Одно из первых каменных зданий на Кольском полуострове.
Участник форума IPAAT:
Собор находится примерно в четырехстах метрах от въезда в Колу со стороны Мурманска, на проспекте Защитников Заполярья, д. 8 (тел. (81553) 3-40-50), вход со двора.
Это главная достопримечательность Колы, а кроме того – старейшее из всех каменных зданий на Кольском полуострове.
Историю этого храма можно начать еще в XVII веке – тогда в Коле появляется первый собор – Воскресенский – да еще какой – самый крупный храм русского Севера! Девятнадцатиглавый, высотой под 37 метров, деревянный красавец был построен неизвестным архитектором в 1681-1684 годах. Однако нынче на него можно полюбоваться только на макете в Мурманском областном краеведческом музее – в августе 1854 года он стал одной из главных мишеней для обстрела английским корветом «Миранда» и сгорел дотла, как и значительная часть самого города.
Но если Вы подумали, что коляне, пережив горе, решили, что им необходим новый храм и начали строительство Благовещенской церкви уже из «огнеупорного» камня, то Вы ошиблись. На самом деле к моменту злосчастного пожара церковь Благовещения Пресвятой Богородицы уже существовала много лет – она была заложена еще в 1781 году (на месте обветшавшей деревянной предшественницы) в память о присвоении императрицей Екатериной II Коле статуса города. Так что после английского разбоя 1854 года религиозная жизнь региона просто переместилась в нее.
...продолжение
Теперь можно остановится подробнее уже на истории самого здания. Как я уже упомянул, церковь была заложена в 1781 году, однако, судя по всему, богоугодное дело продвигалось медленно и в его ускорение вмешалась всё та же Екатерина II - 27 февраля 1783 года она пожертвовала «самому северному городу Российской империи» 8000 рублей, изъявив желание построить там каменный храм. Впрочем, даже монаршее благоволение не очень помогло – собственно строительство началось только в 1800 году и продолжалось семь лет. Строить подрядилась артель уроженца Архангельска (откуда по морю и доставлялись стройматериалы - кирпич, железо, гвозди) Василия Мышкина, но первая попытка не удалась – сначала во время шторма пропала часть стройматериалов, а 19 мая 1804 года, закончив кладку, строители выбили подпоры, при этом, как гласит летопись (и об этом не упоминает только ленивый), «здание и купол с кружалами, стойками и вымостами провалилось по самые верхние в большом своде окошки и оного Мышкина и брата его кирпичьями и внутренними лесами и вымостами совсем почти засыпало так, что едва могли их достать, а третьего их работника выкинуло в окошко, однако ж они в здоровье поправились».
Наконец, в 7 августа 1807 года, храм был закончен (но на отделку ушло еще два года), хотя освящен лишь десять лет спустя – 25 января 1817 года (однако фактически еще в 1805 году был освящен одни из его пределов – во имя Алексия, человека Божьего). Новая церковь во всем уступала Воскресенскому собору - ее высота составляла всего 9,3 метра, а высота колокольни - 24 метра.
Во время пожара 1854 года и Благовещенская церковь пострадала – за ней укрывались пятнадцать человек, защищавших город от высадки английского десанта, и она сильно обгорела (а колокол на колокольне полностью расплавился от жары), в связи с чем встал вопрос о ее восстановлении. На этот раз деньги нашли быстрее – помог Священный Синод (работы проводились под руководством купца Мартемьяна Базарного) и в 1867 году прихожане вновь обрели свой храм, который, к тому же, стал главным храмом на Кольском полуострове – получил статус собора. В алтарь собора была вернулась главная кольская святыня - икона Иверской Божией Матери. Во время пожара 1854 года образ сильно пострадал, но на следующий день был обнаружен внутри обгоревшего храма, и в 1857 году икону обновили в Санкт-Петербурге и вернули в Колу, но после революции она бесследно исчезла.
В 1930-х годах храм не миновали гонения на церковь (например настоятеля Константина Мелентьева отправили на Соловки) и религиозная жизнь постепенно затихала. С 1947 по 1958 годы церковь восстанавливалась и в ней (если не путаю) проводили службы, но в 1962 году в церкви разместили школьные производственные мастерские и при этом всё, что можно, было сломано, а купол и шатер обезглавлены. Затем место мастерских занял склад, а потом она и вовсе стала бесхозной, пришла в полной упадок и ее даже собирались снести. В 1980-х годах была произведена реконструкция и 25 декабря 1984 года в здании был открыт музей поморского быта, который благополучно просуществовал в ней до 1992 года, когда храм был передан русской православной церкви. Почти всю музейную коллекцию вывезли в Мурманск и так Кола лишилась собственного музея, зато приобрела собственный храм. Даже не знаю, что для города-то и важнее. Думаю – и то, и другое. Ну да ладно. И вообще – хватит истории, давайте уже войдем внутрь!
Хотя, зачем торопиться? Давайте сначала осмотрим церковь снаружи. Если Вы идете со стороны проспекта Защитников Заполярья, то сначала увидите храм «со спины» - с алтарной части. Здесь обращает на себя внимание мозаичный образ в стене – Богоматерь с младенцем Иисусом. Впрочем, практически всё внимание берет на себя здоровенный синий пузатый купол – он кажется совершенно непропорциональным для такого небольшого здания – словно на него одели шапку не по размеру.
Пройдем мимо попрошаек через ворота, украшенные мозаикой с двумя фигурами (один из них архангел Гавриил) и обойдем собор. С южной стороны к нему также ведет дорожка с воротами (их украшает мозаичный Спаситель) и отсюда удобно разглядывать колокольню. Впрочем, ничего особо примечательного Вы в ней не найдете – обычная такая колокольня. Можете обойти вокруг забора в поисках наилучшего вида на собор, но, боюсь, Вы будете разочарованы – снаружи собор малоэффектен и уже его синюю луковку начинаешь воспринимать как некую изюминку…
Войдя внутрь через двери под колокольней, Вы попадете в тесное помещение – тут и туалет, и информационные стенд с различными текстами – от того, как правильно крестится и где можно помолиться в Мурманской области, до истории собора. Я попал сюда во время воскресной службы и поспешил сразу удалиться – храм был настолько забит прихожанами, что протиснуться внутрь было совершенно невозможно. Вернувшись через час я уже спокойно смог осмотреть всё, что меня интересовало. В первую очередь, конечно, памятник Федерального значения – традиционный поморский путевой (путный) крест XVII века.
Ни один путеводитель по этому краю не обойдется без сообщения, что на кресте можно прочитать следующее: «В лето ЗРМГ [в те времена в обиходе был иной календарь – «от сотворения мира», а вместо цифр использовали буквы, так что «ЗРМГ» означает всего на всего число 7143, т. е. - 1655 год по современному летоисчислению] июня в... день поставлен сий крест на поклонение всем христианам». Этот крест был поставлен возле кольской пристани, но спустя некоторое время, после того, как река Кола изменила русло, его перенесли дороге - к часовне Спаса Милостивого и над ним устроили навес в виде легкой беседки. По преданию, крест установлен прославленным кольским воеводой Гурием Ивановичем Волынцевым в честь местного священника и крестителя коренного населения Варлаама Керетского за исцеление от болезни. Русская православная церковь Варлаама не канонизировала, исстари поморы считали его святым и верили, что его покровительство спасает людей на терпящих крушение судах. Кресту поклонялись рыбаки и купцы перед началом промысла, его благодарили за удачный улов и сохраненную жизнь. В 1960-х годах стоящий возле дороги крест демонтировали, но верующие спасли его от уничтожения и теперь всякий может или приложится к нему, или просто поглазеть на реликвию, как это сделал я.
Кроме креста в соборе можно полюбоваться на светло-голубую роспись стен и оконных ниш с растительными орнаментами, ну и на иконы, лампадки, свечи и прочие атрибуты культа, разумеется. У меня от интерьера вообще остались светлые воспоминания – как раз такие, каков сам интерьер – глядя на массивное и неуклюжее здание снаружи, трудно предположить, что внутри довольно просторно и светло. А еще обратите внимание на деревянный пол – он прогибается при ходьбе по нему и придает ощущение пребывания не в храме, а в обычном деревенском домике…
P.S. Остается добавить, что с 1986 года храм по сути утратил соборные функции и перестал быть главным собором Мурмана – его место занял Свято-Никольский собор в Мурманске (см. описание в разделе «Мурманск/Достопримечательности/Комплекс Свято-Никольского кафедрального собора»).