Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 08/2010

По маршруту: Великий Новгород, Псков, Ивангород, Кингисепп, Копорье, Приморск, Выборг, Приозерск, Шлиссельбург, Старая Ладога, Тихвин, Белозерск

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Идея совершить путешествие в северо-западные земли вызрела в перегретой этим летом голове и была с восторгом поддержана моей супругой. Осуществить задуманное удалось в последнюю неделю августа. К посещению запланированы были большинство древних крепостных сооружений Новгородской, Псковской и Ленинградской областей. В итоге получился вояж на 6 дней

В подготовке были использованы материалы сайтов vlponomarev.narod.ru, nortfort.ru nordicdreams.net.ru за что их авторам большущий респект ну и, конечно, отзывы братьев автотревельщиков:). Когда через некоторое время мы стали называть коридор квартиры захабом а входную дверь герсой стало понятно что можно отправляться в дальний путь-дорогу.

Итак, экипаж в составе афтора и супруги. Матчасть – верный конь реногор прошлого века рождения (испытан неоднократно поездками по золотому кольцу, а также с друзьями на Ладогу и Онегу), а также фототехника, термос, электрический чайник, налобный фонарик, фумигатор, тройник в розетку, автомобильный преобразователь на 220 вольт, карты местности и др. (упоминаю те предметы, которые реально пригодились в поездке).

1 ДЕНЬ Москва – Великий Новгород – Порхов – Псков.
Выезд из столицы в 19ч., обязательная пробка на МКАДе и далее неспешное движение по ленинградскому шоссе. Лично мне нравиться ездить по ленинградке ночью – количество фур уменьшается процентов на 90, дорога прямая, а после 2ч ночи продавцы полосатых палочек встречаются реже. Состояние дороги на август 2010 – от 5 до местами 3х баллов (продавленная фурами колея местами превышает безопасный предел), ремонты моста перед Торжком и перед Волочком собирают пробку в сторону Москвы и ночью. Запланировано было, что когда начнут слипаться глаза – остановиться и поспать в машине до утра. Свершилось оное после В.Волочка около 3ч ночи. В 6.30 поехали дальше и к 10ч неспешно подъехали к Новгороду Великому.

Вход в кремль (детинец) с 10ч, музей на территории с 11ч. (иконы, оружие, украшения и др.). Смотровые площадки на колокольне и башне Кокуй. И самое большое впечатление в кремле – новгородская София – в древнем храме ощущается присутствие Святости (во многом способствовало этому то что в это время проходила служба с замечательным пением). Грановитая палата закрыта на ремонт, все экспозиции в здании музея за впечатляющим памятником тысячелетия Руси.


Фото: Великий Новгород. Памятник тысячелетия Руси, Софийский собор.


Далее мы прошли по мосту через Волхов, посмотрели на аркаду ярославова дворища, наполовину закрытую каким-то современным павильоном, и дошли до церкви Параскевы Пятницы (древняя покосившаяся небеленая церковь).
Рядом находится Николо-дворищенский собор, где в нижнем этаже можно увидеть остатки фресок 12 века. Далее по улице Ильина собор Спаса-преображения – единственный храм где сохранились (надо сказать очень плохо) фрагменты фресок Феофана Грека. Напротив - Знаменский монастырь – не удалось посмотреть внутри Знаменский собор (среда-выходной).
Церковь Федора Стратилата с древними фресками также посмотрели только снаружи – выходные понедельник, вторник и последняя среда месяца((.

Закончили посещение Новгорода мы в кафе Грильяж на ул. Розважа – в целом неплохо кормят и достаточно быстро (10 мин салат, 20 мин горячее – как и обещали) счет 900р. на двоих. Еще в Новгороде мы заехали в магазин русский лен (ул. Ломоносова 4) где продают изделия из Костромы и Вологды (цены выше чем в указанных городах но все равно в Москве дороже, да и поискать придется), как нам сообщила достаточно приветливая продавец – лучший выбор товара бывает весной.

