Откуда: Когда: 06/2016

По маршруту: Москва, Кимры, Углич, Рыбинск, Пошехонье, Череповец, Кириллов, Липин Бор, Вытегра, Вознесенье, Петрозаводск, Медвежьегорск, Поросозеро, Суоярви, Питкяранта, Рускеала, Лахденпохья, Лумиваара, Приозерск, Санкт-Петербург, Псков, Изборск, Великие Луки, Москва Часть 1.

Рейтинг отчета: 12

Автор:

Часть Третья. Въезжаем в Карелию 21.06.2016

Утром проснулись, покидали вещи кое-как в машины и понеслись к Вытегре. Выехали из гостиницы мы около 7 часов утра. Голова плавала, а зрение чуть тормозило. Знаете, как в танке: повернул голову, а зрение доворачивается с некоторым опозданием - сказалось недосыпание и перегрузка предыдущего дня. Дело в том, что я не просто вёл машину по незнакомой дороге - в этом нет ничего необычного, а я вёл машину, которая была несколько не совсем исправна, на плохой резине, с заклеенными камерами, разбитой подвеской и люфтящим рулём. К тому же, в машине было дико жарко!
Я вообще очень плохо переношу жару, а жару с духотой, так вовсе отвратительно. А тут целыми днями температура держалась на отметке +27-+30, мы с женой ехали в тёмно-зелёной машине без кондиционера, в которой окна вроде бы открывались, но толка от них было очень мало. Были мысли снять напрочь надставки дверей и ехать в этаком полукабриолете, но тучки на небе и необходимость периодически покидать машину лишали меня удовольствия наслаждаться тугими струями ветра, забирающегося в волосы. В УАЗе есть недокондиционер в виде печки: летом в жару просто нужно открыть воздухозаборник на капоте и включить обдув и в районе ног в кабину врывается тугой поток относительно свежего воздуха. Правда лица и тела он ни коем случаем не касается, так что спасает он не очень сильно. У меня закрадывались грешные мысли переодеться в килт - чтоб хоть как то, хоть что то себе охлаждать, а то через плотные штаны до тела не доходило вообще ничего.
По жаре я засыпаю. Наверное, именно поэтому, южному отдыху я предпочитаю северный, а палящему солнцу и шкварчащим на пляже телам - мох и комаров. У меня есть опыт, когда я при температур 45+ под Астраханью гулял в полдень с непокрытой головой по степям и прекрасно себя чувствовал, но там я двигался, успел акклиматизироваться и был какой-никакой ветер.
В общем, это дело десятое, но утомляло очень сильно, равно как и вой печечного кондиционера, завывание ветра в элегантных обводах кузова нашего авто, рыскание по колее и невозможность ехать привычные 90.

Выехали из Липиного Бора на трассу кратчайшим путём по хорошей асфальтовой дорожке. Повернули налево в сторону Вытегры. Дорога была не скучна, но была весьма однообразна. Хорошая новая трасса, свежий асфальт, временная оранжевая разметка. Вдоль разметки, с интервалом метров в 5, дюбелями были прибиты кусочки красно-белой полосатой ленточки. её предназначение так и осталось тайной, то ли это такой колхозный способ ориентирования для слепых водителей, то ли способ украсить дорогу яркими полиэтиленовыми бантиками.

0_ca881_fa7e9a5d_XL.jpg


Дорога узкая, всего одна полоса в каждую сторону, для обгона необходимо выходить на встречку. Я много слышал ужастиков о том, ка люди по 40 минут тащились за комбайном и не могли его обогнать, ввиду чрезвычайно плотного потока автомобилей. Но в столь ранний час мы не заметили никаких проблем с обгоном. Просто потому, что обгонять, собственно, было некого. Дорога была чиста, пуста и прекрасна. Ни одной фуры, ни одного комбайна, ни ям , ни ухабов - едь себе и едь! Нас несколько раз обгоняли - мы же тихоходы: 80 и точка!  Ребята унеслись вперёд, так как у них машина радовалась новому здоровому хорошему асфальту без холестерина и нитратов. Периодически мы получали от них рапорты, что они разогнались до 160 км\ч, что вдвое превосходило нашу скорость. Оторвавшись на значительное расстояние и потеряв радиоконтакт, они притормаживали и поджидали нас.
Пейзажей красивых не было - только лишь сплошные леса и холмы, ломаная лента дороги, будто на смятом листе бумаги, но был восхитительно чистый и прозрачный утренний воздух, ещё не напоенный влагой под жаркими лучами солнца.
Вскоре, появились достаточно продолжительные и крутые подъёмы. Еслии перед ними не разогнаться до 70 км/ч, то УАЗик отказывался взбираться на 5-й передаче и приходилось переключаться вниз, взбираясь ввысь и отчаянно обдавая чёрным дымом тех, кто неосмотрительно решил понюхать выхлопную трубу.

0_ca884_d6988cdc_XL.jpg


Не задолго до Вытегры слева от дороги стали появляться съезды с указателями "шлюз номер 9", потом " шлюз номер шесть"

0_ca887_bc5e32b4_XL.jpg

Где то в этом районе на въезде в деревню выросла деревянная церковь. Видок у нее был, мягко говоря, не ахти. Такое впечатление, что на старый сруб надели верхушку от детского новогоднего подарка:

0_ca886_fc82aebf_XL.jpg



Дома в деревнях построены так, что выходы из многих ведут прямо на проезжую часть. То же касается и магазинов. Тротуаров, равно как и обочин, нет в принципе и взрослые люди и дети шастают по дороге.

Церковь эта стояла на краю старого кладбища и, если верить навигатору, рядом, прямо между могил, была ещё одна церковь. Но время поджимало и мы решили осмотреть детище сумрачного архитектурного гения. Основание служил старый сруб, покрытый побелкой. В верхней части видны фрагменты внутренних срубов, поддерживающих стропила, большая часть окон выбита. Сверху сруб накрыт металлической кровлей, из которой торчат три косых купола, опирающихся на барабаны, сколоченные, по видимому, из ближайшего забора или из вагонки с чьих то стен. На двери висел замок.

Перед Вытегрой мы взобрались на высоченную горку, откуда можно было обозревать предкарельский ландшафт.

0_ca888_bf73657d_XL.jpg


Не смотря на приятное утро, к нашему въезду в Вытегру природа успела раскалиться до того предела, когда начинаешь задумываться о восточной мудрости и полосатом ватном халате. Ребята заправились, а мы заехали за едой и батарейками для навигатора.
На противоположной стороне дороги стояла стела "Вытегра", под которой мы обязаны были сфотографироваться.
Вытегра для меня стало синонимом загадочного северного города, где тишина и покой переплетаются с красотой природы. К тому же:

-Вытегра!
-Да, я Тигра! *произносить голосом, констатирующим очевидное*

0_ca889_a35bbea5_XL.jpg

Немного поплутав по городу и проехав мимо бывшей церкви, ныне дома культуры

0_ca88c_3dde6d33_XL.jpg


Мы пересекли канал, свернули налево и выехали к причалу, где стояла подводная лодка.

0_ca88e_c2eac21c_XL.jpg


Припарковались около кормы.
В глаза сразу бросилось, что лодка как то неестественно торчит над водой, будто надувная и казалось, что она должна легко упасть на бок. Чуть позже я заметил, что из воды ее приподнимают два длинных понтона, приваренных в нижней части корпуса и образующих "полочки" по которым посетители могут подойти к борту. Так же выяснилось, что для входа и выхода в бортах прорублены две двери, потому как иначе я, равно как и половина населения России внутрь бы не попал - в нормальном режиме вход осуществляется через командирскую рубку а там..кхм.. люк такой, что кхм... не пролезаю я в него вобщем...
В задней части корпуса виднелись заглушки кормовых торпедных аппаратов, три винта и рули.


0_ca88f_c782dd49_XL.jpg


Многочисленные отверстия в бортах - это окна, через которые проходит вода к балластным цистернам, вытекает из пространства под верхней палубой, и т.д.  Очень интересно взаиморасположены винты и рули: перед каждым рулём находится отдельный винт, что позволяет кроме обычного механизма поворота, так же и перенаправлять струю воды от винта.

Пошли к кассе за билетами. Дорожка вдоль лодки выложена мелкой плиткой. На плитке сидит с десяток детей и выковыривают травку, проросшую сквозь швы, ножами. Чем мешают тоненькие зелёные прослойки - ума не приложу. Так же неясным остаётся то, почему нельзя  просто прогнать трактор со щёткой, который содрал бы эту растительность в считанные минуты без утомительного кропотливого ручного труда.  
Перед кассой на берегу установлен минный тральшик. Что характерно, он имеет деревянный корпус, что должно защищать его от срабатывания магнитных мин. Вспомните "Калипсо" Жана Ива Кусто - он так же изначально работал минным тральщиком и имел деревянный корпус.
Так же, из примечательного, можно отметить лебёдку на корме, предназначенную для установки трала.

0_ca891_b3009a96_XL.jpg


В кассе нам сказали, что экскурсия проводится для групп от 5 человек и билет стоит 340 рублей. Нас было четверо. Окинув взглядом пустынный пейзаж вокруг, мы поняли бесперспективность поиска третьего пятого и решили просто доплатить.
Моему удивлению не было предела, когда цена билета выросла всего на 40 рублей - пятым в группу зачислили ребёнка.
Минут 10 мы подождали экскурсовода. Когда подошла женщина-экскурсовод, мы узнали, что это не Б440, а дизель-электрическая подводная лодка Буки-440, проекта 641, по американской классификации относится к классу "фокстрот".

Вход внутрь производится через переднюю дверь, ведущую в носовой торпедный отсек. Экскурсовод сказала,что для удобства туристов, и для их же безопасности пришлось срезать больше половины оборудования и провести ещё некоторые перестройки, например прорезать двери. В противном случае, из-за нагромождения вентилей, трубопроводов и приборов было бы очень просто врезаться куда-нибудь головой. Признаться, не смотря на все старания администрации музея, я таки нашёл пару мест, где смог с удовольствием, от души приложиться темечком об угол. Носовой торпедный отсек необычен своей высотой: для размещения 6 торпедных аппаратов пришлось задействовать высоту почти всего корпуса лодки.

0_ca893_d835d449_XL.jpg


Со слов экскурсовода, служба в торпедном отсеке была престижной - только в нём имелось принудительное охлаждение воздуха и температура не превышала 25 градусов. Так же, торпедный отсек относительно просторен. в носовом отсеке имеется специальный люк для погрузки торпед - он смотрит назад и вверх над люком в соседний отсек. Здесь, так же, находился и запасной боекомплект к торпедным аппаратам, что ещё более стесняло отсек. Со слов экскурсовода, у тех, кому посчастливилось служить именно в торпедных отсеках, было ещё одно теоретическое преимущество: дополнительные возможности для оставления подлодки, терпящей бедствие. Например через люк для погрузки торпед или через трубу торпедного аппарата. В случае, если появлялась потребность, весь расчёт одевал водолазные костюмы, и помещался в трубы торпедных аппаратов, по три человека. Как это у них получалось - ума не приложу, ведь диаметр трубы вряд ли превышает 60 сантиметров.

0_ca895_ea807740_XL.jpg


Далее, внутреннюю крышку люка задраивали, и аппарат заполняли водой. После этого открывался внешний люк. После выхода наружу, первый идущий, цеплял к корпусу специальный линь с узлами и буйком. Узлы, иногда. дополнялись деревянными шариками Узлы позволяли ориентироваться в условиях полной темноты и правильно рассчитывать скорость подъёма.  Скафандр крепился к тросу специальным карабином, который требовалось перецеплять при достижении очередного узла. Так же, на преодоление каждого узла было строго регламентированное количество вдохов и выдохов. Бывали случаи, когда люди гибли, не сумев в панике перецепить карабин.
Но была у этого метода и печальная сторона: управление торпедным аппаратом осуществлялась исключительно изнутри отсека, и, как следствие, требовало присутствия человека в лодке. То есть, всегда приходилось выбирать смертника, который оставался в лодке и не мог покинуть ёё вместе со всеми. Ему приходилось искать иной выход.

так же, выходом мог являться люк для погрузки торпед.

На стенке располагается пульт управления пуском торпед и баллоны системы беспузырной стрельбы: До включения маршевого двигателя, торпеда выстреливалась из аппарата сжатым воздухом, при этом, пузырьки воздуха, которые могли выдать местоположение подлодки, улавливались специальной системой.
Рукоять пуска представляет из себя качающийся двуплечий рычаг, один конец которого опирается на кнопку клапана воздушной магистрали. Внешне они очень напоминают ручки холодильника ЗИЛ, а баллоны, расположенные под ними - навевают воспоминания о сифонах для приготовления газировки.

0_ca894_66a222c8_XL.jpg


Для удобства экскурсантов, в отсеке демонтированы спальные места и почти всё оборудование, предназначенное для погрузки торпед. Но с потолка по прежнему свисает один тельфер с электроприводом

0_ca897_e679446_XL.jpg


Примерно над концами торпедных аппаратов с потолка свисают странные медузоподобные коробки, напоминающие апгрейженых иллитидов из компьютерной игры "Герои" , ну, или на худой конец, фен для медузы горгоны.  Это всего лишь некие "Гидроакустические коробки". К слову, вызвать панику они смогут у любого арахнофоба.

0_ca896_e845981e_XL.jpg


Покидаем отсек через дверь. раньше ее, разумеется, не было и выход осуществлялся по откидному трапу через люк (как его правильно назвать, увы, не вспомню). Трап выполнен откидным ввиду того, что под ним расположен вход в одну из двух аккумуляторных ям лодки. При движении  в надводном положении или на малой глубине аккумуляторы заряжаются от работающих дизелей, в подводном же положении, лодка движется за счёт трёх мощных электродвигателей.  Так же, аккумуляторы, расположенные в нижней части корпуса, работают балластом, не позволяющим лодке крениться или переворачиваться.

Поднялись по пологому туристическому трапу, миновали переборку и остановились возле люка. Люк имеет выгнутую форму и запирается по байонетному принципу, то есть выступы люка, входят в пазы во вращающемся обруче, который после этого проворачивается, прижимая, за счёт клиновидности паза, люк к привалочной поверхности. Поворот запирающей обоймы осуществляется за счёт кремальеры, приводимой в движение толстой стальной рукояткой. Когда люк открыт, рукоятка кремальеры находится в горизонтальном положении и заблокирована. Говорят, что ввиду строжайшего запрета на наступание на привалочную поверхность люка, служащие преодолевают неудобный узкий люк оригинальным способом: держась за горизонтальную рукоятку проныривают в люк ногами вперёд.  Экскурсовод предложила попробовать закрыть и открыть люк. В отстутствии градиента давления это получается достаточно легко. На люк нанесена важная информация в виде: Объёма соседнего отсека и таблички языка для перестукивания, в случае невозможности пользования радиосвязью. Над люком находится вентиль, предназначенный для выравнивания давления между отсеками. Учитывая размер люка, разница давления, допустим, в 0.1 атмосферу, может не позволить открыть люк или наоборот отшвырнуть его в сторону вместе с открывающим.

От этой переборки начинается отсек, предназначенный для размещения офицерских кают. Отдельными каютами могут похвастаться очень не многие, например капитан, старпом, штурман, остальные живут или в двухместных  или же в отсеках приписки, не покидая рабочего места. Впрочем, каюта капитана так же не отличалась выдающимся комфортом: койка, да секретер.

0_ca89b_b057fd88_XL.jpg


Казалось бы, у него есть возможность уединения, но нет. перед погружением лодки, все сдвижные двери должны находиться в открытом положении, так как в противном случае, ввиду деформации, их заклинит и человек окажется замурованным внутри. Деформация же неминуема. Представьте себе, что при погружении на глубину 10 метров, на каждый квадратный сантиметр поверхности лодки начинает действовать сила в 1 кг\см кв., на один квадратный метр - 10 тонн. Сколько таких квадратных метров в лодке, а, следовательно, сколько тонн давит на лодку?

Напротив находится каюта-рабочее место гидроакустика. Тут, на такой же площади, как и у капитана. располагается ещё и оборудование.

0_ca89c_490b4bfa_XL.jpg


Большинство офицеров ютятся в двухместных каютах. Теснота страшная! А с потолка, даже в каютах свешиваются вентили, приборы, кабели.

0_ca89d_ea90ec51_XL.jpg



Следующая по коридору идёт офицерская кают компания. Это всё та же боковая каюта, что и были до этого, но только в 2 раза длиннее. Здесь проводятся мероприятия, офицеры и командир принимают пищу, проводятся хирургические операции. Хирургическое оборудование удалено, но как напоминание об этом, на стене висит стенд с инструментами.

0_ca89f_d41c1de3_XL.jpg


Экскурсовод сказала, что на подводный флот берут людей ростом до 180 сантиметров, то есть я вполне мог бы сгодиться. Меня такая перспектива привела просто таки в ужас, ибо теснота - даже потянуться негде и это при демонтированном оборудовании. Для масштаба: на фото Наташа: рост 150 см- она ни во что не врезается и чувствует себя комфортно. Прибавьте ещё 30 см вверх и поймете, как себя чувствовали люди, ростом 180.

0_ca89e_838a0e74_XL.jpg


Вот этот самый синий вентиль в потолке и встретил мой лоб в первый раз. Под трубами, впрочем, я без скрючивания, тоже не прохожу. А ещё я цепляюсь локтями и плечами за эти стеночки и мне приходится ходить боком, приставными шагами, сутулясь и втягивая голову в плечи.

перешли в следующий отсек. Тут находятся органы управления и один из двух туалетов на лодке.Собственно, туалет находится при входе. При первом взгляде, он напоминает старый советский несгораемый шкаф. Внутри кроме унитаза поездного типа установлены разнообразные вентили и краники. На двери же закреплена табличка с указанием при крайней необходимости выдавить стекло порядка пользования данным космическим троном. Со слов экскурсовода, новичкам не всегда рассказывали что и в каком порядке надо крутить и куда нажимать, в результате, поток забортной воды врывался в тесное помещение, вынося на пользователя все нечистоты.  К слову сказать, инструкция занимает примерно лист А4 мелким шрифтом и в случае необходимости маловероятно, что кто то дочитает до конца. Видимо, именно на этот случай дверь и выполнена из толстого металла и снабжена массивными запорами

0_ca8a0_614937fb_XL.jpg


Чуть далее распололоженно просторное помещение, четверть которого, если не больше, занимает каюта штурмана. Штурман, пожалуй, устроился на лодке даже лучше командира: у него самый большой метраж, правда львиную его долю занимают таблицы, карты и графики, разложенные на столе. Так же тут установлено что то на вроде примитивной ЭВМ.

202.JPG


На углу каюты находится перископ. Перископ это не просто труба с линзами и зеркалами, а целое сооружение, массой 450 кг. Сам перископ можно вращать во-круг оси, взявшись за 2 складные ручки, можно отрегулировать угол к горизонту - для этого так же есть специальная ручка, а ещё одна наводит резкость. Можно подобрать удобный светофильтр. Посмотрел сквозь зеленоватое стекло на свою машину, стоящую на берегу. Весит эта исполинская подзорная труба, если верить шильдику, 450 килограмм. Перископ подвешен на системе противовесов, позволяющей без особых усилий поднять его или опустить в перископную яму. Здесь яма заглушена для безопасности туристов. Наташа же использовала заглушку как ступеньку, чтобы заглянуть в окуляр.

0_ca8a6_f47a81b5_XL.jpg



Почти над окуляром находится лестница и люк в капитанскую рубку. Сверху, в колодец что то капало. попробовал залезть наверх, но потерпел сокрушительное фиаско: на поясе, прямо на ремне, у меня закреплена сумка-планшетка с ключами от машины. так вот эта сумка, в комплекте с моей пятой точкой, не пролезли в люк. Пришлось спускаться. Наташа же залезла, даже таща на себе зеркалку. Со слов экскурсовода, при ходе лодки в надводном положении, на верхней открытой части капитанской рубки всегда должен находиться дежурный.

0_ca8a2_f58874af_XL.jpg


Вернувшись, она сказала, что снаружи на смену одуряющей жаре пришёл ливень. Возле перископа расположена невзрачная серая коробочка, покрытая молотковой эмалью, "Каштан"- переговорное устройство, позволяющее связаться с определённым отсеком, или же сделать общую "рассылку" по всем отсекам.

0_ca8a3_f8784e2d_XL.jpg


Экскурсовод объявила на всю лодку что то на вроде:"Всем по местам, задраить люки, подготовиться к погружению", чем вызвала небывалый переполох у иностранных туристов, блуждающих по лодке. Рядом с Каштаном висит обыкновенный телефон с резиновой заглушкой на второе ухо - по нему можно побеседовать с кем-либо тет-а-тет.
Со слов экскурсовода, людям нельзя свободно гулять между отсеками и на каждое такое перемещение требуется получить санкцию дежурного, находящегося тут же.

На переборке между отсеками можно увидеть кренометр в карболитовом корпусе. Вообще, всё, что касалось войны, в советское время делали не только утилитарным, но и не лишённым некоторого дизайнерского изыска: обратите внимание на плавные изгибы, на закруглённые края стекла! Тут поработал дизайнер! Это вам не тумбочку газетами обклеить!

0_ca8a5_89853805_XL.jpg


В нижней части кадра видна рукоять кремальеры, зафиксированная в горизонтальном положении "открыто". Обратите внимание на красный гаечный ключ-трубочку, закреплённый за ручкой - со слов экскурсовода, он имел двойную функцию: кроме отворачивания болтов, им же и перестукивались в аварийной ситуации.
На внешней стене висят такие интересные приборы, как деферентометр - по сути, это просто изогнутый дугой уровень, с нанесённой над пузырьком шкалой. Трубочка так же заключена с стильный карболитовый корпус.

тут же висит табло, оснащённое множеством стильных белых и зелёных лампочек, закрытых цветными стеклянными вставками,  имеющими правильный мелкий рисунок. Если бы такие продавались бы, то я непременно сразу же приобрёл их целую горсть и поставил бы в машину в качестве сигнальных ламп. Это сигнализатор забортных отверстий. на сколько я понимаю, это табло позволяет узнать о незакрытой форточке ДО начала погружения..

0_ca8a4_30fdf285_XL.jpg


Почти на выходе из отсека расположен пульт управления продувкой и заполнением балластных цистерн. представляет он из себя целую стену, заполненную разноразмерными вентилями, словно луговым клевером. Вентили имеют разный размер, разное количество спиц, они выгнуты от пользователя или наоборот обращены к нему, на ободах имеются приливы и выступы - все  это должно помочь найти нужный вентиль в условиях темноты или стресса.

0_ca8a7_d061b1cf_XL.jpg


Говорят, что подводники, во время тренировок, доводят навык работы с этими вентилями до автоматизма, знают где и какой по номерам, и могут не задумываясь работать в слепую. Для облегчения ориентирования, некоторые вентили так или иначе обмотаны толстым жёстким шнуром и закрашены поверх него. Это, по большому счёту, очень неправильно так как нарушается строжайшая пожарная дисциплина. ввиду того, что команда дышит регенерированным воздухом, количество кислорода в нём несколько снижено относительно нормы, но в атмосфере присутствуют водород, выделяемый регенераторами. Процентное содержание водорода достаточно высоко и легко может привести к взрыву. Именно по этому, на лодке запрещён открытый огонь, искры и всё, что может загореться нещадно истребляется. Хотя, иногда, по разрешению командира, позволяется иметь такие вот опасные излишества.

0_ca8a9_bdd68524_XL.jpg


Здесь же стоит постамент от гирокомпаса. Сказать про него ничего не могу, так как он демонтирован. Но за ним, в дальнем углу расположена ЭВМ для расчёта траектории торпеды и ее наведения. Смотрится как гигантский кассовый аппарат, оснащённый десятками стрелочек и шкал

0_ca8aa_d49f35cd_XL.jpg


На выходе из отсека в полу расположен люк, ведущий в морозильные камеры для продуктов. Большая часть пищи хранилась в сухом виде или в виде консервов, рассованная по углам в отсеках. Холодильник же только для небольшого количества скоропортящихся продуктов. Я прикинул какого протискиваться в этот крохотный люк, держа в руках ещё и продукты..

0_ca8ab_c62d6bfd_XL.jpg


Проходим переборку и вновь попадаем к каютам - тут каюта, в которой расположен радар, напротив нее находится буфет. Нет, это не шкаф с пряниками. Это стенной шкаф, а котором хранится посуда на 88 человек экипажа.

0_ca8ad_6f49c270_XL.jpg


 Следом за ним находится камбуз, в котором и готовили еду на 88 человек. Один только взгляд внутрь заставляет вспомнить гигантские кухни хрущёвок! Представьте себе: здесь трудилось сразу 2 человека!!! Готовили на электрических плитах.

0_ca8af_d665fcf_XL.jpg


Следующим был отсек дизелистов. В отличии от остальных, он имел этакий тамбур для персонала.

0_ca8b0_24964e72_XL.jpg


В тамбуре тоже очень тесно и все стены, трубы и прочие поверхности обросли, будто мидиями, приборами

0_ca8b1_f1613c10_XL.jpg


Дизеля работают не постоянно, а только во время всплытия или хода на малой глубине, питаясь воздухом через шноркель. Следовательно, и грохот стоит не постоянно. Так же, это единственный отсек, куда ведёт полноценная ростовая дверь. В тамбур выведены все приборы, контролирующие работу дизелей и генераторов. Тут же располагался дежурный персонал, не занятый в работах внутри отсека. Внутри же, во время работы трёх двигателей температура могла подниматься до 70 градусов Цельсия. Со слов экскурсовода, сюда приходили греться и сушиться люди, замерзшие во время дежурства на капитанском мостике, иногда они прямо ложились на тёплый двигатель, но в последнее я верю с трудом, ибо представляю на сколько вибрирует дизель такого размера и какова его температура. В сам отсек выходят только головки блоков цилиндров, сами же двигатели, равно как и генераторы, расположены на уровне дна, под палубой. Сделано так для понижения центра тяжести. Для удобства осмотра лодки, один из дизелей демонтирован.

0_ca8b3_4f95bab3_XL.jpg


Вместо него на полу красуется прямоугольная заплатка. Со второго демонтирована клапанная крышка, открывая обзору часть механизмов,

0_ca8b4_b1ffd574_XL.jpg


вторая же часть превращена в витрину, на которой показаны не хитрые инструменты для обслуживания двигателя.
С потолка свисают странные трубы с пустующими фланцами. На сколько понял я, это детали выпускной системы. Шильдик гласит, что это некие "Захлопки"


0_ca8b5_c04de1f3_XL.jpg


При заглядывании в пустующий фланец видна червячная передача

0_ca8b6_a78dd746_XL.jpg


 А по середине, под потолком висел громадный электродвигатель мощностью в 50 кВт, снабжённый громадным редуктором. Мы так поняли, что он управлял рулем.

В следующем отсеки располагалась высоковольтная аппаратура, а под полом электродвигатели. К двигателям нас не пустили, а вот про порядки на лодке ещё чуть-чуть рассказали: Ввиду высокой температуры внутри лодки, невозможности стирать вещи, форму не стирали. Не верьте фильмам, где показывают подводников в строгих, чуть ли не парадных мундирах, бегающих между отсеками. На самом деле, они были одеты в рубахи и шорты их хб ткани, которые один раз в неделю выбрасывались. А если не выбрасывались, что было редко, то стирались, в отличии от кителя с погонами, белой рубашки и фуражки.


0_ca8b7_46aab6d5_XL.jpg


Данный манекен наблюдает за работой генераторов и управляет двигателем. Таких аппарата два, вдоль бортов.
Тут же находится второй туалет на лодке и раковина, которая изредка превращается в душ.

0_ca8b8_8a1ddeea_XL.jpg


При этом, к потолку подвешивается шланг с лейкой, по которому подаётся подогретая забортная вода.
Обычное мыло не мылится в солёной воде из-за слишком высокой жёсткости, по этому на лодке выдавали специальное мыло.

Проходим в хвостовой торпедный отсек. Погрузка торпед в нём предполагалась только на базе через сами торпедные аппараты, для чего слегка притапливали нос лодки. Теснота стоит неимоверная, потому как этот тупиковый отсек, по-видимому, подвергся минимальной прополке.

Очень интересна система привода лебедки тельфера: на цепь напресованны резиновые яйца. Цепь перекидывается через шкив, который имеет ребристую канавку, при чём дно канавки имеет меньший радиус кривизны, чем яйца. Таким образом, яйцо, попадая на шкив, прочно фиксируется в канавке, при этом, легко извлекается оттуда при изменении направления вектора силы, относительно радиуса шкива.

0_ca8bb_d2e9e24_XL.jpg


Следует обратить внимание на три яруса складных брезентовых коек с каждой стены.

0_ca8bd_d33e093_XL.jpg


С потолка свисает собранная гофрой труба из толстой резины на обручах, ведущая к аварийному люку. Именно через него предполагалась эвакуация экипажа с лодки,  терпящей бедствие. Сверху, над люком, расположено идеально ровное и гладкое кольцо, к которому должен пристыковываться спасательный аппарат МИР.  Говорят, что моряки столь почтительно относятся к этому кольцу, что при проходе по верхней палубе на него никогда не наступают! В случае катастрофы, аппарат садится аналогичным кольцом на это, уплотняется без дополнительных прокладок, выкачивает воду из зазора, за счёт чего, давление прижимает его столь сильно, что иные крепления просто нецелесообразны. Потом открывают люк и команда переходит в спасательный аппарат.
Второй же вариант, предполагает использование того самого хобота.
В случае, если гладкость привалочной поверхности стыковочного фланца нарушена, или же деформирован сам фланец, разворачивают хобот, команда одевает скафандры, отсек частично затапливается и экипаж по одному подныривает в хобот снизу.

0_ca8b9_7459253e_XL.jpg


Потом мы под дождём посетили верхнюю палубу лодки

0_ca8c8_9f04053c_XL.jpg


Красно-белая пуговица - это аварийный буй, в котором расположен радиопередатчик и, вроде бы как, есть подключения для воздуха и электричества.
По корпусу лодки расположены лючки с белой маркировкой "Э" - это места для подключения систем аварийного жизнеобеспечения лодки: опять же электричеством и воздухом. Расчитано, что в случае аварии, удастся подключить сюда магистрали и обеспечить людей самым необходимым.

Сели в машину и поехали в сторону парома в Вознесении. Для этого нам нужно было пересечь канал по шлюзу. Это, пожалуй, была самая плохая дорога в моей жизни: там, где то далеко, на большой глубине располагался асфальт, выдающий себя только глубоченными колодцеподобными ямами. Сверху всё было засыпано песком, который грейдируют, наверное, 1 раз в год и то в весокосный.



Пузотёрки, включая и Шевролю нашей команды ползли со скоростью улитки, периодически цепляясь пузом. Мы на УАЗе чувствовали себя королями положения, не смотря на громыхающий правый задний отбойник.

0_ca8cb_852c3241_XL.jpg


При переезде через шлюз картина стала совсем удручающей - тут даже не проглядывал асфальт, за то присутствовали два лежачих полицейских, по колено высотой.

0_ca8cc_b395e5e3_XL.jpg


Качество дороги было просто вопиюще низким



За шлюзом располагался местный автодор, на указателе к которому местные жители , не скупясь на выражения, выражали своё отношение.

0_ca8ce_14967a30_XL.jpg


 Но мучились мы не очень долго и сразу за городом выехали на прекрасный мягкий грейдер. Ребят мы отпустили чуть вперед, потому как, не смотря на прошедший дождь, пыль летела всё равно, да и скорость наша несколько превышала их.

0_ca8cf_361c748f_XL.jpg


Ехать по грейдерам на заднеприводном автомобиле вообще достаточно приятно: чуть больше газа в повороте и попа машины пытается обогнать морду, если дополнить плавным движением руля, то поворот проходится очень красиво с разбрасыванием за машиной мокрого песка и щебня. Ехали очень хорошо! скорость достигала где то 70 км\час!



По дороге нам попалась ещё одна деревянная церковь в стадии реставрации. Можно заметить, что некоторые брёвна в середине сруба заменены. Что характерно, тут мы опять же имеем пару церквей каменная-деревянная.

0_ca8d0_338a9dec_XL.jpg


Выглянуло солнце, дорогу подсушило. Но радость была преждевременной:

0_ca8d2_e5ec3b_XL.jpg


Чуть-чуть дальше нам встретилось объяснение мягкости грейдера- его тут постоянно ровняли. Никита смело попёр на таран грейдера, и я испугался, что сейчас они упрутся лбами и будут моргать фарами, бибикать и вести себя как бараны в московских дворах. Но Никита, оказывается, просто искал бруствер пониже, чтобы уйти вбок, не цепанув бампером.

0_ca8d3_580e6744_XL.jpg


С ветерком доскакали до развилки двух грунтовок, с красивым юзом ушли в поворот и вскоре въехали в Ленинградскую область. Решили сфотографироваться. Но тут нас ждали эскадрильи летающих кровососов, которые набросились на нас, даже не повязав салфеточек на хоботки. Но мы сдюжили и кадр сделали!

0_ca8d4_e833a48f_XL.jpg


Скоро долетели до Вознесения. Никаких особых впечатлений город у меня не оставил. Просто не было времени по нему погулять. Почти перед самой Свирью в парке стоит классный памятник Ленину. Это не стандартный типовой бетонный Ильич с протянутой рукой. Тут сразу показано, что труды и идеи Ленина опираются на труды Маркса, но Ленин приложил много сил к развитию этих идей(50 томов!), а оберегают эту пирамиду Закон союза молодёжи и ещё одна книга. Венчает же всё бюст Ленину.

0_ca8d6_d31b7413_XL.jpg


Подъехали к переправе в 15:40. Паром Аркадий Филатов стоял у причала, но погрузку ещё не объявляли. По расписанию он должен был отправиться в 16:10. Встали первыми в очередь.

0_ca8d8_9d960cf1_XL.jpg


Никита обещал, что плыть мы будем минут 40, никак не меньше и нам это даже надоест. Я собирался придаться фотографированию красот, и трудностей переправы, а пока что отправился в ближайший магазин, в котором нашлись имбирные пряники и домашние пирожки. Заточили половину  и я попробовал попытать счастье в покупки рыболовной сувенирки.  Но близлежащий магазинчик был закрыт без объяснения причин и я вернулся к машинам. Тем временем на небо заходила чернющая туча, предвещающая сильнейшую грозу. От греха подальше я заранее демонтировал антенну, чтобы не притягивать молнии посреди реки. Объявили погрузку. УАЗик и Шевроля заскочили вперёд всех и встали прямо к откидной аппарели противоположного борта, нас обилетили, содрав по 140 рублей и паром поплыл. Особенно поснимать не получилось, потому как паром, вместе с разворотом, плыл минуты 4. Интересности начались на выгрузке: оказалось, что второй борт не откидной и надо сдавать задом.
Сдали и я отправил за руль хозяйку машины. Наташа села, устроилась и мы поехали, одновременно с этим ливанул дождь со страшной грозой.

0_ca8da_e681ad5_XL.jpg


Но дорога после парома резко испортилась: на ней стала появляться и усугубляться очень жёсткая щебёнчатая гребёнка, на которой машину просто разносило. Наташа пугалась и терялась, я бухтел... Короче, километров через 20 такого мучения мы таки поменялись назад.  Но эта замена не помогла и я начал громко заклинать дорогу народными русскими словосочетаниями в 3 этажа. Ребята, улетевшие вперёд, поджидали нас под знаком, постулировавшим о переходе дороги в карельскую. Саша отказался выходить из машины, лило, как из ведра и я снял Наташу и Никиту из под полы дождевика.

0_ca8dc_157cbe64_XL.jpg


Вскоре наш грейдер приблизился к перекрёстку перед которым стоял жизнеутверждающий знак:

0_ca8df_d2a49504_XL.jpg


Один из которых тут же и показался. Точнее, это был не БелАЗ, но тоже хороший карьерный самосвал, попадаться которому под лапоток не хотелось

0_ca8de_ad11f11f_XL.jpg


В каждой проезжаемой деревне были лежачие полицейские совершенно варварских размеров! Дороги могло не быть, а вот они были, такое впечатление, что при строительстве населённого пункта заказчик ставил галочки:
- Сельсовет - есть
- Таксофон - есть.
- Бабка с козой - есть
- Лежачие полицейские(2 шт) - есть

Нашей машине с просевшей рессорой полицаи давались очень тяжело!
Вскоре проехали ещё одну брошенную церковь на обочине

0_ca8e0_38a75f7a_XL.jpg


А там уже был и Петрозаводск.

0_ca8e1_402e7c6_XL.jpg


В город мы въехали опять под моросящим мерзким дождём и поехали искать забронированную гостиницу. Дело было в том, что апартаменты, в которых мы останавливалиались в тот раз  оказались заняты. Дорога к самой гостинице лежала через жуткие буераки грунтовой улицы, куда ребятам можно было даже не соваться. Со всех сторон велась стройка и тощие смуглые рабочие азартно переругивались на гортанном наречии. До центра была пилить и пилить.

0_ca8e2_19929eda_XL.jpg


Тут же отзвонились ребята и сказали, что нашли гостиницу недалеко от центра с охраняемой парковкой, дешевле и с лучшими номерами. Отменили бронь тут и помчались на улицу Красную 34 а.

Разместились и пошли искать еду. Яндекс говорил, что почти все заведения в городе работают до полуночи. Сейчас же было всего 20:00, но город был уже пуст. Блуждали по улицам мы достаточно бессистемно и вышли к городскому родильному дому.

0_ca8e4_b6b6d2fa_XL.jpg


Вдоль здания стояли скульптуры крепких, здоровых, обнажённых женщин, пропагандирующих гигиену, здоровый образ жизни, и рождение детей.

0_ca8e6_968d6090_XL.jpg


Дальше мы вышли к фонтану "Калевала", по гранитной поверхности которого текли тонкие струи.


0_ca8e7_d5fc1c2d_XL.jpg


Около 10 часов вечера мы вышли к финскому театру и начали уже изучать навигатор в поисках хоть одного открытого заведения, потому как все те, что на форумах значились круглосуточными, на поверку работали только до 8 вечера.

0_ca8ea_cc042e43_XL.jpg


К 11 вечера мы вышли на Онежскую набережную и гуляли под нетемнеющим небом.


0_ca8ed_dff8c686_XL.jpg


Прошли мимо Рыбаков


0_ca8ee_64deaaee_XL.jpg


А потом, где то в полночь, ушли дальше от набережной. Там, как оказалось, вдоль всего озера расположены тренажёры. Очень хорошие комплексы на любой вкус. Есть и силовые тренажёры со свободными весами, есть и пенсионерские разминалки, а уж турников то не счесть.

0_ca8f1_199746dc_XL.jpg


Я не смог пройти мимо и три раза подтянул свою 108 килограммовую тушку к перекладине, на что Никита ответил исполнением подъёма переворотом и выходом на прямые руки.

0_ca8f0_242344c7_XL.jpg


Но еды это не добавило и мы голодные поплелись домой. Дома кое-как перекусили и упали спать.


Материалы сайта "Автопутешествия по России" www.autotravel.ru