Россия: города, достопримечательности

Откуда: Приморско-Ахтарск Когда: 08/2010

По маршруту: Каменномостский, Гузерипль, Краснодар

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Летом 2010г. была запланирована поездка в горную Адыгею из г.Приморско-Ахтарска, где мы проводили семейный отпуск. Для осуществления поездки в г. Краснодаре был взят напрокат Рено Логан. В путешествии нам помогал навигатор со свежими картами от Навитела. Автопутешествие заняло 3 дня. Экипаж: я-водитель, жена и сын 7-лет.
1-й день.
Выехали из г. Приморско-Ахтарска около 9 утра. Приехали в п. Каменномостский, Адыгея, около 2-х дня. Всего в дороге приблизительно 5 часов. Далее будет небольшое описание дороги. Была небольшая пробка на ж.д. переезде в районе Тимашевска и еще на объездной г.Краснодара. ДПС-ники встречались на объездной Краснодара и в районе границы с Адыгеей. Больше их не видели. Замечу, что водители на Кубани строго соблюдают правила, за исключением, пожалуй, скорости. Например, всегда уступают дорогу пешеходам и фиксируют остановку на знаке "Движение без остановки запрещено". Даже когда их никто, кроме пассажиров, вроде бы не видит. Рекомендую всем соблюдать правила в Краснодарском крае, особенно пропускать пешеходов, они там непуганые. После пересечения границы с Адыгеей резко меняется придорожный пейзаж, внезапно брендовые заправки сменяются местными, зачастую мимикрирующими под бренды. Жилые дома, придорожная торговля, все мельчает, выглядит скромнее или даже откровенно бедно. Рассеивается поток машин, хотя трасса по-прежнему широкая и с качественным покрытием. Возделываемые поля сменяет высушенная, желтая степь.
Перед машиной, рассекающей раскаленный воздух, над асфальтом колеблется марево. Прохлада из кондиционера, полный бак бензина и запас питьевой воды в багажнике в такой обстановке успокаивают душу. Однако уже довольно скоро выгоревшая на солнце степь стала сменяться зеленым лесистым предгорьем. Проезжаем мимо Белореченска. В какой-то момент у идущей прямо перед нами фуры взрывается задний левый скат. Покрышка разлетелась на ошметки. Никогда такого не видел, пришлось даже маневрировать, уклоняясь от летящих кусков. Через некоторое время минуем Майкоп. Пришла пора обеда, но придорожные кафе к нашему сожалению не попадаются. Вот уже показался п.Каменномостский - конечная точка нашего маршрута.
Остановились у кафе Фишт, возле дороги Майкоп-Гузерипль в середине п.Каменномостского. Красивое, обустроенное место, обедать можно под навесами на свежем воздухе, есть прудик с рыбками. Имеется карман для парковки у дороги. Но обстановка для нас была не на первом месте, нам бы покушать, а с этим оказалось как раз неважно. Готовят там плохо и жульничают. Мясной суп без мяса, зато с жилами или дроблеными костями и полусырой хрустящей картошкой. Вместо заварного кофе - кофейный напиток. Обед обошелся 750р. на троих, нельзя сказать, что это дорого, скорее средне. Все же мой совет: поискать другое место для питания, где лучше готовят. Подсказать ничего не смогу, т.к. в дальнейшем питались самостоятельно.
Для пребывания в Адыгее была намечена турбаза Кемпинг-уют. Ориентир: Лукойловская заправка в центре поселка Каменномостский. Созвонились с Александром, телефон есть на сайте в контактах http://kemping-yut.ru/about/. На самой турбазе Кемпинг-уют мест небыло и он проводил нас на новую строящуюся турбазу. Трехместный номер с душем, в деревянном одноэтажном коттедже обошелся 1250р./сут. На открытой веранде были газовая плита, посуда, холодильник, общие на два номера. Александр радушный, отзывчивый молодой человек. Он воодушевленно рассказывает о местных достопримечательностях, охотно дает советы, стоит только обратится к нему с вопросом. Т.к. в целом программа посещений была заранее намечена, я расспросил его только о новой дороге, которая проложена от п.Гузерипль вверх, в горы, через Партизанскую поляну. Перед поездкой прочитал в интернет новостях о том, что сданы 18км. асфальта. Узнал от Александра о том, что дорога пока никуда не ведет. Кроме того, состояние дороги неважное. По причине того, что под полотном не сделан качественный водосток, дорогу постоянно подмывает. Так что пока ее предназначение состоит, вероятно, в ежегодном освоении бюджетных средств на ремонт.
Оставили в номере вещи, съездили в Магнит (44°17"28"N 40°10"56"E) закупиться продуктами.
Затем отправились в Хаджохскую теснину (44°17"15"N 40°10"28"E). Возле теснины есть место для парковки. Вход платный, 150р. если не ошибаюсь. Теснина, это узкий каньон, который река Белая проделала в известковой породе. Место неописуемой красоты, которым можно долго любоваться. Поток бело-бирюзовой воды с шумом бьётся между скал. Можно спустится почти до воды по металлическим лестницам с перилами. Насладившись прекрасным видом и пофотографировав, мы поднялись наверх. На мостике из металлической сетки, перекинутом через каньон, под которым, далеко внизу в теснине шумит река, неожиданно обнаружился летний аттракцион. Деревянная шайка, из которой можно облиться, дернув за цепочку. Т.к. плавки были предусмотрительно надеты, я снял одежду прямо на мостике, и облился холодной водой из шайки. Попытался сделать то-же самое с сыном, но ему от этой процедуры удалось ускользнуть. Он весело смеясь сбежал, ровно в тот момент, когда я дергал за цепочку. Вторая шайка вылилась тоже только на меня. Не поддался на убеждения, что на жаре обливание в удовольствие.
После теснины поехали в п.Гузерипль. По дороге миновали Казачий камень (44°15"36"N 40°12"01"E) и остановились посмотреть с моста на Гранитный каньон. (44°09"46"N 40°07"48"E) - это координаты середины каньона, но машину в том месте негде оставить, дорога там узкая без обочины, так что надо проехать в сторону п.Гузерипль до моста. Возле моста есть небольшая площадка для стоянки. Кое-где по дороге, при желании, можно легко спуститься к реке. 2-3 раза на пути попадались места, где вёлся ремонт дороги. Забиваются сваи, чтобы починить обвалившееся полотно над обрывом. Практически на всем протяжении дороги вдоль обрыва уложены массивные бетонные отбойники. Асфальтовое покрытие на всем пути хорошего качества. В Гузерипль приехали после 19:00. Купили билеты на КПП (43°59"45"N 40°8"6"E) для прохода на территорию заповедника. В это время мы оказались последними посетителями. Перешли по мосту через реку Белую. Далее надо повернуть налево и по дороге через деревянный мост, мимо мини ГЭС можно попасть к музею и дендропарку. На территории парка находится дольмен (43°59"56"N 40°8"12"E). В это вечернее время не встретили на том берегу ни души. Музей и парк были уже закрыты, но ворота были не на замке и мы смогли осмотреть дольмен вблизи. Дольмен хорошо сохранившийся. С виду это коробка сложенная из каменных плит, несколько выше человеческого роста. Он окружен поваленными крупными камнями, которые когда-то образовывали кольцо вокруг дольмена -кромлех. Неведомые строители дописьменной культуры, с какой-то неизвестной нам целью возвели множество подобных сооружений раскиданных по Европе и Азии. Считается, что этому дольмену приблизительно 4000 лет. Когда находишься рядом, с трудом представляешь себе, какую прорву времени по сравнению с человеческой жизнью он тут простоял. Да что там человеческая жизнь, с тех пор, даже в окружающем лесу должно было смениться несколько поколений деревьев. Кстати напротив дольмена, на другом берегу, можно найти большой плоский камень с просверленными лунками. Он тоже относится к мегалитической культуре. С помощью лунок на камнях часто обозначались созвездия. К сожалению, я узнал об этом только после путешествия, просмотрев случайно по телевизору фильм о памятниках мегалитической культуры. А тогда не заинтересовался этим камнем, и не стал его разыскивать, хотя знал о его существовании.
Обратно в Каменномостский ехали вечером, наблюдая восхитительный вид горных вершин освещенных закатным солнцем. В это время стихла дневная суета, исчезли дорожные рабочие вместе со своей техникой, и редкие прохожие встречались на улицах безмятежных поселков расположенных вдоль дороги. На турбазе поужинали на веранде. Комары не мешали, хотя в принципе они бывают, как нам сказали.

2-день.
Большая Азишская пещера (44°07"17"N 40°01"42"E), хребет Каменное море (44°03"48"N 40°01"09"E), Долина аммонитов (44°21"39.11"N 40°11"42.09"E). Ночью ожидаемо похолодало, пришлось закрыть форточку. В прохладе, укрывшись теплыми одеялами, удалось отлично выспаться. Утром, для завтрака на веранде, извлекли из сумок джемпера и ветровки, чтобы не замерзнуть. Однако воздух быстро прогревался, и уже к 9 часам утра стал намечаться приход дневной жары.
Теплые вещи для посещения Азишской пешеры сложили в багажник и отправились в дорогу.
В горах не хочется ездить быстро, там за каждым поворотом открывается новый вид и хочется рассмотреть все вокруг, а не только асфальтовую ленту перед собой. Несколько раз по дороге мы останавливались на смотровых площадках или просто на дороге, чтобы полюбоваться завораживающими видами или рассмотреть незнакомое необычное дерево. В навигаторе смотровые площадки обозначены. Вот одна из них: (44°10"04"N 40°01"42"E).
Только к 11 часам добрались до Азишской пещеры (44°04"17"N 40°04"23"E). В это время похоже час пик, много экскурсий не смотря на будний день. Нам повезло, через 20 минут удалось зайти с очередной группой. Освещение в пещере слабое, экскурсовод подсвечивает объекты фонариком. В пещере постоянная температура около +5 градусов. Те, кто не захватил теплую одежду, могут взять напрокат флисовую куртку на входе. Информацию о пещере можно легко найти в Интернете. Она большая, но всё же значительно уступает по размерам Кунгурской пещере в Пермском крае, где нам удалось побывать уже позднее, через несколько месяцев.
После посещения пещеры поехали дальше по гравийке (фото: http://www.panoramio.com/photo/43815350), посмотреть на плато Лаго-Наки. На границе заповедника, на КПП (44°05"57"N 40°00"54"E) фото: http://www.panoramio.com/photo/31518846 купили билеты, и пошли дальше пешком, оставив машину возле шлагбаума. Цена билета 150р с человека, проезд автомобиля 200р. На машине ехать я побоялся, хотя потом увидел, что проехать на Логан-е было можно. На 9-ках, 10-ках тоже можно вполне, и даже чей-то Hunday Getz стоял в конце дороги. Но ехать надо аккуратно и небыстро, т.к. можно приложиться днищем об торчащий камень. Через 700м минуем перевал. Дорога, проходимая на легковушках кончается примерно через 2,5 км от КПП. Не знаю, насколько проходима дорога дальше для джипов, но в отдалении виднелся закрытый шлагбаум, похоже, просто так не проехать. В этом месте, где кончается дорога для легковушек, есть небольшая неровная площадка (44°03"48"N 40°01"09"E) для разворота и стоянки. Высота там 1809м по навигатору (на фото деревья на краю обрыва: http://www.panoramio.com/photo/47622047). С края хребта, нависающего высоким крутым обрывом, в одну сторону открывается вид на долину реки Белой. Саму реку оттуда разглядеть невозможно, потому что вся долина укрыта густым лесом. А в другую сторону вид на альпийские луга и возвышающийся край плато Лаго-Наки. Плато расположено чуть выше, на высоте 2000-2200м. Увидели лошадей или коров, пасущиеся вдалеке на лугах, они выглядели группкой едва заметно перемещающихся точек. Наблюдать такое расстояние прямой видимости поразительное впечатление для человека привыкшего жить на равнине. POI (интересная точка) альпийские луга (44°02"41"N 40°00"55"E) находится от этого места совсем близко, но мы к ней не пошли, т.к. ребенок уже устал. Смотровая точка координаты которой я указал выше, место явно посещаемое, но при этом относительно чистое, мусора там практически нет.
Фотографии, сделанные с хребта на недешевую мыльницу, и в минимальной мере не передают то, что ты видишь своими глазами. Картинка, чтобы быть качественной, должна быть четкой на всю глубину пространства, "звенеть", а мыльница в этом совершенно бессильна. Мыло есть мыло. Позже, когда просмотрел фотографии, сделал для себя вывод что, наверное, для съемки в горах надо иметь зеркалку.
На обратном пути пообедали в уличном кафе на одной из смотровых площадок (44°10"04"N 40°04"23"E). 1100р на троих за обед с шашлыками. Для кафе средне по качеству и вкусу, без жульничества, так что рекомендую. Лично мне понравился шулюм (шурпа) - суп из баранины. Блюдо конечно на любителя.
Спустились с гор в долину р.Белой, до темноты еще было много времени, решили съездить в Долину аммонитов (44°21"39.11"N 40°11"42.09"E). Это в нескольких километрах от п.Каменномостский в сторону Майкопа. Остановиться надо в том месте, где через реку Белую перекинуты рядом два моста ж/д и автомобильный (фото: http://www.panoramio.com/photo/2431680). Спуск к аммонитам с той стороны, где берег реки усыпан крупными круглыми валунами. Нашли четыре отпечатка в расколотых камнях, все недалеко от моста. Сами аммониты, наверное, проданы в музей. Местные возле моста купаются, хотя по мне вода холодная. Еще там довольно крутой берег, и глубина реки растет быстро.

3-й день.
Вобопады Руфабго (44°16"11"N 40°11"07"E). Партизанская поляна, озеро (44°0"40.48"N 40°2"0.65"E). Музей стоянка древнего человека.
На следующий день около 9:00 утра были у водопадов Руфбаго (44°16"11"N 40°11"07"E). Стоянка была практически пустой, так что удалось поставить машину в тени деревьев. Прошли через мост, мимо кассы, в которой в это время никого небыло. С моста видно, как неполноводная, похожая на ручей речка Руфбаго впадает в реку Белую. У нас даже закралось сомнение, стоит ли за деньги посещать это место. Поколебавшись, все же купили билеты у девушки, которая подошла к нам на другом берегу. Опасения оказались совершенно напрасны, место просто замечательное, рекомендую. Эта небольшая речка проточила в породе глубокий, изумительной красоты каньон. Представьте, лес на крутых скалистых склонах, поросшие мхом валуны, влажные каменные ступени по которым проходит туристическая тропа, щебет птиц, негромкий шум речки. Ярко сияющие на солнце кроны деревьев и полоска голубого неба на вершине каньона, только подчеркивают полумрак и прохладу царящие внизу.
Дошли до четвертого водопада. Говорят, за этим водопадом тропа сильно усложняется, и дальше идут немногие. Лично я даже не понял, как там дальше пройти. Для посещения желательна обувь, которая хорошо держится на ноге. В дождливую погоду каменные ступени, по-видимому, должны быть очень скользкими. После посещения водопадов съездили на Партизанскую поляну (44°0"40.48"N 40°2"0.65"E), посмотрели на озеро, расположенное на высоте 1500м. Дорога к озеру начинается с поворота направо в начале поселка Гузерипль, и далее все время круто идет вверх. Дорога очень живописная, и является достопримечательностью сама по себе. Асфальт новый, гладкий, но полотно уже размыто в нескольких местах, так что для проезда остается ширина метра два с половиной. В конце подъема чувствуется снижение мощности двигателя, надо заметно больше давить газ, чтобы тронуться в горку после остановки. Метрах в 300 за озером путь преградила очередная просадка дорожного полотна. Супруга настояла, чтобы я пожалел днище автомобиля, и мы в этом месте повернули обратно. По данным навигатора до точки на хребте Каменное море, где мы были в прошлый день, расстояние по прямой было 4км. Но как уже сказал Александр, дорога не закольцована. Возвращаясь с поляны, заехали в музей "Стоянка древнего человека". Это возле п. Каменномостский. В одном гроте находится кафе, а в другом музей. Послушали непродолжительную, но интересную экскурсию про стоянку и наскальные рисунки на ее стенах. Экскурсовод, кроме того, рассказал версию, что название поселка Каменномостский происходит от естественного каменного моста, который находился как раз в районе музея. Мост был взорван в войну, не припомню точно в которую. При разрушении моста обрушилась внешняя стена галереи, которая теперь восстановлена из бетона.
Затем вернулись на турбазу, пообедали, собрали вещи и отправились в обратный путь. По дороге заехали в торговый центр Мега+Икея (45°00"54"N 38°55"56"E) в окрестностях г.Краснодара. Походили по магазинам, пока ребенок проводил время в детской развлекательной комнате. Поужинали в кафе Икеи. Выехав из торгового центра около 22:00, решил ехать через город, а не по объездной, о чем пришлось немного пожалеть. Движение даже в это время оказалось очень плотным.
Всю вторую половину дня небо хмурилось, и ночью, как только выехали из Краснодара, разразился мощный ливень с грозой. Ехать пришлось медленно, но зато зрелище грозы было захватывающее. Около двух ночи, под непрекращающимся ливнем приехали в конечную точку, в Приморско-Ахтарск.

За 3-дня мы получили массу приятных впечатлений, но посетили далеко не все замечательные уголки горной Адыгеи.
Осталось много красивых мест, к которым можно доехать на автомобиле, совершить пешую или конную прогулку. Тем лучше, можно приехать в этот прекрасный край еще раз.

В конце хочу на заметку путешественникам рассказать про погоду. С северной стороны кавказского хребта дожди довольно частое явление. Цитата (можно найти источник поиском в интернете): "Кавказский заповедник — одно из самых влажных мест нашей страны. Количество осадков здесь очень значительно. Чрезвычайная влажность климата и особенности рельефа вызывают бурные паводки и оползни" Во время нашего пребывания было 2 дня с переменной облачностью, и небольшими кратковременными дождями, а в день отъезда нас в дорогу провожал приличный дождь. Предварительно изученный прогноз сбылся. А до поездки и после, по прогнозу несколько дней была глухая облачность и дождь. Александр, правда сказал, что дожди в это время, в начале августа, обычно кратковременные.

Еще поделюсь впечатлением про машину, для тех, кому интересно. Рено Логан, взятый напрокат, был новый, 2010г, после рестайлинга, с пробегом всего 3500км. В путешествии Логан - удобная машина. Багажник большой. спина от кресла в дальней дороге не устает. Легкая педаль сцепления, не напрягает в пробках. Неровности дороги подвеска хорошо глотает. На скорости неплохо держит дорогу, не "козлит", не раскачивается на волнах. Геометрическая проходимость хорошая. Только двигатель 1.4 75 л.с. для трассы откровенно слаб. Фуры обгонять сложно. Шума много, а разгон идет еле-еле. Ну и еще есть кое-какие недостатки. Из-за аэродинамики при разъезде на скорости со встречными фурами машина заметно "шарахается" из стороны в сторону, приходиться напрягаться, подлавливать рулем. Педаль газа на новой машине ходит рывками, как будто тросик заедает, и зудит под ногой, передавая вибрации двигателя.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru