Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Екатеринбург Когда: 03/2012

По маршруту: Нижняя Синячиха, Верхняя Синячиха, д. Коптелово

Рейтинг отчета: 0

Автор:

24 мартв 2012 г.
Сегодняшний маршрут – посещение музея-заповедника Нижняя Синячиха. В планах посещение п. Верхняя Синячиха и д. Коптелово.
Погода с утра задалась занятная – валил снег. Такое ощущение, что весь снег, который не высыпали зимой, решили высыпать весной, дабы не оставлять запасов на лето и следующую зиму.
Ехали по Режевскому тракту не спеша 60-80 км в час.
Краткая справка.
Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь.
Достопримечательности:
Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства.
В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов).
В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества. Он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

В Нижную Синячиху прибыли к 10.30. В здании музея оплатили экскурсовода 250 руб., купили билеты на посещение музея под открытым небом за 60 руб. За право фотографировать внутри помещений платить не стали, хотя это стоит 50 руб.
В музее работает 37 человек, избирательное население деревни 500 чел.
Стоит посмотреть Уральскую домовую роспись – ее отличительная особенность – это присутствие на рисунках цветов, птиц, зверей и формы имеет округлый «природный» вид.
Интересен тот факт, что храм одновременно служит и музеем и в нем проходят службы. Для проведения служб приезжает священник из Алапаевска.
После осмотра музея в здании церкви, двинулись знакомиться со зданиями музея. На улице шел снег и вдобавок дул ветер. Появилось желание побывать в этих местах летом. К тому же экскурсовод – местная женщина. Которая, по ее словам работает в музее уже 24 года. Пригласила посетить Синячиху летом, когда здесь проводятся праздники и народные гуляния.

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки. Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.

Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.

Интересно было посещение усадьб крестьян 17. 18, 19 веков. При этом восстановлены все надворные постройки, можно посмотреть и внутренности домов.
В здании бывшего заводоуправления железоделательного завода, экскурсовод рассталась с нами. В помещении было тепло и возможно у нее не было желания выходить на ветер. Дальше мы ходили самостоятельно.
Самое , по моему мнению. С чем согласились и присутствовавшие со мной, - баня из 4-х венцов. Даже пришло предложение – вот бы в такой баньке попариться!!! Я бы тоже с удовольствием.
Пообедали в кафе с волшебным название «Аура». Меню – большое. Однако, из перечисленных на нескольких страницах блюд, предложила выбрать только из нескольких: борщ. солянка, пельмени. картошка, курица. Блюда довольно вкусные, особенно после прогулки по морозному свежему воздуху.
Бывалые туристы достали, привезенные с собой термоса и пакеты с едой, расположились здесь же. Кафе против этого не возражало. Демократично!
Одна из туристок периодически восклицала: «Здесь абсолютно белый снег!!! Даже на обочине дороги!!!» Непривычно видно для городского жителя видеть снег в таком цвете, а не серый, коричневый или черный.
После посетили мельницу, при этом хотели покормить местных собак. Привезенной с собой колбасой. Но те узнав о такой дерзости, куда-то скрылись.
Выехали мы из Нижней Синячихи около 14.00 и направились в Верх. Синячиху.
Краткая справка.Верхняя Синячиха.
посёлок городского типа, основан в 1769 году. Более 200 лет назад здесь жили манси(вогулы). В 1769 году в связи с обнаружением в районе реки Синячиха железной руды, начата постройка Верхне-Синячихинского завода. На реке была построена плотина длиной 300, высотой 15 и шириной 40 метров. В 1782 году железо с завода продавали в Москве, Петербурге, Англии. В годы войны 1941—1945 гг. мартеновская печь выпускает для фронта патроно-гильзовую сталь. В 1941 году вступил в строй лесохимический завод. С него началось превращение Верхней Синячихи в центр лесной промышленности района. В 1972 году выдал первую продукцию фанерный комбинат, а в 1982 году начал работать завод ДСП.
На окраине посёлка расположен Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. На его территории находится шахта, куда в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, а также члены царской семьи Романовых. После прихода белых останки убитых были извлечены из шахты и вывезены за границу. Сейчас у шахты расположен мемориал, к которому приезжают многочисленные паломники. Великая княгиня Елисавета и сестра Варвара прославлены в лике святых Русской православной церкви в 1992 году. В монастырском храме во имя Новомучеников Российских хранятся частицы нетленных мощей святой Елисаветы, привезенные из Иерусалима в 2004 году.
Нашему желанию осмотреть старый завод – не удалось сбыться. Завод оказался действующим и территория предприятия была огорожена.
Однако мы посмотрели разрушенный храм, возможно он был взорван в советское время. Судя по лесам, его даже пытались реставрировать.
Обнаружили краеведческий музей с экспонатами на улице. Понвавилась железная дорога, ведущая в небо.

Наш путь теперь лежал в объезд Алапаевска к деревне Коптелово.
Краткая справка.
Коптелово — село в городском округе «МО Алапаевское» Свердловской области. Стоит на реке Реж. Знаменито музеем крестьянского быта. Основано в 1663 году. Расстояние до Екатеринбурга - 140 км, Алапаевска - 20 км
Датой основания села считается 1663 год, когда крестьянин Иван Коптелов срубил первую коптеловскую избу.
Родник и храм
Родник Влюбленных и Вознесенский храм — главные святыни коптеловского музейного комплекса. Именно в устье родника была поставлена изба Ивана Коптелова. С XVIII века над коптеловским источником стояла часовня, в 2002 году она была восстановлена, удачно вписавшись в общий план села. По преданию, вода родника какой-то особой силой скрепляет настоящую любовь, сохраняя чувства молодых на долгие годы. Именно поэтому коптеловский источник прозвали родником Влюбленных. В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви — икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Коптеловский музей. В селе действует уникальный и пока неповторимый музей, рассказывающий о жизнедеятельности крестьян, их материальной и духовной культуре: музей труда и быта уральских крестьян. Его павильоны подробно знакомят туристов с различными сторонами жизни уральских крестьян в разные периоды истории: изба XVII века и дом XIX столетия, павильон ремесел и зал по истории земледелия, кузница и мемориальные экспозиции. Но главное достоинство музея не в его богатых коллекциях. По словам авторов путеводителя "12 путешествий по среднему Уралу", в отличие от многих столичных и провинциальных музеев в Коптелово иначе представляют прошлое: оно оживает в выступлениях фольклорного коллектива, катании на лошадях, знакомстве с традиционной деревенской кухней, в интерактивном общении экскурсоводов с туристами. В Коптелово действует один из немногих в России музеев, который называют «живым», и который пользуется необычайной популярностью у туристов. Здесь самая богатая в Свердловской области коллекция сельскохозяйственной техники.
Изба бабы Кати. Главная достопримечательность музея — изба бабы Кати, построенная, судя по применённым методам, в конце XVII века.
Первым делом заехали на родник испить воды. Вода оказалась вкусной, теплой.
Подъехали к зданию музея. На фасаде красовалась привлекательная надпись «Мы всегда рады вашему приезду!». Вдохновленные такой надписью, вошли в музей. Время было 15.25. Наш встретила добродушная администратор со словами «До обеда они спят, а потом по музеям шатаются! Не работаем мы уже!!!». В музее заканчивалась экскурсия и на нашу просьбу присоединиться к ней, получили отказ «экскурсии платные», «мы заплатим» - пытались договориться мы, «уже поздно. Меньше спать надо». Урезонивала нас администратор.
Спросили дорогу к избе Бабы Кати , мы вышли из гостеприимного места, но с желанием вернуться сюда еще раз, поскольку несколько услышанных нами фраз экскурсовода были интересными – о том, что означают узоры на старых вывитых полотенцах.
На выходе увидели фразу, стало понятно, в чем выход, в т.ч. эвакуационный.

Поиски избы Бабы кати заняли около 15-20 минут. Оказывается мы проезжали мимо этой избы несколько раз, но принимали эту постройку за обычный деревенский дом. Которых в Коптелово множество. В этом плане Нижняя синячиха - более интересное место.

Наш путь лежал домой, в Екатеринбург. В город мы въехали в 18.00
До следующих встреч.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru