Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Екатеринбург Когда: 03/2012

По маршруту: Нижний Тагил, Верхняя Салда, Нижняя Салда, Верхняя Синячиха, Нижняя Синячиха

Рейтинг отчета: 0

Автор:

19 марта 2012 г.
Сегодня спланировал маршрут Нижний Тагил – Верхняя Салда – Нижняя Салда – Верхняя Синячиха - Нижняя Синячиха – Алапаевск – Реж – Березовский.
Фактически не посетил Алапаевск , Реж и Березовский. Оставив это на следующий раз.

Утром выехали из Екатеринбурга по живописному Серовскому тракту на Н. Тагил. Всю ночь падал небольшой легкий снег и трасса, деревья вокруг были запорошены белым снегом.

Нижний Тагил.
По данным на 2010 год численность населения 361 900 человек, в былые времена население составляло до 500 000 человек.
Нижний Тагил – один из самых экологически загрязненных городов. Приятные разноцветные дыми над городом, запах коксохимического производства.
Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20—25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря.
8 (19) октября 1722 года считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Основан династией Демидовых, которым до революции и принадлежали Тагильские заводы. В это время мировую известность получает тагильский металл, отмеченный штемпелем «Старый соболь». Существует легенда, что тагильский металл использовался при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке (якобы изначально тагильская медь была продана французскому покупателю, который, в свою очередь, купленный металл отправил на выплавку статуи).
В Нижнем Тагиле отцом и сыном Черепановыми были построены первые в России паровозы. Также существует устойчивая легенда (не подтверждаемая архивными данными), что под Нижним Тагилом был сделан первый в России велосипед.

В 1937 в Нижнем Тагиле пущен первый трамвай.
В Нижнем Тагиле в начале июля проводятся — каждый раз в два года, поочередно, — международная выставка вооружений, боеприпасов и военной техники («Russian Expo Arms») и международная выставка «Оборона и защита» («Russian Defense Expo»). Также, раз в два года, в начале сентября проходит уральская выставка-ярмарка железнодорожного, автомобильного, специального транспорта и дорожно-строительной техники «Магистраль».
Посещение Нижнетагильского историко-краеведческого музея, памятника первому паровозу в России, памятника довольно оригинального - продукции Нижнетагильского металлургического комбината.
Сегодня Тагил был хмур, тяжелые тучи над городом, невзрачные здания, хмурые лица людей – возможно сказывались тучи над городом, а может просто сегодня – понедельник.

Далее путь прошел через Дзержинский район города, мимо знаменитого Уралвагонзавода, строительство которого начато в 1932 Через четыре года, в октябре 1936, с его конвейера сошел первый грузовой вагон. В годы Великой Отечественной войны на Уралвагонзаводе, куда было эвакуировано одиннадцать предприятий западной части СССР, была произведена бо́льшая часть всех выпущенных танков Т-34. На сегодняшний день на «Уралвагонзаводе» выпускается танк «Т-90».

Верхняя Салда

Верхняя Салда была основана в 1778 г. История города тесно связана с деятельностью промышленников Демидовых. Строительство салдинского чугуноплавильного и железоделательного завода началось в 1778 г. Одновременно возник посёлокЗавод получил международную известность благодаря своей продукции — сортовому прокату.
В городе находится крупнейшее в мире предприятие, выпускающее изделия из титана и его сплавов (ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»).
Посещение храма и краеведческого музея.

Нижняя Салда

Город расположен на восточном склоне Среднего Урала, на реке Салде (притоке Тагила), в 205 км от Екатеринбурга и в 54 км от Нижнего Тагила.
Первое поселение на месте нынешней Нижней Салды возникло в 1760 году. В тот год было завершено строительство железоделательного завода на реке Салде, принадлежавшего Никите Демидову.
В 1970-х годах было закрыто доменное и мартеновское производство. Завод становится только прокатным. Большим спросом пользуется продукция завода — топоры с маркой «Три кедра», алюминиевая посуда. Основным видом продукции завода становится трубная заготовка и рельсовая подкладка, уголок, пруток. В 1983 году в Нижней Салде сдан в эксплуатацию крупнейший в СССР цех рельсовых скреплений. В настоящее время завод является поставщиком рельсовой подкладки для крепления рельс на железных дорогах.
С 1958 года Нижняя Салда становится участником освоения космического пространства. Предприятие — Научно-исследовательский институт машиностроения (НИИмаш) является одним из ведущих в области создания ракетных двигателей малых тяг, используемых для ориентации космических объектов в космосе. В 1971 году первая в мире космическая станция «Салют» с 32 двигателями, изготовленными в НИИмаш, была выведена на орбиту. Созданные в Нижней Салде ракетные двигатели обеспечивают работу более 800 космических аппаратов, в их числе все пилотируемые аппараты, орбитальные и грузовые корабли, модули орбитальных станций. НИИ машиностроения в своём составе имеет кислородный завод, продукция которого востребована по всей России.
Город до сих пор сохранил черты демидовского посёлка — большая часть домов — деревянная. Большое своеобразие городу придаёт Нижнесалдинский пруд и кедровая роща (около 500 кедров), старые тополя и липы. Из трёх действовавших до революции церквей осталось две — одна из них, имени Александра Невского, действующая, копия Александро-Невской Свято-Троицкой лавры (Санкт-Петербург) с хозяйственным пристроем и большим домом, в котором с 1940-х до 1990-х годов размещался детский дом.
Николаевская церковь, каменная, трёхпрестольная. Заложена в 1826 г . Построена на средства заводовладельцев Демидовых.

Далее дорога наша лежала в сторону Алапаевска. По пути нам попалось лишь несколько лесовозов, да пара «жигулей». Эта трасса не отличается оживленностью. Покрытие практически везде асфальт , покрытый накатанным снегом. По пути встретилась деревня с восстанавливаемым храмом.

Верхняя Синячиха.

Основан в 1769, население 10 905 человек .
Более 200 лет назад здесь жили манси(вогулы). Назвали эту речку Сяньга. В 1769 году в связи с обнаружением в районе реки Синячиха железной руды, начата постройка Верхне-Синячихинского завода. На реке была построена плотина длиной 300, высотой 15 и шириной 40 метров.
В 1782 году железо с завода продавали в Москве, Петербурге, Англии.
В 1941 году вступил в строй лесохимический завод. С него началось превращение Верхней Синячихи в центр лесной промышленности района. В 1972 году выдал первую продукцию фанерный комбинат, а в 1982 году начал работать завод ДСП.
На окраине посёлка расположен Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. На его территории находится шахта, куда в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. После прихода белых останки убитых были извлечены из шахты и вывезены за границу. Сейчас у шахты расположен мемориал, к которому приезжают многочисленные паломники. В монастырском храме во имя Новомучеников Российских хранятся частицы нетленных мощей святой Елисаветы, привезенные из Иерусалима в 2004 году.


Нижняя Синячиха

Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка.
Спасо-Преображенская церковь
В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.
Крестьянские усадьбы
В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.
Часовни
Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.
Общественная архитектура
Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.
Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки. Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.

В Нижнюю Синячиху хочется вернуться еще раз, возможно летом, чтобы насладиться местом.
Далее наш путь лежал в Екатеринбург, при этом мы проехали мимо Алапаевска и по объездной дороге вокруг Режа.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru