Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва (Подольский район) Когда: 07/2012

По маршруту: Сызрань, Шигоны, Волжский утес, Жигулевский заповедник, Тольятти, Ульяновск, Казань, Раифа, Нижний Новгород

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Так сложилось, что раньше мы в основном ездили на север или северо-запад. Ну не нравится мне как-то юг, а на севере хорошо. Даже если просто отдыхали на базах отдыха, то в Тверской, Ярославской, Костромской областях. А в этом году решили посмотреть что-то немного другое и поехать на восток, на среднюю Волгу. Причем, не проводить весь отпуск в разъездах, а сначала отдохнуть 10 дней в районе Сызрани, а уже затем проехать и посмотреть Ульяновск и Казань, ну и еще что-нибудь по дороге. То есть туда по М5, а обратно по М7. Как обычно, домик на базе отдыха "Волна" на Усе и гостиницы далее по пути следования забронировали заранее. Собрались, подготовились и рано утром 11 июля тронулись в путь. Экипаж - жена, двое детей (6 и 12 лет) и я. Автомобиль все тот же - Москвич 214145.

День первый. 11 июля.
От дома тронулись в начале четвертого. По первой бетонке доехали до Бронниц, свернули на М5. Поразила пробка навстречу. Будний день, 4 утра, а здесь хвост на несколько километров. Но в нашу сторону свободно, и мы быстренько оставляем в стороне Коломну и в сильном тумане переезжаем Оку. Далее до Рязани дорога отличная и тоже свободная. Примерно через два часа после выезда, в 5-10 мы в Рязани.

Рязань обходим по объездной. Совершенно свободно, не зря так рано выехали. В конце объездной, при повороте на Самару, заправляемся на ТНК. Пробег от дома 208 км. Еще и салфетки выиграл в какую-то лотерею. Короче, заправка понравилась качеством топлива, честностью колонок, ну и салфетками этими (мелочь, как говорится, а приятно). После Рязани дорога становится еще лучще чем до нее. Отличная четырехрядка с разделительной полосой.

И идет такая дорога довольно долго,примерно до моста через Проню. Но затем сменяется более узкой и без разделительной, в основном двухрядка, где лучше, где хуже, присутствует коллейность. Где-то перед Шацком попадается дямящаяся на обочине фура. То ли колесо у него загорелось, то ли еще что. Но хозяин вроде особой паники не проявлял, а может уже потушили.

В 7-20 проехали Шацк. Пробег 375. В 7-40 пересекли Цну. Мост очень неровный. Ближе к концу Рязанской области попадаются два переезда. Но один скоро заменит мост, а пока его не построили, пришлось немного постоять.

В 8-10 въехали в Мордовию. Пробег 440. Неспеша проехали через всероссийскую столовую - Умет. Действительно необычное место, правда пока не разу есть здесь не приходилось.

После Умета дорога становится похуже - приличные колеи.

Примерно такая дорога, где ровнее, а где и более убитая идет до Пензенской области, границу которой мы пересекаем в 8-50. Пробег 492.

В 9-30 проехали Нижний Ломов. Пробег 556. Дорога в Пензенской области лучше.

А ближе к областному центру становится четырехрядной.

В 10-40 мы въеэжаем в Пензу. Пробег 660. Здесь город остается практически в стороне, но все таки несколько светофоров есть. А мост через Суру ремонтируется. Тут сужение, но проходим без пробок.

После моста дорога узкая, да еще машин много появилось, так что едем медленно, а потом и вообще начинается ползущая пробка. Пока ехали быстро жара не чувствовалась, а теперь начинает припекать. За бортом уже 30. Оказывается на встречке серьезная авария. Несколько разбитых машин, скорые, пожарная, больше половины дороги перегорожено. Да, невесело на это смотреть, но нужно ехать дальше. Тем более что М5 в Пензенской области за самой Пензой просто радует. Это либо двухрядка, но широкая, с асфальтированными обочинами и полосой для обгона на подъемах.

Либо вообще четырехрядный автобан. Причем протяженность "автобанных" участков приличная, и строят еще.

Так что через несколько лет, как мне кажется, здесь вся дорога будет такой. А может и не только здесь... Да, замечтался я что-то, но все равно радует, что не все дорожные силы брошены на олимпийскую стройку, ведь и другие дороги в стране есть.
Пробег 825. В 12-45 началась Ульяновская область и вернула нас в российскую дорожную действительность. Почти сразу за этой стеллой полотно стало уже, покрытие более неровным, появились волны. Правда, крупных ям не попадалось.

Кстати, замечаем, что пейзаж за окном изменился. Все таки мы уже прилично отъехали от дома. Природа здесь другая. Стало гораздо меньше лесов, много холмов, постоянные спуски-подъемы и - главное - сушь. Наверное так сухо здесь не всегда, просто год такой, но сейчас сохнущие деревья и желтоватая трава просто бросаются в глаза. А местами попадаются почти горы.

Еще на М5 в Ульяновской области почти не попадаются брендовые заправки. А у меня уже лампочка помаргивает. Да еще мост через Сызранку ремонтируется. Светофор, реверс, небольшая пробка. Вобщем, в поисках заправки даже не заметил, как началась Самарская область. Тем более, что качество дороги особо не изменилось. Так и доехал на баке от Рязани до Сызрани, где и заправился на Роснефти. Пробег 927. Время 14-10. Залил 48.6 литра. Расход 6.75. при средней за 80 вполне нормально для такой дороги.
Километров через 15 после заправки нам уже нужно сворачивать с М5 налево, на Шигоны - Волжский Утес. Эта дорога в гораздо лучшем состоянии. Возможно, это объясняется тем, что здесь почти нет тяжелых машин, эта дорога - если можно так выразиться - на местные курорты.
В 14-30 въезжаем в Шигонский район. Пробег 957.

Проезжаем Шигоны, Муранку и вскоре достигаем цели нашей сегодняшней дороги - Муранского бора. Это такой охраняемый природный объект регионального значения. Здесь вообще с лесами плохо, а тут сохранился отличный сосновый бор. Да еще на берегу Усы - притока Волги. А из-за Куйбышевского водохранилища Уса здесь широкая - около 2 км, а может и побольше. Так что здесь расположены несколько десятков разных баз отдыха. Едем по лесу.

И через несколько километров останавливаемся у нашей базы. Это загородный клуб "Волна". Пробег 985. Время 14-55. Доехали меньше чем за 12 часов, думал хуже будет. А так М5 ничего, ездить можно. Несмотря на все опасения дорога показалась несильно загруженной. При том что машины видел с Урала, Алтая, Сибирских областей и даже из Приморского края. Забегая вперед скажу, что М7 похуже будет.
Ну все, заселяться-разгружаться и на пляж.

Здесь мы будем жить до 21 июля. Нашли эту базу в интернете. Понравилось. Территория - прозрачный сосновый бор. Ухоженный ровно настолько, чтобы чувствовалось, что вы именно в лесу. Никаких искусственных газонов, фонтанов и тому подобного. Но нет и бурелома, траву косят. По периметру расположены дома разной степени комфортности. От "бунгало" без удобств и до двухэтажных коттеджей, где есть все вплоть до джакузи. Мы выбрали средний вариант - так называемый домик-пряник. Это дом, разделенный на две половины. В каждой две комнаты, туалет, душ, кухня-прихожая. Вход у каждого свой. Для нашей семьи вполне подходит. Стоимость 3400 в день, но это при бронировании в апреле. Сейчас дороже, да и мест нет. Готовить нужно самим, для этого в домиках все есть. Еще у каждого домика свой мангал. Есть магазин, но лучше за продуктами съездить в Шигоны. Еще есть бар на пляже, но там в основном напитки и мороженное. Пляж отличный: мелкий белый песок, плавный вход в воду, есть лежаки. Вода, правда, цветет. Не сильно, но есть. Но это обычное дело для всех водохранилищ в жару, течения то практически нет. Жалко, что нет лодок или катамаранов, но, при желании, можно договориться на соседней базе. Имеется детская площадка, прокат велосипедов, причем детские дают бесплатно. Вообще здесь почти все с детьми, даже с грудными. Может поэтому, а может еще почему, здесь очень тихо и спокойно. Нет, все отдыхают, выпивают, но никто не орет и не бесится. Так что если вам нужны дискотеки и шумная ночная жизнь вам не сюда. Здесь отдыхают спокойно.




Описывать все 10 дней пребывания здесь я конечно-же не буду. Скажу лишь, что накупались, обгорели, надышались чистым воздухом и наелись шашлыков. Но, разумеется, мы не валялись все время на пляже, а немало поездили по округе. Вот на этих поездках по интересным местам я остановлюсь поподробнее.

Дни 2 - 10. 12-20 июля.

Итак, немного отдохнув, 13 июля решили разведать округу. Для начала хотелось посмотреть на Жигулевское море, и мы поехали в село Усолье, расположенное на его берегу. Дорога хорошая, доехали быстро. Заехали в несколько продуктовых магазинов и поехали к берегу. С погодой не очень повезло - была какая-то дымка, так что Тольятти на том берегу видно не было (ширина водохранилища здесь километров 20). Но зато видно начало Жигулевских гор.

А на другом берегу залива видно знаменитый правительственный санаторий "Волжский утес".

Красиво, но из за дымки видно не очень далеко. А больше всего поразила вода. Я конечно знал, что она цветет, но чтобы так сильно. Вода здесь напоминает зеленую краску, даже кажется, что она густая.

По сравнению с этой, вода у нас в Усе просто кристально чистая. Порадовался, что решили остановиться именно там, а не на самом водохранилище. Так как в этой воде купаться, даже в самую нестерпимую жару, совсем не хочется.
Отсюда решили проехать к самому "Волжскому утесу". 15 километров и мы там. На территорию, разумеется, никого не пускают. Охраняется как секретный объект. Даже не могу вообразить что здесь было, когда сюда Ельцин приезжал. Рядом с санаторием есть поселок, видимо для работников. Неслабый такой поселочек, особенно на фоне окрестных населенных пунктов. Даже в Шигонах (а это райцентр) нет домов выше трех этажей, а здесь девятиэтажки. Да, чинариков наших обслуживают видимо неплохо. Но даже администрация президента не может заставить воду не цвести. А так место хорошее. Справедливости ради хочу сказать, что в принципе попасть сюда может любой желающий, только плати.

Осмотрев места отдыха слуг народа, отправляемся в Шигоны. Хоть я и люблю больше северную природу, не могу не признать, что места здесь довольно красивые. В основном, конечно, из-за рельефа. Жалко только, что березовые посадки вдоль дорог сохнут.

Затем поехали в Шигоны. Прокатились по этому райцентру сельского типа. Приметили для себя церковь и закупились продуктами в отличном магазине Магнит (не сочтите за рекламу, просто сильно отличается в лучшую сторону от местных деревенских магазинов). После этого вернулись на базу и несколько дней просто отдыхали. Даже салют с соседних баз видели.

17 июля мы решили съездить в Жигулевский заповедник. Читал что можно подняться на Стрельную гору. Итак в 9-25 выдвигаемся. Пробег 1140. Сначала нужно выехать на М5 и двигаться по ней в сторону Тольятти.

Дорога не в лучшем состоянии, много фур, но ехать нам не очень далеко. В 10-45 сворачиваем с М5 на Зольное. Пробег 1247. Здась дорога поуже и похуже.

Вскоре начинается Жигулевский заповедник.

И дорога начинает напоминать горную.

В 11-30 мы на кордоне в Зольном. Пробег 1275. Покупаем путевку и начинаем двигаться вверх. Путевка стоит 500 рублей на машину, независимо от числа пассажиров. Причем находиться на заповедной территории по этой путевке можно всего два часа. Для посещения смотровой площадки конечно хватает, но вообще дороговато.

Довольно разбитая дорога почти все 8 км идет в гору. А поднимаемся мы всего метров на 300. Последний участок вообще узкий - две машины не разъезжаются, а автобусы сюда и вообще не заезжают - останавливаются раньше и экскурсанты идут пешком.

Несмотря на жару 33-35 градусов и постоянно работающий вентилятор, мы благополучно преодолеваем этот затяжной подъем. И, выйдя из машины, понимаем, что оно того стоит. Может для тех кто бывал до этого в горах и ничего особенного, но нам, равнинным жителям, очень понравилось.



Отличные виды на горы, Волгу. С погодой повезло, так что видно очень далеко. Видно водохранилище, плотину, Тольятти, и дальше до горизонта. Сама "туристическая тропа на Стрельную гору" представляет собой металлический настил с перилами, а где нужно настил переходит в лестницу. Можно спокойно отпустить ребенка. Есть 2 смотровые площадки. Читал, что раньше здесь ходили просто так. Как в далекие времена Степана Разина, по Чертову мосту, на смелость себя проверяли. Ну и несчастные случаи конечно случались. А сейчас построили эту "тропу" длиной несколько сотен метров. Может адреналина и поубавилось, зато гораздо безопаснее, особенно с детьми.

С верхней смотровой площадки можно очень долго любоваться окрестностями.





Да сидеть здесь можно долго, но, к сожалению, время как всегда поджимает. Так что идем обратно.

На подходе к машине нам еще немного ящерица попозировала.

Очень красивое и необычное место. Обязательно рекомендую посетить. Ну а мы начинаем спуск. Время 12-30. Пробег 1282.



Вниз гораздо легче чем вверх. И вентилятор не нужен.
Решили еще заехать на местный пляж. Искупаться в Волге. Хотя формально это уже Саратовское водохранилище, но от предидущей плотины всего километров 20. Так что Волга здесь в своих берегах и течение нормальное. Так что вода не цветет. Она чистая и прозрачная. Дно правда не очень - камни, но все равно от купания получили огромное удовольствие.

Были мысли посетить еще какие-нибудь достопримечательности заповедника, а их здесь хватает, но мои уже подустали, да и жара +35. Так что было принято решение оставить это на следующий приезд и ехать на базу. Время 13-30. Пробег 1291. Напоследок любуемся Жигулевскими горами.

Едем обратно к М5. Кстати, перед самой трассой расположена огромная Тольяттинская птицефабрика. При ней есть магазинчик, где мы купили очень свежую и вкусную курятину. После этого налево на М5 и на базу. Жара уже 36-37. Но вдруг замечаю слева: с юга приближающийся ураган. Не может такая жара ничем подобным не кончиться.

Думаю, успею свернуть на Шигоны или все таки накроет. Постепенно (в течении примерно 30 км) понимаю, что мы встретимся с одной из воронок.

Ну думаю ладно, проедем, не сдует же с дороги. И тут началось: поднялся очень сильный боковой ветер, поперек дороги полетели довольно крупные ветки, температура резко упала до 23-25, а потом потемнело и пошел почти горизонтальный дождь. То есть в левые стекла било как в лобовое на хорошей скорости, а правые оставались сухими. Скорость все снизили примерно до 30-40 и так и ехали бы спокойно. Но здесь случилось довольно неприятное. Эта пластмассовая 20-ти литровая канистра со встречного автовоза слетела прямо передо мной. Что либо делать было уже поздно, но я все таки тормознул, может этим и выиграл лишний метр. Она упала на дорогу перед моей машиной, но видимо подпрыгнула. В следующую секунду я почувствовал, что стукнул ее бампером, а в следующую она уже летела мне прямо в лобовое стекло. В голове уже забегали мысли как я буду бегать вокруг АвтоВАЗа и искать стекло на Москвич. Но, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность работникам Борского стеклозавода, их изделие выдержало этот удар. На память остались только несколько царапин. Придя в себя, метров через 500 я остановился и решил посмотреть на бампер: вдруг номер оторвал, ну и вообще. Но из-за сильнейшего бокового ветра я просто не смог открыть дверь. Так и поехал дальше. А остановился только когда повернул направо, на Шигоны. Все цело, только одна противотуманка вверх завернулась, в нее видимо это злополучная канистра и попала. Сколько раз видел, как волители автовозов , эвакуаторов и прочей подобной техники просто везут что-то на платформе. Ребята, не делайте так. Может вы и не совершаете резких маневров, но все таки - бортов то у вас нет. И в случае чего весь этот скарб отправляется в свободный полет. В моем случае это было сочетание ямы на дороге и сильного бокового ветра. Мне повезло, что первый удар пришелся в дорогу, а второй в бампер, так что в стекло эта штука прилетела имея уже почти мою скорость. А если бы слазу в стекло... Об этом не хочется даже думать.
Может я и слишком подробно на этом остановился, но это был самый яркий дорожный эпизод за всю поездку. Едем дальше. В Шигонах дождя похоже не было, но деревья поломало. А уже подъезжая к Муранке, увидели пожар в придорожной посадке. Может молния, а может просто чей-то костер раздуло.

Около 15-40 мы вернулись в "Волну". Проехали почти 300 км, но оно того стоит. Да еще эта канистра... Вобщем вечером был повод расслабиться.
Кстати на нашем побережье отрубилось электричество. Хорошо, что на нашей базе был дизельный генератор. Соседние до утра сидели без света. И вообще похолодало. На следующий день было уже около 25 градусов и пасмурно. Так что день не пляжный, поэтому решили еще куда-нибудь съездить.
И 18 июля с утра мы поехали в Сызрань. Ехать около 60 км.

Поплутав по промзонам и центру, наконец выехали к Кремлю.

"Кремлем" здесь называют одну сохранившуюся башню и церковь рядом с ней. Так же здесь воинский мемориал и более-менее благоустроенная набережная Сызранки.



В башню попасть не удалось, в церкви ремонт, на набережной сильный ветер, да и смотреть особо нечего. Так что местный Кремль на нас особого впечатления не произвел. Правда, рядом есть хороший магазин сувениров и рынок. Да-да только здесь, на этом рынке, можно купить парное мясо для шашлыка, да еще и дешево. Больше нигде в округе вы его не найдете. Только мороженное. Ну это так, к достопримечательностям отношения не имеет.
После этого посетили Казанский кафедральный собор - главный храм Сызрани.

Здесь очень понравилось. Храм очень большой, светлый. Отреставрирован и снаружи и внутри, где очень красивая роспись. Вобщем, если и есть в этом городе что посмотреть, то этот собор.
Затем съездили в Свято-Вознесенский монастырь. Здесь еще многое предстоит отреставрировать, но тоже понравилось. Еще бы округу расчистить, чтобы комплекс монастыря смотрелся как раньше, но это уже конечно нереально. Главный храм тоже очень красиво расписан внутри.



Импровизированная колокольня.



Вобщем можно пожелать монастырю скорейшего восстановления.
Затем поехали в краеведческий музей.

Обычный краеведческий музей, не лучше и не хуже других. Кроме истории края, представлена и история планеты Земля. Есть раздел про шахты и все что с ними связано. Много чучел разных зверей, птиц и даже рыб. Ну и разные старинные бытовые вещи. Посетить стоит.







После музея собрались уже на базу. Но захотелось посмотреть волжскую набережную. Но оказалось, что ее в Сызрани нет. В городе вообще много промышленных предприятий - сплошная промзона и железнодорожные пути. Куда не поедешь, или в переезд уткнешься или в мост над (или под) железкой. Куча предприятий расположена как раз вдоль Волги. А по самому берегу идет что-то типа дамбы. Может чтобы город не заливало, может еще для чего, но волжской набережной в этом волжском городе нет. Вот единственное нормальное место на берегу Волги, которое удалось найти.

А самое запоминающееся, если покататься по городу это бесконечные железнодорожные пути.

На выезде из Сызрани решили заправиться на Роснефти. Пробег 1501. Залил 42.3 литра. Расход при коротких поездках подрос до 7.36. По пути обратно сфоткал иву, которую вчера сломало ураганом. Ей наверное лет сто было.

Погодка вроде разгулялась, но сильной жары уже не было. 25-27 градусов. Но вода в Усе прогрелась настолько, что была теплее воздуха, выходить было холодно, а сидеть в ней можно было сколько угодно, даже вечером, когда было уже совсем не жарко.
На следующий день решили немного по округе пешком прогуляться, лес посмотреть. Хороший лес, сосновый, люблю я такой.

И жуки здесь такие усатые.

А некоторые деревья еще не последнего царя помнят.

Не зря охраняется этот бор. А то уже давно вырубили бы.
20 июля, в последний день пребывания в "Волне" решили еще разок съездить в Шигоны. В дорогу закупиться и святой источник посмотреть, про который случайно, уже находясь там, вычитали. Про дорогу к источнику распросили в храме. Оказывается находится он в самом селе, прямо между чьими-то участками и огородами. Построена часовня и купель. Можно набрать воды.



Я, разумеется, с огромной радостью окунулся - непередаваемые ощущения.

Ну вот и подошел к концу наш, так сказать, стационарный отдых. Пора собираться. База отдыха "Волна" нам очень понравилась, уезжать как всегда не хочется, но впереди еще много интересного.

День 11. 21 июля.
С утра неторопясь собираемся, грузимся, прощаемся с базой "Волна".

В 11-30 трогаемся в сторону Тольятти. Пробег от дома 1600. По дороге, уже на другом берегу Усы, остановились сфоткаться в подсолнухах и в последний раз посмотреть на место где мы были с другой стороны реки, издалека. Может когда и вернемся еще.



Перед самым выездом на М5 есть переезд. Мы по этой же дороге несколько дней назад ездили в заповедник. Но сейчас перед ним длинный (по местным конечно же меркам) хвост. Оказывается на нем что-то ремонтируют люди в оранжевых жилетах. Стоим 10 минут, 15 - ничего не происходит. Прикидываю, что если объезжать, то почти через Сызрань - крюк километров 70. Пошел спросить, но тут как раз поехали, хотя светофор моргал. Оказывается, путейцы сняли с переезда покрытие, но решили все таки пропустить машины, наложив между рельсами старых шпал. Не ровно получилось, но и на том спасибо. Потеряв немного времени, в 12-15 выскакиваем на М5. Пробег 1650.
По ней к 13 доезжаем до Жигулевска.

Здесь тоже пробочка из-за переезда, но не надолго. Вскоре начинаем спускаться к плотине. Кстати, спуск оборудован аварийными съездами, видимо, на случай если тормоза откажут.

Вот уже и электростанция.

С плотины, по крайней мере из окна легкового автомобиля почти ничего не видно. Можно было остановиться, но мы не стали.



По плотине ехать около 5-ти километров. За это время кончается Жигулевск и начинается Тольятти. Здесь, кстати, можно повернуть направо и попасть на полуостров, где тоже есть несколько баз отдыха. Соседство с электростанцией, автодорогой и большим городом для длительного отдыха может и не очень. А вот остановиться на пару дней по дороге куда-нибудь в Сибирь вполне можно.

После плотины уходим налево, в город. Специально поехал поближе к водохранилищу, но воды-то нигде не видно. Здесь, в лесу тоже расположено очень много разных баз отдыха и санаториев. Прямо не автоград, а курортная зона какая-то. Только с одной из улиц случайно увидели воду до горизонта, действительно Жигулевское море.

Вскоре доехали до АвтоВАЗа и стали искать музей.

Читал, что он напротив, даже видно высокие антенны, но въезд никак не обозначен, и мы прокатились почти до конца завода (а он не маленький). Но затем развернулись, проехали обратно и все таки его нашли. Время 14-00. Пробег 1750.

Музей действительно огромный. Для спокойного осмотра двух площадок нужен целый день. А у нас всего час, ну полтора - нам ведь еще в Ульяновск ехать. Все таки нужно было выезжать пораньше. Так что решаем ограничиться одной площадкой, где главный вход. Здесь очень много техники: машины, самолеты, вертолеты, танки, пушки, ракетные установки, даже подлодка есть (как ее сюда тащили вообще отдельная история).

















Техники, конечно, очень много. Но настораживает отношение к ней. Не то что о грамотной реставрации, а даже о простой покраске, здесь похоже не думают. Многое сломано и разбито. И если заменить стекло в каком-нибудь старом военном самолете наверное действительно сложно, то стекло для Урала или Газона, по моему, можно просто в магазине купить. Спущенные колеса тоже не по музейному как-то выглядят. Видимо, не нужно это руководству. Навезли техники и пусть гниет. А жалко: идея отличная, но если так дальше пойдет, лет через десять это будет больше похоже на свалку металлолома. Но хочется надеяться на лучшее. Музей строится, расширяется, может когда-нибудь и реставрацией займутся. Еще не понравилось, что нельзя полазить. Пусть не по машинам, но хотя бы по бронетехнике. Ну не сломает ребенок голыми руками танк, во многих музеях это уже поняли. Да и подлодка стоит за забором. Не то что во внутрь, даже на палубу не подняться. Я то рассчитывал, как в Вытегре, внутри посмотреть, но здесь все по другому: только из-за забора.
Но зато мы попали в ангар, где стоят вазовские машины: концепт-кары, опытные разработки так и не пошедшие в серию. Если будете здесь, обязательно купите билеты (отдельные) сразу на входе. В этом ангаре очень понравилось.

Здесь стоят совершенно разные автомобили. Некоторым до конвейера не хватило чуть-чуть.

Некоторые никогда на серийный выпуск и не рассчитывались.

Вот этот ралли-рейдовый прототип когда-то блистал на многих международных соревнованиях.

Ну и в центре зала, разумеется, "копейка" как вчера с конвейера.

Это действительно уникальная часть этого большого музея. И самолеты и танки и даже подлодки можно увидеть много где еще, а эти автомобили только здесь. Многие из них и построены были в одном-двух экземплярах, и в разные годы я видел их на различных автомобильных выставках, но здесь все вместе. Впечатляет. И понятно, что с приходом Renault-Nissan таких самостоятельных разработок у ВАЗа больше не будет. И что самое интересное, во многих уникальных автомобилях, по сути являющихся хрупкими макетами, разрешают посидеть и сфотографироваться. В отличие от танков на улице.
Музей конечно же понравился, нужно когда-нибудь еще приехать, только на целый день. А так за полтора часа успели только быстрым шагом пройти по одной из двух площадок. Но что делать, у нас график. Так что в 15-30 фоткаем Москвич на фоне АвтоВАЗа и отбываем.

Выбираемся на Тольяттинскую объездную и в 15-55 сворачиваем с нее на Димитровград. Пробег 1772. Тольятти совершенно не похож на другие города. Чувствуется, что он совсем молодой. С одной стороны нет ничего старого и исторически интересного, а с другой - широкие проспекты, удобная планировка, почти на всех перекрестках круговое движение. Город не маленький, но кажется каким-то свободным, по крайне мере мне так показалось за те три часа, что я здесь провел. Вобщем как-нибудь еще приедем. А пока движемся на Димитровград. В Самарской области дорога хорошая.

Только березки массово сохнут.

В 16-25 въехали в Ульяновскую область. Пробег 1822.

Дорога сразу стала похуже. Вроде ям сильных нет, но волны приличные, раздавленная она какая-то.

После Майны повернули налево на дорогу Ульяновск-Самара. Здесь покрытие еще хуже. В 16-50 въехали в Димитровград. Пробег 1863.

После Димитровграда дорога лучше не стала. Вроде и не сильно разбитая, ехать можно довольно быстро, но иногда попадаются сильные волны. В сам Ульяновск нам сегодня не нужно. У нас забронирован номер в "Лесной Были". Так что в Мирном поворачиваем направо. А затем сворачиваем на очень интересную дорогу.

По такой я еще не ездил. Бетонка шириной метров 20. 4 машины спокойно разъезжаются с приличным запасом. Но нет ни знаков, ни разметки. Похоже на взлетную полосу, если бы не повороты и спуски-подъемы. Потом понял, что дорога эта от завода "Авиастар" до аэропорта "Восточный". И когда нужно, ее закрывают и таскают по ней самолеты от завода до аэродрома. Вот такая интересная дорожка. Затем от аэропорта едем по указателям и в 18-30 доезжаем до "Лесной Были". Здесь у нас забронирован номер на 2 ночи. Двухкомнатный полулюкс с дополнительным местом обошелся в 7200 на два дня. Номер на третьем этаже гостиницы, довольно просторный. Есть аж 2 телевизора, холодильник, кондиционер. Кроме небольшой гостиницы, где остановились мы, на территории еще около 15 коттеджей, но они рассчитаны на большую кампанию. Волга, вернее Куйбышевское водохранилище, здесь очень широкая - 20-25 км. Территория ухоженная, но не лес. Нет, деревья то конечно есть, но много газонов, фонтанов, альпийских горок. Даже кролики живут.





Есть хороший пляж с прокатом катамаранов. Я, разумеется, поплавал с дороги.

А на волнорезе постоянно видно то ли аистов, то ли цапель. Не сильно разбираюсь, но похоже на них.

Вобщем все хорошо, но тишины, к которой мы привыкли в "Волне" нет и в помине. Наоборот: жители Ульяновска видимо используют это место для проведения свадеб, юбилеев, корпоративов и прочих праздников. Да мы еще и в субботу вечером приехали. Так что в ресторане свадьба, в летнем кафе еще что-то, в коттеджах юбилеи. Короче, праздник бьет ключом. Справедливости ради надо сказать, что к 23-24 часам все поутихло, но спокойно отдыхать здесь видимо лучше в середине недели. А в этот раз, хоть администратор и сказала нам, что в ресторане нас накормят, мы все таки решили без приглашения на чужую свадьбу не идти, и заказали ужин в номер, по телефону. Все было довольно быстро, вкусно, правда не дешево. После интересного дня и обильного ужина улеглись спать.

День 12. 22 июля.
На этот день у нас запланировано съездить в Ульяновск и посетить Музей истории гражданской авиации. Утром завтракаем в ресторане гостиницы, примерно в 10-30 выезжаем с базы и едем в город по "самолетной дороге".

До города чуть больше 20-ти километров. Широкая бетонка идет до завода "Авиастар", дальше поворачиваем налево и вскоре направо, на дорогу Самара-Ульяновск. Она здесь четырехрядная, но сейчас ремонт и движение только по одной стороне. Вскоре начинается город, но движение довольно свободное. Едем в центр, постепенно спускаясь к Волге.



На тот берег едем по старому мосту, который называется "Императорский". Он, разумеется узкий, но сейчас здесь свободно - весь транзитный транспорт идет в объезд по новому мосту.



Проезжаем через город в сторону аэропорта "Центральный".

И примерно в 11-30 паркуемся на стоянке около музея.

Несмотря на воскресный день людей практически нет, билеты стоят какие-то копейки, и вскоре мы оказываемся на поле уставленном самолетами и вертолетами.





Есть еще ангар, но там макеты старинных самолетов - так сказать заря авиации. Старинные самолеты есть и на поле.

Самое интересное, и для детей и для взрослых, это возможность посидеть за штурвалом. Пускали, правда, всего в два самолета, но все равно очень интересно.

И уж совсем эксклюзив - это первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Действительно, очень красивый.

Вот в этой кабине посидеть было вдвойне интересно. Правда, как они летали совсем не понятно. Видно из кабины очень плохо. По приборам наверное, их здесь очень много.

Так же можно "погулять" по его крылу.



И заглянуть в двигатели.

Вобщем, классный музей. Самолетов действительно много, и состояние хорошее, по крайней мере не сравнить с музеем в Тольятти. Чувствуется, что здесь есть хозяин. Очень рекомендую посетить.

Пробыли мы здесь часа полтора, куда пускали даже по два раза заходили, но пора ехать дальше.
Едем обратно в центр, проезжаем УАЗ.

Далее остановились у Мемориала Вечной Славы. Отличное место. Завораживающий вид на Волгу.

Пофоткались и поехали в краеведческий музей. Прямо к нему, насколько я понял, не подъехать - пешеходная зона. Но оно и к лучшему, прогулялись немного. Музей расположен в очень красивом и необычном здании.

Внутри есть что посмотреть, но в общем обычный краеведческий музей. Природа, история и т.д. Посмотрели довольно быстро, так как дети не особо любят читать таблички и начинают торопить. После этого немного прогулялись по Венцу. Очень приятное место: зелень, фонтаны, высокий берег и отличный вид на реку и Императорский мост.

По пути к машине прошли мимо здания областной администрации. Здесь, на площади молодежь катается на роликах, скейтах, велосипедах. Построены всякие горки для этого. Также есть трибуны, наверное какие-то концерты проходят. А детям можно покататься на электрической машинке.
Время 15-00. Довольно жарко. И мы решаем заканчивать с осмотром и ехать в "Лесную Быль" на пляж.
Город конечно мы толком и не видели. Но то где успели побывать очень понравилось. Чисто, уютно, неплохие дороги (в отличие от области). Понравилась организация движения и то, что почти все светофоры оборудованы цифровыми табло, показывающими время до смены сигнала. Это очень удобно. Наверное, мы когда-нибудь еще сюда приедем, а пока спускаемся вниз и возвращаемся на левый берег.


По дороге поели в Макдональдсе и вернулись в Лесную Быль, где до вечера просто отдыхали. Покупались, дети покатались на великах. А вечером ужинали в ресторане на улице. Был очень красивый закат.

Любовались мы им долго, так как еду ждали больше часа. Вот так, а ведь почти никого не было. И вообще, по сравнению с субботним, воскресный вечер здесь гораздо тише и спокойнее, банкеты закончились, людей мало. А в будние дни наверное еще спокойнее. Доедали уже в темноте и вскоре улеглись спать. Завтра едем в Казань.

День 13. 23 июля.
Утром собираемся и идем завтракать в ресторан. Пока готовят, решил пройтись вдоль причала. И увидел вот это. Может от жары, может еще от чего, рыба дохнет.

Перед отъездом еще поплавал, так как предполагал, что больше в этой поездке купаться не придется. Попрощался, так сказать, с Волгой.

В 11-25 выехали. Пробег 2065. В Казань решил ехать правым берегом через Буинск. Так что сначала снова едем в Ульяновск.

Проезжаем мимо "Авиастара".

А вскоре после въезда в город уходим направо на новую объездную и новый мост.

Мост "Президентский" достроили только несколько лет назад. Он, разумеется, гораздо современнее "Императорского". Широкий (2+2), высокий (перед правым берегом дорога поднимается над Волгой на 70 метров) и длинный (примерно 4-5 км). Около 12 переезжаем по нему на правый берег.



После моста еще идет небольшой кусок (5-7 км) отличной новой четырехрядки.

Но хорошая дорога быстро заканчивается. И начинается довольно узкая и неровная. Видимо из-за жары, в некоторых местах асфальт как будто "выплеснулся" к обочине и там застыл. Местами очень сильные колеи и волны. Но машин не много. Погода правда немного испортилась - пасмурно, но дождя пока нет.

После Цильны решил заправиться на Роснефти. Пробег 2147. Расход вновь упал до 6.68. Кстати, здесь был самый дешевый бензин за всю поездку. До этого везде заправлялся по 26-30, а здесь 25-70. Но бензин этот мне не понравился. Машина поехала как-то хуже, не сильно но все таки чувствуется. Подъезжаем к границе. Вобщем дороги Ульяновской области (кроме областного центра) не особо порадовали. Все конечно проезжается, но в Самарской и особенно Татарстане дороги лучше.
Время 12-50. Пробег 2160. Выезжаем в Татарстан. Дорога сразу меняется в лучшую сторону.



Новый асфальт, широко, разметка. На подъемы много где появляется еще одна полоса. Отличная дорога.



Местность довольно холмистая. Постоянные спуски-подъемы, причем довольно длинные. Да и природа, по сравнению с Самарской областью, немного поменялась. Стало больше лесов, но главное - нет той сухости. Все живое и зеленое.
13-15. Пробег 2197. Проехали Буинск (или Буа по местному) по объездной. Перед городом справа красивый современный мотель. После Буинска дорога стала чуть похуже. Видимо, здесь ее ремонтировали раньше, но с началом Верхнеуслонского района покрытие опять улучшилось.
14-15. Пробег 2296. Прямо Верхний Услон, а мы уходим налево, к М7. На этом участке попадается ремонт, так что немного потолкались, но в 14-25 выехали на М7. Пробег 2305. Здесь трасса отремонтирована, четырехрядка с разделительной. Вскоре начинаем спускаться к мосту через Волгу.

Волга здесь довольно широкая, но видно, что есть основное русло, где собственно мост, и есть затопленные низменности у левого берега. Здесь дорога идет по насыпи. В воде много островов, на некоторых что-то строится и туда даже можно проехать.

14-36. Пробег 2320. Сворачиваем с М7 и въезжаем в Казань. Начинается дождь. Не очень сильный, но неприятно.

Казань то уже началась, но до центра еще прилично. Сначала едем через какой-то микрорайон, а потом несколько километров через лес, и только потом начинается сам город. Нам нужно в центр, у нас забронирован номер в гостинице Шушма, недалеко от вокзала. Правда, в одном месте повернул не туда, немного плутанули, но к 15-10 выехали к мосту через Казанку. А с него уже и Кремль видно.

Дело в том, что в центре Казани сейчас сплошной ремонт, поэтому пробки в центре приличные. Прямо как в Москве. Маленькие улочки или перекопаны или заставлены машинами. Вобщем хорошо, что у нашей гостиницы есть свой дворик со стоянкой. Примерно в 15-30 мы до нее добрались. Пробег 2345. Гостиница небольшая - занимает часть трехэтажного дома. Есть кафе, Wi-Fi. Номер довольно просторный. Комната одна, но в виде буквы "г", можно сказать полторы. Двухспальная кровать, диван, раскладушка, стол стулья и т.д. Мебели много, но при этом свободно. Есть холодильник, телевизор, кондиционер. Вобщем нас этот номер вполне устроил. Стоит 3300 в сутки с завтраком на всех.
Немного отдохнув и перекусив с дороги, решаем идти гулять, несмотря на дождь. Но как только мы вышли, он закончился, так что зонтики можно было и не брать. Переходим Булак.

И вскоре выходим к местному Арбату - улице Баумана. Но здесь тоже все в ремонте. Что поделать, город готовится к Универсиаде 2013.



Прошли мы примерно половину улицы Баумана, но из-за ремонта сильного впечатления она не оставила. Когда все сделают будет лучше. Двигаемся в Кремль.

Вход бесплатный, на входе можно прикупить разных путеводителей и сувениров. Впрочем, на всей территории Кремля этого добра предостаточно. Для начала решили пойти к зданию, ставшему в последнее время визитной карточкой Казани - мечети Кул-Шариф. Я не много мечетей до этого видел, но мне кажется, что эта самая красивая. Здание немаленькое, но очень ажурное, какая-то легкость в нем чувствуется.

Долго думали заходить внутрь или нет, но все таки решили зайти. Оказывается здесь все продумано для просто туристов (не мусульман). Если что-то не так в одежде, дадут что одеть. Единственное, нужно купить бахилы (как в больницах). После этого можно пройти в зал с небольшой выставкой и, самое интересное, можно подняться на третий этаж на специальный балкон для туристов. Отсюда видно зал где молятся, но во время когда мы были на балконе, там никого не было. Возможно, во время молитвы и не пускают. Вот так мы первый раз побывали в мечети.
Затем немного (а много, к сожалению, нельзя) прошли по стене и поднялись на смотровую площадку, расположенную на самом верху одной из башен. Это уже стоит какие-то небольшие деньги, но вид сверху открывается отличный.





После этого посетили Благовещенский собор. Здесь тоже все отреставрировано, внутри очень красивые росписи. И еще в соборе тихо играет какая-то церковная музыка. Вроде раньше такого не слышал, обычно между службами тишина. Но музыка очень тихая и совершенно не мешает.

Вот так здесь спокойно стоят рядом мечеть и православный храм. Впрочем, как и везде в Татарстане. Во многих населенных пунктах эти храмы мирно соседствуют, причем запущенных и разрушающихся церквей как-то особо не видел, в отличие от многих христианский регионов. А уж в самой Казани, несмотря на то, что численно мечетей все таки больше, чем православных церквей (примерно 45:35, точно не помню), над центром куда не глянь видны золоченые кресты. И, повторюсь, и то и другое в прекрасном состоянии.
Дальше подошли к падающей башне Сююмбюке.

Кстати, падала она почти на президентский дворец, но сейчас уже не падает - фундамент укрепили. Вообще, в Кремле кроме президентского дворца расположены еще несколько властных зданий. Но не сами здания, не их обитатели совершенно не мешают и не портят этого исторического места, в отличие например от нижегородского кремля, но об этом позже.
Еще в северо-восточной части Кремля есть смотровая площадка, откуда видно новую Казань - Казанскую ривьеру, как ее называют. Прямо на какую-то заграницу похоже.

Да и на этом берегу Казанки тоже что-то красивое построено. Ну уверен, но по моему тоже с властью связано.

Ну вот, Кремль вроде немного посмотрели. Время уже к семи, и мы честно говоря находились. Решили немного посидеть, в метро. Стоит 15 рублей. Зашли на Кремлевской, доехали до конечной, а обратно вышли на Площади Тукая. Интересно прокатились. Казанское метро совсем не похоже на московское или питерское. Даже поезда совсем другие. Оно конечно маленькое, всего несколько станций на одной линии, и в отдаленные спальные районы не идет. Может поэтому и людей совсем немного. На выходе немного перекусили вкусной местной выпечной. И двинулись к гостинице опять по улице Баумана, но с другого конца. Здесь ремонта меньше и поэтому поприятнее.

Прошли мимо Богоявленского собора с высокой колокольней, пофоткались около фонтанов, а вот знаменитых скульптур так и не увидели. Наверное опять же из-за ремонта, а может просто не нашли. Зато здесь стоят автоматы с газировкой. Почти как в детстве, только на новом уровне: сироп можно выбрать и стаканы одноразовые.
Затем еще немного прошли вдоль Булака. Чем то на Питер похоже. И вскоре свернули к своей гостинице. Было уже около девяти вечера. Очень хорошо поужинали в гостиничном кафе (может оно и не гостиничное, но у гостиницы как минимум свой зал, куда с улицы не зайти). В меню много национальных блюд, но нет свинины. Ну и ладно, зато водка есть "Ханская". Вкусно и обслуживают быстро. День был довольно насыщенный, так что к 23 улеглись спать. Кстати, гостиница расположена на перекрестке маленьких улиц, но движение здесь приличное. И даже ночью много грузовиков. Так что, если окна как у нас выходят "на светофор", с открытыми будет шумно. Но можно закрыть и включить кондиционер.

День 14. 24 июля.
Утром отлично позавтракали в гостинице. После этого решили прикупить съедобных сувениров. Жена очень хотела привезти домой чак-чак, лапшу и конскую колбасу. Сначала сходили на рынок, так как он был от нас очень близко. Рынок как рынок, немножко с местной спецификой (вместо свинины продается конина). Но здесь мы ничего не купили, не потому что не было, а просто решили, что лучше сходить в "Бахетле" (опять же жена где-то прочитала). Ближайший расположен в ЦУМе, туда и пошли.

Хороший магазин, купили все и даже больше. Только на выходе вспомнил, что машина то в гостинице, и придется со всеми мешками тащиться пешком. Но ничего, дошли.
После вчерашней длинной пешей прогулки мои совершенно не хотели опять идти гулять пешком. Еще мы хотели покататься на кораблике. По телефону узнал, что по будням ходит один рейс в 19-00 (телефон порта узнал у администратора), и билеты лучше купить заранее. Так что решили поехать на машине, сначала в порт, а потом немного прокатиться по городу. До порта недалеко, даже с пробками минут за 15-20 доехали.

Нашли кассу, купили билеты. Вышло 600 или 700 рублей. Потом еще немного погуляли по причалам, на корабли посмотрели. Кстати, слышал что в Ярославле, Костроме и много где еще рейсовый речной транспорт практически умер - не выгодно. А здесь осталось довольно много "Метеоров" и других небольших судов, ходят и вверх и вниз по Волге. Рейсов много и пассажиров тоже, многие с сумками, кажется, что просто за продуктами из деревень в столицу ездят. Похоже, спросом пользуется. Действительно, если "Метеор" идет до Камского Устья час-полтора , то автобус будет тащиться 3-4. Видимо, власть это понимает, и здесь речной вокзал работает вовсю.

До отправления нашего "Адмирала" еще больше пяти часов, так что успеем еще покататься по городу. Много из окна машины в незнакомом городе не увидишь, но хоть так. Для начала проезжаем мимо озера Нижний Кабан и движемся к мосту "Миллениум".



За исключением центра, в Казани нормальное движение. Где нет ремонтов нет и пробок, дороги хорошие, организация тоже понравилась, правда много где нет разметки. Но если где-то ремонт, сразу начинаются пробки. С этим мы столкнулись на мосту "Миллениум". Сразу после него что-то строят, дорога сужается и уходит в сторону. Вобщем, протолкались мы здесь почти час.

Успели насмотреться и на центр.

И на "ривьеру".

Потом немного прокатились по тому берегу Казанки. Здесь тоже широкие ровные улицы и довольно свободно.

Обратно поехали по следующему мосту, проскочили без пробок. На площади тысячелетия снова ремонт.

Потом заехали в МакДональдс, еще немного потолкались у вокзала и примерно в 15-00 вернулись в гостиницу. Да, с казанскими пробками мы познакомились. Вечером на корабль решили поехать на такси - и в пробках не толкаться, и пива попить на корабле хочется. Такси заказали у администратора на 17-30, с запасом. Оплата тоже ей (150 р.), удобно.
Даже немного раньше назначенного времени нам позвонили, что такси уже ждет. В порт приехали очень рано, так что успели рассмотреть все корабли, пока открыли наш. Теплоход "Адмирал" побольше "Москвы", здесь тоже есть закрытая нижняя и открытая верхняя палуба, но навеса наверху нет. Внизу что-то типа бара. Я то думал, что он будет работать, но его так и не открыли. Так что остались мы без пива. А большинство пассажиров пришли со своим, ну ладно. В 19-00 мы отплыли. Сразу задул сильный и довольно прохладный ветер, так что сверху почти все спустились вниз. Честно говоря, ожидали большего. Ни экскурсии, ни бара. Просто пересекаем Волгу, идем до Верхнего Услона и обратно. Причем идем довольно медленно. За два часа проходим около 10-ти км. Нет, не плохо - очень широкая река, открываются хорошие виды на город, но хотелось чтобы что-то рассказывали, а не просто прокатили до того берега и обратно.





С воды хорошо видно центр.

К Верхнему Услону подошли очень близко.

На обратном пути прошли вдоль грузового порта.

На обратном пути ветер стих, но все равно в майке я прилично замерз.
Часть пассажиров за время поездки изрядно набрались. Даже за борт пытались вылезать. Да еще при швартовке наш "Адмирал" сильно ударился в причал. Вобщем интересно конечно, но ожидали большего.
Пока швартовались, вызвал по телефону такси. Через минуту пришла СМСка с маркой и номером машины, очень удобно, и довезли нас обратно за 100 рублей (по счетчику 88). Такси в Казани работает хорошо.
Вечером хорошо поужинали и спать. Отпуск подходит к концу, завтра в Нижний, а оттуда уже домой. Грустно.

День 15. 25 июля.
Утром хорошо позавтракали и стали собираться. Примерно в 10-30 выезжаем из гостиницы. Пробег 2336. Решил не ехать прямо в Нижний, а заехать в Раифский монастырь и дальше проехать через паром в Зеленодольске. Около вокзала удачно пристроился за маршруткой Казань-Зеленодольск, и он провел нас "огородами" к улице ведущей из города. Сам бы наверное опять где-нибудь в пробку попал, а так довольно быстро выскочили к М7, но на нее нам сейчас не нужно едем прямо. Дорога на Зеленодольск отличная четырехрядка с разделительной и надземными переходами.

В 11-20 приехали в Раифский монастырь. Пробег 2400.

Монастырь небольшой и уютный. Красивые храмы, очень вкусная вода в источнике. Все здания в прекрасном состоянии, а на доске с именами людей помогавших монастырю, первым выбита фамилия бывшего президента Татарстана Шаймиева. К сожалению, много времени у нас нет. Так что не везде зашли. Кстати, около монастыря расположен Дом паломника, так что есть где остановиться.

Около 12-ти трогаемся дальше. На всякий случай спросил у охраников на стоянке про паром. Сказали, что ходит и объяснили как проехать. Ближе к Зеленодольску дорога пошла поуже, но нормального качества. В 12-26 въхали в Зеленодольск. Пробег 2414. На пути к парому есть два переезда, на одном из них прилично постояли. Паром расположен около железнодорожного моста.

Паром ходит без расписания, но не стоит, постоянно курсирует туда-обратно. Получается, что рейс примерно каждые полчаса. Берет 13-15 легковых машин, если с грузовиками то меньше. Очередь приличная, мы попадаем только на второй. Простояли почти час, но зато на пароме прокатились. Волга здесь не очень широкая, чуть больше километра.



В 13-45 съехали с парома в Нижние Вязовые. Пробег 2420. Конечно, даже вернувшись в Казань и переехав Волгу по мосту, мы выиграли бы во времени. Но на пароме интереснее.
Отсюда едем на Тюрлему. Дорога узкая и довольно неровная, но машин почти нет. Где-то здесь незаметно проезжаем границу Татарстана и Чувашии.

В Татарстане мы побывали впервые и он нам очень понравился. Порядок везде, все чисто и ухожено, отличные дороги. А ремонт в Казани когда-нибудь закончится, и город станет еще красивее. Приедем сюда еще. А пока проезжаем Тюрлему и в 14-05 выходим на М7. Пробег 2448. Дорога в среднем состоянии. 2-4 ряда, покрытие тоже где-то новое, где-то разбитое. Много фур.

Несмотря на качество дороги, здесь ехать можно довольно быстро. А вот дальше, ближе к Чебоксарам, начинаются ремонты. Они даже не ремонтируют, а фактически заново строят четырехрядную магистраль. Когда сделают будет наверное хорошо, но сейчас пробки по несколько километров. Очень много времени теряется.

Примерно в 15-30 проехали мимо Чебоксар по объездной. Пробег 2535.

На чебоксраской объездной на светофорах тоже собираются приличные хвосты. Но после Чебоксар вроде поехали. Здесь у нашей машины случился очередной небольшой юбилей - 290000.

Дорога такая же: где-то уже 4 ряда, а где-то пока 2. Покрытие тоже сильно отличается. В одном месте попали еще в одну небольшую пробку.

Около 16-30 выехали к Суре. Здесь тоже строят новый мост и новую дорогу к нему. Старый в довольно плохом состянии.

После Суры в нескольких местах ремонты, сужения и пробочки.
В 16-45 началась Нижегородская область. Пробег 2615. Она встретила нас отличным автобаном.

Я уж думал, что так пойдет до самого Нижнего, но хорошая дорога кончилась всего через 5 км. А дальше пошла двухрядка. Местами ремонт, реверс и пробки.

Около 18-00 наконец проехали Лысково. Пробег 2691. Дальше пробок не было. Правда, в Кстово сам сглупил. Вместо того чтобы ехать прямо через город, свернул по указателю на объездную. А она узкая, фур много, обгонять негде. И еще подумал, что она может и за Нижним на М7 выйти. Вобщем, на одном из перекрестков я повернул направо, вернулся в Кстово и уже через него поехал на Нижний. В 19-20 мы въехали в город. Пробег 2786.

Да, М7 из-за ремонтов и пробок получилась очень медленной трассой. 340 км за пять с лишним часов. Когда-нибудь конечно доделают, а пока очень медленно.
После въезда в город заправляемся на Лукойле. Пробег 2788. Залил 45.95 литра. Расход 7.16. Сказываются пробки в Казани и по дороге. Бензин, кстати, самый дорогой за поездку - 26.85, но отличного качества по сравнению с тем что залил в Ульяновской области.
Проезжаем через самый центр и спускаемся вниз.

Наша гостиница выходит одной стеной прямо на Зеленский съезд, но вход с другой маленькой улочки, на которую так просто не заедешь, вобщем немного покатались вверх-вниз (а горки здесь приличные, интересно, как здесь зимой ездят) и в начале девятого подъехали к гостинице "Домино".

Бронировали заранее из дома. Номер "стандарт" со всеми дополнительными местами и завтраком на четверых обошелся в 4400. Дороговато конечно, но зато прямо под кремлевской стеной. Номер не очень большой, но уютный. Комната разделена на 2 части: в одной большая кровать, в другой стол и диван (у нас еще и раскладушка). Есть холодильник, телевизор, кондиционер. Гостиница маленькая, так что отношение персонала прямо какое-то домашнее. Еду приносят прямо в номер. Вечером нужно выбрать завтрак и заказать в какое время его принести. А сейчас заказали мы себе ужин в номер, принесли довольно быстро, правда напитки нам сказали взять в минибаре. А после ужина еще немного прогулялись до набережной Федоровского, посмотрели на вечерний город.

После этого вернулись в гостиницу и спать. Завтра последний день отпуска и нужно многое успеть.


День 16. 26 июля.
Завтрак заказали на 9-00, так что встали пораньше. Завтрак оказался очень сытным, а кое-что из него мы даже забрали с собой. После завтрака пошли немного погулять без машины. Сначала подошли к памятнику Минину и Пожарскому.

Затем поднялись наверх к Кремлю.

И немного прогулялись вдоль стены. Мы здесь уже не первый раз, но все равно очень красиво.



В Кремль не заходили, это у нас запланировано позже. А из гостиницы нужно до 12-00 съехать. Так что возвращаемся и собираемся. При выезде произошло небольшое недоразумение: дело в том, что с нас хотели взять деньги за напитки которых в холодильнике не было. То есть по списку они должны быть, но перед нашим приездом их туда не положили. Но все быстро уладилось. Взяли только за то, что мы действительно выпили. Повторюсь, очень хорошее отношение персонала. Но нам пора ехать.
Нам нужно на канатную дорогу. Но на сайте прочитали, что в понедельник и четверг у них с 10 до 13 технический перерыв. Так что у нас еще час. По дороге остановились у Чкаловской лестницы.

Здесь тоже что-то ремонтируют. А кораблик весь увешан ленточками. Места уже просто не осталось, и для ленточек рядом с кораблем поставили несколько пирамид из арматуры. Немного погуляв вдоль Волги, отправляемся дальше.

На Казанском съезде авария и пробка, и не развернуться. Но все равно в 12-30 мы уже приехали к канатке. Да, станция расположена так, что не зная и не найдешь. С Большой Печерской улицы около дома 70 нужно проехать во двор, не обращая внимания на "кирпич" - под ним стоит табличка, что его действие начинается через 100 метров. Здесь можно припарковаться около строящегося дома или около мечети. И дальше пройти метров 50 пешком.



"Повезло" нам с этим перерывом. До открытия кассы еще полчаса, а очередь уже приличная. Пришлось постоять на солцепеке. Но когда кассу открыли и кабинки пошли, очередь стала двигаться довольно быстро. Стоимость 70 рублей с человека. Для нас это атракцион, поэтому недорого, но как общественный транспорт для ежедневных поездок наверное дороговато. В 13-15 мы уже садились в кабинку. Дверь закрылась, и мы полетели.

Непередаваемые и незабываемые ощущения. В кабинке очень тихо, идет она очень плавно. Кажется, что мы просто летим. Только на опорных роликах немного потряхивает. Сначала немного спускаемся вниз, пролетаем над гребным каналом, а потом поднимаемся на 80 метров. Над фарватером самый высокий отрезок. Виды просто отличные.



После Волги мы снижаемся и до Бора идем уже на небольшой высоте.

12 минут пролетают как один миг. Очень рекомендую, если Вы высоты не боитесь. А моя жена боится. И ехать на канатке обратно категорически отказалась. Так что пришлось нам доехать на такси до паромной переправы, ее я приметил еще сверху. Раньше я и не знал, что прямо в черте города ходит паром. Точнее одновременно три парома. Так что ждать долго не приходится и очередей из машин нет. На берегу стоят суда на воздушной подушке, но сейчас они не ходят. Вернее, они ходят по какому-то своему расписанию - когда захотят. Это нам таксист сказал.

Паром почти не ждали и вскоре уже плыли через Волгу на другой берег.



Паром приходит почти к Казанскому съезду. И дальше нам пришлось почти два километра топать до машины, причем почти всю дорогу в гору. Вот такой марш-бросок получался, но зато не только на канатке, а еще и на пароме прокатились.

Вобщем примерно в 14-30 добрели мы до машины и поехали в центр. Сначала подошли к памятнику Чкалову.



А потом пошли в Кремль.

Здесь тоже бывали раньше, но уже много лет назад. Особых изменений, честно говоря, не заметил. Главное, что теперь можно пройти по стене довольно большой кусок, больше половины. А на территории, как мне кажется, для осмотра интересна только площадь около входа с военной техникой. Здесь же много сувениров.





Нижегородский Кремль сильно перегружен разными административными учреждениями. Местные чинарики похоже считают, что это не исторический памятник, а просто их место работы. Поэтому здесь куча совершенно ненужных в этом месте зданий, заборов, машин с красивыми номерами и стоянок для этих машин. А это наверное отдельная стоянка для самой главной машины.

Выгнать бы их всех отсюда, а здесь что-нибудь историческое восстановить (вернее заново построить). Ну правда, не к месту здесь вся эта власть. Вот в Казани все эти президентские дворцы и арбитражные суды почему-то глаза не режут. А здесь от этого всего сразу впечатление от Кремля портится. А ведь он действительно красивый и много чего повидал за свою долгую историю. И хочется чтобы он был больше похож на музей, чем на горком.
А вот по стене пройти очень интересно. Сейчас открыт отрезок через 7 или 8 башен с приличным перепадом высот. Жалко конечно что сами башни закрыты, но около каждой висит табличка с подробным описанием. Так что каждый сам себе экскурсовод.



Виды со стены открываются отличные.







Правда, иногда видно и такое.

А здесь строят очередной ненужный здесь дом. Они так скоро весь Кремль застроят.

Спустился я со стены у противоположного входа, обратно решил пройти напрямую.

Кстати, увидел что строят кусок стены которого вообще не было (вернее, когда-то давно он был). Новодел, конечно, но по моему лучше так, чем ничего. Все таки что-то хорошее местная власть в Кремле делает. Может быть, когда все сделают, можно будет полный круг по стене пройти. Интересно будет. Ждем.

А сейчас нам уже пора. Время около 16-00. Покидаем Кремль и начинаем потихоньку пробираться к выезду из города.

Еще раз проезжаем по набережной, пересекаем Оку. У нас под Серпуховым она гораздо уже.

Около вокзала немного потолкались в пробке, здесь развязку строят. А вообще Нижний показался не пробочным городом, а может нам просто повезло. Перед выездом решили еще заскочить в какой-нибудь магазин, в дорогу пожевать прикупить, ну и местной продукции на сувениры. Заехали в Карусель, набрали всего и покатили к выезду.
В 17-25 выехали из Нижнего. Пробег 2827. Дорога - хорошая четырехрядка с разделительной. С прошлого года хуже не стало.

На переезде между Пырой и поворотом на Фролищи пришлось немного постоять. Пропускали военный эшелон. Много разной техники везли - от грузовиков и до танков, так что иногда и на переезде постоять интересно.

В 18-10 пересекли Клязьму и въехали во Владимирскую область. Пробег 2898.

Проехали Гороховец. Дальше дорога пошла просто отличная - свежеотремонтированная. И такая почти на всем пути до Владимира.

Владимир решил объехать по старой объездной, так как на новой уже год пробка из-за ремонта моста. В 19-25 проехали поворот на новую объездную. Пробег 3020. Многие дальнобойщики тоже едут прямо. А дорога здесь старая двухрядка, мест для обгона не очень много, так что едем медленно. Да, привыкли уже к широкой дороге, а ведь еще лет 10 назад почти вся Владимирская область такой была. Все таки что-то меняется к лучшему.

Проехали Боголюбово. Все время мимо проскакиваем, никак сюда не заедем, даже стыдно как то.

Вскоре начался областной центр.

На старой объездной движение на удивление свободное. На светофорах собирается машин по 10, но нет даже намека на пробки.

В 20-14 проехали выезд с новой объездной. Пробег 3077. Так что по старой дороге получилось не так уж и долго - 49 минут. Правда, очень свободно было. По новой, если не стоять было бы минут 35, ну пусть 30, так что не такая уж и разница. Зато встать там могли надолго. Правда, сейчас, когда пишу этот отчет, мост уже отремонтировали. Так что эта информация наверное уже и не актуальна.
Далее дорога продолжает радовать. Почти везде новый асфальт положили. На майские здесь гораздо хуже было. Машин не много. Спокойно катим к Московской области.

Правда, на светофорах в Лакинске традиционно собираются хвосты.
В 21-08 пересекли Киржач и въехали в Московскую область. Пробег 3157. Здесь уже много населенки, но едем нормально. Думал свернуть на "свою" бетонку, но мост вообще разобрали, так что решил ехать через МКАД, вроде вечер уже - все из Москвы должны ехать. И не ошибся. Даже в Балашихе ехали, а вот навстречу нам сплошная пробка из Москвы.
В 22-12 выехали на МКАД. Пробег 3242. Здесь как всегда. Где-то летим, а где-то и потолкаться приходится. Но не сильно.

В 22-35 сворачиваем на М2. Еще совсем немного и мы дома. Пробег 3320. Время 23-05.
Дорога от Нижнего до дома понравилась пожалуй больше чем любой отрезок нашего путешествия. 490 км за 5-40 днем по дороге с населенными пунктами - очень неплохо, притом что нигде не гнал. Еще бы обход Лакинска и Покрова построили, вообще было бы отлично. Но в любом случае М7 на участке от Москвы до Нижнего одна из лучших наших дорог, и наверное единственная которая не сужается уже 4 рядов.

Ну вот и закончился очередной отпуск. Разумеется, поездка очень понравилась. Проехали может не так уж и много, но кое-что посмотрели. Все таки 10 дней мы просто отдыхали. Конечно в Ульяновске и Казани мы можно сказать ничего и не видели, но все таки с городами познакомились. И когда-нибудь еще приедем туда. А еще Чебоксары с Йошкар-Олой посмотреть хочется. Да и другие интересные места в той стороне есть. Вобщем, планов как всегда много, а отпусков и выходных мало. Но будем стараться.
Ну и напоследок традиционное фото трофеев.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru