Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 07/2012

По маршруту: Москва, Гагарин, Беларусь (Минск, Берестовица), Польша (Белосток, Осовец, Грюнвальд, Квидзын, Старгард-Щецинский, Свиноустье, Медзыздрое, Лагов, Лодзь), Германия (Штральзунд, остров Рюген, мыс Аркона, Кёнигсштуль, Прора, Зеллин, Грайфсвальд, Альбек, Потсдам), Москва

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Прежде всего традиционный вопрос (уж и не знаю, кому его тут и задавать-то?): почему до сих пор у меня нет права на публикацию фотографий? Думаю, так будет лучше и полезнее для всех.
Лето 2012 года мы уже давно планировали провести в Польше на Балтийском море. В качестве постоянного «места дислокации» был выбран город Свиноустье. Причина – широкие пляжи, обилие достопримечательностей поблизости как в Польше, так и в Германии, до которой от отеля была в прямом смысле слова шаговая доступность.
Вновь мы долго составляли маршрут по Польше, решали что посмотреть, бронировали отели через booking.com, списывались с отелями (помятую весеннюю историю в Германии делаем это обязательно!), мониторили ситуацию на границе. Помимо традиционного белорусского сайта http://gtk.gov.by воспользовались также двумя другими: польским http://www.granica.gov.pl (важный момент для жителей Центральной России: в нем смотрим польско-белорусскую, а не польско-российскую (с Калининградской областью) границу!) и www.onliner.by - интересный белорусский сайт в котором входим в раздел «форум», набираем «Граница Беларусь-Польша» и сразу на последнюю страницу – там люди пишут чуть ли не в режиме он-лайн сколько и на каком посту они стоят в очереди. В общем решили ехать через Бобровники-Берестовицу. Хотелось и новый погранпереход попробовать и вроде по маршруту так лучше получалось.
Итак, 06 июля, 1 день поездки. Вновь ранний выезд из Москвы около 07 часов утра. По дороге предполагалось посещение Гагарина, ночевка перед границей либо её переход (в зависимости от очереди). В Гагарин мы прибыли около 10 утра, как раз к началу работы комплекса домов-музеев Юрия Гагарина. В целом (билеты, фото, экскурсовод и сувенирная тарелка) все обошлось недешево (около 1300 руб.), однако мы остались очень довольны интересным рассказом и любезным отношением к нам. В экскурсию входит посещение трех исторических музейных зданий, где представлена биография Первого космонавта с рождения и до его гибели. Это дом-музей семьи Гагариных, который они перевезли из деревни Клушино, после переселения в послевоенный Гжатск, дом-музей родителей, построенный по решению правительства в 1961 году, и Дом космонавтов, в котором развернута биографическая экспозиция о жизненном пути Юрия Гагарина (сайт музея http://www.museum.ru/gagarin). Вторым пунктом нашей программы было посещение Музея Первого полета (билеты отдельно около 300р на семью), который посвящен истории подготовки и осуществления первого полета человека в космическое пространство. В экспозиции на первом этаже запомнились сурдобарокамера, в которой космонавты проходили предполетную подготовку, и панель с пультами управления ракетой-носителем «Восток». Дочери нажали на кнопку и на экране увидели оторвавшуюся от земли ракету и услышали знаменитую фразу Гагарина: «Поехали!».
После был «пикник на обочине» и долгий путь к границе. Подъехав к погранпереходу мы увидели очередь из примерно ста машин, развернулись и остановились на ночь в мотеле «Константин» возле лукойловской заправки. В качестве ночевки перед границей нами рассматривалась также гостиница в г. Волковыск, однако там не было мест в эту ночь. Что можно сказать про мотель? Дорого по меркам Беларуси (2000 руб. в пересчете на наши деньги), очень долго оформляли, полное отсутствие горячей воды. С другой стороны нас накормили (всего 500 руб. на всю семью), парковка бесплатно, в отеле работают страховщики, есть обменники. В общем выбора у нас все равно не было, ночь поспали, выспались и ранним утром сразу же подъехали к заветному шлагбауму.
В семь утра мы были первыми, не было ни одной машины! Этому нимало удивились подъехавший следом за нами белорус и остановившийся на соседней линии водитель грузовика из Польши. Однако нас не пускали на переход минут 15. В этот момент рядом проходил наряд с собакой. После открытия шлагбаума мы въехали на зеленый коридор, сами подошли к окошку паспортного контроля и проследовали на польскую сторону. Транспортный контроль на Берестовице отсутствует. Таможенного на зеленом коридоре не было. Досмотра машины тоже. За шлагбаумом мы встали на мосту в очередь за грузовиком, однако следовавшие за нами белорусы смело объехали его по встречке и мы поехали за ними, не встретив возражений со стороны поляка. Однако на польской стороне мы провели около часа. В линии, на которую мы встали началась пересменка. Однако и тут в целом все прошло хорошо. Запомнились вопросы таможенника: «Куда пан едет?» - «В Свиноустье.» - «А почему называется Свиноустье?» - «Город в устье Свины.» - «А что есть Свина?» - «Река.» - «Езжайте, пан!». И все. Хотя у проходящих перед нами белорусов это чиновник очень активно копался в чемоданах и багажнике. Итог – 1 ч. 45 мин.
Забегая вперед скажу, что совершенно иная ситуация была на обратном пути. На границе мы были примерно в 09 утра по польскому времени. По обочине гигантская очередь из грузовиков (километров на 10), перед границей очередь примерно из 20 легковых машин, пристраиваемся в хвост очереди, выясняем обстановку. Очередь стоит в красный коридор, т.к. только там можно оформить TAX-FREE. На местном жаргоне говорят: «Есть ВАТЫ или нет?» Свободно проезжающие мимо машины идут в зеленый коридор (огромный плюс для тех, кто не имеет покупок). Разделение по TAX-FREE здесь жесткое ещё на въездном шлагбауме, никакие просьбы и мольбы не помогут. При мне парень с беременной девушкой начал упрашивать пограничника пропустить его, на что получил жесткий ответ: «Не зачем было с ней ехать, раз беременна. Либо езжайте быстро, по зеленому, но без TAX-FREE, либо с TAX-FREE стойте в красном.» На наше счастье неумолимый страж порядка также строг был к тем, кто занял очередь для знакомых (это теперь большая беда судя по форуму, сначала стоит перед тобой в очереди один, а потом машин пять подъезжают), заставлял их разворачиваться и становиться в хвост очереди. Через 2 часа мы въехали на территорию поста, ещё два часа стояли там в ожидании прохождения паспортного и таможенного контроля. Очередь двигалась, то быстро, то медленно. Наконец появился некий главный пограничник, который приостановил зеленый коридор и дал многим из красного, в том числе и нам пройти паспортный контроль. Остался таможенный. К очереди вышли две девушки, которые собирали чеки TAX-FREE и скрупулезно сверяли в бумагах позицию за позицией. Признаться, такое я видел в первый раз! Фактически форменное издевательство, хотя и в полном соответствии с "буквой закона". Наконец сверили, хотя и не без проблем, в т.ч. и языковых (типа: «Покажите мне сукеницу!» - «Вот!» - «Это не сукеница, а сподница!» - «А что такое сукеница?» - «Я не знаю, что это по-русски, вы покупали, значит должны знать!»). Ещё час стоим в очереди перед мостом на выезд. Пограничник упорно никого не выпускал. Остановились и красный и зеленый коридоры. Наконец начали пропускать по паре машин из каждой очереди, переезжаем мост, въезжаем на белорусскую сторону… А там вообще никого! Прохождение заняло минут 10 из которых я минут 5 рассказывал таможеннику о преимуществах моего РЕНО ЛОГАН. Итог – около 6 часов. И это неплохо. Судя по форуму, после обеда в тот день люди стояли по 10-12 часов!
Вообще пугает тенденция к увеличению времени прохождения в обратном пути (3,5 часа в Красном Логу прошлой осенью, 5 часов весной в Бресте, 6 часов сейчас в Берестовице) и это при том, что пару лет назад прохождение белорусско-польской границы занимало по часу-полтора. Со слов белорусов, сейчас они ездят практически за всем в Польшу, т.к. все в Беларуси стало очень дорого. Ну чуть ли не в гипермаркет по выходным ездить в Польшу уже выгоднее, чем у себя покупать. И это при постоянном увеличении пропускной способности погранпереходов с обеих сторон…. Ну это так, мысли в слух…
Впрочем, все это было ещё впереди, а пока что мы, радостные быстрому утреннему переходу устремились к Белостоку. В центре города мы без труда нашли место для парковки (была суббота и они были бесплатными, хотя в будни днем везде в центре парковки платные) и отправились на короткую экскурсию по центру. Главная достопримечательность города – дворец Браницких, который называют «Подляшским Версалем». В настоящий момент в здании дворца находится медицинский институт. Посещение дворца и осмотр интерьеров возможно по выходным (и бесплатно), однако открытых залов немного. Очень красив парк. Ну вот просто идеален!!! Дворец является центром города (собственно Белосток и городские права получил стараниями семьи Браницких), от него начинаются основные улицы, рядом ратушная или иначе рыночная площадь. После посещения дворца мы отправились в торговый центр «Атриум» ( http://atrium-biala.pl ) . Вообще Белосток – ближайший крупный польский город для жителей Минска или Гродно, да и почти всех других городов Беларуси, кроме Бреста (Расстояние до него от Минска, например, даже ближе, чем до Бреста) и, как следствие, невольно превратился в гигантский торговый центр (ТЦ подобных «Атриуму» тут с десяток).
Попив кофе с пирожными в кафе и сделав свои первые польские покупки мы выехали из Белостока в Квидзын, где у нас был забронирован следующий отель. Первым пунктом по нашему маршруту был Осовец.
Осовец. Название сейчас это никому ничего не скажет, а тем не менее эту русскую крепость называют иначе Брестской крепостью Первой мировой войны. Крепость была расположена в стратегически важном месте вблизи от тогдашней германско-русской границы. Справа и слева от неё заболоченная долина реки и непроходимые леса на десятки километров (даже сейчас там национальный парк) и лишь в этом месте проходят автомобильная и железная дороги и есть путь для наступления германцев. Перед комендантом ставилась задача продержаться хотя бы несколько дней, а в итоге крепость оборонялась почти год. Крепость выдержала два первых штурма с применением обычных вооружений и тогда немцы приняли решение провести газовую атаку (одну из первых на Восточном фронте). Дождавшись нужного направления ветра они распылили огромное количество отравляющих газов. Последствия были чудовищными: огромные потери в рядах защитников, которые тогда ещё не имели средств защиты, на десятки километров вокруг погибло гражданское население, пал скот, были отравлены звери в лесу. Дождавшись пока газ рассеется, немецкие войска начали наступление на крепость. И вдруг откуда-то из укрытий поднялись последние выжившие защитники крепости. Полуослепшие, харкающие кровью, с разъеденными лицами, русские солдаты пошли в контратаку. Немцы дрогнули и отступили. А атаку эту позже назвали «атакой мертвецов»…
Тем не менее, гарнизон крепости был пополнен и организованно отступил в 1915 году на восток по приказу командования. Практически без потерь было вывезено все имущество, а укрепления взорваны. Позже, уже в 20-е гг польские военные (кстати территорию крепости до сих пор занимает польская армия), обнаружили в одном из чудом сохранившихся казематов русского солдата, который 5 лет не покидал своего поста и охранял склад с консервами. Ему долго пришлось объяснять, что страны, которой он давал присягу, больше нет. Впрочем, возможно, что это лишь легенда.
Как я уже писал ранее, территорию крепости занимают польские военные, а вокруг в лесах создан национальный парк. Тем не менее, прямо на трассе после моста оборудована смотровая площадка, с которой можно посмотреть на живописные виды вокруг и один из взорванных бастионов. Парковка рядом бесплатно.
Следующим пунктом был Грюнвальд. Здесь в 1410 году произошла Грюнвальдская битва, одна из важнейших битв в истории польского и литовского народов, закончившаяся разгромом рыцарей Тевтонского ордена объединенной польско-литовской армией. С трассы есть указатели. Парковка бесплатная. Есть музей, но он был уже закрыт, когда мы приехали. На холме установлен монумент послевоенного времени, по дороге к нему немногие сохранившиеся камни довоенного монумента, разрушенного немцами во время Второй мировой, но чудом сохраненные от повторного использования польскими патриотами.
После Грюнвальда наш путь лежал в Квидзын, где нами был забронирован отель «Максим» ( http://www.maxim-kwidzyn.pl ). Отель расположен в историческом центре Квидзына и занимает два особняка: в одном гостиничные номера, в другом ресторан. На территории бесплатная парковка (впрочем, в Квидзыне она везде бесплатная). Стоимость номера 380 PLN тем не менее показалась нам по итогам пребывания несколько завышенной (отели с аналогичным набором услуг по дороге стоили для нас 360 PLN в Старгарде, 340 PLN в Лагове и 320 PLN в Белостоке). Ужин в ресторане обошелся в 166 + 10 PLN.
Утром третьего дня хорошо выспавшись и вкусно позавтракав мы отправились осматривать достопримечательности Квидзына. Исторический центр города обошли стороной разрушения Второй мировой, однако исторических зданий сохранилось не так много – многие из них были разобраны после войны и целиком или как строительный материал использовались при восстановлении разрушенного центра Варшавы. Главная достопримечательность города – Квидзынский замок ( http://zamek.kwidzyn.pl ). Расположенный в нем музей является филиалом музей Мальборкского замка. Музей очень интересный, экспозиция носит краеведческий характер. В замке частично сохранились интерьеры, богатая этнографическая экспозиция и экспозиция отдела природы, причем последняя состоит из потрясающе выполненных диарам, все чучела животных чистые и аккуратные, поразила веб-камера установленная над гнездом птицы под крышей замка (на экране видно птенцов и птичку, периодически возвращающуюся с кормом для них). Внешний вид замка чрезвычайно необычен – одна из башен вынесена далеко вперед на территорию бывшего русла реки и соединена галереей с основным зданием. Назначение башни чрезвычайно прозаично – в средние века она служила туалетом, протекавшая внизу река при паводке уносила нечистоты. После осмотра замка - осмотр собора и осмотр подземелий (за отдельную плату), в которых восстановлены захоронения нескольких магистров Тевтонского ордена (получить информацию можно на установленном в зале компьютере, есть русскоязычная версия). Можем сказать однозначно, что Квидзынский замок мы обязательно рекомендуем к посещению всем путешествующим по Польше! Покушав кофе с пирожными в кофейне «Сова», мы двинулись дальше на запад к городу Старгард-Щецинский, где у нас был забронирован следующий отель.
После пятичасового пути мы прибыли в город Старгард-Щецынский, где у нас был забронирован семейный номер в отеле «Spichlerz» ( http://www.spichlerz.eu ), что в переводе с польского означает «Элеватор» или «Зернохранилище». И действительно, отель расположен в двух корпусах (одному 100, а другому 150 лет) старинного элеватора. Утром мы познакомились с хозяином. Это очень любезный человек, хорошо говорит по-русски и по-немецки. Его стараниями оба здания были превращены в весьма неплохой отель с симпатичными интерьерами, рестораном, комфортабельными номерами, бесплатной парковкой. Шаговая доступность до достопримечательностей исторического центра и магазинов. Разместившись мы отправились на прогулку по старому городу, после которой поужинали в пиццерии «У Яна», расположенной через улицу от церкви св. Яна ( http://pizzeriaujana.pl ). Помимо пиццы там подаются и блюда традиционной польской кухни. В итоге ужин обошелся в 94 PLN.
Утром четвертого дня мы посетили Мариацкий костел ( http://www.parafia.stargard.pl ) (интерьеры и смотровую площадку), прошлись по местным магазинам и выехали в Свиноустье. Перед городом есть паромная переправа. Она бесплатна, однако следует учесть, что переправа непосредственно в центр предназначена только для местных жителей, а окраинная для всех. Иногда там бывают очереди, однако за те несколько раз, что мы переправлялись, она была незначительна.
В Свиноустье нами были забронированы двухкомнатные аппартаменты «Baltic Home Regina Maris» с балконом и полностью оборудованной кухонной зоной ( http://www.baltichome.pl ). Стоимость аппартаментов за первую неделю 320 PLN, за вторую 350 PLN, дополнительно оплачивается климатический сбор (4 PLN за сутки со взрослых) и парковка на территории (20 PLN). Достоинства – 5 минут пешком до пляжа, 1 минута до променада, тишина, свежий воздух, новое здание, оборудованная кухонная зона, балкон, пляжные принадлежности. Однако выяснилось, что есть и пара минусов: первый связан с тем, что booking.com указывает фактический адрес аппартаментов, а не адрес рецепции, в связи с чем мы вынуждены были поставить машину на улице с платной парковкой и около получаса ходить и выяснять, куда же нам обратиться. В итоге все выяснилось, парковщик не появился и не оштрафовал, но могло бы быть и хуже: за пару недель пребывания под нашими окнами было оштрафовано с десяток машин. Второй минус – абсолютно неясный механизм замены постельного белья и полотенец. Ну т.е. при найме аппартаментов это вообще бывает довольно часто. В курортной зоне во Франции, например, надо либо приезжать со своим бельем, либо платить очень большие деньги за аренду белья отдельно. Здесь выяснилось, что надо заранее договариваться о дате, обмен происходит в строго определенные дни и время, оставлять ключ на рецепции, потом приходить и забирать ключ. В общем как-то очень хлопотно и непонятно.
Помимо прекрасных широких пляжей, на которых каждому найдется место, Свиноустье располагает и достаточно большим количеством достопримечательностей. Прежде всего это музеефицированные ныне 3 форта середины XIX века: Форт Zachodni (Западный), Форты Герхарда ( http://www.fort-gerharda.pl ) и Аниола ( http://www.fortaniola.pl ). На одной из центральных площадей города находится Музей рыболовства ( http://www.muzeum-swinoujscie.pl ). Посещение Форта Герхарда целесообразно также совместить с подъемом на смотровую площадку маяка. Обязательно надо посетить мол с маяком в виде мельницы – символом Свиноустья. Отсутствие ныне границы с Германией делает возможными прогулки в близлежащие городки Альбек и Херрингсдорф, а также поездки на остров Рюген и старинные города Штральзунд и Грайфсвальд.
За время нашего отдыха мы трижды побывали в Альбеке ходили туда пешком по пляжу и ездили на машине в местные магазины SKY (продовольственный, http://www.sky.coop ) и PLAZA (строительный), один раз ужинали в ресторанчике «Haithabu» ( http://www.haithabu-usedom.de ), порции огромные 65 Евро на семью.
Первая наша однодневная поездка в Германию была нацелена на посещение города Штральзунд, исторический центр которого включен в список всемирного наследия UNESCO, и его музеев с морской тематикой.
После полуторачасового пути по дорогам Германии (обычным, о чем речь позднее) мы прибыли в Штральзунд. Парковки в центре города платные, однако мы без труда нашли место на бесплатной парковке чуть дальше от центра. Разница в знаках: бесплатная просто «Р», платная «Р» с надписью «mit Parkschein». Попив кофе и перекусив, мы отправились на осмотр достопримечательностей. Сначала посетили церковь Мариенкирхе (вход бесплатно, смотровая платно, но мы туда не ходили) ( http://www.st-mariengemeinde-stralsund.de ). Следующим пунктом был Морской музей ( http://www.meeresmuseum.de ), очень интересный музей расположен в здании старинной церкви, с богатейшей коллекцией, аквариумами, чучелами, диарамами, орудиями лова, макетами кораблей и т.д. После был шоппинг в магазинах в центре города, затем посещение Ратуши, которая в Штральзунде занята несколькими сувенирными магазинами, потом церкви Николаикирхе (за посещение просят пожертвовать по 2 Евро со взрослых) ( http://www.nikolai-stralsund.de ). Завершением нашей экскурсии был музей Океаниум ( http://www.ozeaneum.de ), расположенный в порту. Летом он очень удобно работает до 21-00, для посещения Морского музея и Океаниума покупаются комбинированные билеты (семейный 45 Евро). В отличие от Морского, Океаниум имеет большую направленность на соседние с Германией Северное и Балтийское моря. Здесь тоже макеты кораблей, чучела, диарамы, аквариумы. Запомнился последний зал, т.н. «Зал морских гигантов»: в громадном зале под потолком размещены чучела китов, кашалота, касатки, кальмара в натуральную величину, посетители располагаются полулежа в специальных креслах и в полумраке слушают запись звуков, которые издают киты, потом рассказ про китов на немецком. Очень удачное решение после экскурсии отдохнуть и порелаксировать таким образом. В Штральзунде есть также и культурно-исторический музей ( http://www.stralsund.de ), расположенный в нескольких старинных зданиях, но мы в него уже не успели. Итог: Штральзунд очень понравился, рекомендуем посетить!
Вторая поезда была нацелена на посещение достопримечательностей острова Рюген. Вновь по тем же самым дорогам до Штральзунда, однако в этот раз мы проезжаем мимо по грандиозному мосту через пролив на остров Рюген и направляемся по местным дорогам к первому пункту нашего путешествия – мысу Аркона ( http://www.kap-arkona.de ). В пути придерживаемся направления на деревню Путгартен. Перед въездом в деревню платная парковка (4 Евро за день), далее около 2 км пешком или на повозке или на паровозике. На самом мысу можно подняться на три маяка, посетить бункеры и несколько музейных экспозиций, просто погулять по окрестностям. Мы посетили только самый высокий маяк (взяли по 3 Евро с троих, в Европе если нет семейного билета, такая практика часто встречается, если пришла семья), остальные экспозиции уже мало интересовали после грандиозных музеев Штральзунда. Перекусив сосисками мы отправились дальше посмотреть на Кёнигсштуль, очень красивый утес, расположенный на территории национального парка ( http://www.koenigsstuhl.com ). На местной дороге придерживаемся направления на Хаген. В деревне Хаген ставим машину на платной парковке (схема оплаты какая-то безумная, сначала платишь сколько стоял, а потом 40 минут бесплатно на посещение ресторана, по 1,5 Евро в час, если не запамятовал). Далее идем по лесной тропе 3,5 км. Вокруг очень красивый, нетронутый лес (именно поэтому он тоже включен в список объектов всемирного наследия UNESCO). Посещение утеса и музея природы стоит 15 Евро на семью. Посещение музея по сеансам каждые минут 10, сначала выдают аудиогиды (увы, только английский и немецкий), потом спускают на лифте вниз, где и начинается осмотр. Музей очень понравился. Экспозиции выполнены очень познавательно, например можно посмотреть на норку мыши за стеклом, нажимая разные кнопки понять как квакают разные лягушки, поют разные птицы и т.д. После музея мы проходим к утесу и любуемся видами. Обратный путь решили проделать на автобусе №19, который каждые 15 мин курсирует от музея до парковки и обратно (на семью в один конец 5,5 Евро). Далее через Засснитц с его гигантским паромным терминалом едем в поселок Прора.
В Проре мы останавливаемся буквально минут на 5 чтобы сфотографировать гигантское здание, построенное здесь во времена Гитлера. Грандиозное здание длиной в несколько километров было построено здесь в 30-е годы с целью предоставить каждому немцу, даже из низших слоев, возможность отдыха на море. Комплекс был рассчитан на отдых несколько тысяч человек одновременно. Каждому предоставлялась небольшая комната с двумя кроватями, столом и стульями. В годы войны часть комплекса была разрушена. После войны последовательно была занята сначала Советской армией, а потом армией ГДР. В настоящий момент здание взято под охрану как памятник архитектуры Третьего Рейха, вот только никто не знает, что с ним делать и оно в основном пустует. В одном из крыльев открыт музей, времени на него, правда, уже не было. Сайт есть например вот такой: http://www.proradok.de
Достойным завершением этой поездки было посещение аквапарка в поселке Зеллин ( http://www.inselparadies.de ). Аквапарк маленький, всего одна горка и несколько джакузи. Для посещения вполне достаточно двух часов (около 26 Евро на семью), парковка рядом платная, однако при посещении аквапарка оплата гасится сотрудником аквапарка. Шкафчики открываются с помощью специального брелока, который крепится на запястье и номер котрого соответствует номеру шкафчика. С помощью этого же брелока можно также покушать в кафе внутри (потраченная сумма автоматически перечисляется на итоговый счет).
Обратный путь лежал по местным дорогам с аллеями деревьев и мощеными брусчаткой. Несколько раз пересекали линию узкоколейки и видели поезд с паровозиком и старинными вагончиками, которые здесь активно эксплуатируются вплоть до настоящего времени. На одном из переездов обратил внимание на совмещенное полотно узкой и европейской колеи (три рельса). Рядом была станция, путевое развитие которой тоже было интересным (европейская колея налево, узкая направо).
Итог поездки: прокатились неплохо, особенно раз уж там оказались. Что следует иметь в виду при посещении острова Рюген, так это какую-то маниакальную страсть местных жителей к платным парковкам. Ну вот просто везде! Впервые я видел лесные поляны вдоль дороги, в центре которых гордо возвышались паркоматы и законопослушные немцы старательно отстегивали им денежки.
Третья поездка в Германию в итоге тоже закончилась в Штральзунде, а началась в другом старинном университетском городке Грайфсвальд. Городок тоже следует посетить. Исторический центр сохранился нетронутым, красивая ратушная площадь, несколько церквей, пешеходные улицы с кафе и магазинами. Парковка платная в центре города, а вокруг центра есть несколько парковочных зон с символической по немецким меркам платой – 1 Евро в день. В Центре города мы посетили две старинных церкви, в одной из которых поднялись на смотровую площадку за 7 Евро. На окраине города мы посетили торговый комплекс, попили кофе с пирожными и выехали в Штральзунд имея целью посетить аквапарк «Ханседом» ( http://www.hansedom.de ). Аквапарк расположен рядом с торговым комплексом «Стрелапарк», в котором мы покушали сделали покупки ( www.strelapark.de ) и гостиницей «Рэдиссон», высотное здание которой, является хорошим ориентиром. Парковки торгового центра и аквапарка расположены в разных местах, причем указатели на парковку аквапарка приводят на платную. Однако мы вовремя сориентировались и встали на бесплатную, которая, правда, была вся увешана предупреждающими надписями о возможностях краж. Аквапарк на порядок лучше аквапарка в Зеллине. Зал оформлен в стиле джунглей Латинской Америки, периодически включается искусственный шторм в главном бассейне, есть три больших горки, горки поменьше, разнообразные джакузи. Нам больше всего понравился т.н. дикий горный ручей, на него пускают от 12 лет, при попадании в него тебя действительно несет мощный поток воды с водоворотами, резкими спусками и т.д. Шторм и ручей включают раз в час минут на 10. При входе каждому выдается жетончик, который потом вставляется в любой свободный шкафчик, из шкафчика берется ключ, который крепится на запястье. Выгодно приобретать семейный билет (около 30 Евро на 4 часа).
Поездка по Польше была лишь одна - в соседний поселок Медзыздрое. Там находится музей природы местного национального парка и минизоопарк с зубрами. Зубры несомненно произвели на детей впечатление. Парковка бесплатно, билет около 16 PLN.
В день выезда из Свиноустья погода нас не порадовала и мы решили вновь посетить Потсдам, благо количество дворцов открытых летом на порядок больше, чем в апреле, когда мы были первый раз. Путь от Свиноустья до Потсдама занял около 4 часов. Мы сразу наметили себе т.н. Новый дворец в качестве объекта посещения. Несмотря на многочисленные указатели на платные парковки без труда нашли место на обочине в 5 минутах ходьбы (вокруг правда вновь висели грозные надписи о возможности краж из авто). Посещение дворца обошлось в 40 Евро за семью, т.к. там проходила выставка, посвященная Фридриху Великому. Выставка не понравилась. Аудиогид по ней только на английском или немецком, а обычные факты постоянно перемежаются отрывками из каких-то художественных произведений, которые может перевести только человек в совершенстве владеющий языком. С другой стороны, шли ради интерьеров, которые посмотрели. Посещение заняло около 4 часов (1 час очередь за билетами (посещение дворца строго ограничено по количеству посетителей), 2 часа осмотр и час прогулка вокруг). Интерьеры оказались совершенно не тронутыми войной (лишь в одном из залов наш солдат старательно вывел надпись на одной из стеновых паннелей «Смерть немецким захватчикам!». Надпись сохранена, теперь это тоже часть истории Потсдама. С другой стороны интерьеры нуждаются в реставрации. Некоторые залы выглядят весьма убого из-за её отсутствия. В целом Потсдам вновь понравился. Поняли, что сюда можно в принципе приехать на несколько дней и лишь тогда может быть удастся посмотреть все его дворцы и парки. В завершение посещение торгового комплекса «Штерн центр» на выезде из города ( www.stern-center-potsdam.de ), кофе с пирожными, последние покупки в зоне Евро. Наш путь лежит в отель «Замок Иоаннитов» ( www.zamek-lagow.pl ) в Лагове.
В этот раз мы приехали не поздно, т.к. хотели поужинать в ресторане замка и посетить концерт классической музыки, который проводился во внутреннем дворе замка. Для того чтобы доехать, мы заранее свернули с автострады А2 на старую трассу, которая теперь имеет номер 92, т.к. не хотелось платить за путь в несколько км по платной дороге), потом до указателя на поворот в д. Гроново и около 5 км после поворота. Вновь нас встретили очень радушно, вспомнили, что мы посещаем замок не первый раз. Романтическая обстановка (старинный городок и интерьеры старинного замка, концерт классической музыки, лес вокруг городка) – все это вновь произвело на нас неизгладимое впечатление. Нам открыли ворота и машина въехала на территорию замка для стоянки. Обстановка номера была довольно простой (2 шкафа, 4 кровати, стол, стулья и телевизор), но при этом вся мебель старинная, сделана из настоящего дерева. В номере все удобства, 4 бутылки минералки входят в стоимость. Ночь обошлась за 340 PLN. Парковка бесплатна. Ужин обошелся в 164 + 11 PLN. Отель однозначно рекомендуем и для транзита, и для отдыха.
Утром вновь вкусный и обильный завтрак, пожелания приезжать вновь от девушки на рецепции. По дороге к границе мы решили первым делом посмотреть на самую большую в мире статую Иисуса, которую поляки построили в соседнем городке Своебодзин. Однако нас ждало разочарование – издалека статую видать, а вот как подъехать, ни одного указателя. Покрутившись по улицам, мы приняли решение ехать в Лодзь. Сильное впечатление произвела система оплаты на открытой трассе А2. Т.е. фактически получилось, что она стала даже дешевле чем весной!!! Первый участок до Познани – если раньше мы просто платили на пункте оплаты 13 PLN, то теперь по карточке 17, далее дважды по 14 (весной 13), потом вновь берем карточку в Конине и перед Лодзью нам предложили заплатить всего 8 (весной 16 PLN). Итог – 53 вместо 55 при существенном увеличении протяженности высокоскоростной дороги.
В Лодзи мы изначально наметили посещение торгового комплекса «Мануфактура» ( www.manufaktura.com ), открытого в бывшем фабричном здании. Найти просто, надо ехать все время прямо с трассы, парковка бесплатна. В торговом комплексе традиционный кофе с пирожными в кофейне «Сова» ( http://www.sowa-lodz.pl ), посещение многочисленных магазинов (тут есть и музеи, но времени на них уже не было). После Лодзи вновь выезд на трассу А2, последний участок который был наспех сдан перед июньским чемпионатом Европы. Сдан действительно наспех: отсутствуют заправки на всем 100 км участке, не достроены многие развязки, часты ограничения скорости, ремонтные работы, сужения и т.д. Однако есть и плюсы – вряд ли этот участок будет платным в ближайший год, т.к. пункты оплаты ещё даже не начинали строить. Дорога привела нас к одной из рокад Варшавы (генпланом там предусматривается именно строительство рокад, а не КАД), по ней до дороги №8, которая является скоростной на первых 50 км от Варшавы, а потом предусматривается открытие ещё двух скоростных участков до Белостока.
В Белосток мы прибыли поздно и не без труда нашли забронированный нами отель «Подляшье» ( http://www.hotelpodlasie.pl ). Дело в том, что вблизи отеля идет строительство все той же транзитной трассы от дороги №8 до границы и движение на многих улицах закрыто. Т.е. видишь отель, а подъехать не можешь. Пришлось даже кое-где нарушить и проехать под запрещающие знаки (пока без последствий). В отеле мы забронировали 4-х местный номер за 320 PLN с завтраком и бесплатной парковкой. Поужинали в ресторане за 93 + 7 PLN. Было уже поздно и нам предложили «пироги». Оказалось, что в польском языке это слово обозначает вареники (так же как «паштетик» это именно пирожок, а не паштет). Мы попробовали и с мясом и с грибами и остались очень довольны.
Ранним утром описанные выше мытарства на погранпереходе Бобровники-Берестовица, затем трехчасовой путь до Минска. В Минске традиционное посещение торгового комплекса «Экспобел» на развязке Минской КАД и Логойского тракта. Обед в пиццерии (уже около 1300 руб на семью, рост цен от раза к разу здесь тоже начинает слегка не нравиться), закупка белорусских продуктов в гипермаркете БИГГЗ. Восьмичасовой (с учетом получасового сна и утренней пробки на въезде) путь в Москву. Очень поздний (или ранний?) приезд в 06-30 часа утра. Седьмое путешествие в Европу на автомобиле благополучно закончилось. Позади 5400 км и 3 страны.
Некоторые наблюдения:
1. Замер скорости на дорогах Германии. При поездке на Рюген мы попали в день какой-то тотальной проверки скоростного режима. Ну т.е. помимо радаров на обочинах трижды встречали измеряющих скорость полицейских. Один из случаев реально поразил! На обочине стоят парень и девушка в комбинезонах без каких-либо знаков отличия и делают вид, как будто один фотографирует другого фотоаппаратом на штативе, который на самом деле является камерой. И вдруг определился нарушитель, некий немец, который ехал нам навстречу со скоростью 60-70км вместо положенных 50. Парочка молниеносно надевает непонятно откуда взявшиеся фуражки, в руках появляются жезлы, перекрывается все движение и лишь потом нарушителю указывается место куда он должен подъехать для составления протокола. А полицейская машина стоит в кустах метрах в 20 от дороги. Выводы делаем сами.
2. Дороги в Германии. На обычных дорогах населенные пункты, в которых скорость можно не снижать до 50км/ч, обозначены зелеными знаками с названием, но какое-то ограничение все равно как правило действует, например 70 км/ч. Снижать до 50 км/ч надо в населенных пунктах с названием на желтом знаке (помимо названия мелкими буквами пишется принадлежность населенного пункта району, федеральной земле и т.д., из-за чего он может иногда показаться обычным рекламным плакатом). При выезде название населенного пункта на этом знаке перечеркнуто красной линией как и у нас, причем дополнительно указывается название и километраж до следующего населенного пункта или пересечения с другой дорогой, что очень удобно, не заблудишься.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru