Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 05/2011

По маршруту: Воскресенск, Егорьевск

Рейтинг отчета: 0

Автор:

К этой поездке мы готовились очень давно, обдумывали маршрут, что-то к нему добавляли, что-то прибавляли. Основной составляющей поездки сразу были назначены покатушки на «пионерке». Для тех, кто не знает, «пионерка» это самодельная дрезина с мотоциклетным движком. Этот объект находится в Рязанской области около Спас-Клепиков, поэтому остальные объекты подтягивались тоже из близлежащих районов. Первым объектом был автополигон, принадлежавший ранее к НИИ-21. НИИ-21 это «почтовый ящик» в Бронницах, занимавшийся разработкой, испытаниями и доводкой военной техники, в том числе той, которая выпускалась малыми сериями на гражданских автомобильных заводах. Соответственно ипрепятствия на полигоне совсем другие, нежели на автополигоне под Дмитровым. К территории полигона поворачивать с М5 по указателю «Поселок Бритово» (не доезжая Бронниц). Дорога приводит на участок трассы, где по бокам дороги идет булыжный профиль. Пожалуй, это единственный участок, где можно тихонько проехать.

В поисках остальных участков находим участок с препятствиями на скручивание рамы. Это бетонные блоки, уложенные под различными углами к поверхности земли. Обыкновенная машина может заехать только на первый блок, дальше ее начинает невероятно кривить.

Если ехать в другую сторону от выезда с полигона можно увидеть «стиральную доску» с изменяющимся углом надолбов.

Эта часть дороги прямиком ведет к скоростному участку. Скоростной участок находится за двумя насыпными валами, перед которыми скромно торчит старенький знак «кирпич». Стоим, размышляем. С одной стороны, кому из наших лучших друзей придет в голову идея уезжать с трассы в такие еб…ня, с другой стороны, черт знает их извращенную фантазию. Любопытство берет верх над осторожностью, и я выезжаю на скоростной участок. Успеваю разогнаться только до 160, участок заканчивается, да и дорожное полотно не самого лучшего качества. На М9 или отдельные участки МКАДа ничуть в этом плане не хуже ))))
Рядом со скоростным участком находится участок «волн» различной амплитуды и частоты.

На этом посещение первого объекта заканчивается, и мы начинаем движение в сторону Воскресенска.
Следует еще упомянуть, что дорога до полигона узкая и для встречных разъездов тяжелой техники на дороге сделаны «карманы».
Следующие два объекта находятся в окрестностях Воскресенска. Это заброшенные железнодорожные пути с находящимися на них цистернами с различными ядохимикатами и знаменитые гигантские экскаваторы (кто-то больше любит иностранное слово «абзетцеры»).
К цистернам продираемся в промзону на окраине города по навигатору. Глаз радуют трубы с клубами дыма, пыльная дорога, заборы работающих и бездействующих предприятий. Почему-то вспоминается цитата из Чехова
Я высовываю свою голову в окно и бесцельно смотрю в бесконечную даль. Все огни зеленые: скандал, надо полагать, еще не скоро.
... Тьма, тоска, мысль о смерти,
воспоминания детства... Боже мой!
- Грешен!! - шепчу я. - Ох, как грешен!..

Цистерны не находим, хотя для лучшего обзора даже взбираемся на лестницу технологического перехода к химическому комбинату и проникаем в диспетчерскую железнодорожного узла. Не очень расстраиваемся, потому что город (пусть даже и районный центр) уже надоел.
По пути пытаемся проехать поближе к знаменитой фосфоритной горе, но малодушно поворачиваем оглобли перед «кирпичом». Описывать гору не буду, это делают все, кому не лень. Скажу лишь, что она такая же огромная и белая как на всех фотографиях.
Экскаваторы решаем найти во что бы то ни стало. Поэтому перед следующим броском решаем подкрепиться. Эта часть программы осуществляется с блеском.
В интернете ходят описания двух разных маршрутов проезда к экскаваторам. Мы ехали через деревню Елкино. Оставляем машину у шлагбаума на въезде к карьеру и минут двадцать идем пешком вдоль железнодорожных путей, по которым подают вагоны за песком.

Гиганты возникают внезапно и поражают своими размерами даже издалека. Увидев наверху людей, вступаю в переговоры и прошусь наверх. Сначала люди отговариваются тем, что «заругают», но когда я перевожу разговор в коммерческое русло, все волшебным образом преображается. Сговариваемся оплатить «по пузырьку на ихнего брата» «Братьев» трое, я радостно расстаюсь с тремя сотнями, и экскурсия начинается. Рассказывают нам много интересного. Махина, на которую мы забрались, называется «цепной экскаватор поперечного копания».

Этого гиганта закупили в ГДР в начале 80-г годов и привезли в разобранном виде в Россию. Сборка заняла больше года под шеф-монтажом немцев. С того времени экскаватор работает исправно и не подводит. Вагон 60 тонн загружается за 15-20 минут. Вагоны обычно подаются составом по 12 вагонов, периодичность подачи составов зависит от работы мойки (промывания песка) на его приемке. Экскаватор обслуживается тремя машинистами, смена по 12 часов. Машина имеет свою электрическую подстанцию, так как никакого топлива при таком потреблении не хватит. Ходим по всем этажам машинного отделения, дивимся на толщину тросов и их количество, мощные блоки, гидравлические цилиндры.

В управлении экскаватор очень прост, никаких компьютеров и в помине нет, просто несколько рядов кнопок.

Никакой специальной подготовки машинисты не проходили, брали народ с опытом работы на похожей нашей технике.
Интересный факт: после отработки карьера его обязаны вновь засадить лесом и в таком виде сдать, иначе отработанный карьер не примут, и могут возникнуть проблемы с получением следующего участка под карьер.
Вот так выглядит уже выработанный карьер.

Продолжаем осмотр, направляясь к шагающему экскаватору новокраматорского завода. Этот механизм предназначен для перевалки грунта на вскрышных работах. То есть как чернорабочий готовит всю почву. Потом немец как барин выполняет уже белую работу. С любопытством осматриваем и этот экскаватор.
Он действительно умеет шагать, опираясь на металлические штуковины, похожие на гигантские мокасины.

Однако при такой жаре лезть по трапу на высоченную стрелу уже лень.
Все рассмотрев, прощаемся с гостеприимными людьми и трогаемся в обратный путь. На обратном пути встречаем еще несколько компаний таких же как мы фанатов техногена. Видим и состав ,который идет на погрузку.

На миг задумываюсь, может, вернуться и посмотреть экскаваторы в работе… но жарко, устали, да и ехать еще до турбазы.
Единогласно принимаем решение не посещать в Егорьевске такие объекты как многоподъездный деревянный дом и здание электромеханического училища. Сказать по совести, эти объекты были введены для некоторого эстетического равновесия, но если женщин в нашей команде нет, то Егорьевск решено проскочить без остановок. Тем более наш маршрут прошел мимо вышеупомянутого здания училища. Фотографировать его было бы трудновато из-за густых высоких деревьев, но рассмотреть успели. Красивое, но уж очень обшарпанное!
От Егорьевска до турбазы остается уже сущая ерунда, около 90 км. Машин немного, дорога приличная, поэтому это расстояние проходим быстро. На въезде в Спас-Клепики сначала берем неправильное направление, поскольку деревня Полушкино, которую указали как ориентир, на повороте не указана. Итак, на перекрестке в Спас-Клепиках поворот налево (если ехать от Егорьевска) и еще километра два.
На трассе есть указатель «Турбаза Мещера». Въезд на турбазу не производит впечатления, вернее производит, но не то. Два полуразвалившихся столба знаменуют собой начало территории базы.
Оформление номеров происходит в мгновение ока. Дают заполнить традиционную карточку, но в нее и не заглядывают. Стоимость одноместного номера – 1100 руб, стоимость двухместного номера – 1600. В стоимость входит завтрак. Номер скромный, с двумя кроватями, есть раздельный санузел. Все номера располагаются в основном корпусе.

Есть еще отдельно стоящее кафе и баня. Около бани находятся две мангальные площадки. Стоимость мангальной площадки 50 руб/час, но администратор сказала: поскольку народу мало, то просто платите 50 руб без учета времени. Про ужин с красным вином, купатами и комарами не рассказываю. Это всегда хорошо и к месту. Удалось даже сходить на озеро и полюбоваться пейзажем.

График следующего дня планирую, исходя из слов администратора, что завтрак начинается в 8-30. О наивный, дожил до седых волос на всех местах, а сохранил детскую доверчивость и забыл, что это турбаза, читай, бывший пионерлагерь, находится в глубинке Рязанской области.
Придя в столовую в 8-30, обнаруживаем мирно беседующих у холодных плит поварих, стулья торчат на столах ногами вверх, то есть еще конь не валялся. На вопрос о завтраке поварихи дружелюбно отвечают, что «чуть позже», «минут через двадцать». Делаю поправку на региональный коэффициент неторопливости, получаю страшный результат, мысленно произношу три слова, снимающие стресс, и выхожу из столовой.
Завтракаем в номере йогуртами, чаем из термоса, вкусным мясом из запасов Yevgeny. Выходим грузиться, но не выдерживаю взгляда Викториуса, которому из агентурных данных становится известно, что в столовой уже вот-вот будет готова его любимая яичница-глазунья.
Долго ли, коротко ли, но мы выезжаем из базы и берем курс на поселок Гуреево.
Делаем ошибку, доверившись навигатору, и поворачиваем на трассу на первом повороте через Спас-Клепики. А надо было почти минуя город сразу выскакивать на втором повороте. Ну, да ладно, впредь будем умнее, зато убедились, что в Спас-Клепиках делать нечего.
От Спас-Клепиков до Гуреево 18 км по Р105 в сторону Тумы. Сворачиваеам в Гуреево, проезжаем всю деревню насквозь и… ничего не находим. Берем «языка», который признается, что в конце деревни за развалившейся автобусной остановкой есть неприметный поворот. Находим поворот, видим скрытые в траве рельсы узкоколейки. Как говорил один уроженец Симбирска: Верной дорогой идете, товарищи. Так вот, в данный момент это про нас. Ползем вдоль рельсов, переползаем через них, видим метрах в ста заветный домик. Сколько уж писано в Интернете про знаменитую табличку на фронтоне домика «Гуреевский горьк. ж.д.», а все равно волнительно.))) А уж когда вижу знаменитую «пионерку», чуть было не забываю правила приличия и с трудом вспоминаю, что надо поздороваться с Сергеем Алексеевичем, дядей Сережей.

Знакомимся с дрезиной, обговариваем коммерческую сторону вопроса и занимаем места. Я занимаю место рядом с машинистом, Yevgeny и Викториус - в прицепном вагоне. Пока дядя Сережа готовит дрезину к пробегу, происходит обзорный рассказ. Всю информацию передаю со слов Сергея Алексеевича, не претендуя на 100%-ную достоверность. Дядя Сережа отвечает за дистанцию пути Гуреевский-Голованово. Это 25 км однопутной узкоколейной дороги. По инструкции ему не положено никакого транспортного средства при обходе пути, потому дрезина собственная инициатива и содержится целиком на собственные средства и средства от покатушек. Двигатель на дрезине мотоциклетный с приводом на оба моста. Вижу стандартный топливный фильтр, вроде от какой-то жигулевской модели. Заводится дрезина как старые мотоциклы, «с тычка». Прицепной вагон представляет из себя тележку с инструментальным ящиком, покрытым какой-то попоной.

Разъезд Гуреевский находится в 6 км от станции Тума, где до сей поры находится депо узкоколейной ж/д техники. Знаменитый узкоколейный маршрут Тума-Голованова дача, закрытый года три назад, проходил как раз через Гуреевский. В Гуреевском локомотив перецеплялся. Сейчас рельсы разобраны, не доезжая полутора километров до Тумы, но наш путь лежит в Голованово. Стартуем! Спидометр не работает, но опытный человек определяет скорость 40-50 км/ч. Говорит, что без прицепа разгоняется до 60-70. Дорога пролегает то среди болот, то среди красивого густого нетронутого человеком леса.

Где-то посередине пути лопается цепь. Ремонт проходит, на удивление быстро, и вскоре мы уже мчимся дальше. Три раза в пути встречаются места, где рельсы просто висят над ручейками, мосты там вымыло и они отсутствуют. Так что пока мосты не сделают про пассажирское движение можно забыть.

Проезжаем мимо места, где была деревня Курша, сгоревшая в 1936 году. Число жертв неизвестно, но везде ходит цифра 1200 человек. Сейчас об этом напоминает памятник на братской могиле.
Дальше на нашем пути встречаются буреломы и тут уж приходится поработать всем. Сергей Алексеевич пилит бензопилой деревья, мы с Yevgeny оттаскиваем бревна, а Викториус, экономя бензин, подтягивает дрезину.

Приезжаем в Голованово. Дядя Сережа садится перекурить около разворотного круга, а мы идем взглянуть на пожарную вышку. Сама деревня в 90 дворов выглядит очень бодро. Может быть, именно потому, что проехать туда можно только на джипе и из деревни не сделан проходной двор со множеством мусорящих и галдящих приезжих.
После прогулки по деревне трогаемся в обратный путь. Обратный путь проходит почти без приключений, останавливались один раз долить бензин.
Покатушки понравились мне настолько, что теперь в планах посетить эти места еще раз.
Напоследок хочу сказать добрые слова о трассе Р123 на участке Спас-Клепики-Рязань. Красивые места, хорошее состояние дороги, часто встречающиеся аккуратные чистые места для полдников.
Спасибо Yevgeny за компанию в поездке.
Всю дорогу успешно пользовались радиостанциями.
Здесь можно более подробно посмотреть фотографии:
Полигон НИИ-21 http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151059030/
Экскаваторы http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151059032/
Пионерка http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151059034/
Просто перерывы на жратву http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151059061/

и видео
http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/video/

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru