Откуда: Москва Когда: 09/2017

По маршруту: Кропоткин, Тбилиси, Ереван, Гарни, Гегард, Аруч, Вагаршапат, Анипемза, Арени, Ехегнадзор, Горис, Татев, Мегри, Дилижан, Степанцминда (Часть 2)

Рейтинг отчета: 14

Автор:

Часть 2.

16.09.17 Ереван- Арени, Джермук, Зорац Карер, Воротнаванк, Горис. (323 км)

h-3315.jpg

Позавтракав утром, душевно попрощались с управляющим Оганесом, загрузив вещи в машину, выехали из гостиницы. Наш путь на сегодняшний день лежал в г. Горис Сюникской области, расположенный недалеко от границы НКР.

h-3086.jpg

Выехав за город, поменяли рубли на валюту, и поехали в сторону  г. Арени. Это была первая наша остановка в пути. Там  расположена известная армянская винодельня. Поскольку дегустация была невозможна(я за рулем), а время поджимало, мы прикупили  бутылки вина разных видов. Забегая вперед скажу, что попробовав красное полусухое и полусладкое уже дома, мы поняли, что оно конечно сильно уступает грузинской Хванчкаре и Киндзмараули. Увы…Армянского чуда не произошло, и нужно признать что грузины - настоящие мастера своего дела в области виноделия. Тут был, что называется, «слив в сухую».

На монастырь Нораванк посмотрели издалека, к нему вела грунтовка, а сам он  стоял высоко на фоне скалы в ущелье.

h-3080.jpg 

«Время не ждет», пришлось его взять зумом для «галочки». Жаль.

h-3089.jpg

Едем дальше, и по плану запланирован заезд в г.Джермук, где расположен санаторий с одноименной минеральной водой, которая течет из труб в галереях. После Ехегнадзора сворачиваем по указателю и начинаем подниматься вверх по дороге.

h-3091.jpg

 h-3092.jpg

И тут впервые(!) за всю поездку начинается дождь. 

h-3119.jpg 

Неспешно въезжаем в город, паркуемся у  санатория,  спросив у местных дорогу,  я иду к галереям с минеральными источниками.

h-3116.jpg

h-3115.jpg 

Вода на вкус жуткая. Но наверно жутко полезная.

Трубы все покрыты железом.

h-3118.jpg

Выпив бутылочку, я иду к машине. Жена пить не стала, сказав, что вода «мерзкая».

h-3120.jpg

Рядом с санаторием огромный сосновый бор, воздух настолько чистый , что кружится голова.

Вообще я думал, что место будет похоже на Боржоми, но это оказалось не так -  сам город очень тихий, спокойный.  Боржоми же  напомнил многолюдные курортные города краснодарского края.

Но вода в Боржоми очень понравилась, в отличии от этой.

Сели в машину и поехали в сторону основной трассы. 

h-3114.jpg

По пути попадаются интересные виды - местность все-же гористая. 

h-3079.jpg

h-3083.jpg

Возвращаемся  на трассу 

h-3081.jpg

едем по плато, виды становятся интереснее

h-3084.jpg

местность гористее

h-3085.jpg

движемся в сторону следующего пункта остановки-  Зорац Карер (Армянский Стоунхендж).

h-3088.jpg

Зорац-Карер (арм. ԶորացՔարեր — камни воинов, каменное войско) или Караундж. (арм. Քարահունջ — поющие камни) — древний мегалитический комплекс, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря, в Сюникской области Армении, в трёх км к северу от города Сисиан

h-3082.jpg

Комплекс состоит из множества больших стоячих камней, часть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части. Историко-культурный заповедник (с 2009). Комплекс находился рядом с поселением бронзового века, к которому и относился. Он явно имел не единственную функцию, которые проявлялись одновременно, или в разные периоды существования. Возможно, самое древнее назначение, которое определяет общую конфигурацию сооружения — загон для скота.[5] Отверстия в верхней части камней предназначены для протаскивания в них верёвок или ремней, на которые можно было вешать загородки в виде сеток, матов, шкур.

h-3090.jpg

Несомненна и погребальная функция, так как имеется каменный ящик в кургане, а под менгиром обнаружено захоронение.

h-3087.jpg

Предпринимались усилия для доказательства, что комплекс является древней обсерваторией. Семнадцать камней были связаны с наблюдениями восхода и захода Солнца в дни солнцестояния и равноденствия, а также с 14 фазами Луны. Но данные попытки являются неубедительными, хотя бы из-за того, что отверстия относительно хорошо сохранились для доисторического времени. А кроме того, они не сужают поле зрения наблюдателя в достаточной степени.

Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Зорац-Карер

h-3098.jpg

Лично мне показалась очень правдоподобной последняя версия.

h-3100.jpg

Про сам комплекс могу сказать одно- он очень понравился за счет красивых видов горного плато.

h-3099.jpg

h-3094.jpg

 Посмотрев  его, отправились к последней достопримечательности сегодняшнего дня - монастырю - Воротнаванк около с. Вагатин.

h-3104.jpg

Монастырь расположен на горе,  к нему идет дорога через г. Сисиан. 

h-3101.jpg

Когда ехали в монастырь, в городе шла репетиция марш-броска военнослужащих, и центральная улица была перекрыта. Пришлось объезжать по дворам, при этом чуть не свалились в дренажную канаву-арык.

Сам монастырь оказался очень фотогеничным, красивым.

h-3096.jpg

 Потрясающие виды на горы рядом:

h-3103.jpg

h-3105.jpg

Совершенно пустынный, но при этом на территории и внутри нет никакого мусора, грязи т.п. У нас, я думаю, все было бы иначе...

h-3095.jpg

Около монастыря опять много древних хачкаров.

h-3102.jpg

h-3108.jpg

Солнце уже садилось, время было почти 17-00, и мы поспешили вернуться на трассу, чтобы достичь г. Горис, где у нас был забронирован номер в гостинице Zanger. Гугл проложил дорогу к трассе через какую-то грунтовку, но мы не стали рисковать и поехали тем путем, как приехали к монастырю.

h-3109.jpg

 Проехали через Сисиан, застав закат, выехали на трассу в сумерках. 

h-3111.jpg

Покрытие  на дороге было не очень хорошее, и мы ехали не торопясь. Уже в глубоких сумерках въехали в город, а в темноте начали искать гостиницу. При этом Гугл прокладывал путь через пешеходный мост.

Случайно заехали в другую гостиницу, спросили, как проехать в Зангер, местные объяснили. Оббегав всю улицу, с трудом обнаружили вывеску отеля, на которой  было всего две буквы- HZ... Действительно, "ХЗ" где найти... Поговорив с хозяином, заселились. Кроме нас в отеле постояльцев не было. Номер был недорогой, обычный. Впрочем, и цена не высока. Загнав машину  во внутренний двор,  перекусив, мы легли спасть.

h-3110.jpg

17.09.17 Крылья Татева, Хндзореск.

h-3320.jpg

Проснувшись пораньше, сходив на завтрак, мы выдвинулись в сторону Татева. Выехали из Гориса, и помня о плохой дороге на подъезде к нему, медленно добрались до дороги идущей к точке высадки.

h-3129.jpg

По пути так же как в Грузии на дороге попадается большое количество овец,  барашков и прочего скота. 

h-3122.jpg

Добраться до монастыря предполагалось по канатной дороге "Крылья Татева".

h-3126.jpg

Эта дорога занесена в книгу рекордов Гинеса, как  самая длинная (5750м) канатная дорога в мире.  Максимальная высота над ущельем 365м,  время движения минут- 12 минут.  

h-3135.jpg

Во время движения на 3-х языках рассказывают об объектах,  над которыми проезжает кабинка. Стоимость проезда в оба конца составляет 5000 Армянских драм. 

h-3131.jpg

Мы оставили машину на стоянке, и пошли покупать билеты.  Вагончики, заполненные народом, ходят через определенные интервалы времени. Вид с площадки у точки посадки интересен.

h-3123.jpg

h-3124.jpg

Что можно сказать об этом объекте? Туристический , очень раскрученный. Приезжает очень много туристов из разных стран.   Но,честно говоря, ожидания  были несколько иные. Мне представлялось, что монастырь будет где-то очень высоко в горах, на подобии церкви Гергети в Степанцминде в Грузии. Тут же вагончик канатной дороги движется фактически не в диагональной,  а в горизонтальной плоскости, пролетая над ущельем. 

h-3130.jpg

Эффект высокогорья не состоялся.

h-3125.jpg

Но в целом неплохо.  Особенно заслуживает похвалы идеальное состояние дороги и кабинок.

h-3139.jpg

Все свежее, в отличии , например, от канатной дороги в грузинском Боржоми, где вагончики явно не меняли со времен СССР. Тут же даже билеты можно заказать через Интернет.

Поднявшись к монастырю, осмотрелся.

h-3127.jpg

h-3134.jpg

h-3133.jpg

Открылись отличные виды с края площадки.

h-3132.jpg

На территории  монастыря находится несколько интересных построек -

h-3136.jpg

маслодавильня

h-3145.jpg

и качающийся столб с шарнирным соединением.

h-3128.jpg

По  колебаниям этого столба настоятели могли узнавать  о надвигающемся  землетрясении, или, например, о приближении конницы врага.

Посмотрев монастырь, сели в вагончик канатки  и поехали назад. Вернулись к машине.

h-3137.jpg

По пути смотрим по сторонам.

h-3147.jpg

Скот так же гуляет по дорогам как в Грузии, нужно быть внимательным.

h-3142.jpg

Въехали в Горис.

h-3140.jpg

Следующий пункт программы на сегодняшний день был  пещерный город Хндзореск.   В старину село называлось Хор Дзор (арм. Խոր Ձոր, Глубокая Пропасть), или Хордзореск, потому как оно находилось в глубоком ущелье. Видоизменившись со временем, это название превратилось в Хндзореск.

К  пещерному городу идет  грунтовая дорога, отсыпанная гравием

h-3141.jpg

Не спеша проползли, поставили машину на стоянку рядом, и пошли смотреть

h-3143.jpg

Спустились по лестнице к подвесному мосту протяженностью 163 метра, расположенному над ущельем.

h-3150.jpg

Тут ребенок еще в шапке, на обратном пути ее сдуло ветром в каньон..

h-3146.jpg

h-3148.jpg

Перешли на другую сторону каньона к пещерам.

h-3151.jpg

h-3149.jpg

 Неподалеку расположена церковь

h-3153.jpg

и хозяйственные постройки.

h-3152.jpg

Лично мне пещерный город очень напомнил Вардзию в Грузии, "смешанную" с грузинским каньоном Окаце. Хотя в последнем месте высота над ущельем больше. Все равно, Хндзореск -  очень интересное место. Особенно стоит пройтись по подвесному мосту, при движении по которому захватывает дух.

После осмотра мы вернулись в город,

h-3157.jpg

закупились в магазине, заправились на АЗС CPS до полного бака.

Перекусив в гостинице, пошли погулять и посмотреть город Горис.

h-3155.jpg

Пройдя по улицам, обратили внимание на старые дома.  Такое впечатление, что каждый владелец сам закатывает асфальт на тротуаре перед своим домом.

h-3161.jpg

h-3159.jpg 

Есть как частные дома, так и обычные 4-х этажки из розового туфа.

На улицах все-же присутствует некая запущенность- трава в канале не выкошена,

h-3164.jpg

 на улицах мусор,

h-3158.jpg

 открытые люки.

h-3160.jpg

h-3165.jpg

Дома иногда стоят так, что нарушены все возможные противопожарные интервалы.

h-3156.jpg

Но есть и радостные моменты: на улицах гуляют дети, никто не боится их отпускать одних на улицу, взрослые играют в домино, все тихо спокойно.

Солнце начало садиться, и мы пошли в гостиницу, решили лечь пораньше, т.к. завтра предстоял долгий путь.

18.09. Горис-Капан-Мегри.

Идея поездки в этот город родилась, после просмотра отчетов о поездках в Нагорный Карабах. Хотя он не имеет к Мегри никакого отношения,  некоторые люди рассматривали поездку в самую южную область Армении как альтернативный вариант поездки в Степанакерт.  До НКР было совсем близко, мы видели много отчетов других туристов с описаниями красивых ландшафтов и памятников, их в НКР много. Плюс, конечно,  был элемент политической экзотики. Это был более стандартный вариант. Но мы пошли другим путем.

Это путь по своей сути был 300-километровый  пробег (в оба конца) по горным дорогам до южной части Армении -  глухого города Мегри, расположенного почти на границе с Ираном. Про Мегри информации было маловато,  было не известно, имеются ли там какие-либо достопримечательности. В гостинице так вообще сказали, что там смотреть нечего.  По мне, Мегри все же имел два плюса:

 1) Он практически граничил с Ираном;

2) Он находился « где Макар телят не пас».

Легких путей мы не ищем, и  выбрали именно его.

Немного географии.

h-3324.jpg 

До Капана из Гориса ведет дорога, проложенная вдоль границы НКР. Из Капана- крупного города в этой области Армении, в Мегри можно попасть двумя путями. Первый путь - по старой трассе М2, через Каджаран, через перевал Мегри (2500 метров). Эта трасса основная и ходовая, в том числе у водителей иранских бензовозов, коих тут большое количество. С целью разгрузить трассу, было принято решение восточнее проложить  дорогу  через менее высокий Гомаранский перевал (2200 метров). Трасса по плану проходила через  Шикахогский заповедник. Но в итоге трассу провели несколько западнее. Однако, новая трасса М17 с отличным асфальтом, минимум населенных пунктов и отличными  видами того же Шикахогского заповедника сейчас фактически пустует. Дальнобойщиков не устроила сильная извилистость трассы. По какой трассе ехать после Капана, решили определиться на месте по ходу дела.

Итак, рано утром, позавтракав и сдав номер в Горисе, мы двинулись в путь.

h-3181.jpg

До  города Капан дорога идет фактически вдоль границы НКР.

h-3180.jpg 

Дорога очень сильно «убита» иранскими фурами и бензовозами, особенно в направлении в сторону Гориса, т.к. именно в этом направлении бензовозы идут гружеными.

h-3176.jpg

 С перевалов открываются интересные виды,

h-3172.jpg

h-3167.jpg

дорога очень извилистая, покрытие –как стиральная доска, сильная волнистость и колейность. Вещи буквально летают по салону, машину всю трясет, кажется что вот-вот  отпадут колеса.

Доехав до Капана примерно за 3 часа, «насладившись» убитой дорогой всласть, решено было выезжать на новую трассу- М17.

После поворота трасса становится идеальной- отбойники, покрытие- просто «зеркало».

h-3174.jpg

Ни единой трещинки и ухаба. Но дорога очень перегружена крутыми поворотами. Аналог в РФ – дорога на участке Туапсе-Сочи, но на ней меньше перевалов, она более «плоская». Из всех дорог, по которым я проезжал- это пока самая вертлявая и крутая.

h-3170.jpg

После такой езды примерно в 10-50 добираемся до села Цав и встаем на передышку.

h-3179.jpg

После въезда в Шикахогский заповедник

h-3178.jpg

появляются красивые виды, дорога идет на подъем. 

h-3168.jpg

Трафик по-прежнему нулевой. За все 80 км нам встретились 2 встречные машины. 

h-3169.jpg

h-3177.jpg

В районе села Шванидзор дорога начинает идти на спуск,

h-3171.jpg

скалы «лысеют»,

h-3175.jpg

h-3182.jpg

h-3183.jpg

 и  после многочисленных  поворотов 

h-3184.jpg

мы вкатываемся в долину реки Аракс

h-3190.jpg

 и начинаем движение вдоль иранской границы.

 Горы тут выглядят уже по другому по сравнению с северным Закавказьем. Натуральные иранские горы, какими я их видел по телевизору. Каменистые с практически полным отсутствием  растительности.

h-3186.jpg

Телефон  сообщает: «Вы уже в Иране!»...Наивный...

h-3185.jpg

Едем по совершенно пустынной дороге вдоль границы, вокруг стоят вышки с пограничниками. Жара тут уже реально за  40 градусов.

С противоположной стороны Аракса идет дорога вдоль границы. По ней, с Иранской стороны, видно довольно оживленное  движение белых машин. Почему-то почти все  машины  в Иране - белые. В советское время по армянской стороне вдоль шоссе шла железная дорога. Сейчас она демонтирована.

h-3187.jpg

Похоже  навсегда. Эта дорога шла вдоль Аракса из Азербайджана. Раньше по ней ходили составы  в Нахичевань, теперь же она пересекает линию уже недружественных государств. Тут совсем дикие места, стоит заброшенная железнодорожная станция Мегри, пути разобраны, вокруг желто-рыжие скалы и какие-то постройки еще с советской символикой.

h-3188.jpg

Если  ехать дальше по дороге, то можно прибыть на  границу с Нахичеванью.  Все армянские памятники там уничтожены. В довершении всего азербайджанцами было уничтожено известное кладбище хачкаров в Джульфе. Это кладбище было еще больше, чем в Норатусе и в нем было много уникальных старинных надгробий. В 2005 году находившиеся там надгробия-хачкары были разбиты людьми в военной форме с помощью тяжёлой строительной техники, а обломки памятников погружены в грузовики и сброшены в реку Аракс. В 2010 году сообщения очевидцев о разрушении кладбища были подтверждены Американской ассоциацией содействия развитию науки на основе анализа спутниковых снимков региона. Такие дела…

Мы же свернули на север и прибыли в город Мегри.

h-3189.jpg

Потолкавшись по тесным улицам, выехали на дорогу М2, делящую город на 2 части и подъехали к гостинице «Мегри», где у нас был забронирован номер. Гостиница,  похоже, была переделана из советской больницы. Номера явно для непритязательных путников. Но наш номер стоил всего 11000 AMD, поэтому было грех жаловаться. Скинув вещи, пошли изучать город.

h-3195.jpg

Мегри состоит из двух частей: Мец Тах и Покр Тах (большой и малый кварталы). Кварталы расположены  на разных сторонах ущелья напротив друг друга. Между ними – дорога, долина Мегри.

h-3194.jpg

Сначала мы думали, как пройти к церкви Сурб Ованес в квартале Мец Тах.

h-3193.jpg

Поплутав по улочкам, начали спрашивать дорогу.  Здесь уже интереснее - даже старое поколение  не все по-русски разговаривает.

h-3197.jpg

h-3198.jpg

По-английски  и подавно.  Кое-как разобравшись, начали подниматься по узким улочкам вверх. В садах за заборами виднеются заросли граната

h-3191.jpg

и хмеля.

h-3196.jpg

Само название «Мегри» переводится как «медовый». Действительно тут растет очень много интересных вещей

h-3213.jpg

Церковь Сурб Ованес находится рядом с кладбищем монастыря Мегриванк, ее  датируют XV-XVII веками, и сейчас она полуразрушена.

h-3192.jpg

Посмотрев церковь, купив воды, перешли на другую сторону дороги и отправились в квартал Покр Тах.

Вид с квартала Покр Тах на противоположный:

h-3200.jpg

Покр Тах строился с XVII века двух и трехэтажными домами с деревянными балконами. В домах есть внутренние дворы.  Жилые дома стоят не отдельно, а как одно целое - этакий конгломерат, переплетенный сетью узки переулков, довольно запутанных.

h-3214.jpg

Очень интересная типовая застройка:

h-3212.jpg

Попадаются интересные странности. Зачем кирпич на крыше? Чтобы упасть на голову? Гвозди уже изобрели вроде..

h-3203.jpg

Над кварталом видна церковь Сурб Саргис. Вот она нам и нужна.

h-3201.jpg
По узким переулочкам и террасам

h-3199.jpg

поднимаемся к церкви, заходим внутрь. Эта церковь самая интересная из увиденного мной в южной Армении.  С виду это самая обычная церковь XVII века – простая базилика с двумя парами пилонов.

h-3209.jpg 

Стены сделаны из  базальта, а колокольня - из кирпича. Но самое интересное ждало внутри. Это роспись!

h-3205.jpg

Первое впечатление  от росписи - это же как буд-то персидские ковры!

h-3204.jpg

Все своды и большинство стен декорированы цветным орнаментом, вокруг больших украшенных крестов.

h-3206.jpg

Мы не очень разбираемся в церковной тематике, но нам показалось, что тут есть какая-то связь с персидским искусством. Возможно это не так.

Жалко ,что интерьеры были частично закрыты строительными лесами, т.к. церковь восстанавливается. Но все же кое-что увидеть удалось.

h-3210.jpg

h-3211.jpg

Уже смеркалось, и мы начали спускаться в сторону гостиницы по узким проулкам. Поели, и стали готовиться ко сну. Удивительное дело - мы находились в самой южной точке нашего путешествия, вокруг угрюмыми очертаниями возвышались таинственные  иранские хребты, за окном звучали цикады. До дома больше 2700 км. Не очень много, но тут уже какая-то другая "галактика". Недалеко стояли пограничные вышки. Иран был совсем близко, но в то же время так далеко… Погрузившись в эти мысли в последствии я "провалился" в сон… 

19.09.17 Мегри-Дилижан.

В этот день предстоял достаточно напряженный перегон, поэтому мы проснулись рано- в 5 часов утра по московскому времени, быстро загрузили все вещи в машину и отправились в обратный путь. Возвращаться решили по той же дороге, что и прибыли в Мегри- через Шванидзор, Цав.

Через Каджаран ехать не хотелось, т.к. после изучения информации в интернете сложилось ощущение, что эта дорога на Капан не очень хорошая.  Конечно, ехать обратно по той же дороге, по которой  приехали «не спортивно», но больно она была хороша. И вот в 6-08 мы выехали, и начали движение вдоль иранской границы.

h-3217.jpg

Дорога совсем пустынна, пограничники, наверное, были слегка удивлены, видя машину на московских номерах, бесцельно катящуюся вдоль линии границы  по совершенно пустынной дороге. На самом деле, этот пограничный иранский забор оставил сильное ощущение  незавершенности. Казалось бы Иран был близко, но в тоже время так далеко… Ведь, как известно, чтобы въехать в Иран на своем авто, нужно оформить CPD, (Carnet de Passage/Carnet de Passages en Douane) - таможенный документ на автомобиль при временном ввозе, унифицированное обязательство обратного вывоза. В России их выдает Российская автомобильная Федерация, под дорогое гарантийное обеспечение вывоза автомобиля. Оно почти равно рыночной стоимости  транспортного средства.  Как знать, может когда-нибудь, сподобимся, а пока едем дальше. Проехав заброшенные постройки- ж/д вокзал Мегри, остатки погранзаставы, начинаем подниматься в гору на перевал Шикахогского заповедника. Лысые скалы начинают постепенно «зеленеть» с набором высоты. Светает.

h-3219.jpg

Учитывая дорогу прошлого дня  ребенка перед выездом не стали кормить, чтобы не укачало. На одном дыхании доезжаем до развязки перед Капаном. 

h-3227.jpg

h-3220.jpg 

h-3224.jpg

Жаль. Хорошей, идеальной горной дороге приходит конец, в самой низине виден г. Капан, и мы въезжаем на убитую дорогу Капан-Горис, идущую вдоль границы Нагорного Карабаха. Как мы заметили, когда ехали в Мегри, дорога в обратном направлении в гораздо более плохом состоянии.

h-3230.jpg

Волнистый асфальт очень сильно достает, кажется, что колеса отпадут совсем.

Появляются ямы, длинные волны, колеи, накатанные тяжелыми иранскими бензовозами, заправленными под завязку топливом (Обратно они уже идут пустые). Номера на иранских грузовиках, если не смотреть на дублирующие таблички, похожи на «абракадабру». 

h-3223.jpg

В некоторых местах дорога «заезжает» на территорию Нагорного Карабаха, т.е. Азербайджана по мнению googlemaps.

h-3216.jpg

h-3225.jpg

h-3229.jpg

Примерно в 8-40 останавливаемся на подступах к Горису, и в 9-00 въезжаем в город, Позади около 170 км, пройденных почти за 4 часа.  Меняем рубли на драмы  в банке, заправляемся бензином до полного бака на CPS, едем в супермаркет за перекусом. Передохнув, выдвигаемся в сторону Ехегнадзора, затем долго едем по разбитой иранскими фурами дороге по высокогорному плато.

h-3222.jpg

Встречаются иранские контейнеровозы

h-3226.jpg

Хотя после дороги от Гориса до Капана эта кажется просто идеальной. После Ехегнадзора сворачиваем на дорогу к Севану через Селимский перевал. 

h-3231.jpg

тормозим

h-3234.jpg

Наверху еще один караван-сарай.

h-3244.jpg

h-3239.jpg

Спуск с Селимского перевала  пологий, в отличии от  подъема. Вскоре слева от дороги появляется высокая гора со срезанной вершиной.

h-3235.jpg 

Это потухший вулкан Армаган.

Грузовики порой загружены весьма опасно:

h-3236.jpg

Начинает виднеться береговая линия озера Севан.  Удивляет  отсутствие какой-либо застройки рядом с берегом. У нас бы уже все было забито коттеджами и обнесено шлагбаумами. Тут же все чисто. Температура воздуха начинает снижаться, останавливаюсь, спускаюсь к воде, трогаю - холодная…

Следующий пункт нашей остановки был в с. Норатус . Тут нас интересовало древнее кладбище.

h-3240.jpg

В селе Норатус находится самое большое на территории современной Армении кладбище хачкаров. После уничтожения правительством Азербайджана кладбища хачкаров в Джуге, кладбище хачкаров в Норатусе является также и самым крупным в мире. Характерной особенностью большинства хачкаров является крест с солнечным диском под ним. Остальная часть камня украшена изображениями листьев, гроздьев винограда, гранатов или абстрактными узорами. Большинство хачкаров на кладбище Норадуз датировано XIII—XVII-м веками, самый древний же восходит к V-му веку

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Норатус

Памятников огромное количество.

h-3245.jpg

h-3248.jpg

Просто глаза разбегаются.

h-3243.jpg

h-3237.jpg

Даты на надгробьях- от самых старых,

h-3247.jpg

до более свежих.

h-3242.jpg

h-3241.jpg

Совсем древние плиты начали уже превращаться в камни.

h-3246.jpg

Посмотрев, поехали дальше.

Следующая остановка – монастырь Айраванк,

h-3251.jpg

расположенный на берегу Севана в очень живописном месте.

h-3252.jpg

h-3250.jpg

Первая постройка на этом месте появилась в IX веке, что очень странно. Сейчас это храм, гавит и часовня, соединенные между собой. Храм интересен как пример немногочисленной армянской архитектуры IX века.

h-3254.jpg

h-3256.jpg

Полюбовавшись, примерно в 15-50 поехали дальше. Маршрут начал повторять дорогу въезда в Армению, когда мы только приехали в первый день.

Через дилижанский тоннель

h-3253.jpg

попадаем на перевал,  по которому мы «карабкались» в первый день нашей поездки по Армении. Дорога идет на спуск, и спустя некоторое время мы оказываемся на подъезде к Дилижану.  Около 18 часов вечера мы, успев до темноты, паркуемся на стоянке Diligence Hotel, где у нас забронирован номер. Отель, похоже, был переделан из советского санатория и показался весьма неплохим. 

h-3255.jpg

Заказали запечённой  форели в ресторане, поели, и пораньше легли спать. День выдался сложным – нам пришлось проехать фактически всю Армению с юга на север по горным дорогам. Пробег за день составил около 450 км.

20.09.Дилижан –Тбилиси- Степанцминда (482 км)

h-3321.jpg

 Итак, мы неминуемо движемся в сторону дома. Наш «корабль» лег на обратный курс.

Встав в 7 часов, поели, и выдвинулись в сторону границы. До нее совсем малое расстояние-порядка 120 километров.  Спустя пару часов мы были на МАПП Баграташен/Садахло. Обратный проход занял не более 15 минут в обе стороны. Очереди не было совсем.

И вот мы в Грузии.

h-3269.jpg 

Все прекрасно, но дорожное движение вновь приобретает  формы, я не побоюсь этого не литературного слова, «расп…дяйства».

Летящие в населенке хорошо за 100км/ч древние мерседесы, непропускание пешеходов, обгон через сплошную линию разметки в слепых поворотах и т.п. От нечего делать решил сделать фото, чтобы не быть голословным.

h-3264.jpg

Заправляемся на АЗSocar на 30 лари, въезжаем в Тбилиси.

h-3267.jpg

Трафик тут еще более хаотичный. Натуральное «броуновское движение». При движении по этому городу в будни в час пик невольно чувствуешь себя героем финальной сцены погони кинофильма «Угнать за 60 секунд» с Николасом Кейджем. Спина по завершении проезда через город совершенно мокрая, и это не из-за жары.  Знакомые туристы-профессионалы, объездившие более чем 100 стран и побывавшие во многих столицах мира, подтвердили по приезду, что Тбилиси- один из  тяжелых в плане движения городов мира.    

В завершении выезжаем на тбилисскую объездную.

h-3271.jpg 

Попадаются куски щебеночного грейдера,

h-3274.jpg 

но судя по скоплению дорожной техники, это скоро исправят

h-3273.jpg

Проходим мцхетинскую развязку,  выезжаем на батумскую магистраль

h-3272.jpg

все летят со  сверхзвуковой скоростью.  Затем сворачиваем на Военно-Грузинскую дорогу в сторону Степанцминды. На ней очень много ремонтов в этом году.

h-3282.jpg 

h-3281.jpg

Видно, что дорога была повреждена сходом селей. 

h-3277.jpg

h-3276.jpg 

Ну и заодно продолжаем фоторепортаж из серии  «классика грузинского вождения»:

h-3279.jpg

Как Вам такой обгон? Приятно когда в лоб на горной дороге в повороте летит негабаритный трал?

Привыкайте!  Как сказал  офицер полиции в американском фильме «Смоуки  и Бандит»:

«Здесь Джорджия, сынок!»

Западло на мощном внедорожнике плестись за колонной малолитражек? Сплошная? Без проблем!

h-3284.jpg

Слепой поворот, сплошная? «Это для туристов! (с) не тащиться же 60 км/ч за грузовиком”

h-3280.jpg

И так далее, до бесконечности.

В 15-30 в районе с. Пасанаури останавливаемся посмотреть место, которое проскочили в прошлом году- точку слияния рек Черной и Белой Арагви.

h-3270.jpg
Арагви - река в Восточной Грузии, левый приток Куры. Образуется слиянием Белой, Чёрной и Пшавской Арагви (последняя стекает с западных склонов г. Барбало), стекающих с южных склонов Большого Кавказа, у посёлка Пасанаури.

Должен сказать , что фото в интернете с выкрученным «в плюс» контрастом в Photoshop более зрелищны, чем реальная картина, поэтому посмотрев продолжаем движение в сторону Крестового перевала.

Ну а я тоже “подкрутил” краски. Как все.

h-3268.jpg

Преодолев перевал, подъезжаем к Степанцминде. Меняем 5000 рублей на 185 лари и заселяемся в отель Easy, где у нас забронирован номер. Отель действительно оказался «Вери изи» в плане расположения – прямо на центральной дороге, но очень тихий, т.к. стоит на островке двух «потоков».

h-3260.jpg

Номер стоил аж целых 150 лари. Решили напоследок взять лучше. Хорошая сумма, на мой взгляд, но это оказался один из лучших номеров поездки. Вот такие интерьеры:

h-3263.jpg

h-3262.jpg

Уже стемнело, и мы пошли подкрепиться в ресторан “Khevi”, он расположен прямо вдоль центральной дороги. Отличные, большие порции, очень качественные блюда. Ужин на троих, включая 2 шашлыка, 2 салата, суп , закуски, традиционный вкусный лимонд «Kazbegi» обошелся в 60 лари.

Сытые и довольные, полюбовавшись в сумерках видами на Казбек

h-3258.jpg

 и  церковь Гергети отправились в номер.

h-3259.jpg

21.09.17 Степанцминда-Кропоткин (512 км)

h-3325.jpg

Проснулся пораньше, пошел в туалет и увидел из окна «в сортире»(с)  вот это:

h-3265.jpg

Забыл, зачем шел в туалет, взял фотоаппарат, открыл окно и сделал еще пару кадров.

h-3261.jpg 

Потом пошли перекусить в ресторан “Khevi”. Взяли хачипури. Поев, собрали вещи и выдвинулись на границу.

h-3287.jpg 

Очереди на грузинской стороне не было, прошли очень быстро.

Проехав нейтральную территорию, уперлись в небольшой хвостик на нашей стороне.

Машины российская таможня проверяла более тщательно, но за счет количества «ручьев» процесс занял относительно немного времени. Досмотровые ограничились поверхностным осмотром багажа, штампы проставлены, и мы снова в России.

Двинулись в сторону Владикавказа, прикупив продуктов в Магните, заправились до полного бака на Лукойле.

h-3288.jpg

Наш путь лежал в гостиницу «Лада» в г. Кропоткин, где мы уже останавливались на пути в Армению. Стандартные «контрольные точки»  дня - остановка на посту в. С. Малка для проверки документов, осмотра багажника и затор под Пятигорском, который мы объехали через улицы города.

h-3289.jpg 

В 18 часов мы финишировали в Кропоткине и заселились в гостиницу.

h-3286.jpg 

22.09. Кропоткин-Москва (1300 Км)

h-3322.jpg 

Опять длинный "перегон дальнобойщика". Встали в 5 часов утра, бодрые, выспавшиеся,  в 6 утра, заправившись на Роснефти рядом с гостиницей, стартовали  в сторону дома.

После поста в районе с. Цукерова Балка, прикупили на ярмарке арбуз и яблоки, заехали в большое кафе при АЗС Роснефть, подкрепиться сосисками и супом.

Дальнейшее движение описывать не буду- оно не представляет интереса, т.к. все стандартно.

Контрольные точки:

Остановка в д. Лосево на перекус в 15-05.

h-3293.jpg

 Кстати, пробки перед Лосево не было совсем. Еще обнаружил, что вроде бы, строят объездную дорогу в обход с. Лосево и г. Павловск. Если это так, то скоро люди будут ездить в Крым и Краснодарский край без пробок…

17-30 –остановка на Лукойле сразу за Воронежом  на дозаправку и кофе.

h-3294.jpg

В 22-58 финишировали у дома (так и должно было произойти  в первый день, а не в 3 часа ночи, как получилось из-за пробки)

Результаты на фото.

h-3295.jpg

Расход за всю поездку составил 6,7 л/100км, что радует, т.к. было очень много высоких перевалов и горных извилистых дорог+ работал кондиционер.

h-3296.jpg

Средняя скорость за всю поездку составила 88 км/ч , что на мой взгляд неплохо, учитывая горный рельеф в Армении и Грузии. Выглядит эта цифра немного странно. Возможно просто где-то в России уже был  случайно сброшен счетчик средней скорости..Ну ладно.. это не главное. 

Всего было пройдено 6109 км от «двери до двери».

Машина ни разу не подвела в дороге, что радует. Единственная, если так можно выразиться, неисправность, устраненная уже по приезду - замена «люфтящей» правой стойки  стабилизатора. Но это даже сложно назвать поломкой, учитывая что ее пробег до замены составил 174 тыс.км и был равен общему  пробегу машины.

В целом же по поездке можно подытожить:

1.       Армения, учитывая расстояние, страна для более «вдумчивого» автотуриста нежели Грузия. Туристическая инфраструктура Армении развита слабее, это даже видно по отсутствию или состоянию табличек, указывающих на достопримечательности.  Основные достопримечательности в Армении – церкви, храмы. Но расположены они, в очень красивых, интересных местах.

2.       В основном  на исторических достопримечательностях, в музеях, да и вообще информация дублируется на русском. В Грузии же- на местном и на английском языках. Мне показалось, что люди в Армении очень доброжелательные, всегда готовы  помочь, с радостью общаются. В Грузии тоже в целом гостепреимные люди, однако, мы отметили некоторые  неприятные моменты, с которыми можно ознакомиться, прочитав предыдущий отчет. Вообще, как заметил, один человек, если по приезду в гостиницу постояльцу не нравится предложенный номер, грузин покажет на дверь, а армянин обязательно постарается предложить другой.  Понятно, что, возможно, это преувеличение, но доля правды в этом высказывании, как мне показалось, действительно есть.

3.       Армения более самобытная, она не смотрит в сторону ЕС и США, в отличии от той же Грузии, в которой это видно весьма отчетливо. Это очень радует! Армения более дружественно расположена по отношению к России, это объясняется, я полагаю, еще и историко-географическим положением- маленькая христианская страна среди мусульманских государств. С востока - явные враги -азербайджанцы, с запада- Турция(с которой отношения тоже сложные) , с юга и севера - нейтральные иранцы и грузины. Далекая Россия, как мне показалось, воспринимается как надежный партнер, и к русским отношение очень благожелательное.  

4.       С промышленностью в Армении дела обстоят  плохо (у нас тоже плохо, но не настолько). Как сказал гид в историческом музее в Ереване и местная жительница – «промышленность находится в коме».  Пока ездили, действительно видели очень много полуразрушенных предприятий еще советского времени. Видно, что страна более бедная, нежели Грузия.

5.       Топливо в стране не очень хорошего качества, вид некоторых заправок, особенно в южных областях, внушает страх. Явно это чувствовалось при движении в горных районах, по жаре в Сюникской  области, когда даже начиналась детонация под сильной нагрузкой. Этот звук я уже забыл со времен езды на ВАЗ-2104. После этой поездки наш Лукойл, Шелл , и пр. заправки-как бальзам.

6.       По общению с представителями власти (дорожная и обычная полиция) сказать ничего не могу- встреч в этой поездке с ними не было от слова вообще.

7.       Порой было очень жарко - под 39 градусов, при том, что Армения - это не пляжная страна, и ходили мысли, что следующее путешествие надо планировать на Север. Купаться по сути тут негде (холодный Севан, имхо, считаю "морем" с натягом).

      Очень заинтересовала самая южная точка маршрута - дорога вдоль иранской границы. Мир по ту сторону долины реки Аракс произвел очень сильное впечатление, и как знать, может когда-нибудь получится добраться на авто и помочить ноги в Персидском заливе.

Ну а пока мы будем готовиться к новым путешествиям, и вспоминать эту поездку, в буквальном смысле наполненную теплыми впечатлениями.


Материалы сайта "Автопутешествия по России" www.autotravel.ru