Участник форума IPAAT:
Точная дата основания Палех неизвестна. Первое упоминание о селе близ города Шуи отно-сится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что Палех существовал уже в XV веке.
Окруженный волжско-окскими глухими борами, расположенный в стороне от рек, по кото-рым в старину велась торговля между городами, Палех долгое время жил очень обособлен-ной и замкнутой жизнью.
Различные документы первой половины XVII века, свидетельствуют о развитом иконопис-ном промысле в Палехе. Причем, со времен татаро-монгольского ига, когда многие монасты-ри, где писались иконы были разорены, а сами иконы подчас сжигались, в народе стали по-пулярны писанки – маленькие карманные иконки, которые можно было легко спрятать от врага при необходимости. И именно в Шуе и ее окрестностях «подпольное» миниатюрное иконописание было весьма развито. Считается, что бежавшие от татар в глухие места горо-жане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда это ремесло.
Правда, для Палеха писание «ширпотребных» икон не было характерно. Из-за постоянного бездорожья он редко посещался торговцами, скупающими оные для розничной продажи, что способствовало своеобразию развития палехского искусства. Там долго сохранялись старые иконописные традиции.
...продолжение
В середине XVII века слава об иконописцах из Вязников, Гороховца, Мстеры, Мурома, Хо-луя, Палеха, достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. И одно из самых известных творений палехских мастеров – роспись Грановитой палаты московского Кремля.
Другой замечательный пример настенной росписи можно увидеть непосредственно в Палехе, в Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1762-1774 годах в центре села. Ныне это фи-лиал Государственного музея палехского искусства.
Вплоть до начала XIX века, в отличие от промышленно развитых Мстеры и Холуя, где про-изводство икон было поставлено на поток, Палех продолжал сохранять очень кустарные, се-мейные, формы производства. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстере и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Здесь про-цесс создания образов не был раздроблен на множество мелких операций, как требовалось при массовом производстве, но при этом сохранялось разделение труда, получившее начало еще в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица - личник. Иконы в Палехе писались долго и тщательно, по старин-ным образцам, поэтому были уже тогда «эксклюзивны» и дороги, распространялись они, в основном, среди старообрядцев и коллекционеров.
Известна история о том, как в 1814 году И.В. Гете, заинтересовавшись суздальскими иконо-писцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор со-общил, что среди иконописных сел выделяется своим искусством село Палех. В нем иконо-писанием занимается 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь" - и были отосланы Гете.
С развитием капитализма во второй половине XIX века в Палех стали проникать элементы городского быта. Все меньше остается мастеров, работающих только со своей семьей. Все мастера либо работают на хозяев, либо сами превращаются в них, некоторые начинают за-ниматься только скупкой икон с последующей их перепродажей в городах. Появляются це-лые дома-мастерские, весь процесс иконописания раздробляется на множество мелких опе-раций, вместе с которыми укореняется чисто механический, ремесленный подход.
Тем не менее, на рубеже XIX-XX веков искусные палешане получили новые заказы – они стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новго-роде, Костроме.
Разросшееся к началу XX века иконное производство привело к страшному удешевлению иконы и снижению ее качества. Положение усугубило и появление дешевой печатной иконы машинного изготовления. Иконопись пришла в упадок. Лебединой песней мастеров стала в 1900 году реставрация (не совсем удачная) фресок византийских иконописцев XII века в Спасо-Преображенском соборе во Пскове.
В 1902 году, в целях сохранения иконописных традиций, Комитет попечительства о русской иконописи основал в Палехе, Холуе и Мстере иконописные школы (учебные мастерские) с четырехгодичным сроком обучения, которые просуществовали до 1917 года.
После Октябрьской революции палехские мастера остались без работы - иконы перестали пользоваться спросом. Многие стали заниматься сельским хозяйством, некоторые попыта-лись освоить другие ремесла - сапожное, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды и т.д. Часть палешан разъехалась по разным городам в поисках заработка.
После окончания гражданской войны появилась необходимость использования культурного наследия прошлого в самых различных областях и вот наступил 1922 год, когда Палех пере-жил второе рождение - живший в то время в Москве палешанин Иван Иванович Голиков увидел в Кустарном музее (ныне - Музей народного искусства) черную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскино и решил попробовать. В бывшей иконописной мастерской Голиков написал твореным золотом и серебром на дне фотографических ванно-чек из папье-маше свою первую миниатюру "Адам в раю". Руководство Кустарного музея заинтересовалось этой работой и тут же Голикову выдали полуфабрикат для дальнейшей ра-боты. Подтянулись и другие художники. Изделия бывших иконописцев вновь были хорошо приняты Кустарным музеем, который помог им не только советом специалистов, но и мате-риально, покупая их произведения и снабжая полуфабрикатом. В 1923 году изделия палех-ских мастеров получили диплом I степени на Всероссийской сельскохозяйственной и про-мышленной выставке, а в 1924 году палехские художники участвовали на выставке в Вене-ции, где их произведения пользовались огромным успехом, ибо венецианцы умеют ценить изящное.
4 декабря 1924 года в Палехе была организована Артель древней живописи. И вновь успех, на этот раз на Международной выставке в Париже в 1925 году. К 1927 году артель в своем составе имела уже 25 членов, в 1932 - более 100. 24 января 1932 года в Москве открылась выставка "Искусство Палеха", привлекшая много посетителей.
Новое искусство Палеха рождалось и в новой тематике. Художники обратились к современ-ности - к революционным сюжетам, которые вставали в их произведениях романтизирован-ными, легендарными, к сюжетам из деревенской жизни (сенокосам, жатве, уборке урожая и т.д.), к сюжетам из народных сказок, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Горького. Послед-ний назвал искусство Палеха "одним из чудес, созданных революцией". Одной из самых трудных задач, которые пришлось решать художникам-палешанам первого поколения был переход от оформления плоскостной поверхности иконы к оформлению вещи, имеющей форму и объем. А изделия из папье-маше были разнообразны и по форме, и по габаритам (шкатулки, ларцы, пудреницы, бисерницы, портсигары, броши, письменные наборы и т.п.). Новым элементом был и сам материал - папье-маше с черной блестящей поверхностью.
К десятилетию основания артели (1935 год) был открыт Государственный музей палехского искусства. Артель стала называться Товариществом художников Палеха, профтехшкола при артели была реорганизована в художественный техникум (позднее - художественное учили-ще). В этом же году село становится районным центром Ивановской области, а 23 апреля 1947 года разросшийся Палех получил статус поселка.
Вот так…
Что же можно сегодня увидеть в Палехе? Во-первых, это Государственный музей палехского искусства, где собраны настоящие шедевры на самые разные темы – иконы, революционный авангард, иллюстрации к сказкам, былинам, стихам, пейзажи и бытовые зарисовки. Ну про-сто восхитительно. Размеры – от крохотной шкатулки до целых панно. Здесь же, при музее, есть магазин, где можно приобрести что-нибудь особенно понравившееся. Только учтите – искусство – вещь дорогая, хотя здесь оно и в 2-3 раза дешевле, чем в Москве. Впрочем, ас-сортимент позволяет приобрести на память и что-нибудь не очень монументальное, рублей эдак за 200-500. Тут, мне, кстати, рассказали, как отличить дешевую подделку «под Палех», например шкатулку, продающуюся за 100-150 рублей, от такой же настоящей за 1500-2000 рубчиков. Очень просто – присмотритесь внимательно – картинка подделки скорее всего на-клеена (чего и быть не может в оригинале!) и залита неровным слоем лака, заметающем сле-ды (тогда как в оригинале слой лака даже не виден, настолько он тонок, а роспись идет уже поверх него).
Особенно Вам повезет, если Вы уговорите какого-нибудь художника раскрыть секреты про-изводства. Мне до сих пор помнятся и горы белых бумажных заготовок под шкатулки, и кис-точка, как магнитом притягивающая сусальное золото и наносящая его точно в нужное ме-сто, и огромная лупа, под которой можно рассмотреть роспись во всех ее деталях. Впрочем, большинство художников не пользуются увеличительными стеклами – традиция такая…
Ну, а после таких переживаний милости просим в терем-столовую, где Вас смогут поподчи-вать традиционными палехскими блюдами, особливо если Вы заранее оповестите о своем визите персонал.
P.S. Извините за многословность, но Палех стоит того, хотя и находится достаточно далеко от Иваново, как бы «в стороне от туристических маршрутов».
P.P.S. А как преображается Палех в ноябре, во время сбора рябины! Кажется, что все жители вывалили на улицу и трясут деревья…