Откуда: Москва Когда: 06/2010
По маршруту: Минск,Бобруйск,Могилёв,Гомель,Брянск
Рейтинг отчета:
Автор: электрик Сидоров
Белоруссия, хоть и заграница, но настолько прозрачная, что у российского автотуриста практически нет препятствий для её пересечения. Тем более, что формально мы (т.е. Россия и Беларусь) составляем единое союзное государство, да и говорят там все на русском языке. Поэтому, никоим образом не желая ущемлять территориальную целостность и независимость какого-либо государства, а так же уважая право любой нации на самоопределение, всё ж-таки приглашаю прокатиться по России в сердце Белоруссии на авто.
Что же для этого нужно? А немного: машина, желание, хорошая компания! Да ещё деньги. Их-то у нас было не густо, зато остального в избытке. Но говорят, что в Белоруссии всё дёшево и мы решили, что уложимся. Подсчитали затраты на жильё (бронировали заранее), бензин (он ощутимо дороже) и еду (прикидывали по московским “тарифам”). Выходило, что остаётся ещё и на “развитие”! С тем и рванули.
Вот тут хочу, простите за меркантильность, углубиться в тему финансов. Да, Беларусь - недорогая страна, но в том то и дело, что подсознательно экономишь там, где цены выше. Например, в Европе. А тут, когда всё дешевле, как минимум в два раза против Москвы, а в банке молодая операционистка каждый день, принимая очередную тысячную купюру, с округлившимися от изумления глазами, спрашивает : “Вы ВСЁ будете менять?” и насыпает в обратку кучу разных бумажек с диким количеством нулей, начинает создаваться впечатление, что ты, как минимум, нефтяной магнат. И вот тогда-то эти нолики на белорусских рублях начинают выкатываться из рук во все стороны, как сухой горох. В итоге приходишь к неутешительному выводу: отдыхать дорого везде!
Но это было потом, а тогда наш лозунг был:” в путь”! Наша команда: Suzuki Grand Vitara, экипаж 4 человека 1водитель; Mazda 3 - двое взрослых и ребёнок, 2 водителя. Стартовали в пятницу с разных концов Москвы в 15-00, 4-го июня. Правда, в три старт взяла только Сузи. По объективным причинам экипаж Ма-трёшки отложил старт на 19 часов. И в то время, когда Сузи уже рассекала просторы России, Матрёшка ещё только штурмовала МКАД. Поэтому даю хронометраж по Мазде.
В этот день по Москве пронеслась гроза со шквалистым ветром. В очередной раз поломала деревья, кое-где кое-что затопила и усилила и без того крепкие московские пробки. Лавируя короткими галсами, стали продвигаться от центра к периферии. Вспомнили, что в начале Минки идут активные дорожные работы и, во избежании огромной пробки, решили объехать этот участок по Киевке через Селятино. Сразу скажу - это было дурацкое решение.
20-22. Проехав по Москве 30 км, вылетели на бескрайние просторы Киевского шоссе, вихрем промчались до ММК, свернули на него и тут же встали в глухую пробку. Дело в том, что там сразу после поворота на кольцо ж/д переезд по одной полосе в каждую сторону. А так, как в пятницу вечером движение пригородных электричек очень плотное, то переезд основное время получается закрыт, а в короткие промежутки счастья в это бутылочное горло пытается влезть столько машин!!! И глядя на эту современную развязку в несколько полос с шумоотражаюшими экранами и этим убогим переездом в пятистах метрах от неё невольно задаёшься вопросом: ум вообще был у проектировщиков, когда они это придумывали?
Проклиная всех, от водителей до руководителей, ужинаем в этом стоячем кошмаре чем бог послал - кофе и бутерброды. А наши друзья на Сузи в это время оформляют страховку и ужинают уже где-то за Смоленском. Да, нам их уже не догнать.
22-50. Наконец-то проползли это проклятое место и выехали на Минское шоссе. 73 км за 4 часа - отличный результат! Очень хотелось бы сказать финишная прямая, но впереди ещё 700. Так что это скорее начало. И точно-началось! Влепил ливень, местами переходящий в дождь. Хорошо хоть машин поубавилось и дорога хорошая. Скорость держали вне населённых пунктов 130-140 за что и были оштрафованы в 2 часа ночи в 300-х км от Москвы. Засёк стационарный радар. Взяли квитанцию, помчались дальше.
02-47. Проехали поворот на Смоленск. На одометре 414 км. Через 75 км последняя заправка на Российской территории.
03-45. 485 км. Граница. Пересекаем её медленно и торжественно. С левой стороны дороги стоят через равные промежутки какие-то люди в униформе. При попытке законопослушно остановиться около них начинают махать руками, чтоб проезжали. Вот тебе и таможня. И это правильно - мы люди порядочные и контрабандой не занимаемся.
Проехали границу, оформили greencard. Как потом выяснилось, страховка возле Смоленска получилась чуть ли не вполовину дешевле. А нам перед поездкой говорили наоборот.
И вот мы в Беларуси! Дождя, который мучил нас всю дорогу, как небывало! Взошло солнце, по краям дороги ровная изумрудная трава. Дорога словно скатерть. Ровные обочины. Рядом стоящий лес чист и опрятен. Это что, союзное с нами государство? Нет, это другое измерение! Зазеркалье! Страна сошедшая с лубочной картинки! И никого! Почти. Четыре утра всё-таки.
Это платная трасса Е30 проходящая через всю Беларусь до Бреста и дальше в Польшу. На пунктах оплаты принимают только российские рубли или евро. Попытка расплатиться белорусскими не увенчалась успехом. На заправках по этой трассе так же можно расплатиться нашими. В других же местах этой страны только BLR. На крупных заправках есть обмен. Курс единый. Во всех городах, в которых мы побывали, достаточное количество банков и просто банкоматов. Магазины (многие) принимают карты. Белорусские паспорта имеют срок действия, поэтому, если придётся вносить данные российского паспорта, например, при обмене валюты, указывайте как срок действия дату следующей замены фотографии. От нас эти данные потребовали в одном из банков в Бобруйске. В Гомеле, при поселении в гостиницу, потребовали паспорт ребёнка. У белорусских детей он есть. А у нашей деточки есть загранпаспорт, он и выручил. Такие вот особенности.
Катим по Белоруссии. Ограничение 120, дорога как взлётная полоса, но мы напуганы рассказами о страшных и неотвратимых штрафах. Поэтому превышаем чуть-чуть. От монотонного движения клонит в сон. Меняемся каждые 25-30 минут.
06-00. 750 км. Втекаем в Минск по проспекту Независимости. Утреннее солнце заливает пустой проспект. Большие газоны и широкие тротуары. Нет огромных московских многоэтажек, теснящихся друг к другу. Есть ощущение открытости и простора. Нас встречает Национальная библиотека, поражая своим размером и футуристическим дизайном. Дальше город становится более монументальным, как будто надевает костюм. Зелень парков разбавляет строгость сталинского ампира. И вот мы попадаем на площадь Победы. Даже полусонные и голодные мы потрясены! Ещё издалека,по мере приближения к памятнику, он увеличивался в размерах, как будто подготавливал к встрече с собой. Но подлинное величие мы ощутили оказавшись у подножия взметнувшегося ввысь монумента, увенчанного сияющей в солнечных лучах звездой!
Минск - красивый, открытый и неспешный город. И чем больше мы его узнавали, тем больше он нам нравился. Но это потом, а сейчас мы озабоченны поисками снятой нами квартиры в которой нагло дрыхнет первая часть нашего каравана.
Так начался первый день нашего пребывания на белорусской земле .
12-00 Поспать удалось пару часов-очень плотный график. Едем на “Линию Сталина”-комплекс оборонительных укреплений недалеко от Минской КАД по направлению на Молодечно, после Заславля.. Траншеи, доты, бункеры, пушки, танки, пулемёты, самолёты. Можно пострелять холостыми из пулемёта Максима, МР-40, ППШ, трёхлинейки, отведать гречки с тушёнкой и фирменной местной водки (для тех, кто без руля). Интересно. Даже дамы в восторге.
16-15. Поехали в Хатынь, но через Минск, а не по МКАД (были свои причины).
17-45 были в Хатыни. Посетили мемориал. Он круглосуточный, но экскурсии до 17-00. Жаль.
На обратной дороге отужинали в ресторане, который возле поворота на Хатынь. Кажется “Партизан” называется. Сытно. В Минск вернулись в 21-15.
День второй.
11-00. Выезд по маршруту Несвиж-Мир-Новогрудок.
13-00. Прибыли в Несвиж. Уломали экскурсовода на 40-минутную экскурсию по замковому парку, замок посетили сами. Не понравился. Новодел, да и музей какой-то куцый. Осмотрели городские достопримечательности, в ратуше взяли экскурсию. Экспозиция оказалась интересной, а нашего гида еле уломали закончить экскурсию - она фонтанировала информацией, как гейзер!
15-40. Выдвигаемся в Мир и через 32 км и 20 минут мы там. Осмотрели замок, усыпальницу, прогулялись по парку и городку. Направляемся в Новогрудок . До него около получаса езды.
18-00. Мы в Новогрудке. Музеи уже закрыты, но нас это не смущает. Солнце, нещадно палившее весь день, ослабило свой напор и мы прекрасно прогулялись по холмам и руинам древней столицы Литвы. В ресторане первой наценочной категории ““Свитязь”, ул Советская 3, нас пыталась обслужить в дуплет пьяная официантка, но коллеги её быстро оттащили. Так себе заведение, а санузел ужаснее, чем был в моей школе. Не рекомендуем. Но, кажется, там ничего другого рядом нет.
21-15. Возвращаемся обратно и в 23-15 мы в Минске. На круг получилось 307 км.
День третий-понедельник.
По понедельникам в Беларуси все музеи отдыхают и это день мы посвятили Минску. Мотались и пешие и на метро и на наземном транспорте - Минск стоит того, чтоб на него просто любоваться. Измотанные, но довольные мы ночью добрались домой. Наступил
День четвёртый.
10-40. Покидаем Минск .Наш путь лежит на юг - в этническую деревню Дудутки. Удовольствие не из дешёвых - около 500 рос. рублей с носа. А экскурсия и того больше. Потом рады были, что для нас не оказалось экскурсовода - сэкономили. Очень хорошо разрекламированный туробъект и не более. Быт крестьянского хутора не представлен никак. Просто пара-тройка ремесленников, этнографическая коллекция всего подряд и кусок скотного двора с павлинами и страусами - видимо эти птицы наиболее типичны для белорусской деревни. При этом вывески и указатели находятся совсем не там, где нужны. Заблудиться там конечно сложно, но можно было бы разметить экскурсионный маршрут для неорганизованных посетителей. А то как-то всё бестолково. Для сравнения: в Мышкине экспозиция такого же плана гораздо интереснее и насыщеннее. Но в Дудутках есть свои плюсы: прекрасный самогон (в вашу посуду), великолепные сычужные сыры и интересные сувенирно-бытовые изделия: гончарные и из соломы. А так же корчма - очень понравилась. Отобедали и в путь.
14-40. Выехали из Дудуток на Бобруйск на М1, потом свернули на М5. Без приключений добрались и в 17-00 уже разглядывали бастионы Бобруйской крепости. Ну это надо очень хотеть, чтобы их найти. Потому что не только указателей, но даже нормальных улиц нет там где развалины бастионов. И мне искренне непонятно почему нужно тратить деньги на реставрацию и восстановление поместий Радзивилов и Параскевичей, а одно из выдающихся фортификационных сооружений использовать под гараж или ждать когда оно само развалится. При этом Бобруйск мог бы стать интересным туристическим объектом даже, может быть, более значительным, чем “Линия Сталина”, и посвящённым войне 1812 года. Из расспросов местного населения выяснилось,что бобруйчане (простите если не так назвал) готовы этим заняться и на общественных началах, но городская администрация против этого. Очень обидно и непонятно, потому что Беларусь вовсе не насыщена, в виду разных исторических причин, историко-культурными памятниками и достопримечательностями.
А какой там шикарный вид на Березину! Полюбовались, сфоткались с бобром на Московской улице и в путь.
18-45. По дороге Р93 едем на Могилёв и в 20-00 мы там. Заселились в гостиницу Могилёв и поехали на Буйницкое поле, туда где впервые во второй мировой немецкие танки понесли громадные потери. Потом прогулка по ночному Могилёву и
День пятый.
13-45. После утреннего променада покидаем Могилёв и едем в Гомель по М8. Это наша конечная точка совместного путешествия. Сузи и 2 члена её экипажа останутся ещё погостить в Беларуси, а пятеро на Матрёшке утром возвратятся в Россию.
16-00. Прибыли в Гомель. Пятеро заселяются в гостиницу с одноимённым названием. Кошмар! Карты не принимают, дверь на охраняемую парковку ниже человеческого роста, охранник больше двух человек в лифт не пускает, сантехника и мебель времён развитого социализма, унитаз отпадает от трубы, замки открываются с трудом, звукоизоляции нет, из посуды только два стакана, на стульях сидеть опасно. Но у дежурной по этажу есть чайник - хоть что-то приятное. Хорошо, что мы здесь только на ночь.
Наши друзья сняли в соседнем доме однокомнатную квартиру по цене двухместного номера в этом сарае. Квартира после евроремонта, очень стильная и комфортная. Бронировали заранее, то что в соседнем доме вышло случайно. Делаем выводы.
Гомель вообще очень сильно отличается по темпераменту от других белорусских городов. Какой-то суетной. Жители куда-то спешат, все резкие, чем-то недовольные. Да и сам город по грязнее, чем другие виденные нами. А посмотреть-то особо нечего. Только усадьба и парк. Но это моё личное мнение, оставшееся от посещения города.
День шестой.
10-50. Покидаем этот город, движемся в сторону границы до которой 50 км. В Матрёшке что-то дико заскрипело, как только отъехали от города. Постучали по колесу,почесали в затылках и решили ехать дальше, пока не встретим приличный техцентр. Забегая вперёд скажу, что приличный техцентр нам так и не попался, а скрип этот издевался над нами до Калуги, но после бесследно пропал.
12-10. Граница. Белорусский таможенник, удивлённо глядя на московские номера, спросил, что у нас в багажнике. Про документы ни слова. На первой же российской заправке, которая находится между таможнями, нам с удовольствием налили российского бензина за белорусские рубли.
Прощайте гладкие дороги, здравствуй Родина! Российская М13 Новозыбков - Брянск представляет собой волнообразное покрытое асфальтом направление, по которому ехать больше 90 просто опасно. Местами в ямах, местами залатано.
15-00. Брянск. Тоже город с изюминкой. Состоит из нескольких независимых частей разделённых лесами, долами и оврагами. Без карты лучше не соваться. Фрагмент разговора между водителем и штурманом:
- Мы не туда едем. Здесь же конец цивилизации! Наверное город кончился!
- Нет, карта показывает, что мы в центре. Рули дальше!
Пообедали в каком-то торговом центре, стоящим в поле, после которого начался очередной Брянск.
16-25. Покинули город партизанской славы. Выехали на М3. Если М13 была просто неровной дорогой, то Киевка это просто издевательство, как по состоянию, так и по устройству. Обгоны затруднены, обочины безобразные, ямы, “стиральные доски” и прочие “радости”. Не должны быть такими федеральные трассы! Весь этот костотряс длится до Калуги. А там уж красота до самой Москвы! 2 и более рядов, разметочка, отбойнички! Европа!
По мере приближения к Москве температура за бортом падала, погода портилась, пошёл дождь.
21-00. В районе Наро-Фоминска попрощались с ещё одной частью команды и умчались в Москву. Через 45 минут были на МКАДе, пересекли столицу по диагонали, встряли попутно в пробку, минут на 40, у метро “Проспект Вернадского” и к полуночи были дома, намотав в сумме всей поездки 2500 км.
Итоги:
Отлично съездили! Надо будет ещё как-нибудь махнуть до Бреста. Заповедный напе-е-е-ев.....
Что же для этого нужно? А немного: машина, желание, хорошая компания! Да ещё деньги. Их-то у нас было не густо, зато остального в избытке. Но говорят, что в Белоруссии всё дёшево и мы решили, что уложимся. Подсчитали затраты на жильё (бронировали заранее), бензин (он ощутимо дороже) и еду (прикидывали по московским “тарифам”). Выходило, что остаётся ещё и на “развитие”! С тем и рванули.
Вот тут хочу, простите за меркантильность, углубиться в тему финансов. Да, Беларусь - недорогая страна, но в том то и дело, что подсознательно экономишь там, где цены выше. Например, в Европе. А тут, когда всё дешевле, как минимум в два раза против Москвы, а в банке молодая операционистка каждый день, принимая очередную тысячную купюру, с округлившимися от изумления глазами, спрашивает : “Вы ВСЁ будете менять?” и насыпает в обратку кучу разных бумажек с диким количеством нулей, начинает создаваться впечатление, что ты, как минимум, нефтяной магнат. И вот тогда-то эти нолики на белорусских рублях начинают выкатываться из рук во все стороны, как сухой горох. В итоге приходишь к неутешительному выводу: отдыхать дорого везде!
Но это было потом, а тогда наш лозунг был:” в путь”! Наша команда: Suzuki Grand Vitara, экипаж 4 человека 1водитель; Mazda 3 - двое взрослых и ребёнок, 2 водителя. Стартовали в пятницу с разных концов Москвы в 15-00, 4-го июня. Правда, в три старт взяла только Сузи. По объективным причинам экипаж Ма-трёшки отложил старт на 19 часов. И в то время, когда Сузи уже рассекала просторы России, Матрёшка ещё только штурмовала МКАД. Поэтому даю хронометраж по Мазде.
В этот день по Москве пронеслась гроза со шквалистым ветром. В очередной раз поломала деревья, кое-где кое-что затопила и усилила и без того крепкие московские пробки. Лавируя короткими галсами, стали продвигаться от центра к периферии. Вспомнили, что в начале Минки идут активные дорожные работы и, во избежании огромной пробки, решили объехать этот участок по Киевке через Селятино. Сразу скажу - это было дурацкое решение.
20-22. Проехав по Москве 30 км, вылетели на бескрайние просторы Киевского шоссе, вихрем промчались до ММК, свернули на него и тут же встали в глухую пробку. Дело в том, что там сразу после поворота на кольцо ж/д переезд по одной полосе в каждую сторону. А так, как в пятницу вечером движение пригородных электричек очень плотное, то переезд основное время получается закрыт, а в короткие промежутки счастья в это бутылочное горло пытается влезть столько машин!!! И глядя на эту современную развязку в несколько полос с шумоотражаюшими экранами и этим убогим переездом в пятистах метрах от неё невольно задаёшься вопросом: ум вообще был у проектировщиков, когда они это придумывали?
Проклиная всех, от водителей до руководителей, ужинаем в этом стоячем кошмаре чем бог послал - кофе и бутерброды. А наши друзья на Сузи в это время оформляют страховку и ужинают уже где-то за Смоленском. Да, нам их уже не догнать.
22-50. Наконец-то проползли это проклятое место и выехали на Минское шоссе. 73 км за 4 часа - отличный результат! Очень хотелось бы сказать финишная прямая, но впереди ещё 700. Так что это скорее начало. И точно-началось! Влепил ливень, местами переходящий в дождь. Хорошо хоть машин поубавилось и дорога хорошая. Скорость держали вне населённых пунктов 130-140 за что и были оштрафованы в 2 часа ночи в 300-х км от Москвы. Засёк стационарный радар. Взяли квитанцию, помчались дальше.
02-47. Проехали поворот на Смоленск. На одометре 414 км. Через 75 км последняя заправка на Российской территории.
03-45. 485 км. Граница. Пересекаем её медленно и торжественно. С левой стороны дороги стоят через равные промежутки какие-то люди в униформе. При попытке законопослушно остановиться около них начинают махать руками, чтоб проезжали. Вот тебе и таможня. И это правильно - мы люди порядочные и контрабандой не занимаемся.
Проехали границу, оформили greencard. Как потом выяснилось, страховка возле Смоленска получилась чуть ли не вполовину дешевле. А нам перед поездкой говорили наоборот.
И вот мы в Беларуси! Дождя, который мучил нас всю дорогу, как небывало! Взошло солнце, по краям дороги ровная изумрудная трава. Дорога словно скатерть. Ровные обочины. Рядом стоящий лес чист и опрятен. Это что, союзное с нами государство? Нет, это другое измерение! Зазеркалье! Страна сошедшая с лубочной картинки! И никого! Почти. Четыре утра всё-таки.
Это платная трасса Е30 проходящая через всю Беларусь до Бреста и дальше в Польшу. На пунктах оплаты принимают только российские рубли или евро. Попытка расплатиться белорусскими не увенчалась успехом. На заправках по этой трассе так же можно расплатиться нашими. В других же местах этой страны только BLR. На крупных заправках есть обмен. Курс единый. Во всех городах, в которых мы побывали, достаточное количество банков и просто банкоматов. Магазины (многие) принимают карты. Белорусские паспорта имеют срок действия, поэтому, если придётся вносить данные российского паспорта, например, при обмене валюты, указывайте как срок действия дату следующей замены фотографии. От нас эти данные потребовали в одном из банков в Бобруйске. В Гомеле, при поселении в гостиницу, потребовали паспорт ребёнка. У белорусских детей он есть. А у нашей деточки есть загранпаспорт, он и выручил. Такие вот особенности.
Катим по Белоруссии. Ограничение 120, дорога как взлётная полоса, но мы напуганы рассказами о страшных и неотвратимых штрафах. Поэтому превышаем чуть-чуть. От монотонного движения клонит в сон. Меняемся каждые 25-30 минут.
06-00. 750 км. Втекаем в Минск по проспекту Независимости. Утреннее солнце заливает пустой проспект. Большие газоны и широкие тротуары. Нет огромных московских многоэтажек, теснящихся друг к другу. Есть ощущение открытости и простора. Нас встречает Национальная библиотека, поражая своим размером и футуристическим дизайном. Дальше город становится более монументальным, как будто надевает костюм. Зелень парков разбавляет строгость сталинского ампира. И вот мы попадаем на площадь Победы. Даже полусонные и голодные мы потрясены! Ещё издалека,по мере приближения к памятнику, он увеличивался в размерах, как будто подготавливал к встрече с собой. Но подлинное величие мы ощутили оказавшись у подножия взметнувшегося ввысь монумента, увенчанного сияющей в солнечных лучах звездой!
Минск - красивый, открытый и неспешный город. И чем больше мы его узнавали, тем больше он нам нравился. Но это потом, а сейчас мы озабоченны поисками снятой нами квартиры в которой нагло дрыхнет первая часть нашего каравана.
Так начался первый день нашего пребывания на белорусской земле .
12-00 Поспать удалось пару часов-очень плотный график. Едем на “Линию Сталина”-комплекс оборонительных укреплений недалеко от Минской КАД по направлению на Молодечно, после Заславля.. Траншеи, доты, бункеры, пушки, танки, пулемёты, самолёты. Можно пострелять холостыми из пулемёта Максима, МР-40, ППШ, трёхлинейки, отведать гречки с тушёнкой и фирменной местной водки (для тех, кто без руля). Интересно. Даже дамы в восторге.
16-15. Поехали в Хатынь, но через Минск, а не по МКАД (были свои причины).
17-45 были в Хатыни. Посетили мемориал. Он круглосуточный, но экскурсии до 17-00. Жаль.
На обратной дороге отужинали в ресторане, который возле поворота на Хатынь. Кажется “Партизан” называется. Сытно. В Минск вернулись в 21-15.
День второй.
11-00. Выезд по маршруту Несвиж-Мир-Новогрудок.
13-00. Прибыли в Несвиж. Уломали экскурсовода на 40-минутную экскурсию по замковому парку, замок посетили сами. Не понравился. Новодел, да и музей какой-то куцый. Осмотрели городские достопримечательности, в ратуше взяли экскурсию. Экспозиция оказалась интересной, а нашего гида еле уломали закончить экскурсию - она фонтанировала информацией, как гейзер!
15-40. Выдвигаемся в Мир и через 32 км и 20 минут мы там. Осмотрели замок, усыпальницу, прогулялись по парку и городку. Направляемся в Новогрудок . До него около получаса езды.
18-00. Мы в Новогрудке. Музеи уже закрыты, но нас это не смущает. Солнце, нещадно палившее весь день, ослабило свой напор и мы прекрасно прогулялись по холмам и руинам древней столицы Литвы. В ресторане первой наценочной категории ““Свитязь”, ул Советская 3, нас пыталась обслужить в дуплет пьяная официантка, но коллеги её быстро оттащили. Так себе заведение, а санузел ужаснее, чем был в моей школе. Не рекомендуем. Но, кажется, там ничего другого рядом нет.
21-15. Возвращаемся обратно и в 23-15 мы в Минске. На круг получилось 307 км.
День третий-понедельник.
По понедельникам в Беларуси все музеи отдыхают и это день мы посвятили Минску. Мотались и пешие и на метро и на наземном транспорте - Минск стоит того, чтоб на него просто любоваться. Измотанные, но довольные мы ночью добрались домой. Наступил
День четвёртый.
10-40. Покидаем Минск .Наш путь лежит на юг - в этническую деревню Дудутки. Удовольствие не из дешёвых - около 500 рос. рублей с носа. А экскурсия и того больше. Потом рады были, что для нас не оказалось экскурсовода - сэкономили. Очень хорошо разрекламированный туробъект и не более. Быт крестьянского хутора не представлен никак. Просто пара-тройка ремесленников, этнографическая коллекция всего подряд и кусок скотного двора с павлинами и страусами - видимо эти птицы наиболее типичны для белорусской деревни. При этом вывески и указатели находятся совсем не там, где нужны. Заблудиться там конечно сложно, но можно было бы разметить экскурсионный маршрут для неорганизованных посетителей. А то как-то всё бестолково. Для сравнения: в Мышкине экспозиция такого же плана гораздо интереснее и насыщеннее. Но в Дудутках есть свои плюсы: прекрасный самогон (в вашу посуду), великолепные сычужные сыры и интересные сувенирно-бытовые изделия: гончарные и из соломы. А так же корчма - очень понравилась. Отобедали и в путь.
14-40. Выехали из Дудуток на Бобруйск на М1, потом свернули на М5. Без приключений добрались и в 17-00 уже разглядывали бастионы Бобруйской крепости. Ну это надо очень хотеть, чтобы их найти. Потому что не только указателей, но даже нормальных улиц нет там где развалины бастионов. И мне искренне непонятно почему нужно тратить деньги на реставрацию и восстановление поместий Радзивилов и Параскевичей, а одно из выдающихся фортификационных сооружений использовать под гараж или ждать когда оно само развалится. При этом Бобруйск мог бы стать интересным туристическим объектом даже, может быть, более значительным, чем “Линия Сталина”, и посвящённым войне 1812 года. Из расспросов местного населения выяснилось,что бобруйчане (простите если не так назвал) готовы этим заняться и на общественных началах, но городская администрация против этого. Очень обидно и непонятно, потому что Беларусь вовсе не насыщена, в виду разных исторических причин, историко-культурными памятниками и достопримечательностями.
А какой там шикарный вид на Березину! Полюбовались, сфоткались с бобром на Московской улице и в путь.
18-45. По дороге Р93 едем на Могилёв и в 20-00 мы там. Заселились в гостиницу Могилёв и поехали на Буйницкое поле, туда где впервые во второй мировой немецкие танки понесли громадные потери. Потом прогулка по ночному Могилёву и
День пятый.
13-45. После утреннего променада покидаем Могилёв и едем в Гомель по М8. Это наша конечная точка совместного путешествия. Сузи и 2 члена её экипажа останутся ещё погостить в Беларуси, а пятеро на Матрёшке утром возвратятся в Россию.
16-00. Прибыли в Гомель. Пятеро заселяются в гостиницу с одноимённым названием. Кошмар! Карты не принимают, дверь на охраняемую парковку ниже человеческого роста, охранник больше двух человек в лифт не пускает, сантехника и мебель времён развитого социализма, унитаз отпадает от трубы, замки открываются с трудом, звукоизоляции нет, из посуды только два стакана, на стульях сидеть опасно. Но у дежурной по этажу есть чайник - хоть что-то приятное. Хорошо, что мы здесь только на ночь.
Наши друзья сняли в соседнем доме однокомнатную квартиру по цене двухместного номера в этом сарае. Квартира после евроремонта, очень стильная и комфортная. Бронировали заранее, то что в соседнем доме вышло случайно. Делаем выводы.
Гомель вообще очень сильно отличается по темпераменту от других белорусских городов. Какой-то суетной. Жители куда-то спешат, все резкие, чем-то недовольные. Да и сам город по грязнее, чем другие виденные нами. А посмотреть-то особо нечего. Только усадьба и парк. Но это моё личное мнение, оставшееся от посещения города.
День шестой.
10-50. Покидаем этот город, движемся в сторону границы до которой 50 км. В Матрёшке что-то дико заскрипело, как только отъехали от города. Постучали по колесу,почесали в затылках и решили ехать дальше, пока не встретим приличный техцентр. Забегая вперёд скажу, что приличный техцентр нам так и не попался, а скрип этот издевался над нами до Калуги, но после бесследно пропал.
12-10. Граница. Белорусский таможенник, удивлённо глядя на московские номера, спросил, что у нас в багажнике. Про документы ни слова. На первой же российской заправке, которая находится между таможнями, нам с удовольствием налили российского бензина за белорусские рубли.
Прощайте гладкие дороги, здравствуй Родина! Российская М13 Новозыбков - Брянск представляет собой волнообразное покрытое асфальтом направление, по которому ехать больше 90 просто опасно. Местами в ямах, местами залатано.
15-00. Брянск. Тоже город с изюминкой. Состоит из нескольких независимых частей разделённых лесами, долами и оврагами. Без карты лучше не соваться. Фрагмент разговора между водителем и штурманом:
- Мы не туда едем. Здесь же конец цивилизации! Наверное город кончился!
- Нет, карта показывает, что мы в центре. Рули дальше!
Пообедали в каком-то торговом центре, стоящим в поле, после которого начался очередной Брянск.
16-25. Покинули город партизанской славы. Выехали на М3. Если М13 была просто неровной дорогой, то Киевка это просто издевательство, как по состоянию, так и по устройству. Обгоны затруднены, обочины безобразные, ямы, “стиральные доски” и прочие “радости”. Не должны быть такими федеральные трассы! Весь этот костотряс длится до Калуги. А там уж красота до самой Москвы! 2 и более рядов, разметочка, отбойнички! Европа!
По мере приближения к Москве температура за бортом падала, погода портилась, пошёл дождь.
21-00. В районе Наро-Фоминска попрощались с ещё одной частью команды и умчались в Москву. Через 45 минут были на МКАДе, пересекли столицу по диагонали, встряли попутно в пробку, минут на 40, у метро “Проспект Вернадского” и к полуночи были дома, намотав в сумме всей поездки 2500 км.
Итоги:
Отлично съездили! Надо будет ещё как-нибудь махнуть до Бреста. Заповедный напе-е-е-ев.....
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.