Оборона Пскова состояла не только из Кремля (Крома), но и крепостных стен, защищающих районы города - Довмонтов город (1266), Средний город (1309-95), Запсковье (1465), Окольный город (1465). К сожалению, большая часть этих стен не сохранилась.
Кремлю повезло больше, он дошел до нас в хорошем состоянии. На его территории можно увидеть Троицкий собор (конец XVII века) и Приказные палаты (1693-95).
В Приказных палатах сейчас расположен музей, где можно познакомиться с атмосферой и интерьером, в котором осуществлялось руководство Псковской землей.
Участник форума IPAAT:
Кром и Довмонтов город находятся в центре города, вход за кинотеатром «Октябрь». Попасть на территорию можно совершенно свободно, до 22.00. Адрес: г. Псков, Кремль, д. 4, тел. (81122) 2-09-29.
Слышали такие слова – «закрома», «укромное местечко»? Так вот – это они от слова «Кром» произошли. Так на Псковщине называли крепости-детинцы (трансформация древнерусского обозначения кромки, края, границы). Слово это прижилось в русском языке и в центральной части страны за несколько веков трансформировалось в «Кремль», под таким именем став уже всемирно известным. Вообще, в псковском Кроме есть еще несколько лингвистических «раритетов», но о них я расскажу чуть позже.
Сначала поведаю о личных ощущениях от этого места. Еще до поездки, разглядывая фотографии Крома, я понял, что ждать от него особенно нечего – на всех фотографиях присутствовали лишь Троицкий собор с колокольней, да стена с башнями. Складывалось такое ощущение, что смотреть в этой крепости не на что. Так оно и оказалось. Несколько дворов размером с футбольное поле (ощущение стадиона усиливает короткостриженная травка) и огромный собор, возвышающийся в центре. А если добавить, что большинство стен и башен – это послевоенный новодел-реставрация, то становится совсем скучно.
...продолжение
Скучно становится и от того, что сколько-нибудь интересных видов на Кром из города тоже найти довольно затруднительно, а те что есть – уже донельзя избиты (с моста через речку Пскову, из Запсковья от Высокой (Воскресенской) башни и со смотровой площадки Власьевской (Васльевской) башни – ресторана «Русь» (см. соответствующее описание в разделе «Где поесть?»)).
Ну что же, с моими субъективными впечатлениями покончено, можно перейти к объективному описанию этой достопримечательности.
Начнем прямо со входа. Слева, в белом каменном здании, находится турбюро, которое специализируется на экскурсиях по Псковщине. Возле турбюро роятся назойливые самостийные тетушки-экскурсоводши, которые предлагают сопроводить Вас по Крому, доставив при этом много незабываемых минут и напичкав Вас кучей нужной и ненужной информацией. Причем – за весьма внушительные деньги. Отбивайтесь от них, как можете…
Справа от входа – еще одно двухэтажное белокаменное здание – Приказные палаты. Построены они в 1693-1695 годах для заседаний боярской думы и внутренним убранством и добротностью в то время соперничали с палатами московского Кремля. Сейчас это филиал Псковского музея-заповедника с экспозицией «Приказная палата - административный центр Псковской земли XVII века» и др. (на втором этаже, открыта с 11.00 до 18.00, кроме понедельника) и сувенирным магазином и художественной галереей (на первом этаже).
Перед Приказными палатами раскинулся большой двор, окруженный каменными стенами – Довмонтов город. Построен он был в середине XIII века по приказу псковского князя Довмонта, когда в самом Кроме стало горожанам, да и самому князю, тесновато. Во времена независимости Пскова в Довмонтовом городе сосредоточились органы управления республикой, размещавшиеся и в Приказной палате, и в княжеских хоромах, да и в других помещениях.
Впрочем, строили город скорее не для горожан, а для Святой Троицы – это место по поверью было ее земным домом. Задумал сей проект псковский зодчий Кирилл – строитель Троицкого собора. По его замыслу церкви Довмонтова города должны были как бы приветствовать Святую Троицу перед входом в Троицкий собор.
«Величайший зодчий Руси» Кирилл, очевидно, предложил псковичам на Вече после возведения им Троицкого собора расширить архитектурный символ до градостроительного: воплотить в Пскове высочайшую идею «Дома Святой Троицы», положив в ее основу тему Конца Мира и Страшного Суда, тему 25 небесных престолов с сидящими на них Судьями Человечества (все описано в Откровении Иоанна Богослова). Причем, как церковный мастер, он обосновал реальность осуществления идеи, возможность строительства 25 символических престоло-храмов возле престола-храма Живоначальной Троицы.
Поддержав идею Кирилла, в 1373 году псковичи начали действовать. Сначала они выселили к торгу княжье подворье из Довмонтова города, а освободившуюся территорию отдали под некрополь. Вообще, здесь и раньше уже стоял храм святого Дмитрия Солунского, построенный в 1138 году для гробницы умершего князя Всеволода-Гавриила, а в XIII веке здесь же было возведено еще несколько храмов, вокруг которых хоронились, очевидно, воины княжеских дружин, затем знатные псковичи. Так что Довмонтов город и превратился в конце XIV века в «город мертвых», в противопоставление Крому – «городу живых», где псковичи собирались на вече перед Троицей (впереди - живые, позади - мертвые, - как в день Страшного Суда).
Кирилл возвел главные, основополагающие здания-храмы величественной белоснежной каменной «пирамиды», а его последователи Еремей и Федор завершили священное строительство.
За пару сотен лет здесь соорудили одну за другой восемнадцать церквей – все городские районы (6) и пригороды (12) старались отметиться храмом в этом святом месте – уникальное на Руси явление. Кстати, по легенде, Кирилл был погребен под одним из храмов – Святого Кирилла на Гребле у Смердьего моста – «бренный прах монаха-зодчего Кирилла должен был попирать ногами каждый входящий помолиться в его храм»…
Высокая плотность церквей и гражданских палат на маленьком пространстве не давала городу развиваться, к тому же со временем (после отмены независимости в 1510 году) многие храмы пришли в упадок, так что когда в XVII-XVIII веках многие из них разобрали, никто не удивился. В начале XVIII века на освободившейся территории Петр I приказал возвести Рождественскую батарею, призванную защищать город в условиях артиллерийской войны, причем при постройке, для поднятия батареи на уровень стен, были засыпаны три храма с фресками XIV века.
Остается лишь добавить, что ныне от всех построек Довмонтова города осталось лишь несколько каменных фундаментов, которые и разбросаны по его территории. О былом великолепии «Дома Троицы», который псковичи воспринимали еще и как земное подобие Града Небесного («яко же Горний Иерусалим»), можно лишь догадываться. Да, еще здесь можно посмотреть на воссозданные после Великой Отечественной войны крепостные стены и Власьевскую башню.
Кстати, в Довмонтов город выходит самая мощная стена Крома – Перси (Перши), что по старорусски означает «грудь». Эта грудь прикрывала Кром задолго до постройки Довмонтова города (она – самое древнее каменное сооружение Пскова) и считалась одной из самых неприступных стен в средневековой Европе. Именно с появлением Перси Псков стал сильнейшей крепостью на Руси. В древности стену украшали двое ворот с разводными мостами, перекинутыми через ров, который называли «Греблей». Обои ворота защищались башнями, на одной приютились часы, на другой – вечевой колокол. Ни ров, ни ворота, ни башни не сохранились. Зато с недавних пор Перси украшает декоративная композиция «В память победы дружины Александра Невского на Чудском озере в 1242 году» - гигантский меч и металлическое знамя-хоругвь.
При реконструкции Крома в 1886 году его с Довмонтовым городом связали новые ворота, через которые посетители и поныне захлдят внутрь крепости.
Первое, куда попадают интересующиеся – это захаб (охабень). Чисто псковское изобретение. «Коридор смерти». Вот представьте себе, что Вы не турист какой-нибудь, а захватчик. Осадили крепость. К воротам прорываетесь. Прорвались. Взяли их штурмом. Ваши доблестные войска ринулись внутрь… а оказались внутри длинного каменного коридора, в конце которого – еще более прочные ворота. А сзади все напирают Ваши сослуживцы. А сверху обороняющиеся льют на Вашу голову все, что только могут лить – кипяток, горящую смолу, камнями все это присыпают. Вот уже и Вас присыпали… Захапали, короче, наступление. Взяли врага в охапку. В захабе. Теперь понятно, что это такое? Вот и стали сооружать подобные крепостные хитрости по всему Псковскому краю, и, надо сказать – не зря. Оборонительная способность от них возрастала многократно. Захаб псковского Крома, надо отметить, один из самых живописных – красиво выгнут, из него открывается замечательный вид на колокольню Троицкого собора…
Впрочем, пока не будем забегать вперед, а наоборот – ненадолго углубимся назад – в многовековую историю Крома.
Поселение на высоком, удобно защищенном от нападений, мысу при впадении реки Псковы в реку Великую, существовало еще с VIII века нашей эры, а в X веке обросло первыми крепостными стенами. В XIII-XVI веках Кром был политическим центром Пскова – здесь, у стен Троицкого собора, располагалась вечевая трибуна.
Ну вот мы, наконец, и подошли к главной достопримечательности Крома – Троицкому собору. При первом взгляде на него бросается в глаза огромный высокий подклет – именно благодаря ему из города собор смотрится как бы летящим над стенами. Вблизи же этот первый этаж производит впечатление грубого и неказисто-непропорционального.
Войти в собор можно поднявшись по крытому крыльцу, на второй этаж. Внутри Троицкий собор огромен, но из-за многочисленных колонн кажется каким-то тесным – даже весь гигантский семиярусный иконостас целиком рассмотреть неоткуда…
По легенде собор во имя Святые Живоначальные Троицы послужил краеугольным камнем для основания Пскова - воздвигнут он был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине X века в том месте, где сошлись воедино три увиденных ею солнечных луча, прорвавшихся сквозь грозовые тучи. Позже Ольга прислала из Киева много даров своему «детищу», а вокруг собора и возник город.
Следующий, каменный, собор на этом месте возвели в XII веке при Всеволоде-Гаврииле, первом псковском князе. В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела - в соборе сажались на княжение Псковские князья, возле собора находился княжеский дом, тут же собиралось вече…
В 1367 году выстроили третий Троицкий собор, взамен обветшавшего второго. Его архитектором принято считать мастера Кирилла, воплотившего во псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы.
Нынешний же Троицкий собор – уже четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), кафедральный, шестистолпный, пятиглавый храм, с галереями, подцерковьем (с храмом Святого Серафима Саровского). Беленые стены, немного декора в стиле «нарышкинского» барокко и яркие пятна псковских поливных изразцов - в первом ярусе – вот основные его внешние архитектурные черты.
В храме хранятся многие церковные реликвии: иконы «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии, мощи псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других (хранятся в раке).
В 1852 году средняя глава собора была вызолочена, позже позолота сошла, но после последней реставрации засияла вновь.
После революции 1917 года Троицкий собор некоторое время принадлежал раскольникам, в 1930-е годы был закрыт и передан музею, а в 1938 году здесь открылся музей атеизма. Многие святыни собора оказались в Псковском музее-заповеднике. Самое интересное, что возрождением собора как храма мы обязаны фашистам – прибывшие вместе с ними в августе 1941 года православные священники сразу же взялись за реставрацию. Первые дни были посвящены приведению в должный вид главного храма города – «повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея». Из подвального храма-усыпальницы «безбожниками» были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея в собор было возвращено множество священных предметов, икон, церковной утвари, на колокольню были возвращены колокола».
С 1941 года Троицкий собор снова стал действующим кафедральным собором Пскова, каким является и до сих пор.
Теперь ненадолго вернемся на площадь перед собором. Здесь можно посмотреть на огромный крест, установленный на месте, где раньше стоял Благовещенский собор. Построен он был в 1836 году из кирпича в стиле ампир по проекту столичного академика архитектуры Авраама Ивановича Мельникова, на месте прежнего обветшалого собора, разобранного в 1825 году. Новый храм Благовещения иногда называли теплым (зимним) Троицким собором: он тоже был кафедральным и зимой заменял холодный Троицкий.
Не признав Благовещенский собор памятником архитектуры (кстати, если смотреть на фотографии собора, то можно понять, почему его посчитали не достойным сохранения), его взорвали в 1933 году. Оказалось, что по проекту Мельникова стены храма для прочности были армированы металлическими связками, так что предполагаемая выборка кирпича для строительства жилья для рабочих оказалась затруднительной.
Еще одно украшение площади перед Троицким собором – его колокольня, построенная в XVII-XIX веках на месте древней крепостной башни «на Радчине всходе» из традиционной для Пскова известняковой плиты. Квадратная в плане, многоэтажная, она завершена ярусными пролетами для колоколов, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом.
Ну вот, с этой площадью мы закончили, самое время пройти за Троицкий собор, в бывший Владычный двор с садом. В наше время от сада практически ничего не осталось – лишь несколько деревьев… Зато в 1960-х годах восстановили все крепостные стены XV века, которые к началу XX века были практически разрушены, а их башни лежали в руинах. Сегодня башен у Крома четыре – Довмонтова, Кутекрома, Средняя и Рыбницкая. Довмонтова названа в честь князя Довмонта, Кутекрома – от слов «кут» – «угол» и «кром» - «Кром». Еще эту башню иногда называют Кутий Костер, поскольку «костер» на местном диалекте означает «башня». Средняя башня названа так потому, что стоит посередине восточной стены, а Рыбницкая – по находившемуся у ее подножия вплоть до революции городскому рыбному рынку. Если у башни Кутекрома пройти в небольшой лаз в стене, то можно попасть на небольшую смотровую площадку, откуда можно полюбоваться двумя башнями внешних городских укреплений XVI века, призванными в свое время охранять устье реки Псковы – Плоскую башню и Высокую башню, иногда называемых башнями «Нижних решеток». Сегодня вдоль стены, ведущей от Крома к Плоской башне, устроен так называемый «боевой ход», дающий представление о фортификационных ухищрениях XVI века.
Ну вот, пожалуй, и все, что я могу рассказать интересного о Кроме и Довмонтовом городе – пустынном псковском Кремле, который, однако, необходимо посетить всякому, приезжающему во Псков в поисках прекрасного…