Выехали в сторону Порхова по псковскому шоссе, сразу было 2 подряд засады дпс, потом чисто). Дорога до Порхова через Шимск и Сольцы сначала на 4 балла, в Сольцах и местами после на 3 балла, встречаются достаточно глубокие ямы – ночью ехать не рекомендую, но протяженность плохой дороги достаточно небольшая, а с началом псковской области начинается свежепостроенная трасса – ехать одно удовольствие.
На развилке на Боровичи свернули налево на Порхов.

Если едете через Порхов транзитом то нужно следовать всегда по главной дороге и дорога пойдет на Псков но… Порховская крепость прекрасно сохранилась и настоятельно рекомендуется к посещению. Чтобы попасть в нее нужно переехать через железную дорогу и вскоре увидите крепость слева. Если что аборигены с удовольствием подскажут путь. Мы приехали в 19ч. (официальное время работы до 18ч) но добрая тетенька смотритель (которая судя по всему живет на территории крепости) с радостью пустила нас за официальные 20р с человека. Не буду описывать крепость конкретно но удовольствия от посещения была масса. На территории есть еще избушки с экспозицией музея - работает до 18ч.



Фото: Порхов. Самая древняя башня порховской крепости – малая башня


При выезде из Порхова постарайтесь вернуться на главную дорогу и выехать в правильном направлении. Мне это не удалось с первого раза и когда мы километров через 10 увидели указатель что начался дедовичский район я понял что дело неладно и пришлось возвращаться. Дорога Порхов-Псков в общем на 4 с минусом но! ее извитость превосходит все пределы, поворот, через 100 метров поворот, через 200 метров поворот, я думал эти 80 км никогда не кончаться. Выехали на трассу Питер- Псков уже затемно, чуть не проскочили правый поворот на Псков ( по-моему указателя там не было).

У нас был забронирован номер в гостинице Кром (гостиница советского типа, 5ти-этажка без лифта) за 2тыр в сутки мы получили просторный двухкомнатный номер с достаточно удобными кроватями и без тараканов, также приятно что на ресепшене забыли взять деньги за предварительную бронь ( 25% обещали по телефону). Наше транспортное средство ввиду отсутствия всякой сигнализации решили поставить на платную стоянку т.к. местное население на темной улице у гостиницы не вызывало никаких приятных эмоций. Пара бутылок пива, в душ, и упасть после очень насыщенных суток.

2 ДЕНЬ Псков – Печоры – Изборск - Псков
Утром прошли пешком до псковского крома по дороге сделав фото супруги у памятника ее великой тезки княгини Ольги. Старые стены крома вызывают восхищение. При взгляде на приступную стену снаружи непонятно как могло возникнуть желание пытаться ее штурмовать – настолько неприступной она кажется.



Фото: Псков. Приступная стена Псковской крепости.


В ансамбль крома на наш взгляд совершенно не вписывается Троицкий собор 18 века – полный анахронизм. Следующим пунктом культурной программы стали поганкины палаты – музей. К сожалению не удалось увидеть древние фрески в миронежском монастыре по причине начавшегося дождя (в сырую погоду храм с фресками закрыт). Пообедали в кафе «Европейское» которое находится на площади Победы в советском здании с колоннадой. Качество еды превосходно, счет на двоих 1000р без излишеств.

Отбыли в сторону Печорского монастыря, который стал главным разочарованием дня. Началось все с того, что в монастыре сразу пристали местные алконавты с навязчивым требованием (хватали за руки) дать на опохмел. Попасть в знаменитые пещеры не удалось, поскольку, как обьяснила служительница поставленная охранять вход в оные, надо было заранее получать благословение на посещение, ВНИМАНИЕ! с помощью запроса по факсу. Благословение по факсу – новый принцип работы Печорской обители. Чудотворные иконы также узреть не удалось поскольку храм их содержащий был закрыт на уборку на неопределенное время, в общем нам не хватило терпения дождаться, посему осмотрев монастырь-крепость снаружи (очень интересный рельеф стен) отправились в Изборскую крепость.


Фото: Печоры. Вид на Печорский монастырь.


Дорога по самому Изборску оставляет желать лучшего но от Пскова вполне приличная. На въезде в Изборск со стороны Пскова – азс лукойл. Далее по указателю направо. Краеведческий музей находится по левую сторону не доезжая до крепости, после его осмотра обязательным к посещению не показался (работает до 18ч). Осмотрели крепость изнутри, поднялись на башню Луковка – фантастический вид на озеро и окрестности.


Фото: Изборск. Панорама с башни Луковка.


Потом спасаясь от надвигающейся грозы сделали обеденный перерыв в постоялом дворе, который находится напротив входа в крепость, судя по всему хозяева подходят к делу основательно и с душой – вся стена на входе исписана благодарностями, а свиная рулька была просто шедевр)).


Фото: Изборск. Радуга над Изборском.


После дождя доехали на машине до труворова городища (нужно проехать дальше по улице и свернуть направо на грунтовку) мы и не заметили, как въехали практически на самое городище. На мой взгляд, при недостатке времени обязательным к посещению не является (погост он и есть погост), а вот к Словенским ключам спуститься крайне рекомендуем – потрясающая идиллическая картина самих ключей, ручья, озера с лебедями – просто не могли уйти от этого волшебного места.


Фото: Изборск. Городищенское озеро у впадения Словенских ключей.


Положение спас севший аккумулятор у фотоаппарата – вернулись в Псков обратной дорогой уже затемно.

3 ДЕНЬ Псков-Ивангород-Кингисепп-Копорье-Зеленогорск
Утром, заехав взглянуть на впечатляющий памятник ледовому побоищу, выехали на Ивангород через Гдов и Сланцы.

Дорога от 5 до местами 3х баллов, местами дюже извилистая, но в общем вполне рабочий маршрут. По сторонам начинаются участки типично карельского вида – прозрачный сосновый лес без подлеска и камни покрытые белым мхом. Гдов объехали по короткой объездной, сланцы – все время по главной дороге через город. От Кингисеппа до Ивангорода дорога отличная. Башню нарвского замка – Длинный Герман видно почти за 10 км. На въезде блокпост со знаком «таможня», в момент проезда гаишник стоял к нам спиной, посему проехали беспрепятственно. Далее оставили машину перед табличкой «внимание впереди государственная граница» слева перед небольшим магазином.


Фото: Ивангород. Перед государственной границей. Дальше пешком.


Чтобы попасть в крепость нужно идти вниз к мосту и перед шлагбаумом свернуть налево и идти вдоль забора из сетки за которым стоит много эстонских фур. Излазив все башни и стены и сняв крепость, ГЭС и Нарву со всех возможных и невозможных ракурсов зашли в музей который находится практически под пограничным мостом Дружбы.


Фото: Ивангород. Панорама со стены крепости.


Со стен крепости наблюдали «жизнь других» в нарвском замке. Хотя «другие», на примере водителей эстонских фур матерятся вполне понятно, да и разговаривают между собой тоже не по эстонски. Кстати, упомянутые фуры стоят в очереди перед границей многие часы и их водилы находят занятия по интересам, один например, довольно внятно исполнял на электрогитаре соло из «for whom the bell tolls» под оригинальную запись, на потеху коллегам и проходящим через границу согражданам. Пообедали тут же в непритязательном кафе каприз. По трассе поехали обратно в сторону Питера. Кингисепп посетили очень бегло, сделав несколько фото огромных валов оставшихся на месте крепости Ям.


Фото: Кингисепп. Панорама с моста через реку Лугу. Справа видны остатки валов крепости Ям.


Кингисеппский музей работает … и содержит вполне содержательную экспозицию, при наличии времени рекомендуем посетить. Последним пунктом культурной программы на этот день стало Копорье. Мы ехали дальше по питерской трассе до указателя на Перелесье и Копорье в деревне Гурлево, далее по указателям без проблем. До съезда на деревни рекомендую посетить АЗС.

Крепость Копорье производит очень сильное впечатление, словно ожившие картинки из историй про рыцарей. Разрушающиеся стены и башни еще дают возможность излазить их вдоль и поперек и сделать кучу шедевральных фотографий.


Фото: Копорье. Мост и ворота в крепость.


Финский залив с дальней башни действительно неплохо виден. Но лежащий перед ней памятный венок заставляет вспомнить об осторожности. Кстати, на входе вам дадут бумажку с предупреждением, что крепость находится в разрушающемся состоянии и по стенам ходить нельзя, что естественно практически никем не выполняется. Вход в крепость открыт до 20ч.

Далее по плохой дороге через Глобицы и Лопухинку выехали на трассу А120 которая находится в этом месте в хорошем состоянии и быстро долетели до Большой Ижоры. У нас был цейтнот по времени т.к. нужно было успеть на паром из Ломоносова в Кронштадт к 20.00. но на этом пути ждало еще одно препятствие. Из-за стройки века (КАД) шоссе которое идет вдоль моря было перекрыто на уровне Дубочков и трафик пущен в объезд по деревням, машины идут сплошной колонной в обеих направлениях со скоростью километров 40 в час. Объездная дорога привела нас в Ломоносов и на паром мы все же успели  (чтобы попасть на пристань нужно переехать ж/д переезд и до конца дороги. Билет на паром стоил порядка 450р с пассажирами, нужно покупать его стоя в очереди в здании в порту. Расписание парома в инете присутствует, плыть до Кронштадта минут 45.

В Кронштадте не останавливались, обьехали город на машине, решили обязательно посетить в другой раз. Первоначально планировали в Кронштадте заночевать но опять же из за стройки КАДа номер заранее заказать не удалось. Морской собор весь одет в леса повторяющие его форму, работает ли там сейчас музей – не выясняли.

Переехали через дамбу на Питер, я намеревался повернуть налево на приморское шоссе НО!, или поворота нет вообще, или нет указателя, или я плохо смотрел – в общем проехали мы прямо по КАДу (разворота дальше нет) и через 12км свернули налево на выборгское шоссе. Все бы ничего, но была пятница и шоссе от Питера было прилично забито. Через полтора часа, уже затемно, свернули по указателю на Зеленогорск. Как оказалось это была тоже трасса А120 и на том участке представляет собой раздолбанную лесную бетонку ехать по которой ночью было очень некомфортно. Но все препятствия позади и мы выехали к финскому заливу.

Зеленогорск входит в курортную зону и содержит много крутых особняков и несколько отелей. У нас был забронирован номер в Гелиос-отеле который по сути представляет собой современный и дорогой пансионат для семейного отдыха. Тесный номер с одной огромной кроватью, современной мебелью, и приличным душем – 3000т.р. (стоянка на территории бесплатно). На завтрак шикарный шведский стол с огромным выбором блюд, включая несколько видов каш для детей.

4ДЕНЬ Зеленогорск-Приморск-Выборг
Было запланировано проехать по приморскому шоссе до Выборга с несколькими остановками в интересных местах. Первым из них значился старинный шведский маяк в деревне Озерки, который, согласно нашему путеводителю виден справа на пригорке. Маяка мы, к сожалению, не увидели, а задав вопрос местному жителю были отосланы на 10 км вперед до 54км шоссе и налево через лес метров 600 до могилы финского просветителя Агриколы(там же рядом должен быть маяк). Могилу нашли на берегу залива который был уставлен машинами отдыхающих с излишней плотностью, маяк рядом действительно находился но не шведский а явно советский и, судя по виду, заброшенный.

Далее мы посетили город Приморск в котором осмотрели впечатляющего размера кирху, в которой сейчас находится местный дом культуры и небольшой музей.


Фото. Приморск. Кирха, она же дом культуры.


При выезде из Приморска стоит довольно невнятный указатель с множеством стрелок и вместо того чтобы дальше двигаться по приморскому шоссе я уехал по дороге на длинный мыс (чтобы двигаться далее по приморскому шоссе нужно держаться правой стороны, через некоторое время – ж/д переезд, за ним сразу – АЗС). До указанной АЗС я доехал на последних каплях бензина т.к. незапланированные покатушки по ужасной дороге на мыс израсходовали его неожиданно быстро. Планировалось заехать в городок Высоцк дабы посмотреть красивые виды по дороге через острова, но начался дождь, да и времени лишнего было потрачено уже изрядно – так что сразу в Выборг.

Сначала быстро забежали взглянуть на батарейную гору – остатки укреплений 19в. Затем, оставив вещи в гостинице Дружба и машину на стоянке около оной, пошли пешком в Выборгский замок.


Фото: Выборг. Замок.

В замке нас ждал неприятный сюрприз – поскольку была суббота - в городе было много свадеб, и кто-то крутой снял замок на вечер для этой цели (слов нет одни эмоции). У нас остался только час на осмотр замка, так что в музей мы не попали, но самое главное, что успели забраться на башню Св. Олафа. Вид оттуда словами описывать смысла нет.


Фото: Выборг. Вид на город с башни Св. Олафа.


Выйдя из замка столкнулись с проблемой найти место чтобы пообедать т.к. все кафе и рестораны в городе не имели свободных мест. Надо сказать что помимо уже упомянутых свадеб в этот день в городе происходило еще два мероприятия – ралли Выборг 2010 и какой то съезд финских байкеров (на стоянке около нашей гостиницы стояло не меньше 50ти мотоциклов разной степени блеска), так что желающих набить живот было предостаточно. Пришлось довольствоваться большой пиццей (надо сказать достаточно вкусной) в бистро около ресторана круглая башня.

Затем, отловив местного таксиста (на это потребовалось приличное количество времени) поехали в парк Монрепо где наслаждались красивыми видами и заполняли карточки фотоаппаратов до темноты. Параллельно наши уши терзали звуки (разной степени удобоваримости) проходившего там же рок фестиваля. Вернувшись в город посидели в пивном ресторане у Борхарда где выпили по паре стаканчиков отличного эля. Прогулявшись по городу и, еще раз оценив изыски заграничной архитектуры, вернулись в номер.

Номер, учитывая вышеуказанные мероприятия, нам достался судя по всему последний в городе(заказывал за 3 дня). Поэтому выбирать не приходилось – номер достаточно обшарпанный и прокуренный, но кровати вполне удобные. Еще «порадовала» дебильная система включения освещения в номере, когда выключатели есть и на стене и на панели над кроватью. У нас не получилось включить отдельно свет в душе чтобы при этом одновременно не горел торшер в комнате. А проснувшись наутро мы обнаружили что аккумуляторы фотоаппаратов и ноута остались незаряженными потому что при выключении света в номере розетки также отключались!! Спас положение автомобильный преобразователь на 220 (крайне полезная штука).

5 ДЕНЬ Выборг-Приозерск-Шлиссельбург-Старая Ладога-Тихвин
Из Выборга выехали по улице Кривоносова на Каменногорск/Светогорск. Сразу после выезда из города – шлагбаум (дескать погранзона) и проверка документов у всех. Проверив паспорта и услышав, что мы едем в Приозерск, шлагбаум нам открыли, а к примеру перед нами машину с питерскими номерами завернули. Маршрут от Выборга до Приозерска через Возрождение, Бородинское, Мельниково показался вполне рабочим. Грейдер приличного качества между Боровинкой и Бородинским (и совсем небольшой участок перед Мельниково) позволял ехать 40-60км в час без риска оставить колеса.


Фото. Трасса Выборг-Приозерск. Участок грейдера.


Мы доехали до Приозерска за полтора часа. Крепость Корела в Пиозерске очень небольшая как по размерам так и по высоте стен, музей на территории, время работы с 10:00 до 17:00 (с 1 июня по 31 августа — с 9:00 до 18:00). Выходной день — понедельник.


Фото: Приозерск. Панорама внутри крепости Корела.


Крепость посмотрели быстро, заехали посмотреть место впадения Вуоксы в Ладогу. Был очень сильный ветер и на Ладоге ревел шторм, впечатлились. Выехали из Приозерска по трассе А129 на Питер (развилка в деревне Ларионово). Достаточно быстро доехали до пересечения опять же с бетонкой А120 недалеко от д.Васкелово. По дороге сделали остановку в д.Лосево и посмотрели на знаменитые лосевские пороги на Вуоксе, прямо под мостом.

Трасса А120 на участке от Васкелово до мурманской трассы местами в ужасном состоянии, особенно вокруг озера Волоярви. Трещины и ямы в бетоне заставляют иногда практически останавливаться. Если жалко машину то ехать там не рекомендуется, категорически нельзя ехать ночью. Впечатлил самосвал – камаз, который ехал слаломом, объезжая ямы. Тем не менее на отдельных участках я ехал порядка 140-150 так как подвеску москвича жалеть смысла нет, а терять время было жалко. Надо сказать, машина пережила подобное издевательство вполне достойно. В окрестностях озера Волоярви много участков с поваленным и поломанным лесом – последствия ураганов этого лета. Дорога от бурелома была уже очищена, но вид все равно страшный.


Фото. Трасса А 120 в районе озера Волоярви. Участок леса после урагана.

На пересечении трассы А120 и дороги с Ладоги на Питер через Всеволжск в селении Борисова Грива стоит замечательная палатка с хорошим выбором качественной копченой рыбой – ей тут же и пообедали и с собой взяли .

Добравшись до мурманской трассы повернули налево и быстро доехали до поворота на Шлиссельбург. Под Ладожским мостом через Неву находится музей-диарама «Прорыв блокады Ленинграда. Очень рекомендуем посетить это место. Перед входом несколько танков того времени.
В Шлиссельбурге оставили машину на охраняемой стоянке минутах в 10 ходьбы от пристани (перспектива уплыть на остров и оставить машину без сигнализации, да и с сигнализацией если что тоже, не радовала). По дороге на пристань пересекли ново и староладожский каналы( последний построен еще при Петре 1 для проводки судов в обход опасной Ладоги). Переправа в крепость Орешек осуществляется двумя крайне быстроходными катерами которые вмещают человек 10 и ходят каждые 10-20 минут по маршруту Шлиссельбург – Орешек – поселок Морозова на другом берег Невы и обратно, поездка стоит 50р и занимает 1-2 минуты. Крепость Орешек имеет богатую историю и в допетровские и в петровские времена и во время ВОВ во время которой крепость сильно разрушена и восстановлена сейчас частично.


Фото: Шлиссельбург. Панорама внутри крепости Орешек.


На территории две тюрьмы разного времени в которых сейчас музейная экспозиция.

Следующим пунктом значилась Старая Ладога. Я рассчитывал преодолеть сотню километров до нее гораздо быстрее чем, в итоге, у нас это получилось. На мурманской трассе сплошной ремонт, сужения, ограничения 50км в час и запрещенный обгон. В итоге средняя скорость составляла км 50 в час. После поворота по указателю на Волхов дорога позволяла гнать машину на максимуме, но все равно мы опоздали. Музей в Старой Ладоге и, самое главное, Георгиевский храм в крепости открыты до 18ч. (Внимание по источникам из интернета до 19!). В георгиевском храме находится древняя фреска 11 века перед которой, по преданию, молился Александр Невский перед битвой. Жаль, но в другой раз. Сама крепость восстановлена (читай построена заново) наполовину. Выглядит как совершенный новодел и не производит впечатления как, к примеру, Копорье.

Полазив по практически полностью разрушенным башням стены выходящей на Волхов(там еще не восстановили), покинули крепость.


Фото: Старая Ладога. Панорама Волхова из крепости. Слева Георгиевский собор. На переднем плане разрушенная раскатная башня.


На выезде в сторону Новой Ладоги – справа от дороги огромные погребальные курганы с которых отличный вид на Волхов.

На этом культурная программа на этот день была закончена и мы неспешно доехали до Тихвина (рекомендую перед Тихвином заправиться если едете на Вологду). Одноименная гостиница в на вид небогатом городке Тихвине неприятно удивила ценой в 2600р за тесный номер с дыркой в полу в душе и кучей других недочетов (еще и малосъедобный завтрак). Стоянки на территории нет но «охранники могут посмотреть за вашей машиной» за 200р. Посчитали эти услуги явно переоцененными (в Выборге 120 за нормальную стоянку с забором и шлагбаумом, не говоря о 70р в Пскове) и оставили машину перед зданием администрации города (соседнее здание) на свой страх и риск

6 день Тихвин – Белозерск - Москва (через Вологду, Ярославль).
Утром опять ранняя побудка и к 8 утра мы у входа в Успенский монастырь, куда в 2004г возвращена знаменитая икона Тихвинской Богоматери.


Фото: Тихвин. Успенский собор.


В монастыре в это время ни одного посетителя, кроме собственно насельников, поэтому мы смогли спокойно подойти и пообщаться с Иконой. Собственные впечатления описывать смысла нет, это каждый должен пережить самостоятельно.

Дальше быстро выдвинулись в сторону Белозерска т.к. планировалось еще успеть заехать в Вологду по делам вполне мирским. Дорога довольно узкая и с неровным профилем, но большие ямы встречаются только на пикалевской окружной. Об этом участке написано уже достаточно – могу сказать что лучше там не стало. Ехать только медленно (благо участок такой «дороги» не очень длинный – примерно 7 км). Если кто поедет там ночью – не завидую. В остальном можно гнать очень быстро – благо трафик в обе стороны очень умеренный. Я доехал от Тихвина до Белозерска за 3,5 часа.

Городок Белоозеро однозначно достоин чтобы его посетить. Сохранившиеся крепостные валы на сегодняшний день самые внушительные из всех земляных сооружений сохранившихся до наших дней.


Фото: Белозерск. Мост в кремль. Видны огромные земляные валы.


На валах ранее стояло несколько рядов деревянных стен. На территории кремля сейчас два не очень старых храма, несколько экспозиций музея. Главная экспозиция находится не в пределах кремля а на улице Фрунзе 22. Музей очень интересен и всячески рекомендуется к посещению.
Затем мы доехали до берега Белого озера. Шторм там был вполне достойный Ладоги.


Фото: Озеро Белое.


Кстати перед озером мы пересекли канал вроде ладожских каналов – значит шторма на озере в порядке вещей.

Спросив дорогу на Кириллов у местного инструктора по вождению, получили обстоятельный и подробный ответ (судя по всему неторопливое общение свойственно этому северному городку). Еще замечательной особенностью у всех с кем довелось пообщаться в Белоозере является шикарное Оканье (заметное вообще на вологодчине но здесь в особенности). ПОедете пО дОрОге до пОвОрОта - класс. Согласно указаниям быстро рванули в сторону Кириллова т.к. нужно было успеть на паром через Шексну.

Свернув на развилке после д. Чикиево направо (Липин Бор налево) и проехав несколько километров по грейдеру отличного качества (ехал 100км/ч без проблем) выехали к переправе, до отхода парома оставалось 2 минуты (Уфф следующий через 1,5 часа). Паром примерно на 10 легковых машин был заполнен наполовину. На вопрос кому платить денежку был получен ответ «никОму» т.е. паромная переправа там бесплатная! Расписание парома со стороны Белозерска: 7.30, 7.50, 9.00, 10.00, 11.00, 12.00, 12.40, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00, 17.50, 19.00, 20.00. Судя по всему со стороны Кириллова отходит сразу после переправы и погрузки т.е. примерно через 15 минут.

После переправы продолжился тот же хороший грейдер, только добавились горочки на которых местами получалось отрывать колеса от земли. Удовлетворив раллийные инстинкты выехали на асфальт и, обрадованные тем что удачно повезло с паромом, решили потратить немного времени и заехать в Горицы взглянуть на горицкий монастырь. Монастырь женский, в настоящее время в монастыре полная разруха, хотя идет достаточно активное строительство и восстановительные работы. Красивейший вид с горы на озеро при подъезде к Горицам.


Фото. Горицы. Панорама при подъезде к селу.


Далее путь лежал через город Кириллов образовавшийся из посада Кирилло-Белозерского монастыря. В этом монастыре, наряду с ферапонтовским, мы были в прошлом году, поэтому сейчас учитывая недостаток времени проехали мимо. Опишу впечатления по прошлогоднему посещению. Монастырь представляет собой огромную территорию, обнесенной высоченной стеной которая в свое время имела реальную оборонную значимость и с успехам противостояла попыткам взять монастырь. Помимо этого монастырь имеет богатую историю связанную с недобровольными иноками в своих стенах, попросту говоря ссылали в свое время туда разных неугодных граждан. В общем в двух словах не скажешь и этот монастырь наряду с Ферапонтовым монастырем (в получасе езды) настоятельно рекомендуется к посещению.

Далее без задержек по достаточно узкой и не особо качественной трассе (от 3 до 4х) баллов домчали до Вологды. Перво-наперво набили животы в кафе Огород (типа московского му-му но немного хуже качеством и значительно дешевле). Затем нашей целью был магазин льняной одежды (ул. Козленская 43а ) работает до 19ч. куда мы попали и кое что приобрели).

Далее в сторону Ярославля, качество дорожного покрытия значительно улучшилось, но значительно увеличилось количество фур, соответственно средняя скорость движения значительно упала. Увлекшись обгонами бесчисленного количества фур, я несколько забыл про указатель уровня топлива и стал смотреть заправки когда уже стал помаргивать красный огонек. Так вот: за 50 км перед Ярославлем со стороны Вологды ни одной АЗС замечено не было!! В итоге бензин у меня кончился в последней деревне перед Ярославлем. Так как было уже темно, ситуация смешной не казалась. Помог местный житель на Жигулях, который за небольшую мзду согласился дотащить наш пепелац до желанной заправки, благо оказалась она в каком-то километре.(к слову следующие 10 километров АЗС встречались через каждые 500 метров и часто сразу по две по разные стороны дороги).

Далее ехали по указателям на Москву по окружной Ярославля. Этот замечательный город мы посещали в прошлом году, сейчас не описываю, но также рекомендуем к посещению. Окружная достаточно длинная, узкая и очень фурная. Последний поворот на трассу на Москву в конце окружной НЕ ОБОЗНАЧЕН – нужно повернуть направо, когда увидите перекресток с дорогой с разделительной полосой. Далее мимо завода ярославских красок, вид которого в ночи просто фееричен, двинули на Москву и примерно к полуночи достигли пробки в Мытищах, где протолкались еще минут 40. В общем с чего путешествие началось тем и…

На этом заканчиваю описание нашего блицкрига. Посещено, с разной степенью тщательности. около 15 интересных мест. Сами уставшие но живые, верный конь не подвел. Спасибо тем кто осилил этот опус до конца. Надеюсь наша информация будет кому-то полезной. Если возникнут какие либо вопросы по обьектам или дорогам не отраженные в тексте пишите, постараюсь ответить пока не забыл. Всем автопутешественникам удачи на дорогах.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru