Действующий мужской монастырь, основан в XVII в. Несмотря на тяжелую историю сохранил у себя Чудодейственную Грузинскую икону Божьей Матери.
Прекрасная архитектура, святой источник, красивая природа.
Так же на территории монастыря расположен памятник "Казанский кот" и большое количество декоративной скульптуры.
Участник форума IPAAT:
Раифский Богородицкий монастырь находится в небольшой деревушке под названием Местечко Раифа примерно в 30 километрах к западу от центра Казани. Сперва километров 25 надо ехать в сторону Зеленодольска (московское направление), затем повернуть направо по соответствующему указателю и проехать еще около 4 километров – практически упретесь в монастырь (его автостоянка будет слева от дороги). Телефон: (84371) 3-41-01, 3-47-07
Я не люблю подобные монастыри – очень много пафоса и лживости. За свою жизнь я повидал немало обителей и заметил, что чем они скромнее, тем интереснее и тем общительнее и приветливее в них монахи. А когда какой-нибудь батюшка, которому от силы лет двадцать пять, ходит по своим «владениям» нос задрав и во всяк входящем видит самого гнусного грешника, когда «великодушно» «позволяет» себе принимать пожертвования – это как-то все попахивает «вторым домом соцобеспечения». Усугубляет гнетущую атмосферу чванства и многочисленные посетители богатых монастырей – от бандитов, пришедших грехи замаливать, до целомудренных старушек, с ожесточением Цербера бросающихся на всяк входящего. А уж если и не бросится, то смерит таким взглядом, что хочется бежать и бежать подальше.
...продолжение
Еще более забавными мне кажутся местные «предания» о всяческих чудесах. В Раифе их два основных – о лягушках и о Чумаке. Про лягушек, живущих в Раифском озере, известно следующее – они не квакают и не квакают потому, что мешают этим молиться. Как-то в XVII веке один монах по имени Федул, которому эти лягушки мешали особенно сильно, помолился и попросил их утихомирить. С тех пор никто больше не слышал бедных земноводных. Про Чумака еще интереснее – это недавняя легенда, поэтому она еще не нашла канонического изложения, но если объединить все версии, то получится, что Алан Чумак, захотевший посетить восстановленный после разрухи советского периода монастырь, не смог этого сделать – трижды пытался он пройти через ворота и трижды неведомая сила не пускала его. В особо ортодоксальной версии легенды лжецелителя после этих попыток даже увезли на скорой и госпитализировали. В общем – суета сует…
Ну да ладно, надеюсь, это всего-навсего мое личное мнение и наблюдение, и Вас оно не коснется. Я же коснусь Раифской обители поподробнее и постараюсь быть более-менее объективным.
Итак, Вы приехали в Раифу, вышли из машины/автобуса и направляетесь в сторону монастыря. Сначала – «предбанник» – сувенирные лавки в деревянных срубах, добротная двухэтажная гостиница «Дом паломника», напоминающая терем (еда и кров в нем оплачиваются посильным трудом на благо обители), несколько скульптурных композиций, две из которых и представляют этих самых паломников – одного бредущего в предвкушении блаженства, которое вот-вот должно снизойти, второго – страстно молящегося на коленях старца, а еще одна композиция – это Богоматерь с младенцем на руках, причем лицо у младенца абсолютно взрослого человека да еще и с каким-то болезненным взглядом. Запугивают, в общем.
Перед самыми стенами монастыря – элитная парковка для VIP-посетителей и флагштоками для особо торжественных случаев. С этой небольшой площади удобно рассмотреть две монастырские башни – угловую Часовую, похожую на детскую пирамидку и украшенную ангелом-флюгером, и Святые Врата с колокольней и надвратной церковью Архангела Михаила – высокую, стройную и весьма симпатичную башню, построенную в 1903 году. Войдя в ее ворота замечаешь несколько висящих на стене каменных плит с золочеными надписями – таким образом монастырь увековечивает имена наиболее щедрых его благодетелей.
Оказавшись в монастыре сразу попадаешь… на кладбище. Во всяком случае именно оно бросается в глаза слева от входа. Вообще, как и положено в монастырях, в Раифском Богородицком стоит сплошное благолепие – чистота, аккуратненькие клумбы и газончики с благоухающими цветами всевозможных красок, так что даже кладбище, если бы не кресты, можно было бы вполне принять за большую клумбу.
Справа от входа стоит большой и не очень интересный с архитектурной точки зрения (типичный классицизм) собор Грузинской Божией Матери (освящен в 1842 году), в котором хранится главная монастырская реликвия – один из самых знаменитых списков с чудотворной иконы Грузинской Божией Матери. Вход в собор свободный и всяк желающий может прикоснуться или просто посмотреть на святыню (надо отметить, что днем, во время уборки, входить в собор следует не через главные ворота, а через небольшую дверь на западном фасаде – таким образом доступ и иконе обеспечивается практически постоянно).
Если пройти от Святых ворот прямо, мимо собора Грузинской Божией Матери, то попадаешь на небольшую площадь, на которую выходит фасад церкви во имя Святых Отцов в Раифе и Синае Избиенных (историю о них я расскажу чуть позже). Сама церковь также, как и предыдущий собор, не очень примечательна и громоздка, и если и запоминается, то лишь своим несоразмерно маленьким завершением крыши – небольшой башенкой, увенчанной миниатюрным куполом и крестом. Противоположную сторону этой небольшой площади, куда мы с Вами вышли, занимает самый роскошный храм обители – Троицкий собор (освящен в 1910 году). Роскошь его – это псевдорусский архитектурный стиль нарышкинского барокко с обилием лепных декоративных элементов. Но наилучший вид на собор, как и на весь монастырь изнутри - это вид со следующей, главной площади. Именно отсюда можно сфотографировать знаменитую панораму – Троицкий собор – надвратная колокольня – собор Грузинской Божией матери - церковь во имя Святых Отцов в Раифе и Синае Избиенных. Кроме этого вида площадь знаменита оригинальными солнечными часами – в них гномон выполнен в виде крестообразной прорези в металлических листах. К сожалению, оценить их точность мне не удалось – во время моего визита часы не работали – была пасмурная погода.
Зато вот отведать водицы из святого источника, над коим установлена небольшая часовенка, мне удалось – должен отметить – водица отменная. Прохладная и вкусная. На счет святости не знаю, но часовенка приятная (ее освятил в 1997 году сам Алексий II), жаль лишь, что пустые одноразовые стаканчики разбросаны-расставлены повсюду – они не помещаются в слишком аленькое мусорное ведерко.
Ну вот, основные достопримечательности монастыря мы осмотрели, теперь просто прогуляемся по его территории и поглазеем на прочие постройки. Начнем прямо с того места, где остановились. С площади перед солнечными часами хорошо видны и квадратная башня Древних ворот, которые раньше вели к озеру, а ныне замурованы, и Архиерейские покои – симпатичный кирпичный домик, и небольшой садик с фонтаном. К сожалению, забор скрывает две угловые башни – он отделяет основную территорию монастыря от небольшого детского приюта при нем.
У Восточной стены приютился целый ряд зданий – Софийская церковь (некоторые источники утверждают, что это «самая маленькая церковь в мире», но сей факт у меня вызывает большие сомнения), Алексеевские покои и Братский корпус.
Незаметно мы завершили круг, обойдя монастырь, теперь вновь выйдем наружу и осмотрим его с внешней стороны, а заодно и полюбопытствуем, что интересного есть в окрестностях.
Выйдя из ворот, двинемся по часовой стрелке – к Раифскому озеру, тому самому, в котором живут немые лягушки. Обойдя Часовую башню, попадаем на дорожку, ведущую к Часовенной башне и плавучей часовне рядом с ней. Эта часовня - довольно забавное сооружение, больше похожее на обычную парковую открытую беседку (главное отличие – в небольшой маковке с крестом на крыше), только зачем-то поставленную на своеобразный понтон из больших бочек. Зачем ее поставили на воду становится понятно, если пройти по мостику к самой часовне – со стороны озера к ней пришпандорена лестница, ведущая в прохладные глубины. Как Вы уже догадались, в этой часовне происходит таинство крещения, а озеро в такие моменты (особенно зимой – в праздник Крещения) представляет из себя одну большую купель.
На берегу возле этой часовенки устроена небольшая набережная со скамейками, где можно передохнуть и полюбоваться действительно красивым и очень тихим лесным озером, а чуть дальше стоит торговая палатка, в которой можно выпить чая и перекусить чем-нибудь простецким.
В общем, на этом маршрут большинства посетителей и заканчивается, разве что кто-нибудь из любопытных пройдет еще пару десятков метров до Древних ворот и посмотрит на старое дерево, ветви которого сплошь завешаны тряпочками – прямо-таки буддистское зрелище…
Мы же с Вами не побоимся и пойдем по сужающейся тропинке дальше – в поселок Местечко Раифа. По дороге нам встретятся чудесные деревянные, наполовину вросшие в землю, избы на центральной улице, которая так и называется – Центральная, а за ними – типичные деревянные бараки, в которых до и после войны жили наши мамы, бабушки и дедушки. А вот по правую руку от дороги будет весьма покосившийся и очень высоченный забор СпецПТУ, которое переехало сюда в 1990-е годы из монастыря. Также можно искупнуться на поселковом пляже (довольно чистом), а когда надоест прогулка – двинуться обратно. Тут есть два пути – один – вернуться той же дорогой, которой и пришли, другой – продолжить огибать поселок и пройти через лес (а это, кстати, Волжско-Камский заповедник), а затем - через шаткие, но удивительно живописные, мостки длиной 250-300 метров, сооруженные над болотцем, образованным речкой Сумка – той же, что образует и Раифское озеро. Не испугавшись опасности, Вы даже получите удовольствие и сможете сделать несколько забавных фотографий. А особое удовольствие Вы получите сойдя, наконец, с мостков на твердую землю. От мостков мимо забора (не помню – СПТУ или чьих-то огородов) ведет тропинка, которая вскоре заканчивается около автобусной остановки и стоянки машин. Все – мы с Вами замкнули «Большой круг» вокруг Раифы, можно отправляться восвояси…
Ну, а что бы Вам кроме фотографий можно было бы похвастаться и знаниями, я немного расскажу об истории монастыря.
Во времена не очень древнего Египта на берегу Красного моря недалеко от горы Синай возникло одно из первых христианских монашеских поселений, которое назвали Раифа. В IV веке из Ливии в долину Нила пришли полудикие племена ноба, которые также позарились и на Синайский полуостров. Особой помехой несколько десятков монахов, по большей части - старцы, жившие в Раифе и на горе Синай, для захватчиков не стали – их просто убили. Православная церковь причислила Синайских и Раифских старцев к лику святых. Какое отношение эта история имеет к моему рассказу? Да в общем – никакого, кроме того, что монастырь под Казанью в честь тех старцев назван Раифским и он дал имя и поселку и озеру.
Перенесемся на тысячу лет вперед относительно египетских событий и окажемся в диком приволжском лесу году эдак в 1613. В тот год иеромонах Спасопреображенского казанского монастыря Филарет, который накануне пришел в монастырь аж из Москвы, стал очень популярен в городе. Будучи человеком несуетным, Филарет решил отдалится от Казани и побрел в леса, неожиданно для себя обнаружив тихое прекрасное озеро. Плененный таинственным местом, Филарет соорудил хижину и стал жить отшельником. С этого момента и ведет свою историю Раифский Богородицкий монастырь.
Почитатели казанского старца, удрученные его отсутствием, отправились на поиски и обнаружили его укромное место. Самый ярый сподвижник Филарета – казанский купец Сергий – и стал первым монахом, приняв постриг и имя Серапион. Вскоре на берегу озера появилась часовня, но по-настоящему монастырь стал строится уже после смерти Филарета – в 1662 году. До революции 1917 года эта была тихая и спокойная обитель, нигде особо «не светившаяся» и от того особо почитаемая. Монастырь закрыли в 1919 году и передали его Казанскому государственному университету под лесной факультет. Братия разбрелась, некоторые поселились в ближайшей деревушке и продолжали тайно служить, чем и навлекли на себя гнев – в 1930 году сотрудники НКВД арестовали практически всех и бросили в тюрьму, где многие и умерли. Эта история впоследствии была «разыграна» как козырная карта – раифских монахов попытались объявить святыми – так же как и старцев из египетских Раифы и Синая, но удалось лишь сделать из них местечковых мучеников…
Территорию монастыря, удачно окруженную стеной, передали детской трудовой коммуне, вскоре преобразованной в колонию для несовершеннолетних, потом – в СПТУ, которое и находилось здесь до конца 1990 года, когда в бывшем монастыре вновь вновь открылся храм. Постепенно, к 1995 году, СПТУ переехало на соседнюю территорию и в наши дни практически все бывшие монастырские постройки восстановлены и выглядят как с иголочки, постоянно показывая свои красоты как паломникам, так и простым любопытствующим…
P.S. Очень красивый вид на монастырь открывается с противоположного ему берега Раифского озера, но там я не был…
P.P.S. Зимой на Раифском озере можно увидеть десятки ледяных скульптур на библейские темы.