Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Черноголовка Когда: 11/2010

По маршруту: Деденево, Дмитров, Рогачево, Луговой, Кимры, Дубна, Яхрома

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Путешествие 05-06.11.2010г.

05-06.11.2010г. совершили путешествие на автомобиле по Московской и Тверской областям с осмотром следующих достопримечательностей:

1. Деденево
Спасо-Влахернский женский монастырь: Спасский собор XIXв., церковь Димитрия Солунского, больница (поликлиника в н.в.)
2. Дмитров
Борисоглебский мужской монастырь: надвратная Никольская церковь XVIIв., Борисоглебский собор XVIв., часовня Сошествия Святого Духа 2004г., памятник Борису и Глебу 2006г.
Городская площадь: памятники Ю.Долгорукому 2001г. и В.И.Ленину
Кремль: Успенский собор XVIв., мостик счастья
Кропоткинская ул.: скульптурная композиция 2003г., изображающая дмитровчан разных сословий и эпох
3. Рогачево
Никольская церковь второй половины XIXв.
4. Луговой
Николо-Пешношский монастырь: мини-зоопарк, колокольня с церковью Богоявления Господня XVI-XVIIIв.в., Сергиевская церковь кон.XIXв.
5. Кимры
Октябрьская площадь: памятник В.И.Ленину, Кимрский государственный театр драмы и комедии, обелиск Победы, послание горожан к потомкам
Мост через р.Волга
Самолет ТУ-124
Оригинальная застройка XIX-нач.XXв.в. на ул.Володарского, Кирова, Урицкого, Орджоникидзе
Кимрский краеведческий музей
Преображенская церковь 1911г.
Часовня Феодора, Михаила и Анания - новомучеников кимрских 2002г.
Вознесенская церковь 1813г.
6. Дубна
Плотина Иваньковского водохранилища и Иваньковской ГЭС 1937г.
Памятник В.И.Ленину 1937г.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы 1827г. при слиянии рек Дубна и Волга (Ратминская стрелка)
Ротонда - памятник погибшим воинам в горячих точках
Самолет-штурмовик Ил-2
Гигантский стул фабрики «Экомебель»
7. Яхрома
Троицкий собор кон.XIXв.



В ноябре государство предоставило нам четыре выходных дня подряд и два из них мы решили посвятить поездке в Кимры. При подготовке к поездке столкнулись с двумя прямо противоположными мнениями: одни говорили, что Кимры – очень интересный русский город, другие же, что в Кимрах смотреть нечего…

Ехать в Кимры решили через Дмитров, Дубну, а заодно посмотреть достопримечательности этих городов и их окрестностей.

Первая наша остановка была в Деденево у Спасо-Влахернского женского монастыря. Своим возникновением монастырь обязан роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Новоспасским, принадлежало этому роду с 1687г. В 1798г. в родовом имении был заложен храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890г. Спасский собор был освящен в 1858г. в честь Спаса Нерукотворного – родовой иконы Головиных, написанной А.Рублевым. В 1854г. владелица села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадания к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие, чтобы впоследствии его можно было преобразовать в монастырь. С 1862г., после получения разрешения Святейшего Синода, началась полноценная жизнь обители. В 1864г. был освящен храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, который устроила игуменья Серафима из пожертвованной помещицей Т.А.Поповой деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы. В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом церковные облачения, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи (особенно славилась монастырская квашеная капуста), работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу. При монастыре имелась больница (сейчас в ней располагается Деденевская поликлиника). В 1914г. в обители насчитывалось около 300 насельниц. В 1922г. монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую», но в 1924г. артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928г. на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной войны), но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятыми монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931г. В это время были арестованы 42 монахини. Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939г. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство. О судьбе богатейшего имущества монастыря мало что известно. Часть его хранится в московских музеях. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится в центральном музее древнерусской культуры им.А.Рублева. Икона получила свое название от Константинопольского храма, названного по имени скифского воеводы Влахерна, убитого на этом месте. После взятия турками Константинополя икону некоторое время скрывали в Патриархии, откуда для безопасности она была отправлена на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Багоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников, сожженных в Ниокамии. Все четыре иконы в 1654г. отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. К Головиным одна из икон попала в 1713г. Второе открытие монастыря состоялось в 2001г. Спасский собор до сих пор находится на реставрации, действует вновь отстроенный деревянный храм Димитрия Солунского. Интересно, что когда мы находились в церкви, туда зашел гастрабайтер, попросил разрешения помолиться, и, получив его, стал снимать ботинки…

В Дмитрове мы уже бывали неоднократно ранее, но проехать мимо такого древнего, красивого и чистого города мы не смогли.

Город был основан князем Юрием Долгоруким в 1154г. и назван в честь сына. В 1301г. Дмитров был избран местом княжеского съезда. В XV-XVIв.в. экономическое значение города возросло. Мимо Дмитрова протекает река Яхрома, которая впадает в реку Сестру, которая впадает в Дубну, которая, в свою очередь, впадает в Волгу. Это был важный торговый путь, связывавший Москву с севером (дорога к Дмитрову от Москвы шла «сухопутьем»). Когда к концу XVIв. торговая дорога в Архангельск прошла через Ярославль и Вологду, минуя Дмитров, город потерял свое значение. Новый экономический подъем города связан со строительством Санкт-Петербурга. Водный торговый путь, связывающий Москву с Петербургом, опять прошел через Дмитров, который стал поставлять в новую столицу хлеб и овощи. В 1721-1722г.г. Петр I задумал соединить Москву-реку с Волгой. Он и его советники приезжали в районы Клина, Рогачево, Дмитрова. Здесь по топким берегам рек Яхромы и Сестры, несущих свои воды в Волгу, ходил Петр I с сопровождающими его людьми, оставив на соседней возвышенности свою коляску. Осматривали местность, измеряли, записывали... В 1781г. Дмитров получил статус уездного города, ему был дан герб: верхняя часть герба повторяет герб Москвы, а в нижней части изображены четыре короны, в память о состоявшемся в городе в 1301г. княжеском съезде. К прокладке канала приступили только в 1825г., когда по указанию Николая I было решено соединить Москву-реку с Сенежским озером и далее с Волгой. За 20 лет был прорыт 8,5-километровый канал, возведены три шлюза и перекрыта плотиной река Сестра. Но построенная вскоре Николаевская железная дорога перехватила основной грузопоток, и канал оказался ненужным, в результате, в середине XIXв. Дмитров вновь приходит в упадок. С конца XIXв. в Москве начали возникать проблемы с питьевой водой. Развивающейся промышленности и возросшему населению требовалось все больше и больше воды. К началу 30-х годов река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля у Большого Каменного моста. Решением проблем должен был стать канал Москва-Волга, проектированием которого занялись в 1931г. Были рассмотрены три варианта соединения Волги с рекой Москвой: Шошинский, Старицкий и Дмитровский. По всем показателям Дмитровский вариант оказался более выгодным, и уже в конце 1932г. закипела работа. Центром строительства канала стал древний Дмитров, находящийся почти посредине проектируемой трассы. Cтроительство канала продолжалось с 1932 по 1937г. силами заключенных КаналЛага и ДмитЛага. 2 мая 1937г. судоходство по каналу открыла флотилия теплоходов и катеров. С этого момента Москва стала портом трех, а затем и пяти морей. Канал до 1947г. не имел собственного имени, а к 800-летию столицы получил имя канала им.Москвы. Общая протяженность канала от Волги до реки Москвы составляет 128км. В 2007г. к 70-летию окончания строительства канала в Деденево был создан музей канала им.Москвы. В экспозиции - схемы проектов канала, фотографии и документы ДмитЛага ОГПУ (впоследствии НКВД), схемы и фотографии сооружений и зданий канала, фотографии известных гидротехников. Небольшой раздел посвящён обороне канала в 1941г. В Дмитровском краеведческом музее также имеется экспозиция, посвященная строительству канала.

Благодаря своим храмам Дмитров включен в маршрут «Золотое Кольцо России». Борисоглебский монастырь наряду с Дмитровским кремлем являются главными украшениями Дмитрова. Годом основания Борисоглебского монастыря считается 1472г. В 1917г. монахи были выселены из монастыря, и в его стенах разместился краеведческий музей. В 1932г. во время стройки канала им.Москвы музей был переведен в другое здание, а в стенах монастыря разместилось управление ДмитЛага. До 1993г. Борисоглебский монастырь находился в ведении различных госслужб, здесь размещались военные части и овощные склады. В 1993г. монастырь был возвращен Православной церкви, началась его реконструкция. Сегодня Борисоглебский монастырь – действующий мужской монастырь. Его главной церковью считается собор Бориса и Глеба XVIв. К другим храмам монастыря относятся также Надвратный храм или Никольская церковь и часовня Святого Духа, построенная недавно. Раньше на территории монастыря гулял павлин, но в этот раз мы его не увидели, может быть для него было слишком холодно. Непосредственно перед монастырем находится один из новейших монументов Дмитрова – памятник Борису и Глебу - святым покровителям монастыря, уникальный тем, что на одном пьедестале расположены две конные фигуры. На территории Дмитровского кремля расположены сразу два уникальных церковных сооружения. Первое – это Успенский Собор XVIв., второе – Елизаветинская церковь, построенная в конце XIXв. на деньги Елизаветы Ляминой, вдовы состоятельного промышленника. Елизаветинская церковь носила статус тюремной, так как ее основной паствой были заключенные уездной Дмитровской тюрьмы.

Сначала мы заехали в Борисоглебский мужской монастырь, затем прогулялись по Кремлю. С городской площади с памятниками Ю.Долгорукому и В.И.Ленину (интересно, что и Ю.Долгорукий, и В.И.Ленин стоят на площади почти в одной и той же позе, указывая правой рукой на землю, и, если Ю.Долгорукий свой позой явно говорит «здесь будет город заложен», то, что говорит Ленин, для нас осталось загадкой) через южный вход в Кремль прошли в Успенский собор, прогулялись по Кропоткинской улице со скульптурными композициями, изображающими дмитровчан разных сословий и эпох. В Дмитровском Кремле есть пруд с мостиком счастья. Для того, чтобы на него попасть, надо пройти через подкову, повернутую концами вниз, дойти до середины моста, загадать желание, повесив на перила моста замок, ключ от которого выбросить в воду. Спуститься с моста нужно с другой стороны, пройдя через подкову, повернутую концами вверх. В наше посещение на перилах моста висело огромное количество различных замков, большинство из них в форме сердца было повешено во время свадеб. Некоторые не ограничиваются одним замком, а вешают сразу несколько замков, скрепленных вместе. Вообще в городе очень много достопримечательностей и он заслуживает отдельной поездки, которая состоялась у нас несколько лет назад. А нам пора было двигаться дальше…

Выехав из Дмитрова, по Московскому большому кольцу направились в Рогачево. Огромную Никольскую церковь, которая может вместить 5000 человек, увидели еще не въехав в село. Село Рогачево стоит на перекрестке пяти дорог и подъезжая к селу по любой из них церковь видно издалека. Село славилось своими купцами. Рогачевцы были неглупыми, религиозными и трудолюбивыми людьми, благодаря чему многие из них имели солидный капитал. Жители села были хорошо образованы: здесь имелось целых две школы. До XVIIв. в Рогачево была церковь Иоанна Предтечи, в конце XVIIв. на ее месте поставили пятиглавую холодную церковь Святителя Николая с трапезной и приделом во имя Иоанна Предтечи. После нескольких перестроек в 1862г. был воздвигнут прекрасный пятиглавый храм, а в 1877г. построена высокая четырехъярусная колокольня. Годом позже церковь с трапезной были обнесены каменной оградой с железными решетками. Все это осуществилось благодаря стараниям богатых купцов села. В 1936г. храм был разграблен, а в его помещении устроено зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны во время пожара погибла прекрасная настенная роспись. Не осталось и каменной ограды с железными решетками, кладбище вокруг церкви было стерто с лица земли. Храм возвращен Русской Православной церкви в 1990г., возобновлены регулярные богослужения. Вот уже 20 лет ведутся реставрационные работы, но, из-за отсутствия средств, конца и края им не видно…

Из Рогачево мы отправились в Луговой в Николо-Пешношский монастырь. Своим основанием Николо-Пешношский монастырь обязан ученику Сергия Радонежского Мефодию. Некоторое время он жил в скиту у Сергия Радонежского, был ему другом, сопостником и собеседником. Однако, в 1361г., желая служить Господу в уединении и получив на это благословение своего учителя, ушел в другие места. У реки Яхромы, среди непроходимых лесов и болот на небольшой возвышенности Мефодий срубил себе келью. Сергий Радонежский навестил своего ученика в его уединении и посоветовал ему переселиться на другой, более сухой и просторный берег реки, что и было сделано. Мефодий сам «пеш ношаше» деревья через реку, которая впадает в Яхрому. От того-то, как гласит предание, за обителью и осталось навсегда имя «Пешноша», а речку, на которой она стоит, стали называть Пешношка. Об удалении на пустынножительство Мефодия и посещении Сергием своего ученика скоро стало известно далеко вокруг и к Мефодию стали стекаться верующие. Возникла необходимость постройки храма. По благословению Митрополита на отведенных Дмитровским князем землях встал деревянный храм Святителя Николая. Мефодий стал первым игуменом обители, и оставался им более 30 лет, до своей смерти в 1393г. Мефодий был захоронен близ церкви Святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732г. на ее месте была построена небольшая церковь во имя Преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью. В 1549г. Московским собором Мефодий был канонизирован. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVIв. Особенное развитие оно получило во второй половине XVIIв., когда все деревянные здания были заменены каменными. Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVIIв. по первую половину XVIIIв. В настоящее время на территории монастыря находится психоневрологический интернат, поэтому осмотреть все его многочисленные постройки нам не удалось. Пока туристам и прихожанам открыта небольшая часть монастыря с мини-зоопарком (там живут песцы, кабаны, волки, олени, овцы, страусы, фазаны, голуби) и парой церквей. Сейчас в монастыре идет активная реставрация. Поговорив с батюшкой, мы узнали, что окончательная передача монастыря Русской Православной церкви запланирована на 2013г., для интерната к тому времени должны будут построить новое здание. Так как интернат подчиняется Москве, а там сменили мэра, батюшка выразил надежду, что затягивать постройку здания для интерната больше не будут и монастырь может быть передан церкви даже раньше запланированного срока, для этого они готовят обращение к новому мэру Москвы Собянину.

Сначала мы планировали поехать из Лугового в Дубну не возвращаясь к Дмитрову и не переезжая моста через канал им.Москвы. Но, посовещавшись с таксистами и местными жителями, мы узнали, что в таком случае, чтобы попасть в Дубну, нам придется использовать паром. Поэтому решили не рисковать, а поехать в Дубну по Дмитровскому шоссе. Осмотр Дубны решили отложить на следующий день, так как уже смеркалось. В Кимры въезжали уже в темноте.

Кимры находятся в Тверской области в месте, где в Волгу впадает река Кимрка. Говорят, что свое название село Кимра, как его называли в старину, получило от имени народа Кимеры или Кимвры или Киммерийцы, перешедшего сюда в древние времена с берегов Черного моря во время великого переселения народов. Впервые упоминание о селе Кимры встречается в 1546г. в грамоте Ивана Грозного. В разное время село принадлежало царскому дому или придворным, среди которых были Львовы, Салтыковы, Головкины, Скавронские. Также владельцем Кимр был и граф М.И.Воронцов - государственный канцлер России. О Кимрах оставила в своем дневнике запись и Екатерина II: «Час от часу берега Волги становятся все лучше. Вчера мы Кимру проехали, которая издали не уступает Петергофу… А вблизи уже все не то…». На рубеже XIX–XXв.в. Кимры были большим селом. Численность жителей села превышала 3000 человек. Здесь жили крестьяне–ремесленники. Широко был развит сапожный промысел, которым занималось все население, что объясняется географическим положением – наличием скотопрогонного тракта и дешевизной подвоза скота по Волге. В целях быстрого развития промысла Петр I прислал в Кимры лучших сапожных мастеров. Кимряки шили сапоги для армии Петра I, для русских воинов, гнавших армию Наполеона в Отечественной войне 1812г. О масштабах производства говорит тот факт, что за четырнадцать лет до реформы 1861г. кимрская крестьянская община выкупила себя и свои семьи из крепостной зависимости у графини Самойловой за 485000руб. – сумму, огромную по тому времени. В Кимрском уезде и прилегавших волостях Кашинского и Калязинского уездов перед Первой мировой войной насчитывалось около 16000 сапожников, эти места называли «сапожным царством». Много миллионов добротных сапог дали кимряки нашей армии в годы Великой Отечественной войны. Сапоги – символ Кимр, их изображение есть на гербе города. Занятия промыслом и торговлей развили кимряка, дали ему средства, выработали вкус и сделали его щеголем, склонным к мотовству и веселому образу жизни. У некоторых даже появляются замашки крепостников: они держат прислугу, кухарку, горничную, кучера; обед состоял из нескольких блюд. Богатый кимряк имел не менее четырех шуб, но одевал их только по праздникам. Не последнюю роль в обиходе играла водка, отсюда и пошла поговорка: «пьян как сапожник». Многие сапожники-кимряки приезжали на заработки в Москву. В Москве кимряки, славящиеся трудолюбием и честностью, с осени до весны селились в грязных и сырых трущобах на Болоте (так раньше называли раньше местность, где сейчас расположена Болотная площадь). «Кимряк из глины сапоги слепит» - уважительно отмечали их мастерство москвичи, но жили деревенские башмачники в бедности и тесноте, получая скудную плату за свою продукцию. Может быть отсюда и пошла другая поговорка «сапожник без сапог»… В 1901г. вблизи Кимр была построена железная дорога. Станция Савелово на противоположном – правом берегу Волги (позднее она вошла в черту города) дала название Савеловскому вокзалу в Москве. В 1917г. село Кимры получило статус города. Кожевенно-обувная промышленность по-прежнему занимает главное место в структуре промышленности, в городе развивается машиностроение. В 1978г. два противоположных берега Волги соединил автомобильный мост – самый большой в Тверской области. Уже через 20 лет эксплуатации были выявлены значительные дефекты, грозившие его обрушением, и в 2005г. мост был закрыт на реконструкцию. Обновленный мост был открыт в 2007г. Впервые в России была выполнена вантовая система усиления железобетонных пролетов: 6 пилонов с помощью 24 вант (туго скрученных стальных тросов, каждый из которых включает в себя до 55 высокопрочных канатов) прочно держат всю конструкцию. До возведения моста существовали различные средства переправы: понтонный мост, паромы, лодки, катера. Недалеко от моста, рядом с городским садом, на левом берегу Волги, расположен Кимрский театр драмы и комедии, основанный в 1942г. До войны в Тверской области было пять профессиональных драматических театров: тверской, вышневолоцкий, ржевский, торжокский и осташковский. Во время войны артисты трех последних были переведены в Кимры – так и появился Кимрский театр драмы и комедии. Раньше здесь располагался клуб потребкооперации, а до 1936г. на месте здания клуба стоял Покровский собор, варварски разрушенный. Неподалеку от него располагался также уничтоженный в 1930-е г.г. Никольский собор с колокольней. Когда-то эти храмы формировали облик центра города, золоченые купола Покровского собора были видны за 20 верст в округе. Современники описывали Покровский собор так: "Как золотистый зуб среди кроваво-красных десен, высоко на берегу, в полукруге кирпичных зданий, красных крыш блестит собор". До наших дней дошла Вознесенская церковь. Она стоит на левом берегу реки Волги, построена в 1813г. на месте стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Сейчас церковь восстанавливается из полуразрушенного состояния и несколько лет как действует. Действующим является и главный городской собор – Спасо-Преображенский, выстроенный в древнерусских традициях в начале ХХв. В истории храма имеется немало трагических страниц. В 1928г. городские власти принимают решение закрыть его. Узнав об этом, горожане пытаются защитить храм. Власти в ответ применяют силу и арестовывают большую группу лиц, в том числе и настоятеля храма Федора Колерова. Начинается судебный процесс, в результате которого был вынесен приговор - высшая мера социальной защиты с конфискацией имущества. Вместе с настоятелем были приговорены к расстрелу председатель церковного совета А.Бойков и прихожанин М.Болдаков. И только в 1997г. протоиерей Федор Колеров и с ним убиенные Ананий Бойков и Михаил Болдаков решением Синода были причислены к лику местночтимых святых. В память о них кимрскими предпринимателями в заречье поставлена часовня. В Кимрах имеется краеведческий музей, здесь собрана уникальная коллекция обуви – одна из богатейших в мире, насчитывающая более 1500 единиц хранения. Там можно увидеть «калишки», «венгерки», «осташи», «сапоги в гармошку» и прочие обувные чудеса. В экспозиции представлены уникальные изделия кимрских кустарей и обувщиков XVIII-XXв.в. Сейчас Кимры - районный центр Тверской области, в городе проживает 60000 жителей. В центре города преобладают одно-двухэтажные каменные дома с мезонинами, балконами и небольшие деревянные постройки в стиле модерн с башенками и округлыми окнами. Наиболее характерная для деревянных Кимр застройка – двухэтажная: на первом этаже располагалась мастерская ремесленника-кустаря, на втором – жилые комнаты. Непохожесть дома на соседей, его особая, порой вычурная красота были, своего рода, вывеской, рекламой обитавшего здесь мастера. В деловом центре, построенном в начале XXв., сохранились Гостиный двор в псевдорусском стиле (напоминающий московский ГУМ), торговые ряды – лавки с аркадами, кирпичные дома в стиле модерн. Оригинальная застройка, индивидуальность и непохожесть зданий выделяет Кимры среди других провинциальных приволжский городков. Строилось все, «как в столицах», в модных в то время стилях. Улицы Кимр, как и во многих волжских городах, расположены прямоугольной сеткой: одни вдоль Волги, другие, покороче, перпендикулярно к ней. Недалеко от Кимр родился и провел детские годы авиаконструктор Туполев. В городе, на Майской площади, в 1979г. установлен памятник авиатору. В Кимры доставлен самолет ТУ-124, он поставлен на высоком берегу Волги. Одна из улиц Кимр носит имя Туполева. В кимрском краеведческом музее находится мемориальный зал авиаконструктора.

В город мы въехали по Московскому шоссе, которое потом меняет название на ул.Орджоникидзе, а после моста через речку Кимрку становится ул.Кирова. Оказавшись на Октябрьской площади с памятником Ленину, заметили афишу кимрского драмтеатра, но оказалось, что на спектакль мы уже опоздали: в выходные дни они в городе начинаются по-провинциальному рано, в 17 часов. Говорят, что не только кимряки, но и жители Дубны, Талдома, Вербилок любят кимрский театр. Благодаря оригинальности постановок и яркой необычной сценографии у театра есть поклонники в Твери, Москве и многих других городах. Действительно, припаркованные у театра автомобили были в основном с московскими номерами и номерами Московской области. Освещенный мост через Волгу очень красиво смотрелся в темноте. Переехав Волгу, поехали искать гостиницу «Савма». Под гостиницу отдан один этаж пятиэтажного общежития Савеловского машиностроительного завода. Мы - туристы непритязательные, нам бы лишь переночевать в тепле и чистоте, поэтому двухместный номер за 600руб. с удобствами на этаже (в номере имеется умывальник, зато на этаже имеются туалеты, душ и кухня) нас полностью устроил. Интересно, что доброжелательный администратор, выдав нам ключи от номера, сказала, что попозже принесет нам чайник, чтобы мы попили чайку с дороги. В принципе, кипятильник у нас с собой всегда имеется, но от чайника отказываться не стали. Каково же было наше удивление, когда она принесла нам в номер обычный чайник, который надо ставить на плиту! На кухне у нас возникла небольшая проблема, чем зажечь газовую плиту, так как спичек у нас с собой не было, но поскольку на плите уже стояла чья-то кастрюля с варившемся в ней супом, то проблема быстро была решена при помощи найденной обгоревшей спички.

Утро мы потратили на осмотр Кимр. К сожалению, поговорка о том, что жизнь есть только в пределах Москвы и Московской области, оказалась в какой-то мере правдой. Разрушающиеся памятники архитектуры и набережная Волги, мусор, ужасные дороги… Смотреть на все это при свете дня было очень и очень грустно. Сначала мы остановились у самолета ТУ-124, установленного недалеко от машиностроительного завода, производящего оборудование для авиационной и аэрокосмической промышленности. Прошли к Савеловской набережной: в реке ловил рыбу рыбак, по Волге плыла баржа. Переехав по мосту на левый берег Волги, прошли по набережной реки к Октябрьской площади, на которой при свете дня посмотрели не только здание театра и памятник Ленину, но и обелиск Победы, воздвигнутый в честь погибших во время Великой Отечественной войны кимряков на средства жителей города и района в 1971г. На этой же площади замуровано послание горожан к потомкам, которое следует вскрыть 9 мая 2071г., «жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»… Рядом, за забором – здание Гостиного двора с торговыми рядами, есть надежда, что они будут отреставрированы. Прогулялись по улицам Володарского, Кирова, Урицкого с оригинальной застройкой XIX-нач.XXв.в., с печалью глядя на постепенно разрушающиеся красивейшие дома. К сожалению, не попали в краеведческий музей: именно в этот день на линии отключили электричество до 15 часов (экскурсоводы были в ужасе, так как к ним вот-вот должен был приехать автобус с туристами). Зашли в Преображенский собор, в виду того, что в этот день была родительская суббота, в церкви было не протолкнуться. В восстанавливающейся Вознесенской церкви было не так многолюдно: служба уже закончилась, происходило отпевание. У шоссе при съезде к Вознесенской церкви как раз и установлена часовня Феодора, Михаила и Анания - новомучеников кимрских. Из Кимр мы выезжали, разглядывая из окна оригинальные дома на ул.Орджоникидзе, с твердой мыслью о том, что при удобном случае обязательно вернемся в Кимры, чтобы посетить его драмтеатр и краеведческий музей.

Дубна – один из самых молодых городов России и Московской области и единственный город Подмосковья на Волге. Город расположен на Волге и ограничен реками Дубна, Сестра, каналом им.Москвы и Иваньковским водохранилищем. В настоящее время в Дубне проживет около 63000 человек. Официальный год рождения Дубны – 1956-й, но и до этого в месте Ратминская стрелка при слиянии рек Волги и Дубны существовало поселение. Первое упоминание о Дубне относится к 1134г., городок на границе ростово-суздальских и новгородских земель основал Юрий Долгорукий. Городок Дубна был сожжен новгородским войском в 1216г. и окончательно уничтожен во время монгольского нашествия на Русь в 1238г. В дальнейшем на его месте существовал таможенный пост Дубенское мыто, затем – село Городище на устье Дубны и дворянская усадьба. Территория современного города входила в состав Тверской губернии, в советское время (до 1956г.) — в состав Калининской области, затем — Московской. В новейшей истории получен статус города в 1956г. в связи с организацией Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ). В 1960г. в состав Дубны вошел город Иваньково, образованный в 1958г. на левом берегу реки Волги, который до этого также входил в состав Калининской области. В 2001г. Дубне присвоен статус наукограда. Дубна является единственным российским населенным пунктом, увековеченным в периодической таблице элементов Менделеева: Дубний – так называется, открытый учеными города, 105–й химический элемент. На территории города расположена Иваньковская ГЭС, по сооружениям которой проложен автомобильный переход, соединяющий левобережный и правобережный районы города. В марте 1937г. Иваньковская плотина преградила путь Волге. Водой была затоплена территория, которую занимали 106 населённых пунктов, обширные луга и болота, большие площади спиленных лесов. Под водой оказалась площадь в 32000га. До 2012г. в левобережной части города на берегу Волги должен вырасти Российский центр программирования, также должен быть построен вантовый мост через Волгу. Самой главной достопримечательностью города считается памятник Ленину, расположенный на берегу канала им.Москвы. Высота этого памятника вместе с постаментом достигает 37м. На противоположном берегу в 1935г. был установлен памятник Сталину. После смерти Сталина и разоблачения его культа личности памятник был взорван в 1961г., но постамент остался до сих пор. Однако, хоть памятник Ленину и высок, но самым высоким памятником Ленину в мире он не является. В Волгограде на набережной реки Волги у входа в Волго-Донской канал находится памятник Ленину высотой 57м.

По дороге из Кимр мы въехали в левобережную часть Дубны и поехали по плотине. Памятник Ленину, правда со спины, увидели сразу. Естественно остановились, чтобы посмотреть на такое чудо, прошли к каналу им.Москвы. На противоположном берегу канала был виден постамент, оставшийся от памятника Сталину. Через тоннель, расположенный под шлюзом №1 канала им.Москвы (он является воротами в Волгу) проехали в правобережную часть города и вдоль Волги направились в Ратмино, где Дубна впадает в Волгу. Здесь стоит храм Похвалы Пресвятой Богородицы, а перед ним – камень, извещающий о том, что «отсюда Дубна стала есть». Каменный храм Похвалы Пресвятой Богородицы построен в 1827г. на месте сгоревшего деревянного. Во второй половине XIXв. были пристроены два придела, рядом с храмом была возведена двухъярусная колокольня. В 1907–1914 гг. была проведена генеральная реконструкция, при которой колокольня была достроена до 3-го яруса и соединена с храмом. К колокольне были пристроены ризница и служебное помещение. 1937г. в истории Ратмино отмечен варварским разорением церкви. В церкви сначала открыли мастерскую по ремонту тракторов (сделали в стене пролом, чтобы трактора проезжали), а потом в ней открыли клуб и столовую. В 1988г. в городе началась компания за передачу церкви верующим, директор ОИЯИ академик Н.Н.Боголюбов, сын протоиерея Н.М.Боголюбова, дал добро на отчуждение этой собственности института в пользу прихода. Видимо, занятия физикой вере не мешают (кстати, нынешний Патриарх Кирилл в одном из интервью тоже говорил, что в школьные годы очень увлекался физикой и по окончании школы ему пришлось выбирать: продолжать заниматься физикой или уйти в церковь). Храм Похвалы Пресвятой Богородицы был отреставрирован и в 1989г. возвращен верующим. Когда мы гуляли на Ратминской стрелке, пришло известие о том, что племянница умудрилась сломать вторую ногу (первая уже была в гипсе), в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы за ее здоровье мы поставили свечу Св.Пантелеймону.

Из Ратмино мы вернулись в город на набережную реки Волги. Никакого строительства Российского центра программирования, а также вантового моста через Волгу мы не заметили (может быть просто не увидели, так как об этом строительстве узнали уже после нашей поездки), зато увидели, как у Ротонды, памятника погибшим воинам в горячих точках, в Волгу из трубы сливалась мутная неочищенная вода канализации. Недалеко от Ротонды находится недавно открытый памятник самолету-штурмовику Ил-2. На постамент водружен настоящий Ил-2, принимавший участие в Великой Отечественной войне. В 1943г. он упал в лес примерно в 5км от современной Дубны и более полувека пролежал в болоте, где его обнаружили энтузиасты-поисковики. В 2004г. самолет был эвакуирован вертолетом МЧС и впоследствии восстановлен. Именно на территории нынешней Дубны на авиазаводе началось серийное производство этого самого распространенного боевого самолета. В левобережной же части города тоже установлен самолет МИГ-25, первоначально собранный, а теперь восстановленный на дубненском машзаводе. Говорят, что на сегодняшний день в России осталось всего два таких самолета. Вообще в Дубне много памятников ученым и даже В.Высоцкому. Дубна считается родиной водных лыж России, ежегодно здесь проводятся международные соревнования. В городе много спорткомплексов и плавательных бассейнов, мы проезжали мимо одного из них, интересно то, что он называется «Архимед». Выезжали мы из Дубны через институтскую часть города, остановившись у гигантского 9,5-метрового стула, установленного компанией «Экомебель» в 2005г. в подарок ко Дню города. Сразу вспомнился юмористический журнал «Ералаш» о том, как на уроке труда мальчики делали табуретку. «Семь раз отмерь, один раз отрежь!» - говорил им учитель. Один из учеников буквально так и сделал, собрав табурет, по размерам в семь раз больший, чем у одноклассников. Дубна нам очень понравилась своей природой, тишиной, чистотой, широкими улицами (летом здесь, наверно, еще красивее) и напомнила родную Черноголовку, только в более широком масштабе.

На обратном пути домой остановились у огромного Троицкого собора, стоящего на горе в Яхроме. Город Яхрома (город - с 1940г.) вырос из небольшого поселка, возникшего вокруг текстильной фабрики в середине XIX века. В 1841г. на месте нынешнего города находились несколько деревень, владелец одной из них дворянин Пономарев основал суконную фабрику. Купивший эту фабрику купец Каулин наладил выпуск хлопчатобумажной пряжи. Производство значительно расширилось с образованием мануфактуры. В 1901г. рядом с поселком открыта железнодорожная станция Яхрома, давшая имя и поселку. Наиболее заметный вклад в создание фабрики и фабричного поселка оставил И.А.Лямин. Особой гордостью семьи Ляминых стала постройка в 1885г. храма Святой Троицы, самого большого не только в уезде, но и во всем ближайшем Подмосковье. В 1920-е г.г. храм был закрыт, церковное имущество разворовано. С 1930-х г.г. помещение собора использовалось как овощехранилище, макаронная фабрика, мебельный склад, столовая. Во время Великой Отечественной войны в подвальном помещении храма находился госпиталь, где оперировал раненых бойцов известный хирург П.З.Коняров. В его честь названа улица, ведущая к храму. В середине 1990-х г.г. Троицкий собор был возвращен Русской Православной церкви. В настоящее время здесь ведутся восстановительные работы.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru