Откуда: (Москва) Когда: 06/2012
По маршруту: Торжок, Волговерховье, озеро Стерж, Осташков, Нилова Пустынь
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Химик
Традиционный выезд на День независимости России (три дня в июне) не мог не состояться. И не потому, что железные кони застоялись за зиму - нет, их прогуливали, о чём читающие знают. Нет, предстояло важное событие - спуск на воду новой байдарки. А лучше места в нашей центральной России, чем тверской озёрный край, не найти. Хотелось также показать друзьям Диме и Оле исток Волги и Селигер, где раньше им бывать не приходилось. Поэтому забронировали домик на турбазе "Стерж" и, долго не собираясь, тронулись в путь утром 10 июня. Встретились в Клину на автозаправке, поставили на навигаторе Торжок, площадь 9 Января (N 54,046467, E 34,963442).
До объездной Твери добрались без происшествий, благо, и трасса, против ожидания, оказалась незагруженной. А на объездной уткнулись в хвост, который какое-то время вяло двигался, а потом и вовсе испустил дух. Стоявший перед нами ростовчанин на микроавтобусе очень своевременно застопил встречную "Волгу", хозяин которой пояснил: там, впереди, ремонт моста, пропускают по одной полосе поочередно. А сколько ещё это безобразие будет продолжаться? "Да километров семь-восемь". Развернулись и поехали через город. Уже на другом берегу Волги на прямой вылетной улице - пульсирующая пробка, не реагирующая на городские светофоры. Виною ей оказался узенький мост через железную дорогу на самом выезде из города. Надо ли говорить, что Ленинградка была свободной - все парились в Твери. Нам потерянный час обошёлся музеем Пушкина в Торжке, который никак не удаётся посетить уже третий раз. Какая-то напасть.
На повороте в Торжок висел знак "Только прямо" - новоторы (если кто не знает, так называются жители Торжка) ремонтировали асфальт на своём Калининском шоссе. Поехали дальше. Тут навигаторша Катерина Матвеевна Гарминова предложила въехать в город под эстакаду, не обозначенную на карте, висел там и ободранный указатель "Торжок 1 >>". К Кате претензий никаких - она честно, мимо каких-то заборов с колючей проволокой, привела в город и даже довела до площади Девятого января, а видеть, по каким колдобинам она ведёт, ей было нечем. Но ничего, проехали и остались со всеми колёсами.
Раз уж график движения полетел ко всем чертям, осталось только пройти по историческому центру, сфотографироваться на набережной Тверцы и у памятника великому Николаю Львову, гениальному поэту и художнику, архитектору и скульптору, химику и металлургу елисаветинской эпохи, недооцененному при жизни и оставшемуся в памяти потомков навсегда в тени своего современника Михайлы Ломоносова.
Теперь на навигаторе Волговерховье (N 57,253543, E 32,471342). Катерина Матвеевна уверенно вывела из Торжка, не обращая внимания на не вполне адекватные дорожные указатели. Надо ли говорить, что по выезде из города колдобины прекратились - началась федеральная трасса А 111, а с ней и финансирование из более глубокого кармана.
Дорогу эту я полюбил ещё в 2007 году, и с тех пор она не сильно испортилась - асфальт везде, пусть и грубовато, залатан и допускает достаточно скоростную езду. Идёт шоссе по живописным местам, нимало не похожим на подмосковные. Примерно в этом направлении следовали и полчища хана Батыя - но тогда была зима, и, наверное, какая-то своя прелесть пейзажа. Перед Осташковом начался дождь, и довольно сильный. Поэтому все колдобины и ямы в городе оказались залиты водой, не позволявшей определить степень их опасности для колёс. Из Осташкова навигатор выводит легко, но чувствуется, что расставить правильно ударения в фамилиях народных героев, типа Константина Заслонова, - для него задача непосильная. Дальше трасса Р 89 - региональная, а следовательно, ремонтируемая по остаточному принципу. То есть она вся состоит из ям разного размера и глубины. Поначалу это приводит в ужас. Но потом, когда понимаешь, что самые гиблые места можно объехать (встречного транспорта почти нет), а в остальные 16-дюймовое колесо не проваливается, - как бы и ничего. Чем от райцентра дальше, тем дорога лучше. К слову, в 2007 году, когда мы объехали Селигер по "малому кольцу", дорога была лучше. Существенно. А сегодня, как только чуть отдохнул душой, вот уже и Свапуще, поворот на Волговерховье, конец асфальта.
Грейдер оставшиеся 20 километров ухоженный, гладкий, мокрый после дождя не пылит, но интуитивно чувствуешь: перетопишь - сорвёт в занос. Торопиться не будем и спокойно доедем до Волговерховья, оставим на парковке машину и последние метры до истока великой русской реки дойдём пешком. Читатель может мне верить или нет, но повторюсь - более благодатное, намоленное место найти трудно. И вроде бы никакой особенной красоты пейзажа, а душа поёт и радуется. Кстати, по нашему приезду погода развиднелась, выглянуло солнышко.
Приятно, что начал работать Ольгинский женский монастырь. Можно зайти в красный кирпичный храм у истока. Внутреннее его убранство полностью утрачено, но можно (за добровольное пожертвование) подняться на колокольню. И проводить крохотный ручеёк в долгий путь - 3690 километров до Каспийского моря.
От Волговерховья до окончательного пункта назначения - базы "Стерж" - оставалось 12 километров по правому (западному) берегу одноименного озера. Ведёт туда такой же песчано-глинистый грейдер. На повороте к базе - давнишний, изрядно потрёпанный, но хорошо заметный щит-указатель.
Базу отдыха в отчете я описывать не буду - напишу отклик, как только разберусь, как это делается. Здесь же лишь укажу, что всё, что ожидалось, было реализовано. На следующий день: а) посетили Стерженское городище - место, где в эпоху раннего средневековья стоял каменный крест с надписью "Иванко Павлович начал копать реку сю", т.е. видимо, углублять и расчищать волок; б) надули и спустили на воду байдарку; в) немного походили на ней по озеру: сильный ветер и моросящий дождь, испытание было решено перенести на следующий день.
12-го числа, в день отъезда, дождя и ветра с утра не было, так что удалось вспомнить давно забытые ощущения и получить кайф от скольжения по воде на лёгком судне, повинующемся гребкам вёсел. Но надо было собираться. Около 12 часов дня взяли курс на Осташков. 61 км обратного пути показались короче, а дорога глаже. В Осташков мы заехали главным образом в расчете на водную экскурсию по Селигеру. Мы-то с Леной в 2007 году катались (и очень понравилось), хотелось и ребятам доставить удовольствие. Но, увы, экскурсии по озеру в этот день не проводились, а трёхчасовую поездку в Нилову Пустынь мы себе позволить не могли - просто потому, что были ещё очень далеко от дома, а завтра на работу. Поэтому - как и в Торжке - несколько фотографий на память и по машинам. В ту же Нилову Пустынь. Кстати, почему-то Нило-Столобенского монастыря (N 57.23657, Е 33.066859) в списке интересных мест в навигаторе не оказалось. Пришлось закладывать название деревни Светлица. Расстояние от Осташковского водного вокзала (Ленинский проспект, 41) до парковки у дамбы на остров Столобный всего 30 км.
Описывать монастырь и житие преподобного Нила в отчете неуместно - своими впечатлениями и фотографиями непременно поделюсь на своём блоге "Автопилигрим" (autopiligrim.ya.ru). Здесь же хотелось бы сообщить, что всё, что хотелось в Ниловой пустыни увидеть - мы увидели. А также прихватили с собой монастырский хлеб и мёд, к слову, отличные.
Обратно в Москву решили возвращаться другим путём - через Селижарово, Ржев, Зубцов, Шаховскую. До нашей дачи оставалось 290 км, и мы, конечно, приехали бы туда довольно быстро. Если бы только между Зубцовом и Шаховской не устроили ремонт дороги, тупо срезав весь асфальт до глины по всей ширине полотна. Понятно, что пробка неизбежна даже при самом ничтожном количестве машин. В итоге мы у себя на даче были около десяти часов вечера - но к футболу я успел, а Дима с Олей добрались только к половине двенадцатого.
Резюме? Оно очень простое: на день независимости России надо давать всё-таки минимум четыре свободных дня, а то программа путешествия получается слишком компактной. А отдых получился замечательный. Давно уже не испытывал такого чувства, которое можно охарактеризовать как "умиротворение". Чудесное это место - Верхневолжье.
4
До объездной Твери добрались без происшествий, благо, и трасса, против ожидания, оказалась незагруженной. А на объездной уткнулись в хвост, который какое-то время вяло двигался, а потом и вовсе испустил дух. Стоявший перед нами ростовчанин на микроавтобусе очень своевременно застопил встречную "Волгу", хозяин которой пояснил: там, впереди, ремонт моста, пропускают по одной полосе поочередно. А сколько ещё это безобразие будет продолжаться? "Да километров семь-восемь". Развернулись и поехали через город. Уже на другом берегу Волги на прямой вылетной улице - пульсирующая пробка, не реагирующая на городские светофоры. Виною ей оказался узенький мост через железную дорогу на самом выезде из города. Надо ли говорить, что Ленинградка была свободной - все парились в Твери. Нам потерянный час обошёлся музеем Пушкина в Торжке, который никак не удаётся посетить уже третий раз. Какая-то напасть.
На повороте в Торжок висел знак "Только прямо" - новоторы (если кто не знает, так называются жители Торжка) ремонтировали асфальт на своём Калининском шоссе. Поехали дальше. Тут навигаторша Катерина Матвеевна Гарминова предложила въехать в город под эстакаду, не обозначенную на карте, висел там и ободранный указатель "Торжок 1 >>". К Кате претензий никаких - она честно, мимо каких-то заборов с колючей проволокой, привела в город и даже довела до площади Девятого января, а видеть, по каким колдобинам она ведёт, ей было нечем. Но ничего, проехали и остались со всеми колёсами.
Раз уж график движения полетел ко всем чертям, осталось только пройти по историческому центру, сфотографироваться на набережной Тверцы и у памятника великому Николаю Львову, гениальному поэту и художнику, архитектору и скульптору, химику и металлургу елисаветинской эпохи, недооцененному при жизни и оставшемуся в памяти потомков навсегда в тени своего современника Михайлы Ломоносова.
Теперь на навигаторе Волговерховье (N 57,253543, E 32,471342). Катерина Матвеевна уверенно вывела из Торжка, не обращая внимания на не вполне адекватные дорожные указатели. Надо ли говорить, что по выезде из города колдобины прекратились - началась федеральная трасса А 111, а с ней и финансирование из более глубокого кармана.
Дорогу эту я полюбил ещё в 2007 году, и с тех пор она не сильно испортилась - асфальт везде, пусть и грубовато, залатан и допускает достаточно скоростную езду. Идёт шоссе по живописным местам, нимало не похожим на подмосковные. Примерно в этом направлении следовали и полчища хана Батыя - но тогда была зима, и, наверное, какая-то своя прелесть пейзажа. Перед Осташковом начался дождь, и довольно сильный. Поэтому все колдобины и ямы в городе оказались залиты водой, не позволявшей определить степень их опасности для колёс. Из Осташкова навигатор выводит легко, но чувствуется, что расставить правильно ударения в фамилиях народных героев, типа Константина Заслонова, - для него задача непосильная. Дальше трасса Р 89 - региональная, а следовательно, ремонтируемая по остаточному принципу. То есть она вся состоит из ям разного размера и глубины. Поначалу это приводит в ужас. Но потом, когда понимаешь, что самые гиблые места можно объехать (встречного транспорта почти нет), а в остальные 16-дюймовое колесо не проваливается, - как бы и ничего. Чем от райцентра дальше, тем дорога лучше. К слову, в 2007 году, когда мы объехали Селигер по "малому кольцу", дорога была лучше. Существенно. А сегодня, как только чуть отдохнул душой, вот уже и Свапуще, поворот на Волговерховье, конец асфальта.
Грейдер оставшиеся 20 километров ухоженный, гладкий, мокрый после дождя не пылит, но интуитивно чувствуешь: перетопишь - сорвёт в занос. Торопиться не будем и спокойно доедем до Волговерховья, оставим на парковке машину и последние метры до истока великой русской реки дойдём пешком. Читатель может мне верить или нет, но повторюсь - более благодатное, намоленное место найти трудно. И вроде бы никакой особенной красоты пейзажа, а душа поёт и радуется. Кстати, по нашему приезду погода развиднелась, выглянуло солнышко.
Приятно, что начал работать Ольгинский женский монастырь. Можно зайти в красный кирпичный храм у истока. Внутреннее его убранство полностью утрачено, но можно (за добровольное пожертвование) подняться на колокольню. И проводить крохотный ручеёк в долгий путь - 3690 километров до Каспийского моря.
От Волговерховья до окончательного пункта назначения - базы "Стерж" - оставалось 12 километров по правому (западному) берегу одноименного озера. Ведёт туда такой же песчано-глинистый грейдер. На повороте к базе - давнишний, изрядно потрёпанный, но хорошо заметный щит-указатель.
Базу отдыха в отчете я описывать не буду - напишу отклик, как только разберусь, как это делается. Здесь же лишь укажу, что всё, что ожидалось, было реализовано. На следующий день: а) посетили Стерженское городище - место, где в эпоху раннего средневековья стоял каменный крест с надписью "Иванко Павлович начал копать реку сю", т.е. видимо, углублять и расчищать волок; б) надули и спустили на воду байдарку; в) немного походили на ней по озеру: сильный ветер и моросящий дождь, испытание было решено перенести на следующий день.
12-го числа, в день отъезда, дождя и ветра с утра не было, так что удалось вспомнить давно забытые ощущения и получить кайф от скольжения по воде на лёгком судне, повинующемся гребкам вёсел. Но надо было собираться. Около 12 часов дня взяли курс на Осташков. 61 км обратного пути показались короче, а дорога глаже. В Осташков мы заехали главным образом в расчете на водную экскурсию по Селигеру. Мы-то с Леной в 2007 году катались (и очень понравилось), хотелось и ребятам доставить удовольствие. Но, увы, экскурсии по озеру в этот день не проводились, а трёхчасовую поездку в Нилову Пустынь мы себе позволить не могли - просто потому, что были ещё очень далеко от дома, а завтра на работу. Поэтому - как и в Торжке - несколько фотографий на память и по машинам. В ту же Нилову Пустынь. Кстати, почему-то Нило-Столобенского монастыря (N 57.23657, Е 33.066859) в списке интересных мест в навигаторе не оказалось. Пришлось закладывать название деревни Светлица. Расстояние от Осташковского водного вокзала (Ленинский проспект, 41) до парковки у дамбы на остров Столобный всего 30 км.
Описывать монастырь и житие преподобного Нила в отчете неуместно - своими впечатлениями и фотографиями непременно поделюсь на своём блоге "Автопилигрим" (autopiligrim.ya.ru). Здесь же хотелось бы сообщить, что всё, что хотелось в Ниловой пустыни увидеть - мы увидели. А также прихватили с собой монастырский хлеб и мёд, к слову, отличные.
Обратно в Москву решили возвращаться другим путём - через Селижарово, Ржев, Зубцов, Шаховскую. До нашей дачи оставалось 290 км, и мы, конечно, приехали бы туда довольно быстро. Если бы только между Зубцовом и Шаховской не устроили ремонт дороги, тупо срезав весь асфальт до глины по всей ширине полотна. Понятно, что пробка неизбежна даже при самом ничтожном количестве машин. В итоге мы у себя на даче были около десяти часов вечера - но к футболу я успел, а Дима с Олей добрались только к половине двенадцатого.
Резюме? Оно очень простое: на день независимости России надо давать всё-таки минимум четыре свободных дня, а то программа путешествия получается слишком компактной. А отдых получился замечательный. Давно уже не испытывал такого чувства, которое можно охарактеризовать как "умиротворение". Чудесное это место - Верхневолжье.
4
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.