и, наскоро перекусив, возвращаемся на трассу.
Следующие объекты в городе Любань Ленинградской области. Около вокзала в этом городе находится церковь Петра и Павла. Мне эта церковь интересна тем, что в ней находится захоронение первого министра путей сообщения Петра Павловича Мельникова. Мужичонка в куртке, придающей ему некоторое сходство с охранником, ведет нас в цокольную алтарную часть церкви, где находится захоронение.

Кроме этого в этом мини-музее находится несколько стендов, рассказывающих о становлении в России министерства путей сообщения как конкретного ведомства с четкой структурой. Про церковь можно еще добавить, что создана она была по проекту известного архитектора К. Тона и в значительной мере на средства Мельникова. Эта церковь единственное в России культовое сооружение, имевшее статус храма железнодорожников.
Прогуливаемся по вокзалу, смотрим бюсты Мельникова и начальника Николаевской железной дороги генерал-лейтенанта Серебрякова, который захоронен на территории церкви. Само здание вокзала очень красиво, одно из немногих сооружений, сохранившихся со старых времен.

Затем едем в поселок Сельцо, находящийся от Любани с другой стороны трассы. Там памятник очень интересному представителю боевой гусеничной техники - полубронированному артиллерийскому тягачу.

После такого плотного выполнения программы продолжаем движение в сторону Гатчины.
Размещение в гостевом доме на окраине Гатчины и ужин в городе. Затем, почувствовав прилив сил, едем по М20, чтобы найти водонапорную башню Инка с огромным сохранившимся внутри резервуаром для воды. Упираемся в шлагбаум с надписью «Частные владения» и малодушно поворачиваем оглобли.
Едем дальше в поисках царь-ванны. По навигатору сворачиваем с трассы направо. Упираемся в охраняемую территорию отеля «Потемкин». Охранник советует оставить машину за пределами территории отеля, чтобы сэкономить нам деньги за парковку. На территорию отеля пускают безо всяких проблем. От стоянки до царь ванны идти неспешным шагом три-пять минут. Сначала видим руины банного комплекса из красного кирпича. Царь-ванны не видим. Неужели и здесь неудача? Однако заглядываем внутрь руин и восторгаемся. Внизу в подвальном помещении стоит гигантская ванна. Удивительно, что такое чудо сохранилось среди всеобщей разрухи Баболовского парка.

Позже прочитав описание ванны, в очередной раз поразился такому чуду. Все гранитного монолита более 160 тонн. Полировали такой бассейн более десяти лет. Во время немецкой оккупации спасло ванну то, что немцы просто-напросто не смогли ее вывезти из-за колоссальных размеров.

День второй.
Старт из Гатчины в сторону СПб. А в городе прямиком на набережную ОбвОдного канала (с удивлением узнал, то питерцы говорят это название с ударением на первую букву О) к зданию бывшего Варшавского вокзала. Еще две минуты и мы попадаем в царство железнодорожной техники. Вдоль трех платформ стоят до блеска отдраенные паровозы, тепловозы, цистерны и вагоны. Везде поясняющие таблички, на пару паровозов и бронеплатформу можно вполне официально забраться. Там, где нельзя забраться, но есть такой соблазн, поручни густо обмазаны чем-то не очень заметным, но жирным. В результате у нарушителя оказываются густо измазанными руки.
Гвоздь программы – боевой железнодорожный ракетный комплекс с баллистической межконтинентальной ракетой. В 1987-1991 годах таких комплексов было построено 12 единиц. К сожалению, в 2003-2005 годах этот комплекс был снят с вооружения, а до сегодняшнего дня вообще дожил лишь один комплекс, который мы и видели в музее.

После музея выходим на мурманскую трассу М18 «Кола». С нее сворачиваем на дорогу, ведущую к мемориалу «Разорванное кольцо». Показываю Викториусу отдельные фрагменты мемориала, обращаю внимание на сделанные в бетоне следы колес, здесь машины выезжали с зимнего Ладожского озера на берег. У «Разорванного кольца» неожиданно встречаемся с экипажем Товарисча Тани. Как тесен мир!
На обратной дороге сворачиваем около Борисовой Гривы на другую дорогу и едем к заброшенному узлу связи. По-прежнему связка из двух машин, сзади Olegkras. К нашему удивлению про такую местную достопримечательность все знают и каждый взятый «язык» охотно и, самое главное, правильно, показывает путь. На последнем съезде, когда до цели остается около полукилометра, высланная вперед разведка в лице Викториуса докладывает о непроходимости дороги после дождя. Идем пешим ходом. Картина перед нашим взором предстает любопытная. Раньше бункер был на два-три этажа скрыт под землей. Сейчас вокруг бункера сделан карьер, земля срыта, наглядно видна высота бункера и слой маскировочной земли, бывшей раньше над бункером.

Но пора уже двигаться в сторону Сортавалы-Рускеалы. Сначала едем по А120, планируя проехать через Матоксу и Гарболово. Дорога хуже некуда, встречки мало, моросит дождь, свериться с направлением не у кого. Но встреченные на мостике рыбаки сулят нам дорогу еще хуже, оторванные колеса и рекомендуют возвращаться и ехать через Всеволожск-КАД-Мурино. На А129 примерно около поворота на Кузнечное начинается такая дорога, как будто ее черт копытами топтал. По всей ширине дороги ямки диаметром 15-20 см. Ямок много. Машины отчаянно виляют по всей дороге, не считаясь со встречкой, пытаясь объехать хоть часть ямок. Кончаются ямки, начинается «стиральная доска». Останавливаемся у границы Ленинградской области и Республики Карелия. Дальше видна отличная асфальтовая дорога. Радостно фотографируемся и не менее радостно разгоняемся. Стоп! Метров через 500 опять начинается такое же дорожное удовольствие. В общей сложности такая дорога идет около 10-12 километров.
Для участка Приозерск-Сортавала очень характерны подъемы, сразу за которыми резкий поворот.
В Рускеале размещаемся на турбазе «Голубая лагуна». Турбаза представляет из себя большой барак, позже разделенный на комнаты. Номера двухместные без удобств, есть небольшая сауна, кухня с газовой плитой, холодильник, комната типа столовой с большим столом. Стоимость любого номера 1500 руб в сутки.
Мы с Olegkras приезжаем последними. Нас уже ждут все остальные: Vadim, Странник Mos, Iliza, Сундуковы-Джексоны. Как всегда застолье, разговоры, веселье, подведение итогов первых дней обсуждение планов на следующие дни. На сауну сил уже не остается.

День третий.
Ранний отъезд экипажа Странника Mos по направлении в Москву. Остальные четыре машины двигаются к мраморному каньону «Рускеала». Платная стоянка для автомобилей. Лодки ввиду ограниченности времени решено не брать. Идем по аккуратно выложенной вдоль каньона дорожке. Именно в этом карьере открытым способом добывали мрамор для облицовки Зимнего дворца, Михайловского замка и Казанского собора. Везде таблички, предупреждающие об обрывах и крутизне склонов. Смотрим на светильники и представляем себе, как там красиво в темное время суток. Обходим весь карьер по тропе, любуемся совершенно необычной красотой, характерной именно для северных мест.

Затем к рускеальским водопадам на реке Тохмайоки. Ходим-бродим, осторожно перебираясь через скользкие от мха камни, любуемся громкими водопадами.
После этого недолгая прогулка по Сортавале уже тремя экипажами, Vadim уехал вперед в Свирский монастырь. В Сортавале смотрим лишь памятный крест на месте захоронения 452 финнов, погибших во время советско-финской войны, кирху, в которой сейчас разместилась библиотека (а видно, что деревянная кирха была очень красива)

и здание, в котором до войны на протяжении тридцати лет находился лицей.

Затем закупка отменного продукции Великолукского мясокомбината в соответствующем магазине и на выезд из города по направлению Ляскеля-Питкяранта. Красивые места, слева горы, справа воды Ладожского озера. Сундуковы-Джексоны отстают, потому что все время останавливаются, фотографируя и в самом деле очень красивые пейзажи. Уходим на Питкяранту и сворачиваем с трассы к карьерам Мурсула. Гигантские БелАЗы ссыпают в камнедробилку глыбы камней. Камнедробилка с грохотом, слышным за несколько сотен метров, перемалывает эти камни.
Дальше делаем ошибку. Вместо того, чтобы сразу поворачивать к Кресту Скорби и к остаткам линии Маннергейма, едем прямо на Питкяранту. Таким образом, делаем крюк около 20 км. Но зато уже увидели и сфотографировали в Питкяранте водруженный на постамент легкий танк Т-26, выпускавшийся в России с 1931 по 1941 годы.

Величественный и печальный Крест Скорби находится в нескольких десятках метров от перекрестка трасс А131 и Р21 (перекресток дорог на Петрозаводск и Суоярви). С двух сторон пятиметровый чугунный крест обнимают русская и финская матери.

35 тысяч русских солдат и 6 тысяч финнов полегли в боях в этой местности. Теперь около этого мемориала хорошо побродить и подумать о том, что простым людям ни тогда, ни теперь делить было нечего.
Навигатор показывает, что от Креста Скорби до остатков линии Маннергейма около десяти километров. От перекрестка едем по песчаной, вполне приличной для этих мест и проезжей дороге. Потом правый поворот около небольшого поселка. Километра два-три по лесу и выезжаем на большое поле с очень красивым видом во все стороны. С трех сторон лес, вдали река. Где остатки укреплений не видим, но подъезжаем ближе и понимаем, что гряда вкопанных в землю огромных камней это и есть укрепления.

Из таких гранитных надолб состояла и главная оборонительная полоса-линия Маннергейма и оперативная зона заграждений. Рассматривать это чрезвычайно интересно.
Выбираемся обратно и опять берем курс на Олонец-Лодейное Поле. Дорога очень приличная, но выбоины попадаются внезапно, когда бдительность усыплена хорошем состоянием полотна и разгоняешься до хорошей скорости. Очень много нерегулируемых железнодорожных переездов.
После Олонца выезд на М18 и пост ГАИ. Километров через пять дорога становится очень хорошей. 110 км от Лодейного Поля до поворота на Тихвин проходим незаметно. Перед Новой Ладогой указатель «Вологда, Тихвин». До Тихвина 101 км. Дорога по одной полосе в каждую сторону, обычный асфальт среднего уровня.
В Тихвине встреча у друзей на самом высоком уровне доброжелательности и радушия, баня, добрый стакан медовухи, застолье и песни до пяти часов утра.

День четвертый.
Народ разъезжается кто куда. Часть народа едет или идет смотреть Богородичный успенский мужской монастырь. С меня достаточно, что я проезжал мимо него и мельком взглянул в ворота. Мы с Викториусом рано утром стартуем в соседний поселок Красаву в десяти минутах езды от Тихвина. Там расположена узкоколейка предприятия «Тихвинторф». Поезд возит рабочих на торфяные карьеры. Торф используется для отопления поселка Красава. Весь поселок топится торфом, народу в поселке около шестисот человек.
Отвезя рабочих на карьер, мотовоз приходит за нами.

Кроме машиниста в кабине женщина, помощник машиниста, при необходимости переводящая стрелки. Забираемся в кабину, мотовоз едет со скоростью около 30-40 км/час. По сторонам от дороги сначала деревеньки, потом лес, болота, разработки торфа. Километров через 15 начинаем обратный путь. Теперь уже мотовоз едет тормозной площадкой вперед, и мы с Викториусом стоим как впередсмотрящие.

Должен упомянуть, что дороги в Тихвине не выдерживают никакой критики, ямы настолько глубоки, что машины выстраивиаются в дружные ряды для объезда этих ям по соседним полосам.
После узкоколейки забираем Olegkras’a и двумя машинами выходим на М10 по следующему маршруту: сначала по Р36 Тихвин-Крапивно-через 78 км перекресток, налево на Будогощь, прямо на Чудово, направо на Кириши. Даже если едете на Ленинградку, прямо не езжайте, выезжайте на М10 через Кириши, дорога НАМНОГО лучше. Кириши через 28 км езды по трассе Н126. В Киришах все время прямо. На выезде из Киришей пост ГАИ, мост через реку Волхов. Далее 45 км по трассе А115 до Ленинградки (в тех краях надо спрашивать не Ленинградское, а Московское шоссе). Выезд на нашу родную М10 в поселке Зуево.
Через восемь километров сворачиваем с трассы на левую стрелку в Чудово. Надо заехать в Краснофарфорный. Много времени это не отняло, и вскоре мы опять выходим на трассу. Вместе доезжаем до поселка Мясной Бор, где Olegkras останавливается сфотографировать монумент Второй гвардейской Армии. Мы с Викториусом едем дальше, имея конечным пунктом Западнодвинский район на Новорижской трассе.
Сворачиваем с Ленинградки на Новгород на А116. Трасса не богата на хорошие АЗС, поэтому заправляемся до полной на проверенной АЗС «Лукойл» на окраине Шимска через 40 км после Новгорода. Едем дальше. Через 75 км после Новгорода в Сольцах фотографируем памятник экипажу бомбардировщика Ту-22М3, разбившемуся около Сольцов в 2004 году. Четверо летчиков не смогли катапультироваться из-за отказа электрогенератора.

Общий километраж между Ленинградской и Новорижской трассами 360 км. Сначала Новгород-Сольцы-Порхов. В Порхове трасса А116 меняется на Р57. 92 км по трассе Р57, затем в Успенье трасса меняется на Р58, а потом, наверное, в Локне начинается Р51. Из Локни уже рукой подать до Великих Лук, а там выезд на Новорижскую трассу, которая знакома до мелочей.
Вывод: отрезок между Ленинградским шоссе и Новорижским шоссе достаточно хорошего качества, по пути много населенных пунктов, движение не оживленное, АЗС практически нет. Из крупных городов Шимск и Порхов.
Завершается день ночевкой в мотеле «Загородный дом» на 372-ом километре Новорижской трассы. Стоимость двухместного номера – 900 руб, еще 50 руб за стоянку. Номера маленькие, но чистые, аккуратные, санузел в номере. Кафе внизу на первом этаже, рядом АЗС. В комплекс мотеля входит сауна. Там не был.

День пятый.
По делам заезжали в Нелидово, потом в Москву, поэтому ничего заслуживающего особого внимания в этот день не произошло.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